Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующийк себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность». Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Виды одарённости. Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). В нашей школе при создании базы данных по одаренным детям мы выделили три вида одаренности – академическую, творческую и спортивную. Что касается учебного процесса, то можно выделить академическую, интеллектуальную и творческую одаренность. Первый тип одаренности – академическая одаренность, которая представляет собой ярко выраженную способность учиться. Естественно, что именно обладатели такого типа одаренности являются любимыми в школе учениками. Они легки в общении, очень трудолюбивы. Замечено, что большинство отличников – это, прежде всего, именно ученики с академической одаренностью. Опыт показывает, что эти ребята не всегда являются победителями олимпиад. Из наблюдений за судьбами наших выпускников, можно сделать вывод, что академическая одаренность помогает этим выпускникам впоследствии стать очень неплохими, квалифицированными специалистами, но, чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности, конечно же, недостаточно. Уровень развития познавательного интереса у этой группы одаренных ребят достаточно высокий, они, тем не менее, нуждаются в постоянной поддержке со стороны педагогов. Но не следует также забывать, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Интеллектуальная одаренность у учеников проявляется, конечно, не только и даже не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, т.е. выполнять сложную интеллектуальную работу. Обладатели такой одаренности – «палочки-выручалочки» на проблемных уроках открытия нового знания. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим – все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Отличники из них тоже получаются, но не всегда. Как правило, из этой группы наибольшее число победителей олимпиад. Задача педагогов по отношению к этой группе заключается в постоянном поднятии уровня их познавательного интереса к предмету и его поддержания всеми известными в педагогике способами. Необходимо также приобщать этих учащихся к систематическому решению олимпиадных задач по предмету или привлекать к более глубокой исследовательской работе. Именно из ребят с интеллектуальной одаренностью составляются команды для участия в различных интеллектуальных играх и конкурсах типа «Что? Где? Когда?», «Эрудиты планеты» и др., где их способности раскрываются с наибольшей силой. Но, к сожалению, многочисленные практические исследования свидетельствуют о том, что нельзя предсказать достижения ребенка или подростка в будущем, исходя из уровня развития его интеллекта. Сколько-нибудь значительной связи между уровнем развития интеллекта в школьном возрасте и достижениями в будущем не существует. Из данных психологических исследований известно также, что высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Третий тип - творческая одаренность – это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Именно это, в конечном итоге ценится обществом выше всего. Ученики, обладающие творческой одарённостью, могут мгновенно дать ответ на поставленную учителем проблему или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием или доведением расчетов до победного конца, энтузиазма у них не вызывает, это им не интересно и даже скучно. Именно люди, обладающие творческой одарённостью, не всегда бывают в жизни успешными и удачливыми. Следует сказать и о том, что одаренные ученики третьего типа доставляют неудобство не только другим, но, зачастую, и самим себе. Наиболее ярко это проявляется в общении: возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети, склонные к управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Надо учитывать, что сложности, возникающие при взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются ими. Вот почему учителю, классному руководителю очень важно вникнуть в причины их беспокойства, эгоистических проявлений, ухода в себя и помочь справиться со своими чувствами. Подобный вид поддержки, в основе которого лежат чуткость и терпение, помогает одаренным подросткам развивать свои способности и одновременно уверенно справляться со своими проблемами. При правильно найденном подходе из этого числа учеников реализуются победители и призеры различных олимпиад и конкурсов. Практика показала, что отличников из этой группы практически не бывает, и, к большому сожалению, следует отметить, что в институте на первой же сессии именно их ждут неприятности из-за неумения и нежелания сконцентрировать свое внимание на учебе в течение всего семестра, а не только во время экзаменационной сессии. «…Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций.» (Национальная образовательная стратегия «Наша Новая Школа».) Итоги участия нашей школы в олимпиадах и конкурсах в 2010-2011 учебном году. (Слайды) При работе с одаренными детьми необходимо учитывать, что у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу: - работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; - необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
готовность педагога к работе с одаренными детьми. Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся: – Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, формированию компетенций, а также воспитанию личностных качеств учащихся. – Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме. – Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям. Естественно, что необходимо совершенствование системы подготовки учителей, работающих с одаренными детьми.
Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! Выступления содокладчиков.
Смотрите также: Выступление зам директора по увр моу сош №16 Былкиной О. В. на педсовете «Работа с одаренными детьми как реализация инициативы «Наша новая школа»
125.6kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
1966.37kb.
8 стр.
Г наша школа принимала гостей!
148.95kb.
1 стр.
План реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в моу сош №7
82.29kb.
1 стр.
Проект перспективного развития моу "Красновская сош"
379.12kb.
1 стр.
Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году
36.49kb.
1 стр.
Отчет директора школы №133
70.79kb.
1 стр.
Доклад муниципального образования «Город Таганрог» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
652.18kb.
4 стр.
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
1157.59kb.
5 стр.
Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
652.39kb.
3 стр.
Т. И. Самсонова – зам директора по увр, моу калачеевская сош №6, г. Калач
57kb.
1 стр.
Доклад Самарской области о результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012-й год 1972.97kb.
9 стр.
|