Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4



Материалы к единому дню информирования по теме:

«Жилищная политика в Республике Беларусь»

(Краткий конспект в помощь докладчикам)

Приложение 1 Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года

Приложение 2 Положение о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь
Обеспечение человека доступным и комфортным жильем было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики белорусского государства.

В 2006-2012 годах в Беларуси построено 36,2 млн. кв. метров жилья. Благодаря этому жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей - более 1 млн. человек. Около 60 процентов жилья (21,7 млн. кв. метров) построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди государств - участников Содружества Независимых Государств по вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 кв. метра на человека).

В 2012 году Гродненская область выполнила основной прогнозный показатель социально-экономического развития в строительной отрасли ввод в эксплуатацию жилья. Построено 521,6 тыс. кв. метров, что составляет 100,3 % к годовому заданию, установленному Советом Министров РБ. Это позволило улучшить жилищные условия 6,6 тыс. человек. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 331,9 тыс. квадратных метров общей площади, или 63,6% от общего объема введенного жилья. Для многодетных семей построено 218 квартир, или 19,7 тыс. м2. Обеспечен на 114,8 % ввод социального жилья, построено 172 квартиры или 8,0 тыс. м2 общей площади жилья.

В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях построено 149,8 тыс. м2 общей площади жилых домов, что составляет 187,3 % к годовому заданию.

Выполнено задание и по строительству жилых домов в сельхозорганизациях на 102,8 %, введено 146 квартир или 12,1 тыс. м2.

В 2012 году на жилищное строительство использовано 2 085,7 млрд. рублей инвестиций, что составляет 11,5 % к их общему объему и 69,5 % к уровню 2011 года, по линии АСБ «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» направлено 919,4 млрд. рублей льготных кредитных ресурсов.

На строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки освоено 303,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 128,1 % к предусмотренному объему.

Стоимость строительства 1 кв. метра жилья типовых потребительских качеств (в первую очередь в конструкциях КПД) для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по итогам 2012 года самая низкая среди регионов страны: 2488,3 тыс. руб.

Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за 2012 год сократилось на 3736 человек и составило 88,2 тыс. человек.

Это стало возможным в результате наращивания выпуска строительных материалов и оборудования, разработки широкого перечня типовых проектов и проектов повторного применения для строительства жилья типовых потребительских качеств, увеличения мощностей строительных организаций, применения разнообразных форм финансовой и организационной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем всесторонняя государственная поддержка в сфере строительства, в том числе реконструкции или приобретения жилья в виде льготного кредитования и субсидирования, порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. В результате количество состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий возросло с 565 тыс. семей на 1 января 2006 г. до 814 тыс. семей на 1 января 2013 г. или на 44 процента. Наибольшее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан насчитывается в крупных городах, где период ожидания включения в организации застройщиков составляет до 10-12 лет, а в г. Минске - до 22 лет.

До 2011 года в затратах на строительство жилья нарастала доля государственных средств и снижалась доля собственных средств граждан.

Вместе с тем, несмотря на увеличение объемов государственной поддержки, в настоящее время не решены проблемы своевременного отселения семей из ветхого жилья и обеспечения жильем граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда (далее - жилые помещения социального пользования). В очереди на получение жилых помещений социального пользования состоит около 20 тыс. семей.

В полной мере в Республике Беларусь не решены проблемы технической эксплуатации жилья и жилищных отношений в условиях преобладающей частной собственности на жилые помещения.

Назрела необходимость концентрации государственных финансовых ресурсов на максимально эффективном строительстве жилых помещений для льготных категорий граждан на условиях дифференцированного подхода к определению групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой. Требуется ускорить строительство квартир и жилых домов для многодетных семей.

Поэтому в 2012 – 2015 годах усилия власти будут направлены на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом.

Вместе с тем, масштабная поддержка, оказываемая государством в сфере строительства нового жилья, и созданные беспрецедентные льготные условия для этого привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. Так, если на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Беларусь на 1 января 2006 г. состояло 565 тыс. семей, то на 1 января 2012 г. – 849 тыс. семей.

Очевидно, что рост числа претендующих на государственную поддержку не соответствует реальной потребности в ней и возможности государства по ее оказанию. Выросло число случаев недобросовестного поведения граждан, когда на вводимое жилье с государственной поддержкой претендуют те, кто в нем нуждается меньше остальных.

В таких условиях жилищная политика требует новых подходов. В их основе – расширение возможностей каждого гражданина самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Поэтому в 2013 – 2015 годах государственная жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности граждан и их предпочтения при выборе жилья.

После принятия Президентом Республики Беларусь в январе 2012 решения об изменении условий государственной поддержки при строительстве и приобретении жилых помещений количество граждан, которые сохранили за собой такое право уменьшилось на 70%. В настоящее время право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий в Гродненской области имеют чуть более 27 тыс. человек.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2012 № 1023 «О мерах по выполнению заданий на 2013 год по строительству жилых домов 800 тыс. кв. м (153,4 % к 2012 г.). Из них для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий – 300 тыс. м2, для многодетных семей – 832 квартиры, или 9,1 тыс. м2, для отселения граждан, проживающих в ветхих, аварийных жилых домах – 84 квартиры, или 5.3 тыс. м2, жилья коммерческого использования (арендного) – 11,9 тыс. м2.

Определен объем льготного кредитования жилищного строительства в размере 1243 млрд. руб. (1103,7 – Беларусбанк, 139,3 – Белагропромбанк).

В январе-мае 2013 года введено в эксплуатацию 230,2 тыс. кв. метров жилья, что составляет 28,8 % годового задания. По выполнению данного показателя Гродненская область занимает третье место среди областей Республики Беларусь.

В сельхозорганизациях введено 27 квартир или 2,3 тыс. м2 общей площади жилья.

Объем льготных кредитных ресурсов, использованный на строительство жилья в январе-мае 2013г. сложился в сумме 575,1 млрд. рублей (100,6 % к плановым назначениям).

В тоже время недостаток льготных кредитов по расчетной оценке составляет 602,8 млрд. рублей, в том числе:

451,8 млрд. рублей на строительство многоквартирного и индивидуального жилья, включая формирование задела на 2014 год;

151,0 млрд. рублей на строительство жилья в СХО (стоимость 1 усадьбы 950-1100 млн. руб.).

В связи с планируемым ростом строительства индивидуальных жилых домов Правительством РБ принято решение о значительном увеличении объемов финансовых средств, которые будут направлены на создание минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в микрорайонах индивидуальной жилой застройки: электроснабжение, водоснабжение и проезды с песчано-гравийным покрытием. По Гродненской области рост такого финансирования в 2013 году составит 4,2 раза, или 250 млрд. рублей из республиканского и областного бюджетов. За пять месяцев текущего года на финансирование инфраструктуры направлено -149 млрд. рублей при годовом задании 742,5 млрд. рублей.

В I полугодии 2013 г. ожидается ввести в эксплуатацию 346 тыс. кв. м., или 43,3 % к годовому заданию.



Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года.

Целью государственной жилищной политики до 2016 года является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.

В 2013–2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:


  • строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);

реконструкции имеющегося жилья;

  • приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

  • получения в пользование жилых помещений социального пользования.

В соответствии с данной Концепцией государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:

  • улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;

  • улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.

В 2013–2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 кв. метров на человека (в г. Минске – не менее 10 кв. метров).

В целях объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращения срока нахождения на учете, который составляет в среднем 17 лет, постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2013 года предполагается ограничить для:



  • воспользовавшихся государственной поддержкой при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья – в течение срока, установленного законодательством (за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением детей);

  • зарегистрированных в жилых помещениях в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают.

Результатами реализации указанных цели и задач должны стать:

  • сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей и военнослужащих;

  • снижение периода обеспечения жильем до 3 лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5 лет (в г. Минске – 7 лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;

  • обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;

  • переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;

  • увеличение не менее чем до 50 процентов от стоимости строительства доли собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство;

  • достижение объемов ввода жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;

  • рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27 – 28 кв. метров в 2015 году.


О государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилья.

17.01.2012г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13). Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее Указ № 185), ранее регулировавший предоставление государственной поддержки гражданам. Произошедшие изменения можно назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данный Указ определил категории граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

После выхода Указа № 13 проценты за пользование льготным кредитом устанавливаются в следующих размерах:



  • для многодетных семей – 1% годовых;

  • для военнослужащих – 5% годовых;

  • для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек – 10% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 3 процентов годовых;

  • для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к иным категориям граждан – 50% ставки рефинансирования НБ РБ;

  • для иных категорий граждан – 20% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 5 процентов годовых.

Максимальный срок пользования льготным кредитом не должен превышать 20 лет (для многодетных семей – 40 лет).

С 01.06.2013г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 30.05.2013г. №246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее Указ №246). Указом № 246 внесены изменения и дополнения в Указ № 13. Основными из них являются –



  • Разовость получения государственной поддержки;

  • Льготные кредиты и одноразовые субсидии предоставляются на строительство (реконструкцию) жилых помещений в экономичных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утверждается Министерством архитектуры и строительства РБ;

  • Максимальный размер льготного кредита определяется с учетом единого предельного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06 ноября 2012 г. № 1023 Гродненской области установлено задание по вводу в эксплуатацию жилых домов в объеме 800,0 тыс. кв. м жилья, из них для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство жилья с государственной поддержкой, в объеме 300,0 тыс. кв. метров (жилые дома ЖСПК и индивидуальные застройщики. По Гродненской области на 2013 год установлен лимит льготных кредитных ресурсов, выделяемых нашим банком, в сумме 1103,7 млрд. рублей.

По состоянию на 01.06.2013 выдано льготных кредитных ресурсов по ОАО «АСБ Беларусбанк» 508,8 млрд. руб. (46,1% от годового объема), в том числе на индивидуальное жилищное строительство – 100,4 млрд. руб.

В настоящее время в учреждениях ОАО «АСБ Беларусбанк» Гродненской области кредитуется 5218 кредитополучателей, из них 3794 членов ЖСПК и 1424 индивидуальных застройщиков (строительство, реконструкция, покупка).

С 1996 года по 2012год включительно по Гродненской области прокредитовано 60 185 граждан на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, из них 46 398 членов ЖСПК (77,1%). За этот период введено в эксплуатацию 49 017 квартир (домов) общей площадью 3 444,5 тыс. м. кв.

За январь-май 2013 года введено в эксплуатацию для граждан, состоящих на учете нуждающихся, с использованием льготных кредитов – 132,2 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных жилых домов – 97,3 тыс. кв. метра, индивидуальных жилых домов – 34,9 тыс. кв. метров.

Кроме того, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на государственную поддержку в виде одноразовых субсидий и индексацию именных приватизационных чеков «Жилье».

Одноразовые субсидии, как и льготные кредиты, предоставляются на основании Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 в соответствии с очередностью. Отдельные категории граждан имеют право на совместное использование льготных кредитов и одноразовых субсидий.

С июня 2013 года система строительства и финансирования жилья претерпела изменения (Указ Президента РБ от 08.05.2013 №215). Жилищное строительство для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита, будет осуществляться через государственный заказ. Он предусматривает исключение участия граждан в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления им готового жилья по фиксированным ценам.

В данных условиях льготный кредит предоставляется единому государственному заказчику, который и будет осуществлять строительство жилого дома. На завершающей стадии местные исполнительные и распорядительные органы распределяют построенные жилые помещения в соответствии с очередностью. В свою очередь граждане после внесения собственных средств, составляющих разницу между фактической стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой выделяемого льготного кредита, заключают договор купли-продажи и кредитный договор в ОАО АСБ «Беларусбанк» на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012г. № 13.

2013 год будет переходным этапом от действующей системы финансирования и строительства жилья к государственному заказу.



Справочно: Учреждения ОАО «АСБ Беларусбанк» кроме льготных кредитов на финансирование недвижимости предоставляют кредиты гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений, построенных государственными организациями специально для продажи–

  • сроком до 20 лет;

  • в размере до 75 процентов стоимости строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;

  • процентная ставка за пользование кредитом – 16 процентов годовых. Для граждан постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек – 14 процентов годовых.

  • Покупка жилых помещений на вторичном рынке – 25,5% годовых (ставка рефинансирования НБ РБ +2пункта).

2 марта 2013 года вступил в силу Жилищный кодекс Республики Беларусь. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений; обеспечению граждан жилыми помещениями; учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями; переустройству и (или) перепланировке; плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением; выселению из жилых помещений; управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации; государственному учету жилых помещений, приватизации жилых помещений; созданию и деятельности организаций застройщиков, а также на отношения по совместному домовладению.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения закрепленного Конституцией Республики Беларусь права граждан Республики Беларусь на жилище, а также обеспечение использования и сохранности жилищного фонда.

Жилищное законодательство основывается на принципах:

обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;

содействия гражданам в приобретении жилых помещений;

предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в социальной защите;

неприкосновенности жилых помещений;

недопустимости произвольного лишения жилых помещений;

судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в настоящее время дорабатываются нормативные правовые акты для полной реализации Жилищного кодекса.

Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года предусмотрен в 2010-2015 годах перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования, а также с целью недопущения социальной напряженности в стране и с учетом реального роста доходов населения в 2011-2015 годах планируется плавное поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, достигнув 60 % по услугам, оказываемым организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь к 2015 году, обеспечив сокращение объемов бюджетного и перекрестного субсидирования.

Следует отметить, что в последние годы населением возмещалась примерно одна треть затрат по оказываемым ему жилищно-коммунальным услугам. Оставшиеся две трети возмещались за счет бюджетных субсидий, перекрестного субсидирования, а также прочих собственных доходных источников организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В целях обеспечения социальной защиты граждан при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предусматривается установление «порога» субсидирования в размере 20 % совокупного дохода семьи, основным критерием определяющим порядок предоставления государственной адресной социальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В 2011-2015 годах предусматривается проведение дальнейшей работы по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению ежегодно не менее чем на 5-10 % в сопоставимых условиях.

Главным направлением реализации целей и задач в области жилищно-коммунального обслуживания является обеспечение населения и других потребителей комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта.

Обеспечение соблюдения нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг определено Указом Президента от 6 октября 2006 г. № 604 - как основной показатель эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время в систему государственных социальных стандартов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 5/12556) включены 12 стандартов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Установленные социальные стандарты по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства в области внедрены и реализуются повсеместно.

В дальнейшем система социальных стандартов требует развития и совершенствования: необходимо установление сроков проведения капитального ремонта и межремонтные сроки для различных типов жилых зданий, степень озеленения населенных пунктов. Актуализируются проблемы в отношении установления стандартов по качеству питьевой воды, очистке сточных вод, загрязнению окружающего воздуха, водоемов, размещению производств по характеру их воздействия на окружающую среду.

В настоящее время доля частного жилищного фонда в общем объеме составляет 90,1 %, и за последние пять лет увеличилась на 0,9 %.

С целью выбора способа управления недвижимым имуществом совместных домовладений повсеместно проведены собрания с собственниками жилых помещений.

На жилых домах, где граждане не выбрали самостоятельно способ управления, назначены уполномоченные лица по управлению недвижимым имуществом.

Разделены функции организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, путем создания службы заказчика, расчетно-справочных центров, самостоятельных ЖЭС, ЖЭУ, осуществляющих функции подрядчика.

Проведенная работа позволила создать условия для перехода на проведение текущего обслуживания на конкурсной основе. Для организации проведения конкурсов созданы конкурсные комиссии, составлены акты технического состояния жилых домов, выставляемых на конкурсы.

Одним из основных направлений обеспечения сохранности жилищного фонда является своевременное проведение капитального ремонта жилищного фонда.

В среднем по области удельный вес ввода общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации составил 0,87 % от обслуживаемой площади. Прогнозный уровень капитального ремонта в 2015 году составит 2,4 %.

Несмотря на высокие темпы наращивания объемов работ остановить отрицательное влияние на техническое состояние жилищного фонда «недоремонта» можно, если увеличить к 2015 году объемы капитального ремонта в среднем по стране не менее чем в 2 раза.

Поэтому наряду с капитальным ремонтом планируется осуществлять тепловую модернизацию таких домов не менее 30 % от общего объема ввода жилых домов после капитального ремонта.

Основными источниками финансирования капитального ремонта и тепловой модернизации являются отчисления граждан и бюджетные средства.

К 2015 году ввод жилья после капитального ремонта и тепловой модернизации в области предлагается довести до 245,4 тыс. кв. метров, обеспечив при этом удельный вес 2,4 % от обслуживаемой площади, что соответствует нормативному показателю.

В целях обеспечения безопасности граждан при пользовании лифтами в течение 2011-2015 годов в области необходимо заменить 375 лифтов, находящихся в эксплуатации более 25 лет.

В жилищно-коммунальном хозяйстве области на 1 января 2013 г. эксплуатировалось 454 котельные с суммарной установленной мощностью 1799,4 МВт, 2047,6 км тепловых сетей в однотрубном исчислении, из них, в период с 2000 года, принято на баланс от других министерств и ведомств 275 котельных и 733,8 км тепловых сетей.

Имеющееся теплогенерирующее оборудование характеризуется широким диапазоном по установленной мощности. Наиболее производительными являются источники теплоснабжения с установленной мощностью от 10 до 100 Гкал/час, их количество от общего числа котельных составляет 8 %, выработанная на них тепловая энергия – 47 % всего объема полученной в 2012 году тепловой энергии. Таким образом, структура эксплуатируемых в области теплогенерирующих источников характеризуется преобладанием маломощного оборудования, большинство из которого морально устарело и имеет недостаточно высокий коэффициент полезного действия. Вместе с тем сложившаяся структура является отражением региональных особенностей предоставления услуг теплоснабжения, учитывающей, что в малых городах и населенных пунктах установка теплогенерирующего оборудования большой мощности нецелесообразна по причине недозагрузки или перепроизводства теплоэнергии из-за невозможности ее реализации потребителям вне своего населенного пункта.

Транспортировка тепловой энергии осуществляется по тепловым сетям организаций жилищно-коммунального хозяйства. Тепловые сети характеризуются высокой степенью износа. Около 26 % (а это составляет 528,4 км) тепловых сетей превысили нормативный срок эксплуатации, 12 % (245,2 км) нуждается в замене в ближайшее время. В 2013 году планируется выйти на уровень замены тепловых сетей - 4,1 % (норматив - 4 % от общей протяженности), а в 2015 году ликвидировать тепловые сети, превысившие нормативный срок амортизации и нуждающиеся в замене.

Основная цель по реализации мероприятий по замене тепловых сетей является повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей, снижение технологического расхода теплой энергии при ее транспортировке, эксплуатационных расходов и затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Приоритетным направлением развития теплоснабжения области в прогнозном периоде является увеличение доли собственных топливно-энергетических ресурсов за счет интенсивного использования местных видов топлива – древесной щепы, дров, торфа и древесных отходов. Замещение традиционных видов ресурсов (природного газа) на местные виды топлива произойдет за счет прироста их потребления в 2015 году по сравнению с 2009 годом на 69,6 тыс. т.у.т. Достижение данного показателя позволит снизить зависимость жилищно-коммунального хозяйства от импорта топливно-энергетических ресурсов.

Увеличение объемов использования местных видов топлива позволит довести их уровень в общем потреблении котельно-печного топлива до 49 % (в 2,2 раза к уровню 2010 года), что потребует проведения комплексной реконструкции котельных, установки высокоэффективного оборудования, увеличения комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на местных видах топлива.

В 2012 году доля МВт в топливном балансе составила – 32,5% (задание 46,5 %).

Предполагается, что реализация всех энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить в 2011-2015 годах экономию потребления топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 100,8 тыс. т.у.т.

Дальнейшую модернизацию и развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения предполагается осуществить в рамках Программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2011-2015 годы Гродненской области, которая предусматривает завершение строительства и расширение станций обезжелезивания воды в 4-х районных центрах (Слоним, Новогрудок, Берестовица, Вороново) и городе Гродно. Тем самым, все районные центры области, а также города, городские поселки и населенные пункты с количеством жителей более 1500 человек будут обеспечены централизованным водоснабжением с гарантированным качеством питьевой воды.

Кроме того, Программа предусматривает обеспечение жителей агрогородков централизованным водоснабжением не менее 82 процентов, для чего запланировано строительство 65 станций обезжелезивания, 57 артезианских скважин, 17 водонапорных башен и 205,0 км водопроводных сетей.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития, иных источников. Объем финансирования на 2011-2015 годы по всем направлениям в ценах 2011 года составляет 296 875,6 миллиона рублей.

Результатами реализации Территориальной программы к 2016 году станут:

обеспеченность не менее 98 процентов населения областного и районных центров, городов и поселков городского типа централизованным водоснабжением с питьевой водой нормативного качества;

обеспечение не менее 82 процентов населения агрогородков централизованным водоснабжением;

снижение на 5 процентов потерь и неучтенных расходов воды из систем водоснабжения;

обеспечение сброса нормативно очищенных сточных вод в водные объекты;

повышение обеспеченности централизованными и местными системами хозяйственно-бытового водоотведения:

городского населения – на 2 процентных пункта, сельского населения – на 3 процентных пункта.

Согласно Программе на строительство объектов водоснабжения и водоотведении на 2013 год запланировано направить 107,99 млрд.рублей.

В 2013 году предусмотрено строительство 22 объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе необходимо обеспечить до конца года ввод 15 объектов.

На 1 июня 2013 года завершены строительные и ведутся пуско-наладочные работы по объекту «Строительство станции обезжелезивания воды в г.п. Берестовица».

Согласно Концепции развития ЖКХ благоустройство населенных пунктов предполагает решение комплекса вопросов, касающихся:

содержания и ухода за дворовыми территориями, проездами и улицами;

уличного освещения;

озеленения;

содержания и ухода за парками и скверами;

сбора, переработки, вывоза и уничтожения мусора и другого.

Необходимо осуществить поэтапное повышение доли освещенных и с усовершенствованным покрытием городских улиц и дорог, обеспечив соблюдение их удельного веса на уровне нормативов социального стандарта. Реконструкцию и капитальный ремонт внутриквартальных дворовых территорий производить с обязательным расширением проездов и устройством разворотных площадок, автомобильных парковок, хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, а также площадок для выгула домашних животных. Увеличить площади ландшафтно-рекреационных территорий, крупных зеленых массивов (лесопарков, парков), обладающих высокой экологической эффективностью, для чего потребуется увеличение объемов выращивания древесно-кустарникового посадочного материала и развитие питомников и оранжерейных хозяйств.

До 2015 года предполагается оптимизировать схемы санитарной очистки с сокращением количества мини-полигонов для захоронения коммунальных отходов и ликвидацией большинства площадок временного складирования.

Планируется довести обеспеченность организаций ЖКХ специальной коммунальной техникой и контейнерами исходя из нормативов количества контейнеров для раздельного сбора ТКО и нормативов образования отходов на одного жителя, завершить строительство мусоросортировочного предприятия в городе Гродно мощностью 120 тыс. тонн в год. Кроме того, во всей многоэтажной застройке будет организован 100-процентный охват населения раздельным сбором коммунальных отходов.

Одним из важнейших направлений работы являются обустройство и содержание в надлежащем санитарном состоянии кладбищ и прилегающих к ним территорий с обустройством площадок для сбора мусора и установкой контейнеров.

Определяющим фактором привлекательности сельского образа жизни является обеспечение населения жильем и объектами инженерной инфраструктуры.

В программном периоде основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства на селе является дальнейшее благоустройство сельских населенных пунктов и создание сельскому населению комфортных условий проживания в основном в плане совершенствования и укрепления уже созданных агрогородков, наполнения их недостающими и развитием существующих объектов инженерной инфраструктуры в целях обеспечения условий проживания населения, соответствующих нормативам государственного социального стандарта.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2011-2015 годах должно быть направлено на достижение главного приоритета – перевода экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для сферы жилищно-коммунального хозяйства задач по сбалансированности экономики и решение вопросов импортозамещения.
Управление идеологической работы

Комитет по архитектуре и строительству

Управление жилищно-коммунального хозяйства

ОАО СБ «Беларусбанк» филиал №400 - Гродненское областное управление


Приложение 1
КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2016 ГОДА



следующая страница >>
Смотрите также:
Конспект в помощь докладчикам Приложение 1 Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года
934.4kb.
4 стр.
Закон республики беларусь 21 июля 2008 г. №419-з о государственной границе Республики Беларусь
457.99kb.
3 стр.
Закон республики беларусь 24 апреля 1992 г. N 1629-xii об общих началах государственной молодежной политики в
192.74kb.
1 стр.
Закон республики узбекистан 27 декабря 1996 г. N 351-i об основах государственной жилищной политики I. Общие положения
227.25kb.
1 стр.
Информация об участии инвалидов в политической и государственной жизни Республики Беларусь
61.11kb.
1 стр.
Кодекс республики беларусь 22 марта 1999 г. N 248-з принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года
877.83kb.
4 стр.
Закон республики беларусь 20 июля 2006 г. №165-з о борьбе с коррупцией Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года
262.06kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 20 июля 2006 г. N 165-з о борьбе с коррупцией принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года
356.04kb.
1 стр.
Материал в помощь докладчикам на единый день информирования 17 января 2013 года
208.48kb.
1 стр.
Республики беларусь общественное объединение «белорусская республиканская федерация фехтования»
292.84kb.
1 стр.
Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики»
248.39kb.
1 стр.
Республики беларусь как субъект государственной политики в сфере правовой информатизации
270.58kb.
1 стр.