Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 Цель семинара: выявить особенности, содержание, функции политологии. Вопросы для обсуждения
Темы рефератов, докладов, сообщений (по выбору студентов) 1. Место политологии в системе гуманитарных дисциплин. 2. Возрастание роли политической науки в современном развитии общества и государства. 3. Системный подход в политической науке.
Тесты для самостоятельной проверки знаний 1. Объектом исследования политологии является:
2. Предметом исследования политологии являются закономерности функционирования и развития:
3. Взаимосвязь политологии с другими науками:
4. В основе какого метода лежит способ исследования политических явлений посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей:
5. Какую функцию политологии следует использовать, чтобы узнать общество, в котором мы живём?
6. Какую функцию политологии необходимо применить, чтобы ответить, например, на вопрос «хорошо ли быть патриотом?»
Форма контроля самостоятельной работы студентов - проверка ответов на тесты Семинар (2 часа) Тема 2. Основные этапы развития политической мысли Цель семинара: раскрыть историю развития политической мысли, становление политологии как самостоятельной науки, убедить студентов в важности и необходимости ее освоения. Вопросы для обсуждения 1. Политические идеи античности и средневековья. 2. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и европейских буржуазных революций XVI – XVIII вв. 3. Политическая мысль в XIX в. 4. Развитие политических идей в России IX – XVIII в. 5. Основные направления политической мысли в России в XIX – XX вв. 6. Зарождение и развитие политических идей в Беларуси. 7. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики.
2. «Государь» Н. Макиавелли: правила поведения власти или кодекс политического бесчестия? 3. Возникновение и развитие теории договорного происхождения государства. 4. К. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и политики. 5. Идеи единства русской земли («Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве») и их значение для современности. 6. Принятие христианства и его роль в развитии политической мысли. 7. Политические идеи русских революционных демократов. 8. Славянофилы и западники о путях развития России. 9. Политические идеи русских марксистов (Г.В. Плеханов. А.А. Богданов. В.И. Ленин. И.В. Сталин). 10. Роль Ф. Скорины в становлении самосознания белорусов. 11. Проблемы политики в теориях белорусских революционеров-демократов.
2. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства и раскройте их отношение к демократии. 3. Раскройте отношение Н. Макиавелли к государству, его правителю? В чём сущность термина «макиавеллизм»? Воззрения каких мыслителей оказались ближе к жизни Н. Макиавелли. Т. Мора. Т. Кампанеллы? Почему? 4. В чём суть теории «общественного договора» и кто её выдвинул? 5. Проведите сравнительный анализ теории разделения властей в интерпретации Дж. Локка и III. Монтескье. 6. Какую роль сыграла эпоха Просвещения в развитии политической мысли в Европе, Америке, России, Беларуси? 7. Сформулируйте смысл идеи И. Канта о либерализме и правовом государстве. 8. Как понимал Гегель взаимоотношение государства и гражданского общества? 9. Какие основные политические идеи характерны для политической мысли Древней Руси? 10. Чем объясняется развитие русской политической мысли XV- ХVI вв. в рамках церковной традиции? 11. Какие основные политические преобразования намечены в «Челобитных» И. Пересветова? 12. Какие западноевропейские политические идеи распространялись в России в ХVII - ХVIII вв.? 13. Какие либеральные реформы включал проект М. Сперанского? 14. Борьба между какими основными политико-мировоззренческими концепциями определяла развитие политических идей в России на протяжении большей части XIX в.? 15.Какой вклад в политическую концепцию марксизма внёс В.И. Ленин? 16.Объясните причины существования идей западничества, славянофильства и евразийства в России на протяжении длительного времени и в разные исторические эпохи (вплоть до наших дней). 17. С именами каких христианских просветителей ХП в. традиционно связывается возникновение белорусской государственности? Тесты для самостоятельной проверки знаний 1. Назовите 1 – 2 авторов теории «общественного договора», кратко определите ее суть.
2. Кого относят к родоначальникам утопического (раннего) социализма?
3. У Платона во главе государства должны стоять философы, поскольку они те люди, которые «созерцают благо», или «то. что тождественно самому себе». Как вы понимаете это положение и согласились бы вы, чтобы современное государство возглавлял философ?
4. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы?»
5. Какие основные идеи характерны для памятников древнерусской политической мысли (ХІ – ХІІ вв.)?
6. Какое церковно-политическое учение одержало верх в борьбе идей в начале XVI в. при поддержке великокняжеской власти?
7. Какие политические реформы входили в проект преобразований М.М.Сперанского?
8. Какие течения российской политической мысли возникли в XIX в.?
9. Какой российский мыслитель выдвинул идею примирения католицизма и православия и создания в России теократической монархии - «царства Божия»?
Форма контроля самостоятельной работы студентов - проверка ответов на тесты Семинар (2 часа) Тема 3. Политика в современном обществе Цель семинара: сформировать и закрепить знания студентов о роли, функциях политики, раскрыть их влияние на ход общественного развития. Раскрыть взаимосвязь политики с другими общественными явлениями (экономикой, правом, идеологией, моралью, социальной сферой). Вопросы для обсуждения
Темы рефератов, докладов, сообщений (по выбору студентов)
Формы текущего контроля знаний - опрос в ходе семинарского занятия, оценка выступлений, докладов. Вопросы и задания для самостоятельного изучения
Тесты для самостоятельной проверки знаний 1. Кто ввёл в научный оборот термин «политика»?
2. Па какой основе можно выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений? На основе взаимодействия:
3. В зависимости от характера и содержания конкретных целей в масштабе государства различают две крупные сферы политики, это:
4. Какой из приведённых ниже вариантов ответов нельзя отнести к функциям политики?
5. Какой из перечисленных субъектов политики не относится к группе политических институтов?
6. Какой вариант ответов наиболее полно и объективно характеризует отношения между политикой и другими общественными явлениями, такими как экономика, идеология, мораль и др.
Форма контроля самостоятельной работы – проверка ответов на тесты Семинар (2 часа) Тема 4. Власть в современном обществе Цель семинара: сформировать и закрепить знания студентов о роли, функциях власти, раскрыть их влияние на ход общественного развития. Показать взаимосвязь и взаимовлияние легитимности и эффективности власти. Вопросы для обсуждения
Темы рефератов, докладов, сообщений (по выбору студентов) 1. Что Вы понимаете под понятием «власть»? 2. Соотношение экономической и политической власти. 3. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления. 4. Власть как средство борьбы с неопределённостью и хаосом. 5. Модели и формы функционирования политической власти. 6. Принцип разделения власти: сущность и реализация в современной политической практике. Формы текущего контроля знаний – опрос в ходе семинарского занятия, оценка выступлений, докладов. Вопросы и задания для самостоятельного изучения 1. Что Вы понимаете под понятием «власть»? 2. Какие основные черты политической власти? 3. Как соотносятся понятия «политическая власть» и «государственная власть»? 4. Назовите основные функции власти. 5. Какие методы власти можно считать наиболее эффективными? 6. Что такое легитимность власти и как она соотносится с легальностью? 7. Чем и как обосновывается легитимность политической власти?
2. Каково содержание понятия «легитимность власти»?
3. Какой тип легитимности (по М. Веберу и Д. Истону) является преобладающим в модели власти «Народный президент»?
4.Что можно рассматривать в качестве гарантии предотвращения установления личной власти авторитарного типа?
Форма контроля самостоятельной работы – проверка ответов на тесты Семинар-практикум (2 часа) Тема 5. Политическая элита и политическое лидерство. Политические портреты лидеров Цель семинара: определить роль элиты и лидеров в жизни общества. Проанализировать особенности формирования правящей элиты в современной России и Беларуси. Вопросы для обсуждения 1. Понятие «политический лидер». Типы политических лидеров. 2. Теории политических элит. Типология элит. Номенклатура. 3. Роль политических лидеров и элит в осуществлении государственной власти. 4. Эволюция представлений о феномене политического лидерства от античности до нового времени. 5. Политический портрет выдающихся личностей (на примере одного – двух лидеров). 6. Психология политического лидерства. 7. Харизматическое лидерство как явление. 8. Теории элит в современной политологии. 9. Место и роль политической элиты в системе правящей элиты.
Домашнее задание Сделайте сравнительный анализ «открытой» и «закрытой» элиты. Результаты занесите в таблицу:
Тесты для самостоятельной проверки знаний I. Кто из перечисленных учёных разработал основную типологию лидерства?
2. Кто из названных учёных разработал теорию черт?
3. Кем впервые был введён термин «элита» в общественные науки?
4. Г. Моска писал, что элита это:
Форма контроля самостоятельной работы - дискуссия по проблемным вопросам, проверка домашнего задания Семинар (2 часа) Тема 6. Политическая система общества Цель семинара: углубить и закрепить знания студентов о сущности, роли, функциях политической системы. Вопросы для обсуждения
Форма текущего контроля знаний - опрос в ходе занятий, оценка докладов, рефератов. Темы докладов
Вопросы для самостоятельного изучения
Тесты для самостоятельного контроля знаний 1. Какой признак, на ваш взгляд, является главным условием существования демократической политической системы?
2. Из предложенных вариантов ответов выберите наиболее точное определение политической системы. Политическая система-это...
3. Какие черты присущи политической системе белорусского общества? Из предложенных вариантов выберите наиболее полный.
4. На «входе» в политическую систему в соответствии с концепцией Д. Истона поступают:
Форма контроля самостоятельной работы студентов - проверка ответов на тесты. Семинар (2 часа) Смотрите также: Методические рекомендации по их написанию для студентов заочной формы обучения
1147.57kb.
4 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей 1 курса заочной формы обучения по специальностям 031001. 65 правоохранительная деятельность
796.88kb.
5 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция» и030505. 65 «правоохранительная деятельность»
240.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним
1006.9kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей: 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
353.52kb.
1 стр.
Методические рекомендации по научно-исследовательской практике предназначены для преподавателей и студентов факультета психологии, направления 030301. 65 «Психология» заочной формы обучения
296kb.
1 стр.
Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения
115.98kb.
1 стр.
Методические указания по их выполнению (для студентов заочной формы обучения)
157.1kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/ темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 10
484.26kb.
8 стр.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения 486.01kb.
3 стр.
|