Главная
страница 1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра нормальной анатомии человека



3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Д.м.н., профессор В.С. пикалюк

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » 200 г.



Тема:

Мышечная система.




Дисциплина:

Анатомия человека с основами гистологии



Факультет:

фармацевтический




Курс:

1

Семестр:

1

Специальность:

клиническая фармация



Куратор темы:

К.м.н., доцент М.И. Дьяченко

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь



  1. Актуальность темы.

Объяснить студентам, что активной частью опорно-двигательного аппарата человека является мышечная система. Она воздействует на суставы туловища и конечностей и обеспечивает двигательную активность человека. Функционирование мышечной системы тесно связано с состоянием нервной системы и суставов. Сокращение скелетных мышц обеспечивает работу дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, поэтому знание строения и функции скелетных мышц необходимо для изучения других разделов анатомии (артросиндесмологии, спланхнологии, неврологии), а также клинических дисциплин.





  1. Цель обучения.

Рассказать вопросы общей миологии (лекционный материал). Объяснить студентам строение мышц и научить использовать полученные данные для объяснения биомеханики опорно-двигательного аппарата.




    1. Учебно-целевые задачи.




      1. Студент должен знать:






Классификацию мышечной ткани



Классификацию скелетных мышц



Вспомогательные аппараты мышц




      1. Студент должен уметь:






Находить, называть и показывать отдельные мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей



    1. Учебно-воспитательные задачи.






Необходимо воспитать у студента гуманное, уважительное отношение к трупному материалу, понимание взаимосвязи и взаимообусловленности анатомических знаний для успешного обучения.



Научить студентов строго относиться к своему внешнему виду, корректному поведению на кафедре, уважительному взаимоотношению.



  1. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

Клинические дисциплины

Отдельные группы мышц человеческого тела, их кровоснабжение, иннервацию, лимфоотток.

Использовать знания по миологии для изучаемых клинических дисциплин



  1. Организационная структура занятия.






п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Уровень

усвоения

Методика проведения



Организационная часть:













постановка целей и мотивация

5 мин




Устное изложение




контроль исходного уровня знаний

вопросы исходного уровня знаний

1. какие образования на костях связаны с прикреплением мышц?

2. какие движения возможны в одноосных, двуосных и многоосных суставах?

3. Какие мышцы бывают по форме?


10 мин

III




II


Устный опрос



Основная часть:

60 мин










  1. Объяснение преподавателя

20 мин

II


Устное изложение с демонстрацией препаратов




Все живое движется. Движение является одним из признаков и непременным условием жизни. В организме человека аппарат движения представлен костями, соединениями и скелетными поперечнополосатыми мышцами. Только мышцы являются активным звеном в динамической цепи движения. Сокращение скелетных мышц не только обеспечивает движение, но и способствует улучшению крово- и лимфообращения, оказывает влияние на развитие и форму поверхностей костей. Систематические физические упражнения и труд способствуют росту работающей мышцы за счет увеличения количества и объема мышечных волокон. Мышцы становятся больше, мощнее, а тело человека приобретает красивые внешние формы. Масса мышц у взрослого мужчины в среднем составляет 29-30 кг, а у женщины – 16-18 кг. Основным элементом скелетной мышечной ткани является поперечнополосатое веретеновидное мышечное волокно, или миосимпласт. Длина мышечных волокон зависит от длины и конструкции мышц, в состав которых они входят, а поперечная исчерченность — от строения миофибрилл, образующих сократительный аппарат мышечного волокна. Мышечные волокна, располагаясь параллельными рядами, образуют пучки, окруженные тонкой соединительной оболочкой — эндомизием (endomysium), а более крупные — перимизием (perimysium). Мышца в целом окружена плотной оболочкой — эпимизием (eptmysium), или фасцией.

При рассмотрении мышц прежде всего следует обратить внимание на форму, размеры, расположение мышцы и на ее части. Чем длиннее мышца, тем больший размах движений она может обеспечить.

Следует напомнить, что активная фаза — сокращение мышцы — сопровождается ее укорочением, т. е. она будет сближать те точки на костях, к которым прикрепляется. Поэтому для суждения о функции каждой конкретной мышцы необходимо знать как точку ее начала (origo), имеющую вид сухожилия (tendo), так и точку прикрепления (insertio) . Начальная часть, особенно длинных мышц, называется головкой (caput), средняя — телом, или брюшком (venter) конечная — хвостом (cauda).

Необходимо обращать внимание на то, с какой стороны мышца прилежит к суставу, на каком расстоянии от сустава прикрепляется к другой кости. В теле человека более 300 отдельных мышц, которые объединяются в группы соответственно их функции (сгибатели, разгибатели, сжиматели и т. д.). При изучении этого раздела следует также обратить внимание на особенности строения мышц отдельных областей. Например, мимические мышцы имеют точку начала на костях, а точку прикрепления — в коже. Мышцы нижних конечностей, как правило, сильные (статические), рассчитанные на длительную тяжелую работу, а мышцы верхних конечностей ловкие (динамические), лучше приспособлены к быстрым точным движениям.

С мускулатурой структурно и функционально связаны различные анатомические образования, способствующие мышечным сокращениям и облегчающие их (синовиальные влагалища, слизистые сумки, блоки, сесамовидные кости). Так, в наиболее подвижных местах конечностей — в области кисти и стопы— формируются влагалища сухожилий мышц (vaginae tendinis), определяющие скольжение сухожилий в строго определенных направлениях. По своему строению это фиброзные и костно-фиброзные каналы, или влагалища, внутри которых залегают синовиальные влагалища (vaginae synoviales tendinum) . Образующие их наружный (lamina parietalis) и внутренний (lamina visceralis) листки гладкие и смазаны синовией, что способствует скольжению и свободному движению сухожилий.

В местах, где движение мышц или сухожилий достигает значительной степени, располагаются синовиальные сумки (bursae synoviales), представляющие собой полости щелевидной формы, заполненные жидкостью, которая способствует уменьшению трения. Сумки, залегающие под сухожилиями мышц, называются подсухожильными синовиальными сумками (bursae synoviales subtendineae), а между кожей и выступающей костью— подкожными синовиальными сумками (bursae synoviales subcutaneae) Сумки, расположенные вблизи суставов, часто сообщаются с их полостью.

Блок (trochlea) представляет собой покрытую хрящом выемку на кости там, где через нее перекидывается сухожилие мышцы. Последнее обычно меняет здесь направление, но благодаря блоку не смещается в стороны.

Сесамовидные кости (ossa sesamoidea) располагаются в толще сухожилий мышц, обеспечивающих движение в некоторых блоковидных суставах (надколенник, косточки у оснований первых фаланг).

К каждой мышце подходит один или несколько кровеносных сосудов и нервов, обеспечивающих жизнедеятельность (трофику) и работоспособность составляющих ее элементов.

Формы мышц. Мышцы разнообразны по форме. Форма зависит главным образом от отношения мышечных волокон к его сухожилию. Вследствие этого различают: веретенообразную мышцу (m. fusiformis), когда она на обоих концах,постепенно суживаясь, переходит в сухожилие; одноперистуюмышцу (m. unipennatus), мышечные волокна которой прикрепляются на одной поверхности сухожилия; двуперистую мышцу (m. bipennatus), когда волокна с двух сторон под углом прикрепляются к сухожилию. У мышцы может быть одна, две головки и более, имеющие различное начало, но общее брюшко. Отсюда их названия: двуглавая мышца (m. biceps), трехглавая (m. triceps), четырехглавая (m. quadriceps).

Брюшко мышцы может делиться на два промежуточным сухожилием, при этом образуется двубрюшная мышца (m. biventer, s. digastricus); ход мышечных волокон может прерываться сухожильными перемычками (intersectiones tendineae) или они имеют вид пластов, переходящих в широкое сухожилие — апоневроз.

Мышца, идущая к суставной капсуле, называется суставной мышцей (m. articularis); кольцеобразная мышца, замыкающая полость, может быть круговой (m. orbicularis) или сжимающей выход из полостного органа (m. sphincter) — сфинктер.

Кроме того, различают короткие мышцы, располагающиеся в глубоких слоях спины, между отдельными позвонками или ребрами; длинные, формирующие мышечные группы на конечностях; широкие, встречающиеся преимущественно на туловище.



Фасции мышц. Как отдельные мышцы, так и группы мышц покрыты фасциями (fasciae) . Фасция представляет собой соединительнотканную пластинку различных толщины и протяженности, содержащую большое количество коллагеновых и эластических волокон, ориентированных в соответствии с функциональными особенностями мышц, связанных с данной фасцией. Фасция служит своеобразной защитной оболочкой для одной или нескольких мышц и целых частей тела. Она может являться местом для начала или прикрепления мышц, определяет направление хода сосудов и нервов, играет существенную роль в крово- и лимфообращении в мышцах.

Различают собственную, или глубокую, фасцию (fascia propria) и поверхностную (fascia superficialis) Последняя лежит непосредственно под подкожной жировой клетчаткой и окутывает, следуя ходу кожного покрова, целиком данную часть тела.

Глубокая фасция, окружающая мышцы, формирует для них фиброзные мешки (влагалища) различной прочности с отверстиями для сосудов и нервов.

Если мышцы располагаются в несколько слоев, то собственная фасция расщепляется на пластинки, которые образуют влагалища для каждой мышцы и соединяются между собой фиброзными мышечными перегородками. Последние разделяют группы мышц и, проникая в глубину области, срастаются с надкостницей костей и формируют костно-фиброзные влагалища.

Свои названия фасции получают от областей, где они расположены [плечевая фасция (fascia brachii), грудная фасция (fascia pectoralis) и т. д.], или от органов, которые они покрывают [жевательная фасция (fascia masseterica), околоушная фасция (fascia parotidea) и т. д.]]





  1. самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

40 мин

II

Проконтролировать правильность восприятия материала по изучению миологии и правильность записей в рабочих тетрадях (правильность написания анатомических терминов, схем, рисунков и обозначений к ним).



Заключительная часть:

15 мин










итоговый контроль уровня знаний

вопросы итогового контроля:

1. Приведите примеры мышц-антагонистов.

2. Приведите примеры мышц-синергистов.

3. Назовите жевательные мышцы.

4. Перечислите мышцы шеи.

5. Назовите мышцы туловища.

6. Перечислите мышцы верхней конечности.

7. Назовите мышцы нижней конечности.

8. какие образования относятся к вспомогательным аппаратам мышц?

9. что такое анатомический и физиологический поперечник мышцы?



10. Какие мышцы не имеют 2-х точек прикрепления на костях?

10 мин

I

Письменный тестовый или компьютерный контроль.




подведение итогов занятия

3 мин.




        1. Объявить оценки исходного уровня знаний студентов.

        2. Объявить уровень усвоения текущего материала студентами (выставить оценки текущего контроля).

        3. Проверить правильность заполнения рабочих тетрадей.




задание по самоподготовке
к следующему занятию

2 мин.




  1. Объявить тему следующего занятия.

  2. Рекомендовать список дополнительной литературы по этому вопросу.




Итого:

90

минут или

2

академических часа

  1. Место проведения занятия.


Секционная комната, препаровальный зал, учебный музей кафедры


  1. Оснащение занятия.




    1. Таблицы






Мышцы головы и шеи



Мышцы спины,



Мышцы груди и живота



Мышцы верхних конечностей



Мышцы нижних конечностей




    1. Макро- и микропрепараты






Отпрепарированный «мышечный» труп



Отпрепарированные отдельные группы мышц



  1. Источники информации.

Литература:



Основная:

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека., СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.

  1. анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина., М.: Медицина,

1996 – 544 с.

  1. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1, М..: Медицина, 1989 – 344с.

  2. Лекция.

Дополнительная:

  1. О.В.Федотов, О.М.Очкуренко, К.М.Фенчин. Морфологiчний словник медичноi термiнологii. Киiв: Вища школа, 1985 – 312 с.

  2. И.И. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. т. 1, Учебник для мед. вузов – СПб.: Спецлит, 2001 – 500 с.

  3. Р.П. Самусев, Н.И. Гончаров. Эпонимы в морфологии. Справочное пособие, М.: Медицина, 1989 – 352 с.

  4. Анатомия человека //Под ред. С.С. Михайлова. М.: Медицина, 1999 ­– 735 с.

  5. А. Андронеску. Анатомия ребенка. Бухарест: Меридиане, 1970 – 363 с.

  6. С.Ю. Кравчук. Анатомiя людини, в 2 томах, т. 1, Чернiвцi, 1998 – 296 с.

  7. Т.Г. Казаченок. Анатомический словарь. Минск: Высшая школа, 1984 – 400 с.

  8. Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г. Ковешнікова. Київ; Здоров,я, 2001 – 328 с.


Смотрите также:
Методические разработки по учебным занятиям для преподавателей
134.91kb.
1 стр.
Методические разработки по учебным занятиям для студентов
64.38kb.
1 стр.
Методические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества» для преподавателей
102.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические разработки по анатомии человека для студентов 1-го курса Ставропольской медакадемии Ставрополь 2009
507.87kb.
3 стр.
1. основания для разработки пооп
552.27kb.
2 стр.
Методические разработки по курсу «Домашнее чтение»
233.01kb.
3 стр.
Методические разработки преподавателя: конспекты, планы и презентации уроков по мхк (музыка, живопись, культура, история); проверочные работы, тесты и задания; программа по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
31.25kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям о пропорциях по курсу "рисунок" хдамг 2001
196.86kb.
1 стр.
Программа для преподавателей вузов Последний день приема документов на конкурс: 15 июня 2012 года!
47.63kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
400.63kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения
510.48kb.
3 стр.