Главная
страница 1

Е.П. Блаватская «Примечания к “Жизненной волне”»

Примечания к «Жизненной волне»

[Первые тридцать четыре стиха... наиболее древние... О происхождении этого древнего сочинения... мы можем лишь догадываться... Это сочинение как бы отщепляет фрагмент от истории Адама и Евы... расщепление прослеживается в нескольких строках.]

Это объяснимо на основе эзотерического учения. Первая глава книги «Бытие» (или элохистическая версия[1]) вовсе не рассматривает тему сотворения человека. Это то, что индусские Пураны именуют Первичным творением, тогда как во второй главе описывается Вторичное творение, или сотворение нашей планеты с населяющими ее людьми. Адам Кадмон это не человек, но протологос, совокупное древо сефиротов — «Небесный Человек», носитель (или Вахана), используемый Эйн Софом для проявления в феноменальном мире (см. «Зогар»). И как «мужской и женский» Адам является «архетипическим человеком», так и животные, упоминаемые в первой главе, это только священные животные или зодиакальные знаки; тогда как «Свет» связан прежде всего с так называемыми ангелами.

[В более древней космогонии, изложенной в первых тридцати четырех стихах, описание сотворения человека напоминает и соседствует с описанием сотворения животных. «Элохим сотворили человека, мужчину и женщину».]

«Великий кит»[2] (I, 21) — это Макара индуистского зодиака, почему-то переводимый как «Козерог», хотя это даже не «крокодил», как ныне переводится слово «макара», но неописуемое водяное чудовище — «Левиафан» в еврейском символизме, и носитель Вишну. Кто бы ни был прав в недавнем полемическом споре между м-ром Гладстоном и м-ром Гексли относительно книги «Бытие», во вменяемых ими друг другу в вину заблуждениях виновата явно не книга. Ее элохистическую часть обвиняют в грубой зоологической ошибке, поскольку эволюция птиц в ней упоминается раньше, чем эволюция рептилий (См. S.Laing, Modern Science and Modern Thought), и высмеивают м-ра Гладстона за то, что он ее поддерживает. Однако достаточно перечитать ее еврейский текст (гл. I, стих 20), чтобы убедиться в том, что рептилии в нем упомянуты прежде птиц.

И сказал Бог: «Да произведет вода [плавающих и ползающих, а не] пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею» и т.д. Это уточнение должно положить конец спорам и оправдать книгу «Бытие», ибо на самом деле процесс творения изложен в ней в строгом зоологическом порядке: сперва появляется трава, затем более крупные растения, затем рыбы (или моллюски), рептилии, птицы и т.д. и т.п. Книга «Бытие» есть чисто символическое и каббалистическое сочинение. И ее нельзя ни правильно понять, ни по достоинству оценить, основываясь на одних лишь неточных переводах и неверных истолкованиях христианских реформаторов.

[Во втором рассказе... повествуется... о сотворении Адама из праха и Евы из Адамова ребра. И кроме того, еще раньше в тексте второго рассказа мы находим опровержение изложенного в первой главе сообщения о сотворении человека. Это опровержение заключается в словах: «И не было человека для возделывания земли».]

Потому что Адам был только символом первого земного человека или человечества.

[Точно так же мы находим описание нового, повторного сотворения животного царства, происходящего, к тому же, после седьмого дня.]

Книга «Бытие» — восточное сочинение, и потому читать ее желательно на языке оригинала. Если понять ее правильно, то можно убедиться в том, что она ни в чем не противоречит вселенской космогонии и эволюции жизни, как они изложены в Тайной Доктрине архаических эпох. Наука еще не сказала своего последнего слова, и до этого пока что очень далеко. Но эзотерическая философия учит тому, что человек был первым живым существом, появившимся на земле, а весь животный мир последовал за ним. Разумеется, подобное утверждение будет немедленно объявлено антинаучным абсурдом. Но прочтите очерк «Последняя выдумка науки» в «Lucifer»[3].

[Форма существует на идеальном уровне, как чисто абстрактная концепция; в эту область (так же как и в подобную ей область Чисел) смогла проникнуть чистая математика].

Благодаря способности видеть и использовать эти «абстрактные» формы, Адепт может на наших глазах создать любой задуманный объект (чудо для христиан и шарлатанство для материалистов). В идеальной сфере пребывают бесчисленные мириады форм, а материя существует в астральном свете (или даже атмосфере), прошедшем через все доступные нашему воображению формы. Все, что требуется от Адепта, это выбрать требуемую «абстрактную форму», притянуть ее к себе с помощью силы, неведомой и непонятной человеку в наш суматошный век, и заполнить соответствующей материей, которая сделает ее видимой. Насколько просто это сказать, настолько же сложно в это поверить. Однако это правда, хорошо известная многим теософам. Чем чаще повторять этот опыт с одной и той же формой, тем легче он будет удаваться.

То же самое можно сказать и о природе: ее творческая способность совершенствуется, благодаря приобретенной привычке.

[... каждая геометрическая форма, так же как и каждое число, органически связана с какой-либо конкретной сущностью иного уровня (с каким-нибудь цветом или звуком, например). А коль скоро это так, то у нас есть все основания предполагать, что это правило распространяется на все уровни, связывая между собою все населяющие их существа особой духовной связью, золотою нитью, протянувшейся через все многообразие бытия и поддерживающей тем самым великое Божественное Единство].

Как раз в этом и сокрыт ключ, до которого мечтает добраться любой предприимчивый (или даже просто любой) ученик. Благодаря этой универсальной взаимосвязи цвета, звука, формы и вещества тренированная воля Посвященного может направлять и использовать обитателей элементального мира. Многим теософам доводилось переживать кратковременный осознанный контакт с элементалами, но всякий раз это происходило помимо их воли. Когда же они сами пытались заставить элементала видеть, слышать или действовать так, как им того хотелось бы, единственным и неизменным ответом им было полное безразличие со стороны природных духов.

Их неудачи объясняются тем, что элементалам непонятны человеческие мысли; единственное, на что они реагируют, это вибрация в той области бытия, к которой они сами принадлежат, будь то цвет, форма, звук или еще что-нибудь.

[Священные учения Востока свидетельствуют о том, что человек представляет собою результат взаимодействия двух сходящихся дуг эволюции. Одна из этих дуг восходит от растительного царства через животное и знаменует собою эволюцию физического тела, тогда как другая дуга движется вниз от сверх-физической духовной расы, именуемой некоторыми «прародителями» или «питри»... Эта дуга знаменует нисходящую эволюцию духовной природы человека и развитие души].

В учениях Тайной Доктрины есть также один пункт, о котором почему-то очень часто забывают. Вышеописанная эволюция — падение из духовного мира в физический или восхождение от минерала к человеку — имеет место только в 1-м из двух последовательных Кругов. Когда же волна эволюции достигает начала четвертого «Круга», в центре которого расположена поворотная точка, где нисходящее движение сменяется восходящим (т.е. от физического к духовному), о человеке говорят, что он первым появился на земле, поскольку покрывающая землю растительность принадлежит к 3-му Кругу и в то время является еще эфирной, прозрачной. Первый человек (человечество) также был эфирным, ибо он — только тень (Чхайя), «принявшая образ» своих прародителей; или, иными словами, «астральное тело» или образ своего питри (отца). Вот почему в Индии говорят, что боги не имеют тени. После того, как пребывание человека в этой первоначальной расе заканчивается, эволюция наделяет его «плотским одеянием», сотканным из элементов земных царств — минерального, растительного и животного.

[Истинные элементы — гораздо более чисты и духовны, нежели их производные на физическом уровне].

Это одна из причин, почему объективный феноменальный мир называют «иллюзорным». Этот мир действительно представляет собой вечно изменчивую иллюзию, поскольку материя, из которой состоят его объекты, постоянно возвращается в свое первоначальное состояние, где становится невидимой для смертного человека. Земля, вода, воздух и огонь, которые мы видим и почитаем реальными, на самом деле только результат воздействий, оказываемых на наши чувства первоначальной материей. Эта материя образует различные комбинации, каждая из которых создает вибрацию, относящуюся к тому или иному типу, в зависимости от эффекта, производимого ею на человеческие органы чувств. Но как только комбинация разрушается, феномен перестает действовать и объект становится невидимым для нас.



1 От «Элохист», условного названия одного из предполагаемых источников Пятикнижия.

2 «Великий кит» — в каноническом варианте книги «Бытие» — «рыбы большие».

3 Имеется в виду составленный Е.П.Блаватской обзор некоего сочинения Поля Топинара, точное название которого не установлено. Он был опубликован в «Lucifer» (vol. I, September, 1887, p. 72—74).



Смотрите также:
Е. П. Блаватская «Примечания к \"Жизненной волне\"» Примечания к «Жизненной волне» [Первые тридцать четыре стиха наиболее древние о происхождении этого древнего сочинения мы можем лишь догадываться Это сочинение
60.52kb.
1 стр.
Сборник статей «Что есть Истина?»
67.83kb.
1 стр.
Культурная инициатива
6992.73kb.
29 стр.
Время лжепророков: гегель, маркс и другие
7957.15kb.
35 стр.
Библейские знамения времени
495.88kb.
1 стр.
Примечания к справке о стоимости активов на 29/12/2012 г. Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Коммерческая Недвижимость"
66.74kb.
1 стр.
На языке слез…
298.36kb.
1 стр.
Группа 31 удобрения примечания
7622.82kb.
36 стр.
Группа 31 удобрения примечания
92.39kb.
1 стр.
Невские «Гамулы»: Три года на одной волне с Камчаткой
92.7kb.
1 стр.
Примечания к коду 004 графа 11
254.24kb.
1 стр.
Вопросы к зачету
10.07kb.
1 стр.