Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка

в 2011 году

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение…………………………………………………………………………...……..2

  2. Краткая статистика обращений………………………………………………...….3

  3. О соблюдении прав детей на жизнь и безопасность…………………………….....7

  4. О соблюдении прав детей на защиту от жестокого обращения и насилия…....9

  5. О соблюдении прав детей-сирот,

детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………..13

  1. О соблюдении прав детей с ограниченными возможностями здоровья….…….20

  2. О соблюдении прав детей на жильё……………………………………….…..……24

8. О соблюдении прав детей на отдых и оздоровление…….…………………….…..29

9. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе с органами государственной власти, органами местного самоуправления. Межрегиональное взаимодействие………………………………...………………………..31

10. Правовое просвещение………………………………………………………………...33

11. Заключение……………………………………………………………………………..35

12. Приложения……………………………………………………………………………38

Введение

«…Отношение к детям – это показатель,

по которому можно судить о зрелости общества в целом,

об уровне развития общества. Нам необходима нормальная

система защиты детства во всех смыслах этого слова…»
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев

2011 год в России негласно назван Годом семьи и ребёнка. Это связано с программным Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию в 2010 году, мобилизовавшем органы государственной власти всех регионов страны на решение наболевших проблем семьи и детства.

В 2011 году завершилось формирование института Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ, созданы Ассоциация Уполномоченных и Координационные советы Уполномоченных в 8 федеральных округах. В 2011 году в рамках совместного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации и Российского государственного гуманитарного университета при поддержке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А.Астахова региональные Уполномоченные по правам ребёнка прошли курсы повышения квалификации и были обеспечены современными методическими пособиями и практическими материалами для своей работы.

В Ненецком автономном округе институт Уполномоченного по правам ребёнка был учрежден законом округа от 28 июня 2010 года № 45-оз «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка.

Ежегодно, в соответствии с законом, Уполномоченный представляет доклад о своей деятельности, в котором отражает вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности и те проблемы, которые необходимо решать в округе для обеспечения наилучших интересов ребёнка. Каждого ребёнка из 10 490 детей Ненецкого автономного округа, приходящего в этот мир с чистой душой и открытым сердцем.

Ежегодный доклад – это не просто констатация фактов и мер, принятых Уполномоченным в защиту детей.

Ежегодный доклад – это открытый диалог Уполномоченного с органами власти, родителями, педагогами, руководителями учреждений. Это призыв Уполномоченного обернуться лицом к нашим детям, которые «ввиду физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Уполномоченный по правам ребёнка

в Ненецком автономном округе

Т.Е. Гашева


Краткая статистика обращений,

поступивших в адрес Уполномоченного по правам ребёнка

в Ненецком автономном округе в 2011 году
В 2011 году в адрес Уполномоченного поступило 271 обращение, из которых 62 – письменных, 209 – устных (диаграмма №1).

Диаграмма № 1

Всего обращений в 2011 году

В таблице и диаграммах № 2, 3 представлены данные по тематике устных и письменных обращений.



Тематика обращений

Устные

Письменные

Нарушение прав детей на жильё

из них:


детей-сирот

детей-инвалидов

многодетных семей

иных категорий



60
12

7

13



28


19
3

2

7



7

Нарушение прав детей на защиту от насилия

13

5

Нарушение прав детей на образование

27

12

Нарушение прав детей на охрану здоровья

18

6

Нарушение прав детей на отдых

4

1

Нарушение прав детей на социальное обеспечение

14

5

Трудная жизненная ситуация семей, нуждающихся в срочной помощи Уполномоченного

6

2

Нарушение прав детей в сфере трудовых отношений

12

0

Обращения, связанные с опекой над детьми

4

0

Обращения, связанные с семейными отношениями

33

9

Жалобы на действия должностных лиц

8

3

Иное

10

0

Всего:

209

62

Диаграмма № 2

Тематика устных обращений

Диаграмма № 3

Тематика письменных обращений

В таблице и диаграммах № 4, 5 приведена география обращений к Уполномоченному.




Населенные пункты

Устные

Письменные

г. Нарьян-Мар

144

39

п. Искателей

34

13

с. Тельвиска

0

1

с. Красное

8

1

с. Коткино

0

2

п. Амдерма

0

1

д. Харута

1

1

п. Нельмин-Нос

2

1

п. Хорей-Вер

2

1

п. Индига

1

0

с. Великовисочное

3

0

д. Андег

3

0

с. Нижняя Пёша

1

0

д. Ома

1

0

д. Лабожское

3

0

с. Несь

2

0

д. Куя

1

0

г. Архангельск

1

0

г. Нижневартовск

1

1

г. Ярославль

1

1

Всего:

209

62

Диаграмма № 4

География устных обращений

Диаграмма № 5

География письменных обращений

Из 62 письменных обращений 46 принято к рассмотрению Уполномоченным.

В связи с тем, что Уполномоченный действует в пределах установленных законом полномочий, и не вправе подменять в своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, 9 обращений были переданы в другие органы, к компетенции которых относится рассмотрение указанных обращений. Уполномоченным не приняты к рассмотрению 7 обращений - по причине отсутствия в них информации о каких-либо нарушениях прав детей.

Диаграмма № 6

Рассмотрение письменных обращений

О соблюдении прав детей на жизнь и безопасность
Неотъемлемое право на жизнь, максимально возможная степень выживания и здорового развития ребёнка – основополагающие принципы Конвенции о правах ребёнка.

Именно «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Именно поэтому наши дети, доверчивые и зависимые от взрослых, чаще других подвержены риску насилия, несправедливости, гибели от случайных и неслучайных причин, если условия для защиты и заботы не созданы.

В 2011 году в Ненецком автономном округе зарегистрировано 10 случаев смерти детей, из них 7 детей в возрасте до года. Два ребёнка погибли в результате дорожно-транспортных происшествий.

По данным Следственного отдела по Ненецкому автономному округу, в 2011 году зафиксированы 1 суицид и 3 попытки самоубийства несовершеннолетних в возрасте 14, 16 и 17 лет. Официальная статистика фиксирует явные случаи суицидов. В действительности, масштабы детских самоубийств могут быть выше в силу ряда субъективных и объективных факторов, приводящих к недоучету потерь, обусловленных детскими (подростковыми) самоубийствами. Аналогичная ситуация – по подростковым парасуицидам (лжесуицидам, попыткам самоубийства). Статистика, представленная Уполномоченному разными ведомствами, содержит противоречивые данные по количеству и полу подростков, совершивших парасуицид. Отсутствие достоверной информации, в том числе - о причинах и дальнейшей судьбе детей, затрудняет работу специалистов сопровождения по профилактике детских парасуицидов и их рецидивов.

На встрече руководителей управлений образования, здравоохранения и социальной защиты за круглым столом, проведенным Администрацией НАО по теме: «Проблема суицидальных тенденций в НАО. Профилактика суицидов и помощь населению», Уполномоченный еще раз обратил внимание на важность профессионально грамотного подхода в обучении и воспитании детей, недопущения любых, унижающих достоинство личности ребёнка, обращений; на оказание детям ранней помощи специалистов, экстренному реагированию на первые признаки неблагополучия в эмоциональной сфере ребёнка, а также - на «чистоту» статистики, поскольку детско-подростковые суициды и парасуициды отличаются по своим причинно-следственным связям от таковых у взрослых. А значит, отличаются и в плане профилактической и реабилитационной работы.

В связи с отсутствием алгоритма межведомственного взаимодействия в случаях гибели детей, Уполномоченный рекомендует Администрации Ненецкого автономного округа сформировать в 2012 году межведомственную комиссию по мониторингу причин смерти детей от внешних причин и координации мер, способствующих созданию безопасной среды для детей.

В 2011 году Уполномоченным проведены проверки по 30 обращениям граждан, касающимся нарушений прав детей на жизнь и безопасность; осуществлен мониторинг условий защиты детей от посторонних лиц в образовательных учреждениях города и п. Искателей. Вывод неутешительный: в большинстве учреждений пропускной режим либо отсутствует, либо обеспечивается «бабушками-вахтерами». Такая охрана равносильна ее отсутствию. В ряде образовательных учреждений, имеющих несколько входов, охраной обеспечен только центральный; видеонаблюдение не ведется.

Для гарантированной защиты детей в школах и детских садах в качестве охраны необходимо привлекать профессионалов, а также - оборудовать все образовательные учреждения современными техническими средствами видеонаблюдения с постоянным контролем за происходящим. В проекте долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность образовательных учреждений НАО на 2012–2016 гг.», разрабатываемом Управлением образования и молодёжной политики Ненецкого автономного округа, должны быть предусмотрены эффективные меры защиты детей с использованием современных технологий и средств обеспечения безопасности.

Одним из способов решения проблемы отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях является организация частных детских садов и групп «присмотра». В сентябре 2011 года Уполномоченному поступило сообщение о том, что на работу с детьми в Центре временного пребывания для детей дошкольного возраста «Малыш» принимаются лица без предоставления медицинских книжек. В ходе проверки органами прокуратуры НАО и Роспотребнадзора были также выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, требований СанПиН, что повлекло приостановление деятельности Центра. Уполномоченный считает, что органы власти должны изначально оказывать помощь и осуществлять контроль за деятельностью любых частных лиц, создающих группы для детей, чтобы не подвергать риску жизнь и безопасность малышей.

С целью профилактики детского травматизма Уполномоченным осуществлен мониторинг состояния детских городков, находящихся на балансе МБУ «Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара». Техническое состояние 15 детских площадок из 48 проверенных требовало ремонта, остальные были занесены снегом. Рекомендации Уполномоченного по устранению замечаний были частично выполнены. Контроль МБУ «Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара» и других управляющих компаний за состоянием детских игровых площадок должен быть плановым, а не эпизодическим.

Большую угрозу здоровью и жизни детей представляют бродячие собаки. Жители города неоднократно сообщали Уполномоченному о случаях нападения бродячих животных на детей и бездействии в решении данной проблемы органов местной власти. В ответе Администрации города Уполномоченному сообщалось, что количество отловленных животных составляет несколько сотен, и данная работа будет продолжена. К сожалению, звонки обеспокоенных родителей не прекращаются.

В п. Сахалин и п. Совхоз долгое время не обеспечивалась безопасность детей, особенно в учебный период: учащимся приходилось добираться до школы по проезжей части дороги, а с наступлением холодов - по едва замерзшему водоему. В темное время суток поселки Сахалин и Совхоз слабо освещены, поскольку работы по установке опор линии электропередачи с размещением на них приборов уличного освещения были прекращены. В течение двух месяцев Уполномоченный направлял обращения и беспокоил своими визитами Администрацию города Нарьян-Мара. В настоящее время детей перевозят на школьном автобусе. А вот вопрос с освещением остался открытым…

Профилактика правонарушений несовершеннолетних, обеспечение их безопасности на улицах в ночное время и в местах, которые могут причинить вред здоровью - основная цель закона Ненецкого автономного округа от 17.02.2010 № 5-оз «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Ненецком автономном округе». За нарушение данного закона в 2011 году сотрудниками полиции к административной ответственности привлечен 91 родитель. Слабый контроль родителей за детьми, безучастное отношение к их судьбе – одна из основных причин неблагополучия в сфере детства. Только совместными усилиями семьи, общества и государства можно сохранить самое ценное и дорогое – жизнь и здоровье наших детей.

О соблюдении прав детей на защиту от жестокого обращения и насилия
Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации

Принцип 9 Декларации прав ребёнка


В списке строгих запретов Конвенции ООН о правах ребёнка отражено применение уже существующих универсальных международных договоров к такому специфическому правовому механизму как защита и достойное обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми, насилие – несовместимые с ребёнком понятия. К сожалению, именно дети чаще всего становятся жертвами преступных посягательств, насилия, отсутствия заботы, равнодушия взрослых, небрежного и грубого обращения.

По данным УМВД России по Ненецкому автономному округу, Следственного управления по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, за 12 месяцев 2011 года зарегистрировано 56 преступлений в отношении 72 несовершеннолетних, из них 18 квалифицированы как жестокое обращение и насилие над детьми.





п/п

Статья УК РФ

Количество преступлений

Количество несовершеннолетних, признанных потерпевшими

1.

116 (побои)

3

4

2.

117 (истязание)

1

1

3.

118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности)

2

2

4.

119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)

1

1

5.

ч.3 ст.30, п.«а» ч.3 ст.131 (покушение на изнасилование несовершеннолетней)

1

1

6.

134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста)

3

3

7.

ч.1 ст.109 (причинение смерти по неосторожности)

1

1

8.

156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженных с жестоким обращением)

6

8




Всего:

18

21


следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2009 году"
1241.55kb.
8 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1
2829.47kb.
11 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае докла д о соблюдении прав и законных интересов детей на территории Красноярского края в 2012 году Красноярск 2013
3101.98kb.
17 стр.
Доклад к коллегии на тему: «Динамика заболеваемости в Ненецком автономном округе. Травматизм среди детей и взрослых. Смертность от воздействия внешних факторов»
204.91kb.
1 стр.
Доклад «об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в ростовской области в 2010 году»
1469.86kb.
9 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.