Главная
страница 1
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

__________________ К.С. Фарино

«_19_» _____мая_______ 2010 г.


Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета Допризывная и медицинская подготовка в 2010/2011 учебном году»
На изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» отводится следующее количество часов:

Компоненты учебного предмета

Количество часов

В неделю

(по классам)



Учебно-полевой сбор

Медицинская практика

X

XI

Допризывная подготовка

1

1

30



Медицинская подготовка

1

1



30

При организации и проведении уроков по допризывной и медицинской подготовке необходимо руководствоваться:



программой для общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения «Допризывная и медицинская подготовка. X–XI классы» (Минск: НИО, 2009);

приказом Министра образования от 27 марта 1998 г. № 171 «О допризывной подготовке учащейся молодежи»;

общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;

положением о центре допризывной подготовки, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 120.

При подготовке к урокам по учебному предмету может быть использовано примерное календарно-тематическое планирование, размещенное на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Факультативные занятия проводятся по программам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь (опубликованы в сборниках программ факультативных занятий (НИО, 2009), а также размещены на сайте Национального института образования).

Национальным институтом образования разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий. Они включают: программу, учебно-методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся.

УМК для проведения факультативных занятий:

Х–ХІ классы – «Школа защитника Отечества»;

Х–ХІ классы – «Медицина экстремальных ситуаций».

Данные материалы размещены на сайте НИО.

Особенности преподавания учебного предмета

При изучении темы «Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам» необходимо использовать следующие нормативные правовые документы:

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390);

Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XII «Об обороне» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 28, с внесением дополнений и изменений от 10 мая 2007 г. № 227-З;

Закон Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. № 135-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О Вооруженных Силах Республики Беларусь”»;

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 229-З т – новая редакция Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;

Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. № 1939-XII «О статусе военнослужащих» с изменениями и дополнениями от 25 марта 1993 г. № 2262-XII; от 22 марта 1995 г. № 3685-XII.

Содержание отдельных документов в полном объеме представлено на сайте Министерства обороны Республики Беларусь (www.mod.mil.by; www.deti.mil.by).

При изучении разделов: «Героизм и мужество белорусского народа» и «Вооруженные Силы Республики Беларусь» необходимо использовать материалы учебного пособия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», материалы местных и школьных музеев боевой славы о подвиге земляков, проявленном при защите Отечества.

При изучении темы «История и современность белорусской армии» раздела «Вооруженные Силы Республики Беларусь» необходимо использовать материал книги Л.С.Мальцева «Вооруженные Силы Республики Беларусь. История и современность».

При изучении общего устройства и принципа работы автомата АК-74 можно пользоваться плакатами для автомата АКМ с учетом конструктивных особенностей автомата АК-74 (наличие дульного тормоза-компенсатора).

Для изучения темы «Выживание и деятельность в экстремальных условиях» целесообразно использовать материал из цикла статей О.Тупика «Школа выживания», опубликованных в журнале «Армия».

При изучении раздела «Военная политика Республики Беларусь» рекомендуем использовать материалы статей Л.С.Мальцева, опубликованных в журнале «Армия» (№ 6, специальный выпуск за 2002 г., № 4, 5 за 2003 г.) и И.Саблина «Под запретом и на войне» (газета «Во славу Родины» от 16.04.2004).

В целях ознакомления с военными специальностями и военной техникой больше внимания следует уделять проведению экскурсий с учащимися (в воинских частях для ознакомления с размещением и жизнью личного состава, вооружением и военной техникой), выступлению офицеров и курсантов. Управлениям (отделам) образования гор(рай)исполкомов совместно с воинскими частями необходимо разработать графики посещения воинских частей учащимися общеобразовательных учреждений.

Знания, получаемые девушками по медицинской подготовке (раздел «Основы лекарственной помощи»), целесообразно интегрировать со знаниями, полученными ими на занятиях по биологии («Человек и его здоровье»), химии.

Ведение школьной документации (классный журнал, дневники и тетради учащихся) осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.

Проведение учебно-полевого сбора и медицинской практики

5-дневный учебно-полевой сбор с юношами X класса проводится на базе оборонно-спортивных оздоровительных или спортивно-патриотических лагерей, учебных центров или воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь по окончании учебного года.

Порядок проведения учебно-полевого сбора в общеобразовательных учреждениях районов (городов) при отсутствии необходимой учебно-материальной базы устанавливается органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей.

При проведении занятий № 9–11 по уставам Вооруженных Сил Республики Беларусь целесообразно использовать возможности воинской части. Время посещения воинской части определяется руководителями общеобразовательных учреждений совместно с органами управления образованием на местах по согласованию с военными комиссариатами, начальниками гарнизонов и командирами воинских частей.

5-дневные практические занятия по медицинской подготовке с девушками проводятся на базе лечебных учреждений. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в общеобразовательных учреждениях.

Порядок и сроки проведения медицинской практики определяются решением местных исполнительных и распорядительных органов по предложению отделов (управлений) образования рай(гор)исполкомов и согласованию с руководством общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения.

Темы занятий и количество часов, проведенных на учебно-полевом сборе с юношами и на медицинской практике с девушками, заносятся в классный журнал.

По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляется отметка в классный журнал.

Итоговая отметка за X класс выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).

Решение о переводе учащихся Х классов принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики).

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по допризывной и медицинской подготовке

Оценка результатов учебной деятельности учащихся на уроках осуществляется в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. №674.

Изучение основ медицинских знаний и овладение практическими навыками младшего медицинского персонала не являются основанием для присвоения учащимся квалификации медицинского работника и не предоставляет право самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности по окончании изучения данного учебного предмета.

Внеклассная работа

Система патриотического воспитания может быть дополнена деятельностью общественных объединений БРСМ и БРПО при подготовке и проведении военно-патриотических игр «Орленок» и «Зарница», других мероприятий патриотической направленности.

Целесообразным является включение в программу районных спартакиад соревнований по стрельбе из пневматического и малокалиберного оружия.

Необходимо активизировать совместную лекторскую и практическую работу с военными комиссариатами, воинскими частями и организациями, со специалистами здравоохранения, валеологами, психологами по пропаганде здорового образа жизни.

В соответствии с п.23 приказа Министерства обороны от 3 января 2006 г. № 1 «Об утверждении инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах» органы военного управления могут оказывать содействие и помощь учреждениям образования, отделам областных, районных, городских исполнительных комитетов, инструкторам молодежных общественных объединений в организации работы спортивно-патриотических лагерей для допризывной молодежи, проведении походов молодежи по местам боевой славы, а также в организации учебно-полевых сборов с допризывной молодежью. Решение о сотрудничестве принимается отделами (управлениями) образования районных (городских) исполнительных комитетов.

Особое внимание следует уделить работе с допризывниками. Деятельность по изучению личности допризывников должна осуществляться с участием педагогов-психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторов, учителей физической культуры. Личные карточки допризывников оформляет учитель допризывной подготовки в сотрудничестве с учителем физической культуры и здоровья, классным руководителем.




Повышение профессионального роста учителей

допризывной и медицинской подготовки

На заседаниях методических объединений учителей допризывной и медицинской подготовки должны быть рассмотрены следующие вопросы:



  • использование современных технологий при проведении учебных занятий;

  • внеклассная работа по предмету как средство воспитания патриотизма, моральных качеств и идеологической убежденности молодежи;

  • роль факультативных занятий в повышении уровня знаний по предмету;

  • самообразование как форма повышения профессиональной компетенции учителя.

В предстоящем учебном году запланировано проведение республиканского семинара для учителей медицинской подготовки «Использование информационных технологий в целях интенсификации образовательного процесса».

Перечень рекомендуемых учебников, учебных, учебно-методических пособий

Классы

Название

Издатель-ство

Год издания

Х–ХI

Варламов В.Б. Допризывная подготовка

Адукацыя і выхаванне

2006

Х–ХI

Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний

Ураджай

2000

Х–ХI

Борщевская Е.В. Медицинская подготовка старшеклассников (пособие для учителей)

Адукацыя і выхаванне

2007

Х–ХI

Варламов В.Б. Допризывная подготовка (учебное пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования)

Адукацыя і выхаванне

2007

Х–ХI

Журавков М.А. Проведение учебно-полевых сборов с учащимися (методические рекомендации)

Адукацыя і выхаванне

2001

Х–ХI

Комплект плакатов по допризывной подготовке (пособие для учителей)

Сэр-Вит

2010

В ходе подготовки и проведения уроков возможно также использовать материалы, публикуемые на страницах журнала «Армия» под рубрикой «В помощь допризывной подготовке», газеты «Во славу Родины», а также размещенные на официальных сайтах:

Министерства образования Республики Беларусь: www.minedu.unibel.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Министерства обороны Республики Беларусь: www.mod.mil.by; www.deti.mil.by.



Адукацыйны партал www.adu.by




Смотрите также:
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
232.74kb.
1 стр.
Методическое письмо «О развитии воспитания в системе образования области в 2012-2013 учебном году»
365.96kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о пользовании учебной мебелью
396.08kb.
1 стр.
О первичных учетных документах, подтверждающих совершение хозяйственной операции письмо высшего хозяйственного суда республики беларусь
38.92kb.
1 стр.
Аддзел адукацыi отдел образования
54.95kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «Обновление содержания дошкольного образования в контексте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
461.09kb.
2 стр.
Постановление Министерства экономики республики беларусь, министерства финансов республики беларусь и министерства архитектуры и строительства республики беларусь 5 ноября 2010 г. N 162/131/37
531.97kb.
3 стр.
М. Э. Чесновский 2009 г
66.49kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
578.81kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо " Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году"
360.08kb.
1 стр.
Методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
116.28kb.
1 стр.