Главная
страница 1
Государственно-общественная экспертиза опытно-экспериментальной работы ГБОУ гимназии №293 в 2011-2012 учебном году
С сентября 2011 года гимназия работает в статусе районной экспериментальной площадки по теме "Выявление и сопровождение одаренных учащихся в образовательном процессе". Практически в то же время (октябрь 2011 года) гимназия стала городской школой-лабораторией при АППО по теме "Одаренные учащиеся в образовательном пространстве гимназии".

Начало ОЭР совпало по времени с внедрением новой системы ФГОСов. Требования, предъявляемые Федеральными стандартами к процессу и качеству результатов образования, идейно соответствуют нашим представлениям о принципах работы с одаренными детьми. И, прежде всего, речь должна идти о системности подхода к реализации темы ОЭР, а также о комплексной и совместной деятельности в этом направлении всех участников учебного процесса.

Отметим, что из многочисленных определений одаренности нас привлекли те, которые акцентируют внимание на таких общих ее признаках как высокая мотивация, способность к дивергентному мышлению и стремление к самореализации через творчество.

Задача первого года ОЭР заключалась в том, чтобы оценить свой потенциал в реализации выбранной тематики в свете современных положений государственных программ "Наша новая школа", "Школа 2020", а также требований новых ФГОС, программы развития образования СПб, района и гимназии. С этой целью необходимо было подобрать методики для диагностики творческого потенциала учащихся и педагогов, выбрать направления и способы работы с одаренными детьми, обеспечить высокую мотивацию участников эксперимента и расширить вовлеченность учащихся в ОЭР. Одновременно необходимо было продолжить многолетнюю работу по индивидуальному сопровождению творческой самореализации учащихся в проектной, исследовательской и разнообразных иных формах деятельности.

В прошедшем году мы сконцентрировали свои усилия на углублении и расширении работы в начальной школе. Ведь она - наша база для планомерной подготовки будущих успехов активной творческой деятельности. Именно здесь нельзя потерять скрытую, потенциальную одаренность.

С помощью невербальной батареи Торренса была проанализирована структура творческих способностей учащихся первых и третьих классов. Главное, что продемонстрировали результаты диагностики - это отчетливая возрастная динамика способов реализации и структуры творческого самовыражения.

Через МО учителей начальной школы регулярно проводились теоретические, обучающие и консультативные занятия с учителями. Исследовательской деятельностью удалось заинтересовать и родителей.

Для поддержания и развития творческих способностей, дивергентного мышления с учащимися регулярно проводятся занятия по программе "Учусь творчески мыслить".

И вот первые плоды работы. В декабре 2011 года в гимназии был впервые проведен Фестиваль исследовательских и проектных работ среди учащихся 2-4 классов. Было заслушано 27 работ. Все участники Фестиваля получили сертификаты. Также впервые в январе 2012 года в гимназическом конкурсе проектных работ "Открытие" начальная школа выступала в своей собственной секции (в программе 17 работ). В настоящее время 6 из них продолжаются и оформляются как полноценные исследовательские работы для гимназических чтений НОУ "Поиск".

В пятых классах в плане проведения эксперимента мы разработали и внедрили индивидуальные дневники "Мои планы и достижения" с целью повышения учебной мотивации и формирования осознанного подхода к собственной учебной и внеучебной деятельности. Дневники заполняются регулярно. Хочется отметить, что если в начале работы пятиклассники зачастую действовали оптимистично-бездумно, то в дальнейшем каждую четверть производили все более осмысленную корректировку планов и оценку реальных достижений.

Начиная с 6 класса, мы осуществляем индивидуальное сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Особое внимание в плане ОЭР уделяется работе с педагогами. Большинство учителей уже в сентябре, планируя работу на год, вносят в план проектные и/или исследовательские работы с учащимися.

Специальное анкетирование педагогов в начале учебного года показало, что у них есть очень большая заинтересованность в участии в исследовательской деятельности. Некоторые работают в этом направлении постоянно, другие же стремятся попробовать свои силы. Педагоги видят в ученической исследовательской деятельности средство повышения учебной мотивации, а также возможность собственной и детской дополнительной самореализации.

В ходе деловой игры на одном из педсоветов, посвященных руководству НИР, был сделан вывод о том, что именно мотивационная составляющая представляется основой и залогом успеха исследования.

Еще один педсовет обсудил результаты диагностики творческих способностей гимназистов, а также предоставил возможность обменяться опытом руководства детскими работами. Были продемонстрированы варианты многолетнего индивидуального развития и сопровождения творчества отдельных одаренных учащихся, а также представлены конкретные разработки, рекомендации и подходы к вовлечению и поддержанию интереса детей к проектам и исследованиям.

Научно-экспериментальной, исследовательской работой гимназии руководит канд.психол.наук, доцент СТФа ГМТУ Наталья Михайловна Бабаева. С ее помощью разрабатывается теоретическая база эксперимента, проводится отслеживание промежуточных результатов, работы учащихся выдвигаются на различные конкурсы, чтения и конференции.


За прошедший год в гимназии разработана и опробирована тетрадь для учащихся "Мои достижения", выпущен сборник ученических исследовательских и творческих работ по психологии под названием "В кабинете психолога", редакционным коллективом учащихся периодически готовятся и выходят из печати номера газеты "7 пятниц". Наконец, подготовлен ряд новых оригинальных проектных и исследовательских работ, а также сайтов.

Необходимо отметить и то, что системная работа с одаренностями учащихся отразилась и на учебном процессе. В частности, при подведении итогов третьей четверти оказалось, что в ряде классов, где классные руководители активно вовлекают детей в экспедиционно-исследовательскую работу, уделяют индивидуальное внимание внеакадемическим способностям детей, произошло заметное повышение и академической успеваемости учащихся.

В заключение отчета необходимо, очевидно, рассказать о победах и достижениях гимназистов в этом году. Но сначала два замечания.

Первое. Ни одна победа не является сиюсекундным, случайным, временным, быстро и легко достижимым результатом. Она готовится не один год. Поэтому и результаты этого года - результаты длительной кропотливой совместной работы ученика и его педагога.



И второе. "Сбор сторонних наград" - не есть самоцель построения исследовательской и экспериментальной работы гимназии. Главное, что благодаря погружению в исследовательскую деятельность развиваются мышление, интеллект, воля и настойчивость. Работа дает посыл в будущее, сообщает ученику дополнительные степени свободы, демонстрирует возможности новых, непривычных способов самореализации.
По итогам проведенной работы 26 мая на базе гимназии №293 был проведен городской семинар по ОЭР.


Смотрите также:
"Одаренные учащиеся в образовательном пространстве гимназии"
45.24kb.
1 стр.
7ая Конференция деканов и директоров юридических факультетов/институтов «Юридическое обучение в европейском образовательном пространстве – перспективы кооперации Вузов»
13.82kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание в современном образовательном пространстве
101.61kb.
1 стр.
Основы православной культуры в образовательном пространстве региона
63.45kb.
1 стр.
Московский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа
74.26kb.
1 стр.
Интегрум™ Финанс интегрум™ Монитор
388.14kb.
3 стр.
Развитие творческих способностей в образовательном пространстве дши
71.66kb.
1 стр.
Программа психологического сопровождения одаренных учащихся «Одаренные дети»
183.67kb.
1 стр.
Русский язык в европейском образовательном пространстве: проблемы и перспективы 13 октября 2012 Цюрих
26.88kb.
1 стр.
Литература Поэтические архаизмы и неологизмы Тексты в электронном пространстве
55.93kb.
1 стр.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся гимназии №2
268.53kb.
1 стр.
7ая Конференция деканов и директоров юридических факультетов/институтов «Юридическое обучение в европейском образовательном пространстве – перспективы кооперации Вузов»
29.03kb.
1 стр.