Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Как рассказать о славянофильстве, к которому имел отношение А.С.Хомяков?

К рождению славянофильства прямое и непосредственное отношение имели Хомяков и Чаадаев.

…«Западник» - Чаадаев.

В 1828-1831 годах и в 1836 году Чаадаев писал свои «Философические письма», в которых утверждал: «Мы русские существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас»; «Нет в памяти чарующих воспоминаний, нет сильных наставительных примеров в народных преданиях»; «Первые годы нашего существования, проведенные в неподвижном невежестве, не оставили никакого следа на умах наших»...


Так, Чаадаев представил русское общество объединением, в котором отсутствуют естественные исторические традиции, и, соответственно этому намечал следующий «выход»: «Чтобы сравниться с прочими образованными народами, нам надо переначать для себя снова все воспитание человеческого рода. Для этого перед нами история народов и плоды движения веков». Чаадаев идеализировал историю Запада и призывал учиться культуре народов Европы. За это его и ему подобных, прозвали «западниками».

Эти высказывания были замечены. Они, как высказался Герцен, произвели эффект выстрела, раздавшегося в темную ночь. Хомяков и его друзья решили дать отпор Чаадаеву. Своими разысканьями они стали определять место славян в истории.


Петр Васильевич Киреевский (наш земляк) – младший брат Ивана Киреевского, решает отдать жизнь делу восстановления «национальной памяти», ищет ее следы в останках народного творчества. В 1831-1832 годах он предпринял поездки по российским глубинкам с целью сбора русского устного народного творчества. Далее он начал активную работу над Собранием народных песен, в котором ему помогали многие доброхоты – Пушкин, Гоголь, Кольцов, Даль, братья Языковы.


Скоро Петр Киреевский восхитился: «Мы не только можем гордиться богатством и величием нашей народной поэзии перед всеми другими народами, но может быть, даже и самой Испании в этом не уступим; не смотря на то, что там все благоприятствовало сохранению народных преданий, а у нас какая-то странная судьба беспрестанно старалась их изгладить из памяти; особенно в последние 150 лет, разрушивших, может быть, не меньше воспоминаний, нежели самое татарское нашествие».

А.С.Пушкин высказал мысли о том, что у России «было свое особенное предназначение» - мученическая роль в деле избавления Европы от татарского нашествия.

А.Ф.Вельтман (известный исследователь древностей российских) дополнил Пушкина: «Покуда Русь покорствовала истукану ханскому и была, между тем, стеной, защитившей христианский мир от магометанского, - Европа в это время училась у греков и наследников их наукам и искусствам». «Виновата ли летопись старого русского быта, что ее не читают?» «Для человеческой гордости и уважения нашего к самим себе – нам нужно родословие народа…»

Необходимость составления этого «родословия» ощущают и Пушкин и Вельтман, но Пушкин скоро погиб, а Вельтману не по силам была кропотливая работа.



Поисками славянского, а значит и русского «родословия» занялся А.С.Хомяков. Он поставил перед собой парадоксальную задачу – угадать те факты русской истории, которые неизвестны. До конца своей жизни он ищет и находит эти факты, пишет, изданную уже после его смерти, «Семирамиду» или официально - «Всемирную историю». Но этот труд нельзя назвать историей. Это историософия – интуитивное переживание судеб народов, эстетическое и этическое осмысление основ их исторического бытия, отыскание «корней» и прозрение будущей «судьбы».
Хомяков – славянофил...

Славянофил - дословный перевод – любящий славян. Именно таким был Хомяков. Эта любовь проявилась эмоционально в поступке в семнадцать лет, когда он убегал на защиту славян – греков. Но это был юношеский подвиг Хомякова. А вот поиск идеи славянства, познание исторического развития славян, определение их места на фоне «всех племен» - это подвиг всей жизни Хомякова.

Хомяков выяснил: «Каждый народ имел свою исключительную страсть, и для достижения своей цели (будь она физическая или умственная) народ восставал, как муж един». Эта изначальная идея в народе сохраняется на всем протяжении его исторического бытия.

Систематизируя «исключительные страсти» каждого из древних народов, Хомяков выделяет две противоположные стихии, определявшие облик первоначального существования людей на Земле. Он выделяет «народы завоевательные» (они сохраняют навсегда чувство гордости личной и презрение не только ко всему побежденному, но и ко всему чуждому) и «народы земледельческие» («им недоступно чувство аристократического презрения к другим племенам, но все человеческое находит в них созвучие и сочувствие»). Славянские народы Хомяков относит к «земледельческим».

Славянофильским манифестом Хомякова стала статья «О старом и новом». В статье он высказал мысль о том, что в старой русской истории есть «темные» и «светлые» стороны. «Кровавые факты русской действительности до Петра I демонстрируют частности и издержки конкретных правлений – «светлые» стороны жизни становятся показателями «идеальной» справедливости отношений, которые не перешли в конкретное бытие народа именно потому, что народ жил еще «бессознательной жизнью».



Россия имеет перед Западом много исконных преимуществ. На ее начальной истории «не лежит пятно завоевания», не лежит «крови и вражды», «и деды не завещали внукам ненависти и мщения». Поэтому русская история не дает никаких преград к созданию такого общества, «где силы каждого принадлежат всем и каждому».

В этих высказываниях Хомякова присутствуют глубокая уверенность и убежденность в правильном познании действительных «корней» своего народа и дальнейшей его судьбы.

Он уважает неприукрашенную русскую историю, любит свой народ, выходящий из славянских племен и, непременно, свою родину – Россию.

Связующее начало – любовь. Славянофильское «народолюбие», доходило почти до обожествления народа и родины. Как же не любить свой народ – ведь он же свой. Как своя семья, во всех обстоятельствах, ближе и дороже других.


Родословные связи А.С.Хомякова.

Мать Алексея Степановича, Марья Алексеевна Хомякова, была урожденная Киреевская и приходилась троюродной сестрой Василию Ивановичу Киреевскому, отцу известных славянофилов, Ивану и Петру Киреевским.

Брат М.А.Хомяковой Степан Алексеевич Киреевский был женат на Наталье Васильевне Тургеневой, родственнице отца Ивана Сергеевича Тургенева.

Жена Алексея Степановича, Екатерина Михайловна, была урожденная Языкова и приходилась родной сестрой поэту Николаю Языкову, который разделял славянофильские убеждения.

Дед Алексея Степановича, Александр Федорович Хомяков, был женат на Настасье Ивановне Грибоедовой, двоюродной тетке Александра Сергеевича Грибоедова.

Все предки Хомякова были коренные русские люди, и история не знает, чтобы Хомяковы когда-нибудь роднились с иноземцами.

Официальная генеалогия старинного рода дворянина Хомякова восходит к временам Василия III (начало XIV века). Его предки, верно, служили государям московским ловчими и стряпчими, стольниками и воеводами.

В связи с этим, у Хомякова никогда не возникало никакой гордыни национальной.

Русский – и русский!


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования
361.29kb.
4 стр.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) Алексей Степанович Хомяков родился
270.79kb.
1 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1224.24kb.
6 стр.
Орлан-белохвост – птица 2013 года
1267.03kb.
8 стр.
«технология отображения в пейзаже некоторых видов деревьев»
52.04kb.
1 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению влияния ценностных ориентаций семьи и образовательного учреждения на профессиональное самоопределение подростков / А. М. Романов. Е. А. Романова Черноголовка, 2011. 2 п л., Иним рао
1253.98kb.
5 стр.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей школ. Минусинск 2008 год Печатается по рекомендации методического совета Управления образования г. Минусинска
395.16kb.
2 стр.
Структура комплекса психогимнастики
1163.49kb.
13 стр.
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Югорска
1089.31kb.
4 стр.
Решение картографических задач Методические рекомендации в помощь учителям географии Ульяновск 2009
316.06kb.
1 стр.