Главная
страница 1страница 2страница 3

Лекция 6. Социальная работа как учебная дисциплина

Предмет “Введение в специальность “Социальная работа” задача учебного курса простая, но важная – профессионально ориентировать молодых людей, дать им достаточно полное представление о будущей профессии. Студенты должны получить первоначальные знания о сущности специфике профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, разобраться в достаточно сложной системе вузовской учебы. Важность курса в том, что, давая первоначально самые общие знания о профессии, он знакомит студентов с тем, как овладевать этой профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.

Специалисты по подготовке профессионалов этого профиля отмечают, что раннее профессиональное ориентирование социального работника – залог его успешной работы в последующем. Чем раньше и активнее студенты включатся в работу по освоению избранной ими профессии, чем более настойчиво и целенаправленно они будут трудиться в вузе, тем более грамотные специалисты получатся из них.

Курс “Введение в специальность” изучается в 1-м семестре, завершается зачетом. Он открывает изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, куда входят такие учебные предметы, как “Теория социальной работы”, “Технология социальной работы”, “История социальной работы”, “Профессионально-этические основы социальной работы”, “Правовое обеспечение социальной работы” и др.

Студентам-первокурсникам предстоит большая и сложная работа по освоению избранной ими специальности. В этой работе им придется столкнуться с определенными трудностями, которые вызваны следующими причинами:


  • сложностью самой профессии;

  • тем, что специальность, которую они выбрали, является новой. Высшие учебные заведения страны еще только накапливают опыт, традиции, методику профессиональной подготовки специалистов по социальной работе;

  • нехваткой учебной и специальной литературы, выпуск которой только начался.

Для того, чтобы преодолеть эти трудности, студенты должны много и упорно работать, не теряя ни одного дня, как можно быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни.

Изучением курса “Введение в специальность” студенты-первокурсники не только начинают постижение сложной и самой, пожалуй, молодой профессии в нашей стране. Они получают новый социальный статус – студента, начинают осваивать студенческую жизнь со всеми ее законами, сложностями и проблемами. От того, насколько быстро и без осложнений произойдет это освоение, во многом зависит и успешность самой учебы в вузе, и в конечном итоге успешность формирования молодого специалиста. Процесс, который происходит с молодым человеком в первый период его студенческой жизни, называется социальной адаптацией. Очень важно знать сущность, механизмы и особенности протекания этого процесса.

Адаптация (лат.) – это приспособление. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся среде, в данном случае, к вузовской жизни, процессу учебы всему тому, что связано с ним. Составными частями механизма адаптации являются социальная деятельность, социальное общение, социальное самосознание.

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность, поэтому она наиболее важна. Ее составные: игра, учеба, труд, благодаря которым происходит полноценная включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Вот почему так важно буквально с первых дней учебы в институте активно участвовать во всех видах учебного, учебно- и научно-исследовательского труда, в студенческом самообслуживании по уборке учебных помещений, различного рода субботниках и воскресниках, в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в институте, на факультете, на курсе.



Социальное общение направляет, ускоряет, расширяет круг освоения социальных ценностей и норм при контакте с другими индивидами, социальными группами. Первокурснику необходимо познакомиться и общаться не только с товарищами по группе, по курсу и факультету, но и с преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом, работниками библиотеки и т.д.

Социальное самосознание – та часть механизма социальной адаптации, при которой осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли, своего “Я” в окружающей социальной среде. Чем скорее произойдет это формирование и осмысление применительно к вузовской среде, тем успешнее будет учиться студент.

Таким образом, социальная адаптация - это сложный и противоречивый процесс, составные части которого образуют неразрывное единство: без деятельности не может быть общения и наоборот, а самосознание формируется и развивается в ходе деятельности и общения, влияя, в свою очередь, на них.

В процессе адаптации следует выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что на индивида активно влияют окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также социальные институты общества. Субъективная связана с личностными качествами человека, его взглядами, убеждениями, со всеми аспектами его социально-психологического развития. Здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание принять, усвоить существующие социальные ценности.

В связи с этим мы можем говорить о двух видах адаптации: добровольной или вынужденной. Добровольная происходит тогда, когда человек активно и осознанно принимает те меняющиеся условия социальной среды, к которым он приспосабливается. В этом случае адаптация происходит быстрее, значительно легче, не вызывая значительных осложнений в жизни человека. Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда происходящие изменения не соответствуют , противоречат установкам и представлениям индивида, но в тоже время он вынужден содействовать их реализации. Это значительно осложняет процесс адаптации и не только замедляет его, но и может привести к неудачам; индивид так и не сможет адаптироваться к новым условиям, что вызывает крайне нежелательные последствия: срывы в учебе и, как следствие, невозможность продолжать учебу в институте, эмоциональные и психические срывы, ухудшение здоровья и т.д.

Следовательно, с первых дней учебы первокурсник должен помнить о том, что его пребывание в вузе требует определенного приспособления к новым условиям, что социальная адаптация тогда будет успешной, когда заработает весь ее механизм в единстве, когда она осуществляется добровольно и осознанно. Это требует множества условий, важнейшими из которых являются знание структуры и содержания работы высшего учебного заведения, а также особенностей учебного процесса в нем.

Доказано, что люди, обладающие более высокой образованностью, обладают более высокой степенью адаптивности.


Лекция 6 Социальная работа в системе социального обслуживания

Сущностные содержание СР включает 3 аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ; 3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.

Становление СР как специального института и особой профессии вызвано возросшими запросами населения на социальную поддержку, и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.

Социальная работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц.окружения.

Социальная служба – предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Могут быть: госуд, частные, благотворительные.

Организации и учреждения:1)комплексные центры соц обслуживания населения; 2)территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3)центры соц обслуживания; 4)Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5)центры помощи детям оставшимся без попечения родителей; 6)Социальные приюты для детей и подростков; 7)центры психолого-педагогической помощи населению; 8)центры экстренной психологической помощи по телефону; 9)ц/отделения социальной помощи на дому; 10)дома ночного пребывания; 11) спец дома для одиноких, престарелых; 12)стационарные учрежд соц обслуживания; 13)геронтологические центры; 14)иные учреж предост соц услуги.

Соц обслуживание – деятельность соц служб по соц поддержке, оказанию соц-бытовых, соц-мед, психолого-педагогических, соц-правовых услуг и материальную помощь, проведение соц адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Виды соц обслуживания: 1) материальная помощь, 2) социальный патронаж, 3) соц обслуживание в стационарных условиях, 4) предоставление временного приюта, 5) организация дневного пребывания в учреждениях соц обслуживания, 6) консультативная помощь, 7) реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание на дому (для инвалидов, граждан пожилого возраста не имеющих сильных психических заболеваний, или в состояние ремиссии):

-организация питания, доставка продуктов на дом;-помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;-содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;-поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

-Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания. Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Для граждан сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (тяжелых психических расстройств).

-Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и др. Для граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Включает меры: по созданию условий жизнедеятельности; реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера; обеспечение ухода и медицинской помощи; организацию их отдыха и досуга.

-Срочное социальное обслуживание: -разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; -обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; -разовое оказание материальной помощи; -содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи; организацию экстренной медико-психологической помощи;

-иные срочные социальные услуги.

-социально-консультативная помощь (адаптация граждан, психологическая поддержка):-выявление лиц, нуждающихся в такого рода помощи; -профилактику различного рода социально-психологических отклонений; -работу с семьями, в которых живут такие граждане, организацию их досуга.


Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.

Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услег, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Три компонента соц обслуживания:

1. системно-инфроструктурные стационарные учреждения:

- дома интернаты для престарелых и инвалидов

- дома интернаты для психохроников

- детский дом интернат для умственно отсталых детей

- детский дом интернат для детей с физическими недостатками.

Общие функции:

- функции бытовых устройств и мед помощи

- обеспечение трудовой деятельности

2. системно-организационное, нормативно правовое, законодательно, кадровое обеспечение

3. системно-содержательный (принципы, виды, соц обслуживание)

Принципы:

- адресность

- доступность

- добровольность

- гуманность

- приоритетность (детей и несовершеннолетних)

- конфиденциальность

- профилактическая направленность

Потранажное соц обслуживание: КЦО, ЦСО, ЦСПС, ЦД

Основные виды соц обслуживания

- соц потранаж (обслуж вне стационара

- стационар

- временный приют бомжам, детям, подросткам

- реабилитационные услуги

Цель соц обслуживания – организация разнообразных форм реабилитации

Функции соц обслуживания:

1. выявление и учет семей, отдельных граждан, нуждающихся в соц поддержке. Профилактика бедности, создание семьям условий для самостоятельного обеспечения, содействие в развитии нетрадиционных форм воспитания (дошкольного, школьного, внешкольного), организация вынужденного временного пребывания ребенка вне семьи.

2. консультирование. Участие в подготовки молодежи в выборе профессии, подготовка к браку, консультирование по соц вопросам

3. соц реабилитирование и проектирование: социальное и психологическое

4. информирование населения, изучение прогноз соц служб, направление, предоставление инфы для решения сложной жизненной ситуации, распространение среди населения медико-психологичсеких, педагогических знаний, изучение потребностей клиента

5. участие в организации по преодоления чрезвычайной ситуации.

Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы СЗН, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия.

Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную- ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня

формирующаяся система социального обслуживания — это важнейшая, отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при

помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию,

просто выживание отдельной личности, семьи или определенной

совокупности людей, попавших в трудную* подчас кризисную ситуацию.

Вполне естественно, что при обсуждении проблемы социального обслуживания необходимо учитывать всю совокупность мнений по поводу этого феномена цивилизованной жизни.

На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму.

Социальное обслуживание как объект системного обоснования и комплексного развития не может рассматриваться вне международного опыта и национальных традиций.

Необходимо признать, что не во всех странах социальное обслуживание понимается одинаково, имеет свою философию и четко выраженные практические действия. Имеются расхождения в понимании логики его научного обоснования, различен менталитет в системе ценностей и целей социальною обслуживания. Существенно различается стандартизация в социальном обслуживании. Совершенно очевидно, что в разных странах неодинаково развито правовое поле социального обслуживания.

Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982) под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»*.

В Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для нормального развития, людям, зависящим от других, которые не могут сами о себе позаботиться

Современное состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования его сущности и содержания как ведущего направления системы СЗН. Не разработаны теоретико-методологические и технологические основы адаптации и социальной реабилитации клиентов социальных служб. Нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждения социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.

Для понимания роли и места социального обслуживания в системе СЗН целесообразно исходить из того, что этот вид социальной деятельности характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания; определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворения клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг. Нуждается в разработке и обосновании проблема взаимосвязи и взаимодействия социального обслуживания и социальной работы.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения как направления СЗН внесли Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 1) подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания—материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан, семей и др.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и.конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп общества, регулирует отношения в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов. В Законе предмет деятельности определяется таким образом: «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупиость социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от! форм собствеин©оти.Иредусмотреиа возможность получения достаточных для удовлетворения основных-жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. Определяется, что социальное обслуживание — это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.

Поэтому с методологической точхи зрения представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы*. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения.

Внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, которые находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность.

С одной стороны, функционируют службы семьи, социально-^медицинской помощи, психологической помощи, социального обеспечения, правовой помощи, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой — территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных: «социальные службы- предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальные службы (учреждения) становятся важнейшей формой социальной защиты населения

Вопрос о их создании должен рассматриваться с позиции как территориальности, таки ведомственности. Социальные службы различных министерств и ведомств видятся неотъемлемым компонентом (или сектором) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населений имеют двойное административное подчинение и нередко множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств: здравоохранения, образования, МВД, службы занятости и т.д.

Сущность социального обслуживания' как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов Социальных уСЛуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем п элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным 'обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населе-ния> различных субъектов социальной раорты и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания: • сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж); • нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферысуществования и, конечно, специфики контингентов клиентов социальных служб.

Итак, социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг.



Основу критериев социального обслуживания составляют степень сложности и продолжительности социальных услуг, их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием важно учитывать уровень развития социальных служб, комплексность и интегративность учреждений социального обслуживания, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране. Другие критерии позволяют оценить результативность социального обслуживания с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Лекция 1 История социальной работы в России. Изучением курса "Введение в специальность"
561.67kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине История социальной работы По направлению подготовки
172.88kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины «История русской литературной критики» Принцип построения курса
30.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
348.76kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Установочные задания по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность» Целью учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
57.86kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»
531.76kb.
4 стр.
Семинар «Введение в специальность»
1084.51kb.
8 стр.
Презентация лекционного курса Введение в специальность Умк и рабочая программа
72.59kb.
1 стр.
Лекция 1 Введение в предмет социальной экологии
1690.85kb.
8 стр.
Правовое регулирование таможенных отношений в россии
351.27kb.
1 стр.
Планирование курса «История России. XIX век.»
775.78kb.
6 стр.