Главная
страница 1
МОУ СО Васильевская школа

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе



Учитель

начальных классов:

Андреева Н.А.

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне и ее историческом значении.

  • Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, в которой народ вновь, как и в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.

  • Расширить знания учащихся об одном из основных этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда.

  • Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся.

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

  • Развивать интерес к истории.

Оборудование:

  1. Музыкальные произведения.

  2. Презентация “Вставай, страна огромная…”

  3. Портреты исторических личностей, героев, главнокомандующих.

  4. Выставка рисунков «9 мая – День Победы!»

  5. Комплект «Георгиевских ленточек»

Образовательная программа «Школа 2100»

учебник «Окружающий мир» - А.А. Вахрушев

Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Актуализация знаний.


(слайд 1) Учитель: Сколько помнят себя люди – столько они и воюют между собой. В истории нашего государства было немало войн. Воевали между собой первобытные племена, древние государства, воюют и современные государства. Но некоторые войны нашей страны занимают особое место в нашей истории.
Вопрос: Какие вы знаете войны XX века, которые были в нашем государстве? (Первая мировая война, Вторая мировая война, Великая Отечественная война 1941 г.) (слайд 2)
О какой войне идёт речь:


  • В ней воевали ваши прадеды,

  • В этой войне Россия воевала с Германией,

  • Эта война началась неожиданно для нашей страны,

  • Весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом,

  • В этом году наша страна отмечает 65-летие этой Победы. (слайд 3)

Это Великая Отечественная война. Началась она 22 июня 1941 г., закончилась 9 мая 1945 г. и продолжалась 1418 самых тяжелых и суровых дней для нашего народа.
Война продолжалась 4 года. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной.
(слайд 4) Прослушивание сообщения по радио о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
(слайд 5) Ранним утром  в воскресенье 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар 190 дивизий (до 5 млн. человек), свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,5 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Константин Симонов.
(слайд 6) «Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 года включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года».

Указ Президиума ВС СССР.
(слайд 7) На фронт уходили мальчишки-школьники, отцы семейств, юные девушки, женщины. Каждый был готов защищать свой дом, свою Родину! Каждый верил в скорую победу, но ждать пришлось 1418 страшных дней.
(слайд 8) Песней – призывом Великой Отечественной войны стала песня - слова В.И. Лебедева – Кумача, музыка А.В. Александрова «Вставай, страна огромная!» Прослушивание отрывка песни.

(слайд 9) Верховным Главнокомандующим советских войск был Иосиф Виссарионович Сталин.

Главой фашистской Германии был Адольф Гитлер.



(слайд 10) Адольф Гитлер планировал молниеносную войну («БЛИЦКРИГ»). Войскам, которые должны были осуществить нападение, ставили следующие задачи:

  • группе армий “Север” предстояло нанести удар в направлении на Ленинград;

  • группе армий “Центр” - вести наступление на Москву;

  • группе армий “Юг” - осуществить захват Киева, открыть дорогу на Кавказ.

(слайд 11) В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах:

  • Московская битва – 1941 – 1942 г.г.

  • Блокада Ленинград – 1941 – 1944 г.г.

  • Сталинградская битва – 1942 – 1943 г.г.

  • Курская битва – 1943 г.

  • Освобождение Белоруссии – 1944 г.

  • Берлинская битва – 1945 г.




  1. Изучение нового материала.




  1. Начало блокады Ленинграда.


(слайд 12) Героическая оборона Ленинграда - один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле.

Немецкое командование поставило перед своей армией задачу: «Окружить город Ленинград тесным кольцом и путем обстрела и бомбежки сравнять его с землей».

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
(слайд 13) На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками.
(слайд 14) На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Для защиты города более 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, около 340 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, в ряды армии и партизанские отряды.


  1. Жизнь в блокадном Ленинграде.

Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.

Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, канализация и паровое отопление, не работал городской транспорт.


    1. Голод.

(слайд 15 ) Во время блокады люди испытывали страшный голод. Ленинград был окружен кольцом гитлеровцев, и помочь городу наши советские войска ничем не могли. Запасы продуктов с каждым днем уменьшались.

Выступая в Берлине, 8 ноября 1941 года, Гитлер заявил: «Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода».



(слайд 16 ) Голод становится главным фактором в жизни Ленинграда. Блокада была нацелена на вымирание городского населения.

(слайд 17 ) Хлеб и другие продукты выдавали по карточкам. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150.

20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные.


(слайд 18 ) Чтение отрывка из стихотворения:
Без воды, без тепла, без света

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы всё это превозмочь.

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.
(слайд 19 ) Только за два месяца, - январь и февраль 1942 г., - 200 тысяч людей умерли в Ленинграде от холода и голода.
Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:


  • "…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет"




  • "…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей"



  • "…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь"

Через несколько месяцев после начала блокады люди стали умирать от голода. Некому было делать гробы, и не было свободных машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённые места, а потом за город вывозила специальная машина, и хоронили в общих могилах.

    1. «Дорога жизни».

(слайд 20 ) Наступил ноябрь. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.
(слайд 21) Эта дорога шла по воде. Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов…

20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы… Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.


(слайд 22) На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами.
(слайд 23 ) Надо было спасать детей, поэтому в город везли продовольствие, а обратно - стариков и голодных детей. По «Дороге жизни» из города было эвакуировано более 1,4 млн. человек – детей, женщин, больных.


    1. Культурная жизнь блокадного города.

Но город продолжал жить и бороться.


(слайд 24) 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.
(слайд 25) После уроков всех ждали дела. Кто-то отправлялся в госпиталь. В госпиталях помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты. Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам. В детских домах помогали воспитателям. Надо было заготовить дрова для печки в школе, убрать помещения, отвести домой малышей, выпустить боевой листок, помочь ослабевшим соседям и товарищам. Женщины и школьники расчищали завалы после бомбежек.
(слайд 26) В блокадном городе продолжали работать театры, музеи, выставки, проводились концерты и спортивные соревнования.

(слайд 27) В это время композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую 7 симфонию, посвященную жителям блокадного Ленинграда. Впоследствии симфонию Шостаковича, назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Прослушивание отрывка симфонии.

(слайд 28) Клумбы в скверах и парках раскопаны под огороды. Люди всякими способами старались пополнять запасы продовольствия.

(слайд 29) Для эвакуации были подготовлены сокровища Эрмитажа и других музеев города и пригородов. Многие жители покинули город до того, как замкнулось блокадное кольцо, но эшелоны и корабли шли под непрерывным обстрелом, и многим не суждено было достигнуть Большой земли…

(слайд 30) А те памятники культуры, которые нельзя было вывезти, старались защитить (укрывали их различными сооружениями, маскировали).

Чтение стихотворения учеником 3 класса.

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике
(слайд 31) Документом тех страшных лет служит дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Когда началась война, девочке едва исполнилось 11 лет. С декабря 1941 по май 1942 она вела краткие записи о том, как на её глазах умирали родные. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

«28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».

Дневник Тани высечен на мемориальных плитах Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге.


(слайд 32) При воздушных атаках по специальным громкоговорителям объявлялась воздушная тревога, все сбегались в бомбоубежища. Вход был по специальным пропускам.


    1. «Всё для фронта, всё для победы!»

(слайд 33) Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность города не прекращала своей работы. Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.

Сколько продолжался рабочий день - никто не считал. Для отпора врагу надо было дать то, что было необходимо. Дать любой ценой, чего бы это ему ни стоило. Из цеха они уходили только после того, как был собран последний двадцатый затвор для автомата.

За период блокады было отремонтировано и построено 2 тыс. танков, 1.5 тыс. самолетов, тысячи орудий, автоматов и минометов, около 10 млн. снарядов и мин.
(слайд 34) Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работать, изготавливая вооружение и боеприпасы.

Дети заменили своих отцов и старших братьев. Они тушили зажигательные бомбы, сброшенные с самолетов, дежурили морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом, возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов.


Из письма 14-летнего Федора Быкова своему отцу на фронт:
«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу, есть, и мама тоже хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын

рабочий завода № 5

Федор Быков


  1. Прорыв Блокады Ленинграда.


(слайд 35) Войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинграда и соединиться.

После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.




  • В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

  • 14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей.

  • 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.




  1. Награды города.

Родина высоко оценила подвиг защитников Ленинграда. За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек — дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.


(слайд 36) Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллионов человек.
(слайд 37) 1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина город Ленинград назван в числе первых городов-героев.


  1. Долгожданная Победа!


(слайд 38) В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков.
(слайд 39) Красное знамя Победы стала развевалось над зданием рейхстага в начале мая 1945 года..
(слайд 40) 8 мая 1945 г. в 23-01 был подписан акт о военной капитуляции фашистской Германии. В подписании принимали участие:

  • Верховное Командование Красной Армии (Г. Жуков)

  • Германское Верховное командование (Кейтель,Фридебург, Штумпф)

  • Верховное Командование Союзных экспедиционных сил (Теддер)

  • Свидетелей (США – Спаатс, Франция – Делатр де Тассиньи)

И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы. День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией.


(слайд 41) 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.


  1. Памяти павших.

В современном городе Санкт-Петербурге установлено множество памятников блокадным жителям Ленинграда и защитникам города.


(слайд 42) Основным местом захоронения погибших во время блокады стало Пискаревское кладбище. Здесь в братских могилах погребено более 500 тыс. человек.

9 мая 1960 года здесь был открыт мемориал и зажжен Вечный огонь.


(слайд 43) В современном городе Санкт – Петербурге есть роща из 900 берез – символ 900 дней блокады.
(слайд 44) Мемориал «Невский пятачок», памятник легендарной полуторке, на которой перевозили хлеб по Дороге жизни в деревне Дусьево.
(слайд 45) Памятник «Дороге жизни» - по Ладожскому озеру в годы Вов, памятникам детям блокадного Ленинграда, которые работали на равнее со взрослыми.


  1. Закрепление изученного материала.




  1. Чтение стихотворений выпускников школы учениками 3 класса:



  • Стихотворение Торшина Павла «Воспоминания о войне»




Снова смотрим фильмы о войне,

Позабыв про дела и заботы.

Иногда вижу даже во сне

Тех мальчишек из разведроты.

Как они хотели жить!

И любили, и мечтали.

Как бесстрашно в бой рвались,

Молодыми умирали.

Пусть твердят, что это фильм,

А актеры – не солдаты.
Я с надеждой и тревогой

Жду из боя лейтенанта.

Пусть живут, хотя б в кино,

Пусть дождутся их невесты.

Матерям их пусть в окно

Не влетят плохие вести.

В день весенний, в День Победы

Я горжусь своей страной!

А седому ветерану

От меня поклон земной.


  • Стихотворение Хорошиловой Юлии «Праздник Победы».

Мы не знаем войны, И пускай шестьдесят пять

Только праздник Победы! Уже минуло лет,

Нам его подарило Победителей славим,

Поколение дедов. А войне скажем: «Нет»!

Всех живых ветеранов Тем, кто жизни отдал

От души поздравляем. За святую Победу,

И девятого мая Ту, что нам подарило

Мы венки возлагаем Поколение дедов.


  1. Кроссворд.


(слайд 46 - 56) Отгадав кроссворд, вы прочтете в горизонтальной строке название песни, без которой не проходит ни один праздник Победы. Эта песня была написана 35 лет назад.

Вопросы:


  1. Название битвы, после которой произошел коренной перелом в Вов, немцы стали отступать. (Сталинградская)

  2. О каком городе – герое я вам сегодня рассказывала на уроке? (Ленинград)

  3. Как звали ленинградскую девочку, которая писала дневник во время войны? (Таня)

  4. Какие животные помогали расчищать зимой «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру? (лошадь)

  5. Какое мероприятие прошло в Москве 24 июня 1945 года на Красной площади? (парад)

  6. Какой маршал руководил штурмом Берлина? (Г. К. Жуков)

  7. Как называлось помещение, в котором можно было спрятаться во время войны от бомбежек? (бомбоубежище)

  8. Что являлось «дефицитом» в блокадном Ленинграде? (хлеб)

  9. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (девятьсот)

  10. Как назывались 125 грамм хлеба во время войны в Ленинграде? (блокадные)


(слайд 57) Исполнение песни на слова В. Харитонова, музыку Д. Тухманова «День Победы».


  1. Итог урока.


Вопрос: Ребята, война – это что, по-вашему, мнению.
(слайд 58) Война – это 1418 дней и ночей.

Война - 26 млн. погибших

Война - 1710 разоренных городов

Война - 70000 разоренных деревень
Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время.

Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Так давайте помнить об этом.



Смотрите также:
Урок по окружающему миру в 3 классе Учитель начальных классов: Андреева Н. А
150.99kb.
1 стр.
Урок чтения в 3 классе Учитель: Берлинская Людмила Васильевна, учитель начальных классов с. Азаново 2005 г. Паспорт
132.35kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру в 4 а классе. Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России"
150.54kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2 классе. Умк «Школа России»
17.9kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру и английскому языку в 3 классе «Путешествие в Великобританию»
50.21kb.
1 стр.
Урок в 4 классе, учитель начальных классов Габик Л. А.
42.01kb.
1 стр.
Бовина Людмила Ивановна мбоу верхнедонская гимназия ст. Казанская Верхнедонской район Ростовская область Учитель начальных классов Урок окружающего мира в 4 классе
76.84kb.
1 стр.
Урок литературы в IV классе учителя начальных классов моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарска
125.16kb.
1 стр.
Учитель начальных классов Колпакова Марина Викторовна. М. В. Колпакова учитель начальных классов моу сош №13 г. Сочи игра «Витаминный ералаш во 2
70.38kb.
1 стр.
Разработки классных часов для начальных классов
222.3kb.
1 стр.
Банк данных о педагогах. Мо учителей начальных классов мбоу сош №2 г. Лобня
338.33kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
44.73kb.
1 стр.