Главная
страница 1
Доклад заместителя руководителя РСТ Забайкальского края Т.В.Глушенковой
ТЕМА: «Лицензирование и лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции»
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба) в 2011 году осуществляла функции в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и лицензионного контроля.

Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в том числе в части, касающейся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, особых требований к ее осуществлению и осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (вступающие в силу в основном с 22 июля 2011 г.), которые значительно повлияли на ситуацию на рынке розничной продажи алкогольной продукции, в то числе пива и пивных напитков.

Из ведения субъектов Российской Федерации исключено право:

- определять порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

- вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции и устанавливать порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;

- осуществлять государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Государственный контроль ограничен рамками лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

К полномочиям органов исполнительной власти отнесено:

1) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение реестра лицензий;

2) прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;

3) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

Исполнение указанных полномочий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и другими Федеральными нормативными актами.

Ужесточены требования к розничной продаже алкогольной продукции.

Так, для получения лицензии предусмотрено представление организацией в лицензирующий орган документов, подтверждающих наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Реализация данной нормы на практике приводит к тому, что заключаемые на торговые объекты договоры аренды на срок один год и более подлежат обязательной государственной регистрации. Ранее договоры аренды заключались в основном до года и государственной регистрации не подлежали. В связи с этим возникает необходимость у соискателей лицензий оплаты государственной пошлины за совершение сделок с недвижимостью.

Стало невозможным оформление лицензии на павильоны, так как по технической документации они относятся к временным сооружениям и договоры аренды на них не подлежат государственной регистрации.

Помимо ранее действующих ограничений, с 22 июля 2011 г. дополнительно введен запрет на осуществление розничной продажи алкогольной продукции:

1) на остановочных пунктах движения общественного транспорта городского и пригородного сообщения;

2) на автозаправочных станциях;

3) на розничных рынках;

4) в нестационарных торговых объектах (запрет не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции до 1 января 2013).

5) на прилегающих территориях к детским, образовательным, медицинским организациях, объектам спорта, объектам военного назначения, розничным рынкам в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции.

На всей территории России введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени (запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания). Кроме этого, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

С 1 июля 2012 г. организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) должны иметь стационарные торговые объекты и складские помещения:

1) в городских поселениях, общей площадью не менее 50 квадратных метров

2) в сельских поселениях - не менее 25 квадратных метров.

Ранее, требование в части размера общей площади торговых и складских помещений не менее 50 квадратных метров действовало только в городах.

Сельские магазины, имеющие в большей части для торговли алкоголем торговые и складские помещения общей площадью менее 25 квадратных метров, должны привести свою деятельность в соответствие с действующим законодательством. Практика консультационной работы показывает невозможность продолжения продажи алкогольной продукции многими мелкими предприятиями.

Изменения в законодательстве привели к невозможности отдельными лицензиатами осуществлять предпринимательскую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.

В связи с этим ситуация на алкогольном рынке на начало 2012 г. сложилась следующим образом

На 01 января 2012 г. в Забайкальском крае розничную продажу алкогольной продукции осуществляли 1104 организаций в 2115 торговых объектах (для сравнения, на 1 января 2011 г. данные показатели составляли: 1237 организаций и 2350 торговых объектов. Снижение количества торговых объектов объясняется досрочным прекращением деятельности, а также невозможностью продления лицензии в связи с ужесточением законодательства.

Снижение количества торговых объектов в 17 муниципальных районах в течение 2011 года составило от 10 до 53%.

В соответствии с проведенным анализом:

- количество населенных пунктов, имеющих торговые объекты по розничной продаже алкогольной продукции, с 2006 г по 2011г. сократилось на 26 % (или на 97 населенных пунктов);

- по состоянию на 01.01.2006 число населенных пунктов в которых имелись торговые объекты составляло 50 % от общего числа населенных пунктов края, а по состоянию на 01.01.2012 – 39%

В рамках проведения работы по соблюдению лицензионных требований, противодействию нелегальному обороту алкогольной продукции в 2011 году проведено 154 проверки территориально обособленных объектов организаций, 8 административных расследований. Проверки проводились в г. Чите и 8 районах края (Читинский, Приаргунский, Могочинский, Калганский, Александрово-Заводский, Забайкальский, Кыринский, Красночикойский).

По результатам 56 проверок и 8 административных расследований выявлено 75 нарушений, в том числе занижение минимальной розничной цены на водку, реализация алкогольной продукции без маркировки либо с поддельными марками, нарушение ограничения розничной продажи алкогольной продукции свыше 15 процентов содержания этилового спирта в ночное время, отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, иные нарушения лицензионных требований.

По фактам выявленных нарушений выдано 28 предписаний об устранении нарушений, составлено 78 протоколов об административном правонарушении, в том числе 22 протокола по фактам оборота алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками и ненадлежащего качества алкогольной продукции.

Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в суды направлено 78 протоколов и по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю 15 материалов проверок для составления протоколов и принятия мер административного воздействия.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях на нарушителей наложены штрафы на общую сумму 1604 тысяч рублей.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, с 22 июля 2011 г. императивным стало требование о проведении проверок не только в отношении организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. (плановый контроль и внеплановые проверки по жалобам), но и проведение внеплановых проверок в отношении соискателей лицензии и лицензиатов, подавших заявления о выдаче, продлении срока действия или переоформления лицензии. В связи с этим количество проверок возросло в 3,5 раза.

Так в 2011 году проведено 316 выездных и 439 документарных проверок по заявлениям на выдачу и переоформление лицензий.

Нормативное регулирование в части осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции позволяет осуществлять полномочия в полной мере. Однако эффективности такого контроля препятствует требование Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому требуется уведомление проверяемого лица о проведении проверки. Данная норма порой сводит к нулю результативность контрольных мероприятий (алкогольная продукция снимается заранее с прилавков, магазины закрываются якобы на ремонт, руководители организаций скрываются от проверяющих).

Дополнительно в целях противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции приняты следующие меры.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в Забайкальском крае дополнительно выделена телефонная линия (автоинформатор) для принятия сообщений по вопросам соблюдения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в части касающейся требований розничной продажи алкогольной продукции на территории Забайкальского края. Разработан и утвержден порядок организации «Горячей линии». Информация о работе «Горячей линии» размещена на официальном сайте РСТ Забайкальского края и в СМИ (ЧГТРК, телекомпания «Альтес», радио России, радио «Сибирь», газеты «Забайкальский рабочий», «Азия – экспресс» и районных газет).

Разработано и подписано Губернатором Забайкальского края Соглашение об информационном взаимодействии Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу и Правительством Забайкальского края в целях обеспечения контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В целях оптимизации исполнения государственных функций и предоставлению государственной услуги РСТ Забайкальского края разработаны административные регламенты по:

- предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

- в рамках реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации проводится работа по реализации Плана мероприятий Забайкальского края по переходу на межведомственное и межуровневое информационное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2010 года № 705-р.

С 01 августа 2011 г. осуществляется обмен сведениями о наличии задолженности по налогам и сборам по межведомственным запросам с Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, с 01 июля 2012 г. межведомственное взаимодействие будет осуществляться с Управлением Росреестра по Забайкальскому краю по предоставлению информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, с Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю по предоставлению информации о государственной регистрации организаций, постановке их на учет в налоговом органе, с 01 января 2013 г. с Казначейством по предоставлению информации об оплате государственной пошлины за получение лицензии.

Переход на межведомственное взаимодействие позволит сократить перечень представляемых заявителем для получения лицензии документов до трех (заявление, устав, документы, подтверждающие оплату уставного капитала).

В связи с изменениями, внесенными в 171-ФЗ приведено в соответствие региональное законодательство:

- подготовлен и принят Закон Забайкальского края от 26 декабря 2011 года № 616-ЗЗК «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края» определяющий полномочия Правительства Забайкальского края в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- внесены изменения в 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях».

Подготовлен проект постановления Правительства Забайкальского края о внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам и ценообразования Забайкальского края и признании утратившем силу постановления Правительства Забайкальского края от 24.08.2009 № 337, касающегося лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции.

В течение года проводилась работа с органами местного самоуправления по вопросам профилактики правонарушений на территории муниципальных образований в области оборота алкогольной продукции. О результатах проверок и принятых мерах информировались главы муниципальных образований (подготовлено и направлено 8 обзорных материалов).

Кроме того результаты контрольных мероприятий, а также информации об изменении в законодательстве размещались на официальном сайте РСТ Забайкальского края и в СМИ.

В 2012 году планируется решение следующих задач:

1) выявление и пресечение нарушений лицензионных требований розничной продаже алкогольной продукции, незаконного оборота алкогольной продукции на территории Забайкальского края;

2) проведение работы:

- по реализации Плана мероприятий Забайкальского края по переходу на межведомственное и межуровневое информационное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2010 года № 705-р, в части предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- по переходу на предоставление государственной услуги по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в электронном виде.

3) в связи с изменением порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции в целях обеспечения функций по получению, обработке деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и направлению сведений, содержащихся в декларациях в Росалкогольрегулирование, а также осуществление государственного контроля за представлением указанных деклараций организациями и индивидуальными предпринимателями необходимо обеспечить организационно-техническую готовность:

программное обеспечение;

приобретение технических средств;



укомплектование РСТ Забайкальского края дополнительными специалистами, так как в связи с введением декларирования не только розничной продажи алкогольной продукции, но и пива и пивных напитков количество декларантов возросло в 3 раза (с 1100 до 3500 декларантов). Кроме этого, периодичность представления деклараций увеличилась в 2 раза (ежеквартально).


Смотрите также:
«Лицензирование и лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции»
105.79kb.
1 стр.
О лицензировании и выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и о представлении декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории муниципального образования Ямальский район
883.86kb.
5 стр.
Закон республики дагестан об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Дагестан Принят Народным Собранием
22.45kb.
1 стр.
Закон Вологодской области о регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Вологодской области Статья 1
102.76kb.
1 стр.
Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере изменения законодательства по розничной продаже алкогольной продукции и пива
111.37kb.
1 стр.
Закон волгоградской области о государственном регулировании розничной продажи
85.58kb.
1 стр.
Закон от 22 ноября 1995 г. N 171-фз "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции "
35.42kb.
1 стр.
Закон от 22 ноября 1995 г. N 171-фз "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
956.8kb.
4 стр.
Закон о государственном регулировании розничной продажи
174.89kb.
1 стр.
Доклад об осуществлении лицензирования розничной продажи алкогольной продукции
127.97kb.
1 стр.
Закон от 22. 11. 1995 №171-фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
32.35kb.
1 стр.
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции
3047.91kb.
12 стр.