Главная
страница 1
Материалы к выступлению на конференции

«Музейная деятельность в условиях действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 2006-2011.

Итоги и перспективы»

18-20 мая 2011 года

В настоящее время на практике одной из наиболее острых и актуальных проблем остается применение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), а также связанного с ним законодательства.

По-прежнему отсутствуют единые подходы к выбору способа размещения заказов, проведению самих процедур, осуществлению контроля и т.д. Отсутствует единая административная и арбитражная практика. Нет системы обеспечения государственных нужд, так называемой «контрактной системы». Сейчас детально отрегулирован только этап размещения заказа. Ни планирование, ни исполнение в настоящее время никак не отрегулированы, все три этапа не завязаны в единую систему, которая позволяет на каждом последующем этапе корректировать ошибки предыдущего.

Со времени принятия закона в него было внесено 23 поправки. Его объём увеличился более чем в 3 раза. В результате, при всей исходной простоте своих базовых идей закон превратился в очень сложный и внутренне непоследовательный нормативный акт.

Есть безусловно и положительные подвижки.


  • В частности Федеральным законом № 79-ФЗ внесены изменения в пункт 23 части 2 статьи 55 Закона, которыми существенно расширен перечень товаров, работ, услуг для нужд учреждений культуры, размещение заказа на которые допускается без проведения торгов или запроса котировок.

«23) театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом осуществляется размещение заказа на создание произведений литературы или искусства, указанных в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 31.1 настоящего Федерального закона, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора, художника-гримера либо на исполнения, а также на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений организациями, указанными в настоящем пункте;»
В 2010 году состоялась конференция на тему «94-ФЗ – как улучшить закон», на которой председатель комитета по культуре Государственной Думы РФ акцентировал внимание на том, что дополнения, сделанные в 2009 году, решили некоторые проблемы, стоящие перед учреждениями культуры, но носят они половинчатый, незаконченный характер.

Хотя в перечне учреждений и упоминаются музеи, но, все-таки в большей степени они касаются театрально-концертных и зрелищных учреждений. По сути нет ни слова об авторах выставок и экспозиций, а ведь это и большой научный труд, и его художественное воплощение художниками, дизайнерами, то есть теми, кто в общеупотребимом понятии называется «авторский коллектив». Возникает необходимость привязки работ, оказанных услуг авторами, художниками и прочими лицами, работающими над созданием экспозиций и временных выставок, а с учетом стремления органов Казначейства, на исполнении у которых находятся наши платежи, читать закон дословно, возникает практически постоянная необходимость доказывания, что конкретные виды работ или услуг подпадают именно под данный пункт закона.

Коллеги! В этой связи заслуживают только слов восхищения усилия деятелей театра, Союза театральных деятелей, которые практически все свои виды деятельности и виды специальностей лиц, занятых над созданием постановок внесли в Закон.

Однако представляется, что списочный характер изменений и дополнений, увеличивающий размер статьи до бесконечных размеров, который имеет место, архаичен, ведет к пробельности, неоконченности, нечеткости.



На наш взгляд, нужна некая унификация терминов и понятий, позволяющая охватить все профессии, все виды работ и услуг, заказываемые учреждениями культуры. Поэтому перед нами, на мой взгляд, стоит непростая задача - сформулировать норму таким образом, чтобы она коротко и ясно охватывала своим регулированием деятельность всех без исключения учреждений культуры, не создавала проблем и разночтений в правоприменении, не содержала пробелов.


  • Серьезным шагом, должным помочь учреждениям культуры в работе с 94-ФЗ, является дополнение статей 20 и 32 положениями, по которым становится возможным проводить закрытие торги (конкурсы и аукционы) в случаях размещения заказа на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а также музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств. Но при этом за заказчиком остается обязанность согласования решения о проведении закрытого конкурса с Федеральной антимонопольной службой (ч.1. ст.30, ч.1. ст.39 Закона).




  • Позитивным изменением, на мой взгляд, являются изменения, позволившие заказчикам покупать расходные материалы к имеющейся у них технике «в соответствии с рекомендациями, содержащимися в техдокументации». Фактически это означает снятие ограничений на указание бренда в заказе при закупке расходных материалов. До сих пор, размещая заказ даже на картриджи для принтера, заказчики были обязаны после указания марки добавлять: «или аналог». В результате чаще всего победителями оказывались поставщики «аналогов» китайского производства, использование которых приводило к лишению гарантии на оборудование. Теперь заказчики могут руководствоваться требованиями техдокументации, где рекомендуется использовать только оригинальные расходные материалы.




  • Также хотел бы также обратить внимание на некоторые проблемы, связанные с применением номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 601.

  1. По ряду товаров понятие одноименности начинается буквально с третьего знака номенклатуры (из семи возможных), а есть ситуации, когда отличие наступает только после пятого и даже шестого знаков. В результате есть случаи, когда мы видим максимально укрупненные позиции – так, например, в группу 140 «Юридические услуги и услуги в области коммерческой деятельности», в единственный код 741.00.00 отнесены правовые услуги (код 741.10.00), услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения (код 741.20.00), услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения (код 741.30.00) и консультативные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью (код 741..4000). Таким образом, имея на договоре, допустим юриста с оплатой ему вознаграждения до 100,0 тыс.рублей в квартал, чтобы осуществить бухгалтерий аудит, провести анкетирование среди посетителей с последующей обработкой полученных массивов данных, либо воспользоваться услугой нотариата, все платежи, превышающей 100,0 тыс.рублей за квартал по данной группе придется проводить исключительно через применение конкурсных процедур.

К слову, говоря о пресловутых 100 тыс. рублей, применяемых к государственным закупкам с использованием гражданско-правового договора, то совершенно очевидно, что на сегодняшний день эта сумма ничем экономически не подкреплена, не обоснована в условиях инфляции около 13 процентов и девольвации рубля и нуждается в увеличении.

Возвращаясь к номенклатуре, следует отметить, что по другим позициям, наоборот, идет более детальная разбивка на группы. В результате хорошо знакомые всем музейщикам рамы с паспарту для изобразительных произведений, графики, фотографий и документов должны «разбиваться» на три группы – багет – это группа 31 «Изделия из дерева, пробки, соломки», паспарту – группа 32 «Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них», а стекло – группа 72 «Стекло».



  1. Не все названия групп верно отражают их содержание. В частности, в мартовском номере журнала «Учет в бюджетных учреждениях» приводится следующий пример - проконсультировать заказчика по использованию компьютера, отремонтировать принтер и провести телеконференцию – это одноименные работы, услуги, они включены в одну группу, а название этой группы относится немного к другой сфере деятельности – «Программные продукты» (п. 137 номенклатуры). Также есть неопределенность с отнесением ряда товаров к кодам ОКДП. Например, картриджи для принтеров, с одной стороны, можно отнести к коду 301.05.00 «Узлы и детали средств копирования и оперативного размножения документов» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника» (п. 89 номенклатуры), а другой стороны – к коду 302.03.65 «Комплектующие и запасные части устройств ввода и вывода информации», однако это уже другая группа – «Вычислительная техника» (п. 90 номенклатуры). Такая же проблема возникает при определении группы для канцелярской продукции, например ручек. Они есть и в коде 369.91.10 «Ручки (кроме автоматических) и карандаши (кроме механических)», включенном в группу «Хозяйственно-бытовые товары», и в коде 301.01.30 «Наборы ручек автоматических и карандашей механических, приборы письменные настольные» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника»).

  2. Есть случаи, когда используемые в номенклатуре коды просто отсутствуют, например группа «Услуги по ремонту транспортных средств» содержит код 340.02.00, которого в ОКДП просто нет.




  • Хотелось бы так же упомянуть, что практически за любое нарушение законодательства о размещении заказов предусмотрена административная ответственность. Ответственность эта подчас носит очень жесткий характер. В учреждении практически невозможно создать конкурсную комиссию, так как в условиях наличия многочисленных пробелов и коллизий в законе, его крайне сложно применять, не допуская ошибок. Речь, как вы понимаете не о том, что нужно снизить порог ответственности, речь о том, что прежде чем эту ответственность устанавливать, нужно создать совершенный кодифицированный закон, четкий и понятный для правоприменителей всех уровней, не допускающий множественности толкования.

В окончание своего выступления предлагаю объединить наши усилия, направив их на выработку конкретных предложений по изменению действующего законодательства и их обобщение. И далее, пользуясь положительным опытом наших коллег, работающих в сфере театрального искусства, предложить их вниманию первым лицам нашего государства.


Спасибо за внимание!



Смотрите также:
Закона от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
73.85kb.
1 стр.
Закона от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
218.33kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
76.53kb.
1 стр.
Закона №94-фз от 21. 07. 2005 г «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
23.21kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3786.25kb.
12 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 02. 07. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3722kb.
12 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
4419.74kb.
11 стр.
Закона №94-фз на оказание комплекса услуг, выполнение комплекса работ. Эпиграф
421.57kb.
3 стр.
Закона от 26. 07. 2006 №135-фз «О защите конкуренции»
640.92kb.
9 стр.
Закон от 21 июля 2005 г. №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
104.46kb.
1 стр.
Закон РФ №94-фз от 21. 07. 2005 г. «0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
172.21kb.
1 стр.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
51.77kb.
1 стр.