Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал Сочинского государственного университета
туризма и курортного дела в г. Н. Новгород
Судонина М.Л., Каулина Е.М.
Методические рекомендации
к прохождению практики по специальности для студентов
032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Методическое пособие
для студентов всех форм обучения специальности
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Нижний Новгород
2010
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал Сочинского государственного университета
туризма и курортного дела в г. Н. Новгород
Судонина М.Л., Каулина Е.М.
Методические рекомендации
к прохождению практики по специальности для студентов
032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Методическое пособие
для студентов всех форм обучения специальности
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Нижний Новгород
2010
ББК
К
Судонина М.Л. Методические указания к прохождению практики по специальности: методическое пособие / М.Л. Судонина, Е.М. Каулина. – Н.Новгород: Изд-во СГУТ и КД, 2010. – 36 с.
В методическом пособии изложены основные требования, предъявляемые к содержанию практики по специальности, к оформлению текстового, иллюстративного и библиографического материала.
Пособие предназначено для оказания методической помощи студентам факультета АФК при прохождении практики по специальности.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».
Рецензент: д.п.н., профессор НГПУ Дмитриев С.В.
Печатается по рекомендации учебно-методического совета и решению Ученого Совета филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород.
© ООО типография «Принт ЕС», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений …………………………………………………………..
|
4
|
Введение ………………………………………………………………………
|
5
|
Организация и этапы практики …………………………………………….
|
7
|
Цели и задачи практики по специализации ………………………………
|
11
|
Требования к уровню профессиональной подготовки специалиста адаптивной физической культуры …………………………………………
|
15
|
Научное и практическое руководство практикой ………………………..
|
19
|
Рекомендации по оформлению документации …………………………...
|
22
|
Список рекомендованной литературы …………………………………….
|
25
|
Приложения ………………………………………………………………….
|
27
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АДР – адаптивная двигательная рекреация
АФВ – адаптивное физическое воспитание
АФК – адаптивная физическая культура
ВКР – выпускная квалификационная работа
ДОУ – детские образовательные учреждения
ЛФК – лечебная физическая культура
МЛПУ – медицинское лечебно-профилактическое учреждение
ОДА – опорно-двигательный аппарат
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного пособия – дать основные ориентиры в подготовке и проведении практики по специальности.
В соответствии с учебным планом практика по специальности является логическим продолжением предшествующей практики (педагогической). Предшествующие практики позволили студенту овладеть практическими навыками организации и проведения занятий по физической культуре с лицами без нарушений в состоянии здоровья, обучения основным двигательным действиям практически здоровых лиц, составлению и ведению учебной и отчетной документации.
Практика по специальности необходима для формирования более глубоких научных познаний, профессионально значимых умений и навыков специалиста АФК.
Научно-теоретической основой практики по специальности являются базовые знания студентов, полученные в процессе изучения теоретического курса таких дисциплин, как «Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Физическая реабилитация» и др. Кроме того, имеется непосредственная связь данного курса с дисциплинами «Физиология человека», «Частная патология и тератология», «Спортивная метрология» и др.
Практика по специальности проводится на всех формах обучения. Она является обязательной частью профессионально-педагогической подготовки специалистов АФК. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности специалиста по АФК и может рассматриваться как начальная стажировка специалистов по профилю будущей работы.
Базами проведения практики являются медицинские лечебно-профилактические учреждения (МЛПУ), специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и взрослых с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы и др.
В процессе прохождения практики по специальности студенты знакомятся с передовым опытом работы в реабилитационных учреждениях, закрепляют знания, умения, приобретают навыки в вопросах планирования, проведения реабилитационных мероприятий, коррекционных и рекреативных занятий, адаптивного физического воспитания (АФВ), адаптивной двигательной рекреации (АДР), адаптивного спорта и др.
Практика ориентирована на формирование у будущих специалистов АФК базовых профессиональных практических умений и навыков.
Рекомендации по подготовке, организации и проведению практики по специальности имеют практико-ориентированное назначение, раскрывают специфические требования к прохождению практики, дают возможность полноценно решать задачи, поставленные в процессе прохождения практики, синтезировать знания, полученные в вузе и реализовывать их в реальной практической деятельности, в процессе профессионального становления специалиста АФК.
Изложенный материал содержит рекомендации по организации и проведению студентами-практикантами учебной работы, реабилитационных, коррекционных и рекреативных занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидами, с детьми и родителями детей-инвалидов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРАКТИКИ
Учебным планом специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» («Адаптивная физическая культура») предусмотрено прохождение практики по специальности.
В соответствии с учебным планом продолжительность практики по специальности 6 недель.
Сроки и место практики определяется приказом директора филиала СГУТ и КД в соответствии с рабочим учебным планом на основании заявок и запросов предприятий, организаций, учреждений, а также личных заявлений студентов.
Проведение практики при необходимости осуществляется на основе договоров между филиалом СГУТ и КД и соответствующими организациями.
Организации для прохождения практики студентами филиала СГУТ и КД определяются, исходя из специфики специальности.
Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» («Адаптивная физическая культура»), проходят практику в качестве преподавателей и сотрудников образовательных и физкультурно-оздоровительных учреждений, реабилитационных центров, медицинских лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, туристских клубов, физкультурно-оздоровительных структур национальных парков и рекреационных земель, организаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья, специализированных учебных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Студенты очно-заочного и заочного отделения филиала СГУТ и КД проходят практику, как правило, в индивидуальном порядке и самостоятельно определяют базы практики по согласованию с выпускающей кафедрой. В случае невозможности самостоятельно найти базу практики они обращаются к организаторам практики с просьбой о подборе соответствующей организации.
Практика предоставляет возможность изучения деятельности специалиста АФК, наблюдение и анализ основных направлений функционирования оздоровительного (специального) учреждения, подготовки и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.
Практика по специальности является началом самостоятельной деятельности студента как специалиста АФК.
Организация практики по специальности в филиале СГУТ и КД в г. Н.Новгород осуществляется выпускающей кафедрой. Программы практики разрабатывается выпускающей кафедрой на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и учебных программ дисциплин.
В этих целях назначаются руководитель практики от вуза (преподаватель кафедры) и руководитель практики от организации (как правило, руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов).
Предприятия, организации, учреждения, являющиеся базами практики студентов, организуют и проводят ее в соответствии с определенными целями и задачами и заданиями закрепленных за ними студентов.
Выбор организации
Выбор организации — базы практики осуществляется студентом самостоятельно при условии возможности получения необходимых для составления отчета сведений.
Выбранная организация в качестве базы практики может быть любой организационно-правовой формы:
-
Общеобразовательные учреждения с коррекционными классами (для контингента лиц, отнесенных к специальным медицинским группам).
-
Специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.).
-
Федерации, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
-
Физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, МЛПУ, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.
Получив согласие руководителя организации — базы практики, студент предоставляет до начала практики в филиал СГУТ и КД в г.Н. Новгороде письмо-запрос установленной формы, подписанное руководителем организации и заверенное печатью.
При необходимости студент может получить у организаторов практики письмо-ходатайство (письмо-запрос) руководителю организации о предоставлении возможности прохождения производственной практики на данном предприятии.
Виды профессиональной деятельности
Специалист по АФК в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять
(под контролем руководителя практики от базовой организации) следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:
-
Спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую).
-
Рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;
-
Образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную.
-
Научно-исследовательскую и научно-методическую.
-
Организационно-управленческую.
Организационно-методический раздел
Организационная работа
-
Участие в организационных мероприятиях, связанных с практикой (установочная конференция, собрания бригады, совещания, консультации, защита отчета по практике).
-
Ознакомление с базой МЛПУ (реабилитационного центра, специального коррекционного учреждения): помещение администрации, оздоровительные сооружение (имеющиеся и арендуемые), специальное оборудование, тренажеры, аппаратура, методический кабинет, кабинеты ЛФК, кабинеты ФК, массажа и физиотерапии, комната психологической разгрузки и т.д.
-
Ознакомление с нормативно-правовыми документами МЛПУ (реабилитационного центра, специального коррекционного учреждения) и документами, регламентирующими деятельность учреждения.
-
Ознакомление с планированием и учетом деятельности базы практики.
-
Ознакомление с комплектованием прикрепленных групп больных (инвалидов, оздоравливающихся) с организацией реабилитационных (коррекционных) мероприятий с ними.
-
Ознакомление с индивидуальными программами и картами реабилитации больных (инвалидов).
-
Планирование индивидуальной работы на период практики.
Лечебно-оздоровительная работа
-
Разработка индивидуальных программ реабилитации (коррекции) больного (инвалида).
-
Разработка конспектов и проведение занятий с использованием средств АФК, ЛФК и других мероприятий.
-
Проведение занятия по АФК (ЛФК) с больными (инвалидами) разных нозологических групп.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
-
Оказание помощи в организации и активное участие во всех массово-оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в базах практики.
-
Осуществление методов врачебного контроля за состоянием здоровья занимающихся ФК и спортом (составление графиков физиологических кривых, нагрузки на занятиях АФК, ЛФК, измерение АД, ЧД, ЧСС и т.п.).
Санитарно-просветителъная работа
-
Проведение бесед с больными и их родственниками о роли и эффективности воздействия реабилитационных мероприятий, занятий физическими упражнениями, спортом.
-
Оказание помощи персоналу базовых учреждений практики в оформлении наглядной агитации.
Методическая работа
-
Участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых руководителями-преподавателями для студентов-практикантов.
-
Участие в методических семинарах, инструктивных и организационных совещаниях, проводимых для сотрудников учреждения.
-
Работа со специальной литературой.
Работа по повышению профессионального мастерства
-
Повышение профессионального мастерства осуществляется при посещении занятий АФК, ЛФК, проводимых специалистами базовых учреждений практики.
-
Посещение врачебных консультаций.
-
Изучение и внедрение современных методик в работу специалиста АФК.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или не защитивший результаты практики, считается не прошедшим практику.
Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики ВУЗа - методистам-преподавателям, вносить предложения по совершенствованию лечебно-оздоровительного процесса, организации практики, участвовать в конференциях и совещаниях, пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Практика по специальности необходима для сбора и систематизации материалов для написания курсовой работы по дисциплине «Теория и организация АФК» (КР), её практической части и носит творческий, исследовательский характер.
Основной целью практики по специальности
является изучение и выполнение профессиональных обязанностей специалиста АФК.
Практика по специальности студентов, обучающихся на факультете адаптивной физической культуры, направлена на:
-
формирование у студентов целостной системы междисциплинарных знаний, профессиональных навыков и умений, личностных качеств;
-
формирование навыков планирования и конструирования процесса занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья с учетом их физического и психического развития;
-
формирование практического опыта проведения реабилитационных мероприятий, занятий АФК и ЛФК, обеспечивающего готовность будущих специалистов к самостоятельной деятельности;
-
формирование практического опыта проведения всех форм АФВ, обеспечивающего готовность будущих специалистов к самостоятельной деятельности в области АФВ детей с отклонениями в состоянии здоровья;
-
формирование опыта исследовательской работы по решению конкретных задач в области АФК.
Каждая цель достигается решением ряда как общих, так и частных задач АФК, направленных на всестороннее развитие человека с отклонениями в состоянии здоровья, а также на его социализацию и интеграцию в общество.
Задачи практики по специальности:
-
углубленное изучение организации работы по АФК;
-
ознакомление с системой руководства АФК в МЛПУ или образовательном учреждении;
-
практическое совершенствование, расширение, углубление и закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в ВУЗе;
-
совершенствование теоретических знаний и практических навыков по применению средств комплексной реабилитации;
-
изучение и закрепление практических умений и навыков планирования, учета и организации процесса физической реабилитации; оценки и анализа результатов деятельности, отчетности по ней;
-
изучение и оказание практической помощи лечебно-оздоровительным и образовательным учреждениям по оздоровлению средствами ЛФК и массажа пациентов и профессионального контингента учреждений;
-
популяризация активных методов оздоровления средствами АФК и ЛФК;
-
изучение и закрепление организационных навыков и умений, необходимых в работе по физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
-
определение возможности выполнения КР на основе анализа деятельности организации на базе которой проходит практика;
-
подготовка отчёта о практике как основы для теоретической и практической части КР.
Цель «Формирование у студентов целостной системы междисциплинарных знаний, профессиональных навыков и умений, личностных качеств» обеспечивается решением следующих задач:
-
закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
-
совершенствование профессиональных навыков и умений в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
-
развитие профессиональных личностных качеств: внимательное отношение к больным (инвалидам), креативность, умение владеть собой, толерантность и выдержанность, профессионализм и компетентность;
-
выработка педагогической этики, коммуникативных навыков (вербальных и невербальных) общения, использование их в реализации индивидуального и дифференцированного подхода в работе с больными (инвалидами);
-
изучение и освоение навыков использования психолого-педагогических, клинико-физиологических, теоретико-методических и специальных знаний в процессе решения конкретных задач АФВ.
Цель «Формирование навыков планирования и конструирования процесса занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья с учетом их физического и психического развития» достигается решением следующих задач:
-
изучение и анализ учебных программ, документов планирования лечебно-оздоровительной, спортивно-массовой и коррекционно-оздоровителыюй работы в МЛПУ и специальных (коррекциоинных) учреждений;
-
изучение и совершенствование навыков составления различного вида планов, конспектов, микропрограмм занятий;
-
изучение и совершенствование навыков в постановке задач: образовательных, воспитательных, компенсаторных, коррекционно-развивающих, коррекцнонно-оздоровительных, профилактических с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей контингента.
Цель «Формирование практического опыта проведения реабилитационных мероприятий, занятий АФК и ЛФК, обеспечивающего готовность будущих специалистов к самостоятельной деятельности» предполагает решение следующих задач:
-
изучение и закрепление практических навыков, обеспечивающих готовность будущих специалистов к самостоятельной педагогической деятельности по АФК и ЛФК;
-
изучение и закрепление практических навыков проведения коррекционно-развивающих занятий;
-
изучение и осуществление подбора средств и методов ЛФК, методических приемов, организационных форм занятий, адекватных возрасту, физической подготовленности, степени нарушенных функций и возможностей занимающихся;
-
изучение и закрепление практических навыков проведения рекреативных занятий и адаптивного спорта, предусмотренных образовательным учреждением в режиме дня;
-
изучение и освоение профессиональных умений и навыков диагностики и коррекции физического развития и физической подготовленности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;
-
изучение и практическое освоение навыков педагогического наблюдения и врачебного контроля над самочувствием занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;
-
изучение и практическое освоение навыков регулирования психофизической нагрузки в процессе занятий физической культурой лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-
изучение и усвоение навыков коррекционно-просветительской работы и поиск новых форм сотрудничества и взаимодействия с родителями, воспитывающими детей-инвалидов;
-
изучение и практическое освоение навыков самоанализа занятия (урока) и анализа педагогической деятельности других студентов-практикантов.
Цель «Формирование опыта научно-исследовательской работы по решению конкретных задач в области АФК» обеспечивается решением следующих задач:
-
умение работать с учебно-методической и научной литературой;
-
изучение и совершенствование умений по организации и проведению научных исследований по исследовательской части выпускной квалификационной работы (медико-психолого-педагогическая диагностика, тестирования, педагогические наблюдения, опрос и др. методы научного исследования);
-
развитие творчества и инициативы при решении научно-исследовательских проблем в области АФК;
-
изучение и обобщение передового опыта специалистов АФК.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В соответствии с учебным планом высшего профессионального образования студентов обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», общие требования к образованности будущего специалиста АФК определяются требованиями, связанными не только с теоретическими знаниями в области АФК, но и с подготовкой в области физической реабилитации, ЛФК, спортивной метрологии, частной патологии, педагогики и психологии и др.
Требования, предъявляемые к будущим специалистам АФК, можно разделить на четыре блока.
Студенты должны знать:
-
теорию и методику осуществления профессиональной деятельности специалиста АФК;
-
основные требования, предъявляемые к личности специалиста АФК, основы формирования профессионального мастерства специалиста;
-
анатомо-физиологические основы развития человека в норме и при отклонениях в состоянии здоровья;
-
классификацию различных заболеваний и нарушений в развитии;
-
научные основы АФК, педагогики, психологии, физической реабилитации, спортивной метрологии и др. дисциплин;
-
структуру и методы научных исследований и области АФК;
-
особенности физического и психического развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-
систему организации реабилитационного процесса в МЛПУ, реабилитационных центрах, ДОУ компенсирующего вида, в специальных (коррекционных) школах и др.;
-
содержание программных документов, регулирующих процесс АФВ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
-
особенности восприятия учебного материала, способы передвижения детей с ограниченными возможностями;
-
особенности врачебно-педагогического контроля и педагогического наблюдения в процессе занятий физической культурой и спортом;
-
способы регулирования физической и психоэмоциональной нагрузки у лиц с различными проблемами в развитии в процессе занятий АФК;
-
требования по профилактике травматизма в процессе занятий физической культурой и спортом;
-
особенности организации АФК в спортивных общественных организациях инвалидов, спортивно-оздоровительных клубах инвалидов;
-
методические приемы и формы АФК, обеспечивающие полноценную реализацию индивидуальных физических способностей лиц с проблемами в развитии;
-
приёмы объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов движения;
-
средства АФК и технические средства обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
-
формы работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Будущий специалист АФК должен уметь:
-
формулировать образовательные, коррекционио-развивающие, коррекционно-оздоровительные, профилактические цели и задачи АФК в зависимости от возраста, пола, подготовленности лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-
проводить все формы АФВ с дошкольниками и школьниками с различными нарушениями в развитии;
-
планировать и проводить все формы АФК и ЛФК с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
-
подбирать адекватные средства, методы, методические приемы, организационные формы занятий;
-
определять причины возникновения типичных ошибок при изучении двигательного действия, подбирать приемы и средства к их устранению;
-
проводить педагогические наблюдения и оценку физической подготовленности занимающихся физической культурой и спортом;
-
проводить оценку физического развития занимающихся физической культурой и спортом;
-
проводить основные функциональные пробы для оценки функциональной подготовленности лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
-
применять в профессиональной деятельности современные методы и приемы (аудио, визуальные средства, тренажеры, специальный спортивный инвентарь и др.);
-
регулировать физическую и психоэмоциональную нагрузку лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий АФК и ЛФК;
-
самостоятельно организовывать и проводить в доступных формах научные исследования по проблемам АФК и ЛФК;
-
анализировать и обобщать научно-методическую литературу по вопросам реабилитации, АФК и ЛФК при работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
-
использовать современные технические средства обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
-
проводить консультативно-просветительскую работу с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и с родителями, воспитывающими детей-инвалидов;
-
пользоваться специальной, профессиональной терминологией;
-
критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
-
применять комплекс методов и средств, направленных на формирование у занимающихся потребности в здоровом образе жизни;
-
повышать свой профессиональный уровень за счет изучения и обобщения передового опыта специалистов АФК (преподавателей- новаторов), знакомств с новыми педагогическими технологиями, концепциями.
Будущий специалист АФК должен владеть общими и специальными методами:
-
теорией и методикой осуществления профессиональной деятельности специалиста АФК;
-
обучения двигательным действиям лиц с нарушениями слуха, зрения, речи, ОДА, интеллекта, множественными (комбинированными) нарушениями;
-
коррекции и компенсации нарушенных функций, методами коррекции и профилактики возникновения новых нарушений;
-
активизации двигательной и познавательной деятельности;
-
регулирования физической и психоэмоциональной нагрузки в процессе занятий физической культурой и спортом;
-
организации и проведения подвижных коррекционных игр;
-
моделирования микропрограмм физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня образовательного учреждения;
-
моделирования микропрограмм лечебно-физкультурных мероприятий в режиме дня МЛПУ;
-
оказания помощи, страховки и психолого-педагогического сопровождения лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий физической культурой и спортом;
-
вербального и невербального общения с лицами с различными отклонениями в состоянии здоровья;
-
психолого-педагогической поддержки и помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
Будущий специалист АФК должен обладать следующими личностными качествами:
-
высокой степенью компетенции в области современных технологий, необходимых для профессиональной деятельности специалиста АФК;
-
способностью педагогического воздействия на объект АФК;
-
саморегуляцией и самодисциплиной;
-
высокой духовной и общей культурой;
-
способностью к оптимистическому прогнозированию;
-
способностью к креативности;
-
социально-психологической компетентностью, что значит: владеть коммуникативными средствами (вербальными, невербальными), способами разрешения конфликтной ситуации, проявлять толерантность по отношению к лицам с различными проблемами в развитии и состоянии здоровья.
В соответствии с государственным образовательным стандартом в процессе практики студент должен ознакомиться с проведением и овладеть следующими умениями и навыками:
-
ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации профессиональной деятельности;
-
индивидуально планировать и осуществлять физическую реабилитацию при различных заболеваниях;
-
использовать в профессиональной деятельности современные методы реабилитации;
-
творчески применять профессиональные занятия в решении конкретных реабилитационных задач с учетом возраста, индивидуальности, медико-биологических, социально-психологических особенностей;
-
проводить научно-практические, аналитические исследования в сфере профессиональной деятельности; уметь собирать, обобщать, анализировать полученную информацию;
-
умение работать со специальной литературой.
НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Научно-методическое руководство практикой
Исходя из современных требований к организации и содержанию образовательного процесса по подготовке специалистов АФК, эффективность формирования и развития у студентов профессиональных и практических навыков во многом определена совместной деятельностью студентов и преподавателей. В связи с этим научно-методическое обеспечение и сопровождение практики студентов по специализации осуществляется ведущими преподавателями кафедры.
Научно-методическое обеспечение предполагает предоставление студентам научно-методической литературы, позволяющей достигнуть успеха посредством её использования. Формы научно-методического обеспечения: консультирование студентов, посещение занятий АФК, ЛГ, анализ занятия, рекомендации по ведению документации, ознакомление студентов с образцами планов, конспектов, программ, специальные задания студентам (выступление перед больными (инвалидами), выступление перед родителями детей-инвалидов по проблемам АФК, ЛФК и пр.).
Научно-методическое сопровождение студентов предусматривает формирование и своевременную корректировку практических умений и навыков по мере возникновения потребностей. Формами научно-методического индивидуального сопровождения могут быть консультации, соучастие руководителя в решении проблем, рекомендации по подбору методической литературы для чтения.
Научно-методическая поддержка студентов осуществляется при неудачных попытках проведения различных форм АФК (ЛФК), неуверенности в своих силах в общении с больным (инвалидом, нетипичным ребенком, коллегами и пр.). В этом случае необходима включенность опытного педагога, психолога по предоставлению рекомендаций, советов, снимающих возникшие проблемы.
Обязанности руководителей практики и студентов-практикантов
Научное и практическое руководство педагогической практикой по специализации осуществляется:
-
руководителем практики от вуза,
-
руководителем курсовой работы студента,
-
руководителем практики от базовой организации.
Обязанности руководителя практики от вуза:
-
заключение договоров с базовыми учреждениями практики;
-
установление связи с руководителями практики от организации и совместно с ними составление плана-графика проведения практики;
-
решение организационных вопросов, организация и проведение установочного и заключительного занятия по практике;
-
составление рабочей программы проведения практики;
-
оформление отчетных документов по итогам практики;
-
участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещениях их по видам работ;
-
осуществление контроля за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
-
профилактика, анализ появившихся конфликтных ситуаций;
-
проверка документации студента;
-
оценка результатов выполнения студентами программы практики.
Обязанности руководителя курсовой работы студента:
-
заключение договоров с базовыми учреждениями практики;
-
оказание методической помощи в организации и проведении НИРС;
-
разработка тематики индивидуальных заданий;
-
оказание методической помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и в сборе материалов для КР;
-
осуществление контроля за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
-
проверка документации студента;
-
оценка результатов выполнения студентами программы практики.
Обязанности руководителя практики от базовой организации:
-
обеспечивает студентам благоприятные условия для выполнения стоящих перед ними задач;
-
организует и контролирует прохождение практики студентами в соответствии с групповыми или индивидуальными заданиями,
-
знакомит студентов с организацией труда на конкретном рабочем месте;
-
организует консультации ведущими работниками организации по вопросам ее деятельности;
-
контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и правил охраны труда, информирует вуз о всех случаях нарушений;
-
дает характеристику и отзыв о выполнении программы практики студентами, включая замечания и предложения по ее организации.
-
оценивает выполнение студентами программы практики.
Обязанности студента-практиканта:
-
выполнить определенное руководителями задание на практику;
-
научиться применять на практике полученные знания по базовым и специальным дисциплинам;
-
научиться проявлять свой уровень профессиональной подготовки в виде конкретных предложений и рекомендаций;
-
выполнять в ходе практики отдельные разовые и постоянные поручения руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики;
-
по заданию руководителей практики принимать участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, теоретических семинаров, постоянно действующих семинаров, организуемых в базовой организации;
-
самостоятельно проводить занятия с объектами практики (под контролем специалиста АФК (ЛФК) базовой организации);
-
проведение тестирования физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности объекта практики;
-
проведение НИРС по проблемам АФК и ЛФК (в рамках КР);
-
соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, внутренний трудовой распорядок организации (инструктаж проводится по месту практики);
-
участвовать в установочном и заключительном занятиях по практике;
-
вести дневник практики, подготовить письменный отчет о прохождении практики в соответствии с выданным заданием в двухнедельный срок после ее завершения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ
Оформление отчета
Отчет по специальности предоставляется в напечатанном виде в папке — скоросшивателе, на листах формата А4, нумерация страниц вверху, шрифт 12-14TNR, межстрочный интервал 1,5; поля: слева — З см, справа — 1,5 см, сверху – 2 см, снизу — 2,5 см; рекомендуемый объем 10-14 страниц.
Отчет должен содержать:
-
титульный лист (приложение 1);
-
дневник прохождения практики (приложение 2, 3);
-
заключение (приложение 4);
-
характеристику-отзыв (приложение 5).
Текст отчета должен быть структурирован, разбит на разделы, параграфы, пункты, библиографию, список литературы, приложения (при необходимости).
Показатели, анализируемые в отчете, группируются в таблицы, структура которых должна способствовать полноценной сводке и группировке материалов динамика важнейших показателей отражается в диаграммах.
Каждый день практики должен быть оценен, подписан руководителем практики.
Титульный лист лично подписывается автором отчета и руководителем практики от организации (или руководителем организации), подпись которого заверяется печатью.
Характеристика-отзыв подписывается руководителем практики от организации или руководителем организации, подписи заверяются печатью.
Подписывается руководителем практики от организации и заверяется печатью Заключение о прохождении практики.
Содержание отчета о прохождении практики
На титульной странице Отчета указывается:
-
полное наименование учреждения, его организационно-правовая форма, адрес учреждения;
-
Ф.И.О. руководителя практики от организации;
-
Ф.И.О. руководителя практики от вуза;
-
срок прохождения практики;
-
дата защиты практики.
В Дневнике должно быть описано:
-
Основное направление лечебно-оздоровительной и педагогической деятельности.
-
Виды профессиональной деятельности осуществляемой в учреждении:
-
спортивно-педагогическая (преподавательская, тренерская, методическая);
-
рекреационно-досуговая и оздоровительно-реабилитационная;
-
образовательно-профессиональная, коррекционная и консультационная;
-
научно-иследовательская и научно-методическая;
-
организационно-управленческая.
-
Сфера деятельности учреждения, перечень основных видов оздоровительных услуг.
-
Описание и характеристика медико-психолого-педагогического процесса.
-
Участие в подготовке и проведении физкультурных занятий с людьми разной степени отклонений в состоянии здоровья.
-
Проведённая студентом (согласованная и проведённая под контролем руководителя от базы практики) реабилитационная (коррекционная) программа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья может быть использована при написании курсовой работы).
-
Каждый день работы студента должен быть оценен и подписан в дневнике руководителем практики от организации.
В Заключении:
-
должны быть перечислены мероприятия, в которых участвовал студент;
-
должны быть перечислены формы, средства и методы АФК использованные в ходе занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
-
выполненные в ходе практики поручения руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики;
-
участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, теоретических семинаров, постоянно действующих семинаров, организуемых в базовой организации;
-
самостоятельно проведенные занятия с объектами практики (под контролем специалиста АФК (ЛФК) базовой организации);
-
и др.
В Характеристике-отзыве должен быть проведен анализ деятельности студента в организации за период практики:
-
наименование организации;
-
выводы об умении студента применять теоретические знания на практике;
-
самостоятельность и активность в работе;
-
количество и вид выполняемых практических работ; результаты выполнения программы практики по разделам;
-
трудовая дисциплина; особенности во взаимоотношениях с работниками организации;
-
должна быть дана общая оценка результатов работы студента за период практики (по пятибалльной шкале), предложения и пожелания.
В Приложениях к отчету о практике:
-
должны быть представлены средства, формы и методы АФК, применённые на практике;
-
может быть описана методика проведенной реабилитационной (коррекционной) программы;
Отчет подшивается в следующей последовательности:
-
Отчет о практике (титульный лист) с чётким указанием необходимых данных
-
Заключение
-
Характеристика-отзыв
-
Дневник практики
Отчёт по практике представляется студентом на кафедру в двухнедельный срок после её окончания.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Ванюшкин, В.А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие: Учебно-методическое пособие для студентов, специалистов коррекционной педагогики [Текст] / В.А. Ванюшкин. – Екатеринбург, 2007. – 140 с. – ISBN 5-8299-0068-8.
-
Волкова, С.С. Физическое развитие школьников с отклонениями в состоянии здоровья: Пособие для учителей / С.С. Волкова. – Владимир, 1970. – 66 с.
-
Дворкина, Н.А. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.А. Дворкина. – М.: Советский спорт, 2005. – 184 с. – ISBN 5-9718-0045-0.
-
Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. – М.: Советский спорт, 2000. – 160 с., илл. – ISBN 5-85009-618-3.
-
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения // Под ред. С.Г. Шевченко. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. – 224 с. – ISBN 5-89415-205-4.
-
Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.А. Дмитриев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПИ «МОДЕК», 2004. – 224 с. – ISBN 5-89502-544-7.
-
Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер./ В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил. – ISBN 5-691-00769-6.
-
Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.: ил. – ISBN 5-691-00230-9.
-
Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.- М.: Советский спорт, 2003. – 240 c. – ISBN: 5-85009-607-8.
-
Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и врачебный контроль / В.А. Епифанов, Г.Л. Апанасенко. – М.: Медицина, 1990. – 366 с. – ISBN 5-225-00812-7.
-
Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и врачебный контроль / Учебник / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР, 2002. – 559 с.
-
Ефимов, А.П. Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей и взрослых: методическое пособие для больных детей и взрослых, их родителей, медицинских работников и педагогов / А.П. Ефимов, В.Н. Карпов, Н.А. Руднева. – Н.Н.- М.: Научно-инженерный центр « Биомеханика и реабилитация», 2002. – 8 с.
-
Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений // Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.- (Развитие и воспитание дошкольника). – ISBN 5-89415-241-0.
-
Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова // Под ред. д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с. – ISBN 5-85009-746-5.
-
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. – М., Советский спорт, 2004. – 192 с. – ISBN 5-85009-865-8.
-
Лечебная физическая культура: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева [и др.] // Под ред. С.Н. Попова.- М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416 с. – ISBN 5-7695-1396-9.
-
Лях, В.И., Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – 204 с.
-
Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [Текст] // Под общей ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2005. – 235 с. – ISBN 5-9718-0011-6.
-
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: учебное пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев // Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.: ил. – ISBN 5-9718-0064-7.
-
Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры // Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с. – ISBN 5-85009-855-0.
-
Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений // Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – 608 с. – ISBN 5-222-04258-8.
-
Физкультурно-оздоровительная работа с людьми пожилого возраста. Методические рекомендации ВНИИФК. Часть 1. – М.: Советский спорт, 2003. – 208 с. – ISBN 5-85009-670-1.
-
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с. – ISBN 5-850009-914-Х.
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа отчета по практике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал Сочинского государственного университета туризма и
курортного дела в г. Нижний Новгород
Отчет
о практике по СПЕЦИАЛЬНОСТИ
На базе_____________________________________________________
(наименование организации)
Выполнен студентом (кой)
__________________________
__________________________
Группы ___________________
«___»______________ 200 г.
Руководитель практики
От организации:
__________________________
«____»______________ 200 .
М.П.
Защищен «____»____________ 20 г.
Оценка___________________________
Руководитель практикой
_________________________________
Зав. кафедрой Реабилитологии
_________________________________
Нижний Новгород
20….
Приложение 2.
Образец оформления дневника прохождения практики
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал Сочинского государственного университета туризма и
курортного дела в г. Нижний Новгород
кафедра Реабилитологии