Главная
страница 1
Модель урока

1. Класс:__9__

2. Предмет, тема урока: социально-экономическая география , «Главное богатство Пермского края»

3. Цель:

содействие проявлению гражданской позиции учащихся через анализ и решение проблем демографической ситуации Пермского края.



Задачи:

  1. Организовать аналитическую работу с информацией о современной демографической ситуации в Пермском крае.

  2. Содействовать проявлению позиций учащихся в групповой и коллективной деятельности;

  3. Обеспечить продуктивную деятельность учащихся на основе актуализации заказа Правительства Пермского края.

4. Используемая технология обучения:

  • технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

5. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)



Критерий

Показатель

1.

Учащиеся осознают ценность человеческого капитала в развитии региона и своего вклада в решение проблем Пермского края;


Называют из всего перечня богатств Пермского края – главное – население.

В рефлексивных листах адекватно определяют свой вклад.



2.

У учащихся сформировано позитивное отношение к истории и перспективам Пермского края.


Эмоционально реагируют на видеоряд в начале и в конце урока.

3.

Учащиеся анализируют и структурируют информацию, выделяют из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи, критически относятся к полученной информации (информационная компетентность);


Вычленяют причины изменения демографической ситуации в Пермском крае и доказательно ранжируют их.

4.

Учащиеся инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем, координируют различные мнения в общении и сотрудничестве (компетентность взаимодействия);


Учащиеся соблюдают регламент работы, представляют продукт своего взаимодействия в парах и в группах.

5.

Учащиеся слушают и слышат собеседника, корректно ведут дискуссию (коммуникативная компетентность).


Учащиеся корректно и содержательно участвуют в полемике.


Главное богатство Пермского края

Подготовительный этап: расставить парты на 5 групп, разложить раздаточный материал (оранжевые, зеленые, голубые карточки), на доске приготовить магниты и написать тему урока, разложить карточки с причинами на учительском столе.

Этап вызова: вызвать чувство гордости за Пермский край, выявить проблему – количественное и качественное ухудшение демографической ситуации, формулирование и присвоение цели урока

Тема нашего урока «Главное богатство пермского края». Я предлагаю вам посмотреть ролик из фильма Л. Парфенова, который сейчас идет по 1каналу. О каких богатствах Пермского края идет речь?

Ролик «Пермский край – хребет России» Слайд 2

Каковы богатства Пермского края? Слайд 3

Посмотрите, как богат пермский край! Вот он – хребет России – Урал, и мы – часть этого хребта!

Но главным богатством являются люди, именно человеческий потенциал определяет экономическую мощь регионами. Чем больше регион сумеет привлечь квалифицированных кадров, сумеет сохранить свои трудовые ресурсы, тем успешней он будет! Поэтому сегодня мы будем говорить о населении Пермского края.

Обратите внимание на динамику численности населения – какова тенденция?

Какие изменения определяют изменение численности населения?

Посмотрите на динамику миграций и естественного прироста.

О чем говорят эти факты?

На это обратило внимание и правительство пермского края. В Правительстве Пермского края сейчас разрабатывается Стратегия развития края до 2017 года. Главной задачей определяется развитие человеческого потенциала. Сколько лет вам будет в 2017 году?

Слайд Открыт форум, на который любой гражданин может вносить свои предложения.

Сегодня на уроке я предлагаю выработать рекомендации для внесения в Стратегию развития края. Для того, чтобы эти рекомендации были обоснованными и действенными, какой информацией вы должны обладать?




Смотрят ролик

Называют богатства ПК

Анализируют диаграммы и статистические данные

Называют процессы, влияющие на изменение численности населения

Делают вывод о демографической ситуации в крае


Презентация

Этап осмысления содержания: выявить причины, выделить ключевые из них; определить пути их решения, проанализировать результаты мозгового штурма, выдвинуть предложения.

Предлагаю поработать в парах с текстами. Тексты в паре разные, но касаются одного демографического процесса. Прочитайте тексты, обсудите в парах и выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения в Пермском крае. Договоритесь в паре и крупно запишите на карточке одну из причин, поместите карточку на доске.

Время работы – 3 минуты

На доске вывешаны карточки с причинами. Все указаны? Дополняем.

Обратите внимание на карту(слайд) - В каких районах края наблюдается наиболее благоприятная демографическая ситуация? В каких – наименее благоприятная? Обратите внимание на легенду карты. Используйте карту в атласах.

В группе договоритесь и выделите 3 ключевых причины

Время работы – 2 минуты.

Выбираем 5 ключевых проблем. Как их решить?

Мозговой штурм. В группе выберите человека, который быстро пишет. Записали вопросы. За 1 минуту вы набрасываете идеи по данному вопросу, по сигналу отдаем следующей группе.

Вам набросали много идей. Проанализируйте их, сформулируйте предложения в Стратегию развития пермского края и обоснуйте.

Время работы 3 минуты.

Выступления групп.

Мы сформулировали предложения, вы проявите гражданскую позицию, внеся их в стратегию развития ПК



В паре после прочтения текста договариваются о причинах, влияющих на изменение численности населения

Анализируют карту

Выделяют ключевые причины.

Предлагают пути решения проблем демографии

Формулируют предложения


Тексты приложения и листы для написания причин

Этап рефлексии: проявление гражданской позиции

Это предложения для работы Правительства, а что вы можете сделать для улучшения демографической ситуации в ПК? На голубых листочках закончите предложение «Я, как гражданин Пермского края, могу ..» Слайд

Вы сейчас в 9 классе, через 2 года перед вами встанет выбор – остаться в ПК или уехать. Я хочу показать вам ролик, который возможно повлияет на ваш выбор.

Ролик «ПК – край молодых и успешных людей»


Проявляют свою гражданскую позицию

Листочки для рефлексивных текстов

Приложение

Текст № 1

  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие рождаемость на территории Пермского края.

В 2008 году в крае родилось более 35 тысяч детей. Самый низкий уровень рождаемости наблюдается в Усольском, Уинском, Гремячинском, Кишертском и Оханском районах. Достаточно высокая рождаемость отмечается в Пермском, Чайковском, Чернушинском и Лысьвенском районах.

На динамику рождаемости определенное влияние оказывает возрастная и половая структура населения. В конце 90-х годов 20 века в Пермском крае произошло снижение численности женщин в возрасте 20-29 лет, наблюдается снижение числа браков и рост количества разводов. Заметно сократилась доля детей и подростков в общей численности населения. В последние три года в Пермском крае наблюдается рост рождаемости, это объясняется тем, что в репродуктивный возраст вступает поколение, родившееся накануне перестройки, а это – самое многочисленное поколение за последние годы. Однако через 10 лет число женщин в детородном возрасте сократится вдвое.
Текст № 2


  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие рождаемость на территории Пермского края.

Что влияет на решение семьи о рождении ребенка? Материальное благополучие, наличие собственного жилья, и главное - уверенность в будущем детей.

Важным фактором является квартирный вопрос. По показателю средней обеспеченность жильем регион отстает от среднероссийского значения, занимая в рейтинге российских регионов всего лишь 57-е место.

На процесс рождаемости оказывает влияние формирование и развитие новых типов репродуктивного поведения населения (одна семья – один ребенок).

Данные факторы обусловили в Пермском крае низкий уровень рождаемости.

Следует отметить, что тенденции рождаемости в Пермском крае, как и в целом по России, укладываются в мировой демографический контекст, при котором уровень рождаемости развитых стран так же не обеспечивает замещения поколений.




Текст № 3

  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие смертность на территории Пермского края.

Пермский край имеет довольно высокий уровень смертности, особенно в сельской местности: число умерших на 1000 населения в 2008 г. составило 15,5 чел., уровень смертности в крае выше среднероссийского (14,6 промилле) и среднего по Приволжскому округу (15,2 промилле). Наиболее высокий коэффициент смертности наблюдается в Чусовском, Лысьвенском, Соликамском районах, наименьший – в Чайковском и Чернушинском районах, что объясняется различиями в возрастной структуре населения.

Рассмотрим структуру смертности населения. Достаточно высокий уровень смертности наблюдается по причинам, связанным с состоянием здоровья - на первом месте традиционно находятся болезни системы кровообращения (их удельный вес в 2007 г. среди причин смертности составил 54,4%) и смертность от новообразований – 12,4%. В Пермском крае самая высокая материнская и младенческая смертность среди регионов Приволжского округа. Остается напряженной также эпидемиологическая обстановка по социально-обусловленным болезням. Так, не удается ликвидировать болезнь социального характера – туберкулез. От этой болезни ежегодно умирает в крае в среднем 550-650 чел., причем восемь-девять человек из десяти – это люди трудоспособных возрастов. В 2008 г. в Пермском крае умерло 111 чел с диагнозом ВИЧ-инфекция.
Одними из ключевых причин являются неравномерная степень обеспечения населения медицинской помощью, безответственное отношение к собственному здоровью, ухудшение экологических условий.

Текст № 4


  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие смертность на территории Пермского края.

Пермский край имеет довольно высокий уровень смертности, особенно в сельской местности: число умерших на 1000 населения в 2008 г. составило 15,5 чел., уровень смертности в крае выше среднероссийского (14,6 промилле) и среднего по Приволжскому округу (15,2 промилле).

Рассмотрим структуру смертности населения. На втором месте смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Среди погибших самый большой удельный вес составляют самоубийства (18,5%), транспортные травмы (12,9%), алкогольные отравления (12,0%) и убийства (12,0%). Тревожным является факт, что в 2008 г. из 6,9 тыс. человек погибших от этих причин более 75% были в трудоспособном возрасте. В результате дорожно-транспортных происшествий погибли 658 человек. Причем из года в год показатель гибели людей на дорогах растет. Качество наших дорог, отсутствие разделительных полос, традиция нарушения скоростных режимов, пренебрежение к мерам безопасности приводят к тому, что в результате аварий у нас очень много тяжких последствий. В 2006 году в крае погибли от рук преступников 1570 человек, на 170 человек меньше, чем в предыдущем. Но в любом случае это очень много. Необъяснимо много.

Текст № 5


  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие миграции на территории Пермского края.

В ближайшем будущем миграционные потоки станут главным фактором изменения численности и качества населения. Пермский край – единственный регион Приволжского округа, в котором отток населения преобладает над притоком. Люди уезжают в основном в Москву, Санкт-Петербург, а поток в Свердловскую область из Пермского края вдвое интенсивнее, чем в обратном направлении.

Существует целый комплекс причин, по которым человек принимает решение жить в том или ином месте.

К наиболее важным причинам относятся безопасность. В конце июня 2008 журнал «Русский Newsweek» опубликовал рейтинг 50-ти самых криминальных городов России. Пермь в этом списке значится на третьем месте. В первую десятку самых опасных городов помимо Перми попал еще один город Пермского края – Березники.

Вторым ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность территории и, следовательно, ее привлекательность, является экономическое развитие, наличие привлекательных рабочих мест, интересная работа и высокая заработная плата. Край характеризуется благоприятной экономической ситуацией. Город Пермь был и остается одним из лидеров Российской Федерации по заработной плате на душу населения. На февраль 2010 года уровень безработицы в Пермском крае был на 0,8% ниже общероссийского. По уровню экономического развития край занимает 37 место среди субъектов федерации.

Текст № 6


  1. Прочитайте текст

  2. Выделите причины, влияющие на уменьшение численности населения Пермского края

  3. На карточке напишите одну из причин и поместите ее на доску

Факторы, определяющие миграции на территории Пермского края.

В ближайшем будущем миграционные потоки станут главным фактором изменения численности и качества населения. Пермский край – единственный регион Приволжского округа, в котором отток населения преобладает над притоком. Люди уезжают в основном в Москву, Санкт-Петербург, а поток в Свердловскую область из Пермского края вдвое интенсивнее, чем в обратном направлении.



Существует целый комплекс причин, по которым человек принимает решение жить в том или ином месте.

Одной из причин миграции в настоящее время являются высокие требования к среде обитания, которые учитывают уровень развития образования и здравоохранения в регионе, обеспеченность жильем, комфортные условия проживания, развитие культуры, спорта и многое другое. Что касается социального развития, то здесь регион находится в числе явных аутсайдеров и занимает 75-е место в рейтинге российских регионов. Это свидетельствует, в частности, о том, что в Пермском крае недостаточно высок уровень качества жизни.


Смотрите также:
Урока Класс: 9 Предмет, тема урока: социально-экономическая география, «Главное богатство Пермского края»
111.8kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Место проведения урока: моу «Ширингинская сош» Класс: 9 Предмет: география план-конспект урока тема: Сто народов сто языков. Национальный состав России
84.94kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий «Теория социально-экономической географии» тема №1 : Предмет и объект социально-экономической географии. Социально-экономическая география (сэг) в системе наук
86.2kb.
1 стр.
Урок Предмет : биология Класс : 7 Тема урока: Многообразие моллюсков. Тип урока : изучение многообразия моллюсков. Продолжительность урока : 45 мин
48.08kb.
1 стр.
№ урока Раздел № урока в разделе Тема урока Цели урока Оборудование Практические и контрольные работы
258kb.
1 стр.
68 часов. Тематическое планирование. География. 10 класс. № урока Тема урока Домашнее задание Введение
222.19kb.
1 стр.
Методическая разработка урока Предмет: физика Учитель: Черникова О. А. Класс: 11 Тема урока: Линзы
54.22kb.
1 стр.
Конспекта урока Предмет русский язык Класс 7 Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология Цели: образовательные
112.31kb.
1 стр.
Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века. 8 класс. Учитель: Титова О. Н. Общая тема: Россия в первой половине XIX века. Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы XIX века
107.86kb.
1 стр.