Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ СБОРНИК методических материалов по курсу "СОЦИОЛОГИЯ" для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов на 1999/2000 и 2000/01 учебные годы МОСКВА
1999 Составители: кандидат философских наук, профессор В.В. Новиков кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Мухтасипова Ответственный за выпуск: Бурбулис Геннадий Эдуардович кандидат философских наук, доцент
Методические указания по изучению курса "Социология" Программа курса "Социология Вопросы для подготовки к зачету Тема и план семинарского занятия для студентов заочного обучение Примерные темы контрольных работ Методические рекомендации к написанию контрольных работ
Изучение социологии студентами МГЮА направлено на формирование современного социологического знания на основе достижений мировой и отечественной социологической мысли, законов социального развития, реализации этих законов в практической жизни современных государств, специфики их проявления в отечественной юридической практике. В процессе преподавания социологии акцент делается на формировании у студентов умения анализировать и прогнозировать развитие социальных процессов в российском обществе, развитии способностей профессионально оценивать и эффективно, аргументировано выстраивать логику возможного решения назревших проблем социального развития в процессе самостоятельной юридической практики. В результате изучения дисциплины "Социология" студент МГЮА должен: Знать:
· содержание социологического знания на уровне современных достижений зарубежных и отечественных социологических школ; · типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций; · формы и другие проявления взаимодействия социальны? общностей с правовыми нормами регулирования их жизнедеятельности; · социальные основы и принципы юридической и информационной деятельности. Уметь: · выделять общетеоретические, сравнительные и прикладные компоненты социологического знания, его мировоззренческую и практически-деятельностную значимость; · выявлять прямую связь социологических знаний со спецификой и особенностями юридической практики; · применять социологические знания к анализу и прогнозу социальных и правовых процессов в российском обществе, поведения различных групп и движений; · пользоваться теоретическими источниками по социолога ~& данными социологических исследований в целях более эффективного изучения юридических дисциплин. Владеть:
· методами социологического анализа, информирования и прогноза в отношении текущих и перспективных социальных процессов ; · методикой проведения социологических исследований и эмками обработки и анализа социальной информации, непосредственно связанной со спецификой юридической практики. Иметь представление: · о социологическом подходе к оценки роли и места личности, общества и государства; · об основных закономерностях и формах регулирования социального поведения, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и формах социальных процессов; · о характере и формах проявления взаимосвязи сопиальных процессов со спецификой юридической практики. Организационно-методические указания Социология как учебная дисциплина играет важную роль в фoрмировании системы научных взглядов и знаний у студентов, их научна мировоззрения и методологической культуры мышления. Изучение социологического знания должно способствовать развитию у студентов стремления к творческому осмыслению социальной действительности, современных правовых процессов, к овладению навыками самостоятельного анализа сложных и противоречивых социальных явлений. Социология изучается во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами гуманитарного и юридического профиля. Освоение социологической проблематики предполагает освоение следующих компонентов содержания социологической науки: общество как социокультурная система; социальные общности как источники самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные, экономические и правовые процессы; личность как активный субъект общественных отношений; социальный статус и ролевые теории личности; социальное поведение и социальная динамика; социальная культура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; социальные движения; источники социальной напряженности и социальные конфликты; социальные особенности и проблемы развития российского общества; методология и методы социологического исследования. В процессе работы над усвоением учебной дисциплины студентам необходимо больше внимания уделять разнообразным активным методическим приемам и формам усвоения содержания курса, самостоятельной работе с социологическими источниками, индивидуальным и коллективным консультациям. По завершении изучения программы курса студенты всех видов обучения сдают зачет. Основная рекомендуемая литература
Программа курса "Социология" Тема 1. Объект, предмет, метод социологии Структура социологии. Объект и предмет социологии. Категории и законы социологии. Способы приобретения научного знания об обществе (интуиция традиции, общественный здравый смысл, научное знание). Виды (уровни) социологического знания. Социология в системе социальных наук. Социология и социальна философия. Социология и история. Социология и политические науки. Социология и право. Социология, этика и эстетика. Значение и роль социологии в обществе.
Тема 2. Основные парадигмы социологического знания. История и современность Основоположники позитивистской социологии О. Конт, Г. Спенсер Экономический детерминизм в социологии марксизма. Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма. "Понимающая" социология М. Вебера. Развитие социологической мысли в России (позитивизм, натурализм, субъективизм, психологизм, плюрализм). Плюрализм в современной социологической науке: многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания Парадигмы: - "социальных фактов" (структурный функционализм, теория социальных конфликтов, марксизм); - "социальных дефиниций" (символический интеракционизм, этнометодология, феноменология); - "социального поведения" (психологический редукционизм и теория социального обмена).
Тема 3. Культура и общество Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры - искусства, науки, философии, политики, образования и т.д. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества. Типы культур: субкультуры, контр культуры, культурный релятивизм, культурная гомогенность и т. д.. Понятие культурного процесса (развития) и культурной деградации. Генезис и эволюция ценностно-нормативных систем, их взаимодействие. Понятие ценностей и ценностных ориентации. Ценности как основа создания социальных систем. Ценностные ориентации как форма включения субъекта в социальное целое. Литература
Тема 4. Личность в социальной системе Понятие человеческой жизни и человеческой природы. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности и детерминации человеческого поведения. Парадигмы "социального поведение (Р. Бегесс, Д. Хоманс, П. Блау). Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социолизация, формирование "Я" (концепции У. Кули и Дж. Г. Мида). Понятие социальной среды личности. Макро- и микроуровни социальной среды, их соотношение и взаимодействие. Интеграция и адаптация как формы взаимодействия человека и общества. Понятие типологизации "социального типа личности" как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Социальное поведение - один из основных критериев типологии личности. Роль типологизации в прогнозировании и моделировании человеческих поступков в определенных конкретных обстоятельствах. Реальные действия и поступки человека как эмпирические рефе1;знты сознательных психологических свойств и процессов, отражающие субъективный мир личности. Социологические концепции личности.
Тема 5. Социальные системы и социальные структуры Понятие социальной системы и социальной структуры. Компоненты социальной системы, их специфика. Типы социальной структуры. Специфика и многообразие социальных систем и их соотношение. Уровни социальных систем, их иерархичность. Типы взаимосвязей компонентов системы. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты и т.д. Личность как социальная система. Социальные роли и статусы, типы интеграции с социальными общностями. Закономерности функционирования и развития социальных систем. Понятие "кризисного социума". Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и т.д. структуры общества. Литература
Тема 6. Социальная мобильность и социальная стратификация Понятие социального перемещения. Уровни социальных перемещений: вертикальный и горизонтальный. Роль социальных перемещений в динамике социальной структуры. Теория социальной мобильности (П. Сорокин, Т. Парсонс, С. Менсет). Направления и формы социальной мобильности. Соотношение понятий дифференциации, стратификации и остальной структуры. Виды стратификации: классовая, имущественная, наследственная, профессиональная. Понятие социальной карьеры. Механизмы социальной стратификации. Теория конфликта. Современные концепции классовой структуры общества. Понятие элиты. Социальный статус субъекта, его показатели; социальное неравенство; понятие маргинальной личности. Литература
Тема 7. Социальные общности, институты и организации Понятие и основные признаки социальных общностей. Предпосылки формирования социальных общностей. Функции и типология социальных общностей: групповые, массовые, социально-территориальные общности. Понятие социальной организации. Социальная организация как целевая группа, ее роль в "организованном обществе" и формировании "организованного человека". Структура организации. Социальные организации как "способ руководства и управления" людьми, различными средствами действия, координации функций. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация как система способов (образцов) деятельности индивидов, групп, институтов, средств социального контроля, социальных ролей. Формальные и неформальные отношения в организациях. Понятие "социального института". Институализация как форма организации социальной жизни, социальных взаимодействий индивидов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Функции, цели, задачи социальных институтов. Социальные роли институтов. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социального института. Понятие аномии.
Тема 8. Социальные процессы. Социальные изменения Понятие "социальный процесс", его взаимосвязь с понятием "функционирование и развитие социальных систем". Социальный процесс как форма социального изменения системы. Стадии социального процесса. Виды социальных процессов. Стихийные социальные процессы и механизм их возникновения. Возможности управления социальными процессами. Понятие "социальные изменения". Концепции социальной эволюции Конта и Спенсера. Социальные изменения как показатели сравнительного анализа социальных систем, общностей, институтов и т.д. Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта Маркса, Спенсера, Вебера, Парка, Сорокина. Взгляд Парка на социальный конфликт как один из типов социального взаимодействия наряду с сотрудничеством, соревнованием, приспособлением, ассимиляцией. Теория дезорганизации и аномии Дюркгейма как один из аспекта концепции социальных изменений. Дихотомические типы социальных изменений: реактивное и проективное, стихийное и сознательное (планируемое), целенаправленное и нецеленаправленное, прогрессивное и регрессивное, качественное и количественное, добровольное и навязанное, длительное и кратковременное, изменения различного масштаба, различной активности, различных уровней (теоретическое и эмпирическое). Внутренние и внешние источники социальных изменений. Методология и методика анализа проблем социальных изменений на эмпирическом уровне. Управление изменениями. Литература
Тема 9. Социальные конфликты Природа социальных конфликтов и особенности их формирования. Конфликты в социально-экономической, социально-политической сферах и в сфере межнациональных, межэтнических отношений. Стадии протекания конфликта (структура конфликта). Конфликты рациональные и эмоциональные. Характеристика конфликта (причина, острота, длительность, последствия). . Механизмы разрешения социальных конфликтов.
Тема 10. Социальные движения Содержание понятия "социальное движение". Типы социальных движений (экспрессивные, утопические, революционные, движения сопротивления, движение реформ). Жизненные циклы (стадии) социальных движений: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации, стадия распада движения. Условия проявления и развития социальных движений: культурные течения, социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность. Личность и социальные движения. Факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.
Тема 11. Методология и методика социологического исследования Теоретическое и эмпирическое понятие методологии. Философские основы социологического анализа. Социологическая парадигма как концептуальная основа исследования. Необходимость системного видения объекта исследования. Сравнительно-исторический метод в социологии. Уровни социологического исследования. Социальная информация как основа социального измерения. Методика социологического исследования. Технология и принципы социологического исследования. Социологический эксперимент как метод получения информации. Биографический метод социологического исследования. Метод анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Проблема выборки социологическом исследовании. Оценка результата: верификация гипотезы, прогноз. Нравственный императив исследователя.
Тема 12. Социология права Право как социальный институт. Воздействие социальных факторов на право. Причины и условия развития социальных изменений, происходящих под воздействием права. Социологический подход в исследовании права и правовых явлений (в отличие от нормативистского). Социологический метод изучения эффективности действия правовых норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, общественное мнение и т.д. Технический инструментарий (анкетный опрос, наблюдение, интервью, тесты, эксперимент и т.д.) в изучении права. Литература
Вопросы для подготовки к зачету
Тема и план семинарского занятия для студентов заочного обучения Тема: Социология и общество План
Литература
Примерные темы контрольных работ
Методические рекомендации к написанию контрольных работ Контрольная работа является одним из видов обучения в МГЮА способствует более углубленному изучению некоторых социологических проблем. Кроме того, развивает у студента навыки работы с научной литературой, периодической печатью, статистическими данными. Студент учится анализировать теоретический материал и вместе с тем анализировать и давать оценку событиям, явлениям и процессам общественной жизни нашей современности. При выполнении контрольной работы необходимо подкрепление теоретических положений фактическим материалом из практики общественной жизни нашей страны и за рубежом, данными статистики государственных и негосударственных научно-аналитических центров. Первым шагом в подготовке контрольной работы является выбор темы. Тема работы выбирается самостоятельно, в соответствии с личным научным интересом. В выборе темы поможет внимательное ознакомление с программой курса "Социология"; кроме того, кафедра предлагает примерные темы контрольных работ. По всем вопросам, возникающим при написании работы, можно проконсультироваться у преподавателя на кафедре "Политология".
· составить развернутый план работы, предусматривающий выделение узловых проблем по выбранной теме; · начать отбор и изучение научной литературы, данных статистики и осмысление фактов общественной социальной жизни; · изучить документы, определяющие социально-правовое поле анализируемой проблемы. Базовыми теоретическими источниками должны быть монографии, учебные и учебно-методические пособия. Словари по философии, социологии, праву и политологии, научные статьи в журналах, материалы научно-теоретических конференций. При изучении литературы необходимо делать выписки, содержащие концептуальные социологические положения, данные статистики, интересные факты. И только после изучения литературы и осмысления узловых проблем можно приступать к изложению материала контрольной работы. При изложении материала необходимо давать ссылки на используемую литературу с указанием автора, названия работы, места и года издания. Примерная структура контрольной работы: титульный лист название темы и план работы введение (1-2 страницы) основная часть (2-3 вопроса) - до 15 страниц заключение (1-2 страницы) список использованной литературы (1 страница). Оптимальный объем контрольной работы - 18-20 страниц машинописного текста через два интервала. Во введении должно быть обоснование актуальности темы, краткий анализ уровня ее разработки, цели и задачи работы. В основной части раскрытие вопросов должно осуществляться с позиции научности, конкретности, на основе многовариантности подходов. В конце каждого вопроса формулируются краткие выводы, затем логичный переход к следующему вопросу. Заключение содержит обобщенные выводы по результатам изучения темы, практические рекомендации и предложения. Список литературы должен включать лишь фактически использованную при выполнении контрольной работы литературу; составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Работа должна быть написана научным литературным языком. Текст должен быть напечатан или написан аккуратно и разборчиво. Текст печатается или пишется на одной стороне листа бумаги, слева остаются поля. Нумерация страниц обязательна, начинается со 2-го листа, т.е. после титульного листа. Смотрите также: Методические указания по изучению курса "Социология" Программа курса "Социология Вопросы для подготовки к зачету
249.4kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология права»
190.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология рекламы»
341.69kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки»
132.24kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социология рынков (курс по выбору) для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
175.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология молодежи»
393.15kb.
7 стр.
История развития гендерной социологии
71.37kb.
1 стр.
Рабочая программа, методические указания и вопросы для самоконтроля по курсу "история экономики" орел -1998
337.87kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социология гендера для направления 040200. 68 Социология подготовки магистра
214.64kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Социолингвистика и социология языка»
158.38kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология социальных сетей»
157.29kb.
1 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология» 313.86kb.
1 стр.
|