Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора. Предлагаемая программа направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся 9-ых классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности. Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях. Программа рассчитана на 16 часов.
Формы обучения:
Содержание программы. Тема 1. Введение Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста? Форма занятия: лекция с элементами беседы. Из истории российской журналистики (1 час) Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР. Форма занятия: лекция. Тема 2. Общее знакомство с жанрами журналистики (1 час) Особенности публицистического текста. Журналистские жанры: — оперативно-новостные (заметка); — оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты); — исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); — исследовательские (статья, письмо, обозрение); — исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 4. Заметка как основной жанр журналистики (1 час) Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 5. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа) Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 6. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа) Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 7. Очерк как публицистический жанр (2 часа) Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 8. Рецензия как публицистический жанр (2 часа) Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 9. Статья как публицистический жанр (1 час) Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 10. Написание статьи (1 час) Заголовок. Виды заглавий: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция. Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская. Тема 11. Редактирование (1 час) Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. Форма занятия: лекция, практикум. Тема 12. Выпуск газеты (1 час) Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты. Форма занятия: деловая игра, практикум. Требования к уровню освоения курса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Календарно-тематический план.
Учебно-методическое обеспечение.
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель руководителя Директор МКОУ Черновская СОШ _______/Долгих Т.В. / по УВР МКОУ Черновская СОШ Протокол №____ от _______/Фокина Г.В./ _______/Голубенко Н.И../ «____»_____________2012г. «____»_____________2012г. «____»_____________2012г Рабочая программа педагога Долгих Татьяна Васильевна( высшая категория) элективного курса « Основы журналистики» 9 класс 2012-13 учебный год с. Черновка Смотрите также: Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
107.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
58.87kb.
1 стр.
Элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения, которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении
1853.65kb.
10 стр.
Элективный курс «Основы журналистики»
87.68kb.
1 стр.
Элективный курс Программирование в среде delphi класс : 10 Количество часов: 68 Пояснительная записка Delphi
16.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Курс «Основы православной культуры»
135.96kb.
1 стр.
Элективный курс 11 класс Учитель обществознания
144.6kb.
1 стр.
Элективный курс "Мода и здоровье"
63.76kb.
1 стр.
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки»
193.03kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление
188.23kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива» 129.28kb.
1 стр.
|