Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Предмет: Информатика и ИКТ Класс: 11 Время занятия: 2 урока Вид кейса: обучающий Тип кейса: аналитический Тема урока: Решение логических задач. Цель: Учить обучающихся к работе со специальным набором учебно-методических материалов (кейсом) по решению логических задач и максимально активизировать каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению кейса. Задачи: - обобщить знания о преобразовании логических выражений; - развивать инициативу, любознательность, умственную активность; - формировать коммуникативные навыки, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения, навыки сотрудничества в группах.
Затем идет проверка домашнего задания (краткое изложение обучающимися домашнего задания – творческая практическая работа кейса и их обсуждение). ЗАДАНИЕ ПОДГРУППАМ: Три школьника, Миша (М), Коля (К) и Сергей (С), остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее: Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже…» Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!» Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша». Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, второй в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины. Кто разбил стекло в классе? В ответе запишите только первую букву имени. РАБОТА С КЕЙСОМ: Для решения проблемы для обучающихся подготовлен кейс, в котором предложены задания и несколько способов их решения. Обучающиеся изучают материалы кейса заранее, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым (творческая практическая работа). Далее идет ознакомление обучающихся с заданием кейса в бумажном и электронном виде (в школьных компьютерах через локальную сеть). Затем идет распределение обучающихся на подгруппы (3-5 человек) и организуется работа в подгруппах. Первый этап дискуссии - организация дискуссии в подгруппах: - обсуждение решения проблемы по заданию кейса, выявление и формулировка проблемы, поиск аргументов и решений (обучающийся, познакомившись с заданием, самостоятельно анализирует ситуацию, представляют свои решения в дискуссии с другими членами подгруппы); - выбор лучшего решения в рамках подгруппы и организация презентаций решений в подгруппах. Второй этап дискуссии - организация общей дискуссии в классе для принятия окончательных решений: - выступления капитанов подгрупп, каждая группа предлагает свою версию выполненного задания (публичная, устная презентация решений); - участие в обсуждении обучающихся других подгрупп; - участие в обсуждении учителя. Итоговая стадия работы над кейсом - заключительная презентация результатов решения задания (сравнение нескольких вариантов решения). Затем идет обобщающее выступление учителя - анализ ситуаций и оценивание работы каждой подгруппы учителем. СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА: Решение логических задачЧто нужно знать:
![]() ![]()
Законы алгебры логики ![]() Задача 1:Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля, – правда». Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». (Пример: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ) Решение (вариант 1, метод рассуждений):
все трое прогуляли урок астрономии в первый раз
Коля: 1. Я всегда прогуливаю астрономию. 2. Саша врет. Саша: 1. Я в первый раз прогулял астрономию. Миша: 1. Коля говорит правду.
Задача 2.Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Встретив однажды всех троих в коридоре, директор решил поговорить с мальчиками. Коля сказал: «Саша всегда лжет». Саша сказал: «Коля прав». Директору стало все понятно. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». Например: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ. Решение (вариант 1, метод рассуждений):
Коля: Саша всегда лжет Саша: Коля прав
Задача 3.Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах: Саша, Ваня и Коля делали вид, что происшедшее к ним не относится. Однако футбольный мяч среди осколков явно говорил об обратном. – Кто это сделал? – спросила мама. – Коля не бил по мячу, – сказал Саша. – Это сделал Ваня. Ваня ответил: – Разбил Коля, Саша не играл в футбол дома. – Так я и знала, что вы друг на дружку сваливать будете, рассердилась мама. Ну, а ты что скажешь? – спросила она Колю. – Не сердись, мамочка! Я знаю, что Ваня не мог этого сделать. А я сегодня еще не сделал уроки, – сказал Коля. Оказалось, что один из мальчиков оба раза солгал, а двое в каждом из своих заявлений говорили правду. Кто разбил вазу?
Саша: 1. это не Коля 2. это Ваня Ваня: 1. это Коля 2. это не Саша Коля: 1. это не Ваня обратите внимание, что у Коли всего одно высказывание, которое «относится к делу»; то, что он сделал или не сделал уроки, никак не проясняет ситуацию с разбитой вазой
- это не могут быть Саша и Ваня, потому что их первые высказывания противоречат одно другому - это не могут быть Саша и Коля, поскольку высказывание Коли противоречит второму высказыванию Саши - поэтому правду сказали Ваня и Коля, а Саша – соврал
Решение (вариант 2, преобразование логических выражений):
С: вазу разбил Саша В: вазу разбил Ваня К: вазу разбил Коля
Саша: 1. ![]() ![]() Ваня: 1. ![]() ![]() Коля: 1. ![]()
![]() ![]() ![]() заменив «И» на умножение, получаем
![]() ![]() ![]() заменив «И» на умножение, получаем
![]() ![]() ![]() заменив «И» на умножение, получаем
Решение (вариант 3, метод подбора):
Саша: 1. Коля не разбивал 2. Ваня разбил Ваня: 1. Коля разбил 2. Саша не разбивал Коля: 1. Ваня не разбивал
Например, из первой строки следует, что Саша сказал, что вазу разбил Ваня, а Коля не разбивал. Пустые клетки означают, что информации нет: например, Коля ничего не говорил о Саше (последняя строка).
Задача 4.На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их зовут Василий, Семен, Геннадий и Иван. Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что (1) Столяр живет правее охотника. (2) Врач живет левее охотника. (3) Скрипач живет с краю. (4) Скрипач живет рядом с врачом. (5) Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом. (6) Иван живет рядом с охотником. (7) Василий живет правее врача. (8) Василий живет через дом от Ивана. Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП. Решение (вариант 1, метод рассуждений с таблицами):
Решение (вариант 2, метод рассуждений с таблицами):
Задача 5.Восемь школьников оставались в классе на перемене, и один из них разбил окно. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы: Егор: «Разбил Андрей»! Света: «Вика разбила»! Оля: «Разбила Света». Миша: «Это кто-то с улицы»! Надя: «Да, Оля права». Коля: «Это либо Вика, либо Света»! Андрей: «Ни Вика, ни Света этого не делали»! Вика: «Андрей не бил»! Кто разбил окно, если известно, что из этих высказываний истинно ровно три. Ответ запишите в виде первой буквы имени. Решение (табличный метод):
видим, что истинны только два высказывания, а не три (как нужно по условию); следовательно, это не Егор
Задача 6.В бюро переводов приняли на работу троих сотрудников: Диму, Сашу и Юру. Каждый из них знает ровно два иностранных языка из следующего набора: немецкий, японский, шведский, японский, китайский, французский и греческий. Известно, что (1) Ни Дима, ни Юра не знают японского (2) Переводчик со шведского старше переводчика с немецкого (3) Переводчик с китайского, переводчик с французского и Саша родом из одного города (4) Переводчик с греческого, переводчик с немецкого и Юра учились втроем в одном
(5) Дима – самый молодой из всех троих, и он не знает греческого (6) Юра знает два европейских языка В ответе запишите первую букву имени переводчика со шведского языка и, через запятую, первую букву имени переводчика с китайского языка. Решение (табличный метод):
Творческая практическая работаФ.И._________________________ класс ________ Задание 1. Самостоятельно изучите задания с решениями в лекции по теме «Решение логических задач» блока «Основы логики».Задание 2. Составьте свой пример аналогично заданным в лекции и запишите его решение (одним способом). Задание 3. Решите задачи:
Саша: «Я никогда не призывал к прогулу, это была идея Коли». Коля: «Я никогда не предложил бы это первым, во всем виноват Вова». Вова: «Эта идея пришла в голову Коле. Я просто пошел за компанию». Внутренним чутьем учитель почувствовал, что один ученик говорит правду, второй говорит правду только наполовину, а третий – лжет. Кто из учеников был инициатором прогула? Ответ дайте в виде первой буквы имени.
(1) Смит – самый высокий (2) играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте (3) играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу (4) когда между альтистом и трубачем возникает ссора, Смит мирит их (5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. Выясните, на каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами. Задание 4. Сохраните практическую работу под Вашей фамилией и отправьте учителю по адресу xazovatm_77@mail.ru Смотрите также: Время занятия: 2 урока Вид кейса: обучающий Тип кейса: аналитический Тема урока: Решение логических задач
289.44kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Номер урока. Тема урока. Тип урока Вид деятельности Виды контроля, измерители
430.21kb.
3 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Урока : Методика проведения урока-викторины. План занятия Предмет : История Тема занятия : Международные отношения во второй половине XX века. Тип занятия : закрепление изученного материала
262.36kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Класс 6 Время занятия – 1 учебный час Тип кейса
45.55kb.
1 стр.
№ урока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия подготовка к егэ домашнее задание
223.64kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по математике 2 класса Тема урока : Переместительное свойство умножения. Решение задач. Цели урока : Образовательная
87.85kb.
1 стр.
Урока Тема урока Государство на берегах Нила Тип урока Комбинированный Дата урока
186.33kb.
1 стр.
№ урока Дата Тема урока Планируемые результаты (знания, умения, навыки) Тип и форма урока Вид 104.66kb.
1 стр.
|