Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
Тема 6. Конфликты.
Задание 1.
Цель: Закрепление полученных знаний.

Рассмотрите описанные ниже ситуации и ответьте на следующие вопросы:



  1. Какие ситуации представляют собой социально – психологический конфликт? Какие являются примером разногласий, ссоры или столкновения?

  2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного конфликта? Примером внутригруппового конфликта?

  3. На примере одной из представленных ситуаций определите основные этапы развития и протекания конфликта.


Ситуация 1.

Идёт урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников всё время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать. Мы проходим очень сложную тему», - делает замечание учитель. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно! Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса». «Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом», - отвечает ей ученик». «Я бы на твоём месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», - отвечает Лариса Петровна. Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает делать записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своём месте. Проходит 10 минут , звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остаётся после урока на дополнительное занятие.


Ситуация 2.

Один человек опоздал в театр на несколько минут. Он вошёл в зал, когда свет начал постепенно гаснуть. Его место оказалось занято.

- Извините, но это моё место, - сказал он молодому человеку.

- Не надо было опаздывать. Я не собираюсь в темноте искать своё место.

- Молодой человек, свет ещё не совсем погас, вы вполне можете пересесть. И не надо хамить, мы находимся в театре, - попытался не вспылить человек. Сама ситуация ему была неприятна. Он понимал, что опоздал, но и сидеть где попало, ему не хотелось.

- Да что вы ко мне пристали. Вон на следующем ряду все места свободны! Я никуда не уйду! – ответил молодой человек.

- Тогда я приведу администратора! – не выдержал человек.

- Пока вы скандалите, спектакль уже начался. Никто не будет разбираться. Человеку ничего не оставалось делать, как занять свободное место.


Ситуация 3.

Когда все расселись, и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала:

- Ой, ребята! Это просто, какое – то несчастье! Новый учебный год ещё не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить двойки!

В классе снова поднялся ужасный шум.

- В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина).

- А ещё слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев).

- Трутни несчастные!

- Да выгнать их из нашей школы и всё!

Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была ещё хуже, чем у нас.

- Рыжий, - закричал я на Веньку, - а что ты орёшь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку!

- Эх ты, Баранкин, - заорал на меня Венька, - я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы пришли в себя.

- Смирно! – крикнула на Веньку Зинка Фокина.

- И вообще, продолжал кричать Венька, - предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов.

Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова.

- Ой, тише, ребята, - сказал я. – Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михайлович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми.

- Ты бы лучше не острил, а брал бы пример с Миши Яковлева, - сказала Фокина. Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:

- Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки.

- Малинин! – сказал я Косте. – Разъясни…

- Вот пристали! – сказал Малинин. – Да исправим мы ваши двойки…То есть наши.

- Когда?


- Юра, когда мы исправим? – спросил меня Костя.

- Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдём в поход?

- Баранкин! – сказала Зинка Фокина. – Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра.

- Извините, пожалуйста! – сказал я. – Завтра воскресенье.

- Ничего позанимаетесь!

- Привязать их верёвками к партам! – сказала Эрка Кузякина.

- А если мы не понимаем с Костей решение?

- А я вам объясню! (Миша Ковалёв).

Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.

- Молчание – знак согласия! – сказала Зинка.- Значит, договорились на воскресенье! Утором позанимаетесь с Яковлевым, а потом придёте в школьный сад – будем сажать деревья!

- Что? – заорали мы с Костей. – Ещё и деревья сажать? Да мы же устанем.

- Алик! – сказала староста нашего класса. – Смотри, чтобы они не сбежали!

- Не сбегут!..
Ситуация 4.

На собрании рабочей группы обсуждается о заключении договора сотрудничества с фирмой Х, оказывающей полиграфические услуги.

- Я предлагаю встретиться с представителями ещё нескольких полиграфических фирм и обсудить более гибкую систему скидок, предложил участник 1.

- Не согласен, фирма Х была рекомендована нашими партнёрами как одна из лучших. Нам важнее короткие сроки, за которые может быть выполнен наш заказ, - возразил участник 2.

- При выполнении проекта мы не можем выходить за рамки установленной суммы. Я думаю, что вы преследуете свои личные интересы, сотрудничая с фирмой Х, - ответил участник 1.

Руководитель рабочей группы предложил высказать все «за» и «против» в отношении сотрудничества с фирмой Х.


Задание 2.
Цель: Формирование умений анализа конфликта.

Выполните письменно следующее задание: на основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой.



Схема анализа конфликтных ситуаций.

  1. Определите субъектов конфликтной ситуации.

  2. Объект конфликта (то, из – за чего возникает конфликт).

  3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации.

  4. Исход конфликта – как был разрешён конфликт.

Задание 3.


Цель: Выяснить уровень своей конфликтности.

Тест №15 стр.226-230

А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.


Задание 4.
Цель: Определить свои собственные особенности поведения в конфликтной ситуации.

Тест №16 стр.234-237

А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.

Задание 5

Ролевая игра «Выбор поставщика».


Цель: Тренировка умения регулировать конфликтные отношения, экспериментирование участников с моделями поведения, осознание преимуществ той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Группе предлагается провести совещание по вопросу, вызывающему столкновение интересов и провоцирующему конфликт.



Вариант 1: Проводится совещание, в результате которого необходимо из нескольких организаций выбрать одну из регулярных поставок некой продукции. Очевидно, что получить заказ хотят многие предприятия, однако организация, делающая выбор, заинтересована в наиболее выгодном варианте. Ведущий вместе с группой определяет название «своей» организации, характер её деятельности, цели, выбирает продукцию, которая будет ей поставляться. Определяется состав участников совещания: это может быть директор, его заместители, специалисты из отдела маркетинга, представители отдела поставок, другие участники по желанию. Два – три человека назначаются на роль представителей потенциальных поставщиков, им даётся время на выработку и представление проектов 10 – 15 мин.

Вариант 2: Ведущий заранее составляет необходимые инструкции и раздаёт их в начале игры.

После того как прозвучали предложения конкурентов, ведущий формирует «группы поддержки» (с примерно одинаковым количеством членов) того или иного кандидата, каковы его мотивы. При желании, чтобы усложнить процесс совещания, ведущий может определить роль каждого участника заранее.

«Директор» организует и ведёт «совещание», пытаясь согласовать позиции присутствующих и выработать общее решение. «Конкуренты» присутствуют в аудитории, но только отвечают на вопросы участников. Для поведения совещания группе даётся 30 мин, варианты на усмотрение ведущего.

Дальнейшая работа:



  1. Исследование чувств участников в процессе групповой работы, степени удовлетворённости работой;

  2. Определение (угадывание) членами группы ролевой структуры и состава «групп поддержки», оценка степени чувствительности каждого участника к социальным позициям;

  3. Анализ стратегий поведения каждого члена группы в конфликтных ситуациях, определение эффективности выявленных стратегий;

  4. Оценка успешности действий организатора «совещания»;

  5. Выработка рекомендаций для участника конфликтной ситуации.

 Подпись декана факультета, который осуществляет контроль за выполнением учебного плана по соответствующей специальности.

 Сведения о корректировке рабочей программы даются ежегодно. Если в программу не вносились изменения, то делается запись «изменения не вносились» и подписывается зав. кафедрой без указания даты и № протокола.

 1) По дисциплинам федерального компонента в основную литературу включаются учебники, учебные пособия, имеющие гриф Минобразования, Минтранса или УМО и изданных не более 10 лет назад для технических специальностей, дисциплин и не более 5 лет - для гуманитарных (в год проведения аттестации);

2) В случае отсутствия грифованных учебников, учебных пособий указывается конспект лекций.



 Входят в УМК при наличии данной формы практических занятий.




<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование дисциплины) Специальность
1297.15kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) Специальность
416.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика для студентов
442.32kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Финансовый анализ Специальность
984.3kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология»
183.61kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «инженерная психология и эргономика»
32.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины) Специальность
417.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
702.28kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины жилищное право для студентов юридического факультета
416.18kb.
1 стр.