Главная
страница 1
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук


Дьяченко Инна Николаевна


Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Дисциплина: философия

Специальности:

080105 «Финансы и кредит»;

Курс: 1

Группа: у- 6270, з-6270

Семестр: весенний 2007-2008 учебного года.

Ханты-Мансийск, 2007




  1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы:




№ темы

Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно


1.

Мировоззрение и его исторические формы

1. Понятие мировоззрения.

2. Структура (психологическая и гносеологическая).

3. Виды мировоззрения (индивидуальное (личное) и общественное).

4. Типы мировоззрения (обыденное, научное, сциентистское и антисциентистское).

5. Исторические формы (мифология, религия, философия).




2.

Предмет философии и ее функции

  1. Предмет философии (разнообразие подходов).

  2. Типы философии (по месту возникновения, по авторам, в зависимости от исторического времени, по широте распространения и доступности, по тематике, по исходным установкам, по подходу к первоосновам мира, по способу познания).

  3. Основные функции философии:

Мировоззренческая;

Методологическая;

Гносеологическая;

Аксиологическая;

Интегрирующая.


  1. Структура философского знания (онтология, история философии, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, логика, философия права, философия политики, философия религии, философия науки). Специфика философского знания.

5. Основной вопрос философии.


3.

Античная философия.

1. Милетская школа и ее особенности.

2. Взгляды представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена).

3. Гераклит Эфесский.

4. Атомисты (Демокрит, Левкипп).

5. Элеатская школа и ее особенности

6. Взгляды представителей Элеатской школы. Парменид. Апории Зенона («Ахиллес и черепаха», «Дихотомия»).

7. Общая характеристика личности и творчества Сократа



  1. Основные положения философии Сократа (человек и человеческое сознание;

гноселогические идеи, этика, диалектика, методы познания).

9. Общая характеристика личности и творчества Платона.

10. Основные положения философии Платона (учение о триаде, космос, учение о государстве, этика).

11. Общая характеристика личности и творчества Аристотеля (основные положения философии, проблема материи и формы, проблема души, проблема человека, логика и методология, общество и государство, этика).




4.

Средневековая философия

  1. Этапы развития средневековой философии

Патристика (II-VIII вв)

Апологетика (II-III вв)

Классическая патристика (IV-V)

Заключительный период (VI-VIII)

Схоластика (IX-XV вв)


  1. Особенности и основные черты средневековой философии.

  2. Общие понятия и проблемы схоластики. Номинализм и реализм.

  3. Философия Августина Блаженного.

  4. Философия Фомы Аквинского (томизм).




5.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

    1. Общее понятие и предпосылки эпохи Возрождения.

    2. Характерные черты.

    3. Основные направления (Гуманизм ( Данте Алигьери (1265-1321),Франческо Петрарка(1304-1374), Лоренцо Валла(1507-1557), Неоплатонизм (Николай Кузанский (1401-1464), Джованни Пико делла Мирандолла (1463-1494), Натурфилософия (Андреас Везалия (1514-1564) Николай, Коперник (1473-1543) , Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642).

4. Политические события, оказавшие большое влияние на характер философии XVII века.

5. Специфика философии Нового времени.

6. Рационализм как направление философии Нового времени (Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц). Эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк). Учение о монадах (Готфрид Лейбниц).

7. Развитие науки: трудности, успехи, проблемы становления.




6.

Идея прогресса в контексте философия эпохи Просвещения


  1. Характеристика эпохи Просвещения.

  2. Основные направления:

Деизм (Франсуа Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Этьени Кондильяк). Атеистическо-материалистическое направление (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Социально-утопическое (коммунистическое) направление (Мабли, Бабеф, Сен-Семон, Фурье).

3. Идея прогресса в историософской литературе.




7.

Прошлое, настоящее и будущее марксистской философии

  1. Социальные предпосылки возникновения марксизма.

  2. Теоретические основы марксисткой философии.

  3. Основные представители в Германии (К. Маркс, Ф. Энгельс), в России (Г. В. Плеханов, Ленин, Сталин).

4. Основные направления марксистской философии (исторический материализм (теория классов и классовой борьбы, диалектический материализм (гносеология, природа идеального), экономическая теория).

5. Перспективы развития неомарксизма в Европе и в России.



8.

«Русская идея» и русская философия.

  1. Проблема возникновения русской философии.

  2. Этапы развития русской философии.

  3. Особенности русской философии.

  4. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства) (IX-XIII вв)

Основные темы, представители и их произведения.

5. Особенности русской религиозной философии.

6. Основные направления русской религиозной философии ( религиозная философия В.С. Соловьева, экзистенциальная философия Н.А. Бердяева).

7. Иррационализм Л.И. Шестова.

8. «Русская идея» в контексте современности.


9.

Зарубежная философия ХХ века: позитивизм и постпозитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, постмодернизм.

  1. Характеристика позитивистской философии.

  2. Основные этапы развития (классический позитивизм (Огюст Конт, Ж.Э. Ренан, Э. Люттре, Дж. С. Миль, Г. Спенсер, Я. Молешотт, Э. Геккель, Р. Ардиго, В.В. Лесевич), махизм, или эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Х. Рейхенбах, Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер, Имре Лакатос, Т. Кун).

3..Понятие «экзистенциализм» и проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

4. Причины, способствовавшие в 20-е – 70-е гг. актуализации и расцвету экзистенциализма.

5. Зарождение экзистенциализма (С. Кьеркегор).

6. Основные идеи и представители экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер).

7. Понятие «феноменология» и проблемы, рассматриваемые феноменологией (основные идеи и представители).

8. Понятие герменевтики и общая характеристика (понятие, основные принципы, основные вопросы, фундаментальные понятия).



  1. Содержание основных идей главных представителей герменевтики.

10. Понятие постмодернизма.

11. Общая характеристика постмодернизма.




10.

Человек как целостная система

        1. Особенность философской антропологии.

        2. Определение человека в истории философии.

        3. Составляющие сущности человека (духовное, телесное, социальное, биологическое).

        4. Способы достижения общей духовно-телесной целостности. Восполнение телесной половинчатости через соединение с существом противоположного пола в любви, браке, семье (В.С. Соловьев, И.Кант, Л.Фейербах);

Обретение чувства нравственного единения между мною и другим, между Я и Ты (М. Бубер, Л. Фейербах); растворение телесной раздвоенности в полноте духовной жизни через преображение, сублимацию телесного влечения к воссоединению.

5. Понятие природы в истории философии (Аристотель, Хайдеггер)

6. Принципы философского рассмотрения природы (единство человека и природы

взаимодействие общества и природы, идея биосферы и ноосферы).

7. Исторические этапы познания общества (религиозно-мифологический этап (Гадамер, Гесиод,); философско-этический (Сократ, Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Т. Мор,); рациональный (научный) этап (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Вебер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, П. Сорокин, М. Ковалевский, Д.Г. Мид, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, Р. Дарендорф).

8. Традиционные концепции понимания общества (натуралистический подход,

материалистический подход, идеалистический подход).

9.Современные концепции понимания общества.



  1. Общество как система и его структура.

11. Понятие личности и социализации.

12. Сферы проявления активности личности. Социальная ответственность.

13. Теории о роли личности в истории. Проблема социальной справедливости в историософской литературе.




2. Темы контрольных работ


№ варианта

Тема контрольной работы

1.

Мировоззрение и его исторические формы


2.

Предмет философии и ее функции. Основной вопрос философии.


3.

Античная философия: идеи, представители, роль в развитии мировой культуры и европейской философии.


4.

Средневековая философия: проблемы, достижения и поражения. Проблема мифа о «темных средних веках».


5.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Наука: проблемы и перспективы развития.


6.

Идея прогресса в контексте философия эпохи Просвещения.





7.

Прошлое, настоящее и будущее марксистской философии.


8.

«Русская идея» и русская философия. Современность и поиск консолидирующей для российского общества идеи в XXI веке..


9.

Зарубежная философия ХХ века: позитивизм и постпозитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, постмодернизм.


10.

Человек как целостная система. Человек в контексте глобальных проблем третьего тысячелетия.



3. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы по философии.

3.1. Студент должен выполнить одну контрольную работу по заданной теме.

3.2. Контрольная работа выполняется печатном виде.

3.3. Образец оформления титульного листа:


Югорский государственный университет


Факультет заочного обучения

Контрольная работа по ______________________________


дисциплина

Тема _______________________________________________________________



Номер варианта _____________________________________________________

______________________ (семестр) 200____ - 200__________ учебного года

Номер зачетной книжки _____________________________________________

Адрес: _____________________________________________________________

Группа___________

Специальность________________________________
Студент _______________________________________-

фамилия, имя, отчество

Дата предоставления на проверку__________________________________

3.4. Контрольная работа должна содержать план. К каждой теме составлен примерный план, которого студент может придерживаться, а может изложить тему, исходя из собственного плана. Кроме того, контрольная работа должна содержать введение, краткое содержание основных вопросов темы, заключение, список литературы.

3.5. Контрольная работа за месяц до начала сессии передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

3.6. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и предоставить работу на повторную рецензию.

3.7. Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.

4. Выбор варианта контрольной работы.

Студент выполняет контрольную работу в соответствии с номером варианта.



Номером варианта является последняя цифра номера зачетной книжки студента. Если последняя цифра зачетной книжки «0», то номер варианта контрольной работы – «1».

5. Список литературы:

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев. – 3-е изд. – М., 2003. – 608 с.

  2. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие/Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 3- е изд. – М., 2003. – 448 с.

  3. Василенко И.А. Политическая философия: учеб. пособие/И.А. Василенко. – М., 2004. – 240 с.

  4. Введение в философию: учебник: в 2 ч./И. Фролов [и др.]. – М., 1989. – 639 с.

  5. Вундт В. Введение в философию/В. Вундт; под ред. А.Л. Субботина. – М., 2001. – 256 с.

  6. Горбачев В.Г. Основы философии: курс лекций/В.Г. Горбачев. – М., 1998. – 352 с.

  7. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для ссузов/П.С. Гуревич. – М., 2005. – 439 с.

  8. Канке В.А. Философия: учеб. пособие/В.А. Канке – М.,2003.–272 с.

  9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник/В.А. Канке. – 4-е изд. – М., 2000. – 344 с.

  10. Кармин А.С. Лекции по философии/А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – Екатеринбург, 1992. – 336 с.

  11. Квасова И.И. Философия: учеб. пособие/И.И. Квасова. – 2-е изд. – М., 2001. – 231 с.

  12. Костецкий В.В. вводный курс философии: лекции/В.В. Костецкий. – Тюмень, 2000. – 252 с.

  13. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие/В.Н. Назаров. – М., 2004. – 320 с.

  14. Основы философии: учеб. пособие/отв. ред Е.В. Попов. – М., 1997. – 320 с.

  15. Радугин А.А. Философия: курс лекций/А.А. Радугин. – 2-е изд. – М., 2001. – 272 с.

  16. Спиркин А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. – М., 2000. – 816 с.

  17. Спиркин А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. – М., 2005. – 367 с.

  18. Спиркин А.Г. Философия: учеб. пособие/А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М., 2002. – 736 с.

  19. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для техн. Вузов/А.Г. Спиркин. – М., 2003. – 368 с.

  20. Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. пособие/А.Г. Спиркин. – М., 1988. – 592 с.

  21. Философия: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд. – М., 1998. – 520 с.

  22. Философия: учеб. пособие/отв. ред. Т.И. Кохановская. – Ростов н/Д., 2002. – 576 с.

  23. Философия: учеб. пособие/под ред. С.А. Хмелевской. – М., 2002. – 224 с.

  24. Философия: учеб. пособие: в 2 ч./под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. – 2-е изд. – М., 2003.

  25. Философия: учебник/под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2004. – 655 с.

  26. Философия: учебник/под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1998. – 432 с.

  27. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие/под ред. А.П. Алексеевой, Л.Е. Яковлевой. – М., 2004. – 336 с.

  28. Хрестоматия по философии: учеб. пособие/сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. – М., 2001. – 571 с.

  29. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII вв./под общ. ред. Л.И. Яковлевой. – М., 2003. – 784 с.

  30. Чуешов В.И. Введение в современную философию: учеб. пособие/В.И. Чуешов, З. Дунченко, О. Чеснокова. – Минск, 1997. – 128 с.








Смотрите также:
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина: философия Специальности
108.77kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Английский язык
69.69kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Спецдисциплина по хантыйскому языку
115.55kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Устное народное творчество хантов
70.7kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности «Юриспруденция»
319.7kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов экономической специальности 080507 «Менеджмент организации» заочной формы обучения
198.38kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина: Английский язык
98.86kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной и заочной (сокращенной) формы обучения 19
839.46kb.
5 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
386.47kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Математика информатика
298.29kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности
1366.61kb.
7 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
48.61kb.
1 стр.