Главная
страница 1страница 2
Е. БОЧАРОВА,

аспирантка Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект» (г.Москва)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Сдерживающим фактором развития рынка аквакультуры в России остается отсутствие принятой на государственном уровне законодательно-нормативной базы. Автор настоящей статьи убежден, что Россия, применяя опыт Европейского союза, может развивать столь перспективное направление, как экологическая аквакультура, что позитивно отразится на экономических, экологических и социальных показателях рыбохозяйственного комплекса страны.

Ключевые слова: промысловые виды рыб, аквакультура, пищевые продукты, мировое производство рыбы, рыболовная политика ЕС.

E. BOCHAROVA,

post-graduate student of the Design-survey and scientific-research institute of marine transport «Souzmorniiproekt» (Moscow)

LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF AQUACULTURE IN THE EUROPEAN UNION

The constraining factor in the development of the market of aquaculture in Russia is a lack of accepted at the state level legislative-normative base. The author of this article is convinced that Russia, by using the experience of the European union, can develop such perspective direction as the ecological aquaculture, have a positive impact on the economic, environmental and social indicators of the fishing-industrial complex of the country.

Key words: species of fish, aquaculture, food products, the world production of fish, fisheries policy of the EU.

Сложный комплекс побудительных причин привел к чрезмерному использованию ресурсов промысловых видов рыб в Европейском союзе, что, в свою очередь, вызывает увеличение вылова компенсирующих видов. Запасы по многим видам считаются вышедшими за пределы норм экологической безопасности, а некоторые находятся в критическом состоянии.

На фоне снижения производства рыболовной продукции резко выросло культивирование аквакультуры – водных организмов, особенно морских аквакультур. Аквакультура развивается во многих регионах Европейского союза как альтернатива рыболовному промыслу там, где он находится в упадке, или там, где в отдаленных регионах другие возможности его развития ограничены. За последние 50 лет рост аквакультуры в мире был экспоненциальным, от объема продукции менее 1 миллиона тонн в 1950-е годы до 51,7 миллиона тонн в 2006 г. В то время как продукция промыслового рыболовства в течение ряда лет остается на одном и том же уровне или даже снижается, аквакультура продолжает расти быстрее, чем любой другой сектор, производящий пищевые продукты животного происхождения.

По данным ФАО, мировой сектор аквакультуры обеспечивает продовольствием более половины мирового потребления рыбной продукции и имеет потенциал устойчивого роста1. Следовательно, аквакультура должна и в будущем играть большую и постоянно растущую роль в мировом производстве рыбы для удовлетворения растущего мирового спроса на рыбные продукты. Следует сразу оговориться, что термин «аквакультура» заимствован из зарубежной практики и стал употребляться в России недавно в связи с рассмотрением законопроекта «Об аквакультуре»2, до появления которого понятие «аквакультура» заменялось понятием «рыбоводство», означающим выращивание рыб, водных животных и растений1.

Быстрый рост производства рыбных хозяйств подталкивается усиленным рыночным спросом и становится возможным благодаря техническому прогрессу. В основном усиленный рыночный спрос возникает благодаря росту численности населения и увеличению доходов, всемирной популярности морепродуктов как здоровой и изысканной пищи, снижению уловов высокоценных видов рыб в естественных условиях, удешевлению и упрощению международной торговли, транспорта и связи.

В основных странах-производителях проблемы локального воздействия культивирования водных организмов на водную среду ясно осознаются, строго регулируются и контролируются. Самые жесткие нормативные акты применяются в тех странах, где рост аквакультурного производства наиболее быстрый, и это показывает, что правительства принимают предупредительные меры. Исследование национальных нормативных актов, политика и требования к контролю аквакультуры большинства государств – членов ЕС показывает, что они охватывают предельные нормы производственных мощностей, экологические стандарты качества, стандарты по пищевым продуктам, нормативные акты по лекарственным средствам и пестицидам, внутрипроизводственный контроль качества пищевых продуктов и окружающей среды, конкретную политику по аквакультуре, национальные программы по аквакультуре, централизованные административные структуры, установленные зоны аквакультуры, оценку воздействия на окружающую среду и законодательство по генетически модифицированным организмам (ГМО)2. Однако более широкое воздействие на биогенный статус приемников возвратной воды и воздействие на естественную популяцию через беглые экземпляры и паразитов менее известно и труднее поддается контролю и управлению1.

На международном уровне вопросы регулирования аквакультуры зафиксированы в Конвенции ООН о биологическом разнообразии 1993 г., Кодексе ведения ответственного рыболовства 1995 г., Римском консенсусе о мировом рыболовстве 1995 г., Плане действия по устойчивому вкладу рыболовства в продовольственную безопасность 1995 г., а также Кодексе ведения европейской аквакультуры 2000 г. Данные международно-правовые акты рекомендуют согласовывать развитие аквакультуры в трансграничных водных объектах с интересами соседних государств при выборе выращиваемых видов, места их размещения и т.д. На уровне Европейского союза управление и контроль над культивированием водных организмов осуществляется путем принятия актов вторичного права, учитывающих различные рекомендательные акты, стратегии и программы действий, основанных на применении принципов защиты окружающей среды2. Это свидетельствует о применении экосистемного подхода к управлению аквакультурой.

Необходимо отметить, что в центре внимания общей рыболовной политики ЕС находится рыболовный промысел. Аквакультура приобрела актуальное значение только в последние десятилетия. Тем не менее в короткое время она превратилась из кустарного промысла в высокотехнологичную индустрию. В праве ЕС под аквакультурой принято понимать разведение (выращивание) и/или культивирование водных живых организмов физическими или юридическими лицами при использовании технологий, направленных на повышение производства соответствующих организмов в объемах, превышающих их размножение в естесственной природной среде1. В настоящее время отрасль аквакультуры ЕС разделена на 4 сектора: пресноводная аквакультура, морская аквакультура, экологическая аквакультура и разведение в неволе морских моллюсков. По данным 2006 г., экономические показатели роста отрасли характеризовались производством рыбных продуктов (форель, семга, сибасс, морской карась), моллюсков (мидии, устрицы, морские моллюски) и ракообразных в объеме 1,3 млн. тонн с оборотом около 3 млрд. евро и предоставлением 65 000 тысяч рабочих мест2. Это позволяет Европейскому союзу занимать четвертое место в мире по производству продукции аквакультуры.

Впервые внимание к данному сектору рыболовной отрасли было выражено Генеральным директоратом по вопросам рыболовства и морской политики Европейской Комиссии в 2002 г. в подготовленной им стратегии устойчивого развития европейской аквакультуры3. Данная Стратегия направлена на обеспечение надежной долгосрочной занятости, особенно в районах, зависящих от рыбного промысла; обеспечение доступа потребителей к здоровым, безопасным и качественным продуктам, а также пропаганда высоких стандартов здоровья и физического благополучия животных; обеспечение экологически приемлемого ведения аквакультурного производства.

Стратегия развития аквакультуры 2002 г. отмечает важность разработки свода законодательных актов и/или добровольных соглашений для предотвращения экологической деградации, что должно уменьшить отрицательные экологические воздействия аквакультуры. В отношении конфликтов между аквакультурой и окружающей средой, данная стратегия определила следующие сферы действий: уменьшение воздействия отходов на окружающую среду; контроль спроса на дикую рыбу для ее последующего нагула; разработка мер по снижению экологического вреда от рыб-беглецов, экзотических видов и ГМО; интегрированное предупреждение и контроль загрязнений; специальные критерии и руководства для экологической экспертизы в области аквакультуры; признание и поддержка позитивных эффектов экстенсивной аквакультуры и пополнения запасов; поиск решений для снижения убытков от диких видов, находящихся под защитой.

Спустя пять лет Европейская Комиссия продолжила дискуссию об актуализации стратегии развития отрасли аквакультуры в ЕС. Как правило, видение будущего и цели стратегии 2002 г. по-прежнему полностью поддерживаются и считаются действительными, но был также озвучен ряд аргументов в поддержку необходимости ее пересмотра. В 2009 г. была представлена новая стратегия развития устойчивого развития аквакультуры ЕС1, в которой получили большее значение следующие темы, связанные с пресноводной аквакультурой:

1. Экологически приемлемый рост аквакультуры. ЕС максимально поддерживает охрану окружающей среды, поскольку законодательство ЕС основано на принципе предосторожности. Соответствие нормативам ЕС, предусмотренным в Директиве 2000/60 о водной политике и Директиве 2006/113 о качестве воды для моллюсков1, также имеет ключевое значение в обеспечении подходящего качества воды для производства качественной и безопасной пищевой продукции.

2. Доместикация животных. Оптимальные условия выращивания, хорошее здоровье и подходящие корма, приспособленные к физиологическим потребностям выращиваемых животных, являются жизненно важными для достижения оптимального роста и продукции. Обеспечение физического благополучия выращиваемых рыб также способствует улучшению имиджа сектора аквакультуры. Для решения данной задачи Европейская Комиссия намерена обеспечить полноценное применение Директивы 2006/88 о ветеринарно-санитарных требованиях в отношении животных аквакультуры и продуктов из них и профилактике и контролю определенных болезней у животных аквакультуры, а также учесть данные требования при разработке нормативных актов в области политики здоровья животных2.

3. Равноправное соперничество за пространство. Растущая конкуренция за пространство с сельским хозяйством, индустрией и туризмом представляет собой важную проблему, которую необходимо решить для дальнейшего развития, или даже поддержания, пресноводного рыбоводства и аквакультурного производства в прибрежных районах.

4. Снижение административной нагрузки. Снижение административной нагрузки, особенно в отношении малых и средних предприятий, является жизненно важным для содействия развитию.

5. Поддержка способности аквакультурного сектора к удовлетворению рыночного спроса. Аквакультурная промышленность должна быть способна к удовлетворению потребительского спроса, уметь приспосабливаться к меняющимся потребностям рынка и взаимодействовать на равных условиях с другими участниками торговой сети.

Нормы права ЕС, регулирующие отношения в области аквакультуры, содержатся в большом массиве законодательных актов Союза. Так, наиболее значимыми законодательными актами ЕС являются следующие: Регламент 726/2004, устанавливающий процедуры для получения разрешения и контроля лекарственных продуктов, предназначенных для использования у людей и животных и устанавливающий Европейское агентство по лекарственным средствам1; Регламент 708/2007 об использовании интродуцированных и локально отсутствующих видов в аквакультуре2; Регламент 535/2008 о применении Регламента 708/20073; Регламент 834/2007 об органической продукции и маркировке органических продуктов4; Регламент 2375/2001, изменяющий Регламент 466/2001 об установлении максимальных уровней для некоторых загрязнителей в продуктах питания5; Директива 91/676 о защите вод от загрязнения нитратами из сельскохозяйственных источников6; Директива 2000/60 о водной политике; Директива 2001/82 о кодексе ЕС, касающемся ветеринарных лекарственных препаратов1; Директива 2001/102, изменяющая Директиву 1999/29 о нежелательных веществах и продуктах в питании животных2; Директива 2006/88 о ветеринарно-санитарных требованиях в отношении животных аквакультуры и продуктов из них и профилактике и контролю определенных болезней у животных аквакультуры3, Регламент 1251/2008 по применению Директивы 2006/88 в отношении условий и требований к сертификации для размещения в торговой сети и импорта в ЕС животных аквакультуры и продуктов и устанавливающий перечень видов-переносчиков4; Решение 2008/946 по применению Директивы 2006/88 в отношении требований к карантину животных аквакультуры5; Директива 2006/113 о качестве воды для моллюсков; Директива 2006/11 о загрязнении, вызванном определенными опасными веществами, сбрасываемыми в водную среду6; Регламент 762/2008 о предоставлении государствами-членами статистики в области аквакультуры и отмене Регламента 788/967 и др.

Морепродукты являются важным источником полиненасыщенных жирных кислот, протеинов, фосфора, железа, селена, йода и витаминов. В силу этого потребители должны иметь возможность получать пользу от указанных качеств морепродуктов, оставаясь при этом уверенными в их безопасности и санитарно-ветеринарной чистоте. С этой целью в Регламенте 2001/102 установлены максимальные показатели присутствия диоксинов1 в кормах и масле для рыб. Дополнительно максимальное содержание диоксинов в мышечных тканях рыб, рыбных продуктах и продуктах их переработки определены в Регламенте 2375/2001. В случае если максимальное содержание диоксинов в рыбной продукции составляет более 5%, то она подлежит принудительному изъятию с рынка.

Что касается антибиотиков, то уровень их содержания существенно снизился благодаря использованию вакцин. Тем не менее содержание уровня остатков антибиотиков в продукции аквакультуры как продуктах питания является объектом регулирования Директивы 96/23, требования которой должны также соблюдаться третьими странами при импорте их продукции в ЕС.

Законодательство ЕС в области защиты здоровья животных аквакультуры развивается с начала 90-х годов предыдущего столетия. Данные нормы определены в Директиве 91/67 об условиях защиты здоровья животных при размещении на рынке животных и продуктов аквакультуры, Директивах 93/53 и 95/70, устанавливающих минимальные меры контроля над определенными болезнями рыб и моллюсков. В настоящее время эти отношения регулируются Директивой 2006/88 о ветеринарно-санитарных требованиях в отношении животных аквакультуры и продуктов из них и профилактике и контролю определенных болезней у животных аквакультуры и Регламентом 1251/2008 о правилах ее применения.

Вспышки болезней у животных аквакультуры могут вызвать значительный ущерб в рассматриваемой отрасли. Все меры контроля болезней имеют экономическое влияние на аквакультуру. Ненадлежащий контроль может привести к распространению патогенов, способных стать причиной значительного ущерба и подвергнуть риску статус здоровья рыбы, моллюсков и ракообразных, используемых в аквакультуре ЕС. С другой стороны излишнее регулирование может повлечь за собой ненужные ограничения на свободную торговлю.

Ранее минимальные меры, применяемые в случае вспышки наиболее серьезных болезней у рыб и моллюсков, были определены Директивой 91/67 об условиях защиты здоровья животных при размещении на рынке животных и продуктов аквакультуры1, Директивой 93/53, устанавливающей минимальные меры контроля над определенными болезнями рыб2 и Директивой 95/70, устанавливающей минимальные меры контролю над определенными болезнями моллюсков3.

С целью обеспечения рационального развития сектора аквакультуры и повышения производительности ветеринарные требования в отношении водных животных должны быть установлены на уровне ЕС. Кроме того, эти правила необходимы, чтобы способствовать заполнению внутреннего рынка и во избежание распространения инфекционных болезней. Законодательство должно быть гибким и учитывать постоянное развитие и разнообразие сектора аквакультуры, а также статус здоровья водных животных на территории ЕС.

Директива 2006/88 учитывает положения Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер и стандарты Всемирной организации по охране здоровья животных и содержит ветеринарно-санитарные требования, применяемые к размещению на рынке, импорту и транзиту животных аквакультуры и продуктов из них; минимальные профилактические меры, нацеленные на повышение осведомленности и готовности компетентных органов, предприятий по производству аквакультуры и других объектов, связанных с этой отраслью, к болезням у животных аквакультуры; минимальные контрольные меры, применяемые в случае вспышки определенных болезней у водных животных (ст. 1).

В преамбуле Директивы 2006/88 сказано, что законодательство ЕС было разработано в основном с учетом выращивания лосося, форели и устриц. После того как было принято специальное законодательство, отрасль аквакультуры в ЕС подверглась значительному развитию. Некоторые дополнительные виды рыб, особенно морских рыб, используются на данный момент в аквакультуре. Новые типы практики выращивания, охватывающие другие виды рыб, стали повсеместными, в частности благодаря расширению Европейского союза.

Среди ключевых понятий Директивы 2006/88 выделяют такие, как «аквакультура»1, «животное аквакультуры»2, «предприятие по производству аквакультуры»1, «водное животное»2, «ферма»3, «производственная зона»4 и «зона передержки»5.

Глава II Директивы 2006/88 содержит требования к предприятиям по производству аквакультуры и перерабатывающим предприятиям. В первую очередь это касается системы выдачи разрешений с уникальным номером предприятиям по производству аквакультуры. Выдача таких разрешений позволит компетентным органам установить полный контроль над отраслью аквакультуры, что будет способствовать профилактике, контролю и искоренению болезней водных животных (ст. 4).

Более того, выдача разрешений позволяет установить специальные требования, которые необходимо выполнять предприятиям по производству аквакультуры, чтобы осуществлять свою деятельность. Такое разрешение должно при необходимости сочетаться или быть включено в режим выдачи разрешений, который государства-члены могли уже установить в других целях, например в рамках законодательства по охране окружающей среды. Поэтому такое разрешение не должно быть дополнительной преградой для отрасли аквакультуры.

Государства-члены должны гарантировать, что данные разрешения выдаются только компетентным органом, если предприятие по производству аквакультуры или утвержденное перерабатывающее предприятие1 отвечает требованиям Директивы 2006/88; имеет систему, которая дает возможность предприятию продемонстрировать компетентному органу, что выполняются соответствующие требования; и остается под надзором компетентного органа. Разрешение не должно выдаваться, если рассматриваемая деятельность может привести к неприемлемому риску распространения болезней на фермы, районы выращивания моллюсков или на дикие популяции водных животных вблизи этой фермы или района выращивания моллюсков (ст. 5).

Предприятие по производству аквакультуры или утвержденное перерабатывающее предприятие должны отвечать определенным требованиям, в числе которых обязательства по ведению учета, осуществления надлежащей гигиенической практики и выполнение программ надзора за здоровьем животных (ст. 8–10). Нарушение данных требований влечет за собой изъятие разрешений на производство аквакультуры.

Соблюдение указанных требований проверяется в рамках проведения официального контроля, включающего регулярные инспекции, посещения, аудиты и, при необходимости, отбор образцов на каждом предприятии по производству аквакультуры с учетом риска, который это предприятие по производству аквакультуры и утвержденное перерабатывающее предприятие представляют в отношении заражения болезнями и их распространения. Рекомендации в отношении периодичности осуществления такого контроля, в зависимости от статуса здоровья рассматриваемой зоны или компартмента, изложены в Части В Приложения III Директивы 2006/88 (ст. 7).

Выращивание животных аквакультуры, предназначенных для потребления человеком, определяется как первичное производство в Регламенте 852/2004 по гигиене пищевых продуктов1. Обязательства, налагаемые на отдельные предприятия по производству аквакультуры в рамках Директивы 2006/88, такие, как хранение регистрационных записей и внутренние системы, позволяющие предприятию по производству аквакультуры демонстрировать компетентному органу, что соответствующие требования Директивы 2006/88 выполняются, должны, при необходимости, быть совмещены с обязательствами, изложенными в Регламенте 852/2004.

В главе III Директивы 2006/88 определены ветеринарно-санитарные требования для размещения на рынке животных аквакультуры и продуктов из них, применяемые только в отношении болезней и восприимчивых к ним видов, перечисленных в Части II Приложения IV Директивы 2006/88. Данные требования классифицируются на общие, требования по профилактике болезней при перевозке, осуществление ветеринарно-санитарной сертификации.

Общие требования предполагают, что государства – члены ЕС должны гарантировать, что размещение на рынке животных аквакультуры и продуктов из них не ставит под угрозу статус здоровья водных животных в пункте назначения в отношении болезней, перечисленных в Части II Приложения I Директивы 2006/88. Соблюдая требования по профилактике болезней при перевозке государства-члены должны гарантировать, что: во время транспортировки животных аквакультуры применяются необходимые меры профилактики болезней, для того чтобы не изменить статус здоровья этих животных во время транспортировки и сократить риск распространения болезней; животные аквакультуры транспортируются в условиях, которые не приводят к изменению их статуса здоровья и не ставят под угрозу статус здоровья в пункте назначения и, в соответствующих случаях, в местах транзита. Дополнительно государства-члены должны гарантировать, что размещение на рынке животных аквакультуры подлежит ветеринарно-санитарной сертификации, если животные поступают в государство-член, зону1 или компартмент2, объявленные свободными от болезни3 (ст. 12–14).

Глава III содержит два раздела, устанавливающих требования при размещении на рынке для двух категорий животных аквакультуры и продуктов из них, предназначенных для разведения и пополнения поголовья и для потребления человеком.

Требования для размещенных на рынке животных аквакультуры, предназначенных для разведения, устанавливают, что такие животные: (a) клинические здоровы; (b) происходят не с фермы или не из зоны разведения моллюсков, где наблюдается какая-либо повышенная смертность, причины которой не установлены; (с) происходят с фермы или из района выращивания моллюсков с указанным в Части А Приложения III Директивы 2006/88 ветеринарно-санитарным статусом, как минимум равным ветеринарно-санитарному статусу вод, в которые они должны быть выпущены.

В целях введения для разведения или пополнения поголовья в государство-член, зону или компартмент, объявленные свободными от особой болезни, животные аквакультуры восприимчивых к данной болезни видов должны происходить из другого государства-члена, зоны или компартмента, объявленных свободными от данной болезни. Если научные данные или практический опыт подтверждают, что виды, за исключением указанных в Части II Приложения IV Директивы 2006/88, могут отвечать за передачу особой болезни, выступая в роли вида-переносчика, государства-члены должны гарантировать, что при введении для разведения или пополнения поголовья в государство-член, зону или компартмент, объявленные свободными от данной болезни, данные переносчики происходят из другого государства-члена, зоны или компартмента, объявленных свободными от особой болезни, или содержатся на карантинном объекте в воде, свободной от рассматриваемых патогенов, в течение соответствующего периода времени, если в свете предоставленных научных данных или практического опыта, это признано достаточным для снижения риска передачи особой болезни до уровня, достаточного для предотвращения передачи рассматриваемой болезни.

В отношении животных аквакультуры и продуктов из них, размещаемых на рынке для переработки перед потреблением человеком, государства-члены должны гарантировать, что животные аквакультуры восприимчивые к одной или более неэкзотических болезней, перечисленных в Части II Приложения IV Директивы 2006/88, а также продукты из них могут быть размещены на рынке для дальнейшей переработки в государстве-члене, зоне или компартменте, объявленных свободными от этих болезней, если они отвечают одному из следующих условий: (a) они происходят из другого государства-члена, зоны или компартмента, объявленных свободными от данной болезни; (b) они переработаны на утвержденном перерабатывающем предприятии при условиях, предотвращающих распространение болезни; (c) что касается рыбы, то она убита и выпотрошена до отгрузки; или (d) в отношении моллюсков и ракообразных, они отгружены в виде непереработанных или переработанных продуктов.

При импорте на территорию Европейского союза животных аквакультуры и продуктов из них из третьих стран они должны отвечать санитарно-ветеринарным требованиям и правилам, установленным в ЕС. Соблюдение данных требований обеспечивается составлением и публикацией Европейской Комиссией списка третьих стран (их частей) в соответствии с процедурой, установленной в ст. 62 Директивы 2006/88.

При этом третья страна или часть третьей страны вносится в указанный список в том случае, если оценка ЕС этой страны (ее части) показала, что компетентный орган предоставляет соответствующие гарантии в отношении соответствия надлежащим ветеринарно-санитарным требованиям законодательства Союза. Составление списка третьих стран (их частей) сопровождается определенными мероприятиями1. Тем не менее наличие в списке третьей страны (ее части) не дает автоматическое право на импорт в ЕС животных аквакультуры и продуктов из них. Исключительным условием является наличие действительного документа, содержащего ветеринарно-санитарный сертификат, удостоверяющий, что груз отвечает требовованиям Директивы 2006/88 и особым условиям импорта таких товаров.

Нормы главы V Директивы 2006/88 определяют минимальные меры контроля и порядок их осуществления при выявлении болезней водных животных. К числу данных мер относятся следующие: уведомление национального компетентного органа; уведомление в течение 24 часов других государств-членов ЕС, Европейской Комиссии и членов ЕАСТ1; применение начальных мер контроля (отбор образцов и их исследование в лаборатории, помещение фермы или района выращивания моллюсков под государственный надзор и предотвращение распространения болезни на других водных животных, запрет на вывоз или ввоз любых животных аквакультуры на ферму или в район, где подозревается возникновение заболевания); проведение эпизоотического расследования.

При негативном результате применения указанных мер и подтверждении экзотической и неэкзотической болезни, включенной в список Части II Приложения IV Директивы 2006/88, у животных аквакультуры предусмотрены следующие меры контроля: общие меры (официальное признание инфицированными фермы или района выращивания моллюсков, установления вокруг них зоны сдерживания, включая защитную зону и зону надзора, запрет на пополнение поголовья); сбор и дальнейшая переработка животных аквакультуры, достигших промыслового размера и не проявляющих клинических признаков болезни; удаление и уничтожение под надзором компетентного органа в кратчайшие сроки мертвой рыбы и ракообразных, а также живой рыбы и ракообразных, демонстрирующих клинические признаки болезни, в порядке, установленном Регламентом 1774/2002, устанавливающим санитарные правила относительно побочных продуктов животноводства, не предназначенных для потребления человеком; очистка и дезинфекция ферм и районов выращивания моллюсков; предотвращение распространения болезни на других водных животных.

Знания о болезнях водных животных, неизвестных до настоящего времени, постоянно растут. Поэтому государству-члену может быть необходимо применять контрольные меры в случае эмерджентной болезни. Такие меры должны быть быстрыми и адаптированными к каждому отдельному случаю, но не должны соблюдаться дольше, чем это необходимо для достижения их цели. При выявлении эмерджентной болезни государства-члены должны принять надлежащие меры для контроля ситуации по эмерджентной болезни и для предотвращения распространения этой болезни, если данная эмерджентная болезнь может потенциально подвергнуть риску состояние здоровья водных животных, а также проинфомировать государства-члены, Комиссию и государства-члены ЕАСТ, если результаты исследований имеют эпизоотологическую значимость для другого государства-члена.

Как справедливо утверждают некоторые зарубежные авторы, больше внимания следует уделять профилактике возникновения болезней, а не борьбе с болезнью после ее возникновения1. Поэтому Директива 2006/88 содержит минимальные меры профилактики болезней и снижению риска, выражаемые в форме реализации программ контроля и вакцинации (глава VI).

Государства – члены ЕС, об инфицировании которых еще неизвестно, но не объявленные свободными от одной или более неэкзотических болезней, включенных в список Части II Приложения IV Директивы 2006/88, разрабатывают программу надзора для получения статуса свободы от болезни по одной или более этих болезней. В противном случае государства-члены разрабатывают программы искоренения данных заболеваний. Если контроль серьезной болезни животных регулируется гармонизированными мерами ЕС по искоренению болезней, то следует разрешить государствам-членам использование финансирования Союза в соответствии с нормами Регламента Совета 1198/2006. Любая заявка на финансовую поддержку Союзом должна подвергнуться тщательному изучению в отношении соответствия контрольным положениям, изложенным в Директиве 2006/88. Программы должны содержать следующие сведения: описание эпизоотологической ситуации по болезни до даты начала проведения программы; анализ расчетной стоимости и прогнозируемого дохода от проведения программы; предполагаемая длительность проведения программы и цели, которые необходимо достичь до даты завершения программы; и описание и разграничение географических и административных зон, в которых будет проводиться данная программа. При возникновении чрезвычайных ситуаций по эмерджентным и экзотическим болезням каждое государство-член должно разработать план действий, определяющий национальные меры, необходимые для поддержания высокого уровня осведомленности и готовности к болезни, а также для обеспечения защиты окружающей среды.

Директива 2001/82 и Регламент 726/2004 требуют, чтобы все ветеринарные лекарственные препараты, за малым исключением, которые размещены на рынке на территории ЕС, должны иметь регистрационное свидетельство. В целом, все вакцины, используемые в Союзе, должны иметь регистрационное свидетельство. Однако государства-члены могут разрешить использование продукта без регистрационного свидетельства, в случае серьезной эпидемии при выполнении определенных условий в соответствии с Регламентом 726/2004. Вакцины против экзотических и эмерджентных болезней у животных аквакультуры могут получить такое право. Превалентность болезней водных животных не одинакова на территории ЕС. Поэтому следует делать ссылку на концепт государств-членов, объявленных свободными от болезни, а при рассмотрении частей такой территории, концепт зон или компартментов. В этой связи Директива 2006/88 содержит общие критерии и процедуры по предоставлению, поддержанию, продлению, восстановлению и лишению такого статуса.

Государство-член объявляется свободным от одной или более неэкзотических болезней, перечисленных в Части II Приложения IV Директивы 2006/88 при выполнении следующих условий: ни один из видов, восприимчивых к данной болезни(-ям), не присутствует на этой территории; или известно, что патоген не сможет выжить в государстве-члене и в его водных ресурсах; государство-член отвечает условиям, изложенным в Части I Приложения V Директивы 2006/88. Аналогичные условия установлены для приобретения зоной или компартментом в пределах ее территории статуса свободных от одной и более неэкзотических болезней, перечисленных в Части II Приложения IV Директивы 2006/88. Результаты приобретения территориями указанного статуса подлежат публикации в открытом доступе.

Если соседние государства – члены ЕС или зоны водосбора, разделенные между соседствующими государствами-членами, не объявлены свободными от болезни, государство-член устанавливает на своей территории надлежащие буферные зоны. Демаркация буферных зон должна быть такой, чтобы они защищали свободное от болезни государство-член от пассивного заноса болезни.

С целью применения норм Директивы 2006/88 государствам-членам предоставлено право назначить компетентные органы, выполняющие свои обязанности в соответствии с Регламентом 882/20041, и уведомить об этом Комиссию. Помимо компетентных органов государства-члены ЕС назначают справочные лаборатории по болезням водных животных, выполняющие функции и обязанности в соответствии с требованиями Части I Приложения VI Директивы 2006/88, а также определяют национальную справочную лабораторию, расположенную в другом государстве-члене или государстве – члене EFTA. Одна лаборатория может быть национальной справочной лабораторией для более, чем одного государства-члена Союза. Соблюдение законодательства ЕС в области охраны здоровья животных, включая животных аквакулльтуры, в частности Директивы 2006/88, осуществляется экспертами Европейской Комиссии путем проведения выездных инспекций, включая ревизии, в сотрудничестве с компетентными органами государств-членов ЕС.

Если во время инспекции Комиссии эксперты выявляют серьезный риск для здоровья животных, то соответствующее государство-член должно незамедлительно принять все необходимые меры для обеспечения защиты здоровья животных. За нарушение норм национального законодательства, принятых в сооветствии с Директивой 2006/88, государства-члены должны установить санкции и применять все меры принудительного воздействия для их выполнения. Указанные санкции должны быть эффективными, пропорциональными и должны оказывать сдерживающее воздействие.

Одним из самых востребованных компонентов природной среды, используемых в аквакультуре, является вода. Экологическая проблема загрязнения воды приобретает все большую актуальность. Поэтому ЕС в своей политике по охране воды и водных артерий идет по пути предупреждения и предотвращения ущерба. Выполнение требований в области защиты окружающей среды также оказывает непосредственное влияние на состояние сектора аквакультуры.

Так, нормы Директивы 91/676 направлены на снижение уровня загрязнения вод нитратами, источниками которых является сельское хозяйство, в том числе интенсивное рыбоводство. Согласно Директиве 91/676, способами снижения воздействия нитратных отходов являются интеграция аквакультуры в системы управления прибрежными и бассейновыми районами, размещение производственных объектов в местах с хорошим водообменном, использование улучшенных методик кормления и кормов.

В дополнение к Директиве 91/676 действует Директива 96/61 по комплексному предотвращению и ограничению загрязнения1, включающую ориентировочный перечень основных загрязняющих веществ, которые необходимо учитывать в случае, если они важны с точки зрения установления предельных значений выбросов. Европейский союз разработал и внедрил комплексную систему оценки и обеспечения качества водных ресурсов, предпосылкой для создания которой стала Рамочная Директива 2000/60, в Приложении VIII к которой устанавливается первый ориентировочный перечень основных загрязнителей (опасных веществ). К опасным веществам относятся вещества, которые были ранее указаны в перечнях I и II Директивы 76/464 о загрязнении водной среды Сообщества определенными опасными веществами2 (кодифицированной Директивой 2006/113) и включены в качестве веществ или классов веществ в Приложение VIII к Директиве 2000/60.

Директива 2000/60 распространила сферу действия защиты воды на все воды и наметила ясную цель – достижение к 2015 г. «хорошего состояния» всех европейских вод и устойчивого водопользования в ЕС. В ее преамбуле сказано, что она будет способствовать постепенному уменьшению выбросов опасных веществ в воду и регулировать спрос на воду хорошего качества для всевозможных целей. С этой целью ЕС определяет стратегию борьбы с загрязнением вод, представляющую собой принятие специальных мер против загрязнения воды единичными или групповыми источниками загрязнения путем их постепенного уменьшения, а в случае содержания особо опасных веществ – полного прекращения и поэтапного исключения слива, выбросов и вытоков (ст.16).

Директива 2000/60 классифицирует водные ресурсы на категории различной степени сложности, впоследствии определяя конкретные программы мер для каждой категории вод (ст.4). Таким образом, рамочная Директива 2000/60 ввела новый базис для разработки стратегии по предотвращению загрязнения вод опасными веществами и интегрирует все требования законодательства ЕС, связанного с охраной и использованием водных ресурсов, путем их объединения в единые комплексные программы мероприятий.

Помимо требований к установлению хорошего качества всех европейских водоемов применительно к аквакультуре законодательство ЕС содержит отдельные документы, касающиеся качества воды для рыбы и воды для моллюсков, показатели которых установлены в Директиве 2006/44 о качестве пресноводной воды, необходимой для защиты или улучшения обитания рыб1 и Директиве 2006/113.

Директива 2006/113 о качестве воды для моллюсков заменила собой Директиву 79/9232, устанавливавшей проведение мониторинга некоторых веществ, содержащихся в воде, в которой обитают и развиваются моллюски и ракообразные. Эти вещества могут угрожать выживанию ракообразных, мешать их росту или являться причиной чрезмерного удорожания их обработки перед использованием в качестве продукта питания. По каждому веществу в Директиве 79/923 было определено минимальное количество отбираемых проб и процентная доля проб, которая должна соответствовать этим нормам.

Действующая Директива 2006/113 применяется к прибрежным и соленым водам, определенными государствами-членами как нуждающиеся в защите или улучшении их качества с целью разведения моллюсков, обеспечения их высокого качества для потребления человеком (ст. 1). Директива 2006/113 предписывает установление целевых показателей и контрольных сроков в отношении качества вод, используемых для аквакультуры и для разведения или сбора моллюсков и ракообразных (Приложение I). В процессе установления целевых показателей Директива 2006/113 рассматривает юридические институциональные и административные аспекты: (1) наличие положений, специально разработанных для охраны/санкционирования аквакультуры, или интеграция положений об аквакультуре в национальное законодательство; (2) эффективное применение законодательства; (3) система мониторинга (для конкретного участка), учитывающая проблемы качества воды и предоставляющая надлежащие исходные и оперативные данные; (4) разработка и применение простых и практичных индикаторов для «раннего предупреждения», позволяющих следить за негативными изменениями в фитопланктоне и зоопланктоне.

Аквакультура имеет положительный экономический эффект в результате введения интродуцированных видов и транслокации (перемещения) локально отсутствующих видов (например, радужная форель, семга, тихоокеанская устрица). Следовательно, меры, принимаемые ЕС в данном направлении в будущем, направлены на оптимизацию экономического эффекта, связанного с интродукцией и транслокацией, одновременно с этим не допуская преобразования экосистемы, предотвращая негативное биологическое взаимодействие, включая обмен хромосомами на генетическом уровне с коренными популяциями, ограничивая распространение нецелевых видов и пагубного воздействия на среду обитания. Одна из распространенных проблем аквакультуры заключается в том, что виды животных аквакультуры и водных животных могут стать инвазийными и постепенно вытеснить традиционные популяции. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии 1993 г.1 инвазийные виды – одна из ключевых причин причинения вреда природным (естественным) видам и биоразнообразию. Нормы ст. 8 данной Конвенции предусматривают, что каждая ее сторона, насколько это возможно и целесообразно предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды. Транслокация видов в границах их естественного обитания в среду, не содержащую таких видов по биогеографическим причинам, также может представлять риск для экосистем.

С целью защиты водных экосистем ЕС принял Регламент 708/2007, устанавливающий основу для управления аквакультурой в связи с введением интродуцированных2 и локально отсутствующих видов3 и снижения их возможного воздействия на среду обитания животных аквакультуры, а также устойчивого развития сектора аквакультуры.

Регламент 708/2007 предусматривает, что рыбоводческие хозяйства, имеющие намерение осуществлять интродукцию или транслокацию водных организмов, за исключением указанных в Приложении IV Регламента 708/2007, должны иметь специальное разрешение со сроком действия 7 лет, выдаваемое компетентным органом государства-члена ЕС, о чем ведется специальный реестр (ст. 6, 23). Выдача разрешения для интродукции и специальный реестр. Транслокации водных организмов может быть осуществлена, если они соответствуют требованиям законодательства ЕС, в частности требованиям Директивы 2006/88 и Директивы 2000/29 о защитных мерах против интродукции организмов, вредящих растениям или продуктам из них1.

Ключевым критерием принятия решения о выдаче данного разрешения служит оценка компетентного органа о том, насколько предполагаемое передвижение водных организмов носит регулярный или нерегулярный характер. В последнем случае оценивается риск причинения вреда окружающей среде и величина расходов по рекультивации. Если интродукция или транслокация водных организмов носят трансграничный характер и могут повлиять на состояние морской экосистемы соседнего государства-члена (его части), то такое государство-член должно быть уведомлено заранее, а впоследствии обязано направить свои комментарии/предложения в Комиссию, которая, в свою очередь, может подтвердить, отменить или изменить передвижение водных организмов (ст. 11). После проведения интродукции или транслокации водных организмов компетентные органы ведут мониторинг за состоянием всех водных организмов, являвшихся их объектами, в течение двух лет или цикла размножения (если он превышает этот период), а также оценивают результаты мониторинга на предмет возникновения угрозы причинения вреда водной среде (ст. 18, 22). Таким образом, можно согласиться с Сиссенвайном и Симсом, полагающими, что Регламент 708/2007 является основным правовым инструментом ЕС, обеспечивающим снижение рисков экологического воздействия мигрирующих, трансгенных и интродуцированных видов рыб и животных аквакультуры2.

Защита традиционных видов животных аквакультуры от загрязнения их инвазийными аналогами является жизненно важным для сохранения естественных источников питания нынешних и будущих поколений. По мнению Прокудиной Н.В. «рост давления на окружающую среду едва ли прекратится в ближайшем будущем, поскольку население Земли продолжает увеличиваться быстрее, чем мировые поставки продуктов питания»1. В связи с этим развитые страны обратмли внимание на альтернативный метод сельскохозяйственного и рыбохозяйственного производства, основанный на применении экологически чистых технологий и ресурсов.

Комиссия также поощряет участие рыбоводов в Схеме экологического менеджмента и аудита ЕС2, учрежденного Регламентом 761/2001. Из-за чрезвычайной строгости норм по экологической аквакультуре, приводящей к повышению цен на ее продукцию, очень важно, чтобы продукты аквакультуры также могли получать финансовую компенсацию за создание экологических ценностей.

Правовое регулирование экологической аквакультуры осуществляется в соответствии с Регламентом 834/2007 об органической продукции и маркировке органических продуктов. Это связано с тем, что нормы ст. 1 Регламента 834/2007 распространяют сферу его применения на продукцию сельскохозяйственного происхождения, включая продукты аквакультуры, если они размещены на рынке или предназначены для такого размещения: живые или не переработанные сельскохозяйственные продукты; переработанные сельскохозяйственные продукты, предназначенные для употребления в пищу; кормовая продукция; вегетативный материал для размножения и семена для производства.

Среди принципов производства органической продукции Регламент 834/2007 выделяет следующие принципы: разработка и соблюдение надлежащих биологических процессов на основе экологических систем при использовании внутрисистемных природных ресурсов и с применением методов соответствия аквакультуры принципу устойчивого использования рыболовных ресурсов (ст. 4 a (ii)); сохранение биологического многообразия природной водной экосистемы и в долгосрочной перспективе хорошего состояния водной среды и качества сопредельных водных и наземных экосистем в аквакультуре и использование в аквакультуре кормов, произведенных в соответствии с Регламентом 2371/2002 (ст. 5 (n, o)).

Наряду с общими и специальными нормами Регламента 834/2007, разделенными на семь разделов1, предусмотрены специальные требования по разведению животных аквакультуры, применяемые совместно с общими требованиями, указанными в ст. 11 Регламента 834/2007. Данные специальные требования разделены на семь категорий. К первой категории относятся требования, связанные с происхождением животных аквакультуры: (i) экологическая аквакультура основывается на выращивании молоди, присходящей из экологического приплода и поступающей из экологических рыбоводческих хозяйств; (ii) при отсутствии молоди из экологического приплода и экологических хозяйств, при определенных условиях в хозяйство может вводиться неэкологическая молодь.

Вторая категория требований связана с методами содержания: (i) рыбоводческие хозяйства должны обладать необходимыми основными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения здоровья и защиты животных аквакультуры; (ii) содержание, включая кормление, способы возведения сооружений, плотность поголовья и качество воды должны соответствовать потребностям животных, обусловленным их развитием, соответствующим психологии и поведению; (iii) с помощью определенных методов содержания животных негативные воздействия, оказываемые рыбоводческим хозяйством на окружающую среду, включая ускользание части поголовья за ограждения, должны быть незначительными; (iv) особи животных аквакультуры, при содержании которых используются экологические методы, должны содержаться от других животных; (v) транспортировка должна соответствовать требованиям, установленным законодательством ЕС о защите животных.

Третья категория требований посвящена размножению животных аквакультуры: (i) искусственная индукция полиплоидных клеток, искусственная гибридизация, клонирование и производство однополых линий – запрещено; (ii) подбор подходящих друг другу линий животных аквакультуры – обязателен; (iii) необходимо определить специфические для каждого конкретного вида условия ведения хозяйств по разведению приплода, выращивания и производства молоди. К четвертой категории относятся требования относительно корма рыб и ракообразных: (i) при кормлении животных аквакультуры необходимо использовать корм, удовлетворяющий физиологическим потребностям в питании на разных стадиях развития; (ii) растительная составляющая корма должна производиться на экологических предприятиях; часть корма, полученная из водных животных, должна производиться в рыбоводческих хозяйствах, применяющих принципы устойчивого использования рыбных ресурсов; (iii) запрещено применение стимуляторов роста и синтетических аминокислот.

Пятую категорию составляют требования, касающиеся моллюсков и других видов, не нуждающихся в специальном кормлении, поскольку они питаются природным планктоном: (i) они должны содержаться в водоемах, соответствующих критериям класса А или B, установленных в Приложении II к Регламенту 854/2004; (ii) водоемы должны соответствовать высокому уровню экологического качества, установленному Директивой 2000/60 и Директивой 2006/113.

Шестая категория требований связана с профилактикой заболеваний и ветеринарным лечением: (i) профилактика заболеваний должна основываться на создании оптимальных условий путем выбора подходящего местоположения, оптимальной организации хозяйства, применения наиболее подходящей практики содержания и ведения хозяйства, включая регулярную очистку и дезинфекцию сооружений, а также благодаря применению высококачественных кормов, поддержанию надлежащей плотности поголовья и выбора подходящих пород и линий; (ii) при необходимости разрешается применение химико-синтетических аллопатических ветеринарных препаратов для животных, включая антибиотики, если лечение фитотерапевтическими, гомеопатическими и другими средствами не подходит; (iii) разрешено применение иммунологических ветеринарных препаратов.

Седьмая категория требований направлена на очистку и дезинфекцию прудов, садков, клеток, зданий и сооружений. При этом разрешается применять только такие очистительные и дезинфицирующие средства, которые допущены к применению в соответствии со ст. 16 Регламента 834/2007. Таким образом, закрепление в нормативных актах ЕС норм, устанавливающих требования в области производства продукции экологической аквакультуры, свидетельствует о высокой степени развития данного направления. Этот тезис подтверждается конкретными аргументами. По данным Европейской Комиссии на рынке всей сельскохозяйственной продукции ЕС доля органической (экологической) продукции составляет 2%1. Благодаря такому интенсивному развитию этого направления на 5–7% повысился уровень занятости населения в экологических хозяйствах и предприятиях по сравнению с показателями предприятий конвенционального сектора2.

В отличие от Европейского союза, в России развитие аквакультуры находится на крайне низком уровне. Доля продукции аквакультуры в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5%, а душевое потребление такой продукции составляет 10% от всего рыбного рациона.

Автор настоящей статьи убежден, что Россия, применяя опыт Европейского союза, может развивать столь перспективное направление, как экологическая аквакультура, что позитивно отразится на экономических, экологических и социальных показателях рыбохозяйственного комплекса страны. Это связано с тем, что биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий России, пригодных для развития аквакультуры, может обеспечить ее производство в нашей стране в объеме до 3 млн. тонн, что равно современному объему российского вылова рыбы в океанах и морях.

Сдерживающим фактором развития рынка аквакультуры в России остается отсутствие принятой на государственном уровне законодательно-нормативной базы. Отдельные правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры содержатся в ряде нормативных правовых актов, однако они не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области. По этой причине Правительством РФ был подготовлен проект Федерального закона № 482298-5 «Об аквакультуре» («Законопроект об аквакультуре») на основании поручений Президента РФ от 22.09.2007 г. № Пр-1681 и Правительства РФ от 01.10.2007 г. № ВЗ-П9-4742, от 16.10.2007 г. № СН-П9-5113, от 15.02.2008 г. № СН-П11-965, от 22.03.2010 г. №ВЗ-П11-1737 для осуществления комплексного подхода к государственному управлению и разработки нормативной правовой базы в сфере разведения и выращивания водных животных и растений с целью обеспечения нормативных объемов потребления рыбы и рыбопродукции. Представители российской науки экологического и иных отраслей права давно ожидают появления данного законопроекта1.

Законопроект об аквакультуре подготовлен в целях создания комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение пищевой, технической и другой продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны. В рассматриваемом Законопроекте об аквакультуре определены основные понятия (включая понятия, отсутствующие в действующем законодательстве) и принципы государственной политики в области аквакультуры; введены правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами в целях аквакультуры и определяющие право собственности на культивируемые водные животные и растения; регламентированы виды товарного рыбоводства.

В целом поддерживая концепцию Законопроекта об аквакультуре, мы полагаем целесообразным обратить внимание на отсутствие в нем норм, регулирующих развитие экологической аквакультуры, и соответственно предложить формулировку соответствующих положений1. Так, ст. 2 законопроекта об аквакультуре содержит основные используемые понятия. Считаем рациональным дополнить ст. 2 абзацем следующего содержания: «экологическое рыбоводство – деятельность по содержанию и разведению (включая выращивание) объектов аквакультуры, произведенных из молоди, имеющей источником своего происхождения экологический приплод, обеспечивающая сохранение природных систем и циклов, обеспечение и поддержание жизнеспособного состояния биоресурсов, в целях их изъятия, получения и реализации населению».

Далее необходимо дополнить виды аквакультуры, осуществляемые субъектами аквакультуры, экологическим рыбоводством. Соответственно целесообразно дополнить п. 1 ст. 7 законопроекта об аквакультуре абзацем следующего содержания: «5) экологическое рыбоводство». В заключение законопроекта об аквакультуре должен быть дополнен отдельной статьей, нормы которой устанавливают основные требования по ведению экологического рыбоводства. Считаем рациональным дополнить законопроект об аквакультуре ст. 13.1 следующего содержания: «Статья 13.1. Экологическое рыбоводство

1. Экологическое рыбоводство осуществляется в прудах, обводненных карьерах, рисовых чеках, в бассейновых комплексах и установках с замкнутой системой водоснабжения без использования рыбоводных участков, в водных объектах рыбохозяйственного значения с использованием рыбоводных участков.

2. Экологическое рыбоводство основано на использовании молоди, выращенной из экологического приплода водных биоресурсов, и осуществляется с использованием водных животных и растений, содержащихся в полувольных и искусственно созданных условиях обитания, а также водных биоресурсов. В случаях когда молодь, выращенная из экологического приплода водных биоресурсов, отсутствует на рынке продукции или не находится в свободном доступе, могут быть использованы водные биологические ресурсы иных видов аквакультуры, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Водные животные и растения, содержащиеся в полувольных и искусственно созданных условиях обитания для осуществления экологического рыбоводства, приобретаются субъектами аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При осуществлении экологического рыбоводства хозяйства аквакультуры должны выполнять следующие требования:

а) искусственная индукция полиплоидных клеток, искусственная гибридизация, клонирование и производство однополых линий, за исключением производимой вручную сортировки запрещены;

б) определение специфических условий рыбоводства по разведению приплода и выращивания молоди для каждого вида водных животных;

в) растительные ингредиенты и корма для водных животных должны производиться на экологических хозяйствах аквакультуры; корма, полученные из водных животных, должны содержать не менее 30% ингредиентов растительного происхождения и производиться на хозяйствах аквакультуры, применяющих принципы устойчивого использования водных биоресурсов, охраны и защиты окружающей среды;

г) применение синтетических аллопатических средств, стимуляторов роста и гормонов, синтетических химических продуктов, триплоидных организмов, синтетических аминокислот и ароматизаторов, пищевых добавок, синтетических химических красителей, генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продуктов, произведенных из или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов запрещено.

5. Правила эксплуатации хозяйств аквакультуры для целей экологического рыбоводства, включая требования применительно к качеству водоемов (включая насыщение их кислородом), средствам очистки и дезинфекции водоемов, клеток, оборудования, зданий и производственных помещений, разрешенным, вспомогательным и антипаразитарным веществам, используемым для переработки и дезинфекции водных биоресурсов, требования к процессам упаковки, хранения, перевозки и маркировки экологических водных биоресурсов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства».

Предложенные автором изменения к законопроекту об аквакультуре позволят оказать влияние на укрепление здоровья населения путем производства высококачественных и биологически безопасных продуктов питания и кормов и снижение уровня загрязнения и давления на окружающую среду. В целом принятие законопроекта об аквакультуре будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие аквакультуры, более полному развитию внутриотраслевых связей науки и производства продукции аквакультуры, обеспечению развития смежных производств, таких как производство кормов, кормовых добавок, рыбоводного оборудования и инвентаря, а также повышению эффективности мер, направленных на сохранение и воспроизводство водных биоресурсов и среды их обитания.



следующая страница >>
Смотрите также:
Правовые аспекты регулирования аквакультуры в европейском союзе
441kb.
2 стр.
Государственная политика регулирования миграционных процессов в европейском союзе
367.48kb.
3 стр.
Закон об аквакультуре Глава Общие положения Статья Цели настоящего Федерального закона
161.46kb.
1 стр.
Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе москва, 2012
1429.83kb.
7 стр.
В. Е. Сазонов Государственно-частное партнерство Гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты Москва
7484.92kb.
87 стр.
Семинар «Австрия Ваш партнер в Европейском Союзе. Новые возможности инвестиционного сотрудничества между Россией и Австрией и роль «aba-invest in Austria»
12.39kb.
1 стр.
Теоретические аспекты налогового регулирования 5 1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1258.63kb.
8 стр.
Максименко С. В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. – 168 с
1784.37kb.
9 стр.
Латвийский патриот русского происхождения. Русские политические движения в Европейском союзе: правила и перспективы
107.93kb.
1 стр.
Вместе с боем курантов 31 декабря официально завершилось первое в истории председательство Польши в Европейском союзе
56.23kb.
1 стр.
Модульная система оценки соответствия, используемая в европейском союзе
74kb.
1 стр.
Узбекистан: систематические пытки осужденных женщин
40.91kb.
1 стр.