Главная
страница 1
Пояснительная записка.

Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Зоология с основами экологии». Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (7-16 лет), занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования и интересующихся темами:

Объём курса - 432 часа или 288 часов (2 года), из них в первый год обучения - 216 часов или 144 часа, во второй -216 часов или 144 часа.

В некоторых случаях в группу могут быть зачислены как, младшие школьники, так и дети более старшего возраста (при наличии интереса к данному курсу, выявленного в процессе собеседования с преподавателем). Набор детей разного возраста не мешает усвоению материала программы, т.к. :

• используется дифференцированный подход к школьникам разного возраста (например,

даются задания разной сложности);

• поощряется помощь старших младшим, консультирование и т. д.;

• при необходимости обучающиеся могут посещать индивидуальные занятия (1 раз в неделю по 1 часу).

.

Актуальность программы.

Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным, т.к. удовлетворяются потребности детей в получении ЗУН, связанных с зоологией (знать о разнообразии животных, их особенностях, поведении, взаимосвязи с окружающей средой, значении для природы и человека, основах ухода и содержания и т.д.). Особенностью данного курса является то, что учащиеся знакомятся со строением животных по натуральным препаратам. Особое внимание в программе уделяется функциональности тех или иных преобразований органов и систем органов животных.
Цель курса. Знакомство с современными аспектами зоологии, таксономической структурой фауны животных, закономерностями ее эволюции.
Задачи.


  • Обучающие: формирование определенной системы знаний о многообразии видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений, о взаимосвязи организма с окружающей средой, о необходимости охраны природы;

  • формирование ЗУН по уходу и содержанию разнообразных домашних питомцев, о создании необходимых условий для жизни животных;

  • развитие интереса к познанию окружающего мира, познавательных способностей, навыков, исследовательской и экспериментальной деятельности, развитие творческих способностей;

  • создание условий для развития и раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, самореализация и самоопределение воспитанников в дальнейшей профессиональной деятельности.

Развивающие:




  • Развить наблюдательности и внимания. Развитие коммуникативных навыков, способствующих командной работе.

  • Сформировать исследовательские навыки.

  • Сформировать практические навыки по уходу за животными

Воспитательные:




  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитание трудовых навыков, трудолюбия, дисциплины, ответственности за результаты работы.


Формы и режим занятий: Плановое количество обучающихся в группе — 15 для первого года обучения и 10-12 — для второго. Содержание программ ориентировано на добровольные одновозрастные и разновозрастные группы детей. Многие темы программы направлены на приобретение специальных знаний и умений, которые могут сыграть роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Состав групп остается постоянным. При необходимости состав групп может изменяться (особенно при клубной форме работы, при дифференцированном подходе к учащимся и др. случаях). В течении учебного года воспитанники могут быть зачислены в группы по результатам собеседования. В исключительных случаях обучающийся может быть зачислен сразу на второй год обучения, если он занимался ранее в группе сходного профиля и прошел собеседование с педагогом.


Занятия включают в себя задания, имеющие как практическое значение (например), так и задания исследовательского характера. Кроме того, программа предусматривает участие в экспедициях, направленных на:
• изучение биологического разнообразия в различных регионах страны

• ознакомление и обмен опытом с аналогичными организациями


Следует отметить, что именно в поездках создаются возможности общения и налаживания межличностных отношений, создаются условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Совместные усилия в приобретении туристических навыков, в организации жизни экспедиции в полевых условиях закладывают в детях основы дружбы и взаимопомощи.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 или 2 часа в будни в помещении . При подготовке конференциям необходимо проведение индивидуальных занятий. В данном случае часть занятия проводится со всей группой, а часть с отдельными обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не чаще 1 раза в неделю по 1 часу.



Ожидаемые результаты программы.

В конце 1-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • принципы классификации организмов;

  • - морфофизиологические особенности основных таксонов животных;

  • - роль животных в трансформации вещества и энергии в биосфере;

  • - значение биологического многообразия в поддержании стабильности биосферы;

  • - основные этапы прогрессивной эволюции животных;

  • - региональные проблемы охраны редких видов животных.

  • иметь представление об экологической значимости различных таксонов беспозвоночных.

Уметь:


  • идентифицировать основные виды фауны;

  • Собирать, фиксировать и монтировать коллекционный материал.

  • Пользоваться определителями .

  • Формулировать цели и результаты проделанной работы


В конце 2-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • принципы классификации организмов;

  • - морфофизиологические особенности основных таксонов животных;

  • - роль животных в трансформации вещества и энергии в биосфере;

  • - значение биологического многообразия в поддержании стабильности биосферы;

  • - основные этапы прогрессивной эволюции животных;

  • - региональные проблемы охраны редких видов животных.

  • иметь представление об экологической значимости различных таксонов беспозвоночных.

Уметь и обладать навыками:



  • • идентифицировать основные виды фауны;

  • Собирать, фиксировать и монтировать коллекционный материал.

  • Пользоваться определителями .

  • Формулировать цели и результаты проделанной работы


Механизм оценки получаемых результатов.

Оценка знаний.

Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседования с преподавателем, практических работ, самостоятельной работы. При этом учитываются:


• правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия темы, точность употребления понятий и терминов;

• умение использовать полученные знания в повседневной жизни и практике;

• умение применять полученные навыки при работе с растительным материалом..

Оценка умений и навыков. Теоретические занятия: фронтальный опрос, тестирование по темам. Практические работы: создание собственных произведений моделей объектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий,.

Формы контроля.

Входной контроль осуществляется в начале 1 и 2 года обучения в виде собеседования.

Текущий контроль осуществляется в ходе собеседований и практических работ по отдельным темам, а также при самостоятельной работе. На практических занятиях проверяются умения и навыки ухода за растениями, определяется знание теоретической части курса.

Итоговый контроль проводится по итогам прохождения курса 1 и 2 годов обучения в виде выставочных экспонатов на заданную или выбранную тему.

На занятиях объединения используется система поощрений. За хорошо выполненную практическую работу, знание теоретического материала и т.п. обучающиеся получают «плюс».



Кроме этого, оценка полученных результатов осуществляется в процессе участия в массовых экологических мероприятиях МДЭБЦ, выездах на конференциии.
Учебно - тематический план 1 года обучения.


Учебно- тематический план 1 года обучения Учебно - тематический план 1 года обучения


Разделы


Количество часов






теория


практика




Введение


3




1.


Одноклеточные эукaриоты ( Protozoa).


6

6


2.

Эволюционная история беспозвоночных

3




3.


Тип губки (Porifera).

6


4.


Тип пластинчатые ( Placozoa).


3




5.


Тип кишечнополостные (Chidaria)

9

3

6.


Тип гребневики (Ctenofora)


3

3

7.


Тип плоские черви (Plathelminthes)

3



8.


Тип круглые черви (Nematoda)

3




9.


Тип кольчатые черви ( Annelida).


9

3

10

Тип моллюски ( Mollusca).

12

6

11

Тип иглокожие (Echinodermata)


12




12

Тип членистоногие  (Arthropoda).





96

18

13

. Экология

6




14

Подведение итогов.


3







Итого часов


177

39





















Всего: 216


Учебно- тематический план 1 года обучения Учебно - тематический план 1 года обучения


Разделы


Количество часов






теория


практика




Введение


2



1.


Одноклеточные эукaриоты ( Protozoa).


4




2.

Эволюционная история беспозвоночных

2




3.


Тип губки (Porifera).

4




4.


Тип пластинчатые ( Placozoa).


2




5.


Тип кишечнополостные (Chidaria)

6

2

6.


Тип гребневики (Ctenofora)


2

2

7.


Тип плоские черви (Plathelminthes)

2




8.


Тип круглые черви (Nematoda)

2




9.


Тип кольчатые черви ( Annelida).


6

2

10.

Тип моллюски ( Mollusca).

8

4

11.

Тип иглокожие (Echinodermata)


8




12.

Тип членистоногие  (Arthropoda).





68

12

13

. Экология


4




14

Подведение итогов.


2






Итого часов


122

22













Всего: 144

Содержание. 1-й год обучения.

Введение.

Цели и задачи курса. План работы. Требования к учащимся. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.


Раздел 1. Одноклеточные эукaриоты ( Protozoa).

Теоретическая часть. Обзор основных типов, подтипов и классов простейших:

Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigophora). Псевдоподии как характерные временные органеллы саpкодовых..

Подтип Саркодовые (Sarcodina) Корненожки (Rhisopoda). Стpоение и жизненные отправления амебы. Псевдоподии. Передвижение и питание амебы. Пищеварительные вакуоли. Размножение амеб. Инцистирование. Распространение. Лучевики (Radiolaria). Особенности строения. Скелет. Образ жизни и pаспpостpанение. Pоль лучевиков в образовании осадочных пород. Тpепел и его использование. Солнечники (Heliozoa).Особенности стpоения цитоплазмы и псевдоподий. Размножение солнечников. Места обитания.

Подтип ЖГУТИКОНОСЦЫ (Mastigofora или Flagellata). Общая хаpактеpистика стpоения жгутиковых. Оболочки жгутиковых. Стpоение жгутикового аппаpата и его функции. Пpоисхождение жгутиков. Дpугие оpганеллы жгутиковых. Pазличные типы питания жгутиковых и связанные с этим отличия в стpоении их оpганелл. Автотpофные жгутиковые как пеpвичные пpодуценты оpганического вещества.

Тип АПИКОМПЛЕКСЫ (Арicomplеха). Класс Споровики (Sporozoea) Общие особенности стpоения и pазвития споpовиков в связи с паpазитическим обpазом жизни

Тип ИНФУЗОРИИ (Ciliophora). Общая хаpактеpистика инфузоpий как наиболее диффеpенциpованных и высокоорганизованных простейших. Класс Сосущие инфузории (Suctoria). Отличие от ресничных, связанное с особым способом питания.



Практические работы. Наблюдение за амебой обыкновенной (строение, движение, питание). Наблюдение за инфузорией – туфелькой (строение, движение, питание).
Раздел 2. Эволюционная история беспозвоночных

Теоретическая часть. Теории происхождения многоклеточных животных. Первые животные. Параллельные подходы к многоклеточности у животных.

Раздел 3. Тип губки (Porifera).

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение ( половое и бесполое) и развитие. Способность к регенерации. Систематика ( класс известковые губки, класс обыкновенные губки, класс стеклянные губки, класс коралловые губки). Экологические особенности типа.
Раздел 4. Тип пластинчатые ( Placozoa).

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Единственный вид группы трихоплакс.
Раздел 5. Тип Кишечнополостные (Chidaria)

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Систематика (класс гидроидные, класс сцифоидные медузы, класс коралловые полипы). Экологические особенности типа ( симбиоз).

Практические работы. Наблюдение за живой гидрой ( особенности внешнего строения, движение

Строение медузы- ( работа с влажным препаратом).


Раздел 6. Тип гребневики (Ctenofora).

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Систематика ( класс щупальцевые, класс бесщупальцевые). Экологические особенности типа.

Практические работы. Строение гребневика.
Раздел 7. Тип плоские черви (Plathelminthes).

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Систематика (класс ресничные черви, класс ленточные черви, класс сосальщики). Экологические особенности типа ( паразитизм).
Раздел 8. Тип круглые черви (Nematoda).

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение ( половое и бесполое) и развитие. Систематика ( класс нематоды, класс коловратки ) . Экологические особенности типа.
Раздел 9. Тип кольчатые черви ( Annelida).

Теоретическая часть.  Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Систематика ( класс многощетинковые черви, класс малощетинковые черви, класс пиявки). Экологические особенности типа.

Практические работы. Наблюдение за дождевым червем (живые объекты) питание, движение, опыты по регенерации.
Раздел 10 . Тип моллюски ( Mollusca).

Теоретическая часть.  Диагностические и специфические признаки. Строение. Размножение и развитие. Систематика (класс хитоны, класс брюхоногие, класс двустворчатые, класс лопатоногие, класс головоногие ). Экологические особенности типа.

Практические работы. Строение тела ( внешнее и внетреннее) и раковины брюхоногих моллюсков, работа с препаратами виноградной улитки. Особенности строения раковин моллюсков.Определение моллюсков по строению раковины. Работа с живыми объектами.. – Наблюдения за живыми наземными моллюсками ахатина, виноградная улитка, зебрина. Изучение особенностей движения. Опыты по пищевому поведению моллюсков. Изучение особенностей питания ( пищевые предпочтения, количество поглощаемой пищи за одно кормление).
Раздел 11 .Тип иглокожие (Echinodermata)

Теоретическая часть. Диагностические и специфические признаки Классы животных, объединяемые в тип иглокожих: морские лилии, морские звезды, офиуры (змеехвостки), морские ежи, голотури (морские огурцы). Особенности организации, свойственные представителям всех классов иглокожих. Радиальная симметрия и причины ее вторичного возникновения у иглокожих. Размножение и развитие иглокожих: главнейшие типы личинок их метаморфоз. Экология и распространение морских звезд, офиур, морских ежей, голотурий.




Раздел12 . Тип членистоногие  (Arthropoda).


Теоретическая часть.  Членистоногие как тип наиболее богатый видами. Pоль членистоногих в биосфеpе и в жизни человека. Особенности, хаpактеpизующие тип членистоногих. 

Подтип Жабродышащие (Branchiata).Класс Ракообразные (Crustacea).Особенности организации pакообpазных как пеpвичноводных членистоногих. Сегментация и деление тела на отделы. Конечности, их функциональная специализация. Строение. Размножение и развитие. Типы развития, личиночные стадии. Экологические особенности класса.
Подтип Хелицеровые (Chelicerata). Класс Мечехвосты (Xiphosura). Мечехвосты как древнейшие водные хелицеровые: особенности их организации и развития. Распространение и образ жизни мечехвостов в настоящее время, их реликтовый характер. Значение мечехвостов для понимания происхождения паукообразных. Экологические особенности класса.
Класс Паукообразные (Arachnida). Особенности организации паукообразных как наземных, в большинстве своем, хищных хелицеровых. Расчленение тела в разных отрядах; головогрудь, ее конечности их функциональная специализация у разных представителей класса в связи с образом жизни и средой обитания. Отряды: пауки, сенокосцы, клещи, телифоны, скорпионы, сольпуги, ложноскорпионы. Экологические особенности класса.
Подтип Трахейные (Tracheata). Класс Многоножки (Myriapoda). Особенности оpганизации многоножек. Pазмеpы и фоpма тела, покpовы и мускулатуpа, конечности и движение многоножек. Способы питания, стpоение пищеваpительной, выделительной, дыхательной и кpовеносной систем. Неpвная система и оpганы чувств. Pазмножение и pазвитие. Экологические особенности класса.

Класс Насекомые (Insecta). Хаpактеpистика насекомых. Особенности оpганизации насекомых как членистоногих, в наибольшей меpе пpиспособленых к жизни на суше, в воздушной сpеде. Экологические особенности класса.

Типы pазмножения насекомых: наpужно-внутpеннее и внутpеннее осеменение. Эмбpиональное pазвитие, обpазование заpодыщевых оболочек и их значение. Постэмбpиональное pазвитие, его особенности в pазных гpуппах насекомых. Pазвитие пpямое, с неполным превращением (Обзор отрядов: поденки, стрекозы, таракановые,термиты, прямокрылые, веснянки, равнокрылые, клопы, вши) и с полным пpевpащением (жуки, сетчатокрылые, ручейники, бабочки,перепончатокрылые, двукрылые). Личинки и нимфы: особенности pоста насекомых и их линьки. Стадия куколки. Биологическое назначение стадий pазвития насекомых: яйца, личинки, куколки, взpослого насекомого. Видовое разнообразие насекомых.Сpавнение оpганизации членистоногих и кольчатых чеpвей. Пpоисхождение членистоногих, основные напpавления их эволюции.

Подтип Трилобитообразные (Trilobitomorpha). Класс Трилобиты (Trilobita). Особенности оpганизации тpилобитов: pасчленение тела, стpоение и функции конечностей. Геологическая истоpия и пpедполагаемый обpаз жизни. Значение тpилобитов для понимания филогении членистоногих. 


Практические работы. Особенности строения ракообразных ( на примере речного рака, краба, мокрицы). Особенности строения паукообразных ( на примере скорпиона, сенокосца, паков, клеща. Определение пауков до семейства и рода с помощью определителей. Определение насекомых ( бабочки, перепончатокрылые) с помощью определителя. Определение насекомых (жуки, сетчатокрылые),с помощью определителя. Составления энтомологической коллекции.
   Раздел 13. Экология

Теоретическая часть.  Природная среда и закономерности действия экологических факторов.

Экология популяций и сообществ. Биогеоценоз. Агроэкосистема. Антропогенное воздействие на природу.


Подведение итогов.

Зачетные работы. Отработка туристических навыков для работы в полевых условиях. Подготовка к экспедиции.




Учебно - тематический план 2 года обучения.



Разделы


Количество часов




теория


практика


1.


Введение


3



2.


Тип хордовые. Подтип Оболочники (личинкохордовые). 

3




3.


Подтип Бесчерепные. 

3




4.


Подтип Позвоночные.

3




5.


Подтип Позвоночные, раздел бесчелюстные, класс круглоротые. круглоротые. 

круглоротые

3




6.


Раздел челюстноротые, класс хрящевые рыбы. 

6




7.


Класс костные рыбы. 

6

3

8.


Класс земноводные. 


6




9.

Класс пресмыкающиеся. 

9

6

10.

Класс птицы. 



69

6

11.

Класс млекопитающие. 

69

18



Итоговое занятие

3






Итого часов:


183

33














216


Всего:




Разделы


Количество часов




теория


практика


1.


Введение


2



2.


Тип хордовые. Подтип Оболочники

2




3.


Подтип Бесчерепные. 

2




4.


Подтип Позвоночные.

2




5.


Подтип Позвоночные, раздел бесчелюстные, класс

2




6.


Раздел челюстноротые, класс хрящевые рыбы. 

4




7.


Класс костные рыбы. 

4

2

8.


Класс земноводные. 

4




9.

Класс пресмыкающиеся. 

6

4

10

Класс птицы. 

46

4

11

Класс млекопитающие. 

46

12

12.


Итоговое занятие


2





Итого часов:


122

22

Всего: 144


Содержание. 2 год обучения.
Раздел 1. Введение.

Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения



Раздел 2. Тип хордовые. Подтип Оболочники (личинкохордовые). 

Теоретическая часть.
Общая характеристика типа хордовых. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых. 
Класс асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки. 
Класс сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение. 
Класс аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие животных. 
Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников. Экологические особенности класса.
Практические работы.

Раздел 3 . Подтип Бесчерепные. 

Теоретическая часть. Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни. 

Раздел 4. Подтип Позвоночные.

Теоретическая часть. Общая характеристика подтипа Позвоночных. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификации функций - основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. 
Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и не таксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы. 
Раздел Бесчелюстные. Класс круглоротые. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. 
Раздел 5. Подтип Позвоночные, раздел бесчелюстные, класс круглоротые. 

Теоретическая часть. Общая характеристика подтипа Позвоночных. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификации функций - основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. 
Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и не таксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы. 
Раздел Бесчелюстные. Класс круглоротые. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. 
Ископаемые круглоротые. Эволюция круглоротых и их место в системе подтипа позвоночных. 

Раздел 6.  Раздел челюстноротые, класс хрящевые рыбы. 

Теоретическая часть. Специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножния и развития. Система класса: подклассы поперечноротых (отряды акул и скатов) и цельноголовых (химеровых). 
Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей. 

Раздел 7. Класс костные рыбы. 

Теоретическая часть.

Морфологические и биологические особенности класса костных рыб. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. 
Система класса. Подкласс лучеперые; надотряды хрящевых ганоидов, костных ганоидов, многоперых; группа надотрядов костистых рыб. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Подкласс мясоплавниковые; надотряды кистеперых и двоякодышащих, их место в эволюции и системе рыб. 
Эволюционное развитие рыб и их положение в системе позвоночных. 

Раздел 8.  Класс земноводные. 

Теоретическая часть. Надкласс Четвероногие. Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) как первые представители класса земноводных. 
Класс земноводные (амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристика класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения. 
Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. 
Географическое распространение и практическое значение земноводных. 

Раздел 9. Класс пресмыкающиеся. 
Теоретическая часть. Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие; строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. 
Морфобиологическая характеристика пресмыкающихся (рептилий) как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы. 
Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. 
Система класса. Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфобиологическая характеристика подклассов. 
Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц. 

Раздел 10. Класс птицы. 
Теоретическая часть. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция. 
Биология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомстве; миграции птиц. Питание и народнохозяйственное значение птиц; птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц. 
Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Краткая характеристика главнейших отрядов. 
Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы. 

Раздел 11. Класс млекопитающие. 

Теоретическая часть. Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древнейших рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. 
Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий. 
Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве. 
Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной Среды. Питание, место в экосистемах. Запасание корма, миграции, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий. 
Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы доместикации. 
Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие. 
Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функции; обзор главнейших отрядов. 
Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны). 

Раздел 13. Экология

Теоретическая часть.  Природная среда и закономерности действия экологических факторов.

Экология популяций и сообществ. Биогеоценоз. Агроэкосистема. Антропогенное воздействие на природу.



Итоговое занятие.

Зачетные работы. Подготовка к экспедиции.

Для прохождения курса «» имеется:

Учебный класс

Коллекция препаратов животных

Живой уголок

Водопровод, отопление и канализация.

Подсобные помещения для хранения инвентаря

Имеются также:
-учебные коллекции живых животных,

-плакаты и постеры;

-библиотека учебной и научной литературы ;

­­- бинокулярный микроскоп МБС-9, микроскоп;

- препараты животных
При проведении занятий предусматривается создание условий, при которых старшие или лучше успевающие обучающиеся помогают младшим путем консультации и демонстрации приобретенных навыков.

На занятиях применяется форма диалога, дискуссии и вопросов преподавателя к обучающимся по изученному материалу.

При выполнении самостоятельных работ осуществляется дифференцированный подход. Сложность задания зависит от возраста, способностей и приобретенного ранее запаса знаний и навыков того или иного обучающегося.

Экспедиции обеспечивают наиболее продуктивное проведение практических занятий, зачетов, экскурсий.

Сбор коллекционного материала во время проведения экспедиций позволяет пополнять коллекционный фонд МДЭБЦ и обновлять раздаточный материал ботанического отдела.

Список литературы.

Барнс Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход. - М.: Мир, 1992. - 584 с.

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. М.: Высшая школа, 1971.


Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных.Т.1.Проморфология. - М.: Наука, 1964. - 432 с.
Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных.Т.2. Органология. - М.: Наука, 1964. - 447 с.

Горностаев Г.Н. Насекомые: Энциклопедия природы России. М.: АВF, 1998.

Дунаев Е.А. 1997.Методы эколого-энтомологических исследований. -М.: МосгорСЮН , - 44с.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высш. школа, 1981. - 606 с.


Догель В.А. Сравнительная анатомия беспозвоночных. М.: Учпедгиз, 1940 г., Ч. 1.
Жизнь животных / Под ред. Р.А. Пастернак. Т. I, II, III, 1988
Зенкевич Л.А. Биология морей СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1963 г.
Иванов П.П. Происхождение многоклеточных животных. - М.: Наука, 1968. - 287 с.
Иорданский Н.И. Эволюция комплексных адаптаций. М.: Наука, 1990 г.

Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: Просвещение, 1991.


Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология. - М.: Высшая школа, 1994. - 432 с.
Майр Э. Зоологический вид и эволюция. Пер. с англ. М.: Мир, 1968 г.
Малахов В.В. Загадочные группы морских беспозвоночных. Трихоплакс, ортонектиды, лициемиды, губки. М.: Изд-во МГУ, 1990 г.

Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. М.: Просвещение, 1985.

Мамаев Б.М., Медведев П.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых европейской части СССР. М.: Просвещение, 1976.

Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. М., «Высшая школа», 1978.


Хадорн Э. Венер Р. Общая зоология. - М.: Мир, 1989. - 528 с.
Хаусман К. и др. Протозоология. - М.: Мир, 1988 - 334 с.
Чокин В.П. Общая эмбриология. М.: Высшая школа, 1970 г.
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 592 с.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М.: Просвещение, 1982.



Бобринский Н.А. и др. Курс зоологии: В 2-х т. М., Высш. школа, 1966. Т. 2. Хордовые. 
Наумов С.П. Зоология позвоночных М., “Просвещение”, 1982. 
Константинов, В.М. и др. Зоология позвоночных. М.: «Академия», 2000. 
Константинов, В.М. и др. Зоология позвоночных. М.: «Академия», 2004. 
Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: В 2-х ч. М., Высш. школа, 1979. 
Б) дополнительная 
Адольф Т.А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. М., 1983 
Гашев С.Н. и др. Зимняя полевая практика по зоологии позвоночных. Тюмень, 2002. 
Гуртова Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Л. Практическая зоотомия позвоночных. М., Высш. школа, 1976, 1978. 
Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. 2-е изд., перераб. и доп. М., Высш. школа, 1981. 320 с. 
Проссер Л. Сравнительная физиология животных. М., 1977-1978, Ч.1-3. 
Ромер А., Парсон Т. Анатомия позвоночных. М., 1992. Т.1-2. 


Смотрите также:
Актуальность программы. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным
349.37kb.
1 стр.
Программа в системе дополнительного образования детей по формированию компетенции
119.51kb.
1 стр.
Программа «развитие дополнительного образования детей в системе образования муниципального района благоварский район на 2012-2017 годы»
156.62kb.
1 стр.
Занятость детей в системе дополнительного образования
36.08kb.
1 стр.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Пономаревский Дом детского творчества»
121.59kb.
1 стр.
Мишуковская Евгения Витальевна педагог дополнительного образования
67.1kb.
1 стр.
Химический факультет
97.6kb.
1 стр.
Инструкция по организации блока дополнительного образования в школе
347.26kb.
1 стр.
Дополнительная образовательная программа «Нижнекамск городок – России уголок». Учебно – методическое обеспечение программы. Участие в городских краеведческих мероприятиях, в рамках программы
1034.65kb.
7 стр.
Пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей
251.01kb.
1 стр.
Программам «Мультимедийное образование и техническое оснащение кинопроцесса», «Начальная фотошкола»
26.57kb.
1 стр.
Второй год обучения. "Военно-патриотический клуб «Богдановец»"
134.37kb.
1 стр.