Главная
страница 1
Пояснительная записка.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, — это проблема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:



  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.

Основными задачами являются:



  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:


  • технические средства;

  • экранно-звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • учебно-методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно правовые документы, научно-популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.

Программа рассчитана на 34 часов. Литературу которую использовала при составлении пояснительной записки и программы курса «Основы православной культуры»:

- ФГОС А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г.

- А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.

- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010г.


ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ДЛЯ 4-го КЛАССА (34 часа)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.


  1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

  2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

  1. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

  2. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

  3. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

  4. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

  5. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

  6. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

  7. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

  8. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

  9. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

  10. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

  11. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

  12. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

  13. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

  14. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

  15. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.


  1. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

  2. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

  3. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

  4. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

  5. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

  6. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

  7. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

  8. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

  9. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

  10. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

  11. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

  12. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

  13. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  14. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

  15. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    1. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).


Список литературы.


  1. Стандарты второго поколения, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва «Просвещение» 2010г.;

  2. А. Я Данилюк основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.;

  3. А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебное пособие 4-5 класс Москва «Просвещение» 2011г.;

  4. «Основы православной культуры» электронное предложение к учебнику А.В. Кураева Москва «Просвещение» 2011г.;

  5. А.В. Бородина «Основы православной культуры» словарь-справочник, издательство «Софт» 2010г.;

  6. Православный календарь, «Праздники, посты, именины» издательство «Центрполиграф» 2011г.


Смотрите также:
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество
62.72kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по английскому языку в 10 классе на 2011-2012 учебный год Учителя: Кудрявцева С. О., Маматхаликова М. А
726.91kb.
7 стр.
Вместе с тем, нельзя указанные вопросы назвать достаточно разработанными как в науке, так и в литературе
24.91kb.
1 стр.
Рассмотрение проблем города в сфере тбо. Выявление причин и путей решения сложившейся обстановки
75.71kb.
1 стр.
Программа по специализации "Маркетинг"; 4 студента в настоящее время учатся в Париже. Данный Проект является уникальным, поскольку предполагает, прежде всего, академический подход к изучению проблем в области менеджмента
17.78kb.
1 стр.
Профилактика экстремизма
155.24kb.
1 стр.
Экономика общество и культура
296.64kb.
1 стр.
Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой – из самых благих побуждений), – одна из серьезных проблем современной педагогики
63.67kb.
1 стр.
Этнокультурный компонент локальной этнокультурной группы
76.74kb.
1 стр.
Доклад на гмо учителей биологии «Воспитание экологической культуры школьников в удод»
75.84kb.
1 стр.
Стр. 3 Глава І договорно-правовая основа образования североатлантического альянса
994.39kb.
4 стр.
Анонс проводимых работ тфомс яо в части автоматизации расчетов, которые могут повлечь изменение формата версии 00 с 01. 01. 10
12.21kb.
1 стр.