Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ![]() ЭтнологияУчебно-методический комплекс дисциплины. ИРКУТСК 2008 Учебно – методический комплекс дисциплины составлен ст.преподавателем Пядушкиной И.И. УМКД утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы ИГУ «______»________________ 2008.г. Аннотация. Студентам, получающим образование в области социально-культурного сервиса и туризма, необходимо знание одного из фундаментальных особенностей понятий человеческой цивилизации – гостеприимства, неотъемлемой частью которого является наличие духовной сферы общения, предполагающие знание обычаев, традиций народов мира. Студенту предполагается предоставление возможности в получении поддержки и помощи в жизненных нестандартных ситуациях, связанных с особенностями международного общения, что в конечном итоге предполагает высокий профессионализм всего персонала туристических агентств, гостиниц, ресторанов в сфере международного и национального туризма. Дисциплина «Этнология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», содержит все основные разделы, предусмотренные в образовательном стандарте, необходимые для получения теоретических знаний и практических навыков в области деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование у студентов мышления, базирующегося на знании основ гостеприимства народов мира и межнационального общения в социально-культурном сервисе и туризме. Это необходимо для осуществления практической деятельности на туристском и гостиничном рынке, как на федеральном, так и на региональном уровне, на основании получения необходимых теоретических знаний и формирования практических навыков в области индустрии гостеприимства. Для достижения цели учебного курса решаются задачи по подготовке студента готового профессионально вести работу с иностранными гостями в нашей стране, а также быть готовым к особенностям международного общения за её пределами:
СОДЕРЖАНИЕ Тематический план учебной дисциплины: Тема 1. Предмет и методы этнологии. Функции этнологии как науки. 2/2/- ………………………..стр. 4 Тема 2.
Этнография – как метод этнологии. Методика полевых исследовании – 2/2/-…………… стр.5 Тема 3.
Этнографический туризм его объекты – 4/4/-…………………………………………………стр.6 Тема 4.
Этническая идентичность. Основные классификации народов. Этнос, племя, национальность, нация, раса 2/2/-……………………………………………………………………………… ….стр7 Тема 5.
Межэтнические конфликты. Причины, последствия, пути урегулирования. Формирование толерантных установок в межэтническом общении 2/2/-………………………………… …стр.8 Тема 6.
Религиозная идентичность. Толерантность в межконфессиональном общении – 2/2/-…… стр.9 Тема 7.
Семейная идентичность – 2/2/-…………………………………………………………………стр.10 Тема 8.
Стереотипы поведения и формирование менталитета - 4/4/-…………………………………стр11 Тема 9.
Традиционное мышление и культура. Календарные праздники русского народа. Круг жизни человека. Традиции и обряды в основных этапах жизни человека –……..…………………..стр.12 Тема 10. Этногенез народов Сибири. Этнографические ресурсы развития туризма в Иркутской области. Проектирование маршрутов этнографического туризма к бурятам, эвенкам, тофаларам и переселенческому населению Иркутской области- 6/6/-…………………………………….....стр13 Тема 11. Современная этническая ситуация в России 2/2/-…………………………………..…………..стр.14 Вопросы подготовки в зачету……………………………………………………….……………стр.15 Список тем курсовых работ………………………………………………………………………стр.16 Список тем дипломных работ…………………………………………………………………….стр.17 Рейтинг-контроль……………………………………………………………………….…………стр.18 Литература обязательная……………………………………………………………….…………стр.19 Литература дополнительная………………………………………………………………………стр.20 Список сайтов………………………………………………………………………………………стр.21 Тема 1. Предмет и методы этнологии. Предмет и понятие этнологии. Становление этнологии как науки. Влияние колониальной политики развитых стран на развитие науки. Особенности развития этнологии в Англии, Германии, США, Франции. Развитие отечественной этнологии. Роль Русского географического общества в формировании основных принципов этнологической науки. Связь этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, экономическая этнология, этнодемография, этническая география, этнопедагогика. Методы этнологии и их характеристика: археологические материалы, письменные источники, устные предания, сравнительное языкознание, социологический метод, метод наблюдения, переписи населения, полевые исследования. Термины: этнология, антропология, этнография, этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, экономическая этнология, этнодемография, этническая этнопедагогика. Вопросы по теме: 1. Чем можно объяснить, что донаучный период науки этнологии объяснялся, как период развития науки об «отсталых народах»? 2. Каковы были потребности в становлении этнологии как науки? 3. Каковы особенности развития этнологии в Германии, англоязычных странах, США, Франции, России? 4. Роль Русского Географического общества в становлении науки этнологии в России. 5. Охарактеризовать положение науки этнологии в советский период. 6. Методы этнологии и их характеристика. Задания:
Тема 2. Этнография как метод этнологии. Методика проведения полевых исследований. Этнография как термин. Полевая этнография как метод этнологии. Материальная и духовная культура как предмет изучения этнографии. Методика полевых исследований. Школы полевой работы: англо-американских традиций и традиций России, Индии, Мексики. Ведущие этнологи мира и России. Сибирские этнографы и антропологи – Петри, Виноградов, Герасимов. Влияние политики на этнографическое поле. Термины: этнография, полевая этнография, поле, национализм.
1. Причины кризиса науки этнологии в 90-х XX столетия. 2.Факторы, способствующие развитию этнологии в к.XX –начале XXI века. 3. Основные школы полевой работы этнографов в мировой практике. 4. Влияние политики на этнографическое поле 5. Раскрыть понятие материальной и духовной культуры, как объекта этнографического исследования. Задание: 1. Деятельность великих этнологов и антропологов в Иркутской области: Бернгарда Эдуардовича Петри, Михаила Михайловича Герасимова, Алексея Павловича Окладникова, Георгия Семёновича Виноградова. Их вклад в науку. Тема 3. Этнографический туризм в СКСиТ и его объекты. Понятие этнографического туризма. Объекты этнографического туризма. Типы жилищ и зависимость построек от уровня развития производительных сил, характера социальных отношений, экономики, форм семейной жизни, культурно-бытовых традиций, многообразия естественно-географической среды и климатических условий. Понятие этнографической деревни. Основные составляющие этнографической деревни. Термины: этнографическая деревня, этнографический комплекс, этнографический туризм, деревенский туризм Вопросы по теме: 1.Понятие этнографической деревни и её основные объекты. 2. Виды этнографических деревень. 3. Составляющие этнографического комплекса. Задания: 1.Перспективы развития этнографического комплекса в Иркутской области 2. Проект этнографического комплекса. 3. Проект этнографической деревни. Тема 4. Этническая идентичность. Основные классификации народов. Понятия этнос, этничность, группа, племя, национальность, нация, территория. Этничность как форма социальной организации. Определение этнической идентичности. Характеристика классификаций народов и их место в этнологии: Географическая классификация. Антропологическая классификация; понятие «расы» и их характеристика. Этнолингвистическая классификация; определение понятий «язык», «группа родственных языков», «языковая семья». Сходство языков как свидетельство либо о родстве, либо контактах народов. Историко-этнографическая (историко-культурная) классификация. Значение длительных хозяйственных, культурных, экономических и политических связей для установления историко-этнографического (историко-культурного) сходства. Хозяйственная классификация. Понятие хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Основные группы ХКТ: с присваивающим характером, производящим и развитым производящим хозяйством. Религиозная (конфессиональная) классификация. Термины: этнос, этничность, племя, национальность, нация, расы, этническая идентичность, этническая группа.
1. Понятие этнической идентичности. Признаки, идентифицирующие народ. 2. Характеристика основных классификаций народов мира: географическая, этнолингвистическая, историко-этнографическая, хозяйственная, религиозная (конфессиональная). 3. Дать характеристику антропологической классификации народов (расы и их характеристика). Тема 5. Межэтнические конфликты. Причины, последствия, пути урегулирования. Толерантность, экстремизм. Национально-этнические процессы в современном обществе. Основные факторы этнической самоидентификации. Источники конфликтов. Типы конфликтов – политические, социально-экономические, национально-этнические, территориальные. Причины межэтнических противоречий. Особенности межэтнических конфликтов в странах СНГ после распада СССР. Последствия межэтнических конфликтов. Основные формы завершения конфликта. Утверждение культуры мира. Понятие терминов «толерантность» и «экстремизм». Утверждение толерантности в России. Термины: Толерантность, национализм, геноцид, экстремизм. Вопросы по теме: 1.Охарактеризовать источники межэтнических конфликтов. 2. Типы и причины межэтнических конфликтов. 3. Последствия межэтнических конфликтов в странах СНГ после распада СССР. 4. Каковы основные формы завершения конфликта. 5. Дать понятие толерантности. Меры Правительства России по утверждению толерантности в стране. 6. Дать понятие национализму, этнонационализму, геноциду, экстремизму как ..
Тема 6. Религиозная идентичность. Понятие толерантности в межконфессиональном общении. Место религиозной идентичности в этнологии. Понятие термина «религия» и его характеристика. Виды доклассовых форм религии – тотемизм, анимизм, шаманизм, фетишизм, промысловый культ, магия. Религия классового общества. Политеизм. Монотеизм. Мировые и национальные религии. Религиозная классификация народов России. Культура и религия. Политика и религия. Новые религии. Причины появления множества новых конфессий в постсоветский период в России и их влияние на молодёжь. Понятие толерантности в меконфессиональных отношениях.
1. Дать характеристику мировым религиям. 2. Показать географию распространения мировых религий на территории России. 3. Религии и культуры в христианстве 4. Религия и культура в исламе. 5. Религия и культура в буддизме. 5. Основные направления взаимодействия политики и религии. 6. Отношение религий к понятию толерантности. 7. Дать обоснование появлению новых религий в России после 1990 года.
1. Найти подтверждение существованию древних религий в наши дни (тотемизма, шаманизма, анимизма, фетишизма, магии и т.п.) в регионе. Тема 7. Семейная идентичность. Понятие семейная идентичность. Элементы и основа семейной идентичности. Значение семьи для государства. Изменения в современном мире в функционировании семьи, рост нуклеарных семей. Современное состояние семьи. Переход из коллективизма к индивидуализму. Понятие «традиционный» и «современный» образ жизни в историографии семейной проблематики. Гендерная асимметрия в современных отношениях. Понятие «этническая семья» и её проблемы в постсоветском обществе. Защита законодательством и Конституцией РФ прав и свобод мужчин и женщин, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детей. Конституции стран СНГ в регулировании формирования семейной идентичности без насилия. Семейная идентичность в сфере международного сотрудничества. Политика государства в укреплении семьи и улучшении демографической обстановки в стране. Термины: нуклеарная семья, гендер, Вопросы по теме: 1. Понятие семейной идентичности и её основы. 2. Значение семьи для государства 3. Роль семьи для человека 4. Дать характеристику типам семей и историческим этапам становления семьи. 5. Семейная идентичность в условиях современных социальных трансформаций. Гендерная асимметрия в сфере семейных отношений. Задание: 1. Современные брачные традиции мира. Тема 8. Стереотипы поведения и формирование менталитета. Культура межнационального общения. Национальные особенности психологии людей. Национальный характер. Система мировоззренческих, идейно-политических, нравственно-эстетических ценностей, лежащих в основе общения между народами. Понятие «стереотип поведения», «этнический стереотип». Принцип возникновения стереотипов поведения. Стереотипы поведения русских. Факторы, влияющие на формирование менталитета народа. Политические и нравственные аспекты межнационального общения. Особенности делового межнационального общения. Термины: стереотип поведения, этнический стереотип, ментальность, менталитет, этноцентризм, ксенофобия,
1. Дать понятие стереотипа поведения и формам его распространения 2. Механизм формирования стереотипов поведения. 2. Определение национального характера и его проявлений в народном искусстве. 2. Факторы, влияющие на формирование менталитета. Русские. 3. Факторы, влияющие на формирование менталитета. Американцы, англичане, японцы, китайцы, немцы, французы, арабы. Задания: 1. Привести примеры бытования этнических стереотипов в регионе. Тема 9. Традиционное мышление и культура. Календарные праздники русского народа. Круг жизни человека. Традиции и обряды, связанные с основными этапами в жизни человека. Календарные праздники русского народа и их исторические корни, их содержание и значение. Отражение мировоззрения народа в обрядности и традициях, связанных с судьбоносными событиями в жизни человека. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре. Значение календарных праздников в традиционной культуре народа и сохранения традиций. Традиции и обычаи, сопровождающие круг жизни человека - обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, свадебная обрядность, семья и семейный быт, похоронно - поминальный обряд. Отличия в воспитании детей в разных конфессиях и культурах. Вопросы по теме: 1. Понятие «традиции» и «обычаи», исторические предпосылки их формирования. 2. Раскрыть значение календарных праздников для народа. 3. Почему календарные обряды народов России и стран зарубежной Европы главным образом, носят аграрный характер? 4. Обрядность крещения младенца и её исторические корни. 5. Свадебный обряд. Значение основных этапов свадьбы. 6. Похоронно-поминальная обрядность в разных конфессиях и культурах.
1. Описать народный, религиозный, календарный праздник (Рождество, Коляда, Пасха, Троица и др.) с пояснениями основных действий. 2. Дать обоснование бытованию ритуалов в современной повседневной жизни и культуре народа на примере конкретных событий (крещение, свадьба, похороны, поминки и т.п.
Духовная культура коренных народов Иркутской области. Шаманизм. Буддизм. Реализация в традициях и обычаях привычных норм общественной жизни. Обрядово-ритуальная жизнь народов как сфера устойчивого выражения национальных форм культур. Этнографические ресурсы в развитии туризма в Иркутской области: переселенческое население области: голендры, украинцы, белорусы, поляки, татары. Вопросы по теме: 1. Дать географию расселения и численности коренных народов Иркутской области. 2. Влияние географических и климатических условий на особенности традиционной повседневной и праздничной жизни малых народов Иркутской области. 3. Характеристика этнографического туризма и его составляющих. 4. Дать характеристику духовной культуре коренных народов Иркутской области. 5. Дать характеристику этнографическим ресурсам развития туризма в Иркутской области. Задания: 1. Какие события из жизни коренных и переселенческих народов могут быть положены в программу этнографического туризма? 2. Проектирование маршрутов этнографического туризма к бурятам, эвенкам, тофаларам и переселенческому населению Иркутской области. Тема 11. Современная этническая ситуация в России. Социально-этнический состав населения России. Сложности и проблемы на пути федеративного процесса. Взаимосвязь экономического и политического кризиса с ростом напряженности межэтнических взаимоотношений. Появление и влияние этнических элит на общую ситуацию в России. Место России в мире, её отношения со странами «Ближнего зарубежья». Этнические конфликты на территории России, пути и способы их разрешения. Формирование этнических интересов России. Политика Центра как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений. Современная этническая ситуация в странах СНГ. Вопросы для подготовки к зачету:
Список тем курсовых работ:
Список тем дипломных работ:
Рейтинг-контроль
Распределение зачетных единиц по видам работ1
Примечания:
Литература обязательная:
Литература дополнительная:
Вся указанная литература имеется в фондах библиотеки факультета сервиса и рекламы. Список сайтов в Интернете
Темы рефератов по этнологии: Во время лекций студенты могут представить результаты самостоятельной подготовки в форме доклада, в виде письменной работы по вопросам и заданиям, участвовать в последующей дискуссии по теме лекции.
(Работа начинается со знакомства с историей и культурой народа, затем со встречи с национальным центром, находящимся в Иркутске. В реферате необходимо описать: локальное место проживания в области, откуда прибыли, когда и по какой причине в наш регион, основные занятия и традиционные и календарные праздники с отправлением обрядов. Обратить внимание на совмещение видов туризма этнографического с экологическим, спортивно-оздоровительным, культурным, событийным). 14. Староверы в Иркутской области; их проникновение в наш край и места локального проживания. 15. Легенды бурят о происхождении народа, их местонахождении в настоящее время. 16. Легенды тофаларов о происхождении народа, их местонахождении в настоящее время. 17. Легенды эвенков о происхождении народа, их местонахождении в настоящее время. 18. Жизнь великих шаманов. 19. Репрессии против шаманов в годы советской власти. 20. Политика государства по малым народам Иркутской области в годы советской власти. 21. Политика государства по малым народам Иркутской области после «перестройки» по настоящее время.
(для студентов специальности социально-культурный сервис и туризм) Описать соответствие национальной кухни и национальные особенности гостеприимства представляемой страны, государства, нашедшие отражение в названии и работе предприятий общественного питания г. Иркутска и Иркутской области. Цель работы: 1 - составление базы данных; 2 - обратить внимание на соответствие или не соответствие национальной кухни и особенностями национального гостеприимства представляемого народа. 3 – развитие умения анализировать проекты будущих кафе и ресторанов. Методические рекомендации: при посещении выбранного предприятия общественного питания обязательно нужно встретиться с администратором, объяснить ему кто вы, где учитесь (возможно, показать студенческий билет), с какой целью пришли. Необходимо получить разрешение руководителя на работу по выбранной теме. Обращаю ваше внимание на то, что перечень данных вопросов примерный. В случае, если на какой-либо вопрос администратор кафе или ресторана ответить не хочет или не может, его можно пропустить. Если в процессе работы над заданием возникают вопросы, не обозначенные ниже, ими можно дополнить работу.
Что ещё о традициях гостеприимства данного народа вы знаете (привлечь художественную и научную литературу). Как и где используются средства рекламы данного ресторана, кафетерия. Опишите ваше впечатление о посещении представленного вами предприятия общественного питания.
Оказание помощи в получении информации по теме «Особенности межнационального общения». Задача: Собрать информацию для подготовки рекомендаций по межнациональному общению будущих специалистов в сфере межнационального общения. Методические рекомендации: Посещая какую-либо страну или представителя другой национальности, постарайтесь предварительно познакомиться с традициями и обычаями его народа. В общении с людьми другой национальности необходимо соблюдать уважительное отношение к религиозным и национальным традициям принимающей стороны. Для более полного представления по изучаемому вопросу опрос желательно производить не менее 3-х человек одной национальности из разных семей и места проживания. Если провести опрос по какой-либо причине не предоставляется возможным, достаточно внимательно изучить предлагаемые ниже вопросы и описать очень подробно весь ход встречи, не давая при этом своих пояснений, так как они не всегда могут соответствовать более глубокому смысловому содержанию конкретных действий. При опросе информатора не рекомендуется предлагать свои предполагаемые ответы. Если ваш вопрос не понят, постарайтесь задать его ещё раз, но в более доступной для собеседника форме. В обобщающей работе ответы разных информаторов желательно соотнести с литературными источниками (которые изучить заранее), что позволит создать наиболее четкое представление об изучаемых традициях, а также сделает ваше общение более с информатором более откровенным и интересным. В начале разговора попросите разрешение для проведения опроса. Объясните, с какой целью вы проводите опрос (например, с целью изучения культуры, традиций данного народа). И только после согласия информатора на опрос - выясните фамилию, имя, отчество и национальность опрашиваемого, год и место его рождения, место его работы и проживания. Запись беседы лучше фиксировать на диктофон или заносить непосредственно в рабочую тетрадь. 1. Вначале беседы выясните, как часто приходится общаться информатору с людьми другой национальности. Имеются ли отличия в общении с человеком другой национальности (например, приходится сталкиваться с непониманием или несоответствием некоторых действий, жестов, слов, имеющих совсем другое смысловое содержание, чем у себя дома). В чем конкретно это выражается; 2.Опишите поведение людей при встрече, как выглядит их приветствие внешне: - рукопожатие (одной или двумя руками – с чьей стороны), поцелуй или касание щеки к щеке; кивком головы, поклоном. 3.Опишите положение рук во время приветствия (ладонь руки, указать какой – правой или левой, лежит на груди, обе ладони с двух сторон охватывают руку гостя, кладут руку на плечи приветствуемого и проч.) . 4.Отличается ли приветствие между: - членами одной семьи, земляками, мужчиной и женщиной, людьми разными по возрасту, человеком, занимающим руководящий пост и наоборот, занимающим низшую ступень по служебной лестнице; человеком другой национальности. Чем объясняют такое различие (религиозные убеждения, и т.п.) 5.Какая принята дистанция при общении между двумя людьми (1). 6. Какими ответными действиями или словами принято отвечать приезжему человеку на приветствие. 7. Как не принято поступать во время приветствия, какие ответные действия могут обидеть хозяев. Если такое случилось, как ведет себя принимающая сторона а) – в случае, если хочет сохранить добрые отношения, б) – если в сохранении дружественных отношений он не заинтересован. 8.Какими действиями выражается желание хозяина продолжить общение: - приглашает на обед (в ресторан, кафе, домой). Чем объясняется выбор места и времени встречи. Существуют ли для этого особые слова и жесты. 9.Каким предполагается ответ приглашенного – должен ли он хозяина поблагодарить, – какими словами, ответными действиями. Принято ли соглашаться на приглашение сразу, либо после определенных слов или действий, - каких. 10.Существует ли какой-либо особый церемониал мытья рук перед едой, если да, то опишите его. 11. Существует ли четко определённый порядок, по которому должны хозяева и приглашенные гости садятся за стол; существует ли преимущество хозяев или приглашенных, женщин или мужчин первыми сесть за стол. Какое место отводится хозяину, какое гостю. Всегда ли хозяин занимает только «своё» место. 12.Какую форму имеет стол, и чем это, по мнению хозяина, объясняется. (например, круглый, вращающийся, для удобства выбора пищи или какие-либо др. объяснения) 13. Как ведет себя хозяин за столом, – какие его действия указывают на особое отношение к гостю (руководит подачей блюд, следит за тем, чтобы посуда гостя была наполнена и т.п.). 14.Подаётся ли еда в одном общем блюде, или для каждого, сидящего за столом, предназначена отдельная тарелка с кушаньем. 15. Какое блюдо на столе является обязательным; а) - в случае неожиданного появления гостя, б) - в случае ожидаемого визита. Является ли это блюдо традиционным, национальным. 16. Имеет ли количество наливаемого в чашку чая (кофе) какое-либо значение. (Например, чашка, наполненная наполовину, означает уважение, а полная – наоборот, проявление нежелания долгого общения или наоборот.) 17.Можно ли отказаться приглашенному, если предлагаемое блюдо ему не нравится или отказ связан с его религиозными традициями. Как это лучше сделать, чтобы не обидеть хозяев. 18. Как принято благодарить хозяина за приём. Обязателен ли ответный визит или приглашение на ужин в дом, в кафе, ресторан и т.д., если нет, то, что необходимо сделать, чтобы принимающая сторона осталась довольна. (достаточно ли предусмотреть небольшие подарки, сувениры для принимающей стороны или что-либо другое). 19.В какой одежде не принято появляться в данной стране на улицах, в гостях и т.д. (длина рукава, платья, открытый вырез, шорты у женщин и мужчин и т.п.). 20.Какой может быть реакция местного населения на неприличную, по их мнению, одежду гостя – промолчит, вежливо попросит что-либо изменить, прекратит общение, или вызовет какие-либо агрессивные действия, указать какие. 21.Какие элементы одежды или в одежде необходимы в стране пребывания – платье определенной длины, брюки, головной убор и т.п. 22.Как долго принято находиться в гостях приезжему а) – родственнику, б) – почетному гостю, в) – просто знакомому (до определенного часа, не более трёх дней и т.п.) 23.Существует ли традиционно принятое посещение родными всех родственников. Сколько в таком случае принято находится гостю у них.
-Принято ли приглашать деловых партнёров домой? -Если получено приглашение посетить дом делового партнёра, что наиболее желательно принести в подарок хозяину (хозяйке) в качестве подарка, и что может обидеть хозяев. - В какое время принято завтракать, обедать и ужинать в стране посещения. - Обсуждение каких вопросов не желательно для обсуждения во время обеда. Чем это объясняется? - Принято ли произносить тосты за столом; каков обычно их смысл, что стараются выделить в тосте особенно. - Как происходит прощание с гостем. Опишите, какие слова произносятся при этом, какими действиями сопровождается прощание. Что указывает на желание продолжить отношения в будущем. ![]() 1 Количество баллов за отдельные виды работ могут быть как фиксированными, так и плавающими («от – до»). Смотрите также: Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридический перевод для студентов факультета лингвистики
684.8kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины финансовый анализ для студентов экономического факультета
291.73kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика для студентов
442.32kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
А. Н. Завьялова учебно-методический комплекс учебной дисциплины
590.35kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Культурное наследие России: история и современность
1418.83kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство» 133.82kb.
1 стр.
|