Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 11страница 12

I. Библиотеки и информационные центры России

Современные библиотеки отличаются многоплановой специализацией. В единую библиотечную систему России входят библиотеки различные по назначению, составу фондов, контингенту читателей, ведомственной принадлежности. В теории библиотековедения нет единой научно обоснованной типологии библиотек. Существует несколько подходов к группировке, которые различаются по классификационным признакам. Одним из важнейших является назначение библиотеки (основные задачи и функции). Исходя из него библиотеки можно условно разделить на универсальные и специальные.

1. Универсальные библиотеки, как правило, не связаны с конкретными задачами и планами работы определенных организаций, предприятий и учреждений, они обслуживают все категории читателей. Эти библиотеки создают возможность удовлетворения любых информационных потребностей. Книжные собрания универсальных библиотек наиболее значительны по величине (в масштабах страны, республики, края, области, района) и универсальны по содержанию. Такие библиотеки комплектуют, организуют хранение и использование фонда по всем отраслям знания в соответствии с социально-экономическими, культурными, природно-географическими, демографическими особенностями региона; с максимальной полнотой собирают краеведческую литературу.

Универсальные библиотеки выполняют функции центров координации библиотечного обслуживания в общегосударственном, республиканском, краевом, областном, районном или городском масштабе. Управление универсальными библиотеками сосредоточено в государственных организациях.

В зависимости от характера удовлетворяемых общественных информационных потребностей и читательских запросов универсальные библиотеки дифференцируются на массовые и научные.

- так, к массовым библиотекам относятся: исходя из возрастного состава читателей – детские и юношеские библиотеки; по признаку ведомственной принадлежности – государственные и профсоюзные; по региональному признаку – городские, районные, сельские.

- к научным библиотекам относят: республиканские, краевые, областные. Универсальные научные библиотеки (УНБ) – это держатели наиболее полных фондов отечественной и зарубежной литературы, формируемых на базе бесплатного или платного обязательного экземпляра отечественных произведений печати, покупки иностранной научной литературы и международного книгообмена. УНБ – это крупнейшие публичные библиотеки, удовлетворяющие запросы научных работников и специалистов всех отраслей.

Ведущей в системе УНБ является Российская Государственная Библиотека (РГБ) (http://www.rsl.ru). РГБ имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и является:

* национальной библиотекой

* общегосударственным хранилищем произведений печати

* научно-исследовательским и научно-информационным учреждением

* культурным центром федерального значения

Краткая историческая справка

1862-1872 Московский Публичный Музеум и Румянцевский Музеум

1872-1913 Московский Публичный и Румянцевский музеи

1913-1918 Императорский Московский и Румянцевский музей

1918-1921 Государственный Румянцевский музей и библиотека

1921-1924 Государственная Румянцевская библиотека

1924-1925 Всероссийская публичная библиотека

1925-1945 Публичная библиотека им. В.И.Ленина

1945-1991 Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина

1992- наст. вр. Российская государственная библиотека

РГБ – крупнейшая библиотека Европы и вторая в мире после Библиотеки Конгресса США. В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 43 млн. единиц хранения. В фондах РГБ имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др. Нет области науки или практической деятельности, не нашедшей отражения в хранимых здесь источниках. Библиотека поистине ПАМЯТЬ РОССИИ.

К одной из крупных УНБ относится и Российская Национальная Библиотека в Санкт-Петербурге (http://www.nlr.ru) (основана 27 (16) мая 1795, открыта 14 (2) января 1814).

2. Специальные библиотеки. Основным признаком этих библиотек считается удовлетворение информационных потребностей, связанных с профессиональной (научной, производственной, учебной) деятельностью, подготовкой кадров. Большинство специальных библиотек находится в структуре научно-исследовательских учреждений и организаций, высших учебных заведений, различных предприятий. Свои фонды они комплектуют в соответствии с профилем обслуживаемого предприятия (учреждения, организации). Состав фонда может быть ограничен отраслью знания, видом литературы или практическими потребностями обслуживаемого коллектива. Можно выделить 3 основные группы специальных библиотек: общественно-политического, естественнонаучного и прикладного профиля. В свою очередь, внутри этих групп может быть проведена дифференциация библиотек в соответствии с их принадлежностью (ведомственная, высших и средних специальных учебных заведений и др.). Каждая сеть специальных библиотек имеет свои, только ей присущие специфические задачи, от которых зависят состав читателей, фондов, особенности методов работы.

Значительное место в группе специальных библиотек занимают академические библиотеки, цель которых – удовлетворять запросы на научную информацию и обслуживать, в первую очередь, работников научно-исследовательских институтов (НИИ) и организаций Российской Академии Наук (РАН). Крупнейшие библиотеки этой системы – Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).



Библиотеки высших учебных заведений, тоже входят в число специальных библиотек. Центральной среди них является Научная библиотека Московского государственного университета (МГУ) им. М.В.Ломоносова. Библиотеки университетов и других вузов имеют филиалы при кафедрах, лабораториях. Особенность вузовских библиотек – сочетание двух задач – обеспечение учебного процесса и научно-исследовательской деятельности вузов.

Самый многочисленный подтип специальных библиотек составляют научно-технические библиотеки (НТБ). Их основная задача – оказание помощи работникам предприятий, НИИ, проектно-конструкторских организаций промышленности, транспорта, связи, торговли в освоении новых технологий. Сеть НТБ организована по территориально-отраслевому принципу. Центр сети – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) (http://www.gpntb.ru).

В число основных разновидностей специальных библиотек входят и отраслевые библиотеки, из которых наиболее обширную сеть имеют медицинские и сельскохозяйственные библиотеки. Это – Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ) и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ). А также к отраслевым относятся: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ), Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ), Российская государственная библиотека по искусству и др.

К крупнейшим же научно-техническим информационным центрам России относятся: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), Центральные бюро технической информации (ЦБТИ), а также ИНИОН и др.

Вы уже заметили, что отраслевые и другие научные библиотеки образуют менее разветвленную сеть, чем массовые. Это вполне закономерно, т.к. создание в каждом населенном пункте отраслевых библиотек привело бы к бесцельному консервированию научной литературы, поскольку далеко не везде имеются крупные коллективы ученых и специалистов. В то же время единичный спрос на специальные издания есть повсеместно, но на основе фонда одной библиотеки он удовлетворяться не может. Здесь вступает в силу правило взаимодействия библиотек всех типов. Хочется подчеркнуть, что иногда читатель, не найдя в конкретной библиотеке нужной литературы, либо прекращает поиск, либо уповает на приобретение требуемых книг в личное пользование. Между тем во многих случаях библиотека может удовлетворить его требование, заказав нужные издания из фондов крупных научных библиотек по межбиблиотечному абонементу (МБА).


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. 2-е изд., испр и доп. Владивосток : Изд-во тгэу, 2008. 102 с
1300.34kb.
12 стр.
Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр и доп. М.: Наука, 1989. 576с. Иродов И. Е. Механика. Основные законы. 5-е изд., испр. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 320с
222.55kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по подготовке к государственной аттестации для студентов специальности 080109. 65 всех форм обучения
1295.84kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 ббк удк социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей /
924.63kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Учебное пособие 28365942 Москва 2008 ббк 66. 0 П 50
2984.78kb.
13 стр.
Учебное пособие для высших и средних проф учеб заведений культуры и искусств / Г. А. Алтухова. 2-е изд., испр и доп М. Изд-во мгуки : Профиздат, 2002. 101 с
226.54kb.
1 стр.
А. Н. Ждан; мгу им. М. В. Ломоносова. 8-е изд., испр и доп. М. Трикста : Акад проект, 2008. 572
49.09kb.
1 стр.
Стилистика русского языка и культура речи: задания для контрольных работ студентов недневных форм обучения / сост. Е. В. Калачинская. Владивосток: Изд-во вгуэс, 2012. с
465.96kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп
2395.4kb.
18 стр.