Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

В третьем разделе «Особенности соревновательной и тренировочной деятельности на современном этапе развития художественной гимнастики» представлен анализ особенностей прогресса гимнастики на современном этапе ее развития в мире и в Республике Казахстан; результаты исследований уровня здоровья гимнасток в конце первого олимпийского цикла (2004 год); результаты педагогических наблюдений и анкетирования.

Видеоанализ структуры соревновательных композиций высококвалифицированных и юных гимнасток в зависимости от эволюции требований Правил соревнований по художественной гимнастике выявил следующие закономерности:

1 Основная тенденция, заслуживающая особого внимания и изучения – постоянный и закономерный рост сложности всех соревновательных видов многоборья, как взрослых, так и юных гимнасток. Прогресс художественной гимнастики связан с ростом трудности движений телом, к которым относятся изолированные элементы и соединения 2-3-х элементов, выполняемые параллельно с предметом, использование которого должно быть непрерывным и разнообразным.

2 Развитие сложности происходит наиболее интенсивно последние 10 лет. В своих выступлениях сильнейшие гимнастки демонстрируют неограниченные возможности человека.

3 Значительно повысилось спортивно-техническое и исполнительское мастерство мировой гимнастической элиты. Сегодня выигрывает только та гимнастка, которая демонстрирует максимальную амплитуду движений, сложность, риск, оригинальность, выразительность при высокой скорости исполнения соревновательной композиции. Такое под силу только спортсменкам экстра-класса, имеющим талант от природы.

4 Изменилась стоимость элементов движений телом, более конкретизированы и систематизированы бонусы за работу предметом.

5 Соревновательная программа перворазрядниц и КМС отличается от мастерской незначительной разницей элементов групп «трудности» движений тела и предмета.

6 В свои композиции перспективные юные гимнастки нередко включают элементы высшей группы трудности «J», стоимостью 1,0 балл. Соотношение элементов различной трудности развивается в пользу элементов групп «F» и «G», элементы группы «A» гимнастки используют для получения бонуса за работу с предметом. Элементы группы «В», «C» и «D» используют в основном гимнастки среднего звена или младшие юниорки.

7 Значительно увеличился объем работы с предметом. Если по Правилам 2003 года максимальное количество баллов, которое гимнастка могла заявить на соревнования, составляло 6,0 баллов, то в настоящее время юниоркам наравне с взрослыми гимнастками разрешается заявлять максимальное количество - 10,0 баллов. Много элементов пришло из жонглирования, методика которых требует специальных знаний.

8 В тренировочном процессе увеличился объем специальной физической и технической подготовки.

Как видно из анализа художественная гимнастика нового столетия сделала колоссальный шаг вперед по сложности, притом, что длительность композиций осталась прежней - 1,5 минуты.

Наличие данных о структуре соревновательных композиций по фактору трудности сильнейших гимнасток мира и Казахстана позволяет создать модельные характеристики и на их основе подбирать методы и средства тренировки, планировать техническую подготовку гимнасток.

Усложнение соревновательной программы требует адекватного организационного и методического научного подхода к тренировочному процессу. Игнорирование этого требования отрицательно влияет на уровень здоровья гимнасток, особенно юных. Форсирование подготовки в погоне за высокими результатами ведет к травмам и функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата, психологическим срывам еще не окрепшего организма детей, что снижает возможности и интерес к занятиям художественной гимнастикой. Поэтому содержание видов соревновательного многоборья и программа подготовки должны соответствовать индивидуальным возможностям гимнастки.

Анализ литературы, педагогические наблюдения за учебно-тренировочным и соревновательным процессом, анкетирование позволили определить структуру и содержание многолетней подготовки спортсменок в художественной гимнастике.

В последнее время наблюдается снижение нижней границы начала занятий художественной гимнастикой при одновременном росте спортивного стажа гимнасток, что требует от них, прежде всего, хорошего здоровья, а значит правильной организации и методики тренировочного процесса с первых шагов в мир художественной гимнастики.

Согласно программам соревнований от гимнасток, даже начинающих, требуется высокий уровень технического мастерства. В течение 1-2-х лет занятий они осваивают не только упражнение без предмета, но и с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Первые значимые успехи гимнасток приходятся на 9-10 лет, когда выявляются наиболее перспективные и одаренные гимнастки.

Для объективизации методики педагогического контроля как основы управления тренировочным процессом спортсменов с помощью анкетного опроса нами были определены структура и значимость средств подготовки. По-мнению специалистов в области художественной гимнастики соревновательные достижения гимнасток зависят в первую очередь от уровня двигательно-координационных возможностей спортсменок, а именно: уровня развития физических качеств, технической и хореографической подготовки. Далее по значимости идут психологическая подготовка: морально-нравственная и волевая; затем тактическая: оригинальность композиции, музыкальность, выразительность движений, внешность гимнастки.

В современной художественной гимнастике важными являются практически все физические качества, что подтверждается данными литературы. Вместе с тем, с развитием художественной гимнастики меняется точка зрения на предмет определения ведущих физических качеств. По мнению тренеров и гимнасток до максимально возможного уровня следует развивать гибкость, скоростно-силовые и координационные способности, специальную выносливость независимо от периода обучения занимающихся.

Ранжирование ответов гимнасток и тренеров по значимости предложенных средств (упражнения специальной физической подготовки, хореографии, танцевальные комбинации, упражнения с предметами), применяемых в учебно-тренировочном процессе, показало, что 42,9% высококвалифицированных гимнасток по значимости ставят на первое место упражнения хореографии и упражнения с предметами. На третье место 14,3% спортсменок ставят общую и специальную физическую подготовку, далее следуют танцевальные упражнения.

Наиболее важными средствами для юных гимнасток, влияющими на соревновательный результат, по-мнению 60% тренеров, являются комплексы СФП и хореографии. При этом высококвалифицированные тренеры, работающие с гимнастками - членами молодежной и основного состава сборной РК, указывают на недостаточную хореографическую подготовку юных гимнасток, поэтому, по их мнению, хореография должна играть первостепенную роль в их подготовке. На третье место 33% тренеров ставят предметную подготовку, далее – акробатическую.

Педагогические наблюдения показали, что тренеры в своей практике используют отдельные приемы базовой психологической подготовки и тактики выступлений юных гимнасток, но хаотично. При этом большинство тренеров испытывают недостаток в информации о психологической и тактической подготовке в художественной гимнастике на современном этапе.

Таким образом, необходимость многогранной технической подготовки на всех уровнях требует постоянного поиска новых, более современных и эффективных подходов к организации и содержанию тренировочного процесса гимнасток.



В четвертом разделе «Системный подход в управлении учебно-тренировочным процессом юных гимнасток» представлен аналитический материал многолетних экспериментальных исследований, отражающий основные аспекты организации и содержания учебно-тренировочного процесса юных гимнасток, занимающихся на базе спортивного клуба Казахской академии спорта и туризма.

Методы комплексного контроля за состоянием физической и технической подготовленности, систематически применяемые в ходе исследований с параллельным изучением функциональной реакции сердечно-сосудистой системы гимнасток на физическую нагрузку разной направленности непосредственно в ходе тренировочного занятия позволили совершенствовать содержание учебно-тренировочного процесса.

Одновременно изучали особенности физического развития и основные показатели уровня здоровья действующих юных гимнасток различных регионов Казахстана и состав тела участниц эксперимента.

В результате исследований установлено, что физическое развитие гимнасток 7-13 лет носит поступательный характер (таблица 1; 2).


Таблица 1 - Средние данные морфофункциональных показателей гимнасток 7-13 лет


Возраст, лет

n

Масса тела, кг

Длина тела, см

ЖЕЛ, мл

Сила кисти, кг

правая

левая



S



S



S



S



S

7

33

20,4

2,2

119,5

4,2

1231,0

339,2

7,1

2,1

7,1

1,9

8

59

22,1

1,8

124,7

7,0

1283,3

230,8

10,0

3,7

8,7

3,6

9

52

24,4

2,53

129,6

5,2

1394,6

276,0

11,0

3,8

11,0

3,9

10

46

26,6

5,6

134,4

6,8

1516,7

363,1

11,8

3,6

10,9

2,9

11

39

31,6

4,4

143,5

6,9

1884,6

506,6

14

4,0

13,7

5,2

12

43

32,4

3,6

146,1

5,4

1905

451,1

14,9

4,1

13,8

4,2

13

37

38,9

4,7

154,6

6,1

2162,5

415,1

20,2

4,9

18,4

4,4

Таблица 2 - Средние данные функциональных показателей гимнасток 7-13 лет




Возраст, лет

n

ЧСС, уд/мин

АД систолическое, мм.рт.ст.

АД диастолическое

мм.рт.ст.





S



S



S

7

33

81,4

8,62

92,9

14,8

58,6

6,4

8

59

75,8

8,8

96,1

11,0

60,1

4,5

9

52

78,3

6,27

95,5

7,05

60,3

3,1

10

46

78,5

9,6

95,1

10,8

58,5

6,7

11

39

76,7

5,3

99,3

9,0

62,7

6,9

12

43

73,9

6,3

102,5

6,7

61,7

3,7

13

37

70,8

7,5

101,7

7,8

62,0

3,9

В предпубертатный период у 8-летних детей, по сравнению с 9-летними, наблюдается больший темп прироста всех показателей, кроме ЖЕЛ. Так, длина тела выросла у 8-летних на 4,8%, тогда как у 9-летних гимнасток на 3,2%. Сила кисти соответственно на 40,8% и 10,0% (рисунок 1).



Рисунок 1 - Динамика средних прироста морфологических характеристик гимнасток 7-13 лет (n=309), %


Наблюдается улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: ЧСС уменьшилась на 6,9% против 3,3%; АД увеличилось на 3,4%, тогда как у 9-летних уменьшилось на 0,6% (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика средних прироста показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем гимнасток 7-13 лет (n=309), %


В 10 лет динамика несколько повышается и в 11 лет наблюдается наибольший прирост всех функциональных показателей: если у 10-летних гимнасток рост увеличился на 5,0%, у 11-летних - на 6,2%, ЖЕЛ увеличилась соответственно на 9,1% и 17,9%, АД – на 4,4%, тогда как у к 10 годам этот показатель уменьшился на 3,0%. Сила кистей правой и левой рук у 11-летних гимнасток увеличилась на 18,6 и 25,7%, у 10-летних – на 7,3; показатели левой руки уменьшились на 0,9%. После уменьшения динамики в 12 лет, прирост показателей в 13 лет вновь возрастает, наибольший скачек наблюдается в показателях силы кистей правой и левой рук соответственно на 35,6 и 33,3%. Вместе с тем, если в 12 лет показатели АД увеличились на 3,2%, то в 13 лет они снизились на 0,8%.

Во всех возрастных группах динамика массы тела гимнасток значительно выше их ростовых показателей, но в пубертатный период эта разница значительная: при увеличении роста на 6,2% и 5,1% в 11 и 13 лет масса тела возросла соответственно на 15,0% и 16,1%.

При переводе результатов в индексы, как наиболее точного интегрального показателя физического развития или функционального здоровья, мы получили следующие результаты. У 8-летних гимнасток наблюдается снижение процента лиц со средними показателями за счет их соответствия высокой зоне. Так, если в 7 лет в высокой зоне находилось 12,1%, то в 8 лет - 21%. Высок процент лиц, попавших в низкий и ниже среднего уровень по показателям ЖИ среди 9 и 13-летних гимнасток: 33,3 и 42,3% соответственно.

Фактором благополучия оказался кардиологический индекс (КИ), характеризующий аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья. По показателям КИ больше всех гимнасток соответствовало высокой зоне в 8 лет: 63,6%, у 12-летних по сравнению с 11-летними гимнастками этот показатель резко снижается соответственно с 54 до 23%.

У гимнасток всех возрастных групп довольно низкий уровень силы кисти. В средней зоне процент лиц варьирует с 7,1 до 15,8%. Только у 13-летних спортсменок отмечается больший процент лиц, попавших в выше среднего и высокую зону – 53%, несколько ниже эта цифра у 12-летних гимнасток – 42,8%, что указывает на недостатки содержания программы подготовки гимнасток и необходимость целенаправленного развития силы кистей рук.

Таким образом, физическое развитие юных гимнасток происходит волнообразно, что соответствует данным литературы, наиболее интенсивное развитие наблюдается в 8; 11 и 13 лет с некоторым снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в 13 лет.

Анализ данных состава тела гимнасток, тренирующихся в КазАСТ, показал, что масса мышц гимнасток 10-13 лет практически не отличается от данных гимнасток – участниц Олимпийских игр 1992 года: 45-48% против 46-50% и соответствуют норме высококвалифицированных лыжниц: 47,2-48,2%. Вместе с тем масса жировой ткани перспективных по внешним данным гимнасток 10-13 лет соответствует нормам гимнасток 1972 года [W.E. Sinnung, 1972]: 15,2 и 15,9 % против 15,5%. Однако, отмечается превышение этого показателя у большинства гимнасток, что скорее связано с возрастными особенностями. Асимметрия рук и ног влияет на количество жирового компонента, в доминирующей конечности его меньше.

При составлении программы тренировки учитывали сенситивные периоды развития физических качеств, установленные в результате тестирования в течение шести лет стабильного состава участниц эксперимента. Установлено, что после 2-3 лет занятий художественной гимнастикой, в возрасте 8-9 лет, наблюдается наиболее интенсивное улучшение показателей всех исследуемых физических качеств по сравнению с другими изученными возрастными периодами, затем происходит их незначительный прирост, а в отдельных случаях регресс. В 11-12 лет динамика прироста показателей повышается, а к 13 годам вновь ухудшается.

При этом систематические занятия спортом ускоряют темпы развития координации, скоростно-силовых качеств. Смещение критического периода развития этих качеств на более ранний срок, мы связываем, прежде всего, со спецификой данного вида спорта.

Сравнение динамики физического развития и темпов прироста основных физических качеств показало тесную взаимосвязь между ними: наибольший прирост таких морфофункциональных показателей как масса и длина тела, сила кистей рук, ЧСС, АД в 8 и в 11 лет сопровождается скачком большинства физических качеств в этот же возрастной период.

Отсутствие единых контрольно-переводных нормативов в республике побудило провести тестирование общей и специальной физической подготовленности ведущих гимнасток 7-13 лет шести регионов Республики Казахстан. Программа тестирований, рекомендованная Л.А. Карпенко, В.А. Сивицким [2003], включала 6 блоков из 45 тестов по определению скоростно-силовых (6 тестов) и скоростных (7) способностей; координации и ловкости (4); равновесия и вестибулярной устойчивости (5); пассивной и активной гибкости (14); силы различных мышечных групп (9).

Сравнительный анализ формирования структуры физических способностей гимнасток показал, что для каждого возрастного периода характерен свой уровень развития физических качеств. Поэтому программа переводных нормативов была сформирована для группы начальной подготовки, учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го (УТГ-1 и 2); УТГ-3-го и УТГ-4-го и 5 годов обучения.

Корреляционный анализ позволил выделить наиболее информативные, надежные и весомые для определенного возраста тесты и ранжировать их по этапам подготовки с учетом сенситивных периодов развития физических качеств исследуемых. Тестовые задания были проверены на валидность опытными специалистами в области художественной гимнастики. В результате ряд контрольных упражнений был исключен либо изменен в зависимости от их трудности и информативности для конкретного этапа подготовки. Фрагмент программы тестирования гибкости при переводе в группу УТГ 1-го и 2-го годов обучения представлен в таблице 3 .
Таблица 3 - Программа тестирования гимнасток при переводе в группу УТГ

1-го и 2-го годов обучения



Описание норматива



Результат

высокий

средний

удовлетв.

неудовл.

баллы

10

9

8

7

6

5

4

3

Оценка пассивной и активной гибкости (подвижности в суставах)

наклон вперед стоя на гимнастической скамейке, см

24-25

22-

23


20-

21


18-19

16-17

14-15

12-13

10-11

«мост» из положения стойка ноги врозь, руки вверх, держать 3 с, см

Зах-ват голе-ней

Кисти касают-ся пяток

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

Программа контрольно-переводных нормативов включает 16 тестов для гимнасток групп начальной подготовки 2-го года обучения, 27 тестов - для гимнасток учебно-тренировочных групп (УТГ) 1-го и 2-го годов обучения, 25 тестов - для гимнасток УТГ 3-го года обучения и 36 тестов (из них мы рекомендуем 23 обязательных) - для гимнасток УТГ 4-го и 5-го годов обучения. При проведении контрольно-переводных соревнований количество тестов и условия выполнения упражнений тренер может определить самостоятельно, в зависимости от задач подготовки.

Для каждого этапа подготовки рассчитаны оценочные шкалы по четырем уровням показателей: высокий (9-10 баллов), средний (7-8 балла), удовлетворительный (5-6 баллов) и неудовлетворительный (3-4 балла). Для объективной оценки результатов тестирования мы предлагаем учитывать качество (артистичность) выполнения упражнений, когда за явные ошибки результат понижается на 0,5 балла, при этом нужно оценивать только тесты, выполненные на «4»и «5».

Рассчитан интегральный уровень подготовленности, который определяется по средней сумме баллов, набранных по результатам тестируемых упражнений. В качестве модельных нами определены результаты, соответствующие уровню 8-10 баллов, поскольку его показали ведущие гимнастки республики, входящие в первую восьмерку лидеров.

Для оперативной коррекции процесса тренировки нами разработана и внедрена в процесс подготовки гимнасток компьютерная программа «Педагогический контроль в художественной гимнастике», которая позволяет проводить скрининг индивидуального уровня физической подготовленности и весо-ростовых показателей с возможностью последующего архивного сохранения данных для анализа их динамики.

Эффективность программы тестирований была проверена в течение двух учебных лет в ходе естественного эксперимента на гимнастках начальной и базовой подготовки. Выявлено, что с ростом спортивной квалификации растет значимость качественной оценки тестов, особенно с 12-летнего возраста, когда у большинства гимнасток уровень развития физических качеств высок.

Результаты корреляционного анализа показали, что для каждого возраста соответствует определенный набор физических качеств, имеющих наибольшую степень влияния на соревновательный результат гимнасток. На этапе предварительной базовой подготовки приоритетным должно быть развитие гибкости, силы, скорости и скоростно-силовых качеств; на этапе специализированной подготовки – равномерное развитие всех качеств, с акцентом на функцию равновесия, координационные способности и скоростно-силовые качества. Гимнастки всех возрастов должны иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности.

В научно-методической литературе имеется ограниченное количество работ, связанных с педагогическим процессом непосредственной подготовки к соревнованиям. В частности, не освещен вопрос об уровне и структуре тренировочной и соревновательной нагрузки юных гимнасток. С этой целью нами изучена реакция организма гимнасток 9-10 и 11-13 лет (по 4 человека в группе) на нагрузку в разных частях тренировочного занятия в соревновательном периоде подготовки.

Для определения характера изменения функциональных показателей во время работы над соревновательными композициями в качестве физической нагрузки гимнастки выполняли один из видов многоборья в целом по следующей схеме: из трех раз второй - через 15-20 минут после первого «прогона», третий – через 2 минуты. Согласно Правилам соревнований по художественной гимнастике время выполнения одного упражнения у гимнасток 9-10-лет составляет 86-89 секунд и у 11-13 лет – 88-90 секунд. До и после выполнения контрольной нагрузки у гимнасток определяли ЧСС и задержку дыхания (проба Штанге). Всего было сделано по 20 и 30 измерений каждого упражнения соответственно в 1 и 2 группах с использованием кардиотестера швейцарской фирмы «Polar» и электронного тонометра.

В результате исследований установлено, что изменения средних показателей сердечно-дыхательной системы на физическую нагрузку в различных фрагментах учебно-тренировочной работы имеют волнообразный характер, при этом динамика старших гимнасток по сравнению с младшей группой несколько выше. По показателям пульса рабочий режим – аэробный.

Среднегрупповые показатели пульса в исследуемых разделах тренировки находятся в разных зонах интенсивности: 9-10-летних – от умеренной (разминка, растяжка, махи) до средней (прыжки, предметная подготовка), у 11-13-летних от малой (растяжка) до большой (прыжки).

ЧСС во время разминки, махов и прыжков выше у 11-13-летних гимнасток: соответственно 154,3 против 143 уд/мин; 148,7 против 141,2; 172,2 против 156,9 уд/мин. Однако во время растяжки этот показатель в старшей группе повышается на 31,9%, а в младшей - на 47,7% (рисунок 3).

Судя по приросту ЧСС (по сравнению с пульсом до тренировки) наиболее интенсивными разделами являются, в порядке убывания, у младших гимнасток прыжки, предметная подготовка, разминка: 73,1; 72,2; 58,8%. У представительниц старшей группы наиболее напряженными являются прыжки, разминка, предметная подготовка: 88,4; 67,8; 67,3% (таблица 4).

1 – до тренировки, 2 – разминка, 3- «растяжка», 4- махи, 5 –прыжки, 6 – предметная подготовка

Рисунок 3 – Динамика средних от исходных показателей ЧСС гимнасток 9-13 лет во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса (n=8)
Таким образом, физическая нагрузка во время выполнения упражнений высокой интенсивности, координационной сложности и вызывающих боль (при растяжке) оказывают большее воздействие на состояние сердечно-сосудистой системы гимнасток 9-10 лет.

Проведенные исследования продолжительности задержки дыхания позволили судить о способности гимнасток переносить гипоксические состояния. Среднегрупповые показатели пробы в покое укладываются в норму: 27,6 с – у 9-10-летних и 28,3 с - у 11-13-летних (при норме 15-55 с) (таблица 4).


Таблица 4 – Динамика прироста средних от исходных показателей ЧСС и задержки дыхания юных гимнасток в процессе тренировки (n=8), %


Показатели

Возраст, лет

Фрагменты учебно-тренировочной работы

разминка

«растяжка»

махи

прыжки

предметная подготовка

ЧСС, уд/мин

9-10

58,8

47,7

56,9

73,1

72,2

11-13

67,8

31,9

61,3

88,4

67,3

задержка дыхания, с

9-10

50,7

39,8

53,6

55,1

51,1

11-13

56,5

36,0

42,7

61,8

53,7

В процессе тренировки показатели изменяются в зависимости от нагрузочной стоимости фрагментов тренировки. Так на дыхательную систему юных гимнасток 9-10 и 11-13 лет большее влияние оказывают все исследуемые разделы тренировки с большей динамикой у 11-13-летних гимнасток. Показатели от исходного снизились после разминки соответственно на 50,7 и 56,5% с, после прыжков на середине: на 55,1 и 61,8% и после предметной подготовки: на 51,1 и 53,7%. В исследуемых группах во время растяжки наблюдался незначительный прирост показателя в обеих группах.

Артериальное давление (АД) по результатам исследований изменяется также волнообразно, здесь прослеживается дифференциация признаков: более низкие показатели в младшей группе (рисунок 4).

1 – до тренировки, 2 – разминка, 3- «растяжка», 4- махи, 5 –прыжки, 6 – предметная подготовка

Рисунок 4 – Динамика средних от исходных показателей АД систолического гимнасток во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса
АД систолическое и диастолическое у гимнасток 9-10 лет после разминки (более интенсивного фрагмента тренировки) и после растяжки (менее динамичной части) отличается незначительно: 119,9 и 118,0; 68,4 и 67,0 соответственно. Тогда как у 11-13-летних АД систолическое понизилось со 136,9 до 123 мм.рт.ст., при этом нижний показатель увеличился с 76,8 до 78,4 мм.рт.ст. (рисунок 5)

1 – до тренировки, 2 – разминка, 3- «растяжка», 4- махи, 5 –прыжки, 6 – предметная подготовка

Рисунок 5 – Динамика средних от исходных показателей АД диастолического гимнасток во время различных фрагментов учебно-тренировочного процесса

Таким образом, характер функциональных сдвигов после различных фрагментов тренировки носит волнообразный характер, что указывает на адекватное изменение исследуемых показателей задаваемой в процессе учебно-тренировочных занятий физической нагрузки: ее ступенчетообразное повышение, с чередованием больших нагрузок с малыми и средними. При этом следует обратить внимание на напряжение механизмов адаптации юных гимнасток при выполнении упражнений на развитие гибкости, которые чаще всего нужно выполнять до предела.

Что касается специфики адаптационных реакций организма гимнасток после выполнения соревновательной композиции, то данные исследований показали, что она характеризуется высокой интенсивностью, в большинстве случаев анаэробной направленности. Средние показатели ЧСС в группе 9-10-летних гимнасток больше в упражнении со скакалкой, без предмета и обруче, где пульс соответствует зоне максимальной интенсивности. Частота пульса в упражнении с мячом и булавами соответствует зоне большой интенсивности (таблица 5).
Таблица 5 – Динамика средних прироста ЧСС и задержки дыхания у гимнасток 9-10 лет после выполнения упражнений соревновательного многоборья (n=4)

Вид многоборья



Статистические оценки

до


после


прирост, %


колебания максимальных показателей ЧСС



S



S

ЧСС, уд/мин

скакалка

143,4

21,6

187,2

3,2

30,5

175-190

обруч

138,9

19,2

180,7

3,7

30,1

185-196

мяч

136,2

27,0

177,3

17,2

30,2

184-191

булавы

142,5

10,5

173,0

17,3

21,4

184-187

без предмета

140,3

20,1

181,6

27,3

29,4

187-191

Задержка дыхания, с

скакалка

14,1

2,4

4,7

1,5

66,7

2-5

обруч

16,6

5,8

5,9

2,7

63,8

2-3

мяч

14,1

4,1

6,7

1,3

52,5

2-4

булавы

11,5

4,9

4,5

1,6

60,9

4-7

без предмета

17,7

3,4

7,2

1,7

59,3

3-7

Динамика прироста ЧСС несколько иная: наибольший прирост наблюдается после выполнения упражнения со скакалкой – 30,5%, далее с обручем – 30,1, с мячом – 30,2% и без предмета – 24,9%, затем в булавах – 21,4%.

ЧСС у гимнасток 11-13 лет после контрольной нагрузки была большей в упражнении со скакалкой - 185,5 уд/мин, далее по рангу в упражнении с обручем - 183,0; мячом - 181,9 (зона максимальной интенсивности) и булавами - 177,7 уд/мин (зона большой интенсивности). При этом ЧСС высококвалифицированных юных гимнасток 11-13 лет к концу упражнения со скакалкой в отдельных случаях достигала 196-202 уд/мин, после упражнения с обручем - 194-203, мяча – 188-203, булав – 190-195 уд/мин (таблица 6).
Таблица 6 – Динамика средних прироста ЧСС и задержки дыхания гимнасток 11-13 лет после выполнения упражнений соревновательного многоборья (n=8)

Вид многоборья



Статистические оценки

до

после

прирост, %


колебания максимальных показателей ЧСС



S



S

ЧСС, уд/мин

скакалка

136,6

14,5

185,5

14,7

38,0

196-202

обруч

139,1

19,5

183,0

21,4

31,5

194-203

мяч

133,6

23,4

181,9

17,9

34,8

188-203

булавы

143,2

20,1

177,7

16,1

24,0

190-195

Задержка дыхания, с

скакалка

13,8

5,0

4,7

2,4

65,9

3-4

обруч

14,1

5,7

4,4

8,6

68,8

2-3

мяч

15,3

4,7

4,9

1,7

67,3

2-4

булавы

13,4

5,4

5,4

0,9

59,7

3-4

Таким образом, наиболее интенсивными для 9-10 и 11-13-летних гимнасток являются упражнения со скакалкой, обручем и мячом.

При планировании раздела технической подготовки с предметом в недельном микроцикле необходимо учитывать, что все виды соревновательного многоборья оказывают существенное влияние на механизмы адаптации юного организма. При этом характер напряжения адаптационных процессов во время выполнения соревновательных упражнений зависит не только от их структуры, но и подготовленности и индивидуальных особенностей спортсменок.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
788.1kb.
4 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.