Главная
страница 1страница 2страница 3



 

 

 










Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 г. Невинномысска

 

 



ПРОГРАММА
организации кадетских классов с казачьим компонентом

 

           



 

г. Невинномысск, 2012 г.



 

 


  • Паспорт экспериментальной программы

Название
программы

Программа формирования системы кадетского обучения с казачьим компонентом в социально-педагогическом пространстве муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №19

Наименование организации- заявителя

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 г. Невинномысска

Исполнитель эксперимента

Рихтер Алла Борисовна - директор МКОУ СОШ № 19 г. Невинномысска, педагогический коллектив МКОУ СОШ № 19

Контактная информация

Почтовый адрес: 357000, РФ, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Чкалова, 67 
Телефон: 4-70-22
E-mail shkola19@rambler.ru
Сайт школы: nev.rxfly.net.

Основание для разработки программы

Школа расположена  в микрорайоне сельского типа, не имеющем других центров культуры. Около 70 % учеников - это дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей и дети социального риска. 60% от общего количества учащихся составляют мальчики. В городе, рождённом из казачьей станицы, педагогика казачества является основой личностно-ориентированного воспитания культурологического типа, логичной возможностью создания особого воспитательного пространства, способствующего повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Актуальность темы эксперимента

Благодаря вниманию Правительства Российской федерации профессия военного на современном этапе становится снова одной из престижных и востребованных.
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. В то же время остро встает проблема его доступности. Центрами кадетского обучения и воспитания являются большие города, и детям из малых городов оно становится доступным только при переходе на интернатную форму обучения. Это достаточно сложно для многих семей, которые хотели бы дать детям кадетское обучение и воспитание.
В данной ситуации реальным и оптимальным выходом является создание и апробация модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений. Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих  формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Объект
эксперимента

Образовательный и воспитательный процесс в специально сформированной системе кадетских классов школы.

Предмет
эксперимента

Содержание образования и воспитания в кадетском классе школы в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования.

Педагогические цели эксперимента

Формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы;
формирование верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Цель
эксперимента

Создание и апробация модели функционирования системы кадетских классов в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы, методического инструментария, педагогических технологий и концептуальных подходов для повышения доступности кадетского образования.

Основные
задачи
эксперимента

  • Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы.

  • Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

  • Образование учащихся кадетского класса в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения.

  • Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерного развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы.

  • Создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

  • Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Диагностический инструментарий

  • Основная форма контроля и мониторинга хода эксперимента:   рабочий журнал «Дневник эксперимента».

Текущий мониторинг в форме контрольных срезов по предметам между учащимися кадетских классов.

  • Постоянный контроль развития теоретического интеллекта через систему тестов интеллекта «ШТУР» и «IQ».

  • Постоянный контроль развития эмоционального интеллекта через систему тестов «EQ».

  • Постоянный социометрический контроль психологической атмосферы в коллективе класса по методике Фидпера А.Ф.

  • Регулярный мониторинг социально-психологических установок личности в мотивоционно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и через методику «Ценностные ориентации» М. Рокича.

  • Диагностика личностной мотивации к успеху по методике Т. Элерса.

Критерии оценки
ожидаемых
результатов

Анализ реализации образовательной и воспитательной составляющей функционирования экспериментального кадетского класса на основании педагогических диагностических комплексов Третьякова по 4 основным группам личностных критериев:

  • Социально- психологические -

  • сформированность повышенной мотивации к обучению;

  • высокая степень социализации и общественной активности кадетов;

  • способность к групповому активному взаимодействию;

  • выраженная сформированность нравственной базы личности;

  • сформированная патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности.

  • Личностные:

  • опережающее развитие теоретического интеллекта и когнитивной сферы учащихся;

  • динамичное развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;

  • сформированность волевой и произвольной сферы учащихся;

  • развитие высоких адаптационных качеств личности;

  • выраженное развитие креативности каждого учащегося.

  • Образовательные:

  • расширенное и углубленное освоение учебных программ;

  • стремление и способность к самообразованию;

  • расширение сферы принятия дополнительного образования;

  • стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений художественной и эстетической культуры.

  • Валеологические и здоровьеразвивающие.

  • способность к контролю своего физического состояния и совершенствования физических способностей организма;

  • стремление к формированию собственного гармоничного облика.

Сроки
реализации

2011- 2016 годы

Этапы
эксперимента

Первый этап. Организация работ по переходу на экспериментальный режим  формирования и функционирования кадетских классов (2011 год).

Второй этап. Организация работ по обеспечению функционирования образовательного учреждения в режиме эксперимента (2011- 2013 годы).

        Третий этап. Организация работ по анализу, систематизации и транслированию результатов экспериментальной работы (2016 год).



Прогноз
возможных
негативных
последствий

  • реализация не в полном объеме запланированных курсов дополнительного образования кадетов в связи отсутствием специалистов достаточно высокой квалификации;

  • сложности в формировании полнообъемной материально- технической базы обеспечения кадетского образования  в связи с отсутствием должных финансовых ресурсов;

  • трудности в формировании позитивного общественного мнения и общего принятия идеи кадетского образования некоторой частью педагогического коллектива;

  • невыполнение социальными партнерами условий договоров по обеспечению продолжения обучения кадетов в специализированных, военных или других учебных заведениях.

  • Реализация не в полном объеме запланированных курсов в связи с финансовыми трудностями оплаты труда

Состав
участников эксперимента

Руководитель эксперимента – Рихтер Алла Борисовна – директор МКОУ СОШ № 19 г. Невинномысска, кураторы кадетских классов – классные руководители 5-9 классов МКОУ СОШ № 19, Руденко Виктор Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ СОШ № 19, заместители директора по УВР и ВР – Богданов А.В., Шляхов В.В. Педагогические работники, ведущие учебные дисциплины и курсы дополнительного образования, определенные учебным планом кадетского класса.
Кадеты (учащиеся кадетских классов), поступившие на обучение в кадетские классы  на основании заявления родителей.
Родители (законные представители) кадетов, заключившие со школой договор о предоставлении образовательных услуг в рамках экспериментального кадетского класса.

База
эксперимента

Учащиеся 5-9 классов МОУ СОШ № 19

Форма
представления результатов

    • Отчет о реализации экспериментальной программы.

    • Копия рабочего журнала «Дневник эксперимента».

    • Копии отчетов и справок по результатам педагогического и социального мониторинга и диагностики.

    • Итоговый анализ реализации образовательной и воспитательной составляющей функционирования экспериментального кадетского класса на основании педагогических диагностических комплексов Третьякова.

    • Методические рекомендации по формированию и развертыванию функционирования кадетских классов в социально- педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения

  Цели и задачи организации кадетского класса

Школа расположена  в микрорайоне сельского типа, не имеющем других центров культуры. Около 70 % учеников - это дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей и дети социального риска. 60% от общего количества учащихся составляют мальчики. В городе, рождённом из казачьей станицы, педагогика казачества является основой личностно-ориентированного воспитания культурологического типа, логичной возможностью создания особого воспитательного пространства, способствующего повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей, но остро встает проблема его доступности. Центрами кадетского обучения и воспитания являются большие города и детям из малых городов  оно становится мало доступным. Это достаточно сложно для многих семей, которые хотели бы дать детям кадетское обучение и воспитание. В данной ситуации реальным и оптимальным выходом является создание кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений. Организация кадетского класса  дает возможность для дальнейшего обучения в Омском кадетском корпусе. Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих  формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Именно это воспринимается как основная цель создания кадетского класса. Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:

Наличие продуманной и обоснованной воспитательно-образовательной программы и возможность качественного научно-сервисного, педагогического и психологического сопровождения учебного процесса.



  • Наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе которых будет развернут кадетский класс.

  • Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы, родителей и детей;

  • Поддержка деятельности кадетского класса органами городского самоуправления, образования, социальными партнерами школы.

  • Наличие развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса.

  • Обеспечение для учащихся кадетского класса  перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения г. Омска и Омской области.

  • На сегодняшний день муниципальное общеобразовательное учреждение «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» располагает предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования  кадетского класса как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры. В ходе данной работы предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:

  • образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

  • четкая регламентация всей системы взаимоотношений  и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

  • привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;

  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника,  позволяющий создавать  оптимальные условия для воспитания верности  Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно, военной службы;

  • создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности,
- психологическое сопровождение кадетов 

2. Условия реализации Программы в МОУ СОШ № 2
Материально-техническое оснащение:

- наличие 2 спортивных залов (288 кв.м., 63 кв. м. ),


- наличие помещений для размещения кадетского класса (классное помещение – 48 кв.м.),  специализированный класс куратора – преподавателя основ безопасности жизнедеятельности –  48 кв.м.,
- стрелковый тир 63,5 кв.м (РОСТО)
- спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
- наличие компьютерного класса, выход в Интернет (8 точек),
- наличие библиотеки (фонд – 21430 ед.),
- наличие 2 залов ритмики (хореографические занятия),
- спортивное оборудование (стрелковое оружие, спортивные снаряды – гимнастические)

Кадровое обеспечение:

- 8 педагогов высшей категории, 15 педагогов первой квалификационной категории, ставка преподавателя-организатора ОБЖ, психолог, социальный педагог.



Методическое обеспечение:

- библиотечный фонд (учебный и неучебный – 21430 ед., медиатека - 89 ед.),


- Программа  кадетского движения,
- учебные пособия «Основ безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя,
- учебное пособие «Основы военной службы»,
- Программа  военно-патриотического клуба «Орлята России»,
- учебные видео - и DVD- фильмы по ОБЖ и ОВС
- учебные таблицы, плакаты по ОВС и ОБЖ.

Социальное партнерство:

- районная общественная организация РОСТО (ДОСААФ),


- МЧС России в п. Черлак,
- Центр  творчества детей и юношества п. Черлак,
- Отдел молодежи администрации Черлакского района,
- Отдел спортивно-массовой работы администрации Черлакского района,
- Детский оздоровительный лагерь «Юбилейный»,
- ДЮСШ
- Социально реабилитационный центр,
- Районный отдел внутренних дел.

Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:

- военно-патриотический спортивный клуб «Орлята России»,


- спортивные секции по пулевой стрельбе и пожарно-спасательному спорту,
- месячники  героико-патриотического воспитания (Вахта памяти, Парады победы, военно-спортивные игры, Спартакиада по военно-прикладным видам спорта, День новобранца, встречи с ветеранами, курсантами военных училищ, участниками боевых действий в Чечне и Афганистане и др.),
- профориентационная работа (встречи с преподавателями и студентами ВУЗов и СУЗов, экскурсии в учебные заведения г. Омска).

3. Основные концептуальные подходы
к организации деятельности кадетского класса.
 Направления деятельности

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп "О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)", Типовым положением о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427,  в рамках которых совместно с общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются дополнительные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском или военном поприще.


Ни для кого не секрет, что сегодня особенно остро встала задача воспитания патриотизма у детей. Трудно решать эту проблему в то время, когда поливается грязью все родное, отечественное, когда мы давно превратили себя в "Иванов, не помнящих родства" и тем не менее, кому как не педагогам браться за изучение вместе с детьми своей родословной, истории родного края, страны, воспитания гражданина, обладающего не только любовью к своему Отечеству, но и имеющего политическую культуру, критичное мышление. Стране нужны люди, способные сделать для своей Родины вклад, достойный памяти наших великих предшественников. В истории, как известно, многое возвращается на "круги своя", к тому же новое - это часто хорошо забытое старое. И, наверное, не случайно президент страны  подписал указ о создании в стране кадетских школ. Современное кадетское движение ставит перед собой несколько целей: это прежде всего возможность сформировать в подростке качества, достойные настоящего гражданина своей страны, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. После окончания кадетского класса ученик может поступить как в высшие учебные военные заведения, так и в другие учебные заведения России.
Организация деятельности кадетского класса основывается на представлениях о неразрывности  и единстве процесса воспитания и образования.
Образование и воспитание в социально-педагогическом пространстве кадетского класса -многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всего педагогического коллектива школы во взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями и организациями по формированию  образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
В области формирования образовательной программы кадетского класса предусматривается предоставление учащимся возможности получения качественного образования. Основными принципами образовательной программы являются:

  • развивающее обучение на основе применения психологических методов активизации и оптимизации умственной деятельности учащихся, совершенствование их когнитивной сферы и повышения степени  мотивационного компонента учебной деятельности;

  • углубленное обучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий, учебно-методических комплексов и эффективной реструктуризации обучающих программ;

  •  личностно-ориентированное обучение с учетом интеллектуального, психологического и социального развития каждого ребенка, предоставление ему возможности формировать собственную образовательную траекторию;

  • сообщение ребенку всего комплекса знаний, умений и навыков, которые обеспечат ему возможность эффективного государственного служения и личного карьерного роста;

  • применение на всех уровнях образования современных коммуникационных технологий;

  • повышение роли дополнительного образования и расширение за его счет общего кругозора учащихся;

  • введение в образовательный процесс предметов и курсов, способствующих развитию у ребенка навыков психологического самоуправления и развитию эмоционального интеллекта;

  • формирование навыков и стимуляция деятельного процесса самообразования ребенка;

  • четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования,

  • формирование навыков самореализации и самоадаптации в меняющихся условиях реального мира.

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа организации кадетских классов с казачьим компонентом
507.83kb.
3 стр.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности мбоу «сош №2» Инновационная площадка Республиканская площадка «Создание моделей кадетских школ и кадетских классов»
19.7kb.
1 стр.
2. Присуждение премии «За честь и достоинство» производится от имени администрации школы один раз в год 10-ти обучающимся кадетских классов
21.04kb.
1 стр.
Учебный план дополнительного образования кадетских классов на 2009-2010 учебный год Челябинск 2009
91.69kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «биология» для обучающихся 6 9 классов
956.18kb.
8 стр.
Порядок проведения
132.85kb.
1 стр.
«Воспитание патриотизма на уроках географии у обучающихся кадетских классов с использованием передовых педагогических технологий»
70.22kb.
1 стр.
Информационный орган школы №1 №2 2009
94.52kb.
1 стр.
Народного творчества
189.28kb.
1 стр.
Военное образование в кадетских корпусах
110.1kb.
1 стр.
Богу-душу, жизнь-отчизне, долг-себе, честь-никому. «Вестник кадетов»
100.61kb.
1 стр.
Богу-душу, жизнь-отчизне, долг-себе, честь-никому. «Вестник кадетов»
103.37kb.
1 стр.