Главная
страница 1
Соискатель Ж.Н. Малинова

Новгородский государственный

университет
Становление философии биологии в контексте научной философии
Изучение такого сложного феномена природы, как жизнь, безусловно, требует философского осмысления и для этого следует обратиться к научной философии, которая рассматривает содержание фундаментальных наук опосредованно, анализируя основные идеи и проблемы теорий данных наук. И, прежде всего, возникает проблема становления философского осмысления биологии (философия биологии). Расширение и интенсификация исследований феномена жизни во второй половине ХХ в. проявляется в том, что все чаще и все более разнообразные науки опираются на биологию. Это свидетельствует о повышении мировоззренческого, методологического, эвристического и ценностного потенциала биологии в единой системе материальной и духовной культуры общества. Новый статус биологии выдвигает целый ряд приоритетных проблем, требующих философского осмысления. Среди них по праву первостепенной становится проблема выявления мировоззренческой роли биологии, ее вклада в философское осознание представлений о месте и роли жизни на Земле и методологическое осмысление целенаправленного процесса коэволюции природы и общества. В настоящее время заметно повышается теоретическая и методологическая значимость биологии в формировании интегративных представлений, образующих основу новой универсальной модели Мира через призму знаний о жизни, как онтологического основания мировоззрения.

Сложившаяся в современной науке и практике ситуация требует от ученых более пристального внимания к междисциплинарным, пограничным исследованиям, лежащим в основе зарождения и становления новых нетрадиционных областей знания и научных направлений. Одним из таких направлений является философия биологии как относительно самостоятельная наука в процессе становления, как один из важнейших элементов (синтез биологии и философии) развития современной культуры, ориентированный на целостное осмысление феномена жизни, ее места и роли в бытии Универсума.

Становление философии биологии связано с общей тенденцией поступательного движения знания от прежнего, традиционно-классического, идеала науки к новому, нетрадиционному, неклассическому. Классический подход ориентирован на исследование субстанциальной области Универсума как замкнутой, самодостаточной системы, характеризующейся определенной однородностью строения, равновесностью состояния и линейностью развития. Неклассический идеал познания уже направлен на представления о процессах, разнородности, неравновесности и нелинейности бытия. В связи с этим известные преобразования претерпевает и философия. В ней также происходят значительные подвижки, характеризующиеся все большим синтезом философского и научного знания в целом. Философия биологии при этом развивается в направлении более глубокого взаимопроникновения философии и биологии.

В отечественной культуре вопрос о назревшей необходимости концептуальной разработки новой объективной модели Мира на основе представлений о жизни впервые поставил В.И.Вернадский. Занимаясь исследованиями химического состава живого вещества биосферы и его роли в планетарных процессах миграции химических элементов и энергии, он четко сформулировал потребность пересмотра мировоззренческих представлений всей философской системы мира. Вернадский писал: «В 1916 году и позже передо мною стала необходимость ясно установить мое философское мировоззрение. Ибо в это время я подошел к научным проблемам, имеющим по существу, помимо большого научного значения, не меньшую философскую значимость – к биогеохимическим процессам, к положению жизни на нашей планете, к ее влиянию на геологические, главным образом, геохимические процессы, к механизму биосферы, благодаря изучению жизни мы подходим к огромного – не только научного – значения проблемам, к проблемам первостепенного философского интереса» (1). Словом, наука, вскрывая новое, ломает старые философские представления.

Аналогичные мотивы пересмотра философского мировоззрения приводил П.Тейяр де Шарден. Указывая на то, что в целом мир «революционизирован наукой», он в этом процессе особое место отводил биологии. В частности, он писал: «В середине XIX века под влиянием биологии начал, наконец, проливаться свет, выявляя необратимую взаимосвязь всего существующего», – что обусловило отказ от прежней механистической модели Мира и становление эволюционистских представлений как адекватного отражения реального бытия Универсума (2).

Опираясь на традиции философии жизни, Альберт Швейцер связал неизбежность перехода к новой системе мировоззрения с нравственным упадком культуры как основы мировоззрения индустриального общества, попирающего элементарные этические нормы сохранения жизни. Базисом новой культуры, а следовательно, и мировоззрения, должно стать – по его мнению – благоговение перед жизнью. «Мы не можем теперь наивно полагать, что жизневоззрение порождается воззрением на мир. Мы не можем больше в тайне возводить жизневоззрение в мировоззрение. Мы переживаем поворотный момент в мышлении. Мы должны признать, что с жизневоззрением, состоящим из убеждений, рожденных нашей волей к жизни, не подтвержденных данными познания мира, мы выходим за границы того, что образует наше мировоззрение» (3). Таким образом, А.Швейцер возражает против свойственного представителям классиков философии жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер, Л.Клагес и др.) принятия объектом мировоззрения не Мира в целом, а собственно жизни и мифологизации последней. Однако и сам Швейцер, абсолютизируя место и роль жизни в Универсуме, оказался в плену субъективных иллюзий.

Другими словами, исследователи с философским складом ума, высокой философской культурой, энциклопедическими знаниями и профессионально занимавшиеся естественно-научными проблемами происхождения жизни и роли живого вещества в Универсуме, т. е. способные на теоретическом уровне охватить сложнейшие взаимосвязи Мира в целом, выразили неудовлетворенность господствовавшим в то время философским мировоззрением, опиравшимся в основном на научные данные физики (главным образом классической механики). Эти мыслители раньше других указали на планетарную роль живого вещества, жизни на Земле, на необходимость более пристального внимания к исследованиям роли жизни, особенно высших форм ее проявления в создании новой системы мировоззрения, которое в полной мере отражало бы последние открытия биологии, философской антропологии и наук об обществе в целом. Такое преобразование мировоззрения одновременно предполагало и смену некоторых фундаментальных ценностных ориентиров, что, в свою очередь, должно было бы привести к изменениям существовавших социальных, политических, экономических форм организации общества.

Смена мировоззренческой парадигмы традиционной культуры неминуемо должна была сказаться во всей полноте бытия человека и общества в природе: изменить коренным образом их взаимодействия. Отсюда возникла идея ноосферы как принципиально нового этапа взаимодействия общества с природой (взаиморазвитие и коэволюция) и идея преклонения перед жизнью как новая этика. В соответствии с ее принципами требуется гуманизация всех человеческих отношений, включая как непосредственные отношения между людьми, так и опосредованного ими отношения человека к живой природе. Этими идеями был задан весьма обширный спектр новых проблем, анализируемых и синтезируемых ныне философией биологии.

К сожалению, долгое время многие философские и естественно-научные достижения и прогностические идеи В.И.Вернадского, П.Тейяра де Шардена, А.Швейцера, оставались практически невостребованными. Вместе с тем эти плодотворные идеи не могли не возродиться. Такое специфическое направление познания действительности, как философия биологии, подводит итоги исследованиям философских проблем биологии на пороге третьего тысячелетия и ставит задачу их обогащения проблематикой онтологической, социальной и аксиологической значимости жизни. Это с неизбежностью должно сопровождаться пересмотром некоторых фундаментальных мировоззренческих представлений, связанных с формированием новой универсальной научно-философской модели Мира.

Возрастающая роль мировоззренческой парадигмы в биоцентристских концепциях жизни должна послужить стимулом для расширения исследовательских программ философии биологии как основы новых фундаментальных мировоззренческих, методологических и аксиологических представлений о месте и роли жизни в Универсуме. В таком контексте концепции биоцентризма, антропоцентризма и космоцентризма переходят из класса антиподов научного познания в класс основополагающих и взаимодополняющих принципов познания жизни, определяющих возможности и перспективы ее сохранения и развития.

Разработка проблемы становления философии биологии как нового научного направления исследования процесса развития стала возможной, прежде всего, благодаря выходу биологии на надорганизменный уровень структурной организации живых систем, т.е. благодаря выходу современных биологических наук на целостный подход к изучению биологического феномена жизни. Другим важным компонентом становления философии биологии являются факторы социокультурной детерминации биологической реальности и ценностно-гуманистическая ориентация биологии в целом. Комплекс экологических наук, в том числе и экология человека, социальная экология, глобальная экология дали определенный импульс формированию новой мировоззренческой парадигмы, связанной с изменением места и роли общества в Универсуме как специфической формы бытия живого вещества.

____________________________



  1. Вернадский В.И. По поводу критических замечаний академика А.М.Деборина // Изв. АН СССР. Отд. мат. и естест. наук. Сер.7. 1933. №3. С.403-404.

  2. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М., 1965. С.214-216.

  3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973; Он же. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.277.




 © Ж.Н. Малинова, 2004


Смотрите также:
Становление философии биологии в контексте научной философии
63.68kb.
1 стр.
Реферат по философии На тему "Античная философия в контексте "научных" и вненаучных форм знания"
271.87kb.
1 стр.
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности
190.64kb.
1 стр.
1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6
4389.6kb.
49 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История философии»
193.39kb.
1 стр.
Активная сторона бесконечности
1019.97kb.
4 стр.
Философия в мире культуры. Предмет философии 5 Язык философии. Фундаментальные философские
2331.65kb.
14 стр.
Программа зимней школы философии
82.16kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине
20.23kb.
1 стр.
Экзаменационный билет №1
34.27kb.
1 стр.
Контрольные (экзаменационные) вопросы по философии
55.56kb.
1 стр.
Или Песнь акына о нибелунгах, парадигмах и симулякрах
3052.24kb.
12 стр.