Главная
страница 1


ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Сегодня тяжело представить многие сферы деятельности без Интернет, начиная от образования и заканчивая бизнесом. Большая часть пользователей Интернет имеет выделенную линию связи и высокую скорость передачи данных (например, многие пользуются для выхода в Интернет локальными сетями или подключением ADSL), что не накладывает фактически никаких ограничений на контент веб-ресурсов. Существует множество развлекательно-познавательных сайтов, контентом которых является текст, flash-ролики, видео, аудио. Активно развивается вещание видео через Интернет (rbc tv, rambler tv).



Интернет-телевидение – это решение многих глобальных вопросов в разных областях, в первую очередь – в сфере образования.

Интернет-телевидение сочетает в себе множество преимуществ и достоинств глобальной сети Интернет и традиционного телевидения.

Интернет позволяет создавать персонализированные сервисы, которые пользуются с успехом, так называемые сервисы по запросу (service-on-demand). Доступность Интернет-телевидения в любой момент является его неоспоримым достоинством. Для некоторых областей деятельности Интернет-телевидение – единственный способ для реализации поставленных задач.



Этапы развития Интернет-телевидения

Работу Интернет-телевидения можно обеспечить несколькими путями, которые зависят от множества факторов (например, наличия большого потока контента, необходимости вложения денежных средств, коллектива и т.д.).

Выделим следующие этапы развития Интернет-телевидения:


  1. вещание в режиме эфира;

  2. вещание по запросу.



Рис. 1. Этапы развития Интернет-телевидения
Работа в режиме постоянного телевещания

В данном режиме Интернет-телевидение вещает постоянно, аналогично традиционному телевидению, и имеет заранее известный анонс. Большой поток контента требуется для поддержки эфирного вещания, что на ранней стадии развития является сложной задачей.

В качестве видеоконтента можно использовать познавательный материал по следующим направлениям:


  • видеолекции;

  • дополнительные тематические фильмы;

  • новости;

  • семинары, мастер-классы;

  • трансляции;

  • телемосты.

    Видеолекции: материал по различным дисциплинам.

    Дополнительный тематический контент может быть представлен в разном виде, например, в виде фильмов, которые являются познавательными и не считаются частью лекционного материала.

    Новости представляют собой видео ролики, аналогичные новостным выпускам на традиционном телевидении, в которых сообщается о ближайших конференциях, выставках, семинарах, грантах и других событиях.

    Семинары, мастер-классы проводятся в прямом эфире. Каждый раз выбирается тема семинара, который ведет специалист в данной области. Зрители имеют возможность задать вопросы, получить консультацию по интересующему вопросу, используя интернет-пейджеры.

Трансляции и телемосты. Даты таких мероприятий заранее известны и включаются в анонс. Трансляции с семинаров, конференций также включаются в прямой эфир. Хотя технологии, используемые в современном Интернет-телевидении, изначально не предполагали такого применения, оно всё же возможно, и будет приятным дополнением ко всему вышеперечисленному. Основной недостаток этой технологии – временные задержки, которые могут достигать 30 сек. при низком качестве Internet-канала. Но, в случаях, когда действительно реальное время не является главным критерием выбора технологии для проведения телемоста, Интернет-телевидение является хорошим решением, т.к. не требует никаких дополнительных затрат средств и времени.


Видео по запросу


    Если организован непрерывный режим работы Интернет-телевидения и решен основной вопрос – обеспечено наличие нужного контента, то становится возможным организовать сервис – видео по запросу (video-on-demand). Существует несколько вариантов реализации данного сервиса. Пользователь может просмотреть архив и выбрать контент по своим интересам, таким образом, у него нет необходимости ждать показа в эфире понравившейся программы, а достаточно только сформировать список предпочтений. Видео можно выбирать по разным критериям: по дате, по теме, по автору и т.д.

    Данный режим вещания является полноценным телевидением через Интернет, но представляет собой лишь верхушку пирамиды и с него начинать развивать Интернет-телевидение очень сложно и при сильно ограниченных ресурсах – проблематично.

    В режиме вещания по запросу весь контент предоставляется по заказу, причем это могут быть не только видео материалы, но и организация телемостов и трансляций. В таком случае, общедоступного контента нет, а есть только индивидуальный. В данном режиме работы особый интерес вызывают трансляции и телемосты по запросу, которые имеют множество применений.

Области применения телемостов и трансляций


    Проблема дистанционного образования остается актуальной, и до конца не решенной. Использование возможностей трансляции через Интернет снимается ряд вопросов. Не всегда существует возможность получить образование в том городе или стране, где хочется. В этом случае такие мероприятия, как телемосты и трансляции могут оказаться необходимыми. Причем, возможна организация как одностороннего вещания (трансляция), так и введение элементов интерактивности, вплоть до двухстороннего взаимодействия (телемост). Таким образом, дополнительное и основное образование становятся более доступными.

    Конечно, такой вид обучения не заменит квалифицированного преподавателя, но стоит учитывать, что не все ВУЗы разных городов имеют специалистов по необходимым дисциплинам, часто случается, что некоторые направления не закрыты, дисциплины читаются недостаточном объеме, в котором требуется. В таком случае Интернет-телевидение способствует поддержке образовательного процесса и повышению качества образования.

    Данный вид сервиса интересен не только для ВУЗов, но и для организаций, которые направляют своих сотрудников на курсы повышения квалификации и прочие мероприятия дополнительного образования. Проведение обучения посредством телемостов (трансляций) уменьшает материальные затраты и позволяет приобщить к данному мероприятию более широкий круг сотрудников.

    В условиях демографического кризиса для привлечения абитуриентов в ВУЗ можно устраивать телемосты со школами и другими средними учебными заведениями, т.е. проводить агитационные и профориентационные on-line курсы.

    Работа в режиме «услуги по запросу», реализуется наиболее просто и не требует большого потока контента. Со второго режима работы можно перейти на первый.

    Практическая реализация

    В марте 2006 года на кафедре Электронно-вычислительной аппаратуры (ЭВА) Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) в рамках проекта «Единая информационная среда кафедры (ЕИС)» для проведения семинара потребовалось обеспечить большее количество мест для зрителей, чем позволяло помещение. Для передачи видеоизображения в соседнюю комнату был установлен сервер потокового вещания, поэтому наравне со зрителями в соседней комнате, трансляцию могли смотреть все, кто зашел по опубликованной в новостной ленте ссылке. Качество изображения приятно удивило зрителей и технологию было решено использовать как для внутренних трансляций, так и для проведения телемостов. Случай провести междугородний телемост представился в апреле 2006, телемост был организован с Педагогическим университетом им. Герцена (г. Санкт-Петербург).

    На сегодняшний момент Интернет-телевидение на кафедре находится на первом этапе развития. Кафедра ЭВА организовывает трансляции и телемосты по заказу, а также практикует использование этих возможностей в учебном процессе, например, трансляции с защит курсовых работ проводятся в прямом эфире (Рис. 2), а записи публикуются на сервере и доступны через Интернет уже на следующий день.



Рис. 2. Кадры с трансляции курсовых работ

    Такие мероприятия положительно влияют на учебный процесс: студенты осознают, что они защищают свои работы перед огромной аудиторией; все, кто смотрит защиту, могут задавать вопросы студентам, что заставляет их задуматься о качестве своей работы и выступления. Видеоматериал с защит выкладывается в видео архив на сайт кафедры (video.auditory.ru ).



    Организация трансляции

    Для трансляции в настоящий момент используется технология Windows Media Services 9 Series.



    Программная часть:

  • Windows Media 9 Series Streaming Server – сервер потокового видеовещания. Отвечает за получение видеопотока с кодировщиков и перенаправление его к зрителям, с одновременной записью на диск, формирует телеканалы из материала, содержащегося в архиве, а также обслуживает On-Demand запросы, поступающие с сайта видеокаталога.

  • Windows Media Encoder 9 – осуществляет кодирование видеосигнала с камеры в потоковый формат, пригодный для вещания через сеть. Поддерживая несколько типов источников видео, Encoder позволяет переключаться между несколькими камерами и/или передавать происходящее на рабочем столе компьютера. Кроме того, может осуществлять запись передаваемого потока локально на диск (для подстраховки, или когда нет возможности быстро получить доступ к записи, сделанной на стороне сервера).

  • Windows Media Player (WMP) 10 или 11 – используется для просмотра кафедральных телеканалов и записей. Отдельно стоит упомянуть технологию т.н. «встроенного» плеера (embedded media player), когда окно плеера встраивается в веб-страницу, делая просмотр доступным абсолютному большинству пользователей и создавая «эффект присутствия».

Зрители наблюдают за трансляцией через удобную WEB-страницу, содержащую два встроенных видеоплеера. Правый передаёт изображение выступающего, левый – презентацию (слайды) (Рис. 1). В результате зрители фактически переносятся в зал, где проходит выступление, а совместимость со всеми современными браузерами и использование встроенного в систему плеера позволяет избежать каких-либо проблем с просмотром.



Рис. 3. Просмотр телетрансляции защиты курсовой работы

    Аппаратная часть:

    К оборудованию, используемому в системе кафедрального телевидения, требования различны. Так, для кодирования видеосигнала необходим мощный центральный процессор.



    Конфигурация текущего «кодирующего» компьютера выглядит следующим образом:

  • AMD Athlon 64x 2800+;

  • 512Mb RAM;

  • 100 mbps UnLink.

    Использовались видеокамеры:

  • Sony HDR-HC1E HDV Camcoder;

  • Canon XL1 DV Camcoder.

К телесерверу требования несколько другие – здесь не так важна мощность процессора, как скорость и надёжность сетевого подключения и дисковой подсистемы.

    Конфигурация видеосервера:

  • Intel Celeron 1700MHz CPU;

  • 256MB RAM;

  • 20Gb IBM DTLA HDD;

  • 100Mbit/s UpLink.





    Рис. 4. Схема организации трансляции

    При проведении телемостов возникли трудности. Задержка сигнала в прямом эфире составляет около 10 сек. в одну сторону. Изображение передается с разрешением 320×240, что является достаточным для Интернета, но не для традиционного телевидения. Для совмещения хорошего качества изображения и скорости передачи следует рассмотреть специализированное аппаратное обеспечение. Также для дизайнерского оформления видеопотока во время вещания в прямом эфире следует использовать аппаратный модуль для создания титров и эффектов. Решить эту задачу программным способом не представляется возможным в связи с отсутствием подходящего программного обеспечения.



    Информационная панель

    Информационная панель кафедры представляет собой обычный ЖК-монитор и колонки, установленные в холле кафедры над доской объявлений. Таким образом, каждый входящий на кафедру, сразу обращает на него внимание. Панель служит главным элементом, осуществляющим информационную и рекламную функции кафедрального телевидения. Изображение, которое видят зрители, является динамической HTML-страницей со встроенным видеоплеером Windows Media Player. Плеер воспроизводит эфир специального канала ЭВА-ТВ, а в правой части экрана расположен «бегущий столбец», который отображает последние новости с новостного сайта кафедры (http://news.auditory.ru), доступные через RSS-канал. Бегущая строка снизу предназначена для отображения наиболее важных, экстренных новостей, но пока не используется. Рис. 5 демонстрирует внешний вид панели и наглядно показывает предназначение элементов экрана.







    Рис. 5

    Эфир сетевого телеканала, демонстрируемый информационной панелью, содержит информацию о предстоящих событиях на кафедре, видеоотчёты о прошедших событиях (защите курсовых и дипломов, выступлениях на конференциях), рекламные ролики ресурсов информационной среды кафедры (http://www.auditory.ru), а также видеоматериал об общественной и внеучебной жизни кафедры (выезды на природу, походы и т.п.).

    В моменты проведения сетевых телетрансляций телеканал информационной панели автоматически начинает передачу «живого» изображения с происходящего мероприятия, что позволяет ещё больше расширить список задач, решаемых с помощью этого элемента системы сетевого TV.


В качества контента для информационной панели используются различные материалы: видео, текст, звук. Наиболее важным видом контента в качестве информационной составляющей являются новостные репортажи. Новостным выпускам на телевидении на кафедре отводится особая роль, в принципе, как и на любом телевидении. Съемкой и технологией новостей занимается отдельный человек, который создает сценарий новостей, контролирует съемку, монтаж и по совместительству является диктором.
Технология съёмки видеороликов и создание хранилища видеоматериалов
Известно, что любая информация, представленная в наглядном виде, воспринимается легче и быстрее, чем, если бы она была просто написана на бумаге или на доске. Под наглядностью представления информации можно понимать различные рисунки, графики, а также её дублирование голосом. На кафедре ЭВА Московского Института Электроники и Математики установлен монитор, который наглядно представляет новую, полезную информацию. Формой представления информации послужат:

  1. короткометражные фильмы;

  2. ролики;

  3. новости и интервью.

Информация на экране должна быть всегда новой, актуальной и своевременной. Нужно отметить, что новости имеют особенности по сравнению с обычными информационными, развлекательными или познавательными роликами – длительность новостей не должна выходить за рамки 2 минут. Потому новость должна иметь четкий сценарий – выверенный короткий текст и сопроводительное видео. Главное требование для новостей – актуальность. Потому процесс их создания (съёмка, монтаж и вывод на экран) не должен занимать много времени, для чего и понадобится продумать технологию создания видеоконтента. Отснятый материал может понадобиться не сразу, а через некоторое время. Хранение видео на дисках приводит к беспорядку, следовательно, необходимо придумать другой способ хранения видеоматериала.

Процесс съёмки и хранения состоит из реализации следующих этапов:



  1. съёмка видеоматериала и монтаж;

  2. создание необходимых форматов конечных видеоматериалов;

  3. создание архива видеоматериалов.

Реализация этапов:

  1. Постановочное видео, такое как новости или интервью, необходимо снимать в помещении с правильно установленным светом. Звук должен записываться с микрофона, отдельно подсоединённого к камере.

Для съёмки подойдёт обычная камера, которая есть у многих. Технология основана на доступных средствах и оборудовании.

Съемка человека

Существуют определенные крупности планов человека в кадре.



Общий план

  • Человек виден целиком – очень общий или «оч. ОБЩ», как пишут в киносценариях - это крошечная человеческая фигурка на необъятной пустынной равнине (обычно этот план так и используется). Если объект сидит, то его высота «с головы до пят» гораздо меньше, соответственно, на общем плане он получается крупнее.

От общего к среднему

За общим планом по увеличению крупности следует план «по колено», в сценариях он обозначается «СРД-ОБЩ». СРД-ОБЩ план хорош для обозначения отношений человека со второстепенными, но, тем не менее, значащими персонажами и предметами на дальних планах глубины кадра: крупность плана достаточна, чтобы видеть детали всех объектов.



Средний план

Различают два средних плана: «по бедра» и «по пояс».

План «по бедра» или «голливудский»: нижний край кадра находится на уровне самой широкой части бедер.

«Поясной план», где нижний край кадра проходит на высоте брючного ремня, - стандарт для съемки объекта в «привязке» ко второму плану, например, турист, фотографирующий достопримечательности, но, в отличие от «СРД-ОБЩ», внимание акцентируется именно на туристе, а второй план лишь иллюстрирует его действие.

Комбинируя эти две разновидности среднего плана (здесь и далее они обе обозначаются как «СРД»), получаем идеальный кадр для съемки двух объектов в диалоге: объект, ближний к камере, - на «поясном» плане, а дальний (стоящий примерно в метре от него) оказывается в кадре «по бедра».

Крупный план

Крупные планы съемки бывают двух видов: просто крупный (КРП) и очень крупный (оч. КРП).

Просто крупный план (рис. 6) - человек берётся в кадре по грудь, «очень крупный» - это только лицо. Обратите внимание: на этом плане глаза всегда должны находиться «на линии горизонта».

Исключение составляют кадры, снятые с верхнего или нижнего ракурса.




    Рис. 6. Крупный план

Одежда

Не должно быть никаких рубашек и пиджаков в мелкую клетку или полоску, а также платьев с мелким узором по всему полю: полоски и клетка на экране будут «стробить», то есть на них возникает электронная помеха в виде рябящих полосок.

Также противопоказаны снежно-белые сорочки и платья: даже при небольшом дополнительном освещении они будут «гореть», а если вы прикроете диафрагму, и рубашка станет нормальной, объект, на который она надета, превратится в негра или мулата.

Грим

Яркий грим, особенно на бледном лице, не слишком хорош для видео.

Любительские видеокамеры, особенно дешевые «мыльницы», не очень хорошо передают оттенки ярких красок. Если съемка происходит в помещении, нельзя обходиться только дневным естественным светом или освещением ламп в помещении – практически гарантирована «синюшность» персонажей в области загримированных глаз, щек и губ.

Девушки могут наложить макияж пастельных тонов. Возьмите салфетки или пудреницу – у объектов, как правило, потеют и блестят лбы и носы, когда они снимаются и волнуются.

Если вам очень хочется изменить внешность объекта гримом, нужно помнить несколько простых правил:


  • сначала нужно положить общий светлый тон на лицо, шею и руки, если они открыты и находятся в кадре;

  • затем светлым же тоном «убрать» рельеф лица - височные и глазные впадины, впадины у крыльев носа, подбородочную «ямочку»;

  • закрасить недостатки кожи тонировочным карандашом;

  • затем заново «рисовать» лицо более темным гримом в соответствии с принципом - «Где темнее, там - худее!»

Объекты общаются

В каждом из кадров должен быть композиционно выделен главный объект, в данном случае - рассказчик. Второй объект (слушатель), если и присутствует в кадре с главным объектом, должен быть «композиционно второстепенным». Только при соблюдении этих условий кадр будет правильно скомпонован по смыслу (рис. 7). Объект может быть двух планов крупности: КРП и СРД («по талию», «по бедра»).





а) б)

    Рис. 7. Планы при интервью a) респондент и корреспондент б) крупный план

Если вы решили снимать крупные планы человека, задающего вопросы и отвечающего на них, необходимо делать переходы, показывающие их вместе в студии.

Ни в коем случае не следует снимать ответы и вопросы отдельно. Движение камеры в течение кадра поможет зрителям увидеть больше объектов и точнее понять, как они взаимосвязаны, то есть кадр будет более насыщен по смыслу. Итак, более общие планы предполагают, что в кадре должен присутствовать не только сам респондент, но и тот, кто его спрашивает, «корреспондент», целиком или частично, причем в последнем случае часть тела корреспондента, оказавшаяся в кадре, также должна быть стандартной крупности, а сам кадр должен быть композиционно уравновешен. Если потом склеить снятые таким образом вопросы корреспондента с ответами респондента в течение интервью (постарайтесь не перепутать, смысл вопроса должен соответствовать содержанию ответа), то и получится не «говорящая голова», а именно диалог, что проще и приятнее для восприятия.

«Обратная точка» - кадры, снятые после съемок интервью, по правилу «восьмерки». «Подождите минуточку, не трогайтесь с места», - говорите вы респонденту и корреспонденту, переставляете камеру из точки К1 в К2 (если нет второй камеры), и делаете несколько кадров длиной по пять-десять секунд каждый: корреспондент, оказавшийся лицом к камере, сидит (или стоит), заинтересованно смотрит на своего молчащего в данный момент собеседника, слегка кивает и повторяет свои вопросы ему (по одному вопросу в каждом кадре).

Иногда бывает так, что корреспондент не может или не хочет повторять свои вопросы. В этих случаях очень помогает такой нехитрый прием: в очередном кадре корреспондент, «слушая ответ респондента», должен с видом крайней заинтересованности кивнуть, сделать вдох и приоткрыть рот, будто готовясь задать следующий вопрос. Самый же вопрос он «задаст» в следующем кадре, но находясь за кадром - в соответствующем фрагменте интервью. Однако, чтобы «восьмерка» сработала, респондент должен смотреть не прямо в объектив камеры, а несколько в сторону, на реального или воображаемого корреспондента.

Когда условия съемки таковы, что и респондент, и корреспондент находятся в кадре вместе, оператору придется озаботиться еще и следующим.

Расстояние между респондентом и корреспондентом и их взаиморасположение в кадре должны соответствовать содержанию интервью. Из популярной психологии известно, что все люди, общаясь на ту или иную тему, неосознанно (или, как говорят психологи, «подсознательно») очень точно выбирают, на каком удалении, и в какой позиции они сидят по отношению к собеседнику.

Если в план съемки входит одно или несколько небольших интервью с участниками события, необходимо заранее выбрать объекты и договориться с ними. Человек смущается, неожиданно оказавшись перед объективом камеры. Он краснеет, мычит, выдавливает из себя банальности или вообще отказывается говорить. Нужно предупредить его заранее и заручиться согласием.

Каждый вопрос «респонденту» (то есть интервьюируемому) должен быть:



  • интересен респонденту;

  • не оскорбителен в его понимании.

Освещение

Постановка света очень важна. При малой освещенности картинка теряет цвет и начинает «зернить», это может привести к тому, что у человека образуются синяки под глазами из-за теней, поэтому дополнительное освещение необходимо. Существуют три основных света (заполняющий, рисующий, контровой), остальные устанавливаются на усмотрение съёмочной группы (рис. 8).






    Рис. 8. Схема постановки света

Заливающий (заполняющий) свет

Мощность порядка пятисот ватт.

Такая лампа должна быть отнесена достаточно далеко от объектов и расположена высоко, чтобы никто не перекрывал сцену своей тенью. Если лампа дает слишком сильный свет, нужно направить ее в потолок, тогда отраженный свет будет мягче.

Рисующий свет

Мощность от сорока до ста ватт.

Эти источники следует располагать так, чтобы лица объектов освещались ими несколько сбоку — это придаст им рельефность и выразительность. Лампы должны быть разной мощности или располагаться на разных расстояниях от объекта съемки, чтобы левая и правая стороны лица были освещены с несколько разной интенсивностью. (Имитация естественного освещения, когда источник света — окно или солнце, — как правило, освещает объект съемки неравномерно).

Контровой свет

Мощность порядка сорока ватт.

Расположив такой источник света на полу за креслом, в котором сидит объект, его изображению можно придать объемность, а также убрать со стены тени от первых трех источников света.

Звук

Звук лучше писать с выносного микрофона, так как встроенный в камеру микрофон помимо речи записывает и шумы окружающей действительности. Не нужно покупать дорогостоящие профессиональные микрофоны. Для поставленных целей подойдут следующие виды микрофонов:



  1. микрофон с подставкой;

  2. ручной микрофон;

  3. микрофон-«петличка».

Хранилище видеоматериалов

После того как видеоролик готов, создаются три вида форматов этого ролика:



  • WMV. Файл WMV помещается в playlist и далее выводится на экран монитора. Видео также размещается в Интернете на сайте video.auditory.ru.

Планируется в скором времени выводить формат FLV для медленных каналов (от 500 до 1000 Кбит/с).

  • MPEG2 записывается на DVD диск. C помощью DVD дисков организовано хранилище отснятого и смонтированного видео.

  • DV для монтажа.

Можно организовать видеохранилище с помощью DVD дисков, на которые записывается видеоматериал в формате MPEG2. Видеоматериала будет много за длительное время существования студии, и со временем он будет только прибавляться. Такое количество дисков требует места

Такая организация архива может привести к потере диска и, как следствие, материал будет утерян.

Видео можно перекодировать обратно в DV формат и хранить материалы, которые будут дальше использоваться, на внешних винчестерах. Видеоматериалы, которые ценны только для истории, следует хранить на сервере или записывать их обратно на кассету.

Создание такого хранилища позволит структурировать накопившийся материал, Также это позволит, не теряя качество видео, сохранить его на достаточно долгое время.

Соблюдение технологии позволит достичь более высокого качества видеоматериала, предназначенного для выхода в эфир.
Видеокаталог VIDEO.AUDITORY.RU

Видеокаталог кафедры ЭВА представлен сайтом http://video.auditory.ru. На нём размещён весь материал, созданный видеостудией кафедры за время её существования (с начала 2006 г.) и предназначенный для широкой публики.

Отсюда можно скачать необходимое ПО для просмотра видеозаписей и узнать о предстоящих телетрансляциях. Здесь же осуществляется публикация всех видеозаписей, сделанных во время проведения телетрансляций (Рис. 7).



    Рис. 4. Видеокаталог video.auditory.ru – архив видеозаписей

Сами видеофайлы хранятся на телесервере и доступны посетителям видеокаталога в режиме On-Demand (по запросу).

Система управления эфирными телеканалами с эргономичным интерфейсом


Роль веб-приложений в жизни информационного общества постоянно растет. Веб-приложения – это будущее сети, программных приложений, сетевых архитектур и даже компьютеров и операционных систем. Приложения, основанные и ориентированные на работу в Internet, проникнут практически во все виды программ, которыми мы пользуемся сегодня. Естественно, растущие потребности требуют новых затрат, ресурсов и технологий. В рамках информационной системы телевещания, организованной на кафедре ЭВА (МИЭМ), был создан программный модуль, позволяющий систематизировать и упорядочить существующий видеоматериал и реализовать систему для формирования и управления эфирной сеткой телеканалов.

Информационная телевизионная система приема видео включает в себя: модуль преобразования формата принятого файла, каталог для хранения принятых файлов и модуль организации телевещания, так называемый – “playlist”.

Для организации вещания используется Windows Media 9 Series Streaming Server. Он получает потоковое видео в формате WMV и транслирует его. Изначально эфирный лист формировался как набор ссылок на расположенные в архиве видеофайлы, но это было весьма трудоемко, так как требовало специальных знаний, навыков и уровня доступа. Для устранения этих недостатков и было принято решение о создании данного сервиса.

Примененные технологии и особенности разработки


Модуль “playlist” расположен и функционирует в сети Internet. Поэтому при его создании учитывались особенности среды, в которой будет функционировать система. Для создания данного интерфейса были использованы: средства языка разметки HTML и XML, средства языков программирования Javascript, PHP и язык запросов к базе данных MYSQL. В проект включены готовые, свободно распространяемые скрипты, библиотеки и модули, упрощающие процесс создания, настройки и функционирования систем с подобными интерфейсами управления, например, библиотека языка php - XAJAX, обеспечивающая возможность использования и обращения к php функциям как к функциям JavaScript. При создании пользовательского интерфейса большое внимание было уделено эргономике проекта, чтобы работа с приложением была приятна, и не напрягала зрение пользователя.

Данный программный модуль интегрирован в каталог для хранения видео, его работа базируется на данных, получаемых из каталога видео. Все размещенные в видеокаталоге материалы, могут быть добавлены в Playlist на выбранный канал в список воспроизведения прямо из видеохранилища. “Playlist” реализован в виде трех ячеек, содержащих ссылки: содержимое каталога, содержимое “Playlist” данного канала, удаленные ссылки. В совокупности ссылки и ячейки представляют систему – Drag and Drop меню, которое реализовано средствами javaScript. В основе перемещений элементов лежит обработка событий, таких как: наведение на ссылку, нажатие кнопки мыши на ссылке, удержание кнопки и перетаскивание ссылки, отпускание кнопки. Каждое событие вызывает определенное действие, в зависимости от того, какими свойствами обладают перемещаемые объекты и объекты “цели”. Так, например, событие отпускание мыши приводит к записи ссылки в базу, если ссылку перемещают во второй контейнер, или удаление – при перемещении в последний. Все свойства, которыми обладал объект, сохраняются в специально созданном объекте javaScript, который может модернизироваться в процессе работы. Удаленные же из “Playlist” ссылки, сохраняются в буфере, созданном на javaScript. Поэтому всегда можно восстановить ошибочно удаленную ссылку, однако, после перезагрузки страницы, “откат” не возможен. Экспорт “playlist” для каждого канала в отдельности, в формате ТВ-сервера, производится автоматически и формируется в отдельном файле, к которому напрямую подключается Windows Media 9 Series Streaming Server, который и осуществляет трансляцию. В процессе разработки возникла стандартная проблема – различные браузеры обрабатывают элементы на странице по-разному. Существует ряд свойств, поддерживаемых не всеми браузерами. Для устранения этого недостатка были написаны функции, имитирующие необходимые свойства. Так как планируется дальнейшее развитие и модернизация системы, возникнет потребность в поддержке работы со временем и датой. При этом основой должно будет стать именно время сервера, а не клиента. Для этого была создана специальная функция, которая при загрузке приложения получает серверное время, а затем уже обрабатывает полученное значение динамически. Весь процесс управления вещанием происходит в режиме реального времени через сеть Internet, что позволяет управлять системой вещания удаленно, из любой точки мира и в любое время, где есть доступ к сети, при наличии соответствующих прав доступа.


Интерфейс “playlist

При создании “playlist”, помимо разработки эффективной программной части, особое внимание было уделено созданию продуманного, эргономичного, приятного и понятного пользователю интерфейса управления и навигации. Он напоминает стандартный интерфейс, используемый в таких известных продуктах, как: Microsoft Office и Microsoft Windows. Такой выбор обусловлен тем, что навыками, необходимыми для управления подобными приложениями, обладают практически все пользователи современного ПК, что позволяет сделать систему простой и понятной пользователю. Для этого был произведен анализ существующих web-технологий. Остановимся на их особенностях более подробно.


Современные тенденции в разработке интерфейсов WEB-приложений


В настоящее время в разработке WEB-приложений существует тенденция к разграничению клиентской и серверной части, этим и обусловливается повсеместное использование шаблонов, таких как Smarty и XSLT. Сейчас проекты становятся сложнее, и переплетать между собой различные технологии становиться слишком дорого и для разработчика. Так, например, все стили форматирования выносятся в CSS или в XSL-файлы, HTML или XML данные хранятся в других разделах, серверные обработчики – в-третьих, базы данных – в-четвертых. И если еще 5-6 лет назад практически везде можно было увидеть переплетение всего этого в одном файле, то сейчас это все чаще становится редкостью. При разработке более сложных проектов возникает необходимость в структурированности и удобочитаемости кода. Не следует засорять код программиста кодом верстальщика, а код верстальщика – правками дизайнера, и так далее. Возникает необходимость в разграничении работы. Так, например, дизайнер будет делать свою работу, верстальщик свою, программист свою, и при этом никто друг другу мешать не будет. В итоге каждому участнику проекта достаточно будет знать только те данные, с которыми ему придется работать. В таком случае производительность группы и качество проекта повышается в разы. В настоящее время эта проблема с успехом решается путем использования шаблонов, однако это тоже создает определенные трудности.

Рассмотрение среды Java Script


На сегодняшний день все веб-приложения работают по протоколу HTTP, по схеме клиент-сервер. То есть пользователь получает данные и далее, после внесения информации или ее изменений, они отправляются на сервер. В результате, вместо того, чтобы целиком сосредоточиться на работе с данными, обработать их полностью и, по завершении всех этапов преобразования, сохранить изменения на тот же сервер, пользователю приходится периодически отправлять данные на сервер, зачастую для проведения абсолютно примитивных операций, например, проверки правильности введенного e-mail. На практике это означает сплошные неудобства: ошибки при передаче данных, ошибки во введенной информации и, самое главное, потраченные нервы и время пользователя. Все это приводит к ухудшению качества трудовой деятельности и снижению продуктивности. Для того, чтобы хоть как-то облегчить работу с приложениями, был создан клиентский язык – Javascript. Благодаря нему существует возможность для перенесения определенного количества программной логики в HTML-страницу, что ускорит реакцию на действия пользователя. Но здесь есть один недостаток. Одна из проблем заключается в том, что как только JavaScript попадает в браузер пользователя, программная логика доступна для просмотра невооруженным глазом. До некоторой степени это не угрожает проекту, но при передаче конфиденциальной информации такое решение, зачастую, невозможно.

Вторым аспектом, который не способен решить Java Script является то, что серьезную программную логику в страницу поместить невозможно. Интерфейс для этого просто не предназначен. Вся логика должна находиться на уровне приложения, а это значит, приходится возвращаться на сервер. Сложности вызывает и тот факт, что Java Script поддерживается не всеми браузерами или не все пользователи включают ее поддержку. Поэтому проверка или обработка данных, реализация программной логики должны обрабатываться на сервере. Очевидно, что функций Java script в последнее время стало совершенно недостаточно, так как процедуру передачи и получения информации между сервером и клиентом язык упростить не смог. Передача существовала посредством методов GET и POST. Но на сегодняшний день существует намного более рациональный способ обмена данными между клиентом и сервером – объект языка Java Script – XMLHttpRequest. Этот объект впервые был реализован компанией Microsoft в виде объекта ActiveX, но сейчас он доступен как встроенный объект в некоторых браузерах. Этот объект позволяет с использованием JavaScript осуществлять HTTP-запросы к удаленному серверу без необходимости перезагружать страницу. По сути, HTTP-запросы отправляются и получаются полностью вне страницы, а пользователь их даже не замечает. Это позволяет достичь создания быстрого пользовательского интерфейса с сохранением при этом программной логики на сервере. Но технология на сегодняшний день еще не стандартизована, поэтому в различных браузерах она работает по-разному, либо не работает вовсе.


Ajax технология


К сожалению, средствами XMLHttpRequest можно лишь ускорить работу приложения, но улучшить интерфейс и создать иную систему работы с ним – невозможно. Улучшить ситуацию здесь помогает AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) – подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором web-страница, не перезагружаясь, сама догружает нужные пользователю данные. AJAX – один из компонентов концепции DHTML. Впервые об Ajax заговорили после появления в феврале 2005-го года статьи Джесси Джеймса Гарретта "Новый подход к веб-приложениям". Ajax – это не самостоятельная технология. Это идея, которая базируется на двух основных принципах. Использование DHTML для динамичного изменения содержания страницы. Использование XMLHttpRequest для обращения к серверу "на лету". Использование этих двух подходов позволяет создавать намного более удобные WEB-интерфейсы на тех страницах сайтов, где необходимо активное взаимодействие с пользователем. Использование Ajax стало наиболее популярно после того, как компания Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail, Google maps и Google suggest. Создание этих сайтов подтвердило эффективность использования данного подхода.

Возьмем классическую модель WEB- приложения:





    Рис. 5. Классическая модель WEB приложения



Клиент, набирая в строке поиска адрес интересующего его ресурса и попадая на сервер, делает к нему запрос. Сервер производит вычисления в соответствии с запросом, обращается к базе данных и так далее, после чего полученные данные идут клиенту и, в случае необходимости, подставляются в шаблоны и обрабатываются браузером. Результатом является страница, которую мы видим, и которую 80% населения страны, находящейся в WEB, называют Интернетом. Это классическая модель, которая успела себя зарекомендовать и заслужить себе почетное место под солнцем. Это самая простая модель взаимодействия и, как следствие, самая распространенная. Однако ее все чаще становиться недостаточно.

Теперь посмотрим на модель взаимодействия AJAX:




    Рис. 6. Модель взаимодействия AJAX

Последовательность действий клиента сохраняется, и он, скорее всего, не поймет того, что будет происходить. Но на стороне сервера все выглядит иначе. При обращении к серверу, генерируется страница, которая будет отображаться пользователю и предлагать ему совершить интересующую его последовательность действий. При сознательном (хотя и не обязательно) выборе клиента, его запрос будет обращаться к AJAX-модулю, который и будет производить все интересующие его вычисления и работу с сервером, как таковым. Но в чем же новшество? Основное отличие в том, что этот метод дает нам возможность динамически обращаться к серверу и выполнять интересующие нас действия. Например, нам нужно выполнить обращение к базе данных и получить интересующие нас данные, которые затем будем использовать. Данные мы будем хранить в XML-файле, который будет формироваться динамически. Так мы можем получить и обработать данные, полученные из БД, или что-нибудь другое, необходимое нам. К тому же сервер будет обрабатывать только те данные, которые нам необходимо обновить, а не всю страницу в случае ее перезагрузки.


Отрицательные черты Ajax и средства их устранения

  • Во-первых – передавать данные можно только методом GET, соответственно, затрудняется работа с большими объемами данных. Данная проблема имеет решения путем использования Сookies, что вполне приемлемо в случаях передачи данных, больших, чем может вместить в себя GET запрос, а Javascript, в свою очередь, имеет функции для работы с ними.

  • Вторая проблема – кросс-браузерность. Объект XMLHttpRequest еще не является частью какого-либо стандарта (хотя нечто подобное уже было предложено в спецификации W3C DOM Level 3 Load and Save).

  • И, наконец, защищенность. Основная проблема заключается в том, что все данные и исходный код JavaScript функций можно увидеть путем просмотра исходного кода страницы, и, соответственно, проследить логику выполнения запросов. Это создает рад проблем при передаче специальной информации, например, паролей для авторизации. Возможным решением являются Cookies, с их помощью можно пересылать и обрабатывать необходимые данные.


AJAX, с одной стороны, – огромный скачок в WEB инженерии, но, с другой стороны, это давно назревавший этап эволюции, который открыл новые горизонты в сфере разработки программного обеспечения. В тоже время эта технология еще довольно "сыра", но она постоянно развивается и улучшается, вместе с развитием Internet.

Класс RIA


Тенденция к усовершенствованию WEB интерфейсов постоянно заставляет крупные компании, работающие в этой сфере, разрабатывать и выпускать новые среды и модули. Одна из таких компаний – Adobe. Недавно она презентовала целый набор утилит и программ для разработки интерфейсов нового поколения. Называется этот набор Flex. Описывать систему самостоятельно не целесообразно, поэтому рассмотрим основные, наиболее важные характеристики, преимущества и отличия Flex, заявленные самим производителем.

Adobe Flex — технология для легкого и очень быстрого создания RIA, Rich Internet Applications. Flex — это родственная Flash технология, основанная на описании интерфейса приложения с помощью диалекта XML — MXML. Flex-приложение может компилироваться на сервере, а может — из IDE, как во Flash, результатом является swf файл, исполняемый Flash Player.

Отличие Flex от Flash. Достоинства Flex тесно связаны с его спецификой, MXML. Flash не позволяет создать настолько эффектный интерфейс, как это позволяет сделать Flex. Во Flash невозможна работа с динамическими данными, его возможности ограничены лишь загрузкой внешних роликов. Flex же в полной мере позволяет работать с быстро изменяющимися данными и обрабатывать их, в чем и заключается его основное преимущество. Хотя на сегодняшний день для многих задач привычного Flash вполне достаточно, в ближайшем будущем без систем, аналогичных Flex, обойтись будет невозможно. Например, в случае со строгими интерфейсами бизнес-приложений скорость разработки просто потрясающая. Также Flex славен своими графиками, компоненты для построения которых сделаны не только удобными для использования, но и в большинстве случаев выглядят очень приемлемо для использования. Пример — графики Google Analytics.

Все преимущество Flex-GUI в его фрэймворке (библиотека компонент), которая очень удачно спроектирована, вобрав в себя весь опыт предыдущих компонент. Другая составляющая - это компилятор mxmlc, который превращает mxml-код в обычный AS3-код, который, в свою очередь, компилируется в swf. Таким образом, Flex-GUI представляет собой связку удачно спроектированного фрэймворка, заточенного под mxml, и компилятора mxmlc.



Достоинства: Flex 2, помимо скорости разработки, предоставляет полные мультимедийные возможности Flash Platform : включая потоковое видео, звук (в том числе и программный), бинарные сокеты и большое число прочих новых возможностей ActionScript 3. Возможностей, которые, казалось бы, в 1,2 мегабайта запихать просто невозможно...

Недостатки: Отдельные части Flex технологии являются платными.

Сравнение и интеграция AJAX и Flex


Компания Adobe упростила разработку веб-приложений на основе AJAX и Flex. Она выпустила две библиотеки с открытым исходным кодом, которые должны упростить процесс разработки веб-приложений, одновременно использующих технологии Flex, Flash и AJAX.

Сравнивая две эти среды, можно выделить преимущества той или иной среды разработки. AJAX позволяет создавать веб-сайты, которые субъективно работают быстрее обычных. Ресурсы, построенные с применением технологии AJAX, позволяют выполнять многие действия без перезагрузки страницы. Это позволяет работать с веб-приложениями почти так же, как с традиционными программами. Однако внешний вид приложений, по-прежнему реализуется стандартными средствами HTML и CSS, украшенных изображениями в различных форматах и swf-роликами.



В свою очередь, Flex и Flash обладают рядом возможностей, которые отсутствуют у AJAX. В частности, поддерживаются работа с векторной графикой, кросс-доменный доступ к данным и прочее. Библиотеки Adobe должны установить своеобразный мост между Flex, Flash и AJAX. Но среда разработки Flex приложений является платной, что негативно отличает ее от технологии AJAX и других средств для создания web-приложений.

Вывод


Тенденции развития web-приложений направлены на то, чтобы работа с ними была максимально продуктивна, понятна, удобна, экономична, имела возможность интеграции с существующими системами и разработками. Несомненно, выполнение и реализация подобных задач средствами, разработанными боле 20 лет назад, уже не эффективна, а зачастую и невозможна. Будущее проектов, требующих адекватного интерфейса, работающего для пользователя и по его правилам, а не по правилам машины, за новыми технологиями. Технология компании Adobe - Flex вполне может выступать в качестве современного средства для выполнения поставленных задач. Учитывая скорость развития web, можно с уверенностью сказать, что разработка интерфейса, например, для системы телевещания, отличная возможность для применения Flex технологии. Несомненно, телевещание в Internet скоро будет совершенно обыденным явлением. Требования к качеству и возможностям такого вещания будут расти вместе с ростом всемирной сети. Работа подобных систем будет рассчитана на многомиллионную аудиторию, что потребует от них, помимо четко работающей технической части, доступного, приятного и понятного пользовательского интерфейса. Данный проект, на нынешнем уровне развития, не позволяет организовать вещание на многотысячную аудиторию, но является упрощенным прототипом таких систем, как You Tube или RamblerTV. Однако на его примере можно глубоко изучить все тонкости и особенности технологии вещания в Internet.





Смотрите также:
Интернет-телевидение в образовательной среде
287.81kb.
1 стр.
Интернет-телевидение: проблема трактовок и интерпретации
14.75kb.
1 стр.
Итоговые материалы международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»
80.18kb.
1 стр.
Управление корпоративной информационно-образовательной средой на базе интернет-технологий
37.13kb.
1 стр.
История развития детско-подростковой арт-терапии, как самостоятельного направления терапии искусством История развития арт-терапии в образовательной среде за рубежом История развития арт-терапии в образовательной среде за России
200.56kb.
1 стр.
Отчёт о проведении круглого стола «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде»
32.45kb.
1 стр.
-
241.18kb.
1 стр.
Добро пожаловать в Eurosport Player Интернет-телевидение Европы
33.35kb.
1 стр.
Программа Вступительного экзамена 8602. 01. 01;Пвэ. 01;1 Вступительный тест по иностранному (английскому) языку
47.31kb.
1 стр.
Какого оператора спутникого тв выбрать?
64.92kb.
1 стр.
Интернет и домашнее задание: за и против
64.52kb.
1 стр.
Гоувпо «мгус» интерактивное телевидение новая эра прямого маркетинга
102.05kb.
1 стр.