МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова»
ПРАВИЛА ПРИЕМА
для поступающих на основные образовательные
программы послевузовского профессионального
образования в 2013 году
Москва 2013
Общие положения
Правила приема составлены на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 12.08.1996 г. (ред. от 06.10.2011 г.);
– «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 814 от 27.03.1998 г.;
– Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.03.2011 № 1365;
– Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02. 2009 г. № 59;
– Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров во ВГИКе им. С.А. Герасимова утвержденное Ученым советом 20.06.2010 г.;
– Лицензия на право ведения образовательной деятельности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, ФГБОУ ВППО «ВГИК им. С.А. Герасимова», серия 90Л01, № 0000168 от 19.07.2012 г.;
– Устав ФГБОУ ВППО «ВГИК им. С.А. Герасимова»
В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (квалификацию специалиста или образовательную степень магистра). Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения за счет средств бюджета. Срок обучения по очной форме – 3 года, по заочной – 4 года.
В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме, срок подготовки не должен превышать 3 лет.
Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование(квалификацию специалиста или образовательную степень магистра). Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет и для подготовки кандидатской диссертации – на срок не более 3 лет. Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены на оставшееся время.
Докторанты и аспиранты, обучающиеся по очной форме за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере; иногородним предоставляется общежитие.
Обучение по программам послевузовского образования осуществляется по очной и заочной формам на бюджетной и на договорной основе с компенсацией затрат на обучение юридическими или физическими лицами. Граждане иностранных государств (включая граждан государств-участников СНГ), принимаются для обучения на основе международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации, а также по договорам, предусматривающим оплату стоимости подготовки.
Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний на бюджетной и договорной основах.
Количество бюджетных мест ежегодно утверждается Министерством культуры Российской Федерации.
Соискательство для написания кандидатской диссертации и сдачи кандидатских минимумов осуществляется на договорной основе.
Для проведения приема организуется приемная комиссия под председательством ректора. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, соответствующей научной специальности.
Прием заявлений и документов
Прием заявлений осуществляется в отделе аспирантуру в сроки:
– для поступающих в аспирантуру: с 3 мая по 27 июня;
– вступительные экзамены с 5 июля по 20 июля;
– для поступающих в докторантуру с 1 по 30 сентября;
– для соискателей, прикрепляющихся для написания кандидатской диссертации в течение года
Лица, поступающие в аспирантуру, докторантуру и прикрепляющиеся соискателями представляют следующие документы:
1.Реферат по предполагаемой теме диссертационного исследования (объем не более 15 страниц);
2.Автобиография в свободной форме;
3.Копия диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании с приложением;
4.2 фото размером 3Х4;
5.Список опубликованных научных работ (при наличии);
6.Заявление на имя ректора университета (по образцу);
7.Удостоверение о сдаче экзаменов кандидатского минимума (при наличии);
Документ, удостоверяющий личность, и диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании поступающие в аспирантуру представляют лично;
– поступающие в аспирантуру, докторантуру и на соискательство проходят собеседование с зав. кафедрой и предполагаемым научным руководителем (консультантом), который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию (в состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен).
Вступительные испытания
Вступительные экзамены в аспирантуру проводятся с 5 июля по 20 июля текущего учебного года. Расписание утверждается и вывешивается на сайте университета за 10 дней до начала экзаменов.
Поступающие в аспирантуру сдают вступительные испытания по следующим предметам:
1.Специальная дисциплина.
2. Философия.
3. Иностранный язык.
Примечания:
– пересдача вступительных экзаменов не допускается, сданные вступительные экзамены действительны в течение календарного года;
– лица, сдавшие кандидатские экзамены по иностранному языку и дисциплине научной специальности, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных испытаний;
– кандидатский экзамен по истории и философии науки не может быть засчитан в качестве вступительного экзамена по дисциплине «Философия» и засчитывается в процессе образовательной подготовки на 1 курсе;
– результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру;
– отдел аспирантуры предоставляет справку лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, для оформления отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.
Поступающие в докторантуру проходят обсуждение по тематике исследований на заседании профильной кафедры и представляют выписку из протокола заседания кафедры с рекомендацией для обучения в докторантуре и утвержденной темой исследования до 30 сентября 2013 г.
Зачисление
Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.
Решение о приеме или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.
Зачисление в докторантуру осуществляется приказом ректора на основании заключения соответствующей кафедры и решения Ученого совета с 1 октября текущего учебного года.
Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора на основе решения приемной комиссии.
Прикрепление соискателей производится приказом ректора на основании результатов положительной рецензии на реферат, собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем и заключения соответствующей кафедры, в течение всего года.
Зачисление на договорной основе проводится после оплаты обучения за первый семестр или учебный год (аспирантура, докторантура, соискательство).
Прием документов для поступления в аспирантуру, докторантуру и на соискательство осуществляется по адресу:
г.Москва, Дегтярный переулок, д.8, комн. 11.
Контактный телефон: 8(495) 699-50-73
e-mail: aspirantura_cm@mail.ru
сайт: www.vgik.info
Номенклатура специальностей научных работников в 2013 г.
Специальность
|
Кафедра по
профилю научной специальности
|
Кол-во
бюджетных
мест
очно/заочно
|
Зав. профильной
кафедрой
|
08.00.00 Экономические науки
|
|
08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством
(по отраслям и сферам деятельности в т.ч.:
экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
|
Продюсерского
мастерства
Экономики и
менеджмента
|
|
Сидоренко В.И. –
к.э.н., профессор;
Аль-Нсур Л.А. –
к.э.н., доцент
|
09.00.00 Философские науки
|
09.00.04
Эстетика
|
Эстетики, истории и теории культуры
|
|
Новиков А.В. –
д.филос. н., про
фессор
|
17.00.00 Искусствоведение
|
17.00.03
Кино-, теле- и другие экранные искусства
|
Киноведения;
эстетики, истории и теории культуры;
драматургии кино
|
|
Лазарук С.В. – к.
иск., профессор;
Новиков А.В. –
д.филос. н., про
фессор;
Арабов Ю.Н. -
профессор
|
24.00.00 Культурология
|
24.00.01
Теория и история культуры
|
эстетики, истории и теории культуры;
|
|
Новиков А.В. –
д.филос. н., про
фессор;
Пондопуло Г.К. -
филос. н., про
фессор;
|
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМИ ЭКЗАМЕНАМ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Вступительный реферат по специальности должен носить исследовательский характер. Объем 10-15 страниц текста, шрифт 14, интервал 1,5. Превышение объема не допускается. Реферат должен иметь сквозную нумерацию. Приложения не входят в объем вступительного реферата, но нумеруется по порядку. В тексте реферата должны быть ссылки на каждое приложение, таблицы, статистические материалы и монографические источники.
Для последовательного и логичного изложения материала вступительный реферат должен содержать тщательно продуманный план.
План включает в себя:
Введение.
Главы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Вступительный реферат должен содержать развернутое обоснование темы; обзор литературы по предмету с соответствующим обобщением и постановкой исследовательской задачи; исследовательскую часть – анализ фактического материала; заключение, суммирующее результаты анализа правильно оформленный научный аппарат. Названия параграфов должны отражать исследование той или иной составляющей или аспекта рассматриваемой проблемы. В конце каждой главы должны быть краткие выводы.
Как правило, первая глава содержит характеристику и анализ теоретических и дискуссионных проблем, вторая- анализ исторического опыта и практических разработок, третья- определение путей решения поставленных проблем.
В реферате автор должен обнаружить четкое понимание проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней, умение подбирать и анализировать фактический материал, умение сделать из него обоснованные выводы, наметить перспективу дальнейшего исследования.
Проверка реферата осуществляется заведующим кафедрой или предполагаемым научным руководителем. В случае получения положительной оценки соискатель допускается к сдаче экзамена по специальности.
О
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНЕМАТОГРАФИИ ИМ, С,А, ГЕРАСИМОВА»
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Реферат
для сдачи вступительного экзамена по специальной дисциплине
____________________________________________________
(название дисциплины)
Специальность: 09.00.04 – Эстетика
Подготовил: _______________________________________________
(Ф.И.О.)
Оценка: ____________ __________________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О. преподавателя)
“_____”__________20___г.
Зав. кафедрой ___________________/_________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Москва 2012
бразец титульного листа реферата по специальности
II. ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Специальная дисциплина
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности сдается в объеме вузовской программы профилирующего предмета.
Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать глубокие знания программного содержания теоретических дисциплин, иметь представление о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной области, ориентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам, уметь логично излагать материал, показать навыки владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации и критической сфере деятельности и, безусловно, продемонстрировать свободное владение материалом, изложенным в реферате.
Иностранный язык
Изучение иностранных языков в вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, которые в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.
Окончившие курс обучения по данной программе должны владеть орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения.
1. Цели и задачи
Основной целью изучения английского языка аспирантами (соискателями) по специальностям 17.00.03 «кино-, теле- и другие экранные искусства» и 08.00.05 «экономика управления народным хозяйством (непроизводственная сфера)» является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.
Практическое владение английским языком в рамках данного курса предполагает наличие таких умений в различных видах речевой коммуникации, которые дают возможность:
свободно читать оригинальную литературу на английском языке по различным аспектам кинематографа, телевидения и других экранных искусств;
оформлять извлеченную из англоязычных источников информацию в виде перевода или резюме;
делать сообщения и доклады на английском языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя), и вести беседу по специальности.
2. Структура вступительного экзамена
-
Чтение перевод оригинального текста по специальности. Объем текста - 2000-2500 печатных знаков (время подготовки - 45 мин.).
-
Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности. Объем – 1000–1500 печатных знаков. Время выполнения – 2–3 минуты. Форма проверки – передача извлеченной информации на английском языке.
-
Беседа с экзаменаторами на иностранном языке о себе и научных интересах.
Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной шкале.
(см. Приложение 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец заданий на вступительном экзамена в аспирантуру
Задание 1. Письменный перевод текста по профилю ВГИКа объемом 2000-2500 печатных знаков (время подготовки - 45 мин.).
2483 п.з.
Once a picture has finally been completed and is ready for the viewing public the responsibility of selling the film remains. For some reason, distribution of film has always been a tough area for a producer to effectively participate in. The views of a producer are generally not well received by distributors. The best thing a producer can do in this area is to be honest. Because the producer has been with the film from start to finish, their knowledge of the film is much greater than that of the marketing agent. In this respect, the producer can hopefully offer a more effective sales approach for the market.
Studios normally have numerous films in the works and gaining support for a film even after it is made may be difficult. Even if it is a wonderful film, if no one hears about it, it will not be successful at the box office. A producer should do whatever they can to get their film marketed correctly. It is very important for producer to remain involved in the distribution process of the film. The producer is once again the liaison, the middleman between the people who make the film and the people who market and distribute the film.
Major film distributors (a.k.a. the film studios) receive the bulk of the distributi0n receipts from their films. The studios generally negotiate with exhibition chains (such as AMC or Century theaters) along with independent theaters (private owned) for a split of all receipts brought in by their films. One of the most common splits for a major motion picture is 90/10, in which the studio gets 90% of the receipts brought in, while the theater receives the remaining 10%.
Over time the theaters' profits will increase while the studios profits will
decrease. In the initial stages of release, theaters will compete with each other
for specific films by bidding a split amount and showing duration (# of weeks
the picture will be shown at the theater) of the film. Films that are considered
major blockbusters will be released in greater quantities and in more theaters
across the country on opening weekend to try and bring in the maximum gross
possible.
An area of ever increasing importance for negotiations of a film, and an area which a producer can become very involved is that of commercial "tie-ins." These tie-ins include everything from t-shirts to toys to books, records, posters, dolls and games. Producer's negotiations with these distributors can help to further increase the profits of a successful film.
Задание 2. Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности. Объем – 1000–1500 печатных знаков. Время выполнения – 15 минут. Форма проверки – передача извлеченной информации на английском языке.
1407 п.з.
Park City, UT -- Miramax Films has acquired the North American rights to the Hart Sharp Entertainment and IFC Films co-production, "Night Listener," it was announced today from the Sundance Film Festival by company president Daniel Battsek.
Directed and co-written by Patrick Stettner ("The Business of Strangers"), "Night Listener," tackles the narrative of Armistead Maupin's most haunting page-turner, in which popular public radio storyteller Gabriel Noone (Robin Williams) develops an intense phone relationship with a young listener named Pete (Rory Culkin) and the social worker who rescued him from a life of abuse (Toni Collette). But Gabriel soon comes to the startling realization that it is quite possible that neither the boy nor his painful account of his childhood really exist.
"'Night Listener' is a smart thriller with commercial appeal that is both fascinating and topical and fits perfectly with Miramax's intention to distribute quality films. I am a huge fan of Patrick Stettner and we are thrilled to be work with such a talented filmmaker," said Battsek.
The film is produced by Robert Kessel, Jeff Sharp, John Hart and Jill Footlick. Executive producers are Armistead Maupin, Mike Hogan, Terry Anderson, Jonathan Sehring and Caroline Kaplan. Based on the novel by Armistead Maupin, the screenplay is written by Armistead Maupin, Terry Anderson and Patrick Stettner.
Задание 3. Беседа с экзаменаторами на английском языке о себе и научных интересах .
Философия
Экзамен проходит устно, поступающий в аспирантуру дает ответы на содержащиеся в билете два вопроса, один из которых посвящен истории философии. Другой – актуальной философской проблеме.
На экзамене по философии поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубокие познания в области таких фундаментальных разделов науки, как:
-
Введение в философию.
-
История философии.
-
Философская онтология.
-
Теория познания.
-
Диалектика.
-
Философская антропология.
-
Социальная философия.
Поступающий в аспирантуру должен иметь:
– на основе базовых категорий выявлять сущность философского учения, соотносить его с конкретной эпохой и направлением, определять его авторскую принадлежность;
– осуществлять критический анализ философских учений, выявлять их позитивные и негативные моменты;
-
использовать философское знание для самостоятельной оценки социально-экономических и духовных тенденций в современном мире, в России, а также для самооценки своей деятельности, познания и поведения.
На экзамене по философии поступающий в аспирантуру должен показать:
1.Понимание специфики философии как теоретического мировоззрения, особой формы культуры, духовной деятельности, познания, ее отношения с другими формами духовной жизни (наукой, религией, искусством).
2.Представление об основных отраслях философского знания (метафизика, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология, философия науки).
3.Знание периодизации мировой философской мысли, основных этапов ее развития, важнейших течений, школ и учений.
Сдающие вступительный экзамен по философии должны обнаружить глубокое знание:
– научной, философской и религиозной картины мира, их фундаментальных понятий и принципов (понятий бытия, пространства и времени, движения; принципов космоцентризма, геоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма);
– философских и религиозно-этических концепций человека, его назначения и смысла жизни (образа человека в древневосточной философии, философии античного мира, в средневековой философии, философии эпохи Возрождения, в классической новоевропейской философии, в марксистской философии, в русской религиозно-идеалистической философии рубежа Х1Х –ХХ вв., в современной западной философии, этики долга и счастья как двух противоположных подходов к решению смысложизненных проблем);
– взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе (экофильность и экофобность, возникших в условиях современного научно-технического развития, противоречий и кризисных ситуаций во взаимоотношениях человека и биосферы;
– сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирования личности;
– условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение природы, жизни, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
– эстетических ценностей, их роли в творчестве о повседневной жизни, роли искусства в развитии общества и личности;
– историчности бытия человека, многообразия культуры, многовариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории (проблем цели и конца истории, исторической вины и необходимости свободы в историческом действии, индивидуальной и коллективной ответственности);
– сущности вызова человечеству со стороны глобальных проблем современности;
– роли культуры в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах;
– значения всемирно-исторического процесса информатизации и формирования информационного общества;
– многообразия форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры; соотношения рационального и иррационального и человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;
– роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности, структуры и эволюции форм и методов научного познания, возрастания общецивилизационной роли экономического познания.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от
иных типов мировоззрения.
-
Предмет и функции философии. Структура философского знания.
-
Общая характеристика философии досократических школ (натурфилософы,
пифагорейцы, элеаты, атомисты).
-
Философское учение Сократа. Сократические школы.
-
Философия Платона: онтология, теория познания, эстетика.
-
Система философии Аристотеля.
-
Этические школы античности. Эпикур и стоики.
-
Общая характеристика средневековой философии. Патристика. Августин
Блаженный.
-
Схоластика как этап в развитии средневековой философии. Истины веры и
истины знания в философии Фомы Аквинского.
-
Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р. Бэкон, Д. Скотт, У.
Оккам).
-
Философия эпохи Возрождения: общая характеристика.
-
Научная революция XVI – XVII вв. и её влияние на развитие философии
Нового времени (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон).
-
Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового времени.
-
Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе.
-
Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка.
-
Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
-
Философия Просвещения XVIII века: общая характеристика. Французское
Просвещение (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро).
-
Философская и научная программы В.Г. Лейбница.
-
Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика.
-
Философия И. Канта: эпистемология, этика, эстетика.
-
Философская мысль в России в XVIII веке: М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев.
-
Философская система Гегеля: общая характеристика.
-
Онтология А. Шопенгауэра.
-
Философия истории марксизма.
-
Позитивизм: основные идеи и следствия.
-
Русская философия в XIX веке. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники.
А. Герцен, Н. Чернышевский.
-
Философия Ф. Ницше: современные интерпретации.
-
Философские идеи русского космизма.
-
«Философия жизни»: от Ф. Ницше до А. Бергсона.
-
Неопозитивизм: общая характеристика.
-
Философия прагматизма: основные идеи и следствия.
-
Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм.
-
Основные проблемы философии экзистенциализма.
-
Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер).
-
Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
-
Монистические и плюралистические концепции бытия.
-
Понятия материального и идеального.
-
Философские категории: история и современность.
-
Философия и наука о пространстве и времени.
-
Философия и наука о движении и развитии.
-
Понятия детерминизма и индетерминизма.
-
Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания.
-
Мышление, логика, язык.
-
Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
-
Познание научное и ненаучное. Проблема демаркации научного и ненауч-
ного знания
-
Развитие науки как процесс порождения нового знания. Научная проблема,
гипотеза, теория как важнейшие этапы развития науки.
-
Проблема истины и ее критериев в научном и философском знании.
-
Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и
формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания.
-
Природа как объект философского знания. Природа и общество.
-
Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости.
-
Гражданское общество и государство.
-
Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации.
-
Духовная жизнь общества. Понятие и структура общественного сознания.
-
Человек как предмет философского анализа.
-
Духовный мир человека и проблема становления личности.
-
Культура и природа. Культура и цивилизация.
-
Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития.
-
Социально-философские проблемы глобализации.
-
Понятие ценности и его роль в познании.
-
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
-
Искусство как форма духовной деятельности.
-
Представление о совершенном человеке в различных культурах. Смысл че-
ловеческого бытия.
-
Эстетический идеал современности и проблема прекрасного.
-
Философские проблемы морали. Особенности современных нравственных
ценностей.
-
Свобода и ответственность человека в обществе. Этика ненасилия.
-
Справедливость как социальная и нравственная ценность.
-
Нравственные и эстетические ценности.
-
Религия и религиозные ценности. Свобода совести.