Главная
страница 1


Автор: учитель русского языка и литературы школы № 71

Васильева Анна Викторовна




СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Сопоставительный анализ

рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и

«Колымских рассказов» В.Шаламова

2 урока
11 класс
Цели урока:

Систематизация полученных знаний о рассказах А.Солженицына и В.Шаламова. Развитие навыков письменной речи.

Воспитание у учащихся уважения к человеку, человеческому достоинству.

Задачи уроков:


  1. Определить своеобразие творческих позиций авторов, переживших ужасы сталинских лагерей.

  2. Создать примерный план сочинения.

  3. Определить значимость произведений этих авторов для современного читателя ( в д/з)

Ход урока: ( в процессе урока учащиеся работают с индивидуальными карточками: приложениями 1 и 2. Приложение 2 помогает учащимся расширить словарный запас, более точно формулировать мысль. Приложение 1 заполняется в процессе работы на уроке)

Александр Галич «Облака». Аудиозапись.

Вы услышали запись песни А Галича «Облака». Написана она в 60-е годы человеком, не прошедшим ужасы сталинских лагерей, как Шаламов и Солженицын. Но этот человек был заключенным в своей стране. Он писал и пел о том, о чем старались молчать. Он - поэт, певец - был исключен из ССП, он не мог печататься, а, значит, он не мог говорить Правду, он не мог говорить то, что думает.

Сегодня мы можем слушать песни Галича, прочитали рассказа С. И Ш. Каждый из них несет своему читателю что-то свое.

Нам сегодня предстоит сравнить произведения двух авторов, чтобы глубже прочувствовать опыт своего народа и позицию каждого автора.

Нам предстоит сегодня создать план сочинения. Часть работы - самостоятельно, дома.

В.Шаламов и А.Солженицын познакомились в редакции «Нового мира» в 1962 году. Все сближало их - и лагерная судьба, и глубокое понимание причин тотального насилия, и яростная непримиримость к нему.

Между ними завязалась переписка 1962 - 1966 года. Эти письма - воспоминания о зоне, размышления о творчестве.

1. Что объединяет этих двух авторов? Что перекликается в их произведениях?

Как описывают они лагерную жизнь?

Что представляет из себя лагерная жизнь? В чем она заключается?

Шаламов: принудительный, непосильный труд по 14 часов. Унижение человека. Отработанный людской материал выбрасывается как «человеческий шлак». («Одиночный замер», «Заговор юристов»)

страшный быт: постоянные изнуряющие морозы, блатные, захватившие лучшие места, вши, от которых шевелятся вещи

отношение к еде как к священнодействию («Ночью», «Сгущенное молоко») цитата о хлебе из рассказа «Ночью» (Ш.)

о том как ест хлеб Шухов



Солженицын: описание одного дня

Вспомним события этого дня, которые делают его «счастливым». -«почти счастливый день..»

Вспомнить и назвать счастливые события дня Шухова, простого советского зека?

- замешкался на подъеме - в карцер не посадили, бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать, в обед удалось «закосить» кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие 5 дней будут «сытыми» бригадники, нашел кусок ножовки, забыл про нее, но на «шмоне» не попался, подработал вечером у Цезаря, потом табачку купил. И не заболел, перемогся.

Жизнь в неотапливаемых бараках, куда приносят щепочки.

Работа в 40 градусные морозы.

Ожидание бурана как избавления.

Баланда в столовой.

Украденные всегда граммы хлеба.

«Ну уж если ты видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна...Со своей стороны, я давно решил, что всю мою оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде.» Шаламов - письмо Солженицыну, 1962

Только ли лагерем ограничивается для Ш. И С. Жизнь, не подчиняющаяся человеческим законам?

Шаламов: «Апостол Павел» дочь, предавшая отца, потому что она поставлена в такие нечеловеческие условия, что , по-видимому, другого выхода у нее нет. Она тоже живет по законам волчьей стаи.

Солженицын:.

В зоне крестьянин Шухов С 1932 года в лагере Тюрин

Кавторанг, С 1931 Куземин

Баптист Алешка,

Узник Бухенвальда Сенька Клевшин

Кинорежиссер

Начальник Фетюков

Девочки студентки

История Тюрина

Конвоиры

Никто в этом мире не защищен от этого. -

еще объединяет осознание того, что не на узком отгороженном проволокой пространстве течет такая жизнь. Вся страна лагерь, вся страна - зона.

Джордж Оруэлл «1984» Аудиозапись

Чем страшен мир тоталитаризма? Какую страшную особенность подмечает Оруэлл? Человек несвободен, человек никогда не принадлежит сам себе.



Итог

Государство, призванное охранять и оберегать своих граждан, создало им нечеловеческие условия существования.

Наверное, принципиально и для Шаламова и для Солженицына дать читателям ЗНАНИЕ об этом времени, от этой жизни.

Давление Лагеря на человека - его душу и его тело - непрерывно и смертельно. Всем укладом своим он стремится смять, растлить, высосать, обессмыслить существование, оставив людям только звериное цепляние за жизнь любой ценой.

Весь сюжет - это противопоставление Человека - Лагерю. Лагерь создан для убийства. Нацелен на погубление в человеке главного - его внутреннего мира: мысли совести, памяти.



Кто кого? Лагерь - Человека ? Человек - Лагерь? Многих, страшно многих лагерь перемолол, превратил в лагерную пыль
3. Что происходит с человеком в этих нечеловеческих условиях? Каким он становится? Чем отличаются герои Шаламова и герои Солженицына.

Шаламов: «Ночью» - преступившие нравственные границы люди, допускающие возможность мародерства. Сняли одежду с мертвеца. Душевное отупение.

«На представку» - не заметил, не почувствовал смерти товарища. Озабочен лишь тем, что надо искать нового напарника. Притупились чувства.

«Одиночный замер» - с полным безразличием относится к переменам в судьбе и даже к собственной смерти Полностью утрачена способность чувствовать. «Не было силы на чувство»

Т.О. Шаламов подчеркивает, что государство создавая нечеловеческие условия жизни калечит своего гражданина не только физически , но и нравственно, убивая человеческое в человеке.

Солженицын: Не рисует здесь ужасов озлобленности, не рисует судеб людей, поставленных на карту случайности, на игральную карту блатарей. В рассказе есть даже ситуация, когда возвращающиеся с работы зеки и конвоиры как бы заодно. Читатель не устрашается судьбой героя да и тех кто рядом с ним.

Что спасает в лагере?

У Солженицына труд спасает.

Попробовать объяснить это противоречие.

В Шухове сохранился еще народный «ген» трудолюбия, он не может работать спустя рукава, как и все поколения его предков - крестьян. Началась работа - и «как вымело все мысли из головы. Ни о чем Шухов сейчас не вспоминал и не Заботился, а только думал - как ему колена трубные составить и вывести, чтоб не дымило». В этой работе - противостояние лагерю.Но вопреки всему люди, живут, работают на совесть, умело и споро и этим тоже £' сопротивляются лагерной жизни. Не понимает поэтому Шухов Фетюкова, который не умеет и не хочет работать.

Выше всего остается законная гордость человека за дело которое им выполнено, как надлежит мастеру. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагерей никак его отучить не могут: всякую вещь и труд жалеет он, чтоб зря не гинули.»

Что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

Причастность к сообществу людей. Здесь бригада - аналог семьи в вольной жизни. Отец - бригадир. На чем держится авторитет бригадира - на справедливости, на человечности, на еде:«...сидит он второй срок, сын ГУЛАГА, лагерный обычай знает напрожег. Бригадир в с< лагере - это все: хороший бригадир тебе жизнь вторую даст, плохой бригадир в деревянный бушлат загонит... везде его бригадира застоит, грудь сильная у бригадира. Зато шевельнет бровью или пальцем покажет - беги, делай.»

А какой же человек может противостоять этому кошмару? Солженицын верит, что такой ,как Шухов.

Шухов прежде всего крестьянин, русский мужик. Ему свойственна рассудительная обстоятельность в делах и мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни, знает, что именно из них жизнь и состоит, его характер открывается в целой череде эпизодов: в санчасти присел на краешек стула, в отличие от Фетюкова стоит как бы безучастно рядом с курящим Цезарем, дожидаясь окурка, ловок и даже отходчив в работе на кладке стены, услужлив и расторопен в отношении к Цезарю, самостоятелен, расчетлив, цепок, предусмотрителен. Деликатный, услужливый, незлобивый, даже застенчивый.



Изначальное, народное,нравственное традиционное начала в душе и сознании русского человека сильнее всего другого.

Кто погибает в лагере?

Цитата Солженицына с.1



«...если в миске что осталось, не удержишься, начнешь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Куземина - старый был лагерный волк, сидел к 943 году уже 12 лет и своему пополнению, привезенному с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:

- Здесь, ребята, закон - тайга, Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит.» ПОГИБАЕТ ТОТ, КТО ПАДАЕТ ДУХОМ.

Кто становится рабом больной или голодной плоти, кто не в силах укрепить себя изнутри, устояв и перед искушением подбирать объедки, и перед немощью теле, надеющегося на исцеление, которое придет извне, А вернее всего погибает тот, кто нравственно падает ниже всех, кто губит свою душу, становясь доносчиком. «Те-то себя сберегают, думает Иван Денисович про себя. - Только береженье их - на чужой крови».

Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного, насильственного вымирания. Весь этот порядок антижизни можно условно назвать словом ЛАГЕРЬ. И ему противостоит ЧЕЛОВЕК. Если ему удается остаться нравственно свободным, он выстоит.

Весь день И. Д. идет через подлые искушения лагеря, которые могут быть сильнее или слабее его, но - неотступны. Через весь этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления Лагерю.

В ней побеждают И.Д., Кавторанг, каторжанин Х-123, Алешка-баптист , бригадир, помбригадира.

В лагере он не пропал именно потому, что отвлекается в труде, бывший плотник, теперь мастер-каменщик, он умеет шить, латать, он по-крестьянски основателен, осмотрителен, расторопен, немногословен.

Отстаивать свободу в каторжном лагере - значит, как можно меньше внутренне зависеть от его законов, от его режима, принадлежать себе.

«Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином.»

Поэтому ест Шухов медленно и вдумчиво. В этом тоже освобождение Человек может себя отстаивать во всем, в каждом движении. Лагерь повсюду отнимает у человека свободу жить для себя, быть собою. «Не подставляться» лагерю ни в чем и нигде - в этом тактика сопротивления.

Мы привыкли уважать в человеке не его самого, а то место, которое он занимает в жизни, уважать в нем ту пользу обществу, которую он приносит. Солженицын показал нам И.Д. в другой координате ценностей, где точкой отсчета является сам человек. Высшее его предназначение - пронести душу свою чистой.

Вывод.

Рассказы Шаламова дают нам ЗНАНИЕ, без которого мы не имеем права жить. Память сердца о судьбе своей нации, своего народа делает каждого из нас настоящим Человеком и Гражданином. Не ЗНАТЬ мы не имеем права.

Солженицын не только воссоздает страшные картины тех лет, но и говорит о том, что высшее предназначение человека - пронести свою душу чистой в любых обстоятельствах. Он уверен, что в сопротивлении обстоятельствам и проявляется высота человеческого духа. «Высшее предназначение на земле - быть Человеком».

Д/з : Представьте себе, что вам надо убедить в письме кого-либо из уважаемых художественных деятелей или чиновников в необходимости познакомить наших современников с произведениями Шаламова или рассказом Солженицына. Какое письмо вы напишете? Какие аргументы вы приведете, формулируя просьбу напечатать эти рассказы?

Приложение 1

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

План сочинения

I. Вступление.

II. Основная мысль

1. Что объединяет рассказы Шаламова и Солженицына?

А/ Как описывают они лагерную жизнь?

Б/ Только ли лагерем ограничивается жизнь, не подчиняющаяся человеческим законам?

Итог.

2. В чем точка зрения писателей расходится?

А/ Что происходит с человеком в этих нечеловеческих условиях?

Б/ Что помогает человеку' выстоять? Кто погибает в лагере?

Итог.

III. Вывод.

Чем обогащает нас прочтение рассказов Солженицына и Шаламова? Чему учат они нашего современника?


Приложение 2
Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь)

«Ночью»

(герои выкапывают труп)

Как можно назвать то, что они делают?

Зачем они это делают?

Почему для них это возможно?

«Сгущенное молоко» (Шестаков предлагает побег, герой, выпив сгущенку, отказывается)

Как, за счет чего живет Шестаков? Почему (предположительно) он предлагает побег?

Чего он добивается?

Почему его жизнь не меняется в худшую сторону после побега? Как можно охарактеризовать поступок Шестакова?



«Заклинатель змей»

(Платонов пересказывает романы блатным) Какие две перспективы существования в лагере были

у него?

Какими словами можно назвать то положение, кото­рое он для себя выбрал? Зачем он это делает?

«Шоковая терапия»

(Герой симулирует заболевание. Хирург и невропато­лог должны дать заключение) Почему хирург не разоблачает симулянта? С какой целью невропатолог разоблачает его? Зачем ему это надо?



«Апостол Павел»

Какие человеческие качества проявили герои рассказа, когда сожгли пришедшие в лагерь документы об отречении дочери от отца и ее письмо? Зачем они это делают?



В каких случаях тот или иной выбор можно понять, объяснить, оправдать, а когда нравственная позиция категорически неприемлема?

Что отличает Платонова («Заклинатель змей») от Шестако­ва («Сгущенное молоко»)?

Возможно ли в этих нечеловеческих условиях оставаться человеком?

кощунство мародерство осквернение могил бесчеловечный поступок провокация

любой иеной улучшить свое положение

переступить черту

перейти за грань человеческого

утрата человеческого достоинства

унижение

демонстрация собственного профессионализма

не интересует судьба другого человека

бесчувственность бессердечие

удалось сохранить человеческое

сострадание

сочувствие

утрачена способность к чувствам

переступивший нравственные границы

душевное отупение притупились чувства остался человеком безразличие



Смотрите также:
Рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов»
106.02kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе на тему: «А. И. Солженицын и его рассказ «Один день Ивана Денисовича»
61.12kb.
1 стр.
Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в контексте журнала
584.61kb.
3 стр.
Анна клевцова оркен жоямерген 50 лет назад опубликовали повесть Солженицына о гулаге
43.11kb.
1 стр.
Встреча с Наталией Солженицыной
35.67kb.
1 стр.
Один день Ивана Денисовича
1626.87kb.
10 стр.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
322.84kb.
1 стр.
Александр Исаевич Солженицын Один день Ивана Денисовича
1379.99kb.
9 стр.
Рассказа «Не стоит село без праведника». «Матрёнин двор»
26.89kb.
1 стр.
Конспекты занятий по темам «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»
145.73kb.
1 стр.
Наталья Солженицына в «Архипелаге» нет ни одного слова от меня
46.59kb.
1 стр.
"Романтический пафос ранних рассказов М. Горького /на примере композиции (архитектоники) рассказа "Старуха Изергиль"/"
67.13kb.
1 стр.