Главная
страница 1
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова, Т.С. Савочкина
Тверской государственный университет

E-mail: hope@tversu.ru
Анализ современного состояния исследуемой проблемы показал, что основными направлениями информатизации университетского психологического образования являются:

  • использование в учебном процессе современных информационных, в первую очередь, компьютерных технологий [1];

  • использование современных коммуникаций и телекоммуникаций для свободного доступа в локальное и глобальное информационное пространство;

  • включение в состав учебных дисциплин курсов информационных и компьютерных технологий, как базовых, так и специализированных;

  • широкое применение современных информационных технологий в самостоятельной работе студентов: как во время учебных занятий, так и во время практики;

  • повышение информационной культуры преподавателей университета.

Важно подчеркнуть, что все еще широко распространенное предвзятое мнение о сугубо гуманитарном характере образования психолога не соответствует ни требованиям сегодняшнего дня, ни современным тенденциям развития самого психологического знания, в частности таким, как математизация, информатизация и компьютеризация психологической науки и практики.

Для психологов, по сравнению с другими представителями гуманитарных профессий, компьютерные технологии и математические методы имеют особое - профессиональное – значение, так как они широко используются и при проведении психологических исследований, и в практике психологического консультирования. При этом направления их использования могут быть различными: это - оптимальное планирование эксперимента, определение необходимой и достаточной численности обследуемых выборок, обеспечение их репрезентативности; стандартизация разработанных психодиагностических и иных методик, адаптация зарубежных тестов к условиям и особенностям нашей страны; проверка гипотез исследования в соответствии с вектором “теоретическая – экспериментальная – статистическая гипотеза”. Это также обработка полученных эмпирических данных и их интерпретация, например, выявление латентных факторов, влияющих на зависимые переменные, уменьшение размерности рассматриваемого признакового пространства, всевозможные виды кластеризации, группировки и классификации объектов или измеряемых свойств [2].

Таким образом, для психолога информационные и компьютерные технологии являются, в первую очередь, мощным инструментом, средством осуществления своей профессиональной деятельности. При этом важно отметить, что эти средства на практике стали необходимыми компонентами профессиональной деятельности психолога. Соответственно, умение работать с такими средствами фактически является регламентированным стандартом образования специалистов, обучаемых на психологическом факультете.

Важной особенностью является широкий спектр направлений прикладного применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности психолога. К основным из этих направлений относятся следующие:



  1. подготовка стимульного материала, обеспечивающего проведение психологических исследований: например, с помощью специализированного пакета компьютерных программ StimMaker;

  2. адаптация зарубежного опыта к российским условиям и создание новых авторских тестов, опросников и методик: например, с использованием специализированного пакета компьютерных программ TestMaker;

  3. проверка статистических гипотез исследования, включая исследование типа распределения эмпирических данных, критерии для малых выборок, непараметрические критерии, критерии определения устойчивости распределения данных, существенно расширяющие возможности исследователя по корректному применению математического аппарата к психологическому исследованию и, соответственно, по повышению его внешней валидности: например, с помощью широко распространенных и фактически стандартных статистических пакетов Statistica for Windows, Stadia, SPSS;

  4. проверка надежности, валидности и достоверности разработанных методик, психодиагностических тестов и измерительных процедур;

  5. проведение стандартизации построенных измерительных шкал: приведение их к нормальному виду, осуществление квантильной группировки и т.п.;

  6. накопление и обработка эмпирических и экспериментальных данных в базах данных: например, созданных при помощи пользовательской системы управления базами данных (СУБД) MS Access;

  7. оформление отчетов по практике, курсовых и дипломных проектов: например, при помощи использования стандартных офисных пакетов MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.

Другая важная особенность изучения компьютерных технологий на психологическом факультете заключается в наличии огромных электронных ресурсов психологических знаний, представленных в Интернет, глобальных и локальных компьютерных сетях, электронных библиотеках, базах и банках данных и знаний, электронных словарях и энциклопедиях, электронных периодических изданиях, телеконференциях. При этом современный психолог должен не только владеть базовыми знаниями, представленными в электронном виде, но и уметь ориентироваться в глобальном информационном пространстве, осуществлять в нем навигацию, поиск и отбор нужной информации, необходимые операции с файлами.

В связи с этим образование психолога в области компьютерных технологий с необходимостью должно включать:



  1. Базовые знания по работе со средствами и ресурсами Интернет, компьютерных сетей и телекоммуникаций, такими, как обозреватель MS Internet Explorer, возможности по работе электронной почтой персональной информационной системы MS Outlook, поисковые машины Интернет.

  2. Конкретные прикладные знания, в значительной степени – оперативные (в силу высокой динамичности состояния электронных ресурсов), по размещению психологической информации в глобальном информационном пространстве, а также по таким ее характеристикам, как верифицированность, надежность, ценность, полезность, доступность, обновляемость.

Необходимость изучения компьютерных технологий студентами психологического факультета определяется глобальным воздействием феноменов информатизации и компьютеризации на все стороны жизнедеятельности современного общества, в частности, как на процессы всесторонней социализации будущего выпускника, так и на процессы его профессиональной адаптации и самостоятельной профессиональной деятельности. В частности, будущий специалист должен понимать глобальность, фундаментальность и реальную эффективность информатизации и компьютеризации не только как представитель формирующегося нового, информационного по своему характеру общества, но и как будущий профессионал, способный исследовать психологические закономерности развивающихся в этом обществе процессов.

В ходе проведения ряда эмпирических исследований выяснилось, что значительная часть нынешних преподавателей университетов, не являющихся специалистами в области информационных технологий, имеют недостаточно высокий уровень информационной культуры. В таких условиях им трудно обеспечивать адекватный современным требованиям уровень информатизации учебного процесса. Поэтому –центральной и самой актуальной задачей сегодняшнего дня является организация соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей различных дисциплин: с помощью учебных курсов, занятий на факультете повышения квалификации [3].


Литература

1. Леньков С.Л. Основы компьютерных технологий и работы на персональном компьютере. – М.: Лилия лтд, 1996. – 96 с.



2. Рубцова Н.Е. Статистический анализ психологических данных на компьютере. – Тверь: ТвГУ, 2002. – 116 с.

3. Савочкина Т.С. Психология обучения. – Тверь: ТвГУ, 1998. – 108 с.


Смотрите также:
Информатизация психологического образования как средство подготовки современного специалиста
51.01kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена по специальности 0603 «финансы» для студентов 2 курса Современного открытого колледжа
91.25kb.
1 стр.
Информатизация общества. Информатизация образования
170.4kb.
1 стр.
Системно-аналитическая арт-терапия как интегративная стратегия психологической помощи
93.24kb.
1 стр.
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста
676.29kb.
2 стр.
Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры
47.2kb.
1 стр.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста
288.83kb.
1 стр.
Модульно-рейтинговая система контроля успеваемости как средство мониторинга качества обучения студентов
225.86kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «радиотехнические цепи и сигналы» Направление подготовки специалиста
235.93kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
377.39kb.
3 стр.
Результаты реализуемых программ дополнительного образования за 2011, 2012 уч гг
94.92kb.
1 стр.