Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»

Практическое занятие

(проблемно-поисковое)

для учащихся четвёртого курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

метод – эвристический

http://www.minzdrav.by/med/common/art3/vakz.jpg

Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней»

1.Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия.

2.Повторите терминологию дисциплины за предыдущий курс обучения по глоссарию комплекса.

3.Оформите протокол практического занятия.

4.Изучите алгоритм оценки практического занятия.

5.Внимательно изучите ход практического занятия и выполните задания в той последовательности, которая вам предлагается.

6.Вдумчиво прочитайте каждое задание.

7.При выборе ситуационных задач постарайтесь реально оценить свои возможности и подобрать подходящий для себя уровень сложности.

8.Ознакомившись с выписками из нормативных документов, регламентирующих повышение невосприимчивости населения к инфекциям, коротко законспектируйте основные положения.

9. Изучив календарь прививок , кратко законспектируйте прививки по эпидемиологическим показаниям.

10.Заполняя таблицу по профилактическим мероприятиям для каждого звена эпидпроцесса, воспользуйтесь материалами лекции по теме «Эпидемиология. Общая эпидемиология»

11.Подсчитав набранные баллы за выполнение заданий, предоставьте преподавателю оформленный протокол для выставления отметки за практическое занятие.



ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ВИД ЗАНЯТИЯ: проблемно-поисковый

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Закрепление и применение знаний по профилактике инфекционных болезней.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Научить учащихся самостоятельно выдвигать гипотезу, определять её реализацию и получать прогнозируемый результат.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Привить учащимся чувство ответственности по отношению инфекционной безопасности своей страны, помочь осознать свою роль как будущего медицинского работника в профилактике инфекционных заболеваний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Методические разработки занятия

  • Действующие приказы и постановления практического здравоохранения.

  • Учётная и отчётная медицинская документация по теме занятия.

  • Карта оснащённости занятия

  • Алгоритмы оценки результатов занятия


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории)(5 мин)

2. Ознакомление с с целями и задачами практического занятия и интегральной десятибалльной шкалой оценки результатов учебной деятельности учащихся по итогам занятия. (5 мин)

3.Повторение терминологии дисциплины по предыдущему курсу обучения.(15 мин)

4.Оформление протокола практического занятия по образцу: (15 мин) В разделе «Решение ситуационной задачи» укажите только одну строку для выбранной вами задачи.

Протокол практического занятия №1

Дата_________

Тема «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней»

Специальность 2-79 01 01 «Лечебное дело»

Группа____________

ФИО.________________________________________________________

Таб1. АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ



ЗАДАНИЕ

Максимально возможное число баллов

Набрано учащимся

Подпись учащегося

Подпись преподавателя

1.

Выполнение тестового задания по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней»

25










2.

Решение ситуационной задачи

  • Задача про международный аэропорт «Минск-2»

10













  • Задача о вызове фельдшера на дом

9













  • Задача о пострадавшем с укушенной раной

8













  • Задача о пострадавшем с резанной раной

7










4.

Построение схемы эпидемического процесса и его разновидностей.

10










5.

Заполнение таблицы профилактических мероприятий, направленных на каждое из звеньев эпидемического процесса.

16










6.

Выполнение манипуляции

10













Максимальное число баллов

71










СХЕМА ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




Таб2.Профилактические мероприятия, направленные на каждое из звеньев эпидемического процесса.



1 звено (название)

2-е звено(название)

3-е звено(название)










1










2










3










4










5










6










7










Всего










Итого










Выполнил(а)______________

Отметка за занятие_______________

Преподаватель___________

5. Выполните тестовое задания по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней» (20 мин)

6.Проверте выполнение теста у преподавателя. Выставьте полученные баллы в таблицу оценки практического занятия и заверьте своей подписью.(5 мин)

7.Выберите ситуационную задачу по уровню сложности, соответствующему отметке, на которую вы претендуете. (5 мин)

8. Решите ситуационную задачу. Проверьте правильность решения по алгоритму оценки у преподавателя. Впишите полученные баллы в оценочную таблицу. Заверьте своей подписью.(35 мин)

Перерыв (10 минут)

9.Ознакомьтесь с выписками из нормативных документов, регулирующих повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. (15мин)

10.Изучите государственный календарь прививок.(10 мин)

11.Изобразите в протоколе схему эпидпроцесса. Укажите его разновидности. Заполните таблицу профилактических мероприятий, направленных на каждое звено эпидемического процесса.(15 мин)

12. Проверьте выполнение предыдущего задания по алгоритму оценки у преподавателя и выставьте полученный балл в таблицу протокола.(5 мин)

13.Выполните одну из манипуляций занятия по указанию преподавателя. Отметку впишите в таблицу протокола.(10 мин)

14.Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами за занятие. Сверьте полученный результат с рейтинговой шкалой занятия и узнайте свою отметку за практическое занятие по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней».

15.Получите домашнее задание к следующему занятию.(5 мин)

16.Просмотрите список литературы, рекомендуемый по этой теме.(5 мин)

ГЛОССАРИЙ

Инфекция – от латинских слов: infectio – загрязнение, заражение и inficio

– загрязняю – представляет собой широкое общебиологическое понятие,



характеризующее проникновение патогенного возбудителя (вирус, бактерия и др.) в другой более высокоорганизованный растительный или животный организм и последующее их антагонистическое взаимоотношение.

Инфекционный процесс – это ограниченное во времени сложное взаимодействие биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма, протекающее в определенных условиях внешней среды, проявляющееся на субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях и закономерно заканчивающееся либо гибелью макроорганизма, либо его полным освобождением от возбудителя.

Инфекционная болезнь – это конкретная форма проявления инфекционного процесса, отражающая степень его развития и имеющая характерные нозологические признаки.

Инфекционные болезни – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем. В отличие от других заболеваний, инфекционные болезни могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому (контагиозность) и способны к массовому (эпидемическому) распространению. Для инфекционных болезней характерны специфичность этиологического агента, цикличность течения и формирование иммунитета. В общей структуре заболеваний человека на инфекционные болезни приходится от 20 до 40%.Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс – один из самых сложных биологических процессов в природе, а инфекционные болезни являются грозными, разрушительными факторами для человечества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. К инфекционным болезням традиционно относят также заболевания, вызываемые не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельности, накопленными вне макроорганизма (например, в пищевых продуктах). При этом инфекционный процесс, как правило, не развивается, а наблюдается лишь интоксикация. В то же время наличие этиологического агента, формирование иммунитета (антитоксического) и возможность развития инфекционного процесса позволяют относить эти заболевания к инфекционным (ботулизм и др.). Общепризнанным является положение о том, что инфекционный процесс – суть взаимодействие возбудителя и макроорганизма в определенных условиях окружающей среды. Однако окружающая среда в этой триаде занимает особое место и обычно лишь косвенно влияет на инфекционный процесс. Во-первых, она оказывает предварительное опосредованное воздействие путем влияния как на возбудителя (физические, химические, биологические и другие факторы среды), так и на макроорганизм (те же факторы плюс социальные условия). Во-вторых, любые терапевтические воздействия также можно расценивать как текущее влияние факторов внешней среды на инфекционный процесс. И, в-третьих, сам комплекс взаимных приспособительных реакций микро- и макроорганизма можно рассматривать в конечном итоге как направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой. Возбудитель определяет не только возникновение инфекционного процесса, но и его специфичность. Так, возбудитель чумы вызывает чуму, холеры – холеру и т.д. Интересно, что поскольку инфекционные болезни стали известны человечеству раньше, чем микроорганизмы, их вызывающие, то их возбудитель, как правило, получал название, соответствующее заболеванию. В то же время специфичность не является абсолютной. Например, одно инфекционное заболевание могут вызвать разные возбудители (сепсис) и, напротив, один возбудитель (стрептококк) может вызывать разные болезни (скарлатина, рожа, ангина). На протяжении всей своей жизни человек контактирует с огромным миром микроорганизмов, но вызывать инфекционный процесс способна лишь ничтожно малая часть этого мира (примерно 1/30000). Эта способность в значительной степени определяется патогенностью возбудителя.

Патогенность (болезнетворность) – видовой признак микроорганизма,

закрепленный генетически и характеризующий способность вызывать заболевание. По этому признаку микроорганизмы подразделяются на патогенные, условно-патогенные и непатогенные (сапрофиты). Главными факторами, определяющими патогенность, являются вирулентность, токсигенность и инвазивность.



Вирулентность – это степень, мера патогенности, индивидуально присущая конкретному штамму патогенного возбудителя.

Токсигенность – это способность к выработке и выделению различных

токсинов (экзо- и эндотоксины).



Инвазивность (агрессивность) – способность к проникновению в ткани и

органы макроорганизма и распространению в них. Считается [Смирнов Г. Б. и др., 1989], что свойства патогенности определяются генами, входящими в состав мобильных генетических элементов (плазмиды, транспозоны и др.). Преимущество мобильной организации генов заключается в возможности быстрой адаптации бактерий к условиям окружающей среды. Такой механизм изменчивости объясняет формирование новых типов возбудителей инфекционных болезней. Ген, детерминирующий синтез фактора патогенности, при попадании в другую бактерию может по-иному взаимодействовать с уже имеющимися факторами патогенности, обусловливая различную степень вирулентности и, следовательно, изменение картины инфекционного процесса.

Факторы и способы "агрессии" возбудителей инфекции весьма разнообразны. Среди них – индукция стресса, геморрагических реакций (повреждение сосудов), аллергических и иммунопатологических реакций, аутоиммунитета (вплоть до системных тяжелых поражений), прямой токсический эффект на клетки и ткани, иммунодепрессия, развитие опухолей и др. Нередко вторичные изменения превышают повреждения, вызываемые непосредственно возбудителями. Это связано преимущественно с патологическим действием экзо- и эндотоксинов, продуцируемых возбудителем и антигенемией. В то же время возбудители болезней обладают свойствами, препятствующими воздействию на них защитных факторов макроорганизма (наличие капсулы, продуцирование факторов угнетения фагоцитоза, антигенная мимикрия, внутриклеточное расположение, антигенные вариации и др.). Состояние макроорганизма и его свойства определяют не только возможность возникновения и характер течения инфекционного процесса, но и вероятность проявления последнего в форме инфекционного заболевания. Следует подчеркнуть,

что при любом способе воздействия патогенного возбудителя на организм в

ответных реакциях в той или иной степени участвуют все физиологические

системы макроорганизма, а не только иммунная система. Эти реакции организма как единого целого определяются его реактивностью, под которой понимают способность организма приводить в действие физиологические механизмы, направленные на инактивацию, разрушение и выведение возбудителя и связанных с ним субстанций, а также и на компенсацию нарушенных функций. Защитные факторы организма (резистентность) подразделяются на специфические (иммунные) и неспецифические, составляя в целом комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Важно, что в большинстве случаев микроорганизму еще до вступления в непосредственный контакт с макроорганизмом приходится преодолевать мощный защитный барьер в виде нормальной микрофлоры. Микрофлора макроорганизма подразделяется на две основные группы:

· микрофлора (микробиоценоз), характерная для данного вида(эндогенная, аутохтонная, облигатная, резидентная);

·микрофлора случайная (временная, транзиторная, факультативная).Механизмами формирования микробных экосистем, регуляции микрофлоры, взаимодействия с организмом хозяина занимается новая наука – микроэкология.

Среди различных микробиотопов (определенная сфера, площадь, субстрат для жизнедеятельности микрофлоры) организма человека ведущими являются кишечник (общая площадь – 200-300 м2), легкие (80 м2) и кожа (2 м2). Кишечная микроэкологическая система является важнейшей частью гомеостатической системы организма (представлена более чем 400 видами микроорганизмов из них 98% – облигатные анаэробы). Она располагает многими механизмами, обеспечивающими подавление патогенной микрофлоры (стимуляция перистальтики, конкуренция за места адгезии к эпителию кишечника, выработка антибиотических веществ, индукция иммунологических механизмов защиты и др.). Интегральным показателем специфических и неспецифических механизмов защиты желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) является колонизационная резистентность (состояние эпителия, активного лизоцима, кислотность и ферментативная активность желудочного сока, содержание комплемента, интерферонов, макрофагов, иммуноглобулинов). Снижение ее (дисбактериоз) приводит к более частому заболеванию различными кишечными инфекциями. Аналогично выполняет свои защитные и барьерные функции кожа (непроницаемость ее для большинства микробов, бактерицидные свойства) и респираторный тракт (реснички эпителия респираторного тракта, механическое удаление возбудителей из дыхательных путей при кашле, секреция иммуноглобулинов и др.).

Далее в процесс защиты включаются такие факторы естественного иммунитета, как фагоциты (микро- и макрофаги), предшествующие (естественные) антитела, лизоцим, интерферон и т. д. И, наконец, в большинстве случаев развивается реакция приобретенного иммунитета (клеточного и гуморального), а также иммунологическая толерантность.

В то же время хорошо известны видовая и индивидуальная невосприимчивость к

инфекционным болезням. Особую роль при этом играют гены, располагающиеся в главном комплексе гистосовместимости (гены системы HLA). К настоящему времени уже картирован ряд локусов, определяющих высокую и низкую чувствительность к некоторым инфекционным заболеваниям. Так, доказано, что отсутствием в организме генетически детерминированного синтеза нормального полипептида цепи b-гемоглобина обусловливается устойчивость человека к возбудителю малярии. Важнейшую роль в развитии и течении инфекционного процесса играют нервная система и, прежде всего, нейрогуморальная регуляция. Хорошо известно, что регуляторами нейроэндокринного воздействия на иммунную систему являются адренокортикотропный гормон (АКТГ), соматотропный гормон (СТГ), кортикостероиды, катехоламины, энкефалины и многие другие гормоны и нейромедиаторы. На иммунокомпетентных клетках имеются рецепторы для кортикостероидов, катехоламинов, энкефалинов, эндорфина, серотонина, ацетилхолина и других нейроэндокринных медиаторов. Нарушения нейроэндокринной регуляции способствуют развитию инфекционных заболеваний и осложнений. Взаимодействие патогенного возбудителя и восприимчивого организма происходит

в течение определенного временного промежутка и характеризуется цикличностью, т. е. закономерной сменой фаз развития, нарастания и убывания проявлений инфекционного процесса. В этой связи при развитии инфекционной болезни принято различать несколько последовательных периодов: инкубационный (латентный), начальный, разгара и выздоровления.



Инкубационный период (от момента заражения до начала заболевания), как правило, не имеет клинических проявлений, лишь при некоторых заболеваниях (сыпной тиф, корь) и у немногих больных в последние дни этого периода появляются самые общие и неопределенные симптомы (предвестники, продромальные явления), на основании которых при отсутствии эпидемиологических данных трудно даже заподозрить инфекционную болезнь. Каждому инфекционному заболеванию присуща своя длительность инкубационного периода (с небольшими вариациями в зависимости от вирулентности, дозы возбудителя и реактивности организма). Она исчисляется от нескольких часов (грипп, токсикоинфекции) до нескольких недель, месяцев (столбняк, бешенство, вирусные гепатиты) и даже лет (ВИЧ-инфекция).

Начальный период характеризуется большим количеством разнообразных

признаков, которые в совокупности составляют клинический или клинико-лабораторный симптомокомплекс, позволяющий установить предварительный или окончательный диагноз болезни. Поэтому под ранней диагностикой инфекционных болезней понимается диагностика в начальном периоде (Н. И. Рагоза), т.е. до формирования полной клинической картины болезни с ее типичными проявлениями (например, сыпь при брюшном тифе, желтуха при вирусном гепатите, бубон при туляремии).



Период разгара характеризуется типичными для данной болезни симптомами, достигающими своей максимальной выраженности и определяющими все ее своеобразие.

Периоду выздоровления свойственны угасание клинических проявлений болезни и постепенное восстановление нарушенных функций организма. В этом периоде при некоторых инфекционных заболеваниях возможны рецидивы (возврат болезни). Так, например, при псевдотуберкулезе они столь характерны, что нередко сам период называют периодом рецидивов. Рецидивы следует отличать от обострений, которые развиваются не после болезни, а на фоне сохраняющейся клинической симптоматики. Повторное заболевание, развивающееся в результате нового заражения тем же возбудителем, называется реинфекцией.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины,

иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.



Национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок. Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита. Указанные профилактические прививки проводятся всем гражданам Беларуси в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

следующая страница >>
Смотрите также:
Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней»
739.39kb.
4 стр.
Инструкция для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «организация противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных болезней»
941.76kb.
6 стр.
Учебное пособие для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей г. Барнаул, 1997г.. 2 Печатается по решению координационного методического Совета
942.92kb.
6 стр.
Закон кыргызской республики об иммунопрофилактике инфекционных болезней в редакции законов кр от
114.07kb.
1 стр.
Ədəbiyyat: Ədəbiyyat : N. N.Əliyev. İnfektologiya. Rəhbərlik, Bakı, 2007, 590 səh. Шувалова Е. П. Инфекционные болезни. М., Медицина, 1990 558 с
507.85kb.
6 стр.
О природе эпизоотического процесса ящура
114.07kb.
1 стр.
Инструкция для преподавателя по проведению занятия технологии «Лекция с обратной связью»
860.8kb.
5 стр.
Урок проверки знаний в 6 классе по теме №1 «У истоков средневековой Европы»
76.45kb.
1 стр.
Урок по теме: "Конструирование из мозаики"
84.03kb.
1 стр.
Рекомендации Методического отдела нгту по организации самостоятельной работы студентов (срс). Основные подходы и характеристики самостоятельной работы
194.29kb.
1 стр.
Контрольная работа по теме «Модульная технология обучения и ее использование на уроках химии» Модульный обобщающий урок по теме
57.83kb.
1 стр.
Инструкция для преподавателя по проведению занятия технологии «Лекция с обратной связью»
383.58kb.
1 стр.