Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Средняя общеобразовательная школа № 4» Разработка урока по географии
Разработал: учитель географии Горбунова Л.М. Тема урока: Реки
Оборудование: Физическая карта РФ и полушарий, иллюстрации учебника, презентация, проектор Термины: река, речная долина, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел, режим реки, смешанное питание, пойма, паводок, пороги и водопады, Номенклатура: Ангара, Терек, Нил, Инд, Москва, Кама, Обь, Енисей, Волга, Амазонка, Конго, Малка Тип урока: комбинированный, класс разделён на три группы: сильные, средние, слабые ( по рядам) Ход урока I.Оргмомент Здравствуйте, дети! Сегодня урок наш — о важном на свете, Прошу вас хорошо отвечать. II. Проверка домашнего задания 1. Перечислите условия образования подземной воды. 2. Географический диктант. Сейчас мы проведем диктант. Список слов с цифрами вам уже дан. Я буду вам определенья читать, А вы — цифры ответов писать. На доске слова (не по порядку):
Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А. Посмотрите на ответ.- А у вас такой, иль нет? Если с моим не совпадет, Значит ваш ответ не тот
Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок. Рукава есть у меня, Рук хотя и нет. И хоть я не из стекла Я как зеркало светла... Течет, течет – не вытечет Бежит, бежит - не выбежит. Не конь, а бежит Не лес, а шумит. Вы уже поняли, что тема урока: «Реки». Итак, открываем тетради, записываем тему (пока дети пишут, учитель ставит цели урока) Мы сегодня: должны выяснить что такое река, её части, строение Научиться описывать строение реки. Научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы, водоразделы по карте. Раскрыть взаимосвязи между рельефом, горными породами и текучими водами. Познакомиться с крупными реками мира и России. Проблемный вопрос: Почему реки текут? Слушайте внимательно Объяснение мое, Было бы желательно, Чтобы вы запомнили все. Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.
(Дети находят эти реки на картах и показывают на карте у доски.) Далеко не все реки нанесены даже на карты. Между тем человек, как правило, селился по их берегам, с ними была связана его жизнь во всех проявлениях - они его кормили, поили, были объектом духовного освоения. Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты ( Выступают дети)
Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения). А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (слайд с определением реки) Нам ребята встретилось новое слово «русло», давайте рассмотрим схему и дадим ему определение (слайд с профилем) Река состоит из истока, русла, устья и притоков. Изобразим в тетради схему реки. И расставим ее составные части. Ребята если вам сложно это сделать обратитесь к тексту параграфа №30 пункт 1 (ученик работает у доски со схемой)
озеро
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() МОРЕ
![]() ![]() ![]() озеро
![]() ![]() ![]() ![]() устье
МОРЕ
По мере определения терминов на доску помещаются таблички с определениями терминов:
Существуют различные виды устьев:
устье ![]() ![]() дельта
эстуарии
Давайте проверим, как вы справились с работой. (слайд река и ее части) А теперь запишем определения терминов в тетрадь. (слайд с терминами)
![]() ![]() ![]() ![]() озеро
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() б ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() устье
Как их будем различать? Работаем дальше со схемой.
(притоки 1,2,3, порядка) Ученики выдвигают версии до тех пор, пока не скажут, что есть левые и правые притоки?
![]() ![]() ![]() ![]() озеро
![]() ![]() левый
![]() ![]() ![]() б ![]() ![]() приток II порядка правый приток
устье
МОРЕ
Речная система – главная река со всеми её притоками. Поработаем в атласе. Задание 3: Найдите на карте и назовите притоки Волги Задание 4: Карта РФ. Найдите р.Обь. Опишите речную систему по плану: (для сильных учащихся)
Ответ:
Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание. 2. Бассейн реки и водораздел А ТЕПЕРЬ РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ ПАРАГРАФ 30 ПУНКТ №2
3. Питание и режим реки Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» — И это правда, вода в реке постоянно течет. За год вода меняется 30 раз. А питает речку подземный запас. А еще питает дождь, воды снега и льда. И характер питания зависит от климата. Дождем питаются Амазонка и Конго, Амударья — водами ледниковыми, А сразу всем питаются Терек и Волга, и Енисей. От питания реки зависит водный ее режим. Слово это вам знакомо. Что, по-вашему, это такое? Наступает в природе зима, а на реках ледостав. Покрывается река льдом, но и под ним Вода течет своим путем. Реки замерзают в разное время. Весной в реки стекает вода От растаявшего снега и льда. Они переполняются и заливают водой Часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем Всяк половодьем назовет. Летом становится тепло, И очень сильно реки мелеют. И межень наступает в это время. Но тает снег далеко в горах, И летом разливается Аму-Дарья. Осенью часто идут дожди. Подъем воды в реке, т. е. паводок, жди.
(работа с картой по определению высоты истока и устья р. Лена) -Ребята послушайте музыку и посмотрите на слайд, скажите, чем различаются данные реки. Как вы догадались? Почему у горной реки течение более быстрое, чем у равнинной? (большая разница высот между устьем и истоком) А куда текут реки в гору или с горы? Река Грин-Ривер (восточная часть Скалистых гор) течет не с гор, а, наоборот, в горы. Поднятие происходило так медленно, что река успевала пропиливать вырастающие на пути хребты. (Рассматриваем слайды № 12, 13: “Равнинная и горная река и поперечный профиль ее долины”) Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. (Слайд № 14). Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству. При горизонтальном (Слайд № 15) залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Водопад не остается на одном месте, он медленно “пятится” вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности. Самый высокий водопад на Земле – Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. Задание 5: Найдите на карте этот водопад и определите его географические координаты (для сильных учащихся). Знаменитый Ниагарский водопад (Слайд № 16) в Северной Америке не относится к к самым высоким, его наибольшая высота всего 51 м, на земле около 20 водопадов высотой более 100 м. Но это один из самых мощных водопадов. Через реку Ниагара проходит вода, вытекающая из великих американских озер. Вода постепенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 м в год. Когда ступень достигнет озера Эри, произойдет спуск воды этого озера. (Показать эти водопады и Великие американские озера по физической карте мира). 5. Использование рек (слайд№17) IV. Закрепление Ваши знания нужно закрепить, На «3» 1)Соответствие между признаками И реками восстановить. Ну-ка, к доске побыстрее идите, Признак прочтите и линию к нужной реке проведите. На доске схема 3- ![]() Схема 3- (Схему можно продолжить) 2)Практическая работа На «4» По таблице номер пять (учебника) Определите географическое положение рек Волги, Нила, Амазонки, а потом, Прослушав о них выступления, Будет вам легко Нанести их на контурную карту без промедленья.
А) исток, устье, паводок русло, приток Б) половодье, паводок, межень, зыбь В) озеро, река, ледник, море, родник, Дополнительная оценка 4)А теперь, ребятки, Отгадайте-ка загадки. 1. У тебя, краса-река, женское обличье. Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена.) 2. Ты меня, наверное, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если «л» на «н» сменяешь, Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей) 3. Не приметен ничем, не широк По просторам Валдайского края Еле слышно журчит ручеек, К морю Каспию убегая. (Волга.) 5)Ребята, а вы знаете какие-нибудь шуточные вопросы или загадки связанные с названием рек? Название, какой реки у тебя во рту? (Десна) Какая река растет на дереве? (Прут) Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз) V Домашнее задание. Параграф №30 термины – обязательно для всех; Задания по группам : № 1, 1 ряд- Волга, 2 ряд- Амазонка , 3 ряд- Нил № 6, - на контурную карту нанесите реки встречающиеся в тексте: Ангара, Терек ,Нил, Инд, Москва, Кама, Обь, Енисей, Волга, Амазонка, Конго, № 8- для желающих VI Итог урока Вот и к концу пришел урок, Нам подводить пора итог. Спасибо за работу, детки, А я поставлю вам отметки. Смотрите также: Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Разработка плана-конспекта урока географии в 7 классе Тема урока: «Население и хозяйство сша»
108.32kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 8-м классе.
54.42kb.
1 стр.
Разработка урока по географии
135.16kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: «Атлантический океан самый молодой и освоенный»
88.43kb.
1 стр.
Разработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В. Н
126.64kb.
1 стр.
Разработка урока географии в 11 классе Тема
112.58kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Открытый урок по физической географии 7 класс Тема урока: «Антарктида «ледяной континент» Земли» Урок разработан учителем географии Марьяниной Е. И
53.74kb.
1 стр.
Разработка урока-конференции по географии для 9 класса
177.65kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии 127.37kb.
1 стр.
|