Главная
страница 1
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии»

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 3 Семестр 5
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2011г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2011 г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич


Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами базовых теорий и методов психотерапии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ и теоретических проблем психотерапии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности различные теории, методы и приемы психотерапии, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.
Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.
Задачи дисциплины:

Обеспечить развитие у студентов коммутативной и психологической компетентности, коммуникативных навыков, а также усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

- Основные теоретические концепции и методы современной психотерапии в клинической психологии

- Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы

- Психотерапия при личностных расстройствах

- Проблемы эффективности психотерапии. Критерии и методы ее оценки.

- Этические основы психотерапии

- Основные принципы и задачи различных направлений психотерапии

- Проблемы психотерапии к клинической психологии

- Сущность и цели психотерапии

- Психотерапевтическое взаимодействие психотерапевта и пациента

- Психотерапевтический процесс

- Психотерапевтический контакт

- Гуманистические личностно-профессиональные качества психотерапевта и их развитие

- Развитие моральных и нравственных качеств специалиста

- Создание эмоционально прочувственного отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», запускание в действие механизмов профессионального самосознания и самоисследования


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
А) Студент должен знать и уметь использовать:

- Личностные и профессиональные качества эффективного психотерапевта.

- Этические и правовые аспекты психотерапии.

- Стадии и психотерапии и основные теоретические подходы.

- Содержание работы психотерапевта.

- Интердисциплинарный и интегративный характер психотерапии.

- Взаимоотношения клинического психолога и пациента (клиента) в психотерапии.

- Основные базовые теории и методы психотерапии. Их классификация и подходы.

- Специальные вопросы и психотерапии (психотерапия в различных областях медицины: психиатрии и наркологии, в неврологии, в соматической медицине, в хирургии и стоматологии, психотерапия в детском, подростковом возрасте, в геронтологической практике).

- Организационные вопросы и психотерапии.

- Роль врача и клинического психолога в психотерапии.
Б) Студент должен иметь навыки:

- Овладения принципами и методами и методами психотерапии.

- Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода.

- Составления обоснованного плана психотерапии.

- Заключения психотерапевтического контракта.

- Диагностики и оценки состояния пациента (клиента).

- Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии.

- Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление.

- установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса).

- Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии.

- Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения.

- Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии.

- Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии.

- Узнавания и отделения от процесса психотерапии собственных психологических проблем.


В) Студент должен иметь представление о:

- Индивидуальной и групповой психотерапии.

- Основных направлениях современной терапии в том числе:

- Психодинамической психотерапии (классическом психоанализе З. Фрейда,

динамической психотерапии, Юнгианской психотерапии, психотерапии по Адлеру, динамически ориентированном интегративном подходе, психотерапии, основанной на эмоциях, коммуникативном подходе к психоанализу и психотерапии, ограниченной во времени динамической психотерапии, краткосрочной психотерапии с использованием метода провоцирования тревоги, современных направлениях неопсихоанализа);

- Гуманистической и экзистенциальной психотерапии (психотерапии, центрированной на клиенте, экзистенциально-гуманистической психотерапии, экспериенциальной психотерапии, гештальт-терапии);

- Поведенческой психотерапии;

- Когнитивной психотерапии;

- Когнитивно-поведенческой психотерапии;

- Системной семейной психотерапии;

- Супружеской терапии;

- Кататимно-имажинативной психотерапии;

- Групповой психотерапии;

- Гипнотерапии и эриксоновской терапии;

- Аутотренинге;

- Телесно-ориентированной терапии;


- Арт-терапии;

- Игротерапии;

- Сказкотерапии;

- Терапии искусством и творческим самовыражением;

- Музыкотерапии;

- Супервизии в психотерапии

- Балинтовских группах

3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины 90

Аудиторные занятия: 51

Лекции 15

Практические занятия (СЗ) 36

Самостоятельная работа (СР) 39

Экзамены

Консультации



Формы текущего контроля: Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов схем, выполненных студентом самостоятельно.

Супервизия практической работы выполняемой студентами по парам или в группе.
4. Содержание дисциплины.
4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.


№п\п

Вид учебной работы

Количество часов

Всего

Наименование разделов и тем курса

Лекции

ПЗ

СЗ

1.

Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления.

Тема 1. Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии.

Тема 2. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

Тема 3. Медицинская и психологическая модели психотерапии

Тема 4. Психотерапия как предмет исследования


3
0.5

0.5
1


1

6
1

1
2
2







9
1.5

1.5
3


3


2.

Раздел 2. Базовые теории и техники психотерапии.

Тема 1 Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии

Тема 2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия – основные понятия и методы

Тема 3. Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии.



9
3

3
3


20
8

6
6





29
11

9
9


3.

Раздел 3. Виды психотерапии.

Тема 1.Патогенетическая психотерапия. Индивидуальная и групповая формы.

Тема 2. Групповая психотерапия.

Тема 3. Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия.

Тема 4. Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии.

Тема 5. Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.



3
0.5

0.5


0.5
0.5

1


10
2

2

2


2

2





13
2.5

2.5


2.5
2.5

3


Итого:

15

36




51



4.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления.
Тема 1. Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии

Данная тема предполагает усвоение студентами общей цели психотерапии как избавление пациента от эмоционального дистресса, помощь в изменении тех личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала для плодотворной работы и созданию зрелых отношений с другими людьми, «использование профессиональных отношений для избавление от страданий и для личностного роста», помощи пациентам в том, чтобы справиться с рядом патологических симптомов и синдромов, а также предупредить переход донозологических состояний в нозологические, развиваться в направлении здоровья, а не болезни.

Студенты должны усвоить, что параллельно с общей целью психотерапии, каждый ее вид имеет свои специфические цели, которые рассматриваются в соответствующих разделах.

Студенты должны осознать, что при работе с пациентом общая цель психотерапии дифференцируется на ряд задач, а именно:



  1. психотерапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

  2. устранить эмоциональный дискомфорт;

  3. поощряет свободное выражение чувств;

  4. обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

  5. помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам.

  1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Поддержка заключается в том, чтобы осознать и использовать свои силы и умения.

  2. Второй метод психотерапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

  3. Третий метод заключается в том, что психотерапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации) пациента, в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Студенты должны уяснить, что, несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психотерапия сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в случаях, когда речь идет о групповой терапии). Все методы лечения имеют некоторые общие составляющие.

  1. Человек, который страдает и ищет облегчения от своей проблемы. Это – клиент, или пациент.

  2. Человек, который, благодаря обучению или опыту воспринимается, как способный воспринимать помощь. Это – терапевт.

  3. Теория, которая используется для объяснения проблем пациента.

  4. Набор процедур для решения проблем пациента.

  5. Специально социальное отношение между клиентом и терапевтом, которое является помогающим и позволяет пациенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Отношение является фактором, характерным для всех форм лечения. В психотерапии фактор отношения является наиболее важным, чем другие факторы.

В данной теме студент получает первое представление об основных направлениях в психотерапии, как то психодинамическом подходе, феноменологическом подходе, поведенческом подходе, когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, поведенческой терапии, гуманистической, экзистенциальной и клиент-центрированной терапии. Даются общие представления о разнообразии подходов и методов в психотерапии. Приводятся примеры.

Студенту необходимо получить ясное представление о процессе психотерапии и о базовых теориях психотерапевтического процесса. Студенты знакомятся с динамической теорией личности, понятиями «бессознательное», «конфликт и защитные механизмы», уясняют себе суть самопереживания и самонаблюдения, раскрывающей и соподдерживающей психотерапии, стратегии и тактики в психотерапии. Эта же тема предусматривает усвоение студентами понятий «пациент» и «терапевт», а также уяснение таких вопросов как: При каких обстоятельствах и почему люди обращаются к психотерапевту? Представления пациента о психотерапии; Надежды и опасения пациента на момент начала психотерапии; Характеристики пациента, от которых зависит исход психотерапии; Характеристики, не связанные с результатом психотерапии; Что такое «хороший» психотерапевт? Навыки межличностного взаимодействия психотерапевта; Личностные характеристики психотерапевта; Характер взаимодействия психотерапевта и пациента.


Тема 2. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

В данной теме студенты получают представления о фазах психотерапии и основных задачах каждой фазы. Первая фаза представляет собой диагностику личностных особенностей и психического состояния пациента, выявление его актуальных проблем, изучение обстоятельств возникновения проблемы, рабочий диагноз, оценку необходимости психотерапии, оценку мотивации и личностных особенностей клиента, психотерапевтический контракт, утверждение целей и процедур. Вторая фаза представляет собой работу с сопротивлением клиента. В этом направлении студенты четко должны уяснить, сто такое «сопротивление», при каких обстоятельствах оно возникает, отработать навыки преодоления сопротивления. Кроме того, студенты должны понять сущность интерпретаций терапевтом, процессов, происходящих с пациентом, уяснить понятие «конфликт и его защита». Важным вопросом в изучении данной стадии психотерапии является изучение психотерапевтических отношений, таких понятий как «перенос», «противоперенос». При изучении заключительной фазы психотерапии важными вопросами являются такие как необходимая продолжительность психотерапии, факторы, влияющие на продолжительность психотерапии, условия, необходимые для рассмотрения возможности завершения психотерапии, стратегии проведения заключительной фазы психотерапии.

Данная тема предусматривает изучение следующих факторов лечебного действия психотерапии: универсальность; акцептация (принятие); альтруизм; отреагирование (катарсис); самораскрытие (самоэксплорация); обратная связь или конфронтация; коррективный эмоциональный опыт; проверка нового поведения («проверка реальности») и обучение новым способам поведения; предоставление информации (обучение наблюдению).

Данная же тема предполагает усвоение студентами знаний об эффективности психотерапии, возможности ее измерения и факторах, влияющих на нее. Следует подчеркнуть, что наиболее эффективной психотерапия становится тогда, когда психотерапевтом в полной мере используется ее интегративный характер. Интегративная психотерапия основана на глубоком знании различных направлений и подходов в психотерапии, умении использовать различные психотерапевтические методы и техники в контексте конкретной работы с конкретным пациентом. В конечном счете, эффективность психотерапии зависит от личностно-профессиональной подготовки психотерапевта и широты его общей и психотерапевтической эрудиции.



Тема 3. Проблема научного статуса психологической психотерапии, междисциплинарность ее предмета. Психотерапия в системе видов психологической помощи – консультирования, коррекции, сопровождения, супервизии: критерии сравнения, показания и ограничения, цели, форматы, теоретические основы. Проблема деонтологии в психотерапии, профессиональный этический кодекс, ошибки и злоупотребления в области психотерапии.

Современное пространство терапевтического опыта: основные направления психотерапии – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бехивиоральное и их современные варианты. Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов – основания возможности и границы. Структура научного знания в психотерапии: теоретическая модель человека, теория развития психопатологии, теория терапевтического процесса и эффективности психотерапии



Тема 4. Психотерапия как предмет исследования

Проблема адекватности традиционной научной методологии, значение методов гуманитарных наук о человеке (семиотики, герменевтики) для развития исследований в области психотерапии. Общие и специфические факторы эффективности психотерапии, парадокс «эквивалентности» эффективности различных терапевтических систем. Исследование основных «переменных» психотерапии в рамках Меннингерского проекта: роль терапевтических отношений, терапевтических и этических установок терапевта, мотивация пациента и фактор веры, плацебо-эффект, роль уровня патологии личности. Исследование психотерапии как процесса, его разных фаз, динамики терапевтических отношений и изменений личности пациента на разных фазах терапевтического процесса. Факторы преждевременного прерывания психотерапии. Методы оценки «пригодности» к психотерапии, предикторы ее эффективности, методы оценки эффективности.



Раздел 2. Базовые теории и техники психотерапии.
Тема 1. Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии.

Основные понятия психоаналитической психотерапии: сеттинг, терапевтический альянс, перенос, контрперенос, сопротивление. История и логика развития этих понятий. Основные методы психоаналитической психотерапии и их модификация с учетом уровня патологии пациента. Теории объектных отношений и селф-психология: модели развития (М. Кляйн, М. Малер, Х. Кохут, О. Кернберг). «Экспрессивная психотерапия» Кернберга и «восстановительная психотерапия» Кохута в применении к пациентам с личностными расстройствами.

В процессе изучения данной темы студенты знакомятся с концепциями психоаналитического учения о болезнях. Предусматривается изучение таких вопросов, как теории конфликта в психоанализе, нарциссизм и самость, теория объектных отношений, аффекты в психоаналитической теории и практике, психопатологии, обусловленные конфликтами, диагностика в психоаналитической терапии, методы психоаналитической терапии: глубинная индивидуальная терапия, психоаналитическая интерактивная индивидуальная терапия; методы групповой терапии, применяемые в рамках аналитической психотерапии. Особое внимание уделяется процессу

Психоаналитически ориентированной психодинамической психотерапии. Рассматриваются такие вопросы как фокус психодинамической психотерапии, техника психодинамической терапии, сопротивление и защита (вытеснение, отрицание, формирование реакции, перемещение, обратное чувство, подавление, идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, проективная идентификация, всемогущество, девалюация и примитивная идеализация). В этой теме студентам также необходимо подробно познакомиться с понятиями «трансфер» и «контртрансфер», а также рассмотреть такие вопросы как использование сновидений в психотерапии, психотерапевтическая работа с защитными механизмами пограничных пациентов, поддерживающая Психодинамическая терапия.



Тема 2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия – основные понятия и методы.

Когнитивная модель порождения дисфункциональных поведенческих нарушений и патологических состояний при депрессии и тревожно-фобическом расстройстве.

Проблема интеграции когнитивной терапии с другими напрвлениями психотерапии, с психодинамическими моделями, системной семецной психотерапией.

Поведенческая терапия, называемая также «модификация поведения» - это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления. Основная идея, общая для всех направлений бихевиоризма, заключается в том, что любое поведение считается наученной реакцией. Поведенческая терапия имеет богатую историю, в которой преобладает эмпирический опыт. Свое происхождение она ведет от исследований на животных, осуществлявшихся в России (работы И.П.Павлова) и США (Е.Л. Трондайк). Два основополагающего принципа были характерны для бихевиоризма с самого начала его развития: 1) при накоплении знаний существенным является акцент на науке и эмпирической валидизации; 2)предпочтение следует отдавать непосредственно наблюдаемому поведению, а не сообщениям о субъективном опыте и абстрактным концепциям «сознательной» и «бессознательной» психики. В процессе изучения данной темы студенты знакомятся с различными теоретическими концепциями, на основе которых формулируются основные постулаты и принципы поведенческой терапии. Студентам необходимо четко представить цели терапии, ее планирование и показания к ней. Особое внимание следует уделить практическим техникам поведенческой психотерапии, таким как стимульный контроль, контроль последствий, моделирующее научение, когнитивные методы в структуре поведенческой терапии.

Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние, невроз и т.д.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Это предубеждение специфично для различных состояний. Иными словами, мышление пациентов тенденциозно. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место – «когнитивная уязвимость», - которое предрасполагает его к психологическому стрессу. Эти «уязвимости» относятся к структуре личности. Личность формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). В рамках данной темы студенты изучают различные виды когнитивной терапии, их современные модификации. Рассматривают когнитивное содержание различных эмоциональных расстройств (когнитивная модель депрессии, когнитивная модель тревожных расстройств, мании, фобии, параноидных состояний, обсессий, компульсий, зависимостей, истерии, нервной анорексии и т.д.) Студенты изучают когнитивные расстройства – систематические ошибки в суждениях, очевидные при психологическом стрессе: персонализация, дихотомическое мышление, выборочное абстрагирование (извлечение), произвольные умозаключения, сверхгенерализации, преувеличение («катастрофизация»). Важными аспектами изучаемой темы являются понимание целей когнитивной терапии, теории когнитивной терапии, овладение техниками когнитивной терапии (заполнение пустоты, декатастрофизация, реатрибуция, переформулирование, децентрализация и т.д.)

Особое место в рамках данной темы принадлежит изучению теоретических концепций и методов когнивно-поведенческой психотерапии. Рассматриваются процессы когнитивно оценки и ее поведенческих результатов, отработки процесса разрешения проблем и тренинга проблем-разрешающего поведения.


Тема 3. Гуманистическое и экзистенциальное направление в психотерапии.

Основные понятия и методы: условия эффективности человеко-центрированной терапии К. Роджерса – аутентичность терапевта, безоценочное приятие, эмпатическое слушание, конгруэнтность актуальному («здесь и сейчас») психотелесному опыту. Основные понятия и методы гештальт-терапии.Супрессивные и экспрессивные методы содействия личностному росту.

Данная тема посвящена гуманистической, аффективной психотерапии и ее производной форме – клиент-центрированной терапии. В противовес направлениям чрезмерно детерминистским и игнорирующим индивидуальность клиента направлениям терапии общим для обсуждаемых в этой теме направлений является уважительное отношение к личности клиента, к уникальности каждого индивида, а также использование феноменологического подхода. Направления, изучаемые студентами в данной теме уходят корнями в теорию функционирования личности, в центре внимания которой находятся реакции индивида на испытываемые им эмоции. Важнейшей потребностью авторы гуманистической теории считают потребность в самореализации личности. Согласно данному воззрению конфликт личности возникает при фрустрировании этой потребности. Основным современным типом терапии гуманистического направления является терапия, центрированная на клиенте. В данной теме студентам необходимо будет изучить ряд теорий, таких как теория личности, теория мотивации, теория клиент-центрированной терапии. Практически отработать важнейшие элементы методики терапии и пройти тренинг по развитию важнейших качеств гуманистического терапевта как то: эмпатии (вчувствованного понимания), безусловного оценивания (неограниченного принятия), самоконгруэнтности (подлинности). В данной теме будут также рассмотрены вопросы эффективности и показаний к данному виду психотерапии, а также интеграции ее с другими видами.

Экзистенциальная психотерапия, также как и психоаналитическая, относится к разряду психодинамической психотерапии, но является в то же время философски ориентированной. Однако с точки зрения экзистенциальной теории базисным конфликтом, на основе которого формируются те или иные нарушения здоровья и жизнедеятельности человека, является конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. К таким данностям относятся, прежде всего, четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция (одиночество) и бессмысленность. В процессе изучения данной темы студенты должны усвоить основные теоретические и практические взгляды и подходы экзистенциальной психотерапии: подход, ориентированный на культуру; подход, ориентированный на понятии личностного смысла, экзистенциально-гуманистический подход.



Раздел 3. Виды психотерапии.
Тема 1.Патогенетическая терапия. Индивидуальная и групповая форма.

Создателем патогенетической психотерапии является выдающийся русский психиатр и психолог Владимир Николаевич Мясищев. Свой метод он развил на основе разработанной им концепции психологии личности. Отношения человека представляют, по В.Н. Мясищеву, сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В рамках данной темы студенты изучают теорию личности В.Н. Мясищева, в которой выделяется четыре компонента характеристики личности (доминирующие отношения личности, психический уровень человека, динамика реакций личности, взаимосвязь основных компонентов или общая структура личности). В рамках этой же темы студенты получают представление о концепции невроза и типах невротических конфликтов. Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса: от изучения личности пациента через осознание к изменению, т. е. коррекции нарушенных отношений больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования личности. Студенты изучают метод индивидуальной патогенетической терапии - преодоление неправильных представлений пациента о его болезни, осознание психологических причин и механизмов болезни (интрапсихического конфликта), анализ конфликта и разрешение конфликта. В рамках этой же темы студенты изучают теоретические основы групповой патогенетической психотерапии, ее цели и задачи, механизмы лечебного действия.


Тема 2. Групповая психотерапия.

Специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Цели групповой психотерапии формулируются по-разному в рамках различных подходов, однако, несмотря на различия, можно указать на общие цели, обусловленные самой спецификой метода групповой психотерапии: 1) исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении; 2) изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; 3) приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми (повышение социальной компетентности); 4) содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности и ощущения счастья; 5) устранения болезненных симптомов.

Студенты в процессе изучения данной темы знакомятся с феноменологией группового процесса, изучают понятие норм группы: принцип откровенности и искренности, отказ от использования «ярлыков», контроль поведения, принцип ответственности, правило «стоп», соблюдение конфиденциальности, «толерантность». Усвоение и практическая проработка данных правил позволит не только усвоить основные понятия данной теми, но и включиться в процесс личностно-профессионального развития и подготовки к будущей практической деятельности клинического психолога. Студенты изучают такие понятия как роли в группе, групповая сплоченность, групповое напряжение, фазы развития группы. Особое внимание уделяется практическому освоению правил и норм работы группового терапевта, его личностных качеств и профессиональной подготовке. Студенты изучают принципы организации терапевтической группы и умения отслеживать и использовать групповую динамику. Балинтовские группы (группы исследования работы с пациентами в кругу коллег) проводятся на протяжении всего курса изучения клинической психологии, что позволяет лучше осознать свои ошибки и успехи в практической работе и способствует становления клинического психолога – практика.

Тема 3. Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия.

Различные школы семейной терапии исходят из того, что дисфункциональные межличностные отношения в диадах, триадах или в больших семьях отчасти являются причиной возникновения и сохранения нарушений и симптомов. Семейная психотерапия – это психотерапевтический метод, цель которого так изменить нарушенные отношения между членами семьи, чтобы с помощью изменений в динамике и структуре отношений в семье и ее подсистемах уменьшились или полностью исчезли проблемы и симптомы отдельных членов семьи, а также улучшилось функционирование семьи в целом.

В процессе изучения данной темы студенты усваивают цели, правила, стратегии и техники семейной терапии, показания к ней и противопоказания. Важным аспектом является достижение понимания студентами того, что при любом заболевании пациента в процессе его выздоровления или, напротив, усугубления участвует семья. Поэтому знания и умения в области семейной психотерапии являются необходимыми для любого клинического психолога, где бы он ни работал и чем бы ни занимался. Специальное место в данной теме занимают вопросы супружеской терапии. Студенты должны усвоить основные концепты и терапевтические методики, используемые терапевтом в рамках системной теории семейной и супружеской психотерапии.

Тема 4. Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии.

В рамках данной темы студенты изучают особенности психотерапии в детском, подростковом, пожилом и старческом возрасте. Прежде чем приступить к освоению практической части темы, изучаются теории развития (когнитивного, эмоционального, поведенческого), а также особенности различных возрастов. Практические методы возрастной психотерапии также обладают специфичностью. Студенты изучают цели и задачи детской и подростковой психотерапии, а также психотерапии старения, вопросы оценки эффективности психотерапевтических вмешательств. Студенты должны усвоить интерактивный подход к языку и коммуникации детей, принципы и некоторые техники игровой психотерапии и сказкотерапии, а также стратегии вмешательства при детских фобиях, злоупотреблениях в отношении детей, психических травмах детского и подросткового возраста. Важным вопросом является вопрос об особенностях семейной психотерапии в семьях с детьми и подростками, а также пожилыми людьми.


Тема 5. Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.

В процессе изучения данной темы обсуждаются вопросы о конкретных задачах и рамках деятельности клинического психолога в тех или иных профессиональных условиях. Студенты должны четко усвоить, какие задачи стоят перед клиническим психологом, работающим в стационарных и амбулаторных условиях, какие аспекты деятельности важны для клинического психолога. В рамках практических занятий проводятся круглые столы и дискуссии.


4.3. Тематический план лекций.
3 курс 5 семестр.


  1. Цели, задачи и подходы в психотерапии.

  2. Теория и процесс психотерапии.

  3. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента.

  4. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

  5. Психодинамическая и психоаналитическая психотерапия.

  6. Ортодоксальный психоанализ.

  7. Современный психоанализ.

  8. Гуманистическая и экспериенциальная психотерапия. Клиент-центрированная психотерапия.

  9. Экзистенциальная психотерапия.

  10. Гештальт-терапия.

  11. Поведенческая психотерапия.

  12. Когнитивная психотерапия.

  13. Когнитивно-поведенческая психотерапия.

  14. Супервизия в психотерапии.

  15. Патогенетическая терапия. Индивидуальная и групповая форма.

  16. Групповая психотерапия.

  17. Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия.

  18. Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии.

  19. Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.


Тематический план практических занятий
3 курс, 5-6 семестр.


  1. Теория и процесс психотерапии.

  2. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента.

  3. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

  4. Психоаналитическая психотерапия.

  5. Гуманистическая и экспериенциальная психотерапия. Клиент-центрированная психотерапия.

  6. Экзистенциальная психотерапия.

  7. Гештальт-терапия.

  8. Поведенческая психотерапия.

  9. Когнитивная психотерапия.

  10. Супервизия в психотерапии.

  11. Патогенетическая терапия. Индивидуальная и групповая форма.

  12. Групповая психотерапия.

  13. Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия.

  14. Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии.

  15. Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.



4.5. Самостоятельная работа студентов.


№ п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной

работы


Вид контроля

Часы



Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии.



1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии.

2



Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии.

2



Медицинская и психологическая модели психотерапии


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии.

2



Психотерапия как предмет исследования

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).

3. Подготовка к контрольной работе.



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, тестовый контроль.

2



Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

4



Когнитивно-бихевиоральная психотерапия – основные понятия и методы


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

4



Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии.

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

4



Гештальт-терапия.


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).

3. Подготовка к контрольной работе.


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, тестовый контроль, супервизия.

2



Гипнотерапия, эриксоновская терапия, аутотренинг

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).





Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Кататимно-имажинативная психотерапия. Атр-терапия. Терапия искусством и творческим самовыражением

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Психодрама. Телесно-ориентированная психотерапия.


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Супервизия в психотерапии.


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).

3. Подготовка к контрольной работе.


Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, тестовый контроль.

1



Патогенетическая терапия. Индивидуальная и групповая форма.


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.


2



Групповая психотерапия



1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии

1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, супервизия.

2



Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.


1.Работа с литературой.

2. Подготовка доклада (его изложение в реферате).



3. Подготовка к контрольной работе.

Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, тестовый контроль, супервизия.

2

Всего:


39



4.6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.
А) Основная литература.



  1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. 1997, 335с., «Академический проект».

  2. Алман Б., Ламбру П. Самогипноз. 1995, 192с., КЛАСС.

  3. Баскаков В.Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. 2001, 224с., Институт Общегуманитарных Исследований.

  4. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. 2003, 304с., Питер.

  5. Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник мании НЛП. 2003, 272 с., СПб «прайм-ЕВРОЗНАК».

  6. Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001 г., 351с., Питер

  7. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. 1998, 224с., КЛАСС.

  8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. 2001., 294с., Питер.

  9. Вайнер И. Основы психотерапии. 2002, 288с., Питер.

  10. Варга А.Я. Введение в системную семейную терапию: курс лекций. 2001, 144с., Речь.

  11. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. 1998, 208с., КЛАСС.

  12. Гарфилд. Практика краткосрочной психотерапии. 2002., 256 с., Питер-М.

  13. Групповая психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. 1990, 384с., Медицина.

  14. Детская и подростковая психотерапия. Под ред. Д. Лейна и Э. Миллера.

  15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. 1982, 212с., Медицина.

  16. Зейг Д., Мьюнион В. Психотерапия – что это? 2000, 432с., КЛАСС.

  17. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. 1985, 303с., Медицина.

  18. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник. 2000, 536с., Питер.

  19. Кинг М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. 1998, 173с., КЛАСС.

  20. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Под ред. А. Бека и А. Фримена. 2002, 544с., Питер.

  21. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. 2003, 319с., Речь.

  22. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. 2002, 352с., Питер.

  23. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика.2000, 240с., «Академический проект».

  24. Кэррел. Групповая психотерапия подростков. 2002, 384 с., Питер-М.

  25. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая Психодрама Я.Л. Морено. 1994, 352с., «Прогресс».

  26. Люборски Л. Принципы психоаналитической психотерапии. Руководство по поддерживающему экспрессивному лечению. 2003, 255с., Когито-Центр.

  27. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. 2001, 560с., Речь.

  28. Миллс Д., Кроули Р. Психотерапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». 1996, 144с., КЛАСС.

  29. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. 1998, 304с., КЛАСС.

  30. Наранхо К. Я и Ты, здесь и сейчас: вклад гештальт-терапии. 2002, 320с., Эксмо.

  31. О” Коннор, Д. Сеймор. Введение в НЛП. 1997, 256с., Челябинск: «Версия».

  32. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. 1997, 336с., КЛАСС

  33. Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. 1993, 166с., Изд-во Архангельского госмединститута.

  34. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. 2001, 480с., Институт Общегуманитарных Исследований.

  35. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. 2001, 384с., Институт Общегуманитарных Исследований.

  36. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. 1997, 272с., КЛАСС.

  37. Психодрама: вдохновение и техника. Под ред. П. Холмса и М. Карп. 2000, 288с., КЛАСС.

  38. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 1998, 743с., Питер.

  39. Психотерапия детей и подростков. Под ред. Ф. Кендалла. 2002, 427с., Питер.

  40. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. 507с., 2002, ЭКСМО-ПРЕСС.

  41. Рудестам К. Групповая психотерапия. 1990, 368 с. Прогресс.

  42. Рутан Д., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. 2002, 400с., Питер.

  43. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. 2002, 368 с., Академия.

  44. Уильямс Э. Вы – супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. 2001, 288с., КЛАСС.

  45. Усано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. 1992, 158с., Российская психоаналитическая ассоциация.

  46. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. 2002, 787с., «Речь».

  47. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. 2002, 352с., Речь.

  48. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. 1997, 336с., КЛАСС.

  49. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 2001, 651с., Питер.

  50. Эйдемиллер Э.Г. Семейная терапия. Хрестоматия. 2000., 512 с., Питер-М.

  51. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2002, 352с., «Речь».

  52. Эриксон М. Стратегии психотерапии. 1999, 543с., «Ювента».

  53. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. Хрестоматия. 2000 г., 512с., Питер.

  54. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. 2000., 640с., Питер.

  55. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. 1999, 576с., КЛАСС.

Б) Дополнительная литература.



  1. «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смысл, символы. 2003, 320с., КЛАСС.

  2. Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. 1994, 310с., «REFL-book».

  3. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. 2003, 223 с. Изд-во института психотерапии.

  4. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек - в принцы. Нейро-лингвистическое программирование.1992, 257с., Изд-во Новосибирского университета.

  5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. Нейро-лингвистическое программирование. 1996, 496с., СПб., Изд-во «Белый кролик».

  6. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии. 2002, 256с., Питер.

  7. Гордон Д. Терапевтические метафоры. 1995, 196с., Спб. «Белый кролик».

  8. Гроф С. Путешествие в поисках себя. 2001, 336с., Изд-во института психотерапии.

  9. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. 1997, 192с., КЛАСС.

  10. Ермошин А. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. 1999, 320с., КЛАСС.

  11. Кабат-Зинн Д. Куда бы ты ни шел – ты уже там: Медитация полноты осознания в повседневной жизни. 1999, 208с., КЛАСС.

  12. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. 1998, 192с., КЛАСС.

  13. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие. 2001, 480с., КЛАСС.

  14. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. 2001., 256с., Речь.

  15. Лоуэн А. Предательство тела. 1999, 326с., «Деловая Книга» Екатеринбург.

  16. Маслоу А. По направлению к психологии бытия». 2002, 272с., ЭКСМО-Пресс.

  17. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. 2002, 224 с., Изд-во Института Психотерапии.

  18. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. 2001, 443с., Питер.

  19. Психология и лечение зависимого поведения. Под ред. С. Даулинга. 2000, 240с., КЛАСС.

  20. Пуселик Ф., Люис Б. Магия нейро-лингвистического программирования без тайн. 1995, 176с., «Петербург – XXI”

  21. Сатир В. Психотерапия семьи. 1999, 283с., «Ювента».

  22. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. 1955, 261с., КЛАСС.

  23. Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. 1996, 216с., «Екатеринбург».

  24. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. 2002, 334с., Питер.

  25. Фрейд З. Психология бессознательного. 1989, 447с., «Просвещение».

  26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. 1993, 480с., «Прогресс».

  27. Чепмен А., Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. 2001, 240с., Питер.

  28. Эриксон М. Мой голос останется с Вами. 1995, 256с., «Петербург – XXI век».

  29. Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. 1995, 256с., КЛАСС.


5. Средства обеспечения усвоения дисциплины.

    • Учебные комнаты.

    • Комната для проведения тренингов.

    • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы, обучающие компьютерные программы.


6. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном

  • Видеокамера

  • Музыкальный центр

  • Комната для проведения тренингов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации работы специалистов.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является клинико-психологическим базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы будущих специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • просмотр видеофильмов

  • работа с компьютерными программами

  • тренинговая часть практического занятия, на котором отрабатываются навыки самопознания и психотерапевтической работы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений психотерапевтической работы.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то ест ведения научно-исследовательской работы.



Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится один экзамен в конце 5-го семестра. Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» составлена доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Сирота Н. А. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030303 «Клиническая психология» и является инновационной в связи с тем, что содержит оригинальные авторские разработки как в теоретическом, так и в практическом аспекте.


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности
524.84kb.
3 стр.
Клиническая психология
145.02kb.
1 стр.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности 030302. 65 – «Клиническая психология»
1859.16kb.
28 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» для студентов дневного факультета Тема основные вопросы общей и социальной психологии 4 часа
497.51kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста
287.06kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономического факультета по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
572.22kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность» часть 2
938.31kb.
4 стр.