Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско-юношеского туризма» Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческих объединений Выполнил: Кузнецов Юрий Николаевич – педагог дополнительного образования ГОУДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма» Тула 2004 Пояснительная записка. Алексей Степанович Хомяков – ключевая фигура в России XIX века, основоположник славянофильства, идеолог православия, соборности, русской общины, прекрасный поэт, великий патриот, дворянин Тульской губернии. За этой характеристикой еще не видно той личности, о которой надо знать. XIX век не XXI век. Сегодня у молодежи другие кумиры. Как важно, несмотря на это, рассказать нынешним молодым людям об этой личности. Это наш земляк. Это в честь него названа железнодорожная станция и поселок Хомяково. Так мало, если не считать еще памятных мемориальных досок на доме в его родовом имении Богучарово Ленинского района и на здании дома офицеров в Туле. «Его признают гением. Его заслугу перед Россией признают неисчерпанной и неисчерпаемой», говорил философ В.В.Розанов, опять же в XIX веке. Исследователь жизни и творчества Хомякова профессор Завитневич видел в новой истории России четырех равновеликих людей: Петра I, Ломоносова, Пушкина и Хомякова, называя последнего «колоссальной личностью». Уже из-за этих характеристик надо бы знать эту личность. Общеобразовательные учреждения очень скупо подходят к изучению творчества Алексея Степановича. В Тульском крае о Хомякове нужно рассказывать больше - он наш. Но даже учитывая это, наш «региональный компонент» не получает лишних часов для ознакомления с ним. Дополнительное краеведческое образование дает такую возможность. Данные методические рекомендации раскрывают опыт работы с учащимися по теме «А.С.Хомяков и Тульский край» и дают ответы на вопросы: «О чем и как рассказывать про А.С.Хомякова?», «Какой литературой воспользоваться?», «Как совершить поход по местам, связанным с А.С.Хомяковым?» Сколько часов посвятить этим темам – теперь уже решает сам педагог дополнительного образования. Это может быть всего 2 часа за учебный год, а может и больше, включая теорию, практику в помещении и на местности. Столько, сколько он отметит в своей образовательной программе. Желательно возвращаться вновь и вновь к теме «А.С.Хомяков и Тульский край», искать и находить присутствие его личности в других краеведческих темах. Можно даже найти темы для исследовательской работы с учащимися. Ну и, конечно, отмечая юбилеи нашего славного земляка, мы должны уметь рассказать о нем.
Как начать знакомство с А.С. Хомяковым?
Зацепки есть. Почему так мало литературы об А.С.Хомякове? Список доступной литературы об А.С.Хомякове не велик. Не в каждой библиотеке есть произведения А.С.Хомякова. Сведения о нем специально умалчивались. Более 100 лет имя Алексея Степановича оказалось вычеркнутым из российской истории. Коммунистические идеологи исключили его из списка рекомендуемых к изучению писателей и поэтов за то, что: -Хомяков был противником военных революций (публично осудил выступление декабристов на Сенатской площади); -Хомяков был приверженцем православной веры, (без нее не мыслил существования России); -Хомяков был за царя, данного Богом российскому народу.
Почему мы сегодня вновь заговорили о нем? Признаем ли мы его гением? А.С.Хомяков – патриот. Всю свою жизнь он утверждал то, что Запад нам не помощник, что возрождаться и становиться российское государство будет самостоятельно. С позиций сегодняшнего дня, мы убеждаемся в его правоте – Россия для Запада интересна лишь как сырьевой придаток, а не как равноправный партнер. Сбывается и другое предначертание А.С.Хомякова – все больший вес в России вновь приобретает Церковь. Идеи Хомякова современны.
В центре воззрений Хомякова – учение о соборности. Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Представление об особом историческом пути России у Хомякова органично сочеталось с признанием европейских достижений в области культуры и техники. Хомяков любил Англию и даже слыл «англофилом» - именно с его легкой руки, кстати, в русский язык вошло английское слово «спорт». Хомяков считал, что главное достоинство общественной и политической жизни Англии заключается в равновесии, которое поддерживается между либерализмом и консерватизмом. По определению Хомякова, консерваторы являются, прежде всего, сторонниками общественных национальных традиций, а либералы сторонниками индивидуальной личной свободы. Каждый либерал в Англии, по мнению Хомякова, будучи англичанином, вместе с тем является в какой-то мере и консерватором. Сам Хомяков в идейном отношении был таким же «либеральным консерватором», но только русским. Он прямо писал: «Принципы славянофильства также далеки от консерватизма в его нелепой односторонности, как и от революционности в ее безнравственной и страстной самоуверенности. Они составляют начало прогресса разумного, а не бестолкового брожения».
А.С.Хомяков родился 1 мая 1804 года (по старому стилю 13 мая) на день пророка Иеремии, в Москве. Он был вторым, младшим сыном, а еще у него был старший брат Федор и младшая сестра Анна. Учеба. В 1818 году (в 14 лет) Алексей определился вольным слушателем в Московский университет, и к 1821-му (в 17 лет) выдержал экзамен на степень кандидата математических наук. Знаток языков. С ранней молодости Алексей свободно читал на большинстве европейских языков и без труда изъяснялся по-французски, по-английски, по-немецки. В 15 лет он знал 8 языков, со временем он изучил 24 языка. Переводчик. В 15 лет он перевел с латинского «Германию» Тацита. Перевел очень грамотно; большой отрывок из перевода был опубликован в 1821 году в «Трудах Общества любителей Российской словесности при Московском университете». Это было первое произведение Хомякова, появившееся в печати. Защитник славян. В январе 1821 года вспыхнуло восстание греческого народа против турецкого ига. Семнадцатилетний юноша писал: «Я мыслью с греками, сражаюсь в их рядах». Он действительно хотел помочь грекам. «Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой. За счастие страны, по сердцу мне родной…» Достав фальшивый паспорт, купив засапожный нож и захватив с собой около 50 рублей денег, поздно вечером покинул А.С.Хомяков отеческий кров, надев на себя лишь легкую ваточную шинельку… До Греции он не добрался. Отец узнал о побеге сына и устроил погоню. Поймали Алексея уже за Серпуховской заставой… Служба в армии. А.С.Хомяков с 1822 по 1825 годы служит в кирасирском полку. Вот как характеризовал А.С.Хомякова Д.Е. Остен-Сакен: « В физическом, нравственном и духовном воспитании Хомяков был едва ли не единица… Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах («эспадра» - шпага – спортивное колющее и рубящее оружие) дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носит жестяные кирасы вместо железных полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое телосложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он, в высшей степени, спартанскими качествами». В полку служил офицер, который часто вызывал Хомякова на неравный бой. При этом, Хомяков одевал на офицера защитные одежды, а сам снимал даже мундир. При всяком ударе, который Хомяков наносил очень легко, он опускал эспадрон; противник, пользуясь этим положением, со злостью наносил ему обыкновенно несколько ударов по руке. Хомяков и присутствующие хохотали, чем приводили противника в запальчивость, он вновь и вновь наносил удары по беззащитной руке. Хомяков руки не щадил. После каждого ратоборства рука распухала и была в синих пятнах; но это не препятствовало принимать снова предложение…
«-Социолог, теолог и публицист, основатель славянофильской идеологии; -историк мировой цивилизации, автор многотомных «Заметок о всемирной истории»; -экономист, разработавший планы уничтожения крепостничества; -практик помещик, усовершенствовавший сельскохозяйственное производство, винокурение и сахароварение; -изобретатель первой паровой машины, получившей патент в Англии; -изобретатель дальнобойного ружья; -врач-гомеопат, использующий средства народной медицины для успешной борьбы с холерой; -хороший художник, портретист и иконописец; -полиглот – лингвист; -известный в свое время поэт и драматург…» А если добавить временные увлечения? -успешно ведет поиски в Тульской губернии полезных ископаемых; -описывает все достоинства и недостатки собак и лошадей; -опытный охотник; -отличный стрелок; -сочинитель анекдотов; -любитель скачек и верховой езды; -заядлый игрок на бильярде, в шахматы и с деревенскими соседями в карты; -фехтовальщик; -разработчик проекта улучшения благосостояния жителей Алеутских островов; - создатель хитроумных артиллерийских снарядов и т.п. Смотрите также: Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования
361.29kb.
4 стр.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Алексей Степанович Хомяков родился
270.79kb.
1 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1224.24kb.
6 стр.
Орлан-белохвост – птица 2013 года
1267.03kb.
8 стр.
«технология отображения в пейзаже некоторых видов деревьев»
52.04kb.
1 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению влияния ценностных ориентаций семьи и образовательного учреждения на профессиональное самоопределение подростков / А. М. Романов. Е. А. Романова Черноголовка, 2011. 2 п л., Иним рао
1253.98kb.
5 стр.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей школ. Минусинск 2008 год Печатается по рекомендации методического совета Управления образования г. Минусинска
395.16kb.
2 стр.
Структура комплекса психогимнастики
1163.49kb.
13 стр.
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Югорска
1089.31kb.
4 стр.
Решение картографических задач Методические рекомендации в помощь учителям географии Ульяновск 2009 316.06kb.
1 стр.
|