Главная
страница 1
Пояснительная записка.
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9-ых классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Программа рассчитана на 16 часов.
Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:


  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;

  • развитие сознательного интереса к СМИ;

  • формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:

  • совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;

  • повышение уровня речевой компетенции учащихся;

  • содействие личностному росту учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).


Формы обучения:

  • лекция;

  • практикум;

  • экскурсия;

  • ролевая игра;

  • работа в группах.


Содержание программы.
Тема 1. Введение

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?



Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Из истории российской журналистики (1 час)

Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.



Форма занятия: лекция.
Тема 2. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час)

Особенности публицистического текста.

Журналистские жанры:

— оперативно-новостные (заметка);

— оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

— исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);

— исследовательские (статья, письмо, обозрение);

— исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 3. Основные понятия о газете (1 час)

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 4. Заметка как основной жанр журналистики (1 час)

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа)

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 7. Очерк как публицистический жанр (2 часа)

Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 8. Рецензия как публицистический жанр (2 часа)

Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 9. Статья как публицистический жанр (1 час)

Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Написание статьи (1 час)

Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция.



Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 11. Редактирование (1 час)

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.



Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 12. Выпуск газеты (1 час)

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.



Форма занятия: деловая игра, практикум.

Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;

  • специфику создания статей разных жанров журналистики;

  • законы построения номера газеты;

  • особенности стилевой организации газеты.


Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по жанру статьи;

  • проводить опросы, анкетирование учащихся;

  • брать интервью;

  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • определять и доносить до читателя свою идею;

  • соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;

  • применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;

  • рецензировать тексты разных жанров;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • иллюстрировать свои материалы.


Календарно-тематический план.




Тема занятия

Кол-во часов

Виды, формы контроля

Дата проведения занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение.







Опрос







2

Из истории российской журналистики.

1 час




Тестирование







3

Общее знакомство с жанрами журналистики.




1 час

Отчет о работе в группах







4

Основные понятия о газете.

1 час




Опрос







5

Заметка как основной жанр журналистики.




1 час

Создание заметки







6

Репортаж как основной жанр журналистики.

1 час

1 час

Создание репортажа







7

Интервью как основной жанр журналистики.

1 час

1 час

Создание интервью







8

Очерк как публицистический жанр.

1 час

1 час

Создание очерка







9

Рецензия как публицистический жанр.

1 час

1 час

Написание рецензии







10

Статья как публицистический жанр.




1 час

Написание статьи







11

Написание статьи.




1 час

Создание статьи в одном из жанров







12

Редактирование.




1 час

Редактирование статьи







13

Выпуск газеты.




1 час

Защита проекта «Школьная газета «Девяточка»










Всего

6 часов

10 часов








Учебно-методическое обеспечение.


  1. Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990




  1. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.




  1. Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002




  1. А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004.




  1. Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999




  1. Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия – журналист, Ростов - на – Дону, 1999




  1. Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.




  1. http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель руководителя Директор МКОУ Черновская СОШ

_______/Долгих Т.В. / по УВР МКОУ Черновская СОШ

Протокол №____ от _______/Фокина Г.В./ _______/Голубенко Н.И../

«____»_____________2012г. «____»_____________2012г. «____»_____________2012г

Рабочая программа педагога

Долгих Татьяна Васильевна( высшая категория)


элективного курса
« Основы журналистики»
9 класс

2012-13 учебный год



с. Черновка


Смотрите также:
Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
107.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
58.87kb.
1 стр.
Элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения, которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении
1853.65kb.
10 стр.
Элективный курс «Основы журналистики»
87.68kb.
1 стр.
Элективный курс Программирование в среде delphi класс : 10 Количество часов: 68 Пояснительная записка Delphi
16.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Курс «Основы православной культуры»
135.96kb.
1 стр.
Элективный курс 11 класс Учитель обществознания
144.6kb.
1 стр.
Элективный курс "Мода и здоровье"
63.76kb.
1 стр.
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки»
193.03kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление
188.23kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива»
129.28kb.
1 стр.