Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Администрирование информационных систем» для специальности
230401.65 «Прикладная математика» подготовки специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной математики и кибернетики

Программа дисциплины Администрирование информационных систем


для специальности 230401.65 «Прикладная математика» подготовки специалиста

Автор программы:

Белов А.В., к.т.н., доцент, pm@miem.edu.ru


Отредактировал:

Зонтов Ю.В., yzontov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Кибернетика «___»____________ 2012 г

Зав. Кафедрой Афанасьев В.Н.


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г

Председатель


Утверждена УС факультета Прикладной математики и кибернетики «___»____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401.65 «Прикладная математика» изучающих дисциплину Администрирование информационных систем.


2Цели освоения дисциплины


Содержание программы соответствует требованиям подготовки инженеров-математиков. Программа составлена в объеме, необходимом для усвоения студентами основ администрирования операционных систем, приложений, сетевых и информационных сервисов, баз данных. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают теоретические основы и практические навыки в администрировании информационных систем. Студенты также осваивают средства администрирования MS Windows , MS SQL Server , а также методы разработки подсистем администрирования прикладных информационно-управляющих систем различного назначения.

Слушатели изучают основные направления работы администраторов информационных систем, структуру основных служб администрирования, модели администрирования сети, прикладных информационных систем и способы обеспечения безопасности.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Знать:

  • основные принципы построения открытых систем и «клиент-серверных» технологий;

  • основы администрирования в операционных системах Windows;

  • принципы администрирования сетевых и информационных сервисов;

  • основы администрирования баз данных.

  1. Уметь:

  • Настраивать и администрировать серверы и сервисы;

  • Создавать и администрировать базу данных

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИС

ОК-1

Знает основные принципы построения открытых систем и «клиент-серверных» технологий

Лекции

ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СЛУЖБЫ

ОК-2

Умеет настраивать и администрировать серверы и сервисы

Лекции, практические занятия

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

ОК-3

Знает принципы администрирования сетевых и информационных сервисов


Лекции, практические занятия

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

ОК-4

Знает основы администрирования баз данных

Лекции, практические занятия



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



    Проектирование баз данных

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИС

8

8










2

ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СЛУЖБЫ

11

8




3




3

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

12

8




4




4

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

20

10




10




5

ПРОГРАММНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИС

34

17




17




6

Курсовой проект (работа)

17










17

7

Другие виды самостоятельной работы

20










20



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(модуль)


Домашнее задание










*

*

*







Кибернетика




Итоговый

Зачет










*













Кибернетика




Экзамен
















*









6.1Критерии оценки знаний, навыков



В ходе выполнения домашних заданий студент должен продемонстровать способность создания интернет-приложений, используя навыки, полученные на лекциях и практических занятих. На итоговом зачете студент должен продемонстрировать знание материалов лекций.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: оценивается правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0.5* Отекущий + 0.25* Оауд + 0.25* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 1·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0.5* Онакопл + 0.5 *·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: в пользу студента.

Cтудент имеет возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:



Орезульт = 0.5·Онакопл + 0.5·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины


Р а з д е л 1. ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИС

1.1 Задачи и функции администрирования.

1.2. Цель администрирования ИС.

1.3. Направления работы администраторов.

1.4. Объекты администрирования.

1.5. Доменная организация ИС

1.6. Модели доменов

1.7. Преимущества модели доменов

1.8. Отношения доменов

1.9. Учетные записи доменов


Р а з д е л 2. Основные административные службы

2.1. Служба управления конфигурациями и изменениями.

2.1.1. Идентификация конфигураций

2.1.2. Контроль за конфигурациями

2.1.3. Вычисление статуса конфигурации

2.1.4. Аудиты/обзоры конфигураций

2.2.Служба управления безопасностью

2.2.1. Аспекты информационной безопасности

2.2.2. Угрозы информационным системам

2.2.3. Классы рисков

2.2.4. Средства обеспечения информационной безопасности

2.2.5. Типы защиты сети

2.2.6. Модели администрирования сети

2.3.Учет работы ИС

Обработка ошибок

Анализ производительности и надежности

2.4.Аудит ИС

2.4.1. Определение и задачи аудита

2.4.2. Открытый стандарт CoBiT
Р а з д е л 3. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

3.1. Обзор стека протоколов TCP/IP

3.2. Назначение IP-адресов в сети с несколькими подсетями.

3.3. Конфигурирование IP-адресов клиентов.

3.4. Конфигурирование системы разрешения имен клиента.

3.5. Изоляция проблем сетевого взаимодействия.

Р а з д е л 4. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ (10 часов)

4.1. Управление резервным копированием восстановлением данных

4.2. Управление производительностью БД

4.3. Управление безопасностью БД

4.4. Управление репликацией данных

4.5. Настройка связей БД с внешними источниками данных


Р а з д е л 5. ПРОГРАММНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИС

5.1. Управление проектами.

5.1.1.Стандарты.

5.1.2. Формирование проектной команды.

5.2. Ресурсно-календарное планирование. Система календарного планирования MS Project.

5.3. Управление рисками и стоимостью.

5.3.1. Управление рисками.

5.3.2. Бюджет проекта.

5.4. Структура подсистем администрирования в прикладных ИС

5.5. Управление нормативно-справочной информацией в ИС

5.6. Интеграция ИС. Создание композитных приложений

5.7. Операционная поддержка ИТ

5.7.1. ITIL Foundation – Введение в ITIL, состав ITIL, обзор групп процессов.

5.7.2. ITSM и краткая характеристика основных процессов. Incident Management.

5.7.3. ITIL Change, Release, Configuration Management.
Темы практических занятий:


      1. Знакомство с консолью управления Microsoft Windows – MMC. Работа с оснастками. Примеры.

      2. Конфигурирование Windows 2000 Server при помощи консоли управления MS MMC. Примеры.

      3. Средства администрирования MS SQL Server 2000

      4. Установка сервера сети и выполнение простейших операций по администрированию системы

      5. Конфигурирование узла с использованием статических IP адресов, узла для автоматического получения IP адреса, узла для использования серверов разрешения имен (DNS,WINS)

      6. Работа с ITIL.

      7. Работа с интеграционной платформой. Примеры.


Задание для курсовой работы

4.5.1. Создание новой базы данных

Для создания новых баз использовать новый, отдельный каталог /users/data на удаленном сервере базы данных. Перед созданием базы данных проверьте установки сервера базы данных: язык (кодовая страница), методика доступа и др. Во всех вариантах рабочий журнал транзакций располагать в том же каталоге, где будет размещена база данных, с тем же названием.


ЗАДАНИЕ 1. Задание 1 необходимо выполнить дважды. Первый раз на основе использования оконного, диалогового интерфейса MS SQL Server Enterprise Manager. Второй раз (предварительно удалив или переместив в подкаталог ../temp, созданные базы) написав и выполнив программу на языке Transact-SQL.

Вариант 1: Создайте базу данных контрагентов для ведения информации о клиентах, поставщиках и пр. Название базы данных CIF.

Рабочие таблицы и поля:
cif.cif - идентификатор контрагента

cif.fname - фамилия, полное наименование для юр.лиц

cif.mname - отчество

cif.lname - имя

cif.sname - короткое наименование для юр.лиц

cif.adress - адрес

cif.pss - паспортные данные

cif.region - регион (справочная информация)

cif.group - группа (справочная информация)

cif.who - имя пользователя, вносившего последние изменения в запись

cif.whn - дата последнего изменения записи

cif.time - время последнего изменения записи


сregion.region - код региона

сregion.name - наименование региона


сgroup.group - код группы клиентов

сgroup.name - наименование группы


Вариант 2: Создайте базу данных расчетных и балансовых счетов ACCOUNT.

Рабочие таблицы и поля:


account.number - номер счета

account.name - название счета

account.gl - номер балансового счета,группы (справочная информация)

account.dam - обороты дебета

account.cam - обороты кредита

account.bal - остаток

account.ap - активный/пассивный

account.cur - валюта счета (справочная информация)

account.who - имя пользователя, вносившего последние изменения в запись

account.whn - дата последнего изменения

account.tim - время последнего изменения
gl.gl - номер балансового счета

gl.name - название балансовогосчета

gl.ap - активный/пассивный
currency.code - код авлюты

currency.name - название валюты

currency.rate - обменный курс

Вариант 3. Создайте базу данных операций по счетам JOURNAL.

Рабочие таблицы и поля:

jh.jh - номер операции

jh.type - тип, код операции (из справочника)

jh.whn - дата последнего изменения записи

jh.who - имя пользователя, вносившего последние изменения в запись

jh.tim - время последнего изменения

jh.sts - статус операции (из справочника)

jh.cur - валюта операции (из справочника)


jl.jh - номер пакета, операции

jl.jl - номер линии операции

jl.account - номер счета

jl.dam - сумма по дебету

jl.cam - сумма по кредиту
jhcode.type - тип (код) операции

jhcode.name - название оакпации


jhsts.sts - статус операции

jhsts.name - название статуса


ЗАДАНИЕ 2. Для созданных новых пользовательских баз, создайте (сгенерируйте) средствами администратора MS SQL Server программу восстановления структуры объектов базы данных своего варианта. Проверьте его работоспособность.
4.5.2 Управление доступом пользователей

Спланируйте действия и создайте на сервере базы данных новую группу пользователей (роль) для доступа к таблицам своей базы данных (Например для CIF - операционист, для ACCOUNT - старший операционист, для JORNAL - кассир). Внесите на сервер два-три имени пользователя по своей группе (роли). Установите доступ к таблицам своей базы на модификацию записей только для пользователей своей группы. другим пользовательским группам запретите доступ полностью, кроме пользователей группы администратора, который должен читаь данные, но не модифицировать.



4.5.3. Стратегия резервирования и восстановления

Для выполнения заданий по резервированию, восстановлению данных создайте на своем локальном сервере комплекс пользовательских баз данных, аналогичный удаленному серверу (CIF, ACCOUNT, JORNAL). Используйте для ускорения процесса создания баз методику генерации и выполнения программ на языке Transact-SQL.


ЗАДАНИЕ 1. Продумайте и спланируйте стратегию разового (ручного) резервирования всех баз данных (включая системные), разового резервирования пользовательских баз данных, а также методику ведения резервирования журнала транзакций.

1. При помощи MS SQL Server Enterprise Manager устаонвите и включите резервирование согласно спланированной стратегии.

2. Протестируйте корректность архивирования. Для этого:

3. Наполните пользовательские базы несколькими записями (Используйте MS SQL Server Enterprise Manager).

4. Удалите пользовательские базы данных. Восстановите их из архива на момент времени до внесения записей.

5. Удалите все базы и восстановите их из архива на момент времени до внесения изменений.

6. Удалите пользовательские базы и восстановите их на момент времени удаления баз.
ЗАДАНИЕ 2. Продумайте и спланируйте стратегию разового автоматического резервирования всех баз данных (включая системные), разового резервирования пользовательских баз данных, а также методику ведения резервирования журнала транзакций.

1. При помощи MS SQL Server Enterprise Manager установите и включите резервирование согласно спланированной стратегии.

2. Убедитесь, что в области Shedule Windows NT (используйте команду AT) включена периодичность исполнения программ.


  1. Убедитесь, что в назначенное Вами время процедуры будут корректно исполнены.


4.5.3. Управление тиражированием данных

Для выполнения курсовой работы по теме необходимо выбрать партнера, с которым будет организована работа по реплицированию данных между двумя серверами. Один будет работать как сервер-издатель и распределитель, другой как подписчик. Затем роли меняются.

На сервере-издателе работа осуществляется с базой данных CIF, которая будет публиковаться, на подписчике открывается БД RECEIVE_CIF, которая будет получать данные.

ЗАДАНИЕ № 1

Используя средства SQL Enterprise Manager, установить БД distribution и настроить сервер – издатель.


ЗАДАНИЕ № 2

Создать публикацию и статьи, используя базы данных CIF, ACCOUNT, JOURNAL


ЗАДАНИЕ № 3

Настроить сервер – подписчик. Подписаться на публикацию с сервера-издателя и осуществить прием данных в базу – получателя.


ЗАДАНИЕ № 4

Запустить скрипт-файл на сервере издателе в одной из перечисленных баз данных, который добавит и обновит строки в одной из таблиц указанной БД. Данные должны автоматически реплицироваться на сервер подписки. Необходимо проверить процесс репликации, выполнив запрос к базам издателя и получателя.




    1. Варианты для выполнения курсовой работы

    1. Модель «Деканат» должна содержать информацию о списках групп, начисленных стипендиях, зачетах, оценках, полученных на экзаменах.

    2. Модель «Страховая компания» должна содержать информацию о клиентах, договорах страховки, объектах страховки, страховых случаях.

    3. Модель «Поликлиника» должна содержать информацию о пациентах, докторах, диагнозах.

    4. Модель «Отдел кадров» должна содержать информацию о сотрудниках, подразделениях организации, должностях, официальных документах (паспорт, диплом, военный билет и т.п.)

    5. Модель «Фильмотека» должна содержать информацию о кинофильмах, актерах, киностудиях и контрактах между актерами и киностудиями

    6. Модель «Роддом» должна содержать информацию о родившихся детях, их матерях, докторах, курирующих ребенка.

    7. Модель «Заказ билетов» должна содержать информацию о пассажире, билете, рейсе самолета

    8. Модель «Склад» должна содержать информацию о складе, товаре, кладовщике, документе (накладная на прием товара, акт на отпуск товара)

    9. Модель «Предприятие» должна содержать информацию о поставщиках, производимых изделиях (составе изделия), потребителях продукции

    10. Модель «Издательство» должна содержать информацию об авторах, изданиях, видах рукописей.

    11. Модель «Планирование материально-технического обеспечения организации» должна содержать информацию о материальных ценностях, подразделениях организации, заявках, поставщиках материальных ценностей.

    12. Модель «Канцелярия» должна содержать информацию о типах документов (входящие, исходящие), собственно о документе, адресате и корреспонденте.

    13. Модель «Налоговая инспекция» должна содержать информацию о зарегистрированных налогоплательщиках, видах налогов, начисленных и перечисленных суммах налогов.

    14. Модель «Филателистическое агенство» должна содержать информацию о видах филателистической продукции, управлениях федеральной почтовой связи (УФПС), собственно о филателистической продукции, заявках от УФПС.

    15. Модель «Завод» должна содержать информацию о поставщиках, деталях и проектах.

    16. Модель «Театр» должна содержать информацию о театре, спектакле, ведущих артистах в спектакле.

    17. Модель «Собачий каталог» должна содержать информацию о собаке, ее родителях, ее хозяевах.

    18. Модель «Швейная компания» должна содержать информацию о моделях одежды, об используемых тканях, об используемой фурнитуре, о поставщиках ткани и фурнитуры.

    19. Модель «Торговая компания» должна содержать информацию о товарах, магазинах, поставщиках, покупателях.

    20. Модель «ГАИ» должна содержать информацию о зарегистрированных автомобилях, их владельцах, выданных документах на автомобиль.

    21. Модель «Политклуб» должна содержать информацию о членах клуба (Ф.И.О.; гражданство; число, месяц, год рождения; место рождения; пол; паспорт (серия, номер, кем и когда выдан); образование (что и когда закончил); работа (наименование организации, должность); членство в обществ. организациях (наименование); участие в представительных органах гос.власти и местного самоуправления (какие, в какое время, в качестве кого), правительств. награды; контактные телефоны; адрес проживания.), о мероприятиях клуба, выполнении персональных поручений, членских взносах, пожертвованиях.

8Образовательные технологии


Разбор практических задач и кейсов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


Вариант № 1.

1. Основы информационного обеспечения процессов и систем. Понятие и содержание информационного обеспечения. Структура информационного обеспечения.

2. Каноническое проектирование автоматизированных информационных систем. Состав стадий и этапов канонического проектирования АИС.

3. Проектирование логической структуры базы данных. Этапы проектирования схем реляционных баз данных. Проектирование и создание схем таблиц.

4. Понятие распределенных информационных систем. Технология функционирования. Техника представлений.

Вариант № 2.

1. Основы информационного обеспечения процессов и систем. Структура и классификация АИС.

2. Каноническое проектирование автоматизированных информационных систем. Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания АИС.

3. Проектирование логической структуры базы данных. ER - диаграммы с типом связи между таблицами «Один – к - одному». Правила генерации таблиц из ER-диаграмм со связями степени 1:1. Первое правило генерации отношений (таблиц).

4. Распределенные информационные системы. Системы оперативной обработки транзакций (OLTP).

Вариант № 3.

1. Основы информационного обеспечения процессов и систем. Система представления АИС. Уровни представления.

2. Каноническое проектирование автоматизированных информационных систем. Сбор материалов обследования.

3. Проектирование логической структуры базы данных. ER - диаграммы с типом связи между таблицами «Один – к - одному». Правила генерации таблиц из ER-диаграмм со связями степени 1:1. Второе правило генерации отношений (таблиц).

4. Понятие распределенных информационных систем, принципы их создания и функционирования.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник





  1. Администрирование сетей на основе Microsoft Windows 2000. Учебный курс: Официальное пособие Microsoft для самостоятельной подготовки/Пер. с англ.- М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000

10.2Основная литература


  1. Дейт К. Введение в системы баз данных - М., СПб.: Издательский дом «Вильямс», 1999. - 848 с.

  2. Грабер М.. Введение в SQL. - М.: Изд-во «Лори»,1999. - 373 с.

  3. В.Л. Бройдо Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. Издат. Дом «Питер», 2002.

  4. В.Г. Олифер, Н.А. Олифер Сетевые операционные системы. Учебник. Издат. Дом «Питер», 2002.

10.3Дополнительная литература


  1. Администрирование MS SQL Server 2000 – БХВ-Петербург, 2002

  2. Информационные системы: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.Н.Волковой, Б.И. Кузина – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.



11Материально-техническое обеспечение дисциплины

Класс персональных компьютеров на основе процессоров семейства x86. Программное обеспечение: Microsoft Windows, MS SQL Server






Смотрите также:
Программа дисциплины «Администрирование информационных систем»
201.28kb.
1 стр.
Администрирование информационных систем рабочая программа
89.54kb.
1 стр.
Рабочая программа специальность 351500 математическое обеспечение и администрирование информационных систем статус дисциплины
71.58kb.
1 стр.
Рабочая программа специальность 351500 математическое обеспечение и администрирование информационных систем статус дисциплины
114.7kb.
1 стр.
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем” Cанкт-Петербург 2011 Направление 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
41.68kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины : Администрирование корпоративных информационных систем
91.37kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу "Системы искусственного интеллекта" Специальность: 351500. 65 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
269.66kb.
1 стр.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
258.53kb.
1 стр.
Программа по дисциплине администрирование в информационных системах растягаев Д. В
128.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Администрирование информационных систем»
168.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Администрирование информационных систем» для студентов направления 552802. 01 «Информационные системы в экономике»
136.11kb.
1 стр.
Программа профессиональной переподготовки «Администрирование информационных систем и сопровождение компьютерных сетей
151.76kb.
1 стр.