Главная
страница 1страница 2страница 3
В.Н.Медведская, Т.И.Юринок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Методическое пособие для учителя

начальных классов

Авторы-составители: Медведская Валентина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент

Юринок Татьяна Ивановна,

учитель высшей категории

Самостоятельная работа учащихся вносит наиболее весомый вклад не только в освоение учебного материала, но и в воспитание, развитие, формирование умения учиться. В пособии на конкретных примерах школьных заданий иллюстрируется применение совокупности методических приемов, интенсифицирующих все стороны данного вида учебной деятельности школьников. Знание этого научного компонента преподавания является необходимым условием активизации потенциальной креативности учителя при подготовке содержания самостоятельных работ по математике и их фронтальной проверке.

Пособие адресовано учителю начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………….…4

Приёмы и разработки разноуровневых заданий по обучению решению задач…………………………………………………………………………..…5

- Подчёркивание опорных слов………… ......................…………………..6

- Предъявление формы краткой записи задачи…………………..……….7

- Предъявление краткой записи задачи……………………………………8

- Графическое моделирование……………………………..………………9

- Выполнение схематического рисунка…………………………………..10

- Уточнение смысла некоторых терминов в тексте задачи………….…..10

- Переформировка текста задачи………………………………………….11

- Перестановка вопросов, направляющих поиск решения…………..…..11

- Разбиение основной задачи на части….………………………..……….12

- Решение вспомогательной задачи………………………….……………13

- Графическое моделирование процесса поиска плана решения задачи.14

- Предъявление схемы решения или его плана…………………..………15

- Предъявление решения или его части……………………………….…..17

- Предъявление графической схемы плана решения……………….……17

- Преобразование текста задачи……………………………...……………17

- Решение задачи другими способами................………………………….19

- Составление и решение задач, обратных данной………………….…..23

Способы фронтальной проверки заданий…………………………………23

- Способы фронтальной проверки заданий по решению примеров…....24

- Способы фронтальной проверки заданий по решению задач……..…..28

Список использованных источников…………..………………………….35




ПРЕДИСЛОВИЕ

Труд Учителя был, остается и всегда будет процессом творческим. Невозможно представить педагога, который работает исключительно в рамках одного учебного пособия, неукоснительно следуя запрограммированной в нем авторами технологии, т.е. учит всех детей одинаково. Но и относительное обилие имеющихся сегодня в распоряжении учителя печатных и электронных изданий учебно-методических материалов все же не удовлетворяет повседневную потребность в средствах организации продуктивной учебной деятельности каждого ученика с учетом уровня его знаний, сформированности математических и общеучебных умений, а также других индивидуальных особенностей. Наиболее острой эта потребность является при организации самостоятельной работы учащихся, как в классе, так и дома.

Для ученика выполнение заданий без непосредственного внешнего руководства является средством овладения способами работы с учебным материалом и умениями по применению теоретических знаний, повторения и закрепления, открытия для себя новых сторон изучаемого, расширения собственного опыта интеллектуальной и практической деятельности. Результативность этой работы зависит от ряда условий, в том числе от:

- содержания предлагаемого задания;

- уровня подготовленности ученика к его выполнению;

- отношения ребенка к математике как учебному предмету;

- дидактических приемов организации учителем деятельности учащихся.

Следовательно, при подготовке самостоятельной работы учитель задумывается и о мотивационной, и о процессуальной, и о содержательной сторонах деятельности каждого ученика. Взаимосвязь этих структурных компонентов самостоятельной работы является важнейшей предпосылкой для достижения планируемого учителем результата обучения. Существенный вклад в него может и должен вносить заключительный этап самостоятельной работы – ее проверка.

В данном пособии учитель найдет образцы применения к учебным заданиям приемов их методической обработки с общей целью повышения качественного результата выполняемых учащимися самостоятельных, в том числе и домашних, работ.

Пособие состоит из двух разделов: «Приемы разработки разноуровневых заданий по обучению решению задач» и «Способы фронтальной проверки заданий».

Комплекс методических идей и приемов, использованных для подготовки образцов, является той базой знаний, которыми учитель может воспользоваться как на уровне подражания, так и на уровне продуцирования собственных методических инноваций.
ПРИЕМЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

На разноуровневой основе целесообразно осуществлять не только контроль учебных достижений, когда ученику выставляется та или иная отметка, но и другие этапы процесса обучения. Например, для обучающих самостоятельных работ задания составляются таким образом, чтобы к единой цели – приобретение знаний не ниже образовательного стандарта учащиеся шли разными, доступными каждому путями.

При решении текстовых арифметических задач существует немало вариантов продвижения от условия задачи к нахождению ответа на ее вопрос, потому что в этом процессе могут по-разному комбинироваться следующие действия:

- чтение (или прослушивание) текста задачи;

- выделение в тексте условия и вопроса, данных и искомого;

- толкование смысла числовых данных и величин, о которых говорится в задаче;

- выделение в тексте задачи опорных слов, определяющих ход ее решения;

- переформулировка условия или вопроса, чтобы точнее понять, что дано и что надо найти;

- моделирование задачи (предметное, схематическое, графическое, словесное, знаковое), чтобы увидеть все существенные связи и отношения;

- установление связей между данными, между данными и искомым, т.е. разбор задачи;

- составление плана решения, т.е. определение последовательности шагов и выбор для каждого из них соответствующего арифметического действия;

- оформление решения, выполнение вычислений и ответ на вопрос задачи;

- проверка правильности выполненного решения;

- исследование процесса решения: что помогло решить задачу, где можно применить этот способ, нельзя ли по-другому найти ответ на вопрос задачи и др.

Продуманно дозируя помощь ученику в выполнении некоторых, еще неосвоенных им действий, давая образец их выполнения, учитель моделирует тот путь решения задачи, который данный ученик готов пройти самостоятельно. Такие разноуровневые по своему операционному составу задания являются уже не способом проверки, а средством продвижения ученика в освоении общих приемов работы над задачей и формирования умения применять их в дальнейшем самостоятельно.

Многообразие методических приемов, позволяющих создавать разноуровневые обучающие задания, можно систематизировать, следуя логике процесса решения любой задачи:



  1. Восприятие и осмысление содержания задачи.

  2. Поиск и составление плана решения.

  3. Выполнение решения и ответ на вопрос задачи.

  4. Проверка выполненного решения.

  5. Творческо-исследовательская работа над решенной задачей.

Далее приводятся образцы разноуровневых обучающих заданий, расположенных в соответствии с названными этапами работы над задачей по принципу постепенного возрастания меры оказываемой ученику помощи. Для каждого нуждающегося во внешней поддержке ребёнка учитель использует либо один, либо совокупность из перечисленных методических приёмов, обеспечивая посильное самостоятельное участие ученика в решении предложенной задачи.

На примерах некоторых из задач (их тексты обозначены буквами а, б, в, г, д, е, ж) иллюстрируется возможность применения различных приёмов их методической обработки с целью реализации индивидуального подхода к формированию у учащихся умения решать задачи. Очевидно, что те же приёмы предъявления разноуровневых заданий позволяют учителю организовать дифференцированную работу класса в целом над одной и той же задачей.

I.ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАЧИ

1. Подчёркивание опорных слов.

а) В кроссе приняли участие 26 учеников третьего класса и столько же учеников второго . Всего было 29 мальчиков. Сколько девочек приняли участие в кроссе?

б) Взвесили 4 рыбы. Первая весила 912 г, втораяв 3 раза меньше первой, третья - на 128 г меньше второй, а четвертая в 5 раз больше третьей. Сколько весила четвертая рыба?

в) Хозяйка разлила молоко в 3 банки поровну. Когда из двух банок вылили по 4 л молока, то у хозяйки осталось 7 л молока. Сколько литров молока было в каждой банке вначале?

г) На склад привезли 848 мешков круп. Восьмую долю их составляла манная крупа, а седьмую долю остатка – гречневая крупа. Сколько мешков было с гречневой крупой?

д) Весь урожай огурцов разложили в 2 пакета, по 11 кг в каждый, и в 4 пакета, по 12 кг в каждый. Сколько килограммов огурцов разложили в пакеты?

е) Два пловца поплыли одновременно по реке в противоположных направлениях. Первый плыл со скоростью 90 м/мин, а второй 40 м/мин. Сколько метров проплывёт второй пловец, когда первый проплывёт 270м?

ж) С аэродрома одновременно поднялись и полетели в противоположных направлениях два вертолёта. Через 3 часа они оказались на расстоянии 1260 км. С какой скоростью летел первый вертолёт, если скорость второго была 240 км/ч?
2. Предъявление формы краткой записи задачи

а)


?
3 кл. - уч.

2 кл. - уч. дев, и мальч.



б)


I – г

II – ? , в раза меньше



III – ? , на г меньше

IV – ? г, в раз больше



в)

Было – по ? л в банках

Вылили – по л из банок

Осталось – л


г)

Всего – мешк.

Манная - ? мешк., всех мешк.

Гречневая - ? мешк., ост. мешк.


д)

В одном пакете

Количество пакетов

Всего

кг

кг



? кг

? кг


? кг

е)

Скорость Время Расстояние

I м/мин м

одинаковое

II м/мин ? м



ж)

? км/ч км/ч

.

км



3. Предъявление краткой записи задачи

а)


?
3 кл. - 26 уч.

2 кл. - 26 уч. дев, и 29 мальч.



б)

I – 912 г

II– ? , в 3 раза меньше



III – ? , на 128 г меньше

IV- ? г, в 5 раз больше



в)

Было – по ? л в 3 банках

Вылили – по 4 л из 2 банок

Осталось – 7 л


г)

Всего – 848 мешк.

Манная - ? мешк., 1/8 всех мешк.

Гречневая - ? мешк., 1/7 ост. мешк.


д)

В одном пакете

Количества пакетов

Всего

11 кг

12 кг



2

4



? кг

? кг


? кг

е)

Скорость Время Расстояние

I 90 м/мин 270 м

одинаковое

II 40 м/мин ? м




следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое пособие для учителя начальных классов
458.12kb.
3 стр.
Инновационные методы обучения в условиях кредитно-модульной технологии подготовки будущего учителя начальных классов
58.84kb.
1 стр.
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней
939.62kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие г. Черняховск 2009 год
270.88kb.
1 стр.
В. З. Денискина Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей Методическое пособие
1243.49kb.
7 стр.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учителя начальных классов
1244.98kb.
8 стр.
Методическое пособие для учителя
541.58kb.
2 стр.
Спецификация и варианты тестовых заданий для квалификационного испытания учителя начальных классов
331.03kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Начальные классы с русским языком обучения в 2011 – 2012 учебном году
178.42kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
746.26kb.
4 стр.
Методическое пособие для учителя. М., 2005 147 с. «Родное Подмосковье»
321.69kb.
1 стр.