Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
УДК 378.016.026:796.412.2.015.15 (574) На правах рукописи


ЖУМАНОВА АЛИЯ СУЛТАНГАЛЫЕВНА

Управление учебно-тренировочным процессом

юных спортсменок в художественной гимнастике

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма

Научный консультант доктор педагогических наук

Орехов Л.И.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Адрущишин И.Ф.
доктор педагогических наук

Салов В.Ю.


доктор педагогических наук

Сивохин И.П.

Ведущая организация Актюбинский государственный

педагогический институт


Защита состоится 24 декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу:

050022, г. Алматы, пр. Абая, 83/85, факс: 8-7272-92-68-05

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма


Автореферат разослан «____» декабря 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. За последние два олимпийских цикла художественная гимнастика сделала колоссальный шаг вперед по координационной сложности техники соревновательных композиций. От гимнасток сегодня требуется высокий уровень владения движений телом в сочетании с техникой движений предметом, что связано с высокими физическими нагрузками, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков.

Управление учебно-тренировочным процессом предусматривает комплексное использование возможностей спортивной тренировки (ее принципов, методов и средств) и внетренировочных факторов (организационных моментов, климатических условий). Это «определяет чрезвычайную сложность управления в спортивной тренировке…, вместе с тем… его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений» [В.Н. Платонов, 2004].

Анализ имеющихся научных данных в области художественной гимнастики показал, что основные положения теории физической подготовки не нашли достаточного теоретического и методического обоснования с точки зрения целостного системного подхода и требуют доработки с учетом требований ФИЖ. Это указывает на необходимость дальнейшей разработки наиболее совершенных методов управления процессом спортивной подготовки за счет оптимизации технологии управления учебно-тренировочным процессом, который должен строиться с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и особенностей становления спортивного мастерства.

Особенно острой становится проблема управления подготовкой гимнасток на этапах базовой предварительной и специализированной подготовок, в период, когда закладывается основа для будущих успехов.

Одним из условий эффективности педагогического процесса являются критерии определения физической подготовленности, которые позволяют научно обоснованно решать вопросы управления тренировочными нагрузками, определением их объема и интенсивности, выявлять наиболее перспективных спортсменов и осуществлять долгосрочное планирование подготовки путем разработки перспективной программы.

Однако в Республике Казахстан научных исследований, посвященных данной проблеме, несмотря на актуальность, крайне мало. В имеющихся источниках методы получения информации о гимнастках носят частный, несистемный характер.

Актуальность проблемы возрастает и в связи с тенденцией снижения как возраста начала занятий художественной гимнастикой, так и уровня здоровья и физической подготовленности детей в последние годы. Между тем, именно в детском возрасте закладывается физический потенциал человека, формируется его образ жизни. Художественная гимнастика в этом плане является не только одним из средств приобщения детей и подростков к здоровому образу жизни, но и мощнейшим противовесом негативным влияниям окружающей среды. Формирование устойчивого интереса детей и подростков к систематическим занятиям в спортивной секции зависит от многих факторов, одним из которых является правильная организация и постановка тренировочного процесса.

Необходим постоянный поиск новых, более современных и эффективных подходов к методам, средствам и управлению учебно-тренировочным процессом, учитывающим местные условия и традиции. Сегодня гимнастике необходима научно обоснованная программа тренировки, направленная не только на высокий спортивный результат, но и на стабильное состояние здоровья спортсменок, на их хорошую работоспособность, физическое и психическое благополучие.

Тема диссертации увязана с «Государственной программой развития физкультуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы» от 12 марта 2001 года, №570, включена в план НИР Казахской академии спорта и туризма (направление №2, проблема 2.3) и утверждена Ученым советом КазАСТ 14 мая 2004 года, протокол № 5.

Рабочая гипотеза базируется на предположении о том, что целостный системный подход к оптимизации управления учебно-тренировочным процессом через систему тестирований с применением современных технических средств, позволит оперативно получать объективную информацию для корректирующих воздействий процесса тренировки, что будет способствовать более быстрому освоению элементов соревновательной программы, повышению исполнительского мастерства юных гимнасток.

Объект исследования учебно-тренировочный процесс в художественной гимнастике.

Предмет исследованияуправление тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике.

Цель исследования – разработать и обосновать педагогическую технологию управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике.

Задачи исследования:

1 Выявить основные тенденции развития художественной гимнастики в мире и в Казахстане и их влияние на содержание тренировочной и соревновательной деятельности юных гимнасток.

2 Изучить возрастную динамику физического развития, основных показателей уровня здоровья, морфофункционального развития и физических качеств юных гимнасток по мере становления спортивного мастерства.

3 Выявить наиболее информативные и надежные тесты дифференцированной оценки физической подготовленности гимнасток в зависимости от этапа обучения, отвечающие условиям стандартизации, преемственности и репрезентативности с целью определения модельных характеристик.

4 Изучить особенности функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки.

5 Разработать и обосновать педагогическую технологию управления процессом тренировки юных гимнасток на разных этапах подготовки, составленную на основе системного подхода и единства особенностей возрастного развития и тренировочных воздействий.

6 Проверить в экспериментальных условиях эффективность управления учебно-тренировочным процессом через систему контроля с применением современных технических средств.

Концепция управления учебно-тренировочным процессом опирается на данные современных научных изысканий и заключается в научно-технологическом обеспечении подготовки юных гимнасток. Условиями реализации данной концепции являются контроль надежных и информативных показателей в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок; оптимизация объема и интенсивности тренировочной нагрузки в зависимости от этапа, периода подготовки и отдельного тренировочного занятия; применение в спортивной подготовке средств и методов, способствующих росту спортивных результатов и сохранению здоровья спортсменов.

В качестве методологической основы концепции принят диалектический метод и одна из его конкретизаций - системный подход, опирающийся на труды специалистов в области общей теории систем [Н.А Бернштейн, 1966; А.П. Анохин, 1962, 1975], в теории эволюции, биологической кибернетики [А.Н. Северцев, 1952; И.И. Шмальгаузен, 1968; К.М. Завадский, 1972 и др. ], в области управления [Н. Винер, 1950; У. Росс Эшби, 1962, В.Н. Платонов, 1982, 1995, 2004; В.А Булкин, 1987; Л.М. Куликов, 1996 В.Н. и др.], на фундаментальные работы специалистов, внесших наибольший вклад в разработку теории и методики детско-юношеского спорта [Л.П. Матвеев, 1964, 1977; В.С. Фарфель, 1975; А.А. Гужаловский, 1978; М.Я. Набатникова, 1982; В.М. Волков, 1983; Н.Г. Озолин, 1985; В.П. Филин, 1980, 1987; В.Г. Алабин, 1993; К.П. Сахновский, 1997; Л.В. Волков, 2002; В.К. Бальсевич, 2003, Н.Ж. Булгакова, 1976, 2007], из казахстанских теоретиков – на труды Б.К. Каражанова [1983]; В.И. Кнорр [1977, 1984]; [И.Ф. Андрущишина, 2008 и др.].

В области спортивной и художественной гимнастики использовали данные по теории и методике тренировки [В.М. Смолевский, 1975; А.М. Шлемин, 1975; Э.П. Аверкович, 1980; Ж.Е. Фирилева, 1981; Е.В. Бирюк, 1983; С.А. Кувшинникова, 1983; В.Ю. Сосина, 1983; В.С. Чебураев, 1984; Н.А. Овчинникова, 1985; Н Хаджиев, 1985; Р.Ш. Гульбани, 1987; Г.А. Чикалова, 1988; Л.Я. Аркаев, 1989; Л.А. Карпенко, 1998, 2000, 2003; Ж.А. Белокопытова, 1993; И.А. Винер, 2003 и др.], по вопросам управления тренировочным процессом [Л.Н. Лапина, 1975; Т.С. Лисицкая, 1980, 1984; И.Е. Артамонова, 1990; С.А. Меканцишвили, 1991; Т.В. Нестерова, 1993; Ю.А. Архипова, 1998; М.С. Николаева, 1999; К.В. Гобузева, 2006 и др.].

Использовали данные оздоровительной физической активности [R.E. Kraft, 1988; M. Pollock, J.H. Wilmor, 1989; О. Бар-Ор, Т. Роуланд, 2009] и физиологического обоснования энергетики организма спортсменов [А.С. Иванов, 1996; А.Н. Макогонов, 2002 и др.].



Методы исследований включали анализ данных научно-методической литературы, сети Internet, учебных программ и нормативных документов по теме исследований, Правил соревнований по художественной гимнастике, систематизацию, обобщение данных анкетного опроса, педагогических наблюдений, медико-биологических, психологических и педагогических тестирований, применялись методы экспертных оценок, видеозаписи, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна работы:

- выявлены сенситивные периоды развития физических качеств на основе данных, полученных в ходе многолетних исследований стабильного контингента гимнасток,

- выявлены информативные и надежные тесты для контроля физической подготовленности спортсменок по этапам подготовки,

- разработаны оценочные шкалы по четырем уровням показателей, отражающие количественные и качественные показатели развития физических качеств для дифференцированной оценки уровня физической подготовленности по этапам подготовки с учетом тенденций развития художественной гимнастики. Определены модели физической подготовленности гимнасток,

- разработана компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике»,

- внедрена в процесс подготовки гимнасток Республики Казахстан Учебная программа по художественной гимнастике, предназначенная для ДЮСШ, СДЮШ олимпийского резерва, школ-интернатов для одаренных в спорте детей и школ высшего спортивного мастерства;

- выявлены особенности функциональной реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма юных гимнасток на физическую нагрузку разной направленности в процессе тренировки,

- определен состав тела юных гимнасток, их работоспособность с помощью современных технологических средств,

- разработана педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике, обоснованная теоретически и в экспериментальных условиях,

- научно обоснована тренировочная программа и методика комплексного развития двигательных способностей с учетом весомости средств тренировки с применением мультимедийных компьютерных технологий.



Теоретическая значимость работы заключается

- в определении тенденций развития художественной гимнастики и требований Правил соревнований за последние 10 лет;

- в научно-методическом обеспечении системы подготовки спортсменок: выпущено учебное пособие «Нетрадиционные виды гимнастики» и методические рекомендации «Скрининг индивидуального уровня двигательных способностей юных гимнасток»,

- в разработке технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток,

- в разработке методики комплексного развития физических качеств с учетом особенностей возрастного развития и соблюдением преемственности этапов подготовки.

Полученные данные предназначены для тренеров по художественной гимнастике и могут быть использованы в смежных видах спорта, для студентов спортивных вузов, слушателей курсов подготовки и переподготовки кадров физического воспитания.



Практическая значимость работы состоит в разработке и внедрении научно обоснованной программы тренировки, способствующей повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток.

Сформулированы практические рекомендации для тренеров-экспертов по методике выполнения тестовых упражнений и содержанию соревнований по ОФП и СФП в художественной гимнастике.

Составленная Учебная программа по художественной гимнастике, основным содержанием которой явились разработанные нормативы по этапам подготовки, внедрена в систему многолетней подготовки гимнасток Республики Казахстан и в практику подготовки студентов, специализирующихся на кафедре гимнастики Казахской академии спорта и туризма.

С целью интенсификации тренировочного процесса юных гимнасток нами внедрена компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике».

В учебно-методический раздел курса гимнастики для студентов Казахской академии спорта и туризма (КазАСТ), специализирующихся по художественной гимнастике и в учебно-тренировочный процесс членов спортивного клуба КазАСТ внедрены технология управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток, видеозаписи комплексов СФП для развития двигательных способностей.

Положительный эффект результатов исследований подтверждается пятью актами внедрения.

Получен патент на изобретение «Гимнастическая скакалка» (Казпатент № 8909, опубл. 15.05.2000 г.), рекомендованная для самостоятельных занятий, а также для занятий во время во время каникул, усиливающая оздоровительный эффект тренировки.

При этом одним из важных аспектов значимости результатов состоит в том, что полученные данные могут быть использованы не только в спортивных школах, но и в массовом спорте, в новом для Казахстана направлении «Гимнастика для всех», что будет способствовать укреплению здоровья и гармоничному развитию как можно большего количества детей и подростков.



Личный вклад автора заключается в постановке проблемы исследований, их организации и проведении, в определении гипотезы, цели, задач и методов исследований.

Организация и проведение многолетних наблюдений, экспериментов, анкетирование, педагогические тестирования квалифицированных юных гимнасток шести регионов Республики Казахстан выполнены лично автором.

Автором выявлены информативные и надежные тесты для переводных нормативов дифференцированной оценки уровня физической подготовленности по этапам подготовки, данные легли в основу разработанной компьютерной программы.

На основе данных литературы, передового спортивного опыта и собственных исследований разработана программа тренировки юных гимнасток с учетом их возрастных особенностей и подготовленности. Эффективность программы подтверждается результатами, показанными на соревнованиях по видам многоборья после эксперимента: подготовлено два члена молодежной сборной Республики Казахстан, одна из которых на Спартакиаде школьников РК заняла 6 место, поднявшись на 9 позиций вверх по сравнению с результатами предыдущих республиканских соревнований. При этом все участницы эксперимента выполнили требуемые для этапа подготовки разрядные нормативы.



Личное участие соискателя в международных, республиканских тренерских и судейских семинарах, учебно-тренировочных сборах, а также в качестве судьи соревнований международного и республиканского уровней позволило повысить свой теоретический уровень, в деталях изучить особенности подготовки гимнасток разного возраста и квалификации.

Достоверность результатов и выводов диссертации обеспечены глубоким теоретическим анализом проблем, относящихся к теме исследований; комплексом современных адекватных целям и задачам методов тестирований с применением новейшего оборудования, предоставленного лабораторией НИИ Казахской академии спорта и туризма; корректным применением методов статистической обработки материалов при помощи прикладных программ «Microsoft Excel», анализом факторов, влияющих на валидность экспериментальных исследований [К.К. Закирьянов, Л.И. Орехов, 2002 и др.].

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на ежегодных тематических научно-методических конференциях, проводимых Казахской академией спорта и туризма (с 2001 по 2010 гг.); на Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию независимости РК (Алматы, 2001); Международной научно-практической конференции «Молодежь-Спорт-Здоровье» (Алматы, 2002); на Международных конгрессах «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Алматы, 2004, 2009, Киев, 2005; Москва, 2008); на Международном научно-практическом семинаре «Физическая культура и спорт против наркотиков» (Алматы, 2005); на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта», посвященной 50-летию КГАФКиС (Бишкек, 2005); Интернет-конференциях «Final international scientifically-practical conference “The science: Theory and practice” (Praha, Czechia, Ukraine, Russian, 2005); «I Мiжнародної науково-практичної конференцiї «Передовi науковi розробки - 2006» (Днiпропетровськ, 2006); на Международной научно-практ. конф. «Теория и практика физической культуры и спорта» (Алматы, 2006); на Международной научно-практ. конф. «Физическая культура и конкурентноспособность страны» (Алматы, 2010).

По материалам диссертации издано 35 публикаций международного и республиканского уровней, из них 31 статья: в журналах, включенных в список Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК - 19, из них 5 – в разных. Изданы учебное пособие, методические рекомендации, Учебная программа для спортивных школ и интернатов, имеется один патент на изобретение.



Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Основные тенденции развития художественной гимнастики в мире и в Казахстане и требования Правил соревнований определяют главные направления в многолетней подготовке гимнасток и технологию учебно-тренировочного процесса на различных этапах возрастного развития для совершенствования двигательных способностей.

2 Особенности динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья обусловлены видом спорта и тесно взаимосвязаны с темпами прироста основных физических качеств по мере спортивного совершенствования.

3 Управление учебно-тренировочным процессом через систему тестирований с применением современных технических средств, позволяет оперативно получать объективную информацию для корректирующих воздействий процесса тренировки, способствует повышению исполнительского мастерства юных гимнасток.

4 Закономерности динамики интенсивности фрагментов разминки и видов соревновательного многоборья позволяют планировать тренировочную нагрузку в микро- и макроциклах спортивной подготовки, точнее дифференцировать ее объем и интенсивность, что положительно влияет на темпы роста спортивного мастерства юных гимнасток.

5 Применение научно обоснованной педагогической технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток разработанной с учетом возрастных особенностей, преемственности этапов подготовки повышает эффективность процесса тренировки юных гимнасток, способствует росту их спортивных результатов.

6 Использование компьютерных технологий в подготовке гимнасток позволяет быстро и корректно оценивать физические способности каждой гимнастки, способствует более эффективному совершенствованию соревновательных композиций, значительно повышая интерес к занятиям художественной гимнастикой.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников и приложений.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первый раздел «Проблемы управления тренировочным процессом в художественной гимнастике» посвящен анализу основных закономерностей возрастного развития детей и подростков, где дана общая характеристика и особенности развития основных физических качеств. Рассматриваются вопросы педагогической психологии. Представлены результаты ретроспективного анализа научных работ и аспекты учебно-тренировочной работы в художественной гимнастике.

Изменчивость признаков физического развития различна в разные возрастные периоды и обусловлена наследственными, социальными, половыми, индивидуальными и другими особенностями.

Развитие детей с 7 до 11 летнего возраста идет довольно интенсивно и относительно равномерно [В.Д. Брезгин, 1983, В.Н. Кардашенко, 1988]. Вместе с тем это период замедления роста, с 8 до 10 лет длина тела увеличивается всего на 3% [И.М. Воронцов, 1986; А.Г. Сухарев, 1986], при значительном возрастании массы тела [В.Г. Яковлев, 1962; И.М. Яблоновский, 1973; С.В. Хрущев, 1982]. Скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью, что может быть угрозой его деформации [С.В. Быков, 1989]. Происходит дальнейшее развитие всех соединительно-тканных образований мышц и нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила [В.Г. Яковлев, И.М. Яблоновский, 1962].

Возрастной период с 11 до 13 лет характеризуется резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой большинства органов и систем организма. Периоды усиленного роста сочетаются со значительным повышением энергетических и обменных процессов и преобладанием процессов дифференцирования [С.В. Хрущев, 1982].

Возраст 7-12 лет является благоприятным периодом для целенаправленного развития большинства физических качеств.

Ретроспективный анализ научных работ по художественной гимнастике показал, что большинство исследований посвящено проблемам физической, технической подготовки квалифицированных спортсменок и управления учебно-тренировочным процессом на разных этапах подготовки, включая организацию контроля физической подготовленности. Мало работ посвящено психологическим аспектам подготовки, использованию средств художественной гимнастики для гармоничного развития и укрепления здоровья. При этом большинство исследований было проведено до 2001 года, их данные подчас противоречивы и в большинстве случаев они носят частный характер.



Во втором разделе описаны методы, организация и этапы исследований. Исследования проводили в городах Республики Казахстан: Алматы, Астана, Шымкент, Павлодар, Семей, Петропавловк с участием более 200 квалифицированных гимнасток и 42 высококвалифицированных тренера по художественной гимнастике.

Психолого-педагогические, медико-биологические исследования и эксперименты были проведены поэтапно в течение пяти учебных лет (2004-2009 гг.).

Тенденции развития художественной гимнастики изучали на всех этапах исследований. Определяли содержание соревновательных программ ведущих гимнасток мира и Республики Казахстан по фактору трудности, по мере изменений требований Правил соревнований по художественной гимнастике.

На первом этапе (2004 г.) был проведен анализ специальной научно-методической литературы, сети Internet, изучены нормативные и правовые документы, касающиеся темы диссертации. Определены основные направления исследований, гипотеза, методология и состав испытуемых.

На втором этапе (2005-2008 гг.) был собран материал, касающийся организации и содержания учебно-тренировочного процесса в спортивных школах республики и в спортивном клубе Казахской академии спорта и туризма. Многолетние исследования включали:

- педагогические наблюдения, позволившие определить структуру и содержание тренировочного процесса юных и высококвалифицированных гимнасток, методы тактической и психологической подготовки, применяемые тренерами.

- анкетный опрос позволил выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на соревновательный результат гимнастки, определить весомость физических качеств, которые необходимо развивать для лучшего выполнения соревновательных композиций с предметами, а также значимость средств в подготовке высококвалифицированных и юных гимнасток. В анкетном опросе приняло участие 42 тренера, из них 4 Заслуженных тренера РК, 1 ЗТ Кыргызстана, 11 судей международной категории категории, 6 судей высшей национальной категории, 10 судей национальной категории, 9 тренеров высшей категории, 3 мастера спорта международного класса и действующие гимнастки, члены сборной команды Республики Казахстан основного и юниорского состава, всего 14 человек, из них один Заслуженный мастер спорта, 2 мастера спорта международного класса, 6 мастеров спорта РК и 5 кандидатов в мастера спорта.

- медико-биологические исследования морфофункционального состояния действующих гимнасток для определения уровня их здоровья в процессе занятий художественной гимнастикой в возрастном аспекте;

- ретроспективный анализ динамики развития ведущих для художественной гимнастики физических качеств позволил выявить сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств гимнасток;

- тестирование общей и специальной физической подготовленности ведущих гимнасток 7-13 лет шести регионов Республики Казахстан по 45 тестам, данные которых использовали при разработке переводных нормативов по этапам подготовки, отражающие уровни развития физических качеств.

- выявлены физические качества, имеющие наибольшее влияние на соревновательный результат по мере становления спортивного мастерства.

Кроме того, исследовали реакцию организма гимнасток на физическую нагрузку в процессе тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах подготовки. Полученные результаты использовали при планировании характера и объема физической нагрузки в недельном микроцикле.

Данные многолетних экспериментальных исследований позволили разработать научно обоснованную педагогическую технологию управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток, в которой отражены контроль, планирование, содержание и организация программы тренировки в условиях компьютерных технологий тестирования и обучения.

На третьем этапе (сентябрь 2008 - июль 2009 гг.) в экспериментальных условиях проверяли эффективность управления учебно-тренировочным процессом через систему контроля с применением современных технических средств. В эксперименте приняли участие гимнастки, тренирующиеся на этапах базовой предварительной и специализированной подготовки.

На четвертом этапе (2009-2010 гг.) проводили анализ, систематизацию полученных результатов, статистическую обработку результатов исследований.


следующая страница >>
Смотрите также:
Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
788.1kb.
4 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.