Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

В производстве отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Мурманской области находится уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, сообщили корреспонденту "Интерфакс" в СУ СК при прокуратуре РФ по Мурманской области. 30 августа 2009 года двое сотрудников патрульно-постовой службы, будучи при исполнении своих должностных обязанностей, незаконно задержали гражданина и попытались привлечь мужчину к административной ответственности за появление в общественном месте в пьяном виде. Однако в медицинском вытрезвителе задержанного не приняли в связи с тем, что он оказался трезв. Затем милиционеры доставили гражданина в ОВД по Ленинскому округу Мурманска. Там они незаконно применили к потерпевшему физическое насилие, сопряженное с совершением действий, явно выходящих за пределы их должностных полномочий (избили в туалете дежурной части), которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.


В Мурманской области избиение милиционерами задержанного сняли на ВИДЕО

публикация: 31 декабря 2009 г.

Российских милиционеров в очередной раз уличили в избиении задержанного. В Сеть попал видеоролик, на котором сотрудники УВД города Апатиты Мурманской области зверски избивают задержанного мужчину. На пленке, снятой одной из камер наружного наблюдения, видно, как двое сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) вытаскивают из служебной машины мужчину и сразу наносят ему несколько ударов.

После обнародования видео Следственный комитет провел служебную проверку, сообщает "Вести.ru". Как было установлено, видеозапись сделана одной из уличных камер, установленных на здании Апатитского УВД.

Как сообщил начальник ОСБ УВД Мурманской области Михаил Пшеничный, двое сотрудников ППС, замешанные в скандале, служили в органах внутренних дел не менее пяти лет. По словам Пшеничного, установлено, что первоначальное задержание было правомерным, так как мужчина совершил административное правонарушение – появился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, распивал спиртные напитки и оказал сопротивление сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей.

Как отметил начальник ОСБ УВД, сотрудники милиции действовали не в рамках закона. По словам Михаила Пшеничного, милиционеры уже уволены со службы за дискредитацию органов внутренних дел. Как подчеркнул глава ОСБ, если будет принято решение о возбуждении уголовного дела, виновные понесут предусмотренную законом ответственность.

Как, в свою очередь, рассказала старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Мурманской области Наталия Тростина, по факту избиения проводится процессуальная проверка, выявляются все обстоятельства совершённого преступления.

По словам Тростиной, максимальный срок наказания за преступление - до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Во вновь ремонтируемых ИВС стала возрождаться практика так называемых «стаканов» - камер, не имеющих освещения размерами, не намного превышающими размеры человека, которые предназначены для ожидания доставленными своей очереди на прохождения процедуры оформления в ИВС.

Осужденный Иванов, а также и ОНК Мурманской области, в ответ на свои неоднократные обращения не смогли получить в ИВС ОВД г. Оленегорска справку (выписку) о том, что он находился в указанном ИВС в определенный период в связи с его участием в следственных действиях. Не помогли и неоднократные обращения в прокуратуру. Официальные лица ссылались на то, что «запрашиваемая информация содержится в служебных документах, имеющих в соответствии с приказом МВД РФ № 140 ДСП от 07.03.2006, ограничительный гриф «Для служебного пользования» в связи с чем в ее предоставлении Вам отказано правомерно».
1.2.3. Примеры издевательств и пыток в учреждения Федеральной службы исполнения наказаний

В ИК – 18 одно из помещений, не содержащее какой – либо мебели и иных предметов, использовалось, со слов заключенных, в качестве так называемого «стакана», куда человек мог быть произвольно помещен на многие часы.

В октябре 2009 г. в правозащитные организации в числе прочих поступило сообщение, от матери осужденного И.Н. о том, что он был избит в ИК-23 другими осужденными. При этом женщина высказала предположение об угрозе жизни человека и о том, что произошло это с ведома администрации ИК-23, или по прямому указанию. Она также сообщила о том, что несколько дней она вела переговоры с адвокатом. По его словам администрация колонии не допускала адвоката к осужденному для осуществления своих профессиональных обязанностей по защите человека.

Общественная наблюдательная комиссия Мурманской области несколько раз встречалась с осужденным, были направлены заявления в прокуратуру и УФСИН МО о недопущении оставления И.Н. в опасности и о возможности применения к нему программы защиты свидетеля, в том числе путем перевода в другое ИУ.

На встрече членов ОНК МО с И.Н. в конце декабря 2009 г. в обстановке, когда сотрудники колонии могли видеть, но исключалась возможность слышать беседу с осужденным, И.Н. заявил, что администрация колонии предприняла, на его взгляд, адекватные меры по обеспечению его безопасности.

В ИК - 23 из ИК-17 весной 2009 г. без объяснения причин был переведен осужденный Р. В ИК-17 родственники Р. произвели ремонт помещений на значительную сумму. В этой колонии за весь срок содержания у Р. практически не имелось правонарушений. После перевода он практически постоянно находится в строгих условиях отбывания наказания, как предполагает Р. и его родственники, из-за того, что они открыто возмущаются необоснованным переводом Р. и отказываются снова вносить деньги «на нужды колонии».

В ИК-18 в безопасные условия содержания (БМ) в одиночную камеру на месяц в ноябре 2009 г. был переведен осужденный С. Как пояснил С. ОНК, вызвавшей его на беседу, он не знает причин, по которым его перевели в БМ. В ответ на просьбу ОНК назвать причины его размещения в БМ, сотрудники колонии пояснили, что это произошло «по ошибке». С. в этот же день был переведен обратно в отряд.

16.11.09 во время проверки администрацией колонии осужденный Г. в присутствии других осужденных пожаловался на то, что из помещения, где они содержаться, вовремя не выносится накопившийся бытовой мусор. В ответ, как предполагает осужденный - в отместку, администрацией на него было наложено взыскание, за то, что якобы в момент проверки Г. находился в постели, чем «нарушил распорядок дня». Другие осужденные устно, а трое – письменно, подтвердили показания Г. о том, что он на момент проверки соблюдал распорядок дня.

Осужденные А., Г., Ш., и др. (ИК-23); К, С, Н. и др. (ИК- 17), М., Т. (ИК-18); О (ИК-20) со слов матери) А.О., (заявляли о том, что в колониях не всегда принимаются жалобы. А по тем жалобам, которые приняты, у осужденных не остается документа, подтверждающего факт ее принятия: администрации колоний не выдают копии или исходящего номера принятого документа. ОНК нашла подтверждение этого факта, в частности, в ИК-24 на примере осужденного А.

В ШИЗО КП-24 на момент посещения ОНК 25.10.09 была водворена Т.Л., находящаяся на 24-25-й неделе беременности. Как пояснили сотрудники учреждения, в ШИЗО она помещена за то, что при возвращении из больницы у нее в чайнике была обнаружена сим-карта. Т.Л. заявила членам комиссии (как ранее заявляла сотрудникам КП), что к размещению сим-карты в чайнике она отношения не имеет.

Член комиссии И.В. Пайкачёва разъяснила Т.Л., что та вправе обжаловать наложенное взыскание, а также она сама или в ее интересах ОНК в связи с поздним сроком беременности Т.Л. обратиться к начальнику колонии с просьбой перевести ее в общежитие колонии. Т.Л. заявила, что не будет этого делать, поскольку предполагает осложнение своего положения, если начнет жаловаться, и опасается, что к этому приведет даже состоявшаяся беседа с членами ОНК. Когда И.В. Пайкачёва разъяснила Т.Л., что та вправе разговаривать с ней вне пределов слышимости сотрудников, в разговор вмешался сотрудник КП-24 Попов, заявивший, что член ОНК не вправе этого делать.

На момент посещения КП-24 при проверке женского общежития ОНК застала осужденную М. в ее комнате в слезах. М. пояснила, что со вчерашнего вечера сильно страдает от зубной боли, с утра 7-го ноября она обратилась к доктору Торпову по поводу острой зубной боли. Ей стоматологическая помощь оказана не была, доктор Торпов выдал обезболивающие таблетки, которые ей не помогли. Ее соседки по комнате подтвердили, что М. претерпевает страдания от зубной боли весь день.

Начальник КП-24 Ю.В. Першин, в сопровождении которого работала ОНК, пояснил, что в отсутствие в колонии стоматолога помощь М. смогут оказать только 9-го (в понедельник). Пообещал немедленно вызвать Торпова и постараться облегчить состояние больной.

Осужденные Л., П., инфицированные ВИЧ (ИК-23) пожаловались на то, что анализы на уровень ВИЧ им не проводились более года.

Осужденные К. (ИК-17), В. (ИК-23) пожаловались, на то, что летом 2009 г. (июнь, июль) было прекращено обязательное лечение, назначенное им в связи с инфицированием ВИЧ. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других колониях. Как поясняли начальники медсанчасти колоний и Центра СПИД это было связано с отсутствием в регионе необходимых лекарственных препаратов. Соответствующее лечение в колониях региона было возобновлено только в сентябре, октябре 2009 г.

Осужденные О. и К. (ИК-20), пожаловались на то, что стоматологическая помощь, в том числе и удаление зубов, в медсанчасти колонии им оказывалась без анестезии.

Осужденный Г. (ИК-17) пожаловался на то, что у него в декабре 2009 г. не состоялось краткосрочное свидание (КС), поскольку сотрудник колонии сообщила ему, что на свидание никто не пришел. В то же, примерно, время та же сотрудница сообщила жене Г, что именно он не пришел на свидание, что повлекло фактически отмену КС. При проверке ОНК этой информации она нашла свое подтверждение.

От осужденных, содержащихся в ИК-17 и их родственников в 2009 г. неоднократно поступали жалобы на грубость со стороны нескольких сотрудников пункта приема – выдачи передач. К тому же после проверки продуктов, передаваемых осужденным, они часто оказывались перемешанными, например, чай вместе с сахаром и т.д.

Сотрудники пункта приема – выдачи передач и организации свиданий ИК-17.

Право на экологическую безопасность


Незаконно продлен срок использования атомного реактора Кольской АЭС.

РАЗДЕЛ 5. ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП И НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ


Положение национальных меньшинств

Не учтено предложение Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области, избранного съездом саамов Мурманской области, о включении их представителей в соответствии со ст.8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» в совет при Правительстве Мурманской области.

Не учтено предложение Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области о формировании рабочих органов Совета при Мурманской областной Думе.

Не учтено предложение Первого Съезда саамов Мурманской области и Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области о признании всей территории Мурманской областной исконной территорией проживания саамов.

Не учтено предложение Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области о создании в городе Мурманске саамского национально-культурного центра.

Отсутствие Реестра саамов Мурманской области, территорий традиционного природопользования, определенных законом Мурманской области, нормативно определенного механизма получения и распределения квот на вылов рыбы и порядка расчетов за рыбу, добытую за счет квот, приводит к массовым нарушениям прав коренного малочисленного народа Мурманской области саами.



Положение пожилых


Постоянно поступают жалобы на действия риэлторов, в результате которых люди остаются бездомными. Среди них большинство составляют пожилые граждане и выпускники детских домов. Предполагаем, что в ряде случаев имел место сговор риэлторов и коррумпированных чиновников.

Положение военнослужащих срочной службы


принудительное направление призывников в военкоматы и в войска

Призывной комиссией г. Мурманска А. Я. была присвоена категория годности к военной службе А1 и было предписано явиться для отправки в войска. Это решение было незаконным, поскольку ранее призывная комиссия направила А. Я. на дополнительное медицинское обследование с диагнозом пиелонефрит. По результатам обследования этот диагноз был подтвержден, о чем был составлен соответствующий акт. Однако этот документ был проигнорирован Елисеевым В.И., врачом-терапевтом военного комиссариата г. Мурманска (врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу). После обжалования решения призывной комиссии г. Мурманска в призывную комиссию Мурманской области и в суд, А. Я.по состоянию здоровья была присвоена категория годности к военной службе В. А. Я. направил в суд еще одно заявление, в котором требовал возмещение морального вреда, причиненного ему действиями (бездействием) врача Елисеева.



Положение душевнобольных

принудительной госпитализации подвергся О.И.



РАЗДЕЛ 6. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ


Из общего количества в шестьсот пятьдесят общественных организаций, зарегистрированных в области, только 90 участвовали в совместной деятельности общественных организаций в рамках областного общественного собрания. Только 10 из них позиционировали себя как правозащитные.

Основные правозащитные организации, направления их деятельности:

1. "Мой дом" – Осуществление реформы ЖКХ в интересах абсолютного большинства граждан. Жилищное просвещение. Защита прав потребителей в жилищной сфере. Возглавляется грамотным и активным сутяжником.

2. "Мурман ЮРО", МРОО – Защита интересов малоимущих граждан. Правозащитная деятельность. Просветительская деятельность в области права, организована в 2006 г. Мало известна.

3. "Союз Комитетов солдатских матерей России" – Защита прав призывников и военнослужащих срочной службы, а также членов их семей.

4. "Центр защиты прав и свобод" – Правовое просвещение, правовая поддержка малоимущих граждан, инвалидов, ветеранов труда и военных действий, организована в 2006 г. Ориентируется на работу с региональной властью.

5. Мурманская городская общественная организация «Кризисный центр социально-психологической помощи и правовой поддержки жертв трэффика «Алла» – Психологическая реабилитация женщин – жертв насилия; социально-психологическое просвещение населения; оказание своевременной психологической и юридической помощи. Активно работает с населением и находит общий язык с властями различных уровней.

6. Мурманская городская общественная организация «Союз-Чернобыль» – Содействие реализации законодательства по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Мало известна.

7. Мурманское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Изучение исторических событий периода существования советского государства, сохранение памяти и распространений знаний об этом, защита прав человека в настоящем. Существует за счёт добровольных взносов членов организации.

8. Общественная региональная организация «Кольская ассоциация женщин-юристов» – Защита и мониторинг соблюдения прав человека; просвещение в области прав человека, деятельности Европейского Суда по правам человека; содействие развитию институтов гражданского общества. Существует за счёт грантов и добровольных взносов членов организации. Направила своего представителя, а также представителя благотворительной организации «Друзья осужденных» в Общественную наблюдательную комиссию Мурманской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

9. Региональная общественная организация «Дети Чернобыля» – Защита прав и интересов граждан и их потомков, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникающих вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подвергшихся другим радиационным воздействиям; активно работает, защищая интересы своих членов.

10. «Мурманский областной комитет солдатских матерей». Защита прав призывников, альтернативно и военнослужащих. Активно работает. Финансируется за счёт добровольных взносов.

11. Хибинское общество Мемориал. Хорошо известно в городах Кировске и Апатитах, где осуществляет свою деятельность.
Специальные государственные органы, обеспечивающие защиту прав человека, и опыт их взаимодействия с правозащитными организациями:

Прокуратура Мурманской области. Уклоняется от планирования совместной работы с ОНК Мурманской области.

При УВД области создан Общественный Совет. Заседания Совета проходят один раз в год.

При УФСИН области создан Общественный Совет. УФСИН работает с подконтрольными организациями, исключив в 2009 г. из состава совета члена ОНК.

Комиссия по вопросам помилования. В состав входят представители правозащитных организаций.

Комиссия по правам человека и восстановлению прав жертв политических репрессий. Дистанцируется от работы с правозащитными организациями, в частности, от взаимодействия с ОНК Мурманской области.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Оценка деятельности правозащитного сообщества региона за год и произошедшие в нем изменения; Ряд правозащитных организаций объединили усилия, работая, практически, в региональной коалиции «Мурманский региональный Правозащитный Совет»: Мурманский областной комитет солдатских матерей, Мурманский и Кировско-Апатитский Мемориалы, Кольская ассоциация женщин-юристов, ХБО «Друзья осужденных», РОО «Дети Чернобыля»,они активно сотрудничают с экологами: «Беллона», «Природа и молодежь», с Гуманистическим движением молодежи», а также с кризисным центром «Алла», с саамскими организациями. Стремятся предоставлять возможность получения низкопороговой оперативной квалифицированной правовой защиты для маргинальных групп населения Мурманской области. Работают в сфере правового просвещения граждан. В 2009 году ими был организован ряд семинаров по подготовке общественных инспекторов по контролю за обеспечением прав человека, а также по подготовке тренеров Школ прав человека.
Факты преследований правозащитников и правозащитных организаций в связи с их общественной деятельностью; активист Дмитрий Киреев обвинен в убийстве мэра г. Кандалакша, после прохождения психиатрической экспертизы в институте им. Сербского, помещен в Мурманскую областную психиатрическую больницу. По мнению ряда мурманских активистов Киреев мог быть «назначен» убийцей мэра. Во всяком случае, фактом является то, что прямых доказательств его причастности к убийству нет, бюджет города Кандалакши, который не утверждала его глава, был подписан через три дня после ее убийства. К тому же Киреев является человеком одиноким, не имеющим родственников.
Перспективы развития правозащитного движения в регионе.

Региональный Правозащитный Совет планирует привлекать новых членов, как организации, так и правозащитников.

Продолжится работа Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Мурманской области. Достигнута предварительная договоренность с УФСИН по Мурманской области о проведении ряда семинаров и практических курсов повышения квалификации членов комиссии, а также потенциальных членов ОНК, по работе с учреждениями УИС, а также об участии членов ОНК в подготовке и проведении учебных занятий по правам человека в Учебном центре УФСИН.

Члены ОНК Мурманской области вошли в состав Ассоциации независимых общественных наблюдателей Росси и Баренцева Евро-арктического региона.

В 2010 г. запланирован ряд просветительских и образовательных мероприятий в сфере прав человека.

Представители коренного малочисленного народа Мурманской области – саамы планируют создать Саамский Парламент.

Данный доклад будет направлен Уполномоченному по правам человека в РФ, Общественную Палату РФ и Мурманской области, в органы власти, опубликован и распространен на сайтах нескольких правозащитных организаций как в России, так и за рубежом.

РАЗДЕЛ 7. РЕКОМЕНДАЦИИ

Изменения в региональном законодательстве


Принятие закона о региональном уполномоченном по правам человека.

Включение в региональную программу по борьбе с бедностью жестких сроков принятия Правительством Мурманской области нормативного акта, который должен устанавливать величину прожиточного минимума на предстоящий квартал.

Принятие региональных нормативных актов, регулирующих порядок участия уполномоченных представителей коренного малочисленного народа России в Мурманской области – саами в решениях органов власти и местного самоуправления, и гарантирующих участие народа России саами в проведении экологической и этнологической экспертизы.

Создание Реестра саамов Мурманской области, а также Реестра общин коренных малочисленных народов, созданных на территории Мурманской области. Обеспечить доступность указанных реестров для уполномоченных представителей народа саами.

Законодательное признание всей территории Мурманской области территорией исконного/традиционного проживания народа саами, принятие закона о территориях традиционного природопользования, о механизме компенсации за причиненный ущерб, в связи с использованием таких территорий и других нпа, защищающих права саами, как права человека.

Изменения практики государственных органов


Избрание Уполномоченного по правам человека в Мурманской области.

Исключение из кадрового состава государственных органов структур, имитирующих и «заорганизовывающих» деятельность гражданского общества.

Внесение в практику работы ежегодное планирование совместной деятельности государственных органов и представителей организаций, представляющих институты гражданского общества региона и призванных в соответствии с законом или уставом взаимодействовать с государственными органами.

Включение в состав рабочих органов государственных структур, обеспечивающих защиту прав человека, представителей правозащитных организаций.

Предоставление ОНК МО информации о всех местах принудительного содержания в Мурманской области, в том числе расположенных в ЗАТО.

Изменения в государственных контрольных механизмах


Необходимо в контролирующие органы, такие как Счётная палата МО, назначать руководителями представителей оппозиционных партий. В различные комиссии, такие как по борьбе с коррупцией так же привлекать оппозиционеров и независимые НКО.

Оказывать организационную и материальную поддержку (помещение, оборудование рабочих мест, транспорт, связь) деятельности общественной наблюдательной комиссии Мурманской области по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.



Предоставление ОНК МО информации о всех местах принудительного содержания в Мурманской области, в том числе расположенных в ЗАТО.

Изменения в общественной правозащитной деятельности


НКО необходимо развивать институты гражданского общества, участвовать в решениях, принимаемых властью, предоставлять возможность получения низкопороговой оперативной квалифицированной правовой защиты для маргинальных групп населения Мурманской области.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Доклад о положении с правами человека
897.64kb.
8 стр.
Доклад о положении с правами человека
756.62kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека
1007.45kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека в Республике Мордовия за 2004 год
355.21kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека
767.03kb.
4 стр.
Доклад о положении с правами человека
1586.22kb.
7 стр.
Доклад о положении с правами
818.07kb.
4 стр.
Доклад о положении с правами
1661.18kb.
9 стр.
Доклад о положении с правами человека
696.5kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека в Липецкой области за 2009 г
458.75kb.
3 стр.
Доклад о положении с правами человека в Воронежской области в 2005 году
1206.87kb.
11 стр.
Доклады Госдепартамента Political Asylum Research and Documentation Service (pards) llc
42.37kb.
1 стр.