Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

В пятом разделе «Педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток» представлено содержание разработанной и теоретически обоснованной педагогической технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток, где управленческая деятельность и ее структура рассматриваются как единая система.

Обобщив и систематизировав данные литературы, показано, что эффективность управления подготовкой гимнасток зависит от организации и планирования тренировочного процесса, учета и контроля и предусматривает следующие последовательные и взаимосвязанные действия:

1 - сбор информации о физической, технической, тактической, психической подготовленности и функционального состояния, о соревновательной деятельности гимнасток;

2 - анализ информации о зависимости величины и специфичности тренировочной нагрузки от структуры соревновательных упражнений и показателей физической подготовленности гимнасток;

3 - подбор средств и методов спортивной тренировки;

4 - текущее планирование программы тренировки, предопределяющее подготовку к конкретным соревнованиям;

5 - проведение тренировочных занятий по намеченному плану;

6 - контроль за ходом реализации тренировочного процесса.



Основные положения организации, планирования и содержания тренировочного процесса юных гимнасток. Задачами программы тренировочных занятий для гимнасток 8-13 лет были выработать у гимнасток привычки, овладеть необходимыми умениями и навыками, укрепить здоровье и получать удовольствие от занятий.

Дозирование физических нагрузок осуществляли с учетом периодичности, продолжительности и объема в зависимости от этапа подготовки. Тренировочные занятия проводили 6 раз в неделю и дополнительно согласно расписанию выполняли ежедневную зарядку. Продолжительность тренировки в зависимости от года обучения и возраста гимнасток была различной: в группе 8-10-летних детей по 3 часа, 11-13 летних – по 4 часа.

Общая продолжительность специальных упражнений программы составляла 1-2 месяца, в зависимости от конкретных целей периодов подготовки, с прогрессирующим дозированием физической нагрузки.

Чем ближе были соревнования, тем интенсивнее проводили специальную подготовку с возрастанием плотности занятий (количество элементов, выполняемых за минуту).

Физическую нагрузку основной работы дозировали в зависимости от периода подготовки и структуры видов соревновательного многоборья (сложности и количества элементов движений тела и предметом). Степень интенсивности при этом следующая:

А (аэробная) – зарядка, специальные упражнения (хореография, танцевально-беговая и волно-взмаховая подготовка, комплексы ОФП и СФП на развитие двигательных способностей, игры, эстафеты), предметная подготовка, развитие аэробных возможностей организма.

Б (аэробная специфическая) - специальные упражнения (хореография, базовые элементы движений тела и предмета; партерные комплексы СФП с элементами хореографии с преимущественной направленностью на развитие гибкости, силы, координационных способностей, быстроты). Элементы индивидуальной программы гимнастического многоборья, выполняемые изолированно, в связках, без предмета и с предметами.

В (аэробно-анаэробная) – специальные упражнения (хореография, беспредметная подготовка: шагово-беговая, волно-взмаховая, равновесно-вращательно-акробатическая и прыжковая; партерный комплекс СФП с элементами хореографии, предметная подготовка). Соревновательные композиции (совершенствование элементов и связок, выполнение в целом не менее 1-2 раз).

Г (анаэробная) – специальные упражнения (хореография, партерные комплексы СФП с предметами, шагово-танцевальная в сочетании с волнами и взмахами, равновесно-вращательная, прыжковая и предметная подготовка). Соревновательные композиции (совершенствование сложных элементов, комбинаций, выполнение в целом не менее 2-3-х раз).

План на год составляли согласно календарю соревнований и этапа подготовки гимнасток. В общеподготовительном периоде использовали степень интенсивности «А». Специальные упражнения выполняли в аэробном режиме в средней зоне интенсивности (при пульсе 131-160 уд/мин).

Партерные комплексы СФП выполняли 2-3 раза в неделю. Упражнения были направлены на различные группы мышц. Объем нагрузки планировали в зависимости от подготовленности и степени адаптации гимнасток к данной нагрузке.

Новые сложные элементы без предмета и с различными предметами планировали во всех периодах подготовки.

В специально-подготовительном периоде применяли интенсивность «Б» (начало периода) и «В» (конец периода). Начинался период с совершенствования базовых элементов движений тела и предмета, а также элементов соревновательной композиции различной сложности изолированно и в связках. Во второй половине периода энергетическую тренировку рекомендуется направлять на увеличение аэробных возможностей быстрых кислородно-гликолитических мышечных волокон [D. Sharkey, 1988], что способствует повышению анаэробного порога.

В этом периоде индивидуально повышали объем нагрузки за счет ее «плотности», количества повторов упражнений и применения резиновых бинтов, грузов. Использовали интервальный и интервально-повторный методы с аэробной нагрузкой до 30 секунд (примерная продолжительность упражнений фрагментов разминки), т.к. при кратковременной нагрузке достигается значительное улучшение анаэробных возможностей, развивается способность быстрого восстановления в короткие паузы [М. Разим, 1983].

В соревновательном периоде - самом продолжительном, использовали интенсивность «Б», «В» и «Г», в зависимости от этапа подготовки гимнасток. Для адаптации организма гимнасток к конкретным соревнованиям моделировали режим соревнований. С этой целью в микроцикл включали тренировки, где нагрузка носила аэробно-анаэробный и анаэробный характер.

В варианте интенсивности «В» совершенствовали стабильность выполнения элементов выполняемых в условных «четвертинках» по 4-5 раз и комбинаций (1/2 упражнения) по 2-3 раза каждая. Затем гимнастки выполняли композицию в целом не менее 1-2 раз. За тренировку планировали работу с двумя-тремя видами многоборья.

При интенсивности «Г» совершенствовали наиболее сложные элементы в связках, соревновательную композицию в целом гимнастки базовой предварительной подготовки выполняли не менее 2-х раз, специализированной - не менее 3-х раз, при условии, что последний «прогон» должен быть выполнен без потерь. При неудачной попытке композиция должна выполняться до конца, независимо от количества допущенных ошибок и настроения гимнастки, что способствует адаптации к анаэробной нагрузке, воспитанию воли, умения «собираться» в сложной ситуации. Такой метод решал задачи психологической и тактической подготовки гимнасток. За тренировку планировали работу с двумя видами многоборья и третий вид - по элементам.

Процесс подготовки индивидуальных видов соревновательного многоборья гимнастки включал три этапа:

На 1-м этапе составляли и уточняли содержание композиции путем исключения из нее всех неудобных, нелогичных, портящих впечатление движений и элементов для создания «базы». Задачей второго этапа было достижение необходимого уровня техники владения телом и предметами. На третьем этапе закрепляли технику, но на фоне усталости или каких-либо сбивающих факторов. Этот прием позволяет освоить требуемый надежный уровень техники.

Следует отметить, что содержание соревновательной композиции уточняли во всех периодах подготовки, в зависимости от изменений требований Правил соревнований, от индивидуальных особенностей и базовой подготовки гимнасток, от рациональности техники новых элементов, от эффективности композиционных решений.

Примерное планирование интенсивности нагрузки в соревновательном периоде подготовки гимнасток 11-13 лет представлено в таблице 7.
Таблица 7 - Примерное планирование интенсивности 6-недельного этапа непосредственной подготовки к соревнованиям по недельным микроциклам гимнасток 11-13 летнего возраста


Недели

СИН

Примечания к содержанию тренировки


1

Г

Развитие специальной выносливости. Индивидуальный подход к объему и интенсивности тренировочной работы. Тактическая подготовка, коррекция индивидуальной программы.

2

Б

Совершенствование элементов композиции изолированно и в связке, видов многоборья в целом. Тактические задачи – уточнение структуры и определение окончательного варианта соревновательной композиции.

3

Г

Тренировки, моделирующие условия соревнований: содержание специальных упражнений, последовательность подготовки видов многоборья. Совершенствование сложных элементов с максимально возможным качеством исполнения.

4

В

Исполнение композиции на фоне сбивающих факторов (смена основного направления, внеочередное выполнение композиции, внезапная остановка либо другое музыкальное сопровождение, усталость и т.п.).

5

В

Психологический настрой. Контрольные тренировки в четверг и пятницу.

6

Соревнования

Примечание – СИН – степень интенсивности нагрузки

С целью поддержания высокого уровня спортивной работоспособности и сохранения здоровья гимнасток при повышении объемов и интенсивности нагрузки в ходе тренировочных занятий применяли корригирующие упражнения и пассивный отдых в разгрузочных для позвоночника позах.



Переходный период начинается сразу после соревнований и длится один месячный макроцикл, здесь использовали степень интенсивности «А». Поскольку высокие аэробные возможности являются основой для всех последующих тренировочных воздействий, широко использовали аэробную нагрузку [B. Sharkey, 1987]. В мышечной тренировке преобладали упражнения, способствующие развитию специальных двигательных способностей и формированию правильной осанки. Больше внимание уделяли предметной подготовке, разучиванию новых элементов. Необходимо учитывать, что в конце учебного года, адаптация функциональных механизмов к физической нагрузке у гимнасток низкая. При этом физическая работоспособность PWC на пульсе 130, 150 и 170 уд/мин, установленная в лабораторных условиях НИИ КазАСТ, зависит от графика соревнований, так работоспособность ниже у гимнасток-лидеров сборной команды РК, имеющих более насыщенный график участия в соревнованиях; от периода подготовки, конец соревновательного периода характеризуется снижением адаптационных процессов организма юных спортсменок.

В переходном восстановительном периоде годичного тренировочного цикла (во время летних каникул) учебно-тренировочный сбор проводили в условиях среднегорья, что способствовало более эффективному восстановлению и укреплению здоровья.

Особенностью системы круглогодичной подготовки юных гимнасток является введение помимо основной тренировки ежедневной зарядки, с целью поддержания общего тонуса организма, развития аэробных возможностей, гибкости, укрепления здоровья. Зарядку следовало выполнять самостоятельно утром или вечером в зависимости от смены учебы в школе, согласно графику (таблица 7).


Таблица 7 – Примерный график выполнения зарядки и контроля самочувствия гимнасток


Содержание

Оценка

Дни недели

1

2

3

4

5

6

7

самочувствие до зарядки

5

4

3



2






















длительность, мин

8-10 лет

20

20

15

20

20

15

20

11-13 лет

30

25

20

25

30

20

25

самочувствие

после зарядки



5

4

3



2






















Примечание – Цифры с 1 до 7 обозначают соответствующие дни недели: понедельник, вторник и т.д.

Главное было выработать у гимнасток привычку выполнять зарядку ежедневно с удовольствием, в течение всего календарного года, вне зависимости от каникул и летнего отдыха, так как она решала задачи подготовки гимнасток. Упражнения подбирали на мышечные группы, не задействованные в основной тренировке и не «нагружающие» их, а для эмоциональности комплекс рекомендовали выполнять под музыкальное сопровождение. При повышении нагрузок, связанных с задачами периодов подготовки, когда все формы тренировки в анаэробных условиях вызывают неприятные ощущения у спортсменок, зарядка оказывала компенсирующее воздействие. С этой же целью рекомендовалось включать пробежку в спокойном темпе, желательно на свежем воздухе.

Основная тренировка имела общепринятую структуру урока и включала подготовительную (подготовка организма к выполнению основной работы), основную (подготовка соревновательных видов многоборья) и заключительную часть (восстановление организма и его эмоциональная разгрузка).

Данная трехчастная структура учебно-тренировочного занятия сохранялась независимо от цели, содержания, способов выполнения физических упражнений, но ее организация зависела от этапа подготовки гимнасток.

В подготовительной части решали задачи функциональной, двигательной и эмоциональной подготовки организма к основной деятельности. Общая часть разминки включала, в зависимости от планируемой интенсивности (А, Б, В и Г), шагово-танцевально-беговой фрагмент, танцевальные шаги (историко-бытовые, народные, современные).

В специальной части применяли хореографию у опоры и на середине, либо партерный комплекс СФП с элементами хореографии и с предметами. В комплексы включали блоки динамичных, быстро сменяющих друг друга упражнений для всех частей тела, сходные по структуре и характеру мышечной деятельности с теми, которым предстояло обучать или совершенствовать сразу же после разминки.

Прыжковая подготовка включала балетные прыжки на месте, базовые и наиболее характерные для соревновательных композиций прыжки по диагонали. В соревновательном периоде гимнастки 8-10 лет выполняли соединения базовых прыжков разных форм и соединения прыжков с акробатическими и с другими элементами движений тела; гимнастки 11-13 лет выполняли прыжки по той же схеме, но с более сложными элементами. В качестве активного отдыха между прыжковыми связками, при переходе в другую диагональ гимнастки выполняли простые упражнения на развитие функции равновесия, вестибулярной устойчивости и координационных способностей на ограниченной площади опоры, в непривычных и усложненных условиях, по мере освоения применяли предметы.

Содержание основной части варьировалось в зависимости от подготовленности детей, периода тренировки, возраста и др. и состояла из 2-3 фрагментов, направленных на композиционную подготовку: составление, отработку соревновательных композиций видов многоборья: по элементам, связкам, в целом.

В общеподготовительном и специально-подготовительном периодах сочетание предметов в одном занятии в недельном микроцикле зависело от нагрузочной стоимости предметов и сходства их техники: например, обруч и мяч, скакалка и лента, скакалка и булавы. Третьим видом не менее 2-х раз в неделю включали предмет, не входивший в индивидуальную программу соревновательного многоборья.

В соревновательном периоде, в недельном микроцикле виды многоборья расставляли в порядке их выполнения на соревнованиях, учитывая, что по результатам жеребьевки видов предмет может выполняться первым или вторым. В субботу моделировали день финалов, когда гимнастки выполняли все виды многоборья с предметами.

В заключительной части применяли менее интенсивные упражнения, способствующие более успешным процессам восстановления организма и его эмоциональной разгрузке. В зависимости от задач и периода тренировки использовали комплексы СФП на развитие определенных физических качеств.



В шестом разделе «Эффективность управления учебно-тренировочным процессом через систему контроля с применением современных технических средств» представлены результаты экспериментальных исследований о возможности совершенствования учебно-тренировочного процесса гимнасток на основе данных педагогического контроля путем применения разработанной программы тренировки с применением современных компьютерных технологий.

Эксперимент проводили на базе спортивного клуба Казахской академии спорта и туризма г. Алматы в период 2008-2009 учебного года.

В эксперименте приняло участие 32 гимнастки 8-13 лет, тренирующихся на этапах базовой предварительной и специализированной подготовки. Отбор испытуемых в экспериментальные и контрольные группы производили методом независимого, случайного отбора для обеспечения эквивалентности групп. Гимнастки, участвующие в эксперименте были разбиты на 2 возрастные группы: 8-10 и 11-13 лет, по 8 человек в каждой. Контрольные группы формировали по такому же принципу. Организацию, профилирование физической нагрузки и периодизацию процесса тренировки осуществляли согласно разработанной педагогической технологии управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток. Для анализа биомеханики движений гимнасток при освоении новых сложных соревновательных элементов и для качественного освоения упражнений комплексов СФП использовали возможности компьютерных технологий.

В начале эксперимента были определены исходные уровни здоровья, развития физических качеств и физической подготовленности гимнасток, полученные данные сравнивали с модельными уровнями. Судя по профилю развития физических качеств, показатели контрольных и экспериментальных групп достоверно не отличались друг от друга.

В экспериментальных группах основное содержание и методика проведения занятий были идентичными, отличие было в объеме, интенсивности и условиях выполнения упражнений. Организация урока группы 11-13-летних спортсменок в микроцикле отличалась более сложным чередованием разделов тренировочного процесса. Основными средствами разминки экспериментальных групп были классическая (с элементами народных танцев, модерн) хореография у опоры и на середине зала и партерный комплекс СФП с элементами хореографии. В 1-й группе акцентировали внимание на развитии гибкости, силы, скорости и скоростно-силовых способностей; во 2-й группе – на функции равновесия, координационных способностей и скоростно-силовых способностей. Цель комплексов - подготовка функций организма к успешному освоению техники соревновательных элементов.

В конце тренировки применяли упражнения для развития необходимых физических качеств: силы, гибкости, скоростно-силовых способностей, общей выносливости, вестибулярной устойчивости.

В подготовительном периоде классическую хореографию и партерные комплексы СФП проводили по 3 раза в неделю, в соревновательном соответственно по 4 и 2 раза. Одновременно с развитием физических качеств гимнастки осваивали программу Спортивной классификации РК.

В контрольных группах занятия проходили по общепринятой схеме и методике проведения, без применения компьютерных технологий тестирования и обучения.

В результате исследований уровня здоровья установлено, что к концу эксперимента у 8-10-летних гимнасток снизилась доля лиц, находившихся в зоне ниже средних величин с 53,8% до 30,8% за счет увеличения числа гимнасток среднего уровня: с 46,2 до 53,8% и выше среднего - до 7,7%.

В контрольной группе увеличился процент гимнасток, попавших в выше среднего зону - до 11,1%, но при этом число гимнасток, соответствующих низкой зоны увеличилось до 11,1% (таблица 8).


Таблица 8 - Различия в приросте уровня здоровья гимнасток экспериментальной и контрольной групп за годичный период эксперимента, %


Группа

Воз-раст, лет

n

Уровень здоровья

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий




В начале эксперимента

экспериментальная

8-10

8

-

53,8

46,2



-

11-13

8

8,3

16,7

75,0

-

-

контрольная

8-10

8

-

33,3

66,7

-

-

11-13

8

22,2

22,2

44,5

11,1

11,1




В конце эксперимента

экспериментальная

8-10

8

-

30,8

53,8

7,7

-

11-13

8

-

25,0

65,5

9,5

-

контрольная

8-10

8

11,1

11,1

66,7

11,1

-

11-13

8

11,1

23,2

54,5

11,2

-

Динамика показателей в экспериментальной и контрольной группах 11-13-летних гимнасток отличается мало, но к концу года в экспериментальной группе увеличилось число лиц, соответствующих выше среднего уровню до 9,5%, тогда как в контрольной осталось прежним.

Результаты контрольной проверки в конце учебного года показали достоверный прирост (Р<0,05) результатов уровня физической подготовленности в обеих группах. Но количество гимнасток, показавших результат соответствующий модельному уровню, в экспериментальной группе было больше: соответственно 3 против 1-й - у 8-10-летних гимнасток и 2 против 1-й – у 11-13-летних.

В младших группах уменьшилось количество гимнасток, имеющих удовлетворительный уровень, при этом в старшей контрольной группе их осталось столько же, сколько до эксперимента (таблица 9).


Таблица 9 – Динамика уровня физической подготовленности гимнасток 8-13 лет экспериментальной и контрольной групп


Уровень физической подготовленности

До эксперимента

(количество человек)



После эксперимента

(количество человек)



ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

8-10 лет

модельный уровень

2

1

3

1

средний

3

3

3

4

удовлетворительный

3

4

2

3

неудовлетворительный

-

-

-

-




11-13 лет

модельный уровень

1

1

2

1

средний

2

3

2

3

удовлетворительный

5

4

4

4

неудовлетворительный

-

-

-

-

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

К концу учебного года все гимнастки экспериментальной группы выполнили разрядные нормативы: 5 - кандидата в мастера спорта, 3 – 1-й разряд и 8 гимнасток 2-й и 3-й разряды.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток разработана на основе систематизации и обобщения передового опыта спортивной практики, данных литературы, многолетних научных исследований, где управленческая деятельность и ее структура рассматриваются как единая система, включающая организацию и планирование тренировочного процесса, учет и контроль на различных этапах подготовки.

Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется неуклонным ростом сложности программы соревнований, требующей проявления больших объёмов и интенсивности тренировочной нагрузки на всех этапах подготовки. Особое внимание заслуживают этапы базовой предварительной (8-11 лет) и специализированной подготовки (11-13 лет), когда закладывается основа для будущих спортивных успехов.

Установлено, что в период 8; 11 и 13 лет наблюдается наиболее интенсивное физическое развитие с некоторым снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в 13 лет. Вместе с тем, возраст 8-11 лет является сенситивным периодом для развития практически всего спектра физических качеств. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между динамикой физического развития и темпами прироста основных физических качеств: наибольший прирост таких морфофункциональных показателей как масса и длина тела, сила кистей рук, ЧСС, АД в 8 и в 11 лет сопровождается наибольшим повышением уровня развития большинства физических качеств в этот же возрастной период.

В управлении учебно-тренировочным процессом важное место занимает планирование технической подготовки гимнасток. Наличие данных о тенденциях развития художественной гимнастики, определенных по фактору трудности композиций соревновательного многоборья сильнейших гимнасток мира и Казахстана позволяет создать модельные характеристики и на их основе подбирать методы и средства тренировки.

Основой управления учебно-тренировочным процессом гимнасток является педагогический контроль, благодаря которому можно определить правильность избранной системы тренировки, целесообразность принятых решений. В результате исследований разработана программа контрольно-переводных нормативов по годам обучения, с учетом возрастных и региональных особенностей, с соблюдением возрастной преемственности, позволяющая корректно и объективно определять в баллах индивидуальный уровень подготовленности гимнасток. Для скрининга динамики развития физических качеств разработана компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике», способствующая эффективному управлению учебно-тренировочным процессом гимнасток.

Оптимизация управления учебно-тренировочным процессом через систему тестирований с применением современных технических средств, позволяет оперативно получать объективную информацию для корректирующих воздействий процесса тренировки, способствует повышению исполнительского мастерства юных гимнасток.

Материалы исследований внедрены в систему многолетней подготовки гимнасток Республики Казахстан, в практику подготовки студентов, специализирующихся на кафедре гимнастики Казахской академии спорта и туризма, в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток.

Полученные данные предназначены для тренеров по художественной гимнастике, для студентов спортивных вузов, слушателей курсов подготовки и переподготовки кадров физического воспитания и могут быть использованы в смежных видах спорта, в массовых формах физической культуры.

Полученные результаты исследований дают основание сделать следующие выводы:

1 Правила соревнований по художественной гимнастике, требуют от гимнасток всех этапов подготовки многогранной технической подготовки, соревновательная программа перворазрядниц и КМС отличается от мастерской незначительной разницей элементов групп трудности движений тела и предмета. В свои композиции перспективные юные гимнастки нередко стали включать элементы высшей группы трудности движений телом стоимостью 1,0 балл, им разрешается заявлять максимальное количество трудности работы с предметом - 10,0 баллов.

С развитием художественной гимнастики меняется точка зрения на предмет определения ведущих физических качеств, обуславливающих успех в соревнованиях. В современной художественной гимнастике важными являются практически все физические качества, но до максимально возможного уровня следует развивать, прежде всего, гибкость, координационные способности, скоростно-силовые качества, общую выносливость независимо от этапов подготовки.

2 Физическое развитие гимнасток 7-13 лет происходит волнообразно, наиболее интенсивное развитие наблюдается в 8; 11 и 13 лет с некоторым снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы гимнасток в 13 лет.

Анализ морфологических показателей биоимпедансным методом показал, что относительная масса мышц гимнасток 10-13 лет практически не отличаются от данных гимнасток – участниц Олимпийских игр 1992 года: 45-48% против 46-50% и соответствуют норме высококвалифицированных лыжниц (47,2-48,2%). При этом отмечается выше нормы масса жировой ткани, что скорее связано с возрастными особенностями. Доминанта ассиметрии не оказывает существенного влияния на количество мышечной массы нижних конечностей и не имеет влияния на количество мышечной массы рук. В то же время, ассиметрия рук и ног влияет на количество жирового компонента, в доминирующей конечности его меньше.

Установлено, что после 2-3 лет занятий художественной гимнастикой, в возрасте 8-9 лет, наблюдается наиболее интенсивное улучшение показателей всех исследуемых физических качеств по сравнению с другими изученными возрастными периодами, затем их прирост незначительный, а в отдельных случаях наблюдается регресс. В 11-12 лет динамика прироста показателей повышается и к 13 годам вновь снижается.

Систематические занятия спортом ускоряют темпы развития координационных способностей, скоростно-силовых качеств. Смещение критического периода развития этих качеств на более ранний срок, мы связываем, прежде всего, со спецификой данного вида спорта.

Сравнение динамики физического развития и темпов прироста основных физических качеств показало тесную взаимосвязь между ними: наибольший прирост таких морфофункциональных показателей как масса и длина тела, сила кистей рук, ЧСС, АД в 8 и в 11 лет сопровождается большей динамикой прироста большинства физических качеств в этот же возрастной период.

3 Сравнительный анализ формирования структуры физических способностей гимнасток показал, что для каждого возрастного периода характерен свой уровень развития физических качеств. Поэтому программа тестирования была сформирована для 4-х групп: группы начальной подготовки 2-го года обучения, учебно-тренировочных групп (УТГ) 1-го и 2-го; УТГ 3-го и УТГ 4-го и 5-го года обучения.

Переводные нормативы, отражающие количественные и качественные показатели, составленные с учетом возрастных особенностей развития физических качеств и требований Правил соревнований, позволяют корректно оценивать уровень физической подготовленности гимнасток, обеспечивая взаимосвязь результатов по этапам подготовки. Модель уровня развития физических качеств гимнасток соответствует уровню 8-10 баллов.

Компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике», позволяет проводить скрининг индивидуального уровня физической подготовленности с возможностью последующего архивного сохранения данных для анализа динамики показателей и оперативной коррекции процесса тренировки.

4 Оперативный контроль сердечного ритма в процессе тренировки является эффективным средством управления тренировочными нагрузками. При планировании раздела технической подготовки с предметом в недельном микроцикле необходимо учитывать, что все виды соревновательного многоборья оказывают существенное влияние на механизмы адаптации юного организма. Характер напряжения адаптационных процессов во время выполнения соревновательных упражнений зависит не только от их структуры, но и подготовленности и индивидуальных особенностей спортсменок. При этом следует обратить внимание на напряжение механизмов адаптации юных гимнасток при выполнении упражнений на развитие гибкости, которую чаще всего нужно развивать до предела.

5 Разработанная педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом рассматривается как система, предусматривающая последовательные и взаимосвязанные действия, включающие организацию и планирование тренировочного процесса, учет и контроль на различных этапах подготовки.

6 Применение научно обоснованной экспериментальной программы, разработанной с учетом возможностей и оптимума развития организма детей, особенностей становления спортивного мастерства и преемственности этапов подготовки с применением методики комплексного развития двигательных способностей и мультимедийных компьютерных технологий способствует повышению эффективности управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток.


Практические рекомендации


1 Педагогическая технология управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток должна ориентироваться на научно обоснованные модели соревновательной деятельности, общей и специальной физической подготовленности и предусматривает разработку программы процесса тренировки, отвечающей условиям преемственности, репрезентативности и возможности ее реализации.

2 Учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе данных особенностей возрастного развития, индивидуальных возможностей и особенностей становления спортивного мастерства. Наиболее благоприятным периодом физического развития и физической подготовленности является возраст 8 и 11 лет. На этапе предварительной базовой подготовки приоритетным должно быть развитие гибкости, силы, скорости и скоростно-силовых качеств; на этапе специализированной подготовки – равномерное развитие всех качеств, с акцентом на функцию равновесия, координации и скоростно-силовых качеств. Гимнастки всех возрастов должны иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности.

3 Величину и специфичность тренировочной нагрузки, подбор средств и методов спортивной тренировки следует определять в соответствии с требованиями модельных характеристик структуры соревновательных композиций по фактору трудности, показателей физического развития и физической подготовленности гимнасток.

4 Контроль за ходом реализации тренировочного процесса рекомендуется проводить с помощью компьютерной программы «Педагогический контроль в художественной гимнастике», которая позволяет проводить скрининг индивидуального уровня физической подготовленности с возможностью последующего архивного сохранения данных для анализа динамики показателей. При этом следует ориентироваться на модельные показатели.

Программа тестирований включает 16 тестов для гимнасток групп начальной подготовки 2-го года обучения; 27 тестов - для гимнасток учебно-тренировочных групп (УТГ) 1-го и 2-го годов обучения; 25 тестов - для гимнасток УТГ-3-го года обучения и 36 тестов (из них мы рекомендуем 23 обязательных) - для гимнасток УТГ-4-го и 5-го годов обучения. При проведении контрольно-переводных соревнований количество тестов и условия выполнения упражнений тренер может определить самостоятельно, в зависимости от задач подготовки.

4 Текущее планирование программы тренировки, предопределяющее подготовку к конкретным соревнованиям необходимо проводить согласно следующим положениям:

- в подготовке юных гимнасток хореография должна играть первостепенную роль, этому способствует рациональное использование в недельном микроцикле (не менее 2-3-х раз в неделю каждого средства) экзерсисов у опоры, на середине и партерных комплексов СФП с элементами хореографии.

- в партерных комплексах СФП следует использовать различные предметы, что способствует не только лучшему освоению элементов, но и повышает эмоциональность и интерес к занятиям.

- предметную подготовку следует проводить по циклам, в зависимости от этапа подготовки. Упражнения желательно выполнять в виде специальной разминки с предметами, выполняемые по типу уроков ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.

- при планировании раздела технической подготовки с предметом в недельном микроцикле необходимо учитывать, что все виды соревновательного многоборья оказывают существенное влияние на механизмы адаптации юного организма, но наиболее интенсивными для 9-10 и 11-13-летних гимнасток являются упражнения со скакалкой, обручем и мячом.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
788.1kb.
4 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.