Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет юридический

Кафедра государственного и административного права


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

________________В.П. Гарькин


«____»______________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Сравнительное правоведение

образовательная программа направления 030900 Юриспруденция

цикл М.2. Вариативная (профильная) часть
Квалификация (степень) выпускника

Магистр
форма обучения

очная


Курс 1 (5) семестр 1

Самара


2011

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, квалификация (степень) «МАГИСТР», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 463 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г. № 17337.



Составитель рабочей программы:

Полянский В.В., зав. кафедрой государственного и административного права, к.ю.н., профессор




Рецензент:

Лазарева В.А., зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики, д.ю.н., профессор


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики

(протокол № _____ от ____ ___________ 20____ г)

Заведующий кафедрой
____ ___________ 20____ г _______________ В.А. Лазарева

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Председатель

методической

комиссии факультета


____ ___________ 20____ г _______________ В.В. Полянский

(подпись)


СОГЛАСОВАНО

Декан


факультета

____ ___________ 20____ г _______________

(подпись) А.А. Напреенко
СОГЛАСОВАНО

Начальник


методического отдела

____ ___________ 20____ г _______________ Н.В. Соловова

(подпись)

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню подготовки магистра, завершающего изучение данной дисциплины. Место дисциплины в ООП
1.1. Цели и задачи
Целью дисциплины является обогащение знаний магистров научной информацией о политико-правовых явлениях, происходящих в зарубежных государствах, для последующего использования в самостоятельной научной и практической профессиональной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

а) изучение истории развития правовых систем, типологии современных правовых систем, их источников, форм взаимовлияния в современных условиях межгосударственного взаимодействия;

б) удовлетворение потребности обучающихся в научных знаниях о современных правовых системах;

в) выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений в различных правовых системах;

г) обучение навыкам выявления позитивного правового опыта из мировой практики для использования в российском правотворчестве и правоприменении.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение данной дисциплины

В результате изучения дисциплины магистр должен:

знать:

историю развития правовых систем мира;

типологию правовых систем современного мира, их отличительные особенности;

источники права зарубежных государств;

основные положения и институты права зарубежных государств;

систему права зарубежных государств;
понимать:

значение сравнительного правоведения для дальнейшего совершенствования российского права и практики его применения;

основания типологии правовых систем современного мира, их отличительных особенностях; об эффективности отдельных правовых институтов и норм зарубежных государств;
уметь:

правильно применять сравнительно-правовой метод при исследовании права;

правильно анализировать и объяснять нормы права;

самостоятельно находить способы разрешения проблемных ситуаций;

отграничивать типы правовых систем.
владеть навыками:

- системного исследования источников правовых систем;

- анализа и оценки критериев типологии правовых систем;

- составления сравнительных таблиц для выявления общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений в различных странах.



Изучение дисциплины формирует у обучающегося следующие компетенции:


Код компетенции

Результат обучения

ОК-3

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-4

способность свободно использовать сравнительно-правовые понятия, категории, принципы в профессиональной деятельности

ОК-11

быть готовым осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

ПК-1

способность использовать компаративистские знания при разработке нормативных правовых актов

ПК-2

способность квалифицированно применять нормы международных договоров как части национальной правовой системы

ПК-7

способность квалифицированно толковать правовые акты в различных правовых системах

ПК-9

способен принимать оптимальные управленческие решения

ПК-11

способность квалифицированно проводить научные исследования в области сравнительного правоведения

ПК-12

способен преподавать дисциплины уголовно-процессуального цикла на высоком теоретическом и методическом уровне

ПК-15

способен эффективно осуществлять правовое воспитание учащихся

ПК-16

быть способным анализировать и оценивать научную и практическую обоснованность теоретических концепций развития уголовно-процессуального законодательства

ПК-17

быть способным разрабатывать обоснованные предложения, направленные на совершенствование норм УПП и практики его применения



1.3. Место дисциплины в структуре ООП. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Данная дисциплина включена в раздел «М.2. Профессиональный цикл. Вариативная часть) ООП по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (степень «магистр»).

Изучение дисциплины призвано расширить и углубить знания и компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») при изучении базовых дисциплин: «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Уголовное право».

Формирование профессиональных компетенций в рамках дисциплины предполагает их использование при изучении дисциплины профессионального цикла ООП 0309000 («магистр») – «Правосудие в Европейском Союзе», способствующих закреплению полученных при изучении этой дисциплины компаративистских знаний.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

форма отчетности - зачет



Вид учебной работы

Объем

часов/з.е.

Трудоемкость

72/2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)

20

В том числе:




Лекции

6

Практические занятия

14

КСР

8

Самостоятельная работа студента (всего)

44

В том числе:




Подготовка к семинарам

12

Самостоятельное изучение тем

-

Подготовка реферата, эссе, сравнительного глоссария

5

Индивидуальные консультации преподавателя

2

Подготовка и сдача экзамена

15


Раздел №2. Организация изучения курса по дисциплине «Сравнительное правоведение»



2.2. Тематический учебный план дисциплины

Разделы и темы

Содержание учебного материала, Л,ПЗ,СР учащегося

З.е./час.

Образовательные

Технологии

Формир. компетенции/

Уровень освоения

Формы текущего контроля

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.




20










Тема 1.

Методологические основы доказывания. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе

Лекции

2

Проблемная лекция

ОК-3/1

ПК-2/1


ПК-11/1

ПК-4/1


ПК-5/1

-

1. Сравнительное правоведение: понятие, предмет исследования, генезис, значение

2. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения. Понятие правовой семьи.



Практические занятия

4

Эвристическая беседа

Диспут


ОК-3/2

ПК-2/2


ПК-11/2

ПК-7/2



Входное тестирование

  1. Предмет сравнительного правоведения. Возникновение и развитие сравнительного права. Значение сравнительного правоведения. Роль и место сравнительного правоведения в трактовке и понимании структуры и источников права.

  2. Понятие «правовая система». Критерии классификации правовых систем. Правовая «семья» – специфическая категория сравнительного правоведения. Источники права. Структура права. Западное и восточное право. Светское и религиозное право

Самостоятельная работа

14










Подготовка к практическому занятию: подготовка эссе, изучение научной литературы

Глоссарий,

Эссе


ОК-3/2

ПК-2/2,


ПК-11/3


Устный опрос

собеседование



Тема 2.

Понятие виды и допустимых доказательств. Процесс доказывания

Лекции

2

Проблемная лекция

ОК-1/1

ОК-2/1
ОК-3/1


ПК-2/1

ПК-7/1


ПК-8/1

-

1. Романо-германская правовая семья.

2.Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).




Практические занятия

4

1.Круглый стол


2,3.Деловая игра

ОК-1/2

ОК-2/2
ОК-3/3

ОК-4/2
ПК-2/2

ПК-7/2


ПК-8/2

ПК-3/2



1. Устный опрос

2.тестирование



1. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Юридическая профессия и юридическое образование.

2. История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.



Самостоятельная работа

14

Кейс-метод,

глоссарий



ОК-2/2

ОК-3/2


ОК-5/2

ПК-8/2


ПК-11/3

собеседование по эссе. Тестирование

Подготовка к практическому занятию, подготовка эссе, поиск и изучение нормативного материала

Тема 3.


Лекции

2

Проблемная лекция

ОК-2/1
ОК-3/1
ПК-2/1

ПК-7/1


ПК-8/1





1. Религиозные правовые семьи.

2. Восточное право и африканское право.




Практические занятия

6

Кейс-метод

ОК-3/3

ОК-4/2


ОК-2,
ПК-2/2

ПК-3/2


ПК-7/2

1. Устный опрос


1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Еврейское (иудейское) право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.

2. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новации. Особенности права стран Африки.



Самостоятельная работа

16




ОК-2/2

ОК-3/2


ПК-11/3




Подготовка к практическому занятию: поиск и изучение нормативного материала




Итого по дисциплине

72










3.3. Содержание учебного курса

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. Принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения: научная, образовательная, практическая, международная унификация права.

Тема 2. История развития сравнительного правоведения
Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ1 веках. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной (немецкой, французской, английской, американской и др.) и российской правовой науке.

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая система и правовая семья. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право.

Тема 4. Романо-германская правовая семья
История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Правовые системы Скандинавских стран. Влияние Романо-германского права на правовые системы стран Латинской Америки, Японии. Юридическая профессия и юридическое образование.

Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, доктрина, роль судебной практики. Прецедентное право Англии. Правовая система Шотландии. Правовые системы стран Британского Содружества. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.

Тема 6. Религиозные правовые семьи
Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Еврейское (иудейское) право: история, источники, принципы; место еврейского права в современном Израиле.
Тема 7. Восточное право и африканское право
Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легистское понимание права. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. Правовая система КНР. История формирования японского права. Влияние западного права на японское право. Современное состояние японского права: традиции и новации. Особенности права стран Африки. Право племен, обычное право и современное законодательство. Влияние основных правовых семей на африканское обычное право. Современные правовые системы африканских стран.
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.1. Организация контроля

●Входное тестирование на 1-м практическом занятии для выявления уровня остаточных знаний теории государства и права;

● текущий контроль- использование бально-рейтинговой системы;

● промежуточная аттестация на основе бально-рейтинговой системы.


3.2. Тематика рефератов, эссе, проектов, творческих заданий


  1. Сравнительный метод в правоведении.

  2. Становление сравнительного правоведения.

  3. Предмет и методы сравнительного правоведения.

  4. Критерии классификации правовых систем.

  5. Формы сравнения.

  6. Аксиомы сравнительного правоведения.

  7. Западное и восточное право.

  8. Правовая культура и правовая идеология.

  9. Стиль юридического мышления.

  10. История формирования романо-германской правовой семьи.

  11. Роль рецепции римского права в формировании романо-германской правовой семьи.

  12. Источники романо-германского права.

  13. Основные различия между романским и германским правом.

  14. Становление англосаксонской правовой семьи.

  15. Общее право и право справедливости.

  16. Источники права англосаксонского права.

  17. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права.

  18. Особенности права США.

  19. Конституционный надзор в США.

  20. Особенности становления правовой системы России в ХУ111 в – перовой половине Х1Х в.

  21. Влияние немецкой правовой мысли на российскую правовую мысль.

  22. Становление и развитие российского правоведения во второй половине Х1Х в.- начале ХХ.

  23. Особенности социалистического права.

  24. Проблема собственности в советском праве.

  25. Эволюция советского права.

  26. История становления мусульманского права.

  27. Источники мусульманского права.

  28. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах.

  29. Индусское право.

  30. Еврейское (иудейское) право.

  31. Особенности восточного правопонимания.

  32. Право Японии: история и современное состояние.

  33. Особенности правовых систем африканских стран.

  34. «Традиционное» и «новое» право в станах Африки.

  35. Роль юридической профессии в государствах, относящихся к разным правовым семьям.

  36. Особенности правовых систем стран Латинской Америки.

  37. Советская правовая система.

  38. Структура, источники и основные группы английского общего права.

  39. Правовая система Шотландии.

  40. Понятие и основные категории правовой системы США.

  41. Источники американского права.

  42. Особенности современного американского права.

  43. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии.

  44. Соотношение английского права и местного обычного права.

  45. Понятие смешанные правовых систем.

  46. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана.

  47. Правовая система Израиля.

  48. Правовая система ЮАР.

  49. Соотношение национального (внутригосударственного) и международного права.

  50. Становление и основные этапы развития европейского права.

  51. Европейское право и право Европейского Союза.

  52. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи.

  53. Особенности правовых систем социалистических государств Азии.

  54. Мусульманская правовая семья: источники, влияние религии на право, государственное и религиозное принуждение.

  55. Индусское право: классическое индусское право, источники и влияние английского общего права на индусское право.

  56. Правовые системы стран Дальнего Востока: отличие китайской правовой концепции от западной, правовая система КНР.

  57. Африканская правовая семья: право племен тропической Африки и Океании, современные правовые системы африканских стран.


3.3. Курсовая работа
Написание курсовых и контрольных работ по данному спецкурсу не предусмотрено, однако может быть использовано в качестве формы ликвидации студентом задолженности по пропущенным темам. В качестве задания для выполнения контрольной работы может быть использовано выполнение практических заданий.

Форма итогового контроля - устный зачет по билетам или в виде свободного собеседования по вопросам, составляющим содержание курса.


3.4. Бально-рейтинговая система

Минимальная сумма балов, набираемая студентом по данной дисциплине, закрываемой итоговой семестровой аттестацией, равна 100.

На основе набранных балов успеваемость студента в семестр определяется оценками «зачтено», «не зачтено».

- «Зачтено» - от 70 до 100 баллов означает, что теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено количеством баллов, близким к максимальному.

- «Не зачтено» - 69 и менее баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практически навыки не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над курсом не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины « Методологические и правовые проблемы доказывания» в течение 18 недель:


1.

Посещение лекционных и практических занятий (1 балл в неделю или за 1 - 2-х часовое занятие)

до 18 баллов

2.

Контрольные и текущие мероприятия:

-Тестирование (3 раза),

-Выступление на практическом занятии


до 24 баллов

до 4-х баллов за каждое (всего 12 баллов)

до 12 баллов (1 выступление- 1 балл)


3.

Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра:

-написание эссе, реферата,

-составление глоссария,

-анализ кейса,

-выполнение домашних заданий


до 24-х баллов
до 4 баллов

до 4 баллов

до 4 баллов

до 12 баллов (1 задание-1 балл)



4.

Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий:

-участие в студенческой научной конференции,

-выступление на студенческом научном кружке,

-реферат, эссе, глоссарий (по выбору, не более 3-х заданий по 4 балла за каждое)

- выполнение дополнительных домашних заданий (1 балл за 1 задание)


до 34 баллов
до 10 баллов
до 8 баллов
до 12 баллов

до 4 баллов



5.

Ответ на зачете

До 30 баллов




Итого за семестр

100+30 баллов


4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины

№п/п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий

Перечень оборудования и технических средств обучения

1

Лекционная аудитория

Мультимедийное оборудование

2

Компьютерный класс

Компьютерное и мультимедийное оборудование

3

Кабинет государственного и административного права

Специальная научная литература, периодические издания


5. Литература

5.1. Основная

Бехруз Х. Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. – Одесса: Феникс, 2008.

Давид Р. Основные правовые системы современности (сравн. право). - М., 2007.

Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том 1. - М.: Статут, 2010.

Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. Краткий учебник. Методические рекомендации. – М.: Инфра-М, Норма, 2010.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Учебник. 2-е издание. - М.: Проспект, 2011.


5.2. Дополнительная

Административное право зарубежных стран: Учебник. М.: Спарк, 2003;

Ансель М. Методологические проблемы сравнительного правоведения. Очерки сравнительного права. М., 1986.

Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005.

Голландская правовая культура / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. М.: Легат, 1998.Институты конституционного права зарубежных стран. М., 2004;

Киселов И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2005;

Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - Сравнительное правоведение. Сб. ст. М.,1978;

Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС (на рус. и англ. яз.) / А. Астапович, О. Бестужева, Д. Вайнштейн, М. Гутброд, В. Дезер, К. Лёвушкина, В. Пыльцов. - Москва, 2006.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982.

Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996.

Кресин А.В., Редькина Е.Н. Сравнительное правоведение на постсоветском пространстве: современное состояние и перспективы развития. // Журнал российского права, 2006, № 6.

Курильски-Огивэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции. М., 1995;

Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.

Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М.: Международные отношения, 2002;

Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.

Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003.

Некоторые аспекты реформирования судоустройства в Республике Беларусь и Российской Федерации : сравнительный анализ / Мартинович И.И. // Гос-во и право. - 2000. - N7.-С.108-111. - С. 2000

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части. М.: Дело, 2002.

Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 1999;

Павлова Н.Г. Курс лекций по сравнительному правоведению. Учебное пособие. - М.: РУДН, 2009.

Право Европейского Союза / ред. С. Ю. Кашкин. – М.: Эксмо, 2011.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. М., НОРМА, 2000, 2001, 2003;

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. справочник., М., Юридическая лит-ра, 1993;

Сравнительное конституционное право. Под ред. А.И.Ковлера, В.Е.Чиркина, Ю.А.Юдина. М., 1996;

Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. М.: Wolters Kluwer, 2005.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., ИГПРАН, 1993;

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. - М.: Юристъ, 2003. - 448 стр.

Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. – К.: Ін Юре, 2008;

Стрежнева М. В. Европейский Союз и СНГ: сравнительный анализ институтов. – М.: Московский научный фонд, 1999.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.

Тиле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978.

Тихомиров А.Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. Киев: Знание, 2005.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Бек, 1996.

Туманов В. А. Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2005.

Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб., 2007.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.: Международные отношения, 1995.




5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для организации самостоятельной работы
Конституции буржуазных государств: Учеб. Пособие / Сост. В.В. Маклаков.- М.: Юрид. лит., 1982.

Конституции государств ближнего и среднего востока: Пер.под ред. И.Д. Левина. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. Отв. ред. д.ю.н. Д.А. Ковачева. – М. Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1 / Под ред. Л.А. Окунькова. – М. Издательство НОРМА, 2001.

Конституции государств Европы: В 3 т. Т.2 / Под ред. Л.А. Окунькова. – М. Издательство НОРМА, 2001.

Конституции государств Европы: В 3 т. Т.3 / Под ред. Л.А. Окунькова. – М. Издательство НОРМА, 2001.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н.В. Варламова. – М., 1997.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010.

Конституции зарубежных социалистических государств Европы. Под. ред. Б.Н. Топорнина, Козлова Е.И. – М.: Прогресс, 1973.

Конституции социалистических государств: Сборник в 2-х томах. Т.1 / Под ред. Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, Г.Х. Шахназарова. – М.: Юрид. лит., 1987.

Конституции социалистических государств: Сборник в 2-х томах. Т.2 / Под ред. Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, Г.Х. Шахназарова. – М.: Юрид. лит., 1987.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – М.: Издательство НОРМА, 2000.



Судебная практика:
Европейский суд по правам человека и защита свободы слова в России: прецеденты, анализ, рекомендации: Т.1 / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. – М.: Институт проблем информационного права, 2002. (Журналистика и право; Вып. 32).

Европейский Суд по правам человека: сборник постановлений по «российским делам» (январь – апрель 2006 года). – Саратов: Новый ветер, 2006.



Европейское право. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.




Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины сравнительное правоведение образовательная программа направления 030900 Юриспруденция
228.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины Право социального обеспечения для направления 030900. 62- юриспруденция
502.31kb.
4 стр.
Программа дисциплины «сравнительное правоведение»
662.28kb.
4 стр.
Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс
7668.7kb.
53 стр.
Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс
7668.76kb.
53 стр.
Занятие № Введение в сравнительное правоведение
160.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 030900. 62 «Юриспруденция»,
805.62kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины Криминология для направления 030900 Юриспруденция подготовки бакалавра
407.69kb.
7 стр.
Программа дисциплины «Уголовная политология»
750.25kb.
6 стр.
Программа дисциплины Трудовое право для направления 030900. 62 Юриспруденция
605.89kb.
5 стр.
Программа дисциплины: «Гражданский процесс»
574.91kb.
6 стр.