Главная
страница 1


Контрольно-счётная палата Вологодской области





УТВЕРЖДЕН

решением коллегии

Контрольно-счетной палаты Вологодской области

от 28.06.2012 № 10(145)



Отчёт

о результатах контрольного мероприятия


3-05/2/23



28.06.2012


дата:

Наименование (тема) контрольного мероприятия:

проверка расходования бюджетных средств на капитальный ремонт Глебовской плотины на реке Иткла в Кирилловском муниципальном районе.


Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты области на 2012 год, утвержденный решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 29.12.2011 № 15(135), приказ Контрольно-счетной палаты области от 10.05.2012 № 38.
Цель контрольного мероприятия: контроль за законностью, эффективностью и экономностью использования средств областного бюджета.
Сроки проведения контрольного мероприятия: 11.05.2012 – 28.06.2012
Объекты контрольного мероприятия:

департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области,

администрация Кирилловского муниципального района.
Проверяемый период деятельности: 2007 год – 01.06.2012 года.
Руководитель контрольного мероприятия:

Иванов В.П. – аудитор Контрольно-счетной палаты области.


Исполнитель контрольного мероприятия:

Колызов Е.М. - инспектор Контрольно-счетной палаты области.



Нормативные документы, использованные в работе:

  1. Бюджетный кодекс РФ.

  2. Гражданский кодекс РФ.

  3. Водный кодекс РФ.

  4. Градостроительный кодекс РФ.

  5. Федеральные законы:

- от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

- от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».



  1. Постановления Правительства РФ:

- от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;

- от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

- от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


  1. Закон области от 14.12.2010 № 2433-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

  2. Постановления Правительства области:

- от 27.12.2005 № 1339 «Об утверждении предпроектной и проектной документации»;

- от 07.03.2007 № 288 «Об утверждении Пообъектного плана природоохранных мероприятий на 2007 год»;

- от 21.01.2008 № 65 «Об утверждении положений о предоставлении субсидий»;

- от 20.02.2008 № 283 «Об утверждении Пообъектного плана природоохранных мероприятий на 2008 год»;

- от 09.02.2009 № 235 «Об утверждении Пообъектного плана природоохранных мероприятий на 2009 год»;

- от 01.02.2010 № 76 «Об утверждении Пообъектного плана природоохранных мероприятий на 2010 год»;

- от 15.02.2010 № 146 «Об утверждении правил предоставления и расходования субсидий».

- от 04.10.2010 № 1134 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины» на 2011-2020 годы».



  1. Приказ департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 25.12.2008 № 649 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области на 2009-2011 годы».

  2. Письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 23.07.2010 № ИА/23610 «О разъяснении законодательства».

  3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Кирилловского муниципального района по вопросам, касающимся Глебовской плотины на р. Иткла.


Оформленные акты, заключения, справки и т.п., использованные в отчете, ознакомление с ними под расписку руководителя или иных должностных лиц проверенных объектов, наличие письменных объяснений, замечаний или возражений и заключение аудитора по ним:

акт проверки (ревизии) от 08.06.2012, проведенной в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды области, подписан начальником департамента и начальником отдела учета и отчетности (главным бухгалтером) департамента с пояснениями;

акт проверки (ревизии) от 31.05.2012, проведенной в администрации Кирилловского муниципального района, подписан Главой администрации и заведующей отделом учета и отчетности, главным бухгалтером администрации с возражениями;

запрос в адрес проектной организации ООО «НПП «ФОРТЭКС» о предоставлении обоснования отдельных проектных решений и их сметной стоимости.

Позиция КСП области с учетом результатов рассмотрения возражений к акту проверки, представленных администрацией Кирилловского муниципального района, а также пояснений ООО «НПП «ФОРТЭКС» отражена в следующем разделе отчета.
Неполученные документы из числа затребованных с указанием причин или иные факты, препятствовавшие работе: нет.
Результаты контрольного мероприятия (анализ соблюдения нормативных правовых актов, установленные нарушения и недостатки в проверяемой сфере и в деятельности объектов контрольного мероприятия с оценкой ущерба или нарушения):
Главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на капитальный ремонт Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе (далее также – Глебовская плотина), являлся департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (далее также – Департамент).

Общий объем финансирования за счет бюджетных средств мероприятий по восстановлению (капитальному ремонту) Глебовской плотины составил 67237,5 тыс. руб., в том числе за счет собственных доходов областного бюджета - 66757,0 тыс. руб., включая субсидию из федерального бюджета в сумме 52850,5 тыс. руб., за счет средств бюджета Кирилловского муниципального района - 480,5 тыс. руб.

Основанием для финансирования объекта являлись:

- в 2007 году - пообъектный план природоохранных мероприятий на 2007 год, утвержденный постановлением Правительства области от 07.03.2007 № 288, в сумме 750,0 тыс. руб. (средства областного бюджета);

- в 2008 году - пообъектный план природоохранных мероприятий на 2008 год, утвержденный постановлением Правительства области от 20.02.2008 № 283, в сумме 5965,7 тыс. руб. (средства областного бюджета);

- в 2009 году - ведомственная целевая программа «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области на 2009-2011 годы», утвержденная приказом Департамента от 25.12.2008 № 649, пообъектный план природоохранных мероприятий на 2009 год, утвержденный постановлением Правительства области от 09.02.2009 № 235, в сумме 1728,5 тыс. руб. (средства областного бюджета);

- в 2010 году - ведомственная целевая программа «Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области на 2009-2011 годы», утвержденная приказом Департамента от 25.12.2008 № 649, в сумме 657,6 тыс. руб. (средства областного бюджета).

- в 2011 году финансирование объекта осуществлялось в рамках соглашения от 03.02.2011 № мс-03-53/07 (с дополнительными соглашениями от 27.06.2011 № 1, от 23.11.2011 № 2), заключенного между Федеральным агентством водных ресурсов РФ и Губернатором области, о предоставлении из федерального бюджета бюджету Вологодской области субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений. Данным соглашением на капитальный ремонт Глебовской плотины предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 52850,5 тыс. руб., других источников - 5285,2 тыс. руб., из них 4804,7 тыс. руб. - средства областного бюджета.

Глебовская плотина, расположенная между д. Теряево и д. Глебовская Ферапонтовского сельского поселения Кирилловского района, предназначена для стабилизации уровенного режима водораздельного бьефа Северо-Двинской шлюзовой системы, повышения уровня воды Кубенского озера с целью обеспечения водоснабжения г. Вологды и близлежащих населенных пунктов.

Плотина в последнем варианте была пущена в эксплуатацию в 1951 году и выполняла функции удержания определенного уровня воды в разливах на р. Иткла, гидроэлектростанции (на плотине были установлены водяные турбины и генераторы) и лесосплава (был установлен лоток для прогонки бревен).

В середине 60-х годов прошлого века электростанция была закрыта. С конца 80-х годов плотина стала бесхозной, заградительные щиты утрачены. В Северо-Двинской системе в конце навигационного периода последние 20 лет наблюдалась острая нехватка воды, водоемы системы уходили под ледостав с низким уровнем воды, что наносило вред водным биологическим ресурсам.

С 1986 года плотина не эксплуатировалась, с 1995 года русловая ряжевая часть находилась в разрушенном состоянии.

В результате проведенного в 2009-2010 годах Департаментом сбора информации о правах на плотину собственник не установлен.

Организация разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по объекту «Восстановление Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе Вологодской области», а также её последующей корректировки и экспертизы производилась Департаментом.

Первоначальный вариант проектно-сметной документации на объект «Восстановление Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе Вологодской области» был разработан ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» на основании государственного контракта от 27.11.2007 № 4-36, заключенного Департаментом по результатам конкурса. Стоимость проектно-изыскательских работ с учетом дополнительных соглашений к контракту составила 8444,2 тыс. руб., включая проведение экспертизы проектной документации в сумме 632,6 тыс. руб.

Проектно-изыскательские работы оплачены Департаментом в 2007-2009 годах в полном объеме, в том числе в 2007 году – 750,0 тыс. руб., в 2008 году - 5965,7 тыс. руб., в 2009 году - 1728,5 тыс. руб.

В декабре 2009 года на данную проектно-сметную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы проектов. Сметная стоимость объекта составила: в базисных ценах 2000 года - 19759,3 тыс. руб., из них строительно-монтажные работы - 15050,6 тыс. руб., в ценах 4 квартала 2008 года - 114390,1 тыс. руб., из них строительно-монтажные работы - 98906,8 тыс. руб.

Согласно проекту организации строительства, разработанному ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс», работы по восстановлению плотины предполагалось проводить в течение 4-х лет.

В соответствии с постановлением Правительства области от 27.12.2005 № 1339 «Об утверждении предпроектной и проектной документации» приказом Департамента от 24.02.2010 № 75 утверждены технико-экономические показатели по проектной документации на объект: общая сметная стоимость в текущих ценах 4 квартала 2008 составила 114390,1 тыс. руб.

В 2010 году Департаментом по итогам запроса котировок заключен государственный контракт от 12.08.2010 № 1-153 с ООО «НПП «ФОРТЭКС» (г. Санкт-Петербург) на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту. Общая стоимость проектных работ составила 500,0 тыс. руб., оплата произведена Департаментом в полном объеме.

Документов, являющихся основанием для корректировки проектной документации, к проверке не представлено.

Согласно пояснениям, представленным Департаментом, корректировка проекта выполнена на основании решения, принятого руководителем Федерального агентства водных ресурсов Селиверстовой М.В. и Губернатором области Позгалевым В.Е., о восстановлении плотины в ранее существовавшем деревянном исполнении и с целью удешевления работ. После корректировки объект был включен в бюджетную заявку и принят к финансированию Федеральным агентством водных ресурсов.

ООО «НПП «ФОРТЭКС» был разработан проект «Корректировка ПСД на капитальный ремонт Глебовской плотины на реке Иткла в Кирилловском районе Вологодской области» в составе: общая пояснительная записка, чертежи, организация строительства, сметная документация. В качестве исходных данных для проектирования были использованы материалы инженерных изысканий, а также материалы проектной документации, разработанной ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» в 2008 году.

Сметная стоимость объекта составила: в базисных ценах 2000 года - 9467,1 тыс. руб., из них строительно-монтажные работы - 9005,5 тыс. руб., в текущих ценах 2 квартала 2010 года - 61989,4 тыс. руб., из них строительно-монтажные работы - 59401,9 тыс. руб.

В результате корректировки получена экономия сметной стоимости в базисных ценах на сумму 10292,2 тыс. руб., или 52 %. В текущих ценах экономия составила только 45,8 % в связи с инфляционным ростом цен за период подготовки новой документации.

По сравнению с первоначальным проектом продолжительность работ уменьшена с 4 лет до 9 месяцев. Ряд конструктивных элементов плотины запроектированы в менее капитальном исполнении. Так, например, первоначально вся русловая часть, включая береговые устои, была предусмотрена из армированного бетона, в откорректированном варианте береговые устои и центральный бык запроектированы из деревянного бруса; берегоукрепление в верхнем и нижнем бьефе из каменного мощения заменено на каменную наброску. При корректировке, в частности, исключено крепление рисбермы длиной 7 м монолитными железобетонными плитами; устройство рамочного отверстия в шандорной стенке для пропуска санитарных расходов воды в автоматическом режиме, устройство ледозащитного сооружения в 20 м выше плотины.

В октябре 2010 года на корректировку проектной документации на капитальный ремонт Глебовской плотины получено положительное заключение государственной экспертизы проектов. Государственному учреждению «Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов строительства по Вологодской области» Департаментом оплачены экспертные работы в сумме 157,6 тыс. руб.

Технико-экономические показатели проектной документации «Корректировка ПСД на капитальный ремонт Глебовской плотины на реке Иткла в Кирилловском районе Вологодской области» утверждены приказом Департамента в октябре 2010 года.

В феврале 2011 года Департаментом проектная документация по объекту «Корректировка ПСД на капитальный ремонт Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе» была передана администрации Кирилловского муниципального района.

Согласно договору от 16.02.2011 № 1-22 (с дополнительными соглашениями) о порядке финансирования капитального ремонта плотины, заключенному между Департаментом (инвестор) и администрацией Кирилловского муниципального района (администрация), объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 4804,7 тыс. руб., федерального бюджета - 52850,5 тыс. руб., районного бюджета - 480,7 тыс. руб. Согласно условиям договора Департамент должен осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на финансирование объекта.

В 2011 году Департаментом предоставлена субсидия бюджету Кирилловского муниципального района в объеме, предусмотренном договором.

Таким образом, Департаментом средства, выделенные из областного и федерального бюджетов в общей сумме 66757,0 тыс. руб. на работы по Глебовской плотине, использованы следующим образом:

- 750,0 тыс. руб. - в 2007 году на оплату аванса ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» по государственному контракту на проектно-изыскательские работы;

- 5965,7 тыс. руб. - в 2008 году на оплату ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» за работы по разработке проектно-сметной документации;

- 1728,5 тыс. руб. - в 2009 году на оплату ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс» за работы по разработке проектно-сметной документации, включая проведение государственной экспертизы;

- 500,0 тыс. руб. – в 2010 году на оплату ООО «НПП «ФОРТЭКС» за работы по корректировке проектно-сметной документации на капитальный ремонт плотины;

- 157,6 тыс. руб. – в 2010 году на оплату ГУ «Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов строительства по Вологодской области» государственной экспертизы откорректированной проектной документации;

- 57655,2 тыс. руб. – в 2011 году на предоставление субсидии бюджету Кирилловского муниципального района для проведения капитального ремонта плотины.

Произведенные Департаментом дополнительные расходы в сумме 500,0 тыс. руб. на оплату корректировки проектной документации, а также в сумме 157,6 тыс. руб. на оплату ее государственной экспертизы не согласуются с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренным ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Полученная при корректировке проекта экономия сметной стоимости работ сопровождалась снижением уровня капитальности сооружения, а, значит, его долговечности.

Решением Представительного Собрания Кирилловского муниципального района от 17.12.2010 № 118 «О районном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (в редакции от 30.12.2011) на восстановление Глебовской плотины предусмотрены средства федерального и областного бюджетов в сумме 57655,2 тыс. руб., районного бюджета - в сумме 480,5 тыс. руб.

Постановлением администрации Кирилловского муниципального района от 18.03.2011 № 208 «Об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту Глебовской плотины на реке Иткле в Кирилловском районе Вологодской области» (с изменениями от 05.04.2011 № 253 и от 06.04.2011 № 254) утверждена аукционная документация. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовано на сайте Российской Федерации в сети Интернет в марте 2011 года.

Администрацией района в состав аукционной документации на капитальный ремонт плотины включены требуемые физические объемы работ, соответствующие локальным сметам. Непосредственно сметная документация в составе, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в аукционную документацию не включена. В данном случае не в полной мере обеспечено соблюдение норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в совокупности с нормами, предусмотренными ст. 743 Гражданского кодекса РФ.

Так, согласно ч. 10 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе. Ч. 2 ст. 34 и ч. 4 ст. 41.6 закона определено, что документация об аукционе должна содержать определенные требования, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к размерам товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В целях надлежащего соблюдения ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона № 94-ФЗ проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме. Дополнительным подтверждением данной позиции служат разъяснения законодательства Федеральной антимонопольной службой РФ (письмо ФАС России от 23.07.2010 № ИА/23610), а также практика рассмотрения комиссией ФАС России жалоб на действия (бездействие) заказчика при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ (обзор практики за сентябрь 2011 года).

По результатам открытого аукциона в электронной форме, признанного несостоявшимся, администрацией района в соответствии с п. 11 ст. 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ с участником размещения заказа, признанным единственным участником открытого аукциона - ООО «Гидрострой» (Ленинградская обл.) заключен муниципальный контракт от 10.05.2011 № 25. Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту Глебовской плотины в соответствии с техническим заданием, утвержденной проектной документацией, разработанной ООО «НПП «ФОРТЭКС» и прошедшей экспертизу. Общая стоимость работ по контракту составляет 57840,7 тыс. руб. Срок окончания работ предусмотрен до 20.12.2011.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации района в июне 2011 года выдано разрешение на строительство на земельном участке, расположенном на правом берегу р. Иткла у д. Теряево. В нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2011) разрешение на строительство на другом земельном участке, расположенном на левом берегу р. Иткла, к проверке не представлено.

Следует отметить, что с 22.07.2011 вступили в силу изменения в статью 51 Градостроительного кодекса РФ, отменяющие необходимость получения разрешения на строительство при проведении капитального ремонта. Данное обстоятельство не может служить основанием для отказа от получения разрешения на строительство на всех земельных участках, на которых расположена Глебовская плотина, поскольку работы по ее капитальному ремонту, включая работы на участках, расположенных на левом берегу, были начаты до вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс РФ. Так, согласно актам о приемке выполненных работ в период с 10 мая по 21 июля 2011 года выполнялись: подготовительные работы, разборка существующей плотины, строительство обводного канала, устройство подъездной дороги, земляные работы по основным сооружениям.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов р. Иткла, выдано Департаментом подрядной организации - ООО «Гидрострой» 05.12.2011. В период с начала производства работ до декабря 2011 года указанным решением подрядчик не располагал. В данном случае имеется нарушение п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ и п. «ж» ч. 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Стоимость оплаченных подрядчику работ, произведенных в период отсутствия решения о предоставлении водного объекта в пользование, составила 24698,3 тыс. руб.

По результатам запроса котировок между администрацией района и ФГУ «Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» был заключен муниципальный контракт от 08.06.2011 № 48 на выполнение работ по строительному контролю за производством подрядных работ по капитальному ремонту Глебовской плотины на сумму 295,0 тыс. руб. Оплата произведена в полном объеме.

Таким образом, средства, выделенные на капитальный ремонт Глебовской плотины за счет средств федерального, областного и районного бюджетов, использованы администрацией района в полном объеме в сумме 58135,7 тыс. руб.

Согласно условиям муниципального контракта от 08.06.2011 № 48 в обязанности ФГУ «Северо-Двинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» вменено, в частности, осуществление строительного контроля за ходом и качеством выполняемых работ, качеством материалов, приемка выполненных подрядчиком работ (визирование актов выполненных работ), участие в освидетельствовании скрытых работ.

Работы по капитальному ремонту Глебовской плотины приняты администрацией района у ООО «Гидрострой» на сумму 57840,7 тыс. рублей в соответствии со сметной документацией, разработанной ООО «НПП «ФОРТЭКС», и оплачены в полном объеме. Акты приемки выполненных работ по форме № КС-2 и справки об их стоимости по форме КС-3 подписаны представителями муниципального заказчика и подрядчика. На актах по форме № КС-2 имеются визы Кузина Н.В. или Скородумова М.И. (лица, уполномоченные ФГУ «Севводпуть» на осуществление строительного контроля).

Согласно акту от декабря 2011 года приемочной комиссией в составе представителей администрации Кирилловского муниципального района, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области, комитета по охране окружающей среды и природопользованию Кирилловского района, Вологодского района водных путей филиала ФГУ «Севводпуть», ООО «НПП «ФОРТЭКС», ООО «Гидрострой» объект «Капитальный ремонт Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе Вологодской области» был принят. Акт утвержден начальником департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области.

Инспекцией государственного строительного надзора области выдано заключение от 16.12.2011 № 100 о соответствии объекта проектной документации, разработанной ООО «НПП «ФОРТЭКС».

Администрацией Кирилловского муниципального района выдано ООО «Гидрострой» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2011 № RU-35512311-1.

В рамках контрольного мероприятия комиссией в составе представителей Контрольно-счетной палаты области, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области, органов местного самоуправления Кирилловского муниципального района, подрядной и проектной организаций, строительного надзора, а также Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры проведено обследование выполненных работ на объекте.

В период обследования администрацией района был представлен согласованный с главным инженером проекта ООО «НПП «ФОРТЭКС» измененный стройгенплан, предусматривающий, в частности, изменение трассы временной подъездной дороги (через д. Глебовское), перенос обводного канала с правобережной части плотины на левобережную.

В результате проведенного обследования, изучения представленной к проверке исполнительной документации, а также анализа отдельных решений, предусмотренных первоначальной и откорректированной проектно-сметной документацией и связанных с эффективностью использования бюджетных средств, установлено следующее.

1. Устройство поперечных грунтовых перемычек для временного перекрытия р. Иткла фактически производилось из местного грунта, что подтверждается актом освидетельствования скрытых работ, подписанным представителями подрядной и проектной организаций и строительного контроля.

Согласно СНиП 3.07.01-85 «Гидротехнические сооружения речные» перемычки из грунтовых материалов должны возводиться, как правило, из грунтов полезных выемок (котлованов, каналов и т.п.), т.е. из грунтов, разрабатываемых в районе стройплощадки. Первоначальным проектом на восстановление плотины, разработанным ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс», устройство перемычек предусмотрено из местного связного грунта.

Необоснованное увеличение сметной стоимости объекта за счет применения в откорректированной сметной документации устройства временных грунтовых перемычек из привозного песка, приобретаемого по отпускной цене, с физико-механическими свойствами по ГОСТ 8736-93, не требуемыми для устройства таких сооружений (вместо грунтов, залегающих в районе плотины), оценивается в базисных ценах в сумме 135,8 тыс. руб., в текущих ценах с НДС - 895,5 тыс. руб.

2. Согласно акту освидетельствования скрытых работ при засыпке ряжей плотины применялись песок и глина. Общим журналом работ подтверждается использование при производстве указанных работ только глинистых грунтов.

Проектными решениями предусмотрена загрузка ряжей плотины суглинком для уменьшения фильтрационных процессов, тогда как в сметную документацию для загрузки ряжей включены объемы и стоимость песка для строительных работ, а также камня. Использование глинистых грунтов для заполнения данных конструкций сметой не предусмотрено.

Необоснованное увеличение сметной стоимости объекта за счет применения в откорректированной сметной документации для загрузки ряжей привозного песка, приобретаемого по отпускной цене, с физико-механическими свойствами по ГОСТ 8736-93, не требуемыми для устройства таких сооружений (вместо грунтов, залегающих в районе плотины), оценивается в базисных ценах в сумме 79,0 тыс. руб., в текущих ценах с НДС – 520,9 тыс. руб.

3. На основании акта освидетельствования скрытых работ комиссией при проведении обследования выполненных работ на объекте применение камня для загрузки ряжей плотины не подтверждено. Стоимость невыполненных работ по загрузке ряжей камнем составляет 117,3 тыс. руб.

4. Согласно первоначальному проекту русло р. Иткла на расстоянии 130 м от истока из водохранилища до створа плотины подлежит очистке от топляка с его подъемом и вывозкой в объеме 4050 т на временную свалку. Откорректированной сметной документацией работы по расчистке русла от топляка включены в объемах, аналогичных первоначальному проекту. При этом, согласно пояснениям ООО «НПП «ФОРТЭКС», изыскательские работы по определению объема топляка при корректировке проекта не производились.

Фактически выполнение работ по очистке русла р. Иткла от топляка общим журналом работ, переданным подрядчиком заказчику, не подтверждается. Акты освидетельствования скрытых работ по расчистке русла от топляка в составе исполнительной документации не представлены. Стоимость невыполненных работ по очистке русла р. Иткла от топляка в верхнем бьефе на расстоянии 130 м от створа плотины с его погрузкой и вывозкой составляет 367,9 тыс. руб.

5. Для извлечения шпунтовых свай в объеме 222 т из временного обводного канала в смете использована единичная расценка, подлежащая применению при производстве работ в речных условиях.

Согласно таблице ГЭСН 05-01-177 «Извлечение стальных шпунтовых свай в речных условиях» потребность в ресурсах для расчета указанной единичной расценки предусматривает использование плавучих средств (баржи 300 т, буксиры, плавучие краны, плавучие площадки). Обоснование проектного решения, предусматривающего использование при извлечении шпунтовых свай плавучих средств, проект не содержит. При этом согласно проекту река Иткла в районе плотины судоходной не является.

Фактически при выполнении работ по извлечению шпунтовых свай плавсредства подрядчиком не применялись: работы выполнялись с берега канала наземными механизмами.

Необоснованное увеличение сметной стоимости объекта за счет применения в сметной документации единичной расценки на извлечение шпунтовых свай, предусматривающей использование машин и механизмов, не соответствующих условиям строительной площадки, оценивается в базисных ценах в сумме 252,3 тыс. руб., в текущих ценах с НДС – 1664,0 тыс. руб.

6. В сметах для определения сметной стоимости работ по погружению стальных шпунтовых свай применены расценки, которыми предусмотрено использование дизель-молота копровой установки вместо более дешевых расценок, предусматривающих использование вибропогружателя.

Фактически работы по погружению шпунтового ряда обводного канала, а также флютбета плотины проводились экскаватором с вибропогружателем. Помимо удешевления сметной стоимости аргументом в пользу вибрационного способа для данного объекта является фактически примененная подрядчиком технология погружения шпунта.

Возможная экономия сметной стоимости объекта за счет применения расценок для вибропогружателя вместо принятых в сметах расценок для дизель-молота оценивается в базисных ценах в сумме 469,1 тыс. руб., в текущих ценах с НДС - 3004,3 тыс. руб.

7. Откорректированным проектом предусмотрено устройство шпунтовых стенок временного обводного канала из шпунта типа Ларсен Л5 в объеме 337,2 т свай длиной 6 и 12 метров, или 168,3 пог.м стенок в плане.

Фактически, согласно исполнительной документации, общее количество шпунтовых свай на обводном канале составило 276 штук длиной 6 метров каждая (шпунт типа Ларсен Л5). Исходя из технических параметров данного шпунта фактическая длина шпунтовой стенки обводного канала в плане составила 115,9 пог.м, вес – 167,3 т, т.е. на 52,4 пог.м и на 169,9 т меньше проектных объемов. При этом прохождение водного потока по временному каналу и сохранность его откосов были обеспечены, о чем свидетельствуют представленные к проверке фотографические материалы.

Возможная экономия сметной стоимости объекта за счет применения при разработке проекта оптимального объема шпунта для устройства стенок обводного канала оценивается в базисных ценах в сумме 1707,1 тыс. руб., в текущих ценах с НДС - 10932,5 тыс. руб.

8. Согласно проектной ведомости объемов работ и материалов и спецификации устоев плотины общий вес металлических креплений составляет 1,094 т, или на 1,456 т меньше объема, предусмотренного сметой.

Необоснованное увеличение сметной стоимости объекта за счет применения в сметной документации объема металлических болтов, не соответствующих объемам, предусмотренным технической частью проекта, оценивается в базисных ценах в сумме 21,6 тыс. руб., в текущих ценах с НДС – 142,4 тыс. руб.

9. Проектный объем вывозки излишнего грунта из временного отвала (7190 куб.м или 14020 т) в откорректированном проекте ошибочно принят аналогично объему, предусмотренному первоначальным проектом. При корректировке не учтен тот факт, что в первоначальном проекте излишний грунт в указанном объеме во временном отвале образовался в связи с отсутствием необходимости устройства земляных плотин, тогда как в откорректированном проекте такая работа в объеме более 7 тыс. куб.м предусмотрена.

Баланс материалов во временном отвале показывает, что объем неиспользуемого остатка грунта, песка и песчано-гравийной смеси составляет 1316 куб.м вместо 7190 куб. м, предусмотренных сметой.

Необоснованное увеличение сметной стоимости объекта за счет включения в сметную документацию работ по погрузке и вывозке из временного отвала на полигон излишнего грунта в объеме 5874 куб.м., не подтвержденного проектным решением, оценивается в базисных ценах в сумме 238,6 тыс. руб., в текущих ценах с НДС – 1573,8 тыс. руб.

10. Проектно-сметной документацией предусмотрено строительство титульного временного сооружения – подъездной дороги с щебеночным покрытием, участки которой на правом и левом берегу р. Иткла соединяют плотину с автодорогой регионального значения Ферапонтово-Куракино. Представленным к проверке измененным стройгенпланом, согласованным с главным инженером проекта ООО «НПП «ФОРТЭКС», предусмотрено прохождение левобережного участка подъезда через д. Глебовское. После завершения капитального ремонта плотины проектом предусмотрена разборка обоих участков временной автодороги, включая подъезд к населенному пункту. Обоснование проектного решения, предусматривающего разборку автомобильного подъезда к плотине и д. Глебовское, не представлено.

Проведенным в ходе проверки обследованием объекта остатки щебеночного материала на части подъезда (на левом берегу р. Иткла) после его разборки не зафиксированы. Определение фактических объемов выполненных работ по устройству подъезда в рамках данного контрольного мероприятия не представляется возможным.

Информация о вышеперечисленных проектных решениях по капитальному ремонту Глебовской плотины, связанных с эффективностью использования бюджетных средств, направлена АУ ВО «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области».

Ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию возложены функции, в том числе, по организации его эксплуатации и обеспечению безопасности. В связи с отсутствием на дату проверки собственника и эксплуатирующей организации вопросы обеспечения безопасности Глебовской плотины в требуемом объеме не решены.

Ст. 10 вышеназванного закона предусмотрено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Частью 2 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303, предусмотрено, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации. Частью 4 установлено, что декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.

Декларация безопасности проектируемого гидротехнического сооружения включена в состав проектной документации на капитальный ремонт Глебовской плотины. Декларация безопасности при вводе плотины в эксплуатацию после завершения капитального ремонта не составлялась в виду отсутствия собственника и эксплуатирующей организации.

Администрацией Кирилловского муниципального района в марте 2008 года было дано гарантийное письмо Департаменту о принятии в муниципальную собственность Глебовской плотины после восстановления сооружения. На дату проверки признание права муниципальной собственности на плотину не осуществлено.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в июне 2011 года Глебовская плотина принята на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Администрацией района в июне 2012 года подготовлено заявление в Кирилловский районный суд о признании на плотину права муниципальной собственности.



Наряду с этим, согласно информации администрации района, в районе отсутствуют специалисты, способные регулировать уровни и осуществлять необходимые для судоходства сбросные расходы на данном сооружении. В настоящее время администрацией района, Правительством области принимаются меры, направленные на передачу Глебовской плотины в федеральную собственность.

Выводы

  1. Объем проверенных бюджетных средств (общий объем финансирования капитального ремонта Глебовской плотины на р. Иткла в Кирилловском районе) составил 67237,5 тыс. руб., в том числе за счет собственных доходов областного бюджета - 66757,0 тыс. руб., включая субсидию из федерального бюджета в сумме 52850,5 тыс. руб., за счет средств бюджета Кирилловского муниципального района - 480,5 тыс. руб.

  2. Выделенные средства федерального и областного бюджетов использованы департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и администрацией Кирилловского муниципального района в полном объеме. Объект введен в эксплуатацию.

  3. Произведенные Департаментом дополнительные расходы в сумме 500,0 тыс. руб. на оплату корректировки проектной документации, а также в сумме 157,6 тыс. руб. на оплату ее государственной экспертизы не согласуются с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренным ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Полученная при корректировке проекта экономия сметной стоимости работ сопровождалась снижением уровня капитальности сооружения, а, значит, его долговечности.

  4. Администрацией Кирилловского муниципального района в состав аукционной документации на капитальный ремонт плотины не включена сметная документация в составе, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В данном случае не в полной мере обеспечено соблюдение норм, предусмотренных ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в совокупности с нормами, предусмотренными ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ. Данная позиция также подтверждена Федеральной антимонопольной службой РФ (письмо от 23.07.2010 № ИА/23610 «О разъяснении законодательства»).

  5. В нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2011) разрешение на строительство на земельном участке, расположенном на левом берегу р. Иткла, к проверке не представлено.

  6. В период с начала производства работ до декабря 2011 года работы по капитальному ремонту плотины производились подрядчиком - ООО «Гидрострой» с нарушением п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ и п. «ж» ч. 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»: при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта. Стоимость оплаченных подрядчику работ, произведенных в период отсутствия указанного решения, составила 24698,3 тыс. руб.

  7. В результате анализа предусмотренных проектно-сметной документацией отдельных решений, связанных с эффективностью использования бюджетных средств, в совокупности с фактическими условиями и объемами выполненных работ установлено следующее:

- необоснованное увеличение сметной стоимости объекта в связи с включением в сметную документацию объемов работ, не подтвержденных принятыми в технической части проектными решениями, а также применением расценок, не соответствующих условиям производства работ, составило в базисных ценах 727,3 тыс. руб., в текущих ценах с НДС - 4796,6 тыс. руб.;

- возможная экономия сметной стоимости капитального ремонта плотины за счет применения в проектной документации оптимального объема шпунта для временных сооружений, а также механизмов для его погружения, являющихся наиболее эффективными для данного объекта, оценивается в базисных ценах в сумме 2176,2 тыс. руб., в текущих ценах с НДС - 13936,8 тыс. руб.

В связи с тем, что при определении стоимости муниципального контракта на капитальный ремонт Глебовской плотины не было соблюдено условие необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, на основании ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, а также с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации») расходы на оплату вышеназванных работ в общей сумме 18733,4 тыс. руб. следует признать не соответствующими принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.


  1. Завышение объемов и стоимости принятых работ, обоснованных проектной документацией, составило 485,2 тыс. руб., в том числе: очистка русла р.Иткла на расстоянии 130 м от истока из водохранилища до створа плотины от топляка с его погрузкой и вывозкой - 367,9 тыс. руб., загрузка ряжей плотины камнем - 117,3 тыс. руб.

  2. На период проверки собственник Глебовской плотины на р. Иткла не определен, в связи с чем вопросы обеспечения безопасности гидросооружения в требуемом объеме не решены. Декларация безопасности при вводе плотины в эксплуатацию после завершения капитального ремонта не составлялась, что не согласуется с нормами ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и ч. 2 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303.

  3. Общая сумма установленных нарушений – 19876,2 тыс. руб.

Итоговые данные контрольного мероприятия


в тыс. рублей



Нарушения

и недостатки



Выявлено финансовых нарушений и недостатков




Предложено к устранению финансовых нарушений

Примечание

Всего


в том числе, к восстановлению в бюджет

Несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств

19391,0

-

-

657,6 – дополнительные расходы на корректировку проектной документации и ее экспертизу (ст.34 БК РФ);

18733,4 - несоблюдение условия достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств при определении стоимости контракта (сметной стоимости) на капитальный ремонт плотины (ст.34 БК РФ)



Неправомерное использование средств

485,2

485,2

485,2

завышение объемов и стоимости работ (нарушение п. 1 ст. 743 ГК РФ)

ВСЕГО


19876,2

485,2

485,2





Предложения по восстановлению и взысканию средств, наложению финансовых или иных санкций, привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения:

Администрации Кирилловского муниципального района

Восстановить в областной бюджет средства субсидии в сумме 485,2 тыс. руб., использованные на оплату завышенных объемов работ по капитальному ремонту Глебовской плотины на р. Иткла (очистка русла реки на расстоянии 130 м от истока из водохранилища до створа плотины от топляка с его погрузкой и вывозкой на сумму 367,9 тыс. руб., загрузка ряжей плотины камнем на сумму 117,3 тыс. руб.). Принять меры, направленные на возмещение в районный бюджет указанных средств за счет полученных подрядчиком сумм.


Предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в управлении и ведомственном контроле, законодательном регулировании проверяемой сферы:

Администрации Кирилловского муниципального района

  1. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ реализацию муниципальных контрактов, связанных с проведением водохозяйственных работ, осуществлять после получения исполнителем решения о предоставлении водного объекта в пользование.

  2. В целях надлежащего соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении муниципальных заказов на строительство и капитальный ремонт в состав аукционной документации включать проектно-сметную документацию в полном объеме.

  3. В муниципальных контрактах на выполнение услуг строительного контроля предусматривать меры финансовой ответственности исполнителя за приемку завышенных объемов и (или) стоимости работ.

  4. Исключить факты приемки завышенных объемов и стоимости строительных и ремонтных работ.

  5. В целях обеспечения безопасности Глебовской плотины и дальнейшей реализации положений ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» завершить работу по признанию права муниципальной собственности на данное гидротехническое сооружение.


Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области

  1. В соответствии с принятыми полномочиями не допускать проведение водохозяйственных работ, финансируемых за счет бюджетных средств, без получения водопользователями решения о предоставлении водного объекта в пользование.

  2. В целях эффективного использования бюджетных средств обеспечить контроль за применяемыми проектными организациями техническими и технологическими проектными решениями, оказывающими влияние на стоимость гидротехнических сооружений.

  3. Обеспечить контроль за эффективным и законным использованием органами местного самоуправления области средств субсидий, выделенных на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

  4. Обеспечить контроль за восстановлением администрацией Кирилловского муниципального района в областной бюджет средств субсидии в сумме 485,2 тыс. руб., использованных на оплату завышенных объемов работ по капитальному ремонту Глебовской плотины на р. Иткла.


Другие предложения:

Отчет направить Губернатору Вологодской области.

Председателю Законодательного Собрания Вологодской области отчет направить вместе с информацией о выполнении предложений Контрольно-счетной палаты области по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием.

Отчет направить в прокуратуру Вологодской области и Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру для правовой оценки установленных нарушений.


Предлагаемые представления и/или предписания: представления администрации Кирилловского муниципального района, департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Руководитель контрольного мероприятия:

аудитор


Контрольно-счетной палаты

Вологодской области В.П. Иванов






Смотрите также:
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 28. 06. 2012 №10(145)
322.67kb.
1 стр.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от «18» апреля 2013 года №15
635.55kb.
3 стр.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от «31» января 2013 года №1(155)
316.83kb.
1 стр.
Решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от «31» октября 2012года №13 (148)
468kb.
1 стр.
Регламент Контрольно-счетной палаты города Лыткарино Московской области
220.1kb.
1 стр.
Отчет о работе контрольно-счетной палаты
4756.3kb.
25 стр.
Отчета об исполнении бюджета Партизанского городского округа за 2011 год
709.15kb.
5 стр.
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия в 2012 году
1588.55kb.
7 стр.
Информация счетной палаты Свердловской области об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2012 года
281.58kb.
1 стр.
Отчет о деятельности Счетной палаты Свердловской области за 2012 год
420.5kb.
2 стр.
В соответствии с Законом Астраханской области от 7 сентября 2011 года №57/2011-оз «о контрольно-счетной палате Астраханской области», на основании пункта 2
27.88kb.
1 стр.
Отчет по результатам контрольного мероприятия
195.33kb.
1 стр.