Главная
страница 1
Открытый урок в 11 «В» классе (гуманитарный)

МБОУ «СОШ № 15»

Тема. Готовимся к части С (ЕГЭ). Комплексный анализ художественного текста ( по рассказу Тэффи Н.А. «Жизнь и воротник» ).

Цель. Научить выпускников писать сочинение- рассуждение в жанре ЭССЕ.

Учитель русского языка и литературы Анненкова Анастасия Ивановна (высшая категория, стаж работы 40 лет).

г. Гусь-Хрустальный

2013


Пояснительная записка.

У современного школьника нет времени (да часто и желания!) читать эпохальные произведения. Но читать всё-таки надо, ибо этого требует ЕГЭ по русскому языку. Часть С (сочинение-рассуждение в жанре ЭССЕ) – задание повышенного уровня сложности. За него можно получить > 20 баллов.

Для этого надо:

а. увидеть проблему текста

б. определить позицию автора на эту проблему и, самое главное, заявить свою собственную позицию (согласие или несогласие с автором), отстоять её,

в. аргументируя свою точку зрения.

А вот в качестве аргументов нужно приводить примеры не только из жизни, но и из художественной литературы, показывая свой кругозор, свою начитанность. Где же выход? Выход – малые жанры.

Чтобы, например, понять такое явление советской власти, как обобществление хозяйства или коллективизацию, не обязательно читать роман М.А. Шолохова «Поднятая целина». Достаточно рассказа «Пара гнедых» Тендрякова, там те же проблемы, но в более доступной форме.

Исторические события ХХ века – революцию, гражданскую войну можно увидеть глазами героя рассказа Платонова «Сокровенный человек», а вовсе не обязательно понимать их через героев романов «Белая гвардия» М.А. Булгакова или «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Сталинскую эпоху можно понять через жизнь и творчество А.И. Солженицына и его малую прозу «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», не читая произведения глобального масштаба: «Дети Арбата» Рыбакова или «Доктор Живаго» Пастернака. Подрастут – прочитают.

Великая Отечественная война описана в романе Бондарева «Горячий снег», дилогии Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», трилогии Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Они шли на восток», но многое о войне становится понятно, читая рассказы Кондратьева, Воробьёва, Некрасова и других.

Отсюда вытекает задание для исследовательской работы: раздаю темы и прошу учащихся найти их в литературе малого жанра. Так выпускники делают для себя открытия. Находят притчи, легенды, сказания, рассказы. Они называют имена современных писателей: Феликса Кривина, Коэльо Пауло, Ричарда Баха и других.

Так Добровольская Даша открыла для нас такое имя, как Лохвицкая Н.А. (литературный псевдоним Тэффи), которая писала короткую прозу в тридцатых – сороковых годах. Даша выступила с проектом, познакомила всех с творчеством этого незаурядного писателя, творчество которого - явление в литературе. И наш открытый урок («Комплексный анализ художественного текста»). ЕГЭ часть С (сочинение в жанре ЭССЕ) был построен на рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Этот рассказ, в котором море нравственных, морально-эстетических проблем, мы сумели за урок полностью проинсценировать и проанализировать так, как этого требует ЕГЭ часть С. Плюс дети получили домашнее задание: по произведениям авторов, которые пишут в малых жанрах (они сами для себя их открыли), написать ЭССЕ, а о творчестве приготовить проект. Вот такой выход из создавшейся ситуации мы нашли. Особенно это касается классов, не связанных с гуманитарными науками.

Ход урока.

- Скоро нас ждёт испытание: ЕГЭ по русскому языку часть С (сочинение-рассуждение в жанре ЭССЕ), задание повышенного уровня сложности. Но за него можно получить > 20 баллов.

Тема урока. Готовимся к части С «Комплексный анализ художественного текста» (по рассказу Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»). Эпиграфы, данные к уроку, смысл которых станет ясен в ходе работы.

Эммануил Кант (немецкий философ).

«Две вещи меня поражают: звёздное время над нами и нравственный закон внутри нас»

Иоганн Вольфганг Гёте (немецкий писатель).

«Кто хочет иметь всё – не получит ничего».

Вспомним о жанре и как писать сочинение-рассуждение по тексту в жанре ЭССЕ . ЭССЕ – жанр критики, этюд о каком-либо предмете, по какому-либо поводу. Эссеист (французский язык), прозаик, пишущий в жанре ЭССЕ.

Итак , у нас урок подготовки грамотных эссеистов.

Напомню схему: как строится сочинение-рассуждение в жанре ЭССЕ.

• проблема.

Из всех проблем текста выбираем одну; проблема, вопрос, задача. В основе проблемы - противоречие, конфликт.

- прокомментировать проблему – проследить ход мысли автора, расшифровать его взгляд на проблему.

• позиция автора – это его ответ на поставленный им же вопрос

• доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров на согласие или несогласие с позицией автора.

• делая вывод, не забудем вспомнить о проблеме. Вывод – это наш ответ на вопрос, заключенный в проблеме.

Накануне мы проводили исследование: среди обилия классической и современной литературы искали самые острые, проблематичные произведения, небольшие по объёму, но дающие богатую пищу для ума и сердца.

Вами были представлены материалы: притчи, легенды, басни, сказания. Вы открыли для себя такие имена, как Феликс Кривин, Коэльо Пауло, Ричард Бах. Молодцы. Пополнили свою духовную копилку: будет, чем аргументировать на экзамене.

Добровольская Дарья открыла для нас автора, по произведению которого построен наш урок.

Инсценирование рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Автор – Анненкова А.И.

Олечка – Добровольская Д.

Бабушка с кошельком – Рунова Ю.

Студент – Бельцов Д.

Муж – Павкин С.

Соседи.

Комплексный анализ текста.

Тэффи определила жанр своего произведения, как рассказ. А как еще можно назвать жанр?

- Это фельетон на злободневную тему в насмешливом, сатирическом тоне.

- Это притча. Она имеет иносказательный, поучительный смысл.

- Сказка без счастливого конца.

Определяем тему произведения:

• «влияние невзрачной вещицы» на человека, на его жизнь, на всемогущую судьбу.

• а какова идея? Какую главную мысль хотела донести до нас Тэффи, создавая этот рассказ?

Воротник может подняться на высоту жизни, а может жизнь опуститься до уровня воротника. Всё зависит от человека – от его выбора жизненной позиции.

• назовите главные образы произведения.

- Неясная, расплывчатая честность (в лице Олечки Розовой) и наглый самоуверенный образ воротничка. Главный художественный приём – антитеза.

- Кстати, о художественных приёмах. Среди заданий к тексту ЕГЭ есть одно, наиболее трудное: определить языковые средства. Зайдём в художественную мастерскую Тэффи и попробуем не только найти самые яркие из них, но и определить их роль в тексте.

( 5 минут самостоятельной работы по тексту)

Примерные ответы учащихся:

А. Я нашла цветопись. «Говорящая фамилия Олечка Розова – цвет нежности, невинности, непорочности (такой была героиня в начале борьбы с воротничком). Воротничок с желтой ленточкой: желтый цвет означает болезнь, желтая удавка душит её (вспомним Желткова из произведения «Гранатовый браслет» Куприна, Раскольникова и его комнату с грязными желтыми обоями Достоевского). «Крахмальная дрянь» не даёт вздохнуть свободно, избавиться от порока. Не случайно она на шее.

Б. С помощью градации Тэффи изображает процесс нравственного падения Олечки: воротник -> кофточка -> юбка -> ботинки -> всё ниже и ниже, наконец - пошлый полосатый диван.

Усугубляются и душевные мучения: сначала было жутко, потом Оля долго плакала, затем заикалась, краснела; наконец – её тошнило.

В. В рассказе много односоставных предложений: действие совершается без действующего лица, словно помимо воли героини. Это и создаёт впечатление, что воротник управляет Олей. Есть неполные короткие предложения, в них недосказанность. Множество абзацев: как будто Тэффи не пишет рассказ, а беседует со всеми нами. Да и язык близок к разговорному: «горше», «дрянь», «эх, жизнь».

Г. Мне кажется, весь рассказ «Жизнь и воротник» - необычная форма метонимии: в первой половине – Олечка, а во второй она превращается в воротник. Последний полностью овладел героиней и действует уже по своему усмотрению от её имени.

Автор будто переносит одну вещь (воротник) на весь мир изготовленных людьми «дряней». Да и Ольга не одна такая – их много. То есть это типичный образ и среди современниц Тэффи и, к сожалению, среди моих сверстниц - тоже.

Д. Автор использует также звукопись: акцентируется внимание на звуке [О] - Олечка Розова, воротник. Ломоносов говорил, что этот звук означает неожиданность, непредсказуемость, испуг (Ох! Ой! О!). Использование ассонанса помогает Тэффи привлечь внимание к чувствам героини. Она не такой уж потерянный человек, в ней есть совесть. Олечка напугана, мучается, переживает. Оксюморон «сладкая мука» также раскрывает суть состояния души Олечки Розовой. Борьба честности (в лице героини хоть и слабой, неясной, расплывчатой) и наглого воротника построены на антитезе.

Е. Гостиный Двор – единственное собственное имя в рассказе, кроме самой Оли. Повествователь хочет сказать: воротник - гость в жизни и судьбе героини. Она от него избавится, и всё наладится. Хочется в это верить.

Рассказ, конечно, психологичен. Восхищает эпитет «кроткая» Олечка и гипербола в эпилоге: «Краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на слово «обнимусь».

Ольга возвратилась к прежней скромной жизни. Но как много она потеряла! «Эх, жизнь!» - хочется воскликнуть вместе с автором.

- Мне кажется, путём языкового анализа произведения, мы выявили и проблемы текста, и угадали позицию автора.

Начнём с проблем (я давала домашнее задание - определить свою проблему и дать комментарий к ней), используя стихи поэта Эдуарда Асадова (любимого нами).

Какие же проблемы обозначил и хотел донести до нас автор?

Не забудьте: проблема – это вопрос, на который надо дать ответ.

Примерные ответы учащихся (домашнее задание).

• Проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая дрянь» одержать верх над жизнью и повернуть её в своё русло. Или наоборот – жизнь подняться над «желтой удавкой»? Ответ на этот вопрос даёт поэт Эдуард Асадов:

Жить ли век, воюя и любя,

Иль от праздной пошлости томиться,

Всё это зависит от тебя,

А точней, от жизненных позиций.

• Проблема ума и глупости (таланта и бездарности). Что более ценно: форма или содержание? Красивая внешность или богатый внутренний мир? Асадов поясняет:

Меж умным и глупым различие в чем?

Да в том, между прочим, что год за годом

Умный живёт лишь своим умом,

А глупый вечно следует модам.

- Ольга – пустая, глупая особа, ей скучно с мужем, потому она и опустилась до воротника.

• Проблема утраты нравственных ценностей. Почему «наглость» и «безобразие» побеждают «скромность» и «приличие»?

- Почему Ольга испытывает «сладкую муку»? Потакая своим прихотям, она лжет на каждом шагу. Асадов предупреждает:

Запомни навек и другим скажи:

Обман и ложь всё равно откроются.

Счастье нельзя построить на лжи,

Ведь счастья светлые этажи

Только на правде строятся.

- В финале строки поэта звучат, как приговор:

От счастья - счастья не ищут.

Та мудрость за нами рыщет.

А мы о ней вспоминаем,

Когда уже всё теряем.

• Проблема семейных ценностей. Важна ли любовь и взаимопонимание между супругами?

- Когда Ольга почувствовала неладное, она обратилась за помощью к мужу, но «честный малый» подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал. Это говорит о том, что он невнимателен к своей жене. И любят ли они друг друга по-настоящему?

Любовь дарит радости и печаль,

Восторги, сомнения и мечту.

Любовь – это звёздно-хмельная даль,

И крылья, несущие в высоту.

И это такой золотой запас,

Что в мире любого ценней богатства.

Но если она унижает вас,

Терзает и мучит до слёз из глаз,

Тогда это и не любовь, а рабство.

- Тэффи точно, живо и ярко передаёт философские проблемы всего человечества. Дача, машина, квартира, путёвка в Египет или Таиланд…. Мы, люди 21 века, слишком увлечены вещами, поглощены собственными желаниями. А близкие? А друзья? А природа? А книги? Не похожи ли и мы с вами на главную героиню этого рассказа. То есть - это проблемы не только философские, но и нравственные, морально-эстетические. Но из множества проблем сегодня на уроке берём одну.

• Проблему ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силён человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или всё-таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть её?

От слов о любви звенит голова.

Они и красивы и очень хрупки!

Однако любовь – не только слова.

Любовь – это, прежде всего, поступки.

… всё тот же Асадов.

Неблаговидные поступки Оли привели её, как мы знаем, к катастрофе, к разрыву с мужем. Где позиция автора, его ответ на им же поставленный вопрос? Ответ – сам рассказ. История, произошедшая с Олечкой Розовой, – художественное доказательство позиции автора. В чем же она заключается? Где вы еще увидели автора?

- Автор хочет предупредить нас: такое часто бывает в жизни. Хочет научить противостоять своим прихотям, а не «плыть по течению», как героиня рассказа. Тэффи хочет выработать в каждом из нас «иммунитет» против «воротничковой болезни».

- Каким вы еще увидели автора? Писательница не только иронизирует над своей героиней. Она сочувствует ей. Само её имя уменьшительно-ласкательное подчеркивает в характере Олечки детскую наивность, навевает мысль о беззащитности ребёнка, запутавшегося в паутине жизни. Смех этот добрый, не бичующий. Он направлен на нравственное очищение читателя. С другой стороны, автор сознаёт необходимость ответственности человека за свои поступки.

- А вы согласны с позицией автора?

- Я её полностью разделяю: ведь и сегодня многие, надевая на себя скорлупу дорогих вещей, забывают о своём главном предназначении в этом мире – быть, прежде всего, человеком, а не «воротничковой дрянью». Аргументы можно найти повсюду.

Говорят дети.

Чехов. Цикл рассказов «Футлярные люди». У героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича мечта всей жизни – барский дом и усадьба с крыжовником. Жил скупо, недоедал, недопивал, одевался, как нищий, жену голодом заморил, в конце концов, будучи уже старым и одиноким, осуществил свою мечту. А зачем? Разве в этом счастье? Из писем Чехова я узнал, что у Николая Ивановича был прототип. Только тот заболел раком и к моменту появления в усадьбе крыжовника не смог съесть ни одной кислой ягоды.

Чехов говорит словами А.С. Пушкина: «Тьма истин нам дороже нас возвышающий обман». И, чтобы избежать этого обмана, надо помнить о том, что цель и смысл жизни в чем-то более разумном и великом, а вовсе не в вещах, пусть даже и самых необходимых.

Толстой Л.Н. «Война и Мир».

- В то время, когда русские люди думали о спасении России от французов, когда семья Ростовых, жертвуя своим добром, отдаёт подводы для раненых, проявляя патриотические чувства, Берг, муж Веры, скупает в Москве по дешевке мебель, и даже не стыдится просить деньги у родственников. Л.Н. Толстой хочет сказать, что встречаются люди, для которых вещь (шкаф, буфет или комод) дороже Родины. Поступок Берга позорит и его (он ведь военный), и его семью тоже.

Мнение учителя:

- Я тоже полностью разделяю позицию автора. Ведь и сегодня многие, надевая на себя скорлупу дорогих вещей, забывают о своём главном предназначении в этом мире – быть, прежде всего, человеком, а не «воротничковой дрянью».

Рассказ очень напоминает произведение Николая Васильевича Гоголя «Нос», в котором нос самовольно отделяется от человека и расхаживает по городу в мундире, а люди не замечают абсурдности ситуации, видя только чин и положение особы. Но если у Гоголя нос действует обособленно, а хозяин пытается его вернуть, то воротник Оли Розовой не пытается от неё отделяться, да и сама героиня причастна ко всем его злоключениям.

Человек в произведениях этих авторов предстаёт в виде слабого, безвольного существа, над которым могут беспредельно властвовать вещи. Такого нельзя допускать! Необходимо контролировать своё поведение, уметь вовремя останавливаться.

Героиня рассказа Оля Розова молода, но своими поступками очень напоминает старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Итог их необдуманных поступков – «кто хочет всё, тот не получит ничего».

• Какой же вывод по проблеме у нас следует? Несмотря на иронию и даже сарказм, автор сочувствует Олечке, пытается вытянуть её из омута, верит в её возвращение к честной жизни. Ведь она понимает свою вину. Её «пример – другим наука»!

Думая, как поступить в том или ином случае, не забывайте о «звёздном небе над нами» (о Боге) и, главное, помните о «нравственном законе внутри нас» (о заповедях).

В высказывании Канта, которое мы взяли к уроку, безусловно, аллегорический смысл. Что означает «звёздное небо над нами»?

- Бог, вечность, память.

- Нравственный закон внутри нас?

- Наша совесть, душа.

Многому научил нас рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». В человеке всегда борются два начала – светлое и тёмное. Будем стремиться к тому, чтобы добро в нас всегда торжествовало над злом. И мир будет прекрасен!

Домашнее задание.



ЭССЕ по проблеме, которую вы увидели в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». ЭССЕ по произведению автора, которого вы для себя открыли по произведению малого жанра. На перспективу.


Смотрите также:
Рассказу Тэффи Н. А. «Жизнь и воротник»
118.06kb.
1 стр.
На выпускную квалификационную работу на соискание степени магистра филологии
65.24kb.
1 стр.
9 (21) мая 2012 года – 140 лет со дня рождения Тэффи Надежды Александровны
14.65kb.
1 стр.
Урок обсуждение: «Чужого горя не бывает», по рассказу Б. Васильева «Экспонат №…»
48.7kb.
1 стр.
Рассказу «Захар- калита»
168.67kb.
1 стр.
«Живое пламя» памяти (по рассказу Е. Носова)
49.62kb.
1 стр.
Рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос»
50.33kb.
1 стр.
Sleeve рукав collar воротник
26.84kb.
1 стр.
Надежда Александровна Тэффи. «Сила воли.»
24.63kb.
1 стр.
Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность
880.48kb.
5 стр.
Кукла Наталия
23.43kb.
1 стр.
Лохвицкая (Тэффи) Надежда Александровна
38.87kb.
1 стр.