Главная
страница 1страница 2страница 3
ВОПРОСНИК

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ ПО ВОПРОСАМ,

КАСАЮЩИМСЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,

ОСОБЕННО В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ИЗДЕРЖЕК И

ИМЕЮЩИХСЯ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

УКРАИНА

Алексеева Елизавета Андреевна,

руководитель юридического отдела МБО «Экология-Право-Люди»

Украина, г. Львов, ул. Франка, 9/1а, тел/факс +38 032 225 76 82, e.aleksyeyeva@gmail.com
А. Общая информация о системе управления и законодательстве, относящемся к окружающей среде

Пожалуйста, кратко опишите систему управления в области охраны окружающей среды и законодательство, относящееся к окружающей среде, указав основные законы, кодексы (не более 1-2 страниц).

Кратко опишите систему органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, и их полномочия. Опишите роль и полномочия прокуратуры.
Главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, экологической безопасности, обращения с отходами, заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства в этих сферах (далее - ООС) является Министерство экологии и природных ресурсов Украины, реорганизованное из Министерства охраны окружающей среды (тут и далее - Минприроды) Указом Президента Украины от 9 декабря 2010 года1. Минприроды обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере ООС.

Минприроды Украины:



  • обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере ООС;

  • разрабатывает и утверждает правила, нормативы и нормы в сфере ООС;

  • проводит лицензирование видов деятельности в сфере ООС;

  • выдает разрешительные документы и согласования в сфере ООС;

  • проводит государственную экологическую экспертизу;

  • проводит государственную регистрацию, ведет учет и осуществляет мониторинг в сфере ООС;

  • ведет государственные кадастры, устанавливает лимиты и квоты в сфере ООС2.

Государственный контроль по соблюдению правил, нормативов, норм, лимитов, квот, условий разрешений и лицензий в сфере ООС осуществляет Государственная экологическая инспекция (Экоинспекция), которая ранее входила в структуру Минприроды, а в ходе реорганизации была создана как отдельный центральный орган исполнительной власти. Экоинспекция наделена полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере ООС, выдавать обязательные к исполнению предписания, а в определенных случаях ограничивать или приостанавливать (временно) деятельность предприятий, учреждений и организаций и эксплуатацию объектов (в том числе строительство, реконструкцию и расширение объектов), а также подавать Минприроды предложения относительно прекращения их деятельности в случае нарушения ими требований законодательства в сфере ООС3. Так же, Экоинспекция уполномочена подавать иски о возмещении ущерба, нанесенного государству вследствие нарушения законодательства в сфере ООС. Минприроды и Экоинспекция кроме центрального аппарата осуществляют свои функции через территориальные подразделения.

Кроме Минприроды и Экоинспекции через Министра экологии и природных ресурсов осуществляется направление и координация деятельности Государственной службы геологии и недр Украины, Государственного агентства водных ресурсов Украины, Государственного агентства экологических инвестиций Украины.

Под руководством Министра аграрной политики и продовольствия Украины осуществляют деятельность Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, Государственное агентство земельных ресурсов Украины, Государственное агентство лесных ресурсов Украины, Государственное агентство рыбного хозяйства. Министр охраны здоровья Украины координирует деятельность Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, Министра чрезвычайных ситуаций Украины – Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины, Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины.

Прокуратура в Украине осуществляет функцию надзора за соблюдением и применением экологического законодательства. В этой сфере прокуратура использует формы и методы, присущие деятельности прокуратуры в целом: внесение актов прокурорского реагирования, возбуждение уголовных дел, информирование компетентных органов об экологических правонарушениях со стороны должностных и прочих лиц с целью привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности, обращение в суды с исками о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями, исками о прекращении эколого-опасной деятельности. Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности (в том числе в порядке ЗУ «Об обращениях граждан»), а так же по собственной инициативе прокурора. В структуре органов прокуратуры действуют специализированные природоохранные прокуратуры.

Статья 50 Конституции Украины (1996) провозглашает право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Основным отраслевым нормативно-правовым актом является Закон «Об охране окружающей среды» (1991), устанавливающий основные правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколений. Кроме этого действуют законы: об экологической экспертизе (1995), об экологическом аудите (2004), об отходах (1998), о природно-заповедном фонде (1992), об экологической сети (2004), об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности (1995), об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия (1994). Порядок охраны и использование отдельных видов природных ресурсов установлен отдельными законодательными актами (Земельный кодекс (2001), Водный кодекс (1995), Кодекс о недрах (1994), Лесной кодекс (1994), Закон об охране атмосферного воздуха (1992), Закон о животном мире (2001), Закон о растительном мире (1999), Закон о красной книге Украины (2002). Многие нормы экологического права вмещены в нормативных актах общего характера, таких как Гражданский кодекс (2003), или в актах других отраслей права, например, охраны здоровья.



Б. Информация о процедурах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и возможностях их оспаривания

1. Информация о правовом регулировании принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и возможности их оспаривания в несудебном (административном) порядке
1.1. Опишите кратко порядок принятия решений по конкретным видам деятельности, касающимся окружающей среды, применительно к статье 6, пункт 1 (а) и (в), пункты 10, 11, и приложению I, пункт 22, Орхусской конвенции, указав информацию в таблице, приведенной ниже:


Наименование процедуры (решения) по вопросам, касающимся окружающей среды4


Орган, уполномоченный на осуществление процедуры (принятие решения)


Срок действия решений, разрешений или других документов, выдаваемых при осуществлении процедуры


Предусмотрено ли участие общественности

Орган, куда можно обжаловать решение/действие/бездействие



Нормативный правовой акт, регулирующий проведение процедуры (принятие решения)

Решения о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами


Верховный Совет Украины, Кабинет Министров Украины

Не имеет срока действия

Предусмотрено право, но не установлен механизм, позволяющий осуществить это право на уровне, гарантированном Конвенцией

Если решение утверждается законом, то общественность не имеет полномочий на его обжалование. Если актом КМУ обжалование возможно в административном суде

Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»5

Лицензии на виды деятельности, связанные с ядерной энергией

Государственный комитет ядерного регулирования Украины

Не менее трех лет

Нет

Только в судебном порядке

ЗУ «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии»6


Заключение комплексной государственной экспертизы проектов строительства (После 12.06.2011 эта процедура будет упразднена)

Центральная Служба Укргосстройэкспертизы Министерства регионального развития и строительства (ее местные подразделения)

Заключение действительно на протяжении срока действия технических условий и архитектурно-планировочного задания.


Нет. Лишь в случае проведения экологической экспертизы в рамках комплексной экспертизы УО осуществляется согласно законодательству об УО в процессе проведения экологической экспертизы

Только в судебном порядке

Постановление Кабинета Министров Украины О Порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведение их

государственной экспертизы (от 31.10.07 № 1269)7




Заключение государственной экологической экспертизы проектов строительства (После 12.06.2011 эта процедура будет упразднена)

Минприроды или его территориальное управление

Деятельность должна быть начата на протяжении 3 лет со дня выдачи заключения, в противном случае нужно получать новое заключение

Да

Заинтересованные юридические лица (заказчики), заинтересованные в отмене заключений, могут обратиться с соответствующим заявлением в орган, который выдал заключение. Если результаты пересмотра не удовлетворительны, такое лицо имеет право обратиться в суд. Общественность может обжаловать только в судебном порядке.

ЗУ «Об экологической экспертизе»8

Заключение экспертизы проектов строительства (с 12.06.2011 заменит две вышеуказанные процедуры)

Выдается экспертными учреждениями (возможно даже частными) , при условии соответствия критериям, разработанным Министерства строительства (пока такие критерии не разработаны)

Пока не известно. Процедура проведения такой экспертизы еще не установлена

Закон не предусматривает. Будет ли предусмотрено в процедуре проведения пока не ясно.

Не является актом органа государственной власти, в связи с этим не может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства.

Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности»9

Разрешение на проведение строительных работ (с 12.06.2011)

Государственная архитектурно-строительная инспекция (координируется через Минстрой)

До момента завершения строительства

Закон не предусматривает. Будет ли предусмотрено в процедуре выдачи разрешения пока не ясно. Нормативный документ, регламентирующий процедуру, еще не разработан.

Можно будет обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности»10

Разрешение на использование природных ресурсов

Минприроды или другими компетентными органами в зависимости от вида природного ресурса

Устанавливается органом, который выдает разрешение, исходя из вида природного ресурса

Нет

Общественность может оспорить только в судебном порядке.

Порядок выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов и установление лимитов использования ресурсов общегосударственного значения11


Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Минприроды или территориальное управление охраны окружающей среды

Разрешение выдается на срок не менее 5 лет

В определенной мере предусмотрено, но не на уровне, гарантированном Конвенцией

Обжалование возможно только в судебном порядке

ЗУ «Об охране атмосферного воздуха», Порядок проведения и оплаты робот, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Постановлением Кабинета Министров12

Разрешение на специальное водопользование

Органы Минприроды на местах (относительно водных объектов общегосударственного значения), органы местного самоуправления (объектов местного значения)

От 3 до 25 лет в зависимости от вида водопользования

Не предусмотрено

Только в судебном порядке

Водный кодекс Украины (ст. 49), Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный Постановлением Кабинета Министров13

Разрешение на использование недр



Минприроды

(в порядке аукциона)



В зависимости от вида недропользования, но не более 50 лет

Не предусмотрено

Только в судебном порядке

Порядок выдачи в 2010 году специальных разрешений на использование недр14

Разрешения (в том числе лицензии) на совершение операций в сфере обращения с отходами

Минприроды и его органы на местах

В зависимости от вида разрешения. Разрешения на размещение отходов выдаются на каждый год, лицензии не менее чем на 5 лет.

Не предусмотрено

Только в судебном порядке.

ЗУ «Об обращении с отходами»15

Разрешение на высвобождение ГМО в открытой системе

Минприроды

Полномочия выдавать такое разрешение предусмотрено законом, но процедура еще не разработана Кабинетом Министров.

Закон Украины «О государственной системе безопасности при создании, апробировании, транспортировке и использовании ГМО16

Одним из основных решений в смысле статьи 6 Конвенции в Украине на сегодняшний день является заключение государственное экологической экспертизы проектной документации, в том числе на строительство. Тем не менее, 17 февраля 2010 года был принят новый Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который с 16 июня 2011 года упраздняет институт государственной экологической экспертизы проектной документации, в том числе проектов строительства предприятий. Вместо этого, он устанавливает упрощенную процедуру согласования проектов строительства посредством проведения экспертизы таких проектом организациями (в том числе и частными), которые отвечают критериям, разработанным Министерством строительства с привлечением в определенных случаях сертифицированных специалистов в сфере экологии, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, пожарной, техногенной, радиационной и ядерной безопасности. После получения позитивного заключения такой экспертизы необходимо будет получить разрешение на проведение строительных работ, которое выдается Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля. Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не предусматривает положений об участии общественности ни на стадии экспертизы, ни на стадии выдачи разрешения на проведение строительных работ. Будут ли предусмотрены положения об участии общественности в нормативных документах, регламентирующих процедуры экспертизы и выдачи разрешения, пока неизвестно, поскольку они находятся на стадии разработки. Так же пока не ясно возможно ли будет обжаловать такое разрешение в судебном порядке на основании нарушения норм материального права (нарушение норм экологического, санитарного, земельного и.т.д. права в процессе проектирования или в процессе последующей деятельности) и/или с процессуальной точки зрения (нарушение права общественности на участие в процессе принятия такого решения).


1.2. Имеет ли право общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) оспаривать законность с материальной и/или процессуальной точки зрения решений, указанных в пункте 1.1 настоящего вопросника в административном порядке, обращаясь:

а) в орган, принявший решение; в вышестоящий орган; специально созданный независимый и беспристрастный орган, ответственный за пересмотр решений;

б) в другой независимый орган;

в) иное?
В Украине не установлена общая процедура административного обжалования решений, действий/бездействий как органов государственной власти так и частных лиц. Конкретные законы/подзаконные нормативные акты определяют возможность административного обжалования конкретных решений, действий/бездействий. Так, например, заключение экологической экспертизы может быть обжаловано только в орган, который его выдал и только юридическими лицами (на основании этого положения можно утверждать, что НГО могут обжаловать заключения экологической экспертизы в админпорядке, но не граждане). В отношении других видов разрешений предусмотрена лишь возможность судебного обжалования. О праве граждан на административное обжалование в таких документах речь вообще не идет. Более того, сами органы, выдающие разрешительные документы, могут самостоятельно отменять такие свои решения (разрешительные документы) лишь в случаях, четко предусмотренных законодательством, а вышестоящие органы, как правило, не уполномочены аннулировать разрешительные документы, выданные нижестоящими органами. Практике известны случаи, когда решение органов об отмене своих собственных решений или решений нижестоящих органов признавались незаконными в судебном порядке на основании того, что закон и/или положения о таких органах в перечне их полномочий не предусматривает такого полномочия и/или права как отмена своих или нижестоящего органа решений. Что касается действий/бездеятельности, то и тут закон предусматривает возможность административного обжалования не в общем, а в конкретных случаях. Например, в административном порядке можно обжаловать отказ или отсрочку в удовлетворении запроса относительно доступа к информации или документам (в том числе экологической информации). Закон предусматривает возможность обжалования в вышестоящий орган.



Оспаривание решений, действий/бездействия как органов государственной власти, так и частных лиц общественностью (физическими лицами и НПО) в административном порядке в Украине осуществляется в порядке Закона Украины «Об обращениях граждан»17. Согласно закону граждане имеет право подавать заявления о нарушении законодательства и жалобы о нарушении своих прав действиями органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Закон предусматривает процедуру подачи и рассмотрения таких заявлений и жалоб (индивидуальных или коллективных), и даже некоторые средства правовой защиты, доступные для восстановления законности и нарушенных прав граждан по результатам рассмотрения таковых. Важно отметить, что заявление о нарушении законодательства может подаваться без привязки к правам и интересам конкретного заявителя и может подаваться в интересах неограниченного круга лиц, в то время как жалоба может касаться лишь защиты своих прав. Тем не менее, практика показывает, что к рассмотрению таких заявлений и жалоб применяется очень формальный подход (приходит ответ: Ваше заявление/ жалоба рассмотрена, нарушений не обнаружено), особенно в случаях, когда общественность не обращается к юристам за помощью в составлении жалобы.
1.3. Если закреплен административный порядок оспаривания решений, укажите, соответствует ли этот несудебный орган рассмотрения критериям «независимости, беспристрастности», создан/учрежден ли этот орган в соответствии с законом или иным актом?
Вышестоящие органы независимы от нижестоящих, но в их беспристрастности в отношении решений по поводу законности решений, действий/бездействий нижестоящих органов можно усомниться. Бюрократизм, высокий уровень коррупции в Украине, действие принципа «защита мундира» не свидетельствуют в пользу беспристрастности органов, рассматривающих жалобы. Они созданы/учреждены в соответствии с законом.
1.4. Существует ли служба уполномоченного по правам человека (омбудсмен), и наделена ли она полномочиями рассматривать вопросы, касающиеся окружающей среды?
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Украине существует. Обращаться к нему можно по вопросам нарушения любых прав человека, в том числе, экологических, но омбудсмен не наделен функцией защиты или восстановления нарушенного права, и не имеет соответствующих полномочий.18
1.5. Имеет ли право общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) оспаривать в административном порядке действия/бездействия частных лиц, государственных органов «которые нарушают положения законодательства, относящегося к окружающей среде» (статья 9, пункт 3 Орхусской Конвенции), и в какой орган?
Имеет, в порядке ЗУ «Об обращении граждан», общественность имеет право подавать заявления о нарушении законодательства и жалобы в случаях, когда такое действие/бездействие нарушает права жалобщика. Заявления и жалобы подлежат тщательному рассмотрению, по результатам которого принимаются необходимые меры. Обжалуется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
1.6. Кратко опишите процедуру оспаривания в административном порядке решений, действий/бездействий, указанных в пунктах 1.1. 1.5 вопросника.

если заявителем является физическое лицо,

если заявителем является НПО (иное юридическое лицо).
Процедура административного обжалования решений, действий/бездействий физическим лицом предусмотрена ЗУ «Об обращениях граждан», в этом же порядке могут пробовать подавать жалобы и НПО. Закон предусматривает возможность подачи коллективных жалоб, но четко не предусматривает право НПО подавать жалобы в этом порядке. В связи с этим правоприменительная практика как органом, рассматривающих жалобы, так и судов разная: одни признают право НПО подавать жалобы в порядке ЗУ «Об обращении граждан», другие – нет.

Что касается других юридических лиц, то процедура обжалования решений/действий с боку заинтересованных юридических лиц (тех, кого это решение/действие касается непосредственно), как правило, предусмотрена нормативным документом, устанавливающим процедуру выдачи/принятия решения, совершения действия. Например, юридические лица, заинтересованные в опровержении заключения экологической экспертизы могут подавать соответствующие заявления в орган, который его выдал. А относительно некоторых разрешительных документов, например решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пересмотр или продолжения термина его действия или аннулирования, четко установлено, что решение о не выдачи такого разрешения может быть обжаловано исключительно в судебном порядке.

Что касается юридических лиц, которых обжалуемые решения/действия/бездействия не касаются непосредственно, и кои не являются НПО, то они не имеют возможности административного (а так же и судебного) обжалования решения/действия/бездействия, касающиеся окружающей среды и нарушающие нормы действующего законодательства.
1.7. Сроки оспаривания в административном порядке решений, действий, бездействий, указанных в пунктах 1.1. 1.5 вопросника:
а) установлены ли процессуальные/процедурные сроки для оспаривания в административном порядке и какие?
Согласно ЗУ «Об обращениях граждан» срок подачи заявлений не установлен, жалоба на решение, действие\бездействие может быть подана на протяжении одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением.
б) с какого момента возникает право на оспаривание?
Для подачи жалобы - с момента, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении его права, обжалуемым решением/действием/бездействием.
в) каковы правовые последствия истечения сроков, указанных в подпункте (а) выше для возможности оспаривания?
Жалобы, поданные с нарушение этих сроков, не подлежат рассмотрению, но в случае уважительной причины пропуска, этот срок может быть возобновлен органом, рассматривающим жалобу.
1.8. Каким образом общественность информируется о принятом решении, указанном в п.1.1 вопросника, и решении несудебного органа по результатам оспаривания

а) в соответствии с законодательством

б) на практике (если отличается)?
Все зависит от вида решения. Законы и другие нормативные документы, которыми принимается решение о реализации деятельности (например, постройка атомной электростанции) публикуются в установленном законом порядке. Относительно разрешений, выводов экспертизы, лицензий и. т. д. законодательство не предусматривает обязанности активно информировать о них общественность. Некоторые органы публикуют такие документы на своих веб-страницах в сети Интернет. На письменный запрос общественности копии разрешительных документов, как правило, предоставляются.

Решение несудебных органов по результатам оспаривания решений, указанных в п.1.1 вопросника, сообщаются только заявителю/жалобщику. Никакой системы доступа общественности к таким решениям (например, доступного через Интернет регистра) не существует. Получить такие документы по запросу достаточно проблематично.


1.9. Закрепляет ли законодательство и практика правоприменения возможность использования медиации и/или других альтернативных способов разрешения споров, касающихся окружающей среды с участием общественности?

Нет.


1.10. Укажите основные практические проблемы, связные с оспариванием решений, действий, бездействий, указанных в пунктах 1.1, 1.5 вопросника, касающихся окружающей среды, в административном порядке.

- Отсутствие единого порядка административного обжалования решений, действий, бездействий органов государственной власти и частных лиц гражданами и юридическими лицами как теми, чьих прав и интересов такие решения, действия/бездействия касаются непосредственно, так и прочих;

- отсутствие в некоторых случаях законодательно предусмотренных полномочий вышестоящего органа отменять решения свои или нижестоящего органа, указывать нижестоящему органу, какое действие осуществить (в случае обжалования действия/бездействия);

- органы, рассматривающие жалобы, не являются беспристрастными;

- формальный подход к рассмотрению жалобы;

- необходимость доказывать нарушение своего права при подаче жалобы в порядке ЗУ «Об обращении граждан»;

- законодательная неопределенность относительно того, распространяется ли ЗУ «Об обращении граждан» на НПО.
2. Информация о роли судов в обеспечении общественности доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

2.1. Опишите структуру судебной системы в стране (виды судебных органов, подведомственность дел применительно к вопросам, касающимся окружающей среды).


Судебная система Украины состоит из Конституционного суда и судов общей юрисдикции. Граждане не имеют права подавать жалобы в Конституционный суд, а лишь обращаться к нему в связи с необходимостью официального толкования Конституции или законов Украины, поэтому для целей этого исследования я его рассматривать не буду. Система судов общей юрисдикции построена на принципах территориальности и специализации. Наивысшим судебным органом является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами являются соответствующие высшие специализированные суды: Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и криминальных дел, Высший административный суд и Высший хозяйственный суд. Действуют апелляционные и местные суды.

В административные суды можно обжаловать любые решения, действия и бездействия органов государственной власти, в том числе по вопросам, касающимся окружающей среды. Именно в этих судах рассматриваются дела связанные с защитой права на доступ к экологической информации и права на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, оспариваются решения по вопросам, касающимся окружающей среды.

Общие суды рассматривают гражданские и криминальные дела. Иски граждан к другим частным лицам (физическим или юридическим), а также иски частных юридических лиц к гражданам по вопросам окружающей среды подсудны общим судам.

Хозяйственные суды рассматривают споры между юридическими лицами. Так, например, любые иски НПО к предприятиям-загрязнителям подсудны хозяйственным судам.


2.2. Какие имеются виды судебных производств, которые вправе при обращении в суд по вопросам, касающимся окружающей среды, инициировать физическое лицо и (или) НПО? Вправе ли физическое лицо/НПО инициировать уголовное преследование за совершение преступлений, касающихся окружающей среды?
Судопроизводство в судах общей юрисдикции осуществляется в форме гражданского, криминального, административного и хозяйственного процессов.

В Украине общественность не имеет права инициировать уголовное преследование по вопросам, касающимся окружающей среды. Граждане вправе инициировать административное судопроизводство путем подачи административных исков к органам государственной власти в административные суды, а также гражданское судопроизводство путем подачи исков к другим гражданам и частным лицам в общие суды. НПО вправе подавать административные иски, а также защищать свои права и интересы в общих (если ответчиком является физическое лицо) и хозяйственных (если - частное юридическое) судах, инициируя соответственно административное, гражданское или хозяйственно производство.


2.3. Кто имеет право обращаться в суд? Как определяется процессуальная правоспособность (физических лиц, НПО, иных юридических лиц) по вопросам, касающимся окружающей среды? Например: непосредственно лица, чьи права или законные интересы нарушены; НПО в общественных интересах, лица которым причинён ущерб и т.п.
Процессуальной правоспособностью наделены все физические и юридические лица. Процессуальная дееспособность физических лиц возникает с наступление совершеннолетия, за несколькими установленными законом исключениями, а юридического лица – с момента государственной регистрации.

Основанием для обращения в суд в Украине является нарушение прав или законных интересов. Конституционный суд Украины в одном из своих решений определяет «законный интерес» как обусловленное общим смыслом объективного и прямо не опосредованное в субъективном праве простое легитимное разрешение, являющееся самостоятельным объектом судебной защиты в целях удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, которые не противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и другим общеправовым принципам.19 Таким образом, в делах, касающихся окружающей среды, представители общественности, заявляющие о нарушении их права на доступ к экологической информации, права на участие в принятии решений, касающихся окружающей среды, права на безопасную для жизни и здоровья среду, другого предусмотренного законом права, касающегося окружающей среды, или интереса, состоящего в сохранении и защите окружающей среды, имеют право обращаться в суд за защитой соответственно такого права или интереса.

Законодательство Украины не определяет понятие «НПО в общественных интересах» и не предоставляет таким организациям особых прав или гарантий. Вместе с этим, подобные НПО могут достигать цели защиты общественных интересов, путем отстаивания в судах своих экологических прав и интересов (если такие предусмотрены их уставами), состоящих в защите соответствующих общественных интересов.
2.4. Может ли общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) оспаривать законность с материальной и/или процессуальной точки зрения решений, указанных в пункте 1.1 вопросника, в судебном порядке?
Да. Такие решения могут быть обжалованы, как с материальной, так и с процессуальной точек зрения, в порядке административного судопроизводства.
2.5. Имеет ли право общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) оспаривать в судебном порядке действия/бездействия частных лиц, государственных органов «которые нарушают положения законодательства, относящегося к окружающей среде» (статья 9, пункт 3 Орхусской Конвенции)?
Имеют, если они заявляют о нарушении своего права на благоприятную среду или другого своего права, или интереса, состоящего в сохранении окружающей среды, оспариваемыми действиями/бездействиями частных лиц (см. вопрос 2.3).

Кроме того, согласно ч. 2 статьи 293 Гражданского кодекса Украины деятельность физического или юридического лица, приводящая к уничтожению, порче, загрязнению окружающей среды, является незаконной. Каждый имеет право требовать прекращения такой деятельности. Деятельность физического и юридического лица причиняющая вред окружающей среде может быть прекращена по решению суда.


2.6. Сроки оспаривания решений, действий, бездействий, указанных в пунктах 1.1. 1.5 вопросника в судебном порядке:

а) установлены ли процессуальные/процедурные сроки для оспаривания в судебном порядке, и какие?

б) с какого момента возникает право на оспаривание?

в) каковы правовые последствия истечения сроков, упомянутых в подпункте (а) выше для возможности оспаривания?


При обжаловании решений, действий/бездействий органов государственной власти применяются сроки на обращение в суд, предусмотренные Кодексом об административном судопроизводству Украины. Согласно статье 99 административный иск может быть подан лишь в пределах шести месячного срока, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать про нарушение своих прав, свобод или интересов.

Если же законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в суд устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении госоргана по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действие/бездействие.

Административный иск, поданный по истечению указанных выше сроков, оставляется без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет оснований для возобновления такого срока. Причины пропуска строка должны быть уважительными.

Для подачи исков, касающихся окружающей среды, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства Гражданским кодексом (ст. 257) установлен общий срок исковой давности, который составляет три года, и исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении его права или о лице, которое его нарушило. Гражданский кодекс устанавливает, что заявление о защите гражданского права или интереса должна быть принята судом к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом лишь по ходатайству стороны в споре, сделанном до вынесения решения, что является основанием для отказа в удовлетворении иска. Опять же, если суд признает причины пропуска срока уважительными, нарушенное право подлежит защите.


2.7. Имеет ли общественность (физическое лицо, НПО, иное юридическое лицо) право на оспаривание решений, действий, бездействий, указанных в пунктах 1.1, 1.5 вопросника, непосредственно в суд, либо обязательно соблюдение процедуры досудебного (административного) оспаривания в иной орган, либо возможно альтернативное оспаривание?
Обжалование в административном порядке в Украине не является обязательным и в случае его осуществления не лишает возможности обжалования судебного. Административное обжалование сокращает срок на обращение в административный суд до одного месяца с момента, когда жалобщик узнал о решении по его жалобе.
2.8. Закреплено ли в законодательстве страны понятие иска физического лица/НПО в защиту «общественных интересов» - actio popularis?
Понятие не закреплено, но сама концепция использована в Законе Украины «О защите прав потребителей». Статья 25 закона предусматривает, что гражданские организации пользователей имеют право обращаться в суд с исками о признании действий продавца, изготовителя (предприятий, которые исполняют эти функции), исполнителя противоправными относительно неопределенного круга потребителей и прекращения этих действий. Также закон уполномочивает такие организации защищать в суде права потребителей, которые не являются их членами или членами других организаций потребителей. В сфере защиты окружающей среды в Украине эта концепция пока что не применяется.

2.9. Установлены ли в законодательстве правила о рассмотрении в суде дел, касающихся окружающей среды, инициированных общественностью, с участием в составе суда заседателей, иных лиц?


Нет. На сегодняшний день правосудие в Украине осуществляется исключительно профессиональными судьями.

следующая страница >>
Смотрите также:
Об обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, особенно в отношении финансовых издержек и
631.04kb.
3 стр.
Об обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, особенно в отношении финансовых издержек и
975.91kb.
6 стр.
Об обеспечении доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, особенно в отношении финансовых издержек и
592.35kb.
3 стр.
Законодательство Республики Беларусь в свете Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской)
278.81kb.
1 стр.
О финансовом обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды
76.64kb.
1 стр.
Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности
113.22kb.
1 стр.
Конкурса журналистов «Экология России»
291.43kb.
1 стр.
Инструкция "начальника отдела охраны окружающей среды " Вид документа инструкция
84.41kb.
1 стр.
Технология оценки состояния окружающей среды морей россии а. Н. Коршенко, В. Б. Ермаков, М. Л. Коновалов, А. А. Постнов
25.81kb.
1 стр.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды
146.25kb.
1 стр.
Раздела 7 «мероприятия по охране окружающей среды»
1106.59kb.
6 стр.
Міністерство охорони навколишнього природного середовища україни
50.86kb.
1 стр.