Главная
страница 1

«Согласовано»

Зам. руководителя по УВР МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»

________/________________/

Протокол №___от

«___»_______________2012г.


«Утверждено»

Руководитель МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»

________/_______________/

Протокол №___от

«___»_______________2012г.


Рабочая программа педагога

Миковой Ирины Владимировны

учителя начальных классов I категории

Литературное чтение 1 класс

по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2012 г



2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов НОО.

Программа «Литературное чтение» разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств.

В процессе восприятия художественного текста у детей формируются личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим нравственным образцам.



Цель курса «Литературное чтение»:

  • нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

-формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

-ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать

из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

-формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.


Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи.
Структура курса:

  1. «Ведь это чудо из чудес -когда из слов вдруг вырос лес!»

  2. «Над вымыслом слезами обольюсь»

  3. «Складно да ладно»

  4. «…А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…»

  5. «Чтение - вот лучшее учение»

  6. ИКТ компетентность (является дополнением к основным разделам)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к учебному материалу;

– мотивации к успешности учебной деятельности;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных

произведений;

– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.



Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.



Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– работать со словарем и материалом предварительного чтения;

– понимать принятую в учебнике систему значков;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– пользоваться словарем учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять в тексте основные части;

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

– работать с сопоставительными таблицами;

– работать с текстами в Хрестоматии.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.



Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.

На предмет «Литературное чтение» в 1 классе в соответствии с базисным учебным планом НОО отведено 40 часов (4 часа в неделю, послебукварный период.)



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (40 часов)

«Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!» 8 ч

Изобразительная природа художественного текста. Изобразительные возможности художественного текста.

Способы изображения. Звукопись как способ изображения.

Круг детского чтения

«Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была

прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».
«Над вымыслом слезами обольюсь» 4 ч

Выразительность художественного текста. Отработка навыков выразительного чтения.



Круг детского чтения

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц-барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).


«Складно да ладно» 5 ч

Особенности поэтических текстов. Расширение представлений учащихся о рифме. Отработка способов рифмовки

в поэтическом тексте.

Круг детского чтения

«Весна-красна» (по И.С. Соколову-Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки;

А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет,

Д.И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».


«…А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…» 7 ч

Фантастические образы в художественных произведениях. Способы художественного воплощения фантастического.

Реальная основа фантастической картины в художественном тексте. Роль фантастического элемента в художественном тексте.

Круг детского чтения

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

(отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».

«Чтение - вот лучшее учение» 13 ч

Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Нравственная проблематика и идея произведения.

Чтение и анализ русских народных сказок. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки.

Круг детского чтения

Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям».


Завершение работы над учебником для 1 класса, список книг для чтения летом, задачи нового учебного года 2 ч
ИКТ компетентность (в течении года)

Поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, Интернет). Использование предметно-именных указателей.



Тематическое планирование


раздела

Тема раздела

Кол-во ч.

Деят-ть учащихся

Планируемые результаты

1.

«Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!»

8

– понимают изобразительную природу художественного текста;

– пересказывают небольшие по объему тексты;

– пользуются значками для ориентировки в учебнике;

– находят в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;

– ориентируются в учебнике по содержанию;

– пользуются словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;

– выделяют смысловые части текста, сопоставляют их содержание;

– отвечают на вопросы по содержанию текста;

– соотносят иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– строят высказывание по заданному образцу.



Обучающийся научится:

– понимать изобразительную природу художественного текста;

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;

– находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;

– ориентироваться в учебнике по содержанию.



Обучающийся получит возможность научиться:

– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– строить высказывание по заданному образцу.



2.

«Над вымыслом слезами обольюсь»

4

– находят в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивают героя литературного произведения по его поступкам;

– эмоционально воспринимают традиционное изображение характера героя в произведении;

– определяют главную мысль литературного произведения;



Обучающийся научится:

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивать героя литературного произведения по его поступкам.

Обучающийся получит возможность научиться:

– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в произведении;

– определять главную мысль литературного произведения;


3.

«Складно да ладно»

5

– подбирают иллюстрации к литературному произведению;

– создают рисунки и иллюстрации к произведениям;

– выражают эмоции и настроение в процессе чтения;

– находят рифму и чувствуют ритм стихотворения и звукописи;

– читают по ролям стихотворения;

– выражают чувства, передают настроение в стихотворении



Обучающийся научится:

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки и иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.



Обучающийся получит возможность:

– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;

– читать по ролям стихотворения;

– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении



4.

«…А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…»

7

– читают доступные для данного возраста произведения; понимают фактическое содержание текстов, выделяют в них основные части;

-отличают художественные книги от научно-популярных;

– видят реальное и фантастическое в художественном тексте;

– объясняют назначение художественных книг.



Обучающийся научится:

– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них

основные части;

-отличать художественные книги от научно-популярных.



Обучающийся получит возможность научиться:

– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;

– объяснять назначение художественных книг.


5.

«Чтение - вот лучшее учение»

13

– определяют автора книги и ее название;

– называют авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– сопоставляют небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;

– понимают следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;

– различают произведения малых фольклорных жанров;

– отличают произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;

– анализируют в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимают смысл нравственного урока произведения;

– передают эмоциональное содержание художественных текстов;

– выделяют особенности характера животных – героев народных сказок;

– находят то или иное произведение в Хрестоматии;

- осуществляют поиск произведений в дополнительной литературе;

– участвуют в организации выставок книг в классе;

– ориентируются в сборнике сказок.


Обучающийся научится:

– определять автора книги и ее название;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;

– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;

– различать произведения малых фольклорных жанров.



Обучающийся получит возможность научиться:

– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;

– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.

– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;

– выделять особенности характера животных – героев народных сказок;

– находить то или иное произведение в Хрестоматии;

- осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;

– участвовать в организации выставки книг в классе;

– ориентироваться в сборнике сказок.


6.

Завершение работы над учебником

2

– выбирают книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».

Обучающийся получит возможность научиться:

– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».



7.

ИКТ компетентность

В теч. года

-производят поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, Интернет);

- осваивают правила нравственного поведения в мире природы и людей.




Обучающийся научится:

-искать информацию в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, Интернет).



Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать правила нравственного поведения в мире природы и людей.






Материально-техническое обеспечение

  1. Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»;

  2. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебникам «Литературное чтение», 1-4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»;

  3. Оборудование:

- портреты писателей;

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- иллюстрации к литературным произведениям;

- детская периодика;



- настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
136.84kb.
1 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
-
488.33kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе
751.5kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии 1-4 классов начального общего образования на период 2011-2016 годы
1354.96kb.
6 стр.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков проект стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
283.47kb.
1 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Рабочая программа по литературному чтению
304.26kb.
1 стр.
Программа по русскому языку умк «Перспектива» 1 класс Количество часов в неделю 5 часов
648.46kb.
3 стр.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на основе
226.94kb.
1 стр.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на основе
111.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
216.81kb.
1 стр.