Главная
страница 1страница 2страница 3
Ницоцот мин а-Нер





Выпуск #9, февраль 2003



Студенты для студентов 3

Методы кирувной работы в кампусах 15

Антисемитизм в студенческих городках 29

В этом выпуске «Ницоцот мин а-Нер» мы сосредоточились на способах проведения успешной кирувной работы в студенческих общежитиях институтов всего мира. В настоящем издании мы постарались дать общий обзор схем кирувной работы со студентами, общее описание нынешнего всплеска антисемитизма в студенческих городках, а также более глубоко описать подход к кирувной работе, применяемый одним из бесспорных лидеров в данной области, раввином Чарльзом Лебовым, членом организаций JWALOP («Евреи с огромной гордостью») и SSNAP («Студенты, Делящиеся Знаниями и Гордостью»)1.

Кирувная работа в студенческих городках сегодня, по-видимому, существенно отстает от других кирувных инициатив. Причин тому много. Самая очевидная из них состоит в том, что сама жизнь студенческого общежития устроена так, что не может предоставить никакому проекту средств для самостоятельного развития, и поэтому часто бывает так, что работа в студенческих городках вырождается в «говорильню», когда множество действующих на этом поле организаций ограничиваются проведением еженедельных уроков. С другой же стороны, безрадостный ландшафт кирувной работы в студгородках оживляется многочисленными яркими огнями достижений, взаимопонимания и успеха. Ниже мы попытались дать обзор некоторых из таких достижений. Наша статья далека от полноты охвата, и мы приглашаем наших читателей поделиться информацией о других организациях или проектах, о которых мы сможем рассказать в следующем выпуске «Ницоцот». Здесь же мы основное внимание обращаем на многочисленные типы кирувной работы в студенческих городках, а не на конкретные личные инициативы.



Студенты для студентов

Раввин Чарльз Лебов

Самой большой еврейской общиной Северной Америки после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Майами является отнюдь не Чикаго. Как ни удивительно, но четвертая по величине еврейская община, насчитывающая свыше 400000 членов, состоит из еврейских студентов, разбросанных по студенческим городкам Северной Америки.  

Я объединил всех еврейских студентов в одну общину потому, что, как мне кажется, сами студенты видят себя принадлежащими к такой общине. Студенты, которые учатся в Итаке, Нью-Йорк, чувствуют себя неизмеримо более связанными со студентами из Беркли, Калифорния, чем со «взрослой» общиной той же Итаки. 

Вначале я перечислю все «за» и «против» кирувной работы в студенческих городках колледжей, а затем дам несколько практических советов о том, как начать заниматься этим делом серьезно. 

Хотя к кирувной работе среди студентов не прикладывается необходимых или подобающих усилий, она, тем не менее, остается естественным фокусом, на котором должен быть сосредоточен кирув. Уже начиная с 60-х годов первые ешивы для баалей-тшува, «Двар Йерушалаим» и «Диаспора Ешива» были укомплектованы в первую очередь студентами колледжей, и харизматические лидеры вроде Шломо Карлебаха или раввина Меира Кахане собирали толпы верных последователей, на существенную долю состоявшие из молодежи студенческого возраста. 

Первые учащиеся большинства кирувных ешив в Израиле (таких, как «Эш а-Тора», «Ор Самеах», «Неве Йерушалаим», «Махон Шломо») были студентами университетов. Эти ешивы всегда рассматривали еще не сделавших тшуву студентов колледжей как наиболее естественную точку приложения сил: ведь эти молодые люди обладают естественной привычкой к размышлениям, к академическому поиску, и у них хватает свободного времени на то, чтобы попробовать то, что им предлагают, и, возможно, пойти учиться в ешиву. Ешивам следовало бы поставить на регулярную основу набор учащихся в студенческих общежитиях – первом месте, куда бы им следовало заглянуть. Причины, по которым кирувные усилия должны были бы быть сосредоточены именно на студенческих городках, вполне очевидны. Студенты колледжей легко достижимы в физическом смысле. Учащиеся колледжей, организованных по месту жительства, проживают в непосредственной близости друг от друга, что позволяет с легкостью приводить их в совместные программы. Даже если студенты не живут в самом студенческом городке или поблизости от него, они проводят в нем большую часть времени, и их расписание достаточно предсказуемо. Еврейских студентов проще найти и задействовать, чем любую другую группу евреев. Кроме того, 20% студентов основных американских колледжей – евреи, и это – гораздо более высокий процент, чем доля еврейского населения в большинстве городов. (Другими словами, гораздо проще найти студентов-евреев, чем обнаружить и локализовать несоблюдающих евреев среди обычного населения).

Студенты колледжей с головой погружены в культуру, поощряющую неакадемические или полуакадемические интересы. В любом студенческом городке полно всяческих клубов и групп по интересам всевозможных типов: от секции гребли до клуба филиппино-американской дружбы. Деятельность вне рамок учебного расписания является здесь принятой нормой и рассматривается как часть и необходимая составляющая студенческого опыта. Студенческий городок – это такое место, где люди действительно обращают внимание на происходящие события и ищут возможностей участвовать в них.

Против ожиданий, студенты, несмотря на учебную и рабочую нагрузку, располагают значительными резервами свободного времени. У большинства студентов несколько раз в год бывают каникулы, во время которых их можно уговорить поучаствовать в каких-либо программах в Америке или за рубежом. Кроме того, во многих высших учебных заведениях практикуются годичные «академические отпуска», во время которых студент может заняться чем-то, не предусмотренным учебным планом. Кроме того, бывают семестры, кода те или иные студенты сдают меньше экзаменов и поэтому располагают большим временем для занятий чем-то посторонним. 

К студентам всегда можно обратиться на языке разума. Начать с того, что они погружены в среду, в которой им постоянно приходится взаимодействовать с людьми из кардинально различающихся культурных слоев. Кроме того, изучаемые ими общественные науки знакомят их со многими различными философиями, зачастую впервые в их жизни. От студентов ожидают приобретения интеллектуальной зрелости и личного опыта, необходимых для того, чтобы самостоятельно разбираться с серьезными вопросами. От них ждут и их побуждают принимать решения, которые определят их карьеру, их идеологию и их будущее. Студенчество представляет собой нестабильную эмульсию до ее разделения на несмешивающиеся ингредиенты, и студент с гораздо большей вероятностью станет личностно реагировать на происходящее, чем человек в более молодом или более зрелом возрасте.

Студенты в значительной степени независимы. Они часто впервые в жизни оказываются далеко от дома, свободными от тех ограничений, которые налагают на них родители. Они также до определенной степени независимы от своих родителей и материально (будь то в их представлениях или на самом деле), что может позволить им принять решение поучаствовать в какой-либо программе, не дожидаясь родительского одобрения.

Все перечисленные выше моменты действуют совместно, делая студентов колледжа притягательной мишенью вложений кирувных средств. Но в них же таится опасность для тех еврейских студентов, которые попали в колледж, уже имея какое-то еврейское образование и какую-то связь с еврейством. В открытой университетской среде увеличивается и опасность ассимиляции. Богатый выбор кажущихся привлекательными возможностей, таких, как возможность войти в какой-нибудь индийский ашрам или присоединиться к другому религиозному движению, и большая вероятность встретиться и вступить в любовную связь с партнером, принадлежащим к другой религии (или для ортодоксального еврея – вероятность вступить в связь с партнером-реформистом и т.д.) делает для еврейского студента, лишенного прочной связи с иудаизмом, поддержание своей убежденности очень трудным делом. Во многих отношениях евреи – студенты колледжей представляют собой нашу последнюю надежду достучаться до этого поколения и воссоздать его связь с еврейством до того, как оно окажется столь тотально ассимилированным, что влияние на него станет невозможным.

На основании приведенных мною выше соображений, я считаю, что наша недостаточная активность в студенческих городках вызвана, скорее, техническими, а не принципиальными причинами.



  1. Большинство студенческих общежитий колледжей расположены вдали от соблюдающих общин. Достаточно трудно найти таких людей, которые согласились бы жить вдали от религиозного окружения. В первую очередь, речь идет о том, что «свободных» людских ресурсов, предоставляемых ешивами, семей для проведения Шаббатов и учителей вне областей с высокой концентрацией ортодоксов нет. Поэтому кирувным работникам очень просто сказать, что «студенческие общежития для нас недоступны”.

  2. Во многих регионах кирувные программы, проводимые в студенческих городках, потерпели «финансовый крах». Поскольку студенты не зарабатывают, кирувные организации и отдельные энтузиасты должны все время получать финансирование своей кирувной работы из сторонних источников. Некоторым организациям представляется, что большего «успеха» можно достичь в деле обучения «баалабатим» (работающих семей – перев.), которые могут, изменившись к лучшему, выписать чек, чтобы поддержать организацию материально. (Такая политика является чрезвычайно недальновидной, поскольку бывшим выпускникам часто свойственна щедрость при поддержке тех колледжей и институтов, которые они посещали, хотя временной разрыв может достигать 20-30 лет).

  3. Среди кирувных работников есть и такие, кого отпугивает наблюдаемая ими степень ассимиляции. Студенческое общежитие колледжа может быть местом морального эфкерута (пренебрежения моральными принципами – перев.), являющегося частью жизненного стиля. (Иногда это может даже стать плюсом для кирувной работы, так как студенты своими глазами могут видеть вырождение и бесчестье, являющиеся следствиями жизни, лишенной рамок).

Я считаю, что соблюдающей общине пришло время обратить самое серьезное внимание на вопрос о том, каким же образом может она повлиять на следующее поколение американских евреев. И студенческий городок, очевидно, является тем самым местом, с которого следует начинать.

Ниже я обрисую несколько представлений, которые, как подсказывает мне мой опыт, могут помочь оказать сильное и долговременное влияние на студентов.



Создание студенческого движения

Любая попытка серьезно изменить жизнь студенческого городка должна основываться на создании еврейского студенческого движения. В отличие от большинства современных молодежных движений, которые устраиваются для юношества, студенческое движение должно организовываться и для студентов, и силами самих студентов. Студенты должны быть «владельцами» этого движения, должны сами составлять повестку дня, управлять финансами и планировать мероприятия. 

Главным преимуществом студенческого движения является то, что такое движение будет производить студенческих лидеров с высокой степенью убежденности и мотивации. Если студенты понимают, что это – их собственное движение, и если они чувствуют ответственность за своих товарищей, у них обнаруживается масса свободного времени и сил, которые они могут посвятить движению.

Профессиональные кирувные работники не так уж плотно связаны со студентами. Сколько бы времени такой работник ни «проводил» со студентами, он попросту не живет на их почве! Если говорить о первоначальном вовлечении в программы (то есть о «подборе кадров»), то сами студенты, занимаясь этим, демонстрируют несравнимо лучшие «продажи», чем кирувные работники. Причины этого очевидны.

Кроме того, студенческие лидеры знают свою аудиторию. Они смогут описать ей, о чем идет речь, что должно из этого получиться и в чем здесь «изюминка». Только студенческим лидерам можно доверять в вопросе о том, какие именно программы проводить.

Прецеденты такой организации работы в студенческом мире уже есть. Такие движения, как «Североамериканская Еврейская Студенческая Сеть» и «Южноафриканский Союз Еврейских Студентов», в начале 80-х годов породили множество соблюдающих Шаббат еврейских лидеров, несколько из которых до сего дня занимают ключевые позиции в кирувной работе. Ни одна из этих организаций даже не рассматривала себя как «учреждение, занимающееся кирувной работой». Нет, это были группы студентов, изучающих Тору и соблюдающих Шаббат, естественно выражающих свою еврейскую сущность и свою преданность еврейскому народу.

Сегодня еврейский студенческий мир Северной Америки созрел для того, чтобы начать строительство еврейского студенческого движения. Антиизраильская истерия, разразившаяся в студенческих городках колледжей, вызывала к жизни ощущение того, что «мы должны что-то делать» со студенческим миром. Студенты видят, что изменение ситуации – их и только их дело, и понимают, что проблема не ограничивается только лишь их отдельным студенческим городком. Мы видим, как на сцене появляются студенческие лидеры со своими взглядами, обладающие способностью построить нечто заметное в национальном масштабе.

Ознакомительные путешествия 

Вплоть до настоящего момента, успех в кирувной работе среди студентов достигался в основном за счет программ, проводимых в Израиле. Даже если не говорить о таких организациях, как Ор Самеах, Эш а-Тора, Неве Йерушалаим, Ливнот у-Леибанот, проводящих программы, ориентированные именно на студентов колледжей, - просто евреи-туристы, забредшие в Heritage House или встретившиеся с Джеффом Зайделем, получают связанные с еврейством положительные переживания, которые потом могут привести к росту личности в еврейском направлении и к большей связанности с еврейством. 

Хотя на отдельных студентов наибольшее воздействие оказывает именно пребывание их в Израиле, в ешиве или на семинаре, кирувные инициативы на более широкой основе могут иметь место только в самом студенческом городке. Тому есть две главных причины. Во-первых, израильский опыт не является каталитическим, в том смысле, что он влияет на отдельных людей, не приводя к тому, что их друзья тоже начинают вовлекаться в это. Более того, чем более успешный кирув был проведен в Израиле, тем меньше вероятность того, что студент вообще вернется в свое общежитие. Вторая же причина состоит в том, что израильский опыт часто переживается именно как «израильский», как нечто, что вы делаете в Израиле, но не берете с собой «домой», чтобы продолжать в Америке. Если в студенческом городе не будет проводиться кирувных программ, в которых студент мог бы принять участие, он быстро растеряет весь первоначальный импульс, полученный в Израиле.

Мне представляется, что есть один очень важный фактор, обеспечивающий успех израильских кирувных программ, который может быть воспроизведен в Америке. Израильские программы отрывают студентов от привычной среды на более или менее длительный промежуток времени. Это позволяет студентам поэкспериментировать с другим способом жизни, избежав давления, вызванного необходимостью приспосабливаться к нему. Этот эффект может быть достигнут и в Америке с помощью летних лагерей, путешествий и конференций.

Есть и еще преимущества в программах «израильского типа», проводимых в Америке. Полученные в рамках этих программ идеи легче встроить в обычную жизнь после того, как программа закончится. Кроме того, на эти программы легче набирать людей и легче потом отслеживать их результаты; а людские ресурсы на их проведение необходимы те же самые. 

Когда возможности набора студентов в израильские программы уменьшились в связи с угрозой террористических актов, некоторые группы начали изыскивать другие возможности. В рамках программы JAM в Лос-Анджелесе, проводимой Брахой Заретт, начались путешествия в Нью-Йорк. Эш а-Тора начала возить студентов на неделю самолетом в Лондон. 

Я считаю, что возможности, предоставляемые летними лагерями, могут быть использованы гораздо шире. В Европе «Европейский союз еврейских студентов» проводит ежегодный «Летний колледж» в августе, продолжающийся неделю. Эта модель вполне может быть приспособлена к условиям Северной Америки, где все необходимое для этого давно существует. Этот принцип: «Вырвать их из обычного окружения и дать им время порадоваться и поразмышлять», - может открыть двери очень многому.

Конференции 

Если мы примем в расчет приведенный выше анализ жизни студенческого городка Северной Америки, непременно возникнет ощущение, что как региональные, так и общенациональные программы должны испытывать сильнейшее побуждение к тому, чтобы переместить свою деятельность в студенческое общежитие. Когда студенты собираются вместе на важное мероприятие, возникающие энергия и импульс могут дать эффект «кругов по воде». Об этом говорит как опыт юношеских групп (NCSY, USY, BBYO и т.д.), так и опыт работающих в студенческих городках организаций. 

На региональных или общенациональных конференциях также можно воспользоваться специфическим преимуществом «захваченной» аудитории. Студенты приходят в программу по многим разным причинам. Даже если первая их побудительная причина – чисто социальная, они понимают, что приобрели «в нагрузку» еще кое-что. От них ожидают, что они будут ходить на те занятия или участвовать в тех молитвах, которыми в обычных условиях они бы пренебрегли. На конференции легче помочь студентам почувствовать, что они являются частью чего-то большого и важного, частью, которой они могут захотеть и дальше продолжать быть. Студентов с руководящим типом личности поощряют примерить на себя роли руководителей. На конференции можно собрать вместе широчайший диапазон исключительно способных людей, которые смогут создать атмосферу такого воодушевления, которого ни в каком общежитии не добиться.

Чтобы гарантировать успех студенческой конференции или любой другой программы такого типа, необходимо добиться правильного баланса светских/религиозных. Это – очень тонкая оценка, которая должна всегда основываться на данной конкретной группе и конкретной ситуации и разрабатываться в соответствии с долговременными целями. Например, это означает, что конференция должна, вообще говоря, иметь смешанный состав, в ней должны участвовать как мужчины, так и женщины. Хотя это и может помешать немедленному влиянию конференции на студентов, запрещение этого придет в слишком сильное противоречие с интересами студентов. 

В расписании конференции должна быть какая-нибудь знаменитость и несколько интересных лекторов; на ней должен быть обеспечен кашрут; ей должны предшествовать качественная реклама и «раскрутка». Если все это сделано правильно, то эта конференция породит свою собственную энергию, которая в состоянии очень сильно повлиять на участвующих в ней людей.

На конференции студенты будут обсуждать, что они станут делать после нее, чтобы стимулировать еврейскую жизнь в их студенческих городках. Каждый студент может найти для себя, «чем заняться», будь то его личное еврейское развитие или помощь другим в знакомстве с иудаизмом. 



Студенческие кооперативные дома

Другой способ рассеивания зерен, из которых в студенческих городках будет произрастать иудаизм, - это цепочка кооперативных еврейских домов. Такие дома, или Батим, должны быть организованы самими студентами и быть кошерными. Все работающие в них должны соблюдать Шаббат. Было бы важно, чтобы студенческое население этих домов было смешанным: религиозным и пока еще нерелигиозным, чтобы в них царила атмосфера открытости и чтобы в бюджете была предусмотрена специальная статья на прием множества гостей, в особенности на Шаббат. Через такой Баит (дом) возможно создание общинного чувства. Приглашенные лекторы, неформальные занятия и специальные проекты помогут создать культурную атмосферу, которая станет притягательной для студентов, желающих поэкспериментировать с иудаизмом в обстановке, свободной от угрожающего давления. 



Студенческий миньян вне студенческого городка

Несмотря на то, что, как правило, синагога для студентов – это такое место, куда никогда не заходят, в Монреале была реализована идея студенческой синагоги. Расположенная в районе, посещаемом преимущественно студентами, эта синагога проводит очень живые службы в карлебаховском стиле по пятницам вечером; завершаются они бесплатной трапезой. На успех этой синагоги повлияло как то, что она организована исключительно студентами и в ней царит открытая атмосфера «приглашаются все», так и замечательная еда. 



Программы подготовки студенческих лидеров

Так как большинство мероприятий, о которых я говорил, проводятся самими студентами и зависят от них, нам необходимо вкладывать серьезные средства в поиск, подготовку и мотивацию студенческих лидеров. Я выяснил, что лучшим местом для подготовки этих лидеров остается Израиль. Представляется, что студенческие лидеры, отличающиеся наибольшей убежденностью, найдут способы уговорить своих родителей разрешить им совершить короткое путешествие в Израиль. А за три-четыре недели, посвященные созданию группы, которая в дальнейшем будет помогать своим же товарищам, можно успеть многое. Средства, которые может в этом смысле предложить Иерусалим, неизмеримо сильнее, чем где бы то ни было еще в мире.

В программе должны совместно участвовать как религиозные, так и нерелигиозные студенты. Именно в таком составе они должны были бы работать в студенческом городке, и мы можем помочь им в этом, тренируя их именно для такой совместной работы. 

Работа в рамках существующих структур

«Гиллель» остается главнейшей организацией, работающей ради еврейских студентов. Однако принято, смотря на нее с точки зрения кирувной работы, относиться к ней скорее отрицательно. Идеология их Федерации заставляет проводить политику открытости по отношению ко всем и принятия всех «направлений иудаизма» на равной основе. Несмотря на отдельные успехи, их неумение выбрать определенную позицию приводит к тому, что они почти не могут повлиять на студентов, побуждая их укреплять свою связь с иудаизмом.

В последние годы, однако, «Гиллель» стал более открытым для партнерства с другими организациями и стал даже сам искать такого партнерства. Может быть, есть возможность установить с «Гиллелем» рабочие взаимоотношения, которые дали бы нам доступ к их возможностям, материальным и людским ресурсам без необходимости поиска компромиссов в области собственно религиозных взглядов. В нескольких отдельных студенческих городках это было проделано “OU” («Союзом Ортодоксов»); там основные усилия были сосредоточены на кирувной работе среди ортодоксальных студентов. С этой начальной точки можно уже двигаться в сторону установления более широкой кооперации.

Ключом к перечисленным выше подходам является подготовка профессиональных работников, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для деятельности в студенческих городках. Реформистские раввины-женщины занимают в студенческих городках больше рабочих позиций, чем ортодоксальные раввины, поскольку они стараются работать совместно с домами «Гиллеля» и в самих этих домах. Программы подготовки типа «Нер ле-Элеф» в Израиле и «Ешива Юниверсити» в Америке должны сместить акцент в своей работе на подготовку профессиональных специалистов по работе в студенческих городках, - если только мы хотим добиться успеха на этой арене.



Несколько моментов в качестве подведения итога: 

  1. Серьезная кирувная кампания, проведенная в студенческих городках колледжей, даст положительный и долговременный результат для еврейской общины.

  2. Самая первая атака должна быть направлена на то, чтобы помочь созданию независимого еврейского студенческого движения, организованного студентами и для студентов.

  3. Сам факт антиизраильской истерии, охватившей студенческие городки, открывает определенную возможность для поиска и воспитания студенческих лидеров.

  4. Необходимо развивать и расширять программы, в рамках которых студенты на некоторое время покидают свое привычное окружение, такие, как путешествия, конференции и отдых в летних лагерях.

  5. Особенное внимание следует уделить подготовке студенческих лидеров, а также работающих в студенческой среде профессионалов и числа соблюдающих.

  6. Необходимо постараться наладить совместную работу с «Гиллелем».

Все это, вне всякого сомнения, будет стоить денег. Мы должны найти способ сконцентрировать наши финансовые ресурсы и проводить долговременные инвестиции в студенческие городки, если мы действительно хотим увидеть результаты. Я убежден, что эти инвестиции непременно себя оправдают. 

Раввин Чарльз Лебов возглавляет отдел кирувной работы в студенческих городках «Нер ле-Элеф».


следующая страница >>
Смотрите также:
Студенты для студентов 3 Методы кирувной работы в кампусах 15 Антисемитизм в студенческих городках 29 в этом выпуске «Ницоцот мин а-Нер»
463.73kb.
3 стр.
Молодежный парламент – уже не миф!
31.12kb.
1 стр.
Памятка для туриста. Греция
39.11kb.
1 стр.
Заполни анкету и выиграй iPod nano! Все больше студентов используют интернет для поиска работы и все больше компаний создают свои веб-страницы. Но зачастую студенты полагают
13.91kb.
1 стр.
3 (246), 23 января 2013 года, среда Сегодня в выпуске
361.5kb.
1 стр.
Исследовательская работа студентов
72.19kb.
1 стр.
Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований»
171.83kb.
1 стр.
Нет на карте такого места (к вопросу о закрытых военных городках)
74.72kb.
1 стр.
Конкурс независимых студенческих видеопроектов «Золотая лента-2010»
25.08kb.
1 стр.
С. А. Майзель. Евреи при Хрущеве. Обыкновенный антисемитизм
2853.96kb.
13 стр.
Методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов очной формы обучения
161.7kb.
1 стр.
Пояснительная записка краткая характеристика дисциплины
143.36kb.
1 стр.