Главная
страница 1
Лапичкова Валентина Петровна,

зам. директора Национальной библиотеки Республики Карелия,

исполнительный директор Библиотечной

Ассоциации Республики Карелия

Паспортизация библиотек Республики Карелия:

организация и основные итоги третьего этапа



Паспорт – 1). документ, который выдается государством для удостоверения личности своих граждан, 2). регистрационный и технологический документ, содержащий основные сведения о каких-либо предприятиях, зданиях, оборудовании, предметах домашнего обихода. (Словарь иностранных слов. – М. : Русский язык, 1979. – С. 374).
Организация паспортизации библиотек в 2006 г.

В практику работы библиотек Карелии паспортизация введена в 1992 г., когда Министерством культуры Республики Карелия и Национальной библиотекой Республики Карелия была разработана программа «Паспортизация библиотек Республики Карелия», рассчитанная на первом этапе на 1993–1996 гг.

Проведение в те годы паспортизации библиотек – регистрации и сбора сведений о состоянии библиотек – стало объективной необходимостью. До 1991 г. сведения о массовых библиотеках всех систем и ведомств можно было найти в статистическом отчете формы 80-А-РИК. Многим библиотекарям знакома эта форма отчетности массовых библиотек (системы Министерства культуры, профсоюзных библиотек, массовых библиотек других ведомств). Официальных сведений о других библиотеках – школьных, учебных заведений, предприятий, организаций, кроме сведений, представляемых в Междуведомственную библиотечную комиссию при Совете министров КАССР для подведения итогов социалистического соревнования на лучшую постановку библиотечного дела, тогда не было.

Изменение ситуации в стране и сборе статистики от других библиотек привело к отсутствию достоверных официальных сведений о состоянии библиотек всех систем и ведомств Карелии. Необходимость сбора данных обо всех библиотеках республики для разработки «Концепции развития библиотечного дела в Республике Карелия» стала настоятельной потребностью и привела к разработке специальной программы «Паспортизация библиотек Республики Карелия». Разработка и реализация данной программы совпала с началом деятельности по информатизации библиотеки. Естественным образом процессы паспортизации и информатизации библиотек привели к созданию электронной базы данных


о библиотеках всех систем и ведомств Карелии.

За период с 1992 г. паспортизация всех библиотек республики проведена трижды – по состоянию


на 01.01.1997 г., на 01.01.2001 г., на 01.01.2006 г. Для организации паспортизации библиотек на каждом этапе были проведены подготовительные мероприятия: составлен бланк паспорта библиотеки и инструкция по его заполнению; разработано, адаптировано и введено в эксплуатацию автоматизированное рабочее место «Паспорт библиотеки»; подготовлены схемы рабочих таблиц, базы данных и составлена структура информационно-статистического отчета по итогам паспортизации библиотек.

Особенностью проведения паспортизации библиотек в Карелии является ее межведомственный характер. Среди организаторов паспортизации библиотек – Министерство культуры и по связям с общественностью РК, Министерство образования РК, Национальная библиотека РК. Давним партнером и консультантом по проведению паспортизации библиотек является Территориальный отдел Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия РК. Среди участников – библиотеки всех видов: государственные, муниципальные, библиотеки РАН, НИИ, образовательных учрежднений, библиотеки предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, кроме личных, воинских


и пенитенциарных библиотек.

В 2006 г. в соответствии с республиканской целевой программой «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 года» (п. 7.1.1. Проведение паспортизации сети культурно-досуговых учреждений) и во исполнение приказа Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 23.03.2006 г. № 97 в библиотеках Карелии проходил третий этап паспортизации библиотек. Среди ее целей – регистрация основных сведений обо всех существующих библиотеках Карелии, актуализация банка данных о состоянии библиотечного дела в республике и прогнозирование его развития на долгосрочную перспективу. Задачами третьего этапа паспортизации библиотек Карелии были методическое обеспечение, адаптация и поддержка автоматизированной системы «Паспортизация библиотек Республики Карелия» и дальнейшее ее использование при ежегодном сборе статистики; организация регулярного статистического наблюдения за библиотеками Карелии; аналитическая обработка данных о библиотеках и информационное сопровождение работ и мероприятий по проведению паспортизации библиотек.

В новый бланк «Паспорта библиотеки» в сравнении с бланком 1997 г. и 2001 г. внесено много дополнительных сведений, обусловленных необходимостью получить максимально возможные актуальные данные о библиотеках республики. Новый бланк паспорта библиотеки – это результат коллективной работы библиотек – методических центров. Разработчики паспорта стремились сохранить основные разделы паспорта, чтобы получить сопоставимые показатели с итогами паспортизации библиотек 1997 г. и 2001 г., а также получить сведения об особенностях и специфике библиотек. Впервые в паспорт библиотеки введены графы о количестве населения в зоне обслуживания (для учебных библиотек – о количестве обучающихся) и количестве часов в неделю, когда библиотека открыта для пользователей, адрес сайта и электронной почты библиотеки. Эти сведения позволят соотнести число жителей с числом пользователей библиотеки и сделать вывод о ее привлекательности для населения.

Для анализа полноты учета показателей деятельности библиотек и выявления проблем в практике использования ГОСТа 7.20-2000 «Библиотечная статистика», а также для расчета реальных нагрузок


на библиотекаря в паспорт введены новые графы: в раздел «количество пользователей» – физические лица, юридические лица, абоненты МБА, ВСО, ДД, абоненты информации; в другие разделы – количество мероприятий, количество справок, количество отказов, объем средств, получаемых от платных услуг. Для анализа кадрового потенциала библиотек и разработки программ развития персонала библиотек введен такой показатель как «количество документов (сертификатов) о повышении квалификации библиотекарей», который покажет реальное состояние работы по развитию кадров в библиотеках.
В раздел паспорта «Материально-техническая база» введены новые графы: количество аварийных ситуаций и наличие вызывной сигнализации, которые будут использоваться при анализе деятельности
по обеспечению безопасности библиотек.

Технология проведения паспортизации библиотек в 2006 г. не изменилась и была построена на вертикальной связи библиотек – методических центров. Утвержденные Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия бланки паспортов в электронном и печатном варианте поступили в районные библиотеки – методические центры муниципальных районов, а от них – во все библиотеки муниципальных районов. Каждая библиотека самостоятельно, на основании имеющихся документов, заполнила два экземпляра паспорта и отправила в центральную библиотеку, а центральная библиотека после проверки паспортов и ввода данных в электронные паспорта библиотек отправила бланки паспортов всех библиотек своего района в Национальную библиотеку Республики Карелия. Затем с помощью библиотек – методических центров (Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета и Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия), происходил прием бланков паспортов от центральных библиотек и создавалась база данных. В этой работе использовался опыт методической работы библиотек других ведомств: Научная библиотека ПетрГУ собирала паспорта от библиотек методического объединения библиотек высших и средних специальных заведений, Центр развития образования г. Петрозаводска – от библиотек образовательных учреждений города. На основе базы данных подготовлены таблицы и данный информационно-статистический сборник.

Итоги паспортизации библиотек доведены до всех ее организаторов и участников. Сведения по итогам трех этапов паспортизации библиотек являются официальными данными о состоянии библиотечного дела и служат статистической базой для анализа и прогноза развития библиотек в Карелии.
Основные итоги паспортизации библиотек по состоянию на 01.01.2006 г.

Анализ данных по итогам паспортизации библиотек Республики Карелия за 2005 г. показывает статистическую картину состояния библиотечного дела.



Основные показатели деятельности библиотек Карелии по трем этапам паспортизации за 1996–2005 гг.:


Показатели

2005 г.

+ к 2000 г.

2000 г.

1996 г.

Численность населения (тыс. чел.)

697,5

-64,3

761,8

780,3

Сеть библиотек

646

-93

739

791

Количество пользователей

626769

+47903

578866

560936

Количество посещений (тыс. раз)

5382,8

-164,1

5546,9

5067,2

Количество книговыдачи (тыс. экз.)

11795,24

-1149,30

12944,54

13559,30

Количество библиотечного фонда (тыс. экз.)

15510,06

-1680,30

17190,36

18635,00

Количество библиотечных работников (чел.)

1471

-66

1537

1534

Процент охвата библиотечным обслуживанием

89,86

+13,87

75,99

71,89

Книгообеспеченность на 1 жителя

22,24

-0,32

22,56

23,88

Читаемость на 1 жителя

16,91

-0,08

16,99

17,38

Посещаемость на 1 жителя

7,72

+0,44

7,28

6,49

Обращаемость фондов

0,76

+0,01

0,75

0,73

Сеть библиотек Республики Карелия достаточно развитая и составляет по представленным


на 1 января 2006 г. паспортам 646 библиотек (Таблица 1). В среднем, на каждую тысячу жителей республики приходится одна библиотека. 41 % сети библиотек составляют муниципальные (публичные) библиотеки, при этом уже более десяти лет наблюдается сокращение этой сети библиотек. Несмотря
на сокращение сети муниципальных (публичных) библиотек, население отдает предпочтение именно этому виду библиотек, которые обслуживают около 52 % всех пользователей библиотек республики. Сеть учебных библиотек (школ, лицеев, колледжей, высших и средних специальных учебных заведений) составляет 44 % от числа библиотек Карелии, они развиваются стабильно и показатели их деятельности составляют в среднем 30 % от показателей всех библиотек республики. Среди библиотек Карелии пока еще сохраняются профсоюзные библиотек (их всего лишь 4), их показатели деятельности стабильны, их пока еще содержат профкомы крупнейших предприятий Карелии, но их судьба непредсказуема. Значительно сократилась сеть научно-технических библиотек – на 25 %, их показатели имеют тенденцию
к уменьшению, в их деятельности все чаще преобладает договорная деятельность на платной основе.

Развитие сети библиотек Карелии за 1999–2005 гг.:




Тип библиотек

2005 г.

+ к 2000 г.

2000 г.

1996 г.

Государственные республиканские

3

-1

4

4

Муниципальные (публичные)

264

-69

333

372

Научные

1

=

1

1

ВУЗов

9

+6

4

3

ССУЗов

14

-2

16

16

Проф. лицеев, техникумов

17

-5

22

21

Школ

243

-16

259

270

Учреждений доп. образования

8

+2

6

Нет сведений

Спецшкол

6

-2

4

Нет сведений

НТБ, ТБ

18

-6

24

39

Предприятий, организаций

59

+24

35

Нет сведений

Общественных организаций (профсоюзов)

4

=

4

14

ВСЕГО

646

-93

739

791

Одной из основных концептуальных идей развития библиотечного дела в Карелии является формирование единого библиотечного пространства Республики Карелия как части библиотечного пространства России, которое представляет собой систему связей библиотек и библиотечных объединений. Сегодня систему библиотек Карелии можно представить как единый «библиотечный зонтик», под которым собраны все библиотеки, и большая часть пространства Карелии покрыта наличием возможности доступа к библиотечным услугам через библиотеки разных видов и уровней. 95 % населения Карелии имеет доступ к библиотекам, почти 90 % населения пользуется библиотеками, и мы можем говорить о практическом решении проблемы доступности библиотечного обслуживания.

Основу библиотечного обслуживания населения в Карелии составляют 264 муниципальные (публичные) библиотеки. За периоды между первым и третьим этапами паспортизации библиотек эта сеть сократилась на 108 библиотек, при этом наибольшее влияние на сокращение сети муниципальных библиотек оказали оптимизация бюджетной сферы и административная реформа.

Оптимизация сети муниципальных библиотек являлась составной частью оптимизации бюджетной сферы в связи с внедрением Закона Республики Карелия «О республиканских социальных и финансовых нормативах» № 404-ЗРК от 31.03.2000 г. и изменений к нему, принятых в последующие годы. В Карелии был установлен, с учетом низкой плотности населения и отдаленности большинства населенных пунктов от центра, республиканский норматив обеспечения библиотеками – одна общедоступная библиотека в населенном пункте от 300 до 5 тысяч жителей, в отличие от российских норм, этот республиканский норматив был снижен с 500 до 300 жителей.

Оптимизация сети библиотек в те годы также повлияла на развитие ЦБС как хозяйствующих субъектов: Из 17 ЦБС республики 16 ЦБС получили статус юридического лица и стали самостоятельными,
в 2007 г. этот процесс будет завершен, с 1 июля начинает свою деятельность МУ «Лоухская ЦБС».

Период между вторым и третьим этапами паспортизации библиотек – 2000–2005 гг. – весьма сложный период именно для муниципальных библиотек, период подготовки и внедрения административной реформы. В связи с административной реформой и разграничением полномочий произошло изменение административно-территориального деления республики и вместо 19 районов и городов появились новые муниципальные образования – поселения (108), городские округа (2), муниципальные районы (16).

Паспортизация библиотек показала, что сохранение объединений библиотек (ЦБС) – основное условие сохранения управляемости библиотечным делом на муниципальном уровне. В 17 из 18 муниципальных районов (городских округов) ЦБС сохранены и осуществляют единую библиотечную политику.
В Лахденпохском районе в 2005 г. ЦБС была расформирована, муниципальные библиотеки переданы
на уровень поселений и теперь вместо 16 библиотек осталось только 2 в центре муниципального района – Лахденпохском городском поселении, а 14 сельских библиотек вошли как структурные подразделения в состав КДЦ (культурно-досуговых центров). Получение паспортов от этих центров стало самой большой проблемой в паспортизации библиотек Карелии, хотя среди основных направлений деятельности КДЦ обозначено именно такое направление как организация библиотечного обслуживания населения.

Сегодня наблюдается процесс создания культурно-досуговых центров в небольших населенных пунктах и включение в их структуру маленьких библиотек. Внедрение Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (далее – ФЗ № 131) и изменений к нему, а также других законов о разграничении полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью вызвало сокращение числа муниципальных библиотек. Наряду с названными законами, на сетевое размещение библиотек повлияло уменьшение численности населения, в т. ч. детей, закрытие школ и ряда населенных пунктов. Возможно, будет происходить слияние как внутри сети муниципальных библиотек (сельских, городских с детскими), так


и слияние сети муниципальных и учебных библиотек, других муниципальных учреждений на той базе, которая более соответствует требованиям, предъявляемым к современным библиотекам. Пользователю, в конечном итоге, все равно, к какому ведомству относится библиотека, для него главное – удовлетворить свои потребности в книгах и информации.

К положительным тенденциям в развитии библиотечного дела в Карелии можно отнести увеличение числа пользователей (Таблицы 1–2). Эта тенденция сохранится в ближайшие годы и связана она, прежде всего, с развитием информатизации библиотек. 35 % библиотек республики имеют компьютеры,


за это время число библиотек, имеющих компьютеры, выросло в 5 раз. Доступ в Интернет имеют 17 % библиотек, число библиотек, имеющих выход в Интернет, увеличилось в 4 раза (Таблица 14). В 2005 г.
в 1,5 раза увеличился объем электронного каталога всех библиотек (Таблица 12), стремительно возросло число пользователей, обращающихся к электронным каталогам и составляет уже около 6 % от общего числа пользователей. Анализ тенденций в развитии информатизации библиотек позволяет строить прогноз на увеличение числа виртуальных пользователей библиотек за счет роста числа пользователей электронных ресурсов библиотек и ставит проблемы развития этих ресурсов в соответствии с запросами пользователей.

Анализ данных о посещаемости библиотек и массовых мероприятий, проводимых библиотеками, свидетельствует о развитии досуговой функции библиотек (Таблица 7). В структуре посещений библиотек наблюдается увеличение числа посещений массовых мероприятий и составляет около 8 % от общего числа посещений. Впервые получены сведения о количестве проведенных массовых мероприятий, которые составили в 2005 г. 25812 мероприятий, их посетило 438,8 тыс. человек (Таблица 7). Также впервые получены сведения о составе пользователей, пользующихся услугами доставки документов, межбиблиотечного абонемента и внутрисистемного обмена, индивидуального и коллективного информирования, справочного обслуживания (Таблица 5). Эти сервисные услуги имеют тенденцию к росту


и подтверждают информационную роль библиотек.

Также к положительным тенденциям можно отнести уменьшение совокупного библиотечного фонда, книгообеспеченности на жителя и пользователя, увеличение обращаемости фонда. Но, сравнение достигнутых в 2005 г. показателей книгообеспеченности на 1 жителя – 22,23 книг, обращаемости фонда – 0,75, обновляемости фондов – 3,1 с нормативами, рекомендуемыми ИФЛА/ЮНЕСКО, убеждает, что эти прогрессивные тенденции нуждаются в более быстром их развитии и приближении к международным нормам: книгообеспеченность – 4–9 томов на жителя, обращаемость фондов – 5 раз за год, обновляемость фондов – 10 % в год от имеющегося фонда для муниципальных библиотек. Вывод очевиден: фонды библиотек чрезмерны и используются неэффективно, необходим серьезный анализ состава и использования фондов, необходимо скорейшее освобождение от неиспользуемой литературы и обновление фондов актуальной литературой, в перспективе необходима разработка стратегии управления фондом библиотек.

К положительным тенденциям, имеющим стабильный характер, можно отнести итоги деятельности библиотек образовательных учреждений. Открылись новые высшие учебные заведения (филиалы)
и в них образованы библиотеки (5), закрылся ряд библиотек общеобразовательных учреждений (22), библиотек средних специальных учебных заведений (2), библиотек профтехобразования и лицеев (5). При закрытии 24 библиотек образовательных учреждений число пользователей в них практически не изменилось, а число посещений библиотек возросло на 26 %. В этих библиотеках более интенсивно, чем в других, развивается информатизация библиотечных процессов: 53 % библиотек имеют компьютеры, 25 % – выход в Интернет, среди этого вида библиотек находится единственная, полностью компьютеризированная библиотека – библиотека Карельского филиала Северо-Западной академии госслужбы.

Впервые получены сведения об обновляемости фондов, которая составляет около 3 %, о количестве поступающих газет и журналов (Таблица 11); общем количестве массовых мероприятий (25812), количестве отказов (24979), количестве справок (494235) и др. показателях деятельности библиотек (Таблица 12). Пока эти сведения не с чем сравнивать, но само знание об этих процессах и их параметрах поможет при анализе деятельности отдельных библиотек.

К негативным тенденциям можно отнести уменьшение книговыдачи и читаемости (Таблицы 8). Наверное, это общенациональная тенденция, подтверждаемая статистикой паспортизации библиотек нашей республики, но снижение интереса к чтению в нашей стране происходит аналогично этим процессам в других странах. Возможно, обновление фондов библиотек сможет повысить интерес к чтению
у читающего населения, приобщение к чтению нечитающего населения – глобальная проблема, которую органы власти и библиотеки должны уже сегодня осознать и предпринимать меры по организации досуга населения за счет различных форм библиотечного обслуживания.

По инициативе Библиотечной Ассоциации Республики Карелия в 2007 г. в Карелии при поддержке Главы Республики Карелия, Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Министерства образования Республики Карелия, Карельского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия», Карельской республиканской организации «Общество любителей книги», Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия» и многих других друзей библиотек проводится Год чтения. Библиотечная общественность поставила задачи приобщения к чтению максимально возможного числа жителей республики и ориентированности всей работы библиотек на досуговые мероприятия как в стенах библиотек, так и вне библиотек.

Знание достоверных данных о социально-экономическом развитии республики и развитии сети библиотек, норм внедряемых законов помогут при принятии административных решений о перспективных направлениях организации библиотечного обслуживания населения в республике и каждом поселении
с учетом уже имеющейся сети библиотек. Анализ показателей деятельности библиотек по данным паспортизации 1997, 2001 и 2006 гг. поможет определить долгосрочные цели и задачи в деятельности библиотек Карелии, сформулировать миссию библиотек для обсуждения при внесении изменений в «Концепцию развития библиотечного дела в Республике Карелия» и определить стратегию и тактику развития библиотек Карелии на долгосрочную перспективу.
Основные проблемы организации библиотечного обслуживания в Карелии и пути их решения.

1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и доступность библиотечного обслуживания.

Население Республики Карелия на 01.01.2006 г. составляло 697,5 тыс. человек, которые проживали в 702 населенных пунктах. В 333 населенных пунктах, где проживало 2,4 % населения, нет муниципальных библиотек или пунктов выдачи от этих библиотек, при этом только в 17 населенных пунктах проживает более 100 человек, а в остальных – менее 100 человек.

ФЗ № 131 среди многих полномочий муниципальной власти обозначил полномочие «организация библиотечного обслуживания», которое сегодня должно быть обеспечено через муниципальные библиотеки. В ряде населенных пунктов Карелии не организовано библиотечное обслуживание населения библиотеками этой сети:




Муниципальный

район


Поселение

Населенный пункт

(количество жителей)

Перечень

библиотек

(количество

пользователей)


Примечания

Беломорский

Сумпосадское

сельское

п. Вирандозеро

(656 чел.)


Школьная

библиотека

(85 чел.)


44 км от центра МО,

98 км от центра МР


п. Маленга

(222 чел.)


нет

77 км от центра МО,

133 км от центра МР


Кемский

Куземское

сельское

с. Гридино

(94 чел)


нет

94 км от центра МО,

150 км от центра МР


Кондопожский


Кяпписельгское

сельское

п. Пролетарка

(218 чел.)


нет

2,5 км от центра МО,

90 км от центра МР


Лахденпохский



Мийнальское

сельское


п. Метсямикли

(98 чел.)



нет

5 км от центра МО,12 км от центра МР

Элисенваарское

сельское


п. Вялимяки

(216 чел.)



нет

7 км от центра МО, 48 км от центра МР

Лоухский


Кестеньгское

сельское


п. Новый Софпорог

(142 чел.)



нет

32 км от центра МО, 86 км от центра МР



Медвежьегорский



Пиндушское

городское



ст. Вичка

(195 чел)


нет


5 км от центра МО, 8 км от центра МР

Челмужское

сельское


п. Возрицы

(90 чел.)


нет


19 км от центра МО, 65 км от центра МР

Олонецкий



Коверское

сельское


д. Нурмолица

(113 чел.)


нет


12 км от центра МО, 15 км от центра МР

Коткозерское

сельское


п. Интерпоселок

(64 чел.)


нет


21 км от центра МО, 63 км от центра МР

Питкярантский



Питкярантское

городское


д. Койринойя

(108 чел.)


нет


11 км от центра МО и центра МР

остров

Лункулансаари

(113 чел.)

нет


14 км от центра МО, 49 км от центра МР

Прионежский



Деревянское

сельское


д. Ужесельга

(210 чел.)


нет


10 км от цента МО, 17 км от центра МР

Шуйское

сельское


д. Бесовец

(148 чел.)


нет


3 км от центра МО, 23 км от центра МР

Пудожский



Пяльмское

сельское


п. Тамбичозеро

(139 чел.)






30 км от центра МО, 129 км от центра МР

Красноборское

сельское


д. Нигижма

(91 чел.)


нет


4 км от центра МО, 21 км от центра МР

Суоярвский



Поросозерское

сельское


п. Гумарино

(211 чел.)



Школьная

Библиотека

(31 чел.)


32 км от центра МО, 112 км от центра МР

Лоймольское

сельское


п. Вегарус

(200 чел.)


нет


70 км от центра МО, 35 км от центра МР

Сортавальский



Хаапалампинское сельское

п. Ниэмелянхови

(280 чел.)


нет


7 км от центра МО, 16 км от центра МР

Решить проблему организации библиотечного обслуживания в малочисленных населенных пунктах можно через развитие внестационарной сети, организуя, прежде всего, стоянки библиобуса. На оперативном совещании в Правительстве Республики Карелия, состоявшемся 19 сентября 2005 г., при рассмотрении вопроса «Об организации библиотечного обслуживания отдаленных населенных пунктов Республики Карелия в современных условиях» было дано поручение органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия предусматривать средства на организацию транспортного сообщения между населенными пунктами с целью предоставления доступа населения к культурным ценностям.

Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия и Национальной библиотекой Республики Карелия в 2006 г. подготовлен проект «Передвижной библиотечно-информаци-онный комплекс», предусматривающий приобретение библиобусов для муниципальных образований Республики Карелия в течение 2007–2010 гг. Реализация этого проекта поможет обеспечить внестационарным библиотечным обслуживанием все населенные пункты Республики Карелия, независимо от количества проживающего в них населения.
2. Ресурсная обеспеченность библиотек и перспективы их развития для обеспечения населения библиотечными услугами.

Основной вектор развития библиотечного обслуживания в Карелии – «Ресурсы–Услуги–Качество» определен как стратегическое направление деятельности библиотек. От решения именно этих вопросов зависит реализация миссии любой библиотеки – формировать социально-культурную среду, в которой успешно проходило бы информационное, образовательное и культурное развитие человека; поднимать культурный уровень населения; создавать в библиотеке условия для проявления способностей жителей; содействовать стабильному и экономическому росту территории. Вложения в организацию библиотечного обслуживания не дают быстрого эффекта и отдачи, это долгосрочные инвестиции для тенденций роста, это инвестиции в человека, в будущее.

Ресурсы – это наш «капитал» в организации библиотечного обслуживания. Все, что имеют библиотеки, что их окружает – все это ресурсная база библиотек.

Материальные ресурсы библиотечного обслуживания – потенциальный источник удовлетворения потребностей пользователей библиотек, к ним можно отнести здания и коммуникации библиотек, оборудование и технические средства, фонды и справочный аппарат библиотек.

76 % библиотек располагаются в зданиях, находящихся на балансе учредителя, 85 % библиотек имеют удовлетворительное состояние зданий. Как и в предыдущем этапе паспортизации, 67 % библиотек имеют центральное отопление; на 6 % уменьшилось число библиотек, располагающихся в деревянных зданиях. 10 % библиотек требуется капитальный ремонт, а в 9 % библиотек в 2005 г зафиксированы аварийные ситуации (Таблицы 20–23). Создание комфортных и безопасных условий пользования библиотеками – стратегически важная задача, ее решение потребует объединения усилий учредителей библиотек и работников библиотек.

Обеспечение библиотек оргтехникой и средствами связи развивается достаточно быстрыми темпами. 35 % библиотек имеют компьютеры, 28 % – принтеры, 29 % – телефоны, 11 % – копировальные аппараты, 7,5 % –сканеры (Таблица 13).Паспортизация 2006 г. зафиксировала развитие автоматизированных процессов в библиотеках: 6 % используют компьютерные технологии в аналитической росписи статей, 5 % – в обработке фондов, комплектовании, 4 % – в учете пользователей (Таблица 14). В перспективе должно произойти техническое переоснащение библиотек и каждая библиотека будет иметь выход в Интернет, компьютер, принтер, телефон, копировально-множительную технику, библиотечную мебель, средства для обработки и защиты документов, теле-, аудио-, видеоаппаратуру, презентационную технику, пожарно-охранную сигнализацию, огнетушители и другое оборудование, будет внедрена информатизация в основные библиотечные процессы. В каждом муниципальном районе должен быть библиобус для обслуживания небольших населенных пунктов, что позволит решить проблему 100-процентного обеспечения доступа к библиотекам.

Фонд библиотек как основной информационный ресурс уменьшился на 1,68 млн экз., в его структуре уменьшился фонд печатных документов на 2,4 млн экз., возросло число аудиовизуальных документов
и электронных документов (Таблица 10). Качество фонда и его информационная ценность по-прежнему являются проблемой № 1 для сельских и детских муниципальных библиотек, школьных библиотек. До 2015 г. в соответствии с «Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской федерации» необходимо обновить фонды муниципальных библиотек по международному и российскому нормативу – 250 наименований книг на 1000 жителей в год.

Наличие справочно-библиографического аппарата является неотъемлемой частью любой библиотеки. 83 % библиотек имеют алфавитный каталог, 75 % – систематический каталог, 6,5 % библиотек имеют электронный каталог. По-прежнему не имеют алфавитных каталогов 32 % школьных библиотек


и 39 % библиотек предприятий и учреждений (Таблица 12). Развитие справочно-библиографического аппарата должно соответствовать основной идее развития информационного пространства библиотек
и отражать фонды библиотек. Библиотеки в скором времени перейдут на корпоративные электронные технологии и создание сводных электронных каталогов; в процессы комплектования и каталогизации библиотечных фондов будут внедрены новые методики на основе информационных систем; совокупный библиотечный фонд будет отражен в каталогах библиотек Карелии.

К ресурсам библиотечного обслуживания необходимо относить наших пользователей, которые формируются в библиотеке как читатели и потребители информации; партнеров, которые влияют на содержание работы библиотек; интеллектуальную собственность библиотек и их продукцию, издаваемую


и создаваемую в библиотеках; информационные ресурсы, в т. ч. фондовые ресурсы; инфраструктуру библиотек и многое другое.

В составе пользователей 92 % составляют физические лица. В 3 ЦБС – Беломорской, Олонецкой, Петрозаводской, а также в Национальной библиотеке Республики Карелия, Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия запись пользователей (физических и юридических лиц) осуществляется


на основании Договоров об обслуживании. Паспортизация зафиксировала появление в составе пользователей юридических лиц. Пока лишь только 601 предприятие, учреждение, организация пользуются услугами библиотек, но библиотеки ориентированы на работу с этой группой пользователей, поэтому число этой группы пользователей будет возрастать (Таблица 5). Среди пользователей библиотек 2,5 % от общего числа пользователей составляют абоненты, которые получают специальные услуги: информирование по запросам (768 коллективных и 1759 индивидуальных абонентов), литературу и копии документов по каналам МБА (2960 абонентов), ВСО (9019 абонентов) и ДД (1657 абонентов).

В структуре населения дети от 0 до 14 лет составляют 14,8 %, эта же возрастная категория в структуре пользователей библиотек составляет 30,1 %.Юношеское население (от 15 до 24 лет) составляет 17,4 % от общего числа проживающих в Карелии, в структуре пользователей библиотек эта возрастная категория составляет 39,3 % (Таблицы 3–4). Сопоставление возрастного состава населения и структурного состава пользователей библиотек позволяет сделать вывод о том, что каждый молодой человек из этой группы пользуется услугами двух библиотек. Остальное население (от 24 лет и больше) составляет 67,8 % от числа жителей и 30,6 % от числа пользователей и пользуется, как правило, одной библиотекой.

Для создания равных условий доступа разных групп населения к библиотечным услугам необходима разработка стандартов и критериев оценки качества услуг, а также совершенствование нормативно-правовой базы в области библиотечного дела как на федеральном, так и на республиканском, и на муниципальном уровнях.

Трудовые ресурсы, о которых говорят «Кадры решают все», в библиотеках Карелии достаточны (Таблицы 15–19). Библиотечное обслуживание в Республике Карелия обеспечивают 1814 человек, в том числе 1471 библиотечных работников. 50 % библиотекарей имеют высшее образование, в том числе высшее специальное образование – 20 %. Библиотекари Карелии постоянно учатся, только в 2005 г. 32 % из них, по данным паспортизации, получили сертификаты и свидетельства о повышении квалификации. Библиотекари Карелии уже давно поняли, что «ученье – свет» и постоянно повышают свою квалификацию. Устремления библиотекарей Карелии в профессиональном развитии направлены на формирование современных библиотечных ресурсов и внедрение передового библиотечного опыта, повышение качества предоставляемых услуг и эффективности библиотечного обслуживания.

Ситуация с кадровым обеспечением в библиотеках Карелии стабильна. Но проблема старения кадров является достаточно острой проблемой: 30 % составляют библиотечные работники свыше 50 лет, 33 % – от 41 до 50 лет. Библиотеки нуждаются в привлечении молодежи, владеющей современными навыками поиска и обработки информации, инновационной и традиционной библиотечной деятельности. Библиотечные работники ожидают развития системы оплаты труда и внедрения методов материального стимулирования в соответствии с достижениями библиотек и результатами работы. Повышение престижа профессии библиотекаря – насущная проблема библиотечного дела; без государственной поддержки эта проблема может стать самой труднорешаемой проблемой развития библиотек.

Финансовые ресурсы, причем, достаточные – это мечта любого библиотекаря. Эта мечта всегда имела и будет иметь ограничение, потому что мало иметь достаточные финансовые средства, важно рационально, эффективно, своевременно, в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами их потратить. Сколько стоит библиотечное обслуживание 1 жителя? Этот вопрос в связи с внедрением ФЗ № 131 встал перед каждым муниципальным образованием, потому что в перечне вопросов органов местной власти обозначено полномочие – «Организация библиотечного обслуживания». В Республике Карелия вопрос стоимости библиотечного обслуживания на 1 жителя (без стоимости коммунальных услуг) рассчитан в 2005 г. при участии Национальной библиотеки Республики Карелии и составил 227 руб. Этот финансовый норматив применялся при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов по Закону РК № 916-3 РК от 1 декабря 2005 г.


(в 2006 году – 250 руб. по Закону РК № 962-3 РК от 5 июня 2006 г., а в 2007 г. – 272 руб. по Закону РК № 1036-З РК от 16 декабря 2006 г.).

Использование этих законов и разработка на их основе муниципальных нормативов финансирования организации библиотечного обслуживания создают благоприятную финансовую ресурсную базу для развития библиотек. Например, в 2005 г. на библиотечное дело в Республике Карелии по муниципальным общедоступным (публичным) библиотекам израсходовано 82,0 млн руб., или 114 руб. на 1 жителя,


а возможный бюджет 2005 г. при финансовом нормативе для межбюджетных отношений – 227 руб.
на жителя мог бы составить почти 158 млн руб., т. е. муниципальные библиотеки недополучили 66 млн руб. Дополнительным источником финансирования деятельности библиотек служат доходы от оказания платных услуг. В 2005 г. 21 % библиотек Карелии оказывали дополнительные услуги и получили 2,2 млн руб., в среднем поступления от платных услуг составляют около 1–3 % от общих затрат на содержание библиотек (Таблица 24). В муниципальных образованиях необходимо разработать и принять муниципальные нормативы финансирования организации библиотечного дела, что позволить библиотекам иметь достаточную финансовую поддержку для дальнейшего развития библиотечного дела.

У каждой библиотеки может и должна быть разработана стратегия развития ресурсов, основанная на перспективах развития библиотечного обслуживания, конечной целью на уровне региона может быть такое развитие ресурсов, когда у каждой из библиотек будет «свое лицо», «своя ниша» и в библиотечном обслуживании не будет «библиотечных дыр» – малоизвестных на региональном уровне библиотек


и населенных пунктов без библиотечного обслуживания. Стратегия развития ресурсов библиотек должна быть направлена на выравнивание возможностей библиотек и предоставление жителям равных возможностей доступа к информации.
3. Сопоставимость показателей деятельности библиотек.

В библиотеках Карелии стандарт по библиотечной статистике – ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» внедряется с 2002 года. За эти годы проблеме внедрения данного ГОСТа было уделено достаточно много внимания библиотек – методических центров. На самых разных мероприятиях системы повышения квалификации библиотечных работников различных ведомств проведены обсуждения положений этого стандарта, проанализировано состояние учета библиотечной статистики, проведено обучение персонала и т. д.

Итоги паспортизации библиотек Карелии, проведенной в 2006 г., показали, что с внедрением данного стандарта в практику работы отдельных библиотек есть определенные проблемы. Например, 5 библиотек не ведут учет пользователей, в 20 библиотеках нет учета абонентов информации и МБА,
в 44 библиотеках не учитываются посещения библиотек, в 178 библиотеках нет учета посещений массовых мероприятий, в 43 библиотеках нет учета фондов и т. д. Неполный учет основных показателей работы библиотек в соответствии с параметрами этого стандарта создает недостоверную картину библиотечной статистики и отрицательно сказывается на прогнозе развития библиотек.

В практике работы библиотек при оценке эффективности библиотечного обслуживания используется показатель «процент охвата населения библиотечным обслуживанием», который рассчитывается как соотношение числа жителей и числа пользователей библиотек. По стандарту в число пользователей включаются все категории пользователей, включая юридические лица, абоненты МБА и информации, посетители массовых мероприятий и электронных информационных систем. Общее количество пользователей подсчитывается суммированием по всем подразделениям библиотеки, поэтому показатель


по проценту охвата населения библиотечным обслуживанием получается не совсем корректным. По данным за 2006 г, разброс процента охвата населения библиотечным обслуживанием составляет, например, по сельским библиотекам от 33 % до 129 %. Отсутствие сведений о количестве зарегистрированных по единой регистрации пользователей является нарушением стандарта. Целесообразно в каждой библиотеке вести учет пользователей в единой регистрационной картотеке пользователей, как это было с 1970 г. по 1984 г., тогда показатель «процент охвата населения библиотечным обслуживанием», рассчитываемый как соотношение зарегистрированных жителей и зарегистрированных пользователей по единой регистрации, будет показывать реальное положение дел с привлечением к чтению.

23 марта 2007 г. на общем отчетно-выборном собрании членов БАРК при обсуждении ситуации


с состоянием внедрения ГОСТа 7.20-2000 в библиотеках республики было принято решение
рекомендовать всем библиотекам Республики Карелия внедрить ГОСТ 7.20-2000 в течение 2007–2008 гг.

Четвертый этап паспортизации библиотек Республики Карелия будет осуществлен предположительно через 5 лет, в 2011 году.

Дополнительную информацию по итогам паспортизации библиотек Карелии

можно получить по адресу:


Национальная библиотека Республики Карелия


ул. Пушкинская, 5

185035 г. Петрозаводск,


Республика Карелия


Отдел прогнозирования и развития библиотечного дела

Тел: (814-2) 76-61-25

E-mail: metod@library.karelia.ru
По вопросам заказа и приобретения печатного и электронного вариантов сборника

можно обращаться по адресу:


Национальная библиотека Республики Карелия


ул. Пушкинская, 5

185035 г. Петрозаводск,


Республика Карелия


Сектор маркетинга

Тел: (814-2) 76-55-53



E-mail: rita@library.karelia.ru;

redaktor@library.karelia.ru


Смотрите также:
Паспортизация библиотек Республики Карелия: организация и основные итоги третьего этапа
331.74kb.
1 стр.
Закон республики карелия о дорожном фонде Республики Карелия Принят Законодательным Собранием 29 сентября 2011 года Статья 1 Создать Дорожный фонд Республики Карелия. Статья 2
32.66kb.
1 стр.
Закон о выборах Главы Республики Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия
2575.26kb.
8 стр.
План проведения научных мероприятий Петргу в 2013 году
337.06kb.
1 стр.
План проведения научных мероприятий Петргу в 2013 году
339.87kb.
1 стр.
Статья Основные характеристики бюджета Республики Карелия
238.32kb.
1 стр.
«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»
230.05kb.
1 стр.
Закона Республики Карелия «о дорожном фонде Республики Карелия»
11.71kb.
1 стр.
Утвержден Указом Главы Республики Карелия
20.47kb.
1 стр.
Дары Главы Республики Карелия С. Л. Катанандова
447.86kb.
1 стр.
Закон республики карелия принят Законодательным Собранием 29 ноября 2012 года о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия
274.34kb.
1 стр.
Библиотечный вестник Карелии
3301.74kb.
22 стр.