Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
Тема 1. Предмет, задачи, объект, методы социальной психологии.
Задание 1.
Цель: Ориентироваться в системе научных понятий, овладение умением

самостоятельно делать логические выводы.


Дайте оценку высказыванию Г. Оллпорта по поводу специфики социальной психологии, приведённому ниже. Исходя из предмета социальной психологии, сделайте вывод о её связи с другими науками.
Социальная психология – это специфическая наука, и её история не так уж велика, если взять для сравнения историю физики, биологии или медицины. Кроме того, темп нашего прогресса и в методах, и в проблематике возрастает, несмотря на случающиеся время от времени отклонения на побочно-ненаучные тропки…

Безусловно, современный социальный психолог нуждается в экспериментальных, статистических и компьютерных навыках. Но не менее он нуждается и в знании исторической перспективы, он должен погрузиться в теории (как микро, так и макро). И, прежде всего, он должен обладать, способностью видеть место своей проблемы в более широком контексте. Иногда она лежит в рамках академической психологии, зачастую в социологии и антропологии, иногда в философии или теологии, бывает, что в истории или экономике, частенько – в современной политической ситуации. Иногда этот контекст обнаруживается в рамках генетики или клинического опыта.

Короче говоря, хотя социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы и методы, она ещё не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками.

Г.В. Оллпорт «Личность в психологии»


Задание 2.
Цель: Научиться применять некоторые методы социальной психологии в повседневной жизни.
В настоящее время в процессе школьного обучения и развития, практически каждый ребёнок сталкивается с рядом проблем, которые требуют незамедлительного решения, вмешательства психолога.

Из своего собственного опыта, либо из беседы со знакомыми, назовите проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе. С помощью, каких методов их можно было бы выявить и оценить. Перечислить условия, которые должны быть выполнены, чтобы информация была достоверной. С помощью, каких методов может психолог решать проблемы взаимоотношений в стенах школы?


Задание 3.
Цель: Развитие умения анализировать и определять предмет исследования социальной психологии в системе различных наук.
Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как: а) часть социологии; б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.
Задание 4.
Цель: Закрепление знаний о социальной психологии как о науке и социально-психологических явлениях.

Оснащение: карточки с заданием по количеству мини – групп, учебники по социальной психологии.


Внимательно прочитайте текст. Используя учебники по социальной психологии, определите, какие социально-психологические явления здесь описаны. Докажите (используя терминологический аппарат), что здесь представлены именно эти феномены.
Однажды, когда Кристофер Робин, Вини - Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто, между прочим:

- Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

- А чего он делал? – спросил Пятачок.

Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!

- Ну, просто слонялся, - сказал Кристофер Робин. – По – моему, он меня не видел.

- Я тоже одного как – то видел, сказал Пятачок. – По – моему это был он. А может, и нет.

- Я тоже, - сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же такой Слонопотам?!» - подумал он.

- Их часто не встретишь, - небрежно сказал Кристофер Робин.

- Особенно сейчас, - сказал Пятачок.

- Особенно в это время года, - сказал Пух.


Задание 5.
Цель: Возможность наглядно представить и запомнить структуру курса социальной психологии.

Студентам предлагается представить социальную психологию в виде цветка. Стебель цветка – методология и методы; сердцевина – предмет; лепестки цветка – основные разделы, а листочки, растущие от стебля, - направления и теории зарубежной и отечественной социальной психологии, т.е. история науки.

Студенты рисуют цветок. В каждом лепестке цветка схематично рисуют основную идею раздела, на стебле подписывают известные им методы.

Тема 2. Общение как коммуникация.
Тренинг общения.
Задание 1.
Цель: Формирование благоприятного климата в группе, установление доверительных отношений между участниками, определение направления дальнейшей работы.
Технология проведения:


  1. Процедура знакомства (если участники знакомы, процедура также проводится, но инструкция несколько меняется).

Варианты проведения знакомств:

а) группе предлагается свободный рассказ о себе, своих сильных сторонах;

об отличительных особенностях своего характера, подчёркивающих индивидуальность в общении.

б) Использование элементов терапии искусством (рисование индивидуальное и групповое), когда каждому члену группы предлагается представить себя окружающим с помощью некоторых образов.


  1. После знакомства идёт обсуждение происшедшего.

Участникам предлагается высказать свои впечатления и описать эмоциональные реакции.
Задание 2.
Упражнение.
Цель: Обеспечение познавательной активности. Активизировать общественную позицию слушателей. Развитие навыков и умений анализировать процесс общения с позиции наблюдателя.
Понаблюдайте за беседой незнакомых людей (вначале близкого им возраста), отвечая при этом (разумеется, про себя) на следующие вопросы:

а) Какой характер связывающих этих людей отношений (деловые, просто знакомство, приятельские отношения, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?

б) Какое общение происходит: ролевое или личностное?

в) Если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (шеф, настоящий мужчина, деловой человек и т.п.)?

г) Кто является лидером контакта, и кто находится в более высокой социальной позиции?

д) Ест ли у беседы второй план или подтекст? Если есть, то какой?

е) Естественно ли поведение собеседников?

ж) Если нет, то почему (за счёт личных особенностей кого–либо из партнёров, темы разговора, эмоциональных состояний и т.п.)?

з) Каким будет конец беседы (конфликт или симтонность)?

и) Как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из конфликта)?


Задание 3.
Цель: Выявить личностные особенности при определении и оценки своего уровня общительности.
Проведение теста (методики) на изучение компетентности в общении.
Задание 4.

Тренинг «Групповой рисунок».


Цель: Начало объединяющих процессов в группе, отработка навыков рефлексии, развитие сенситивности.

Оборудование: фломастеры, большой лист бумаги (доска и цветные мелки).


Технология проведения:

Перед участниками ставится задача – за 5-10 мин., не разговаривая между собой, выразить своё представление о том, что происходит в группе и с ними в настоящий момент. Необходимо создать интегральное представление, используя индивидуальные переживания.

Дальнейшее обсуждение:

- Как вы себя чувствуете?

- Как можно словами описать то, что мы видим на рисунке? и т.д.
Задание 5.
Цель: Обучение навыку выражения эмоций, средствам выражения истинных чувств в процессе общения.

Выберите, какую либо сложную эмоцию (скрываемое горе, неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым человеком именно в этом социальном ключе. После окончания диалога проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что – нет и почему.


Задание 6.
Цель: Показать, как происходит восприятие и понимание друг друга партнёрами по общению через механизм социальной перцепции: рефлексия.
Технология проведения:

а) Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача – подробно описать внешность кого–либо из присутствующих, его манеру общения, поведение и т.д.

б) Называется один из участников в группе. Вся группа должна вместе восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывание с определённого момента занятия или с самого начала.
Задание 7.
Цель: Развитие умения организовывать и проводить совещания, повышение сенситивности к групповым процессам, экспериментирование участников со своим поведением, обучение приёмам мотивирования участников с различными установками.
Технология проведения:

Инструкция.

Каждый выбирает волнующую его тему, серьёзную (задачи на перспективу, отчёт) или шутливую (существуют ли инопланетяне, верить ли астрологии). Как можно большее количество участников исполняют роль организатора совещания, остальные члены группы работают в заранее определённой роли. Роли можно выбрать любые: «болтун», «зануда», «справедливый», «критик», «оппозиционер», «поддерживающий» и т.д. Каждый самостоятельно определяет свою роль и записывает её на листок, который не показывает другим. Выступающий, он же ведущий совещание, начинает совещание маленьким докладом (3-5 мин), после чего остальные участники делают замечания, выдвигают возражения, реплики и предложения с позиций своих ролей.

После каждого эпизода в специальной таблице определяют роли участников совещания.

Дальнейшее обсуждение:

- Какие были совпадения и различия в импровизируемых ролях?

- Какая роль была самой успешной?

Определяются победители (те, у кого наибольшее количество совпадений).

Ведётся анализ методов организации работы группы, процессов групповой динамики. Подводятся итоги.


Тема 3. Социальная психология групп.
Задание 1.
Цель: Определить собственный статус, чтобы при необходимости что-то культивировать, корректировать или изменить в себе.
Тест №8 стр. 130-131 А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.


Задание 2.
Цель: Определить степень индивидуальной выраженности лидерства.

Тест №10 стр. 142-147 А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.
Задание 3.
Цель: Определить степень собственной авторитетности, с целью объективной оценки личностных качеств.
Тест №11 стр. 152-154 А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.


Задание 4.

Ролевая игра «Приглашение к разговору».


Цель: Отработка приёмов установления контакта в отношениях «начальник-подчинённый», осознание значения первоначального взаимодействия в последующем общении, осознание стереотипов общения «начальник-подчинённый» и их последствий в общении.
Технология проведения:

Образуются 2-3 пары участников.



Инструкция.

«Один из вас – начальник, другой – подчинённый. Некоторое время назад работнику было поручено важное задание. Пока неизвестно, выполнил он его или нет. Начальник хочет выяснить это» (дальнейшие действия обоих участников строятся на основе импровизации).

Обсуждение:

- Что вы чувствовали во время того или иного действия партнёра?

- Как повлияли ваши чувства на дальнейший ход беседы?

- Как подействовала ваша роль на стиль вашего поведения и почему?


Задание 5.
Тренинг формирования команды (упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» – К.Рудестам).
Цель: Исследование процесса принятия решения в группе, обучение эффективному поведению для достижения согласия, информирование относительно стилей поведения, руководства и доминирования в группе, сплочение группы.

Материалы: видеотехника, бумага, ручки.


Технология проведения:

Каждого члена группы просят выполнить задание в течение 10 мин и дают следующую инструкцию: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять банкнот. Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так до пятнадцатого, наименее важно для вас.

Секстант.

Зеркало для бритья.

Пятигаллоновая канистра с водой.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом США.

Карты Тихого океана.

Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).

Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.

Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов.

Пятнадцать футов нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.
Группе предлагается тешить задачу сначала индивидуально, а затем выработать и принять общее решение, причём не разрешается использовать метод голосования и другие методы компромиссного принятия решения.
Обсуждение:

- Какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия?

- Какие появились паттерны лидерства?

- Кто оказывал влияние на работу группы?

- Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?

- Какие действия предпринимались участниками для проведения своего мнения?

- Как улучшить принятие решения группой?
Поэлементно обсуждается видеоматериал, выделяются фазы групповой работы, определяются наиболее активные и наиболее пассивные участники группы, их вклад в групповую работу и значение этого вклада. Членам группы предлагается разработать рекомендации для успешной групповой деятельности, после чего раздаются информационные листы, содержащие список принципов групповой работы. Дальнейшая работа направлена на вычленение тех принципов, которые соблюдались в группе наилучшим образом, и тех, которые соблюдались наименее активно. Завершается первый шаг обсуждением того, что дало каждому участие в предыдущей работе, и формулировкой итогов. Следующий шаг – обсуждение проблемы лидерства и анализ лидерских функций.

Задание 6.

«Мозговой штурм».
Цель: Обучение методу «Мозгового штурма», как одной из форм проведения совещания.
Материалы: большие листы бумаги с перечнем правил, описанием стадий проведения «мозгового штурма», чистые листы бумаги или доска для записи результатов групповой работы.
Технология проведения:
Группе предлагается составить список из 10 наиболее актуальных проблем (конкретных ситуаций), которые вызывают затруднения в реальной трудовой деятельности. Описание самого метода опускается в силу его известности.
Задание 7.
Цель: Развивать наблюдательность, уметь применять полученные теоретические знания на практике.
Всякий раз, когда вы вынуждены достаточно длительное время находиться в обществе незнакомых людей (в общественном транспорте, в магазине и т.п.) используя метод наблюдения и его виды, выберите одного из этих людей и попытайтесь «угадать» профессию этого человека.

Особенно важным в этом упражнении является самоотчёт по поводу того, что именно обусловило появление той или иной гипотезы.


Задание 8.

Тренинг «Чужая компания».


Цель: Развитие умения освоения навыков общения; анализа социально-психологических явлений в социальных сообществах.
Понаблюдайте за незнакомой (или малознакомой) учебной группой (и вообще любой организованной группой людей) и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением?

б) Почему (его личностные, деловые или иные качества)?

в) Кто пользуется наименьшей популярностью?

г) Почему?

д) Кто входит в негласный актив учебной группы?

е) Кто есть кто в этом активе (организатор, деловой и эмоциональный лидер, умельцы и т.п.)?

ж) Кто является наибольшим индивидуалистом?

з) Какие группы людей связаны наиболее близкими отношениями?

и) Что их может связывать?


Правильность своих выводов можете проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, что уже само по себе представляет новый уровень освоения навыков общения.
Задание 9.

Индивидуальный тренинг (А.Л.Леонтьев).


Цель: Формирование правильного (объективного представления) о взаимоотношениях различных индивидов, как эффективная самоподготовка к жизнедеятельности в обществе.
Выберите в программе передач телевидения фильм или спектакль, который ранее не видели, и попросите кого-либо из друзей или домашних посмотреть его с начала и до конца. В любое время с середины фильма войдите в комнату, где стоит телевизор, и посмотрите этот фильм или спектакль в течение 5 минут, а затем выйдите из комнаты и попытайтесь письменно охарактеризовать увиденных в отрывке героев, их взаимоотношения и дальнейшую судьбу.

После окончания фильма сравните написанное с мнением «эксперта», смотревшего его от начала и до конца, выявите расхождения и по возможности установите их причины.

По мере тренировки время просмотра должно снижаться – сначала до трёх, а потом до одной минуты.
Задание 10.
Цель: Определить состояние социально-психологического климата в коллективе (группе), как одну из важнейших характеристик его развития.
Экспресс – методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто стр.196-197

А.В. Морозов «Социальная психология». Учебник.

-М.: Академический проект, 2008г.-335с.
Тема 4. Социально-психологические качества личности.
Задание 1.
Цель: Определение и измерение индивидуальных различий личностных свойств.

16 – факторный личностный опросник (Тест Р.Кеттелла).


Задание 2.
Цель: Выявить собственную акцентуацию характера, чтобы при необходимости что – то культивировать, корректировать, изменять в себе.
Акцентуации характера (Тест К.Леонгарда).
Задание 3.
Цель: Практическое изучение собственных особенностей самосознания, самоотношения и самооценки своей личности.

Тест «Автопортрет».


Задание 4.
Цель: Определить свою стрессоустойчивость и социальную адаптацию.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.


Задание 5.
Цель: Определить стиль руководства трудовым коллективом, который соответствует вашим личностным особенностям.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом.
Задание 6.
Цель: Закрепление знаний о социализации через осознание реального опыта социализации в подростковом возрасте.
Просмотрите внимательно худ. Фильм «Большой». Режиссёр: Пенни Маршалл, 1988.

В ролях: Том Хэнкс, Роберт Лоджиа, Элизабет Перкинс, Джон Херд и другие.

Обсудите ниже описанные эпизоды этого фильма, ответив на следующие вопросы:

а) Что происходит на экране?

б) Что чувствует герой?

в) Реальна ли эта ситуация?

г) Какие чувства вы испытывали по ходу фильма?

д) Как заканчивается фильм? Насколько подобное развитие событий предсказуемо, почему?

е) В чём заключалась активность героя в новых условиях его социализации?

ж) Что произошло, если бы Джошуа остался в теле «большого»? Почему?

з) Насколько успешен он был бы? Почему?

и) В чём смысл социализации в юношеском возрасте?

к) В чём различие социализации в юношеском и взрослом возрастах?

л) Понятие кризиса идентичности. Как оно представлено в фильме?

м) если бы подобная ситуация произошла в России, как могли бы развиваться события фильма?

н) Какова роль сверстников в процессе социализации?

о) В чём заключается кризис взросления?
Эпизоды для обсуждения.


    1. Мальчик за компьютером играет в компьютерную игру, в то время как его мать просит вынести мусор. (Эпизод позволяет перейти к обсуждению роли семейной социализации, особенностей социализации в подростковом возрасте).

    2. Джошуа с родителями в передвижном парке развлечений. Встретив там свою одноклассницу, он хочет в компании с ней прокатиться на захватывающем дух аттракционе.

    3. Стоя перед машиной желаний, Джошуа загадывает самое заветное – стать большим. На что получает ответ: «Твоё желание будет исполнено».

    4. Джошуа и его друг Билли сидят на ступенях, после того как они сходили в справочную. Джошуа произносит фразы: «Мне теперь всю жизнь будет 30 лет» и «А теперь я что буду делать?».

Задание 7.

Упражнение «Российский экспресс».
Цель: Конкретизация содержания понятий «социальная установка», «предрассудок». Выявление и осознание собственных предрассудков.

Оснащение: списки пассажиров на отдельных листах.


Технология проведения:

Даётся краткая инструкция.

Каждый из нас время от времени ездит на поездах. Отправляясь в путешествие и покупая билет на поезд, вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда ваши попутчики – родственники или друзья). Представьте, что сейчас у вас есть возможность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока.

Далее каждому студенту предоставляется список пассажиров и предлагается ответить на следующие вопросы:

«С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда? и «С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?».

Определите три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора (время не более 7 минут).


Список пассажиров.

- цыганка;

- явный гомосексуал;

- скинхед;

- ВИЧ – инфицированный молодой человек;

- неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком;

- кавказец – мусульманин;

- человек из деревни с большим мешком;

- африканский студент;

- подросток, похожий на наркомана;

- бывший заключённый;

- таджик в национальной одежде;

- милиционер;

- инвалид со складной коляской;

- кришнаит;

- китаец, который ест, странно пахнущую еду;

- панк;

- человек, говорящий на непонятном языке.


Затем студенты делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе.

Цель задания: Проранжировать список с тем, чтобы, во – первых выбрать четвёртого попутчика (предпочтительный выбор), а во – вторых, определить, с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор).

Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут.

Далее группе предлагается ответить на следующие вопросы:



    1. назвать предпочтительный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе.

    2. рассказать об атмосфере, которая была во время обсуждения ( были ли разногласия, если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).

    3. Почему у групп ответы оказались разными?

    4. Почему иногда ответы всех групп совпадали?

Задание 8.


Цель: Познакомиться с методиками по измерению социальной установки.

- Модификация Л.Г. Почебут (опубликована в книге: Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс – культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 281с).

- Модификация О.Л. Романовой (опубликована в книге: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208с).
Тема 5. Семья и дети.
Задание 1.
Цель: Научиться применять полученные знания на практике.


  1. Вспомните, какие проблемы, касающиеся взаимоотношений в семье, были (если они на самом деле имели место) у ваших родителей?

  2. Если вы хорошо знаете человека, который только ещё собирается вступить в брак, то попытайтесь предсказать, какие проблемы могут возникнуть у него в семье из – за его собственных индивидуальных особенностей.

  3. Определите вероятные причины возникновения проблем (если они имели место) в вашей собственной семье или в семье ваших родителей.

  4. Установите, каким образом в вашей семье или в семье ваших родителей взаимосвязаны друг с другом имеющиеся внутрисемейные проблемы. Какие из этих проблем, являются главными и какие второстепенными, какие основными и какие производными?

  5. Определите, умеете ли вы сами или ваши родители хорошо слушать друг друга.

  6. Вспомните случаи из вашей жизни, когда родители вас не понимали. Установите, к каким отрицательным последствиям для них и для вас это привело.

  7. Выясните, проявлялась ли в чём - либо у ваших родителей их психологическая несовместимость друг с другом.

  8. Припомните основные правила, которыми нужно руководствоваться, решая проблему уменьшения разногласий супругов по существенным вопросам внутрисемейной жизни.

  9. Выявите проблемы, которые в вашей семье возникали во взаимоотношениях ваших родителей с их родителями, а также аналогичные проблемы в вашей собственной семье.

  10. Составьте классификацию основных проблем, которые чаще всего возникают во взаимоотношениях молодых супругов с их родителями.

  11. Установите, пользуясь предложенной вами в пункте 10 классификацией, к какому типу проблем относятся те, которые имеются в Вашей семье или в семье ваших родителей.

Задание 2.


Цель: Научиться разрешать конфликтные ситуации в семейных отношениях. Определить насколько хорошим житейским психологом выявляетесь.

Рассмотрите описанные ниже типичные варианты проблем, возникающие в семейной жизни. Проанализируйте их с позиции психолога – консультанта, дайте свои рекомендации по их устранению.




  1. У дочери возникли проблемы во взаимоотношениях с её мужем. По мнению её отца, в возникновении этих проблем виновна сама дочь, а по мнению матери – в этом виноват её муж. В результате между дочерью и отцом осложнились взаимоотношения, но в этом конфликте мать стоит на стороне дочери и фактически поддерживает её. Что же касается мужа дочери, то его позицию разделяет отец дочери.

  2. Дочь вышла замуж, и у неё в семье возникли проблемы. Мать считает, что в этом повинна дочь, и фактически поддерживает её мужа в конфликте с собственной дочерью. Отец же считает, что дочь не виновна, а во всём виноват её муж.

  3. В семье дочери в её взаимоотношениях с мужем возникли проблемы. Оба родителя считают, что в этом виновата их дочь, и настроены против неё.

  4. Сын женился, и у него в семье возникли проблемы. Мать считает, что в этом виноват он сам. В то время как отец занимает противоположную позицию.

  5. Сын женился, и у него в семье возник разлад. Отец полагает, что в этом виноват сын, и поддерживает в конфликте его жену. Но мать, напротив, стоит на стороне сына и настроена против невестки.

  6. И мать, и отец единодушны в том, что в конфликте, возникшем в семье их сына, виноват он сам.

  7. Сын женился, и у него возникли в семье проблемы. Мать поддерживает сына, винит невестку в возникновении этих проблем. Сын, однако, с этим не согласен и защищает свою жену от нападок матери. В результате между сыном и матерью возникает дополнительный конфликт. Отец же или стоит на стороне сына, или занимает нейтральную позицию.

  8. Сын женился, но у него в семье не всё идёт ладно. Отец считает, что в этом виновата невестка, однако сын её защищает от нападок отца. В результате между отцом и сыном возникает конфликт. Мать стоит на стороне сына.

  9. У сына своя семья, но отношения в ней почему – то не складываются. Родители сына считают, что в этом виновата невестка, а сын, напротив, защищает свою жену.

  10. Дочь вышла замуж, и у неё в семье возникли проблемы. Отец дочери считает, что в этом виноват её муж, а дочь с ним не согласна и защищает своего мужа. Мать стоит на стороне дочери.

  11. Дочь вышла замуж, но отношения в семье у неё не складываются. Мать полагает, что в этом виноват её муж, а дочь так не считает. Отец же стоит на стороне дочери.

  12. В семье у дочери не ладятся отношения с мужем. И отец, и мать дочери утверждают, что в этом виноват её муж. Но сама дочь придерживается иного мнения и стоит на стороне своего мужа. В итоге между дочерью и её родителями возникает конфликт.

  13. Дочь вышла замуж. В её семье, с точки зрения её самой и мужа, всё обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит её жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт. Отец в этом конфликте занимает нейтральную позицию, фактически не вмешиваясь в конфликт.

  14. Сын женился. В его собственной семье, по мнению его самого и его жены, всё обстоит вполне нормально. Но отец сына так не считает и пытается учить сына тому, как следует себя вести и строить взаимоотношения в семье. Сын сопротивляется нравоучениям отца, и в итоге между ним и отцом возникает конфликт. Мать в данном конфликте занимает нейтральную позицию.

  15. Сын женился, и в его семье всё обстоит вполне благополучно. Во всяком случае, так считают и он сам и его жена. Однако родители сына утверждают, что он живёт неправильно, и постоянно читают ему нравоучения. Сын отвергает их, и в итоге между ним и его родителями возникает конфликт.

Задание 3.


Цель: Научиться выявлять основные проблемы во взаимоотношениях различных семей. Развивать умение оказывать психологическое консультирование по проблемам семейного характера знакомых людей (знакомого человека), обратившихся к вам за помощью или советом.

  1. Проведите психологическое консультирование любой молодой семьи. Определите основные проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях в этой семье.

  2. Установите, есть ли в консультируемой вами семье у молодых супругов психологическая несовместимость. Если она имеется, то в чём конкретно проявляется? Дайте молодым супругам соответствующие практические рекомендации по устранению их психологической несовместимости.

  3. Что бы вы практически могли рекомендовать молодым супругам для появления взаимопонимания между ними? Дайте соответствующие рекомендации членам, какой – либо, знакомой вам, семьи.

  4. Пользуясь рекомендациями, убедительно и корректно докажите молодым супругам, что они не умеют хорошо слушать друг друга (если, конечно, такое неумение вы у них действительно заметили).

  5. Если вы столкнулись с несогласием супругов, по каким – либо важным вопросам, то попробуйте помочь преодолеть им имеющиеся разногласия и добиться взаимопонимания.

  6. Если в молодой семье проявляется психологическая несовместимость характеров, взглядов, привычек супругов, то подскажите им, каким образом они могли бы решить проблему.

  7. Допустим, что в некоторой молодой семье возникли или могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях супругов с родителями. Определите суть этих проблем, посоветуйте супругам, как их решить.

Задание 4.


Цель: Научиться выявлять проблемы, относящиеся к взаимоотношениями между родителями и детьми – дошкольниками.

Рассмотрите описанные ниже следующие варианты проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей. Дайте практические рекомендации по возможности их устранения.



  1. В молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребёнком в возрасте от двух до трёх лет. Эти трудности могут, в частности, проявляться в том, что ребёнок чрезмерно активный или, напротив, необычайно пассивный, апатичный, безразличный ко всему. И та и другая крайности в поведении ребёнка могут, естественно, вызывать обоснованное беспокойство у родителей.

  2. Супруги, у которых уже есть два или более ребёнка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему – то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты.

  3. Супруги, у которых ребёнок находится ещё в младенческом или раннем возрасте, не могут между собой договориться о том, как им обучать и воспитывать ребёнка.

  4. Ребёнок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу, и родителей это очень беспокоит.

  5. В психике и поведении ребёнка – дошкольника молодые родители обнаруживают нечто такое, что их тревожит.

  6. Родители желают приступить к обучению своего ребёнка с раннего дошкольного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребёнка серьёзной учёбой.

Задание 5.


Цель: Научиться выявлять проблемы, относящиеся к взаимоотношениями между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Рассмотрите описанные ниже следующие варианты проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей. Дайте практические рекомендации по возможности их устранения.



  1. Родители, у которых ребёнок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится.

  2. Родители, чей ребёнок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребёнка почему – то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.

  3. Родители, у которых ребёнок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Задание 6.


Цель: Научиться выявлять проблемы, относящиеся к взаимоотношениями между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста.

Рассмотрите описанные ниже следующие варианты проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей. Дайте практические рекомендации по возможности их устранения.



  1. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.

  2. По какой – то причине дети подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.

  3. Родителям кажется, что дети – подростки что – то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними.

  4. Подросток ничем серьёзным, с точки зрения родителей, не интересуется и не хочет заниматься своим развитием.

Задание 7.


Цель: Научиться выявлять проблемы, относящиеся к взаимоотношениями между родителями и детьми, достигшими юношеского возраста.

Рассмотрите описанные ниже следующие варианты проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей. Дайте практические рекомендации по возможности их устранения.



  1. Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста и обучаются в последних, выпускных классах школы, не складываются нормальные взаимоотношения. Между ними, например, часто возникают конфликты и споры из – за того, что дети, по мнению родителей, занимаются совсем не тем, чем им следовало бы заниматься перед окончанием школы.

  2. Родители детей – старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.

  3. Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию.

  4. Между матерью, которая разведена с отцом, и ребёнка старшего школьного возраста, возникают конфликты из – за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.

  5. Между отцом, который находится в разводе с матерью, и ребёнком старшего школьного возраста, который живёт с отцом или довольно часто общается с ним, возникает конфликт из – за того, что у отца вместо матери появилась другая женщина.

  6. Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.

Задание 8.


Цель: Выявление родительского отношения в системе воспитания детей и общения с ними.

Ознакомьтесь с тестом – опросником родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина) и самостоятельно проведите его на знакомой вам семье.

(стр. 193 - 198; Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога. Просвещение; Учебная литература. Москва 1996. - 352с.)
Задание 9.
Цель: Выявить по тесту взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, определить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.

Проведите на каком – либо ребёнке (дошкольнике, школьнике младшего и среднего возраста) ваших знакомых друзей тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана. Дайте интерпретацию результатов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование дисциплины) Специальность
1297.15kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) Специальность
416.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика для студентов
442.32kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Финансовый анализ Специальность
984.3kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология»
183.61kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «инженерная психология и эргономика»
32.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины) Специальность
417.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
702.28kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины жилищное право для студентов юридического факультета
416.18kb.
1 стр.