Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
С.С. Ставерова


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заочной форм обучения

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………...……………4

Учебно-методические задания и рекомендации для самостоятельного изучения курса отечественной истории…………………………..………….….5

Вопросы семинарских занятий ……………………………………………...…88

Электронные ресурсы………………………………………………………….103

I. Учебно-методические задания и рекомендации для самостоятельного изучения курса отечественной истории
Тема 1. Проблемы этногенеза славян
Основные понятия и термины: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (восточные, южные, западные), анты, венеды, скифы, скифы-пахари, великое переселение народов.
Проблемные вопросы:


  1. Когда началось выделение древнейших славян из индоевропейского этнического единства и какими процессами оно сопровождалось?

  2. Как конкретизирует теорию славянского этногенеза концепция академика Б.А. Рыбакова?

  3. Когда произошло разделение славян на три ветви и повсеместно распространился этноним «славяне»?

  4. Каков был характер этнической консолидации восточных славян?

  5. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VIII – IX вв.?

  6. Почему восточные славяне преимущественно селились вдоль рек и какие пути были у них главнейшими?

  7. Почему скандинавские источники страну восточных славян прозвали Гардарикой?

  8. Какие сведения о политическом строе славян сообщали византийские авторы VI в.?

  9. Что известно об общественных отношениях восточных славян?

  10. Во что верили и чему поклонялись наши предки?



ТЕСТЫ:

1.Наиболее древней формой совместной жизни и деятельности людей является:

1. родовая община

2. соседская община

3. союз племен

4. государство

2.Древнейшими занятиями людей являются:

1. земледелие и скотоводство

2. охота и собирательство

3. ткачество т гончарное ремесло

4. торговля и морские промыслы

3.Одной из стоянок древнего человека на территории России, где найдены остатки очагов, украшения и орудия труда является:

1. поселение Сунгирь под Владимиром

2. Рюриково городище

3. пещера Тешик-таш

4. долина Неандерталь

4.Верны ли следующие утверждения?

А) Земледелие и скотоводство представляют собой присваивающее хозяйство.

Б) Пастушеские племена на территории России проживали в Приазовье и Причерноморье.

1. верны оба утверждения

2. оба утверждения неверны

3. верно только А

4. верно только Б

5.Археологам в результате раскопок славянских городищ удалось установить тип жилого дома у древних славян. Найдите среди перечисленных жилищ жилище славян:

1. деревянный дом на сваях

2. войлочная кибитка с деревянным каркасом

3. полуземлянка и бревенчатыми стенами и крышей, обложенной дерном

4. пещера, выложенная шкурами животных

6.Начало Великого переселения народов связано с нашествием в IV веке на земли Восточной Европы племен:

1. маньчжуров

2. гуннов

3. тевтонов

4. половцев

7.Ближайшими соседями славян были многочисленные угро-финские народы, к которым относились:

1. мордва, меря, мурома, чудь

2. поляне, древляне, дреговичи, вятичи

3. торки, авары, печенеги, хазары

4. ятвяги, пруссы, литва, ливы.



Литература:

  1. Вернадский Т.В. Древняя Русь [Текст]/Т.В. Вернадский – М., 1996.

  2. Гудзь-Марков А.В. История славян [Текст]/А.В. Гудзь-Марков – М., 1997.

  3. Даркевич В.П., Фроянов И.А. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы [Текст]/В.П. Даркевич, И.А. Фроянов//Вопросы истории – 1997 - №2.

  4. Иловайский Д. Начало Руси: Изыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю [Текст]/Д. Иловайский – М., 1996.

  5. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. Уч.пособие для вузов [Текст]/А.Н. Маркова, Е.М. Скворцова, И.А. Андреева – М., 2001.

  6. Рыбаков Т.Я. Язычество Древней Руси [Текст]/Т.Я. Рыбаков – М., 1987.


Тема 2. Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1232 гг.)
Основные понятия и термины: союзы племен, соседская община, путь «из варяг в греки», государство, раннефеодальное государство, полюдье, закуп, смерд, холоп, огнищанин, тиун, вервь, вира, князь, дружина, христианство, православие, вотчина, поместье, династия Рюриковичей.
Проблемные вопросы:

  1. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»?

  2. Как русские летописи описывают рождение государства у восточных славян и согласуются ли они в вопросе о происхождении Рюрика?

  3. В чем состояла особенность раннего этапа формирования государственной власти у восточных славян?

  4. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях?

  5. Что представляла собой административная структура древнерусского государства?

  6. Что являлось материальной основой социального расслоения? Кто составлял господствующий слой Киевского государства?

  7. Священники древнего Киева жаловались на то, что их церкви пустуют. Один из них писал: «Если какой-нибудь плясун, или скрипач, или комедиант позовет на сборище языческое, то все туда радостно устремляются. Если же позовут в церковь, то позевывают, почесываются, отвечают холодно или еще чем-либо отговариваются». Чем, по-вашему, можно объяснить такое отношение простых людей Киевской Руси к христианской церкви?

  8. В какой среде и когда сформировался первый общегосударственный сборник «Русская правда»? Какая часть «Русской правды» оказалась наиболее разработанной?

  9. В «Поучении детям» Владимир Мономах пишет: «Пусть не застанет вас солнце в постели», «Что умеете хорошо, этого не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь», «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело», «Не причинять вреда ни селам, ни посевам, дабы не стали вас проклинать». Есть ли какая-либо связь между наставлениями Мономаха и современными нравственными установками? О чем это свидетельствует? Для кого Мономах писал свое завещание? Только ли своих детей он имел ввиду?

  10. Перед нами два отрывка из сборника законов разных стран и разных столетий:




Русская правда

Салическая правда (франков)

Статья 18. Если убьют

огнищанина …, то платить за него

80 гривен


Титул XL 1, §1. Если кто лишит

жизни франка…присуждается к

уплате 200 солидов


Статья 21. А за княжеского тиуна

(управитель, дворецкий у князя)

80 гривен


§3. Если кто лишит жизни

человека, состоящего на

королевской службе, присуждается

к уплате 600 солидов



Статья 23. А за убийство смерда

или холопа по 5 гривен



§6. Если кто лишит жизни

римлянина-землевладельца и

не королевского сотрапезника,

присуждается к уплате 100 солидов



Сравните эти два источника и определите, какой из них характеризует более ранний этап развития. Ответ свой обоснуйте.
ТЕСТЫ:

1.Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

1. 860г.

2. 862г.


3. 882г.

4. 982г.


2.С именем какого князя связано заключение торгового договора с Византией?

1. Рюрик


2. Олег

3. Святослав

4. Владимир Мономах

3.За что Святополк Окаянный получил свое прозвище?

1. за отказ подчиниться отцу – князю Владимиру I

2. за массовые убийства киевлян во время его правления

3. за то, что использовал в борьбе за престол иноземцев – половцев

4. за убийство братьев – Бориса и Глеба

4.Какие термины связаны с понятием «вотчина»?

1. игумен, монах, иконописец

2. посад, слобода, полюдье

3. вервь, плинфа, холоп

4. боярин, огнищанин, закуп

5.Чем прославился митрополит Илларион?

1. им написано «Слово о законе и благодати»

2. он был автором «Слова о полку Игореве»

3. по его проекту сооружен Софийский собор в Новгороде

4. он был автором «Жития Бориса и Глеба»

6.Установите соответствие между понятиями и определениями:

1. вервь

2. вира


3. вече

4. мыт


А) собрание свободного городского населения в Древней Руси

Б) участок земли, отмеренный веревкой общине. Так называли и саму крестьянскую общину

В) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с человека при проезде через заставы у городов и крупных селений

Г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний славян

Д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну


1

2

3

4













7.К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

1. агиография

2. летопись

3. поучение

4. героическая повесть
Литература:


  1. Вернадский Г.В. Киевская Русь [Текст]/Г.В. Вернадский – Тверь, М., 1996.

  2. Греков Б.Д. Киевская Русь [Текст]/Б.Д. Греков – М., 1953.

  3. Данилевский И.Я. Россия и Европа [Текст]/И.Я. Данилевский – М., 1991.

  4. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь [Текст]/Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов – Л., 1988.

  5. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. Уч.пособие для вузов [Текст]/А.Н. Маркова, Е.М. Скворцова, И.А. Андреева – М., 2001.

  6. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я., Легенды о «призвании варягов» и становлении древнерусской государственности [Текст]/Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин//Вопросы истории – 1995 - №2.

  7. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя: Хроника правлений и событий 862-1917 гг. [Текст]/Б.Г. Пашков – М., 1997.


Тема 3. Русь удельная: русские земли в середине XIIXIII вв.
Основные понятия и термины: феодальная раздробленность, бояре, усобицы, суверенность, лествичная система наследования власти, вече, боярская республика, княжество, удел.
Проблемные вопросы:

  1. До начала XII века Киевская Русь была единым государством с сильной княжеской властью. Затем эта власть ослабла и произошел распад государства на самостоятельные территории. Можно ли считать, что произошел полный распад Киевской Руси? Согласны ли вы с тем, что единство основывается на полном подчинении всех князей великому князю? Обоснуйте свое мнение.

  2. Период феодальной раздробленности и в Западной Европе, и на Руси сопровождался постоянными усобицами феодалов. Какую роль в этот период играла католическая церковь на Западе и православная на Руси? Чем объясняется сходство или отличие в занимаемых ими позициях?

  3. Почему принято делить Русь периода феодальной раздробленности на три больших региона? Чем отличались друг от друга Юго-Запад, Северо-Восток Руси и Новгородская земля?

  4. Представьте себе, что у вас есть возможность оказаться в одной из следующих земель: Киевской, Галицко-Волынской, Новгородской, Владимиро-Суздальской во второй половине XII века в качестве боярина. Каков будет ваш выбор? Чем он объясняется?


ТЕСТЫ:

1.Какие положения относятся к причинам раздробленности русских земель?



  1. слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост вотчинного землевладения

  2. религиозные конфликты, многочисленные восстания крестьян и горожан, захват Киева татаро-монголами

  3. прекращение княжеской династии после смерти Владимира Мономаха, раскол в Православной церкви, прекращение торговли по Великому Волжскому пути

  4. неспособность русских князей противостоять нападениям половцев, упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского

2.В чем состояли функции князя в Новгороде в XII-XIII вв.?

1. сбор дани

2. заведование государственной казной

3. назначение и смещение важнейших должностных лиц

4. руководство войском

3.В какие годы княжил Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо)?

1. в 1103-1157 гг.

2. в 1157-1174 гг.

3. в 1176-1212 гг.

4. в 1212-1238 гг.

4.Укажите причины возвышения Владимиро-Суздальской земли:

1. близость к степному порубежью

2. защита от внешних врагов полосой густых лесов

3. обилие удобных для пашни плодородных земель

4. наличие выхода к Балтийскому морю

5. приток населения в Междуречье Волги и Оки

Выберите правильное сочетание цифр:

1

2

3

4

145

345

235

134

5.Владение младших членов княжеского рода эпохи раздробленности назывались:

1. уезды


2. верви

3. уделы


4. поместья

6.Политический распад Руси никогда не был полным. Поддерживало единство страны:

1. различие природных и хозяйственных условий между отдельными землями

2. сохранение авторитета у великого князя

3. формирование торгового пути «из варяг в греки»

4. единая общерусская церковная организация

5. договоры между князьями о совместной борьбе с половцами

Выберите правильное сочетание цифр:



1

2

3

4

145

345

245

134

7.Негативным последствием раздробления Руси является:

1. рост городов – местных центров

2. ослабление обороноспособности

3. перемещение торговых путей

4. рост боярских вотчин
Литература:


  1. Андреев В.Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода [Текст]/В.Ф. Андреев – Л., - 1983.

  2. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник [Текст]/Г.В. Вернадский – М., 1997.

  3. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. [Текст]/В.А. Кучкин – М., 1984.

  4. Мартышин О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики [Текст]/О.В. Мартышин – М., 1992.

  5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. [Текст]/Б.А. Рыбаков – М., 1993.


Тема 4. Русские земли в условиях татаро-монгольского нашествия
Основные понятия и термины: монголо-татарское нашествие, монголо-татарское иго, Золотая Орда, дань, баскаки, «нойон», «курултай», «тьма», «ордынский выход», крестовые походы, крестоносцы, рыцарские ордена: орден меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден.
Проблемные вопросы:

  1. Опишите, какие земли входили в состав Золотой Орды, какие были в зависимости от нее. Как был организован сбор дани с русских земель?

  2. Писатель Владимир Чивилихин назвал оборону Киева в 1240 году народной. Согласны ли вы с таким мнением? Свой ответ обоснуйте.

  3. В своей книге «Кризис средневековой Руси» английский историк Д.Феннел пишет: «Так называемое татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр (Невский) предал своих братьев». Согласны ли вы с такими выводами? Объясните свой ответ.

  4. Как вы считаете, кто представлял большую опасность для Руси: европейские рыцари или же татары? Обоснуйте свой ответ.

  5. Докажите, что татаро-монгольское иго тормозило хозяйственное и культурное развитие.

  6. В древней Спарте действовали законы Ликурга, в Афинах продолжительное время соблюдали законы Солона. А что вам известно о законах монгольского государства периода Золотой Орды?


ТЕСТЫ:

1.Верны ли следующие утверждения?

А) монголы занимались кочевым скотоводством и перегоняли большие табуны скота

Б) объединителем монгольских племен и создателем монгольского государства стал Батый

1. верно только А)

2. верно только Б)

3. верны оба утверждения

4. оба утверждения неверны

2.Какие термины связаны с зависимостью Русских земель от Орды?

1. выход, ярлык, баскаки

2. нукеры, беки, богатуры

3. курултай, улус, мурзы

4. караван-сарай, дирхем, алтын

3.Какое событие произошло в 1257 г.?

1. умер Александр Невский

2. ливонские рыцари захватили Псков

3. произошло восстание в Новгороде против переписи населения ордынцами

4. митрополит Петр переехал из Владимира в Москву

4.Какое событие описано в приведенном фрагменте: «Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Татары начали бить ее стены таранами. Храм рухнул, погибли под его руинами последние защитники и воевода Дмитр»?

1. битва на реке Калке 1223 г.

2. разорение Рязани в декабре 1237 г.

3. битва на реке Сить в марте 1238 г.

4. разорение Киева в ноябре 1240 г.

5.Основание Золотой Орды ханом Батыем относится к … году:

1. 1236

2. 1240


3. 1243

4. 1252


6.Установите соответствие между понятиями и определениями:


1. улус

2. кабала

3. слобода

4. десятина

А) полная зависимость одного человека от другого

Б) серебряный слиток, служивший денежной единицей

В) часть урожая или иных доходов, взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов

Г) поселение, временно освобождавшееся от княжеских повинностей

Д) удел в Золотой Орде


1

2

3

4















Литература:


  1. Вернадский Г.В. Русская история. Монголы и Русь [Текст]/Г.В. Вернадский – Тверь, М., 1997.

  2. Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры [Текст]/Л.Л. Викторова – М., 1980.

  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст]/Л.Н. Гумилев – М., 1989.

  4. Капица М.С. Еще раз о роли Чингисхана в истории /М.С. Капица//Вопросы истории – 1988. - №7.

  5. Конрад Н.И. Запад и Восток [Текст]/Н.И. Конрад – М., 1966.

  6. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было [Текст]/В.А. Кучкин – М., 1991.


Тема 5. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности
Основные понятия и термины: детинец, посад, слободы, поместье, удел, уезд.
Проблемные вопросы:

  1. Согласно оценкам многих историков в Великороссии около 1300 г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом Руси вскоре становится Москва. Почему? Обоснуйте свой ответ.

  2. Назовите основные этапы образования русского централизованного государства. Периодам правления, каких государей соответствовали эти этапы? Определите сходные черты и особенности процесса образования единого государства в русских землях и Западной Европе.

  3. На Руси в XIV в. успешно развивалось сельское хозяйство и ремесло, расширялась внутренняя и внешняя торговля. Что являлось главным препятствием для еще более успешного развития?

  4. Дворяне-помещики являлись более надежными слугами правителей государства, чем бояре. Почему же до XIV в. князья давали землю в качестве вотчины, а не поместья?

  5. Почему именно московские и тверские князья начали борьбу за власть над Русью? Расскажите о первых этапах этой борьбы.

  6. Многие историки считают Великое княжество Литовское одним из центров объединения русских земель. Справедливо ли это мнение?

  7. Сравните выгоду географического положения Москвы и Твери. Можно ли считать на этом основании, что победа Москвы предрешена? Дайте оценку методов действий первых московских князей.


ТЕСТЫ:

1.Баскаки перестали приезжать на Русь благодаря деятельности:

1. Юрия Данииловича

2. Ивана Калиты

3. Симеона Гордого

4. Дмитрия Донского

2.В правление Даниила Александровича (1276-1303 гг.) к Москве были присоединены земли:

1. Коломинские

2. Нижегородские

3. Переяславль-Залесские

4. Можайские

5. Суздальские

Выберите правильную комбинацию цифр:

1

2

3

4

134

235

345

145

3.Новая форма крупного землевладения, сложившаяся в период восстановления русской земли после ордынского нашествия –

1. вотчина

2. вервь

3. поместье

4. монастырь

4.Плата деньгами или продуктами крупному землевладельцу за предоставленный им надел земли называется:

1. барщина

2. отработка

3. оброк

4. вира


5.В какой битве русские войска одержали одну из первых побед над ордынцами?

1. на Чудском озере

2. на Калке

3. на Воже

4. при Грюнвальде

6.Белокаменный кремль был выстроен в Москве в правление князя:

1. Ивана Калиты

2. Симеона Гордого

3. Дмитрия Донского

4. Василия Дмитриевича


Литература:

  1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси [Текст]/Ю.Г. Алексеев – М., 1992.

  2. Борисов Н. Иван Калита. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Борисов – М., 1997.

  3. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 гг. [Текст]/А.А. Горский//Вопросы истории – 1995. - №4.

  4. Иловайский Д. Собиратели Руси [Текст]/Д.Иловайский – М., 2003.

  5. Чернышова А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII – XV вв. [Текст]/А.В. Чернышова – Тверь, 1996.



следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа»
422.39kb.
5 стр.
2012 Структура семинарских занятий Тема Древнерусское государство и право IX- начала XII в
319.17kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа»
1030.27kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
129.08kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
331.05kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
446.71kb.
3 стр.
Практикум по наследственному праву учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ
238.68kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Административное право Германии (на немецком языке, dsg) содержит методические указания для семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов
138.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Уголовное право Германии (на немецком языке, dsg)содержит методические указания и задания для семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы студентов
91.99kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров
2910.23kb.
15 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров
1834.41kb.
11 стр.